ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫУсадьба Остафьево была и остается притягательным местомдля всех, кому дорога русская история и культура. До настоящего времени вОстафьеве сохранились дворец с флигелями и галереями-колоннадами старинныйусадебный парк со знаменитой липовой аллеей, по преданию названной А.С.Пушкиным Русским Парнасом , и храм Живоначальной Троицы,расположенный при въезде в усадьбу.Построенный в екатерининскоевремя храм является памятником
архитектуры XVIII в эпохи классицизма. Построен он был на средства АнисьиГригорьевны - вдовы московского купца и промышленника Козьмы Матвеева, которыйвладел селом Рязаново с прилегающими к нему землями сельцо Климово и дер.Остафьево .Автор проекта храма, ксожалению, неизвестен.Церковь сложена из красногокирпича, оштукатурена, поставлена на белокаменном цоколе.
Храм состоит издвухсветного четверика и вписанной в него ротонды, которая завершена куполом счетырьмя люкарнами и небольшой главкой с крестом. С запада к четверикупримыкает трапезная с престолом Георгия Победоносца, которая служила зимнейцерковью.С востока к четверикупристроена алтарная прямоугольная часть - апсида. К трапезной присоединенаквадратная в плане трехъярусная колокольня.
Храм имеет три входа главный - назападном фасаде колокольни и два боковых - на северном и южном фасадах церкви.Интерьер храма не сохранился. По свидетельству прихожан церкви, в нейнаходились великолепные позолоченные паникадила, канделябры, изящные люстры сосвечами и пр. Стены храма украшала резьба по дереву с позолотой, изображавшаявиноградную лозу.В новопостроенную каменнуюцерковь в Остафьеве из старой деревянной
Георгиевской церкви с.Рязаново былперенесен престол Св.Великомученика и Победоносца Георгия.По благословению МитрополитаМосковского и Калужского Платона Левшина церковь в Остафьеве была освящена 1июля 1782 г. во имя Живоначальной Троицы с приделом ВеликомученикаГеоргия . В Клировых ведомостях
Подольского уезда за 1830-40-е годы даноее описание Зданием каменная с таковою же колокольней. Покрытажелезом, крепкая. Престолов в ней два в настоящей холодной - во имяЖивоначальной Троицы, в теплом приделе - во имя Великомученика Георгия. Утвариюдостаточна. Причта положена по штату издавна священник один, дьячок ипономарь .
Из метрических книг иКлировых ведомостей храма Живоначальной Троицы известно, что к приходуотносились с.Остафьево кн.П.А.Вяземского сельцо Никульское и Рязановогенеральши П.С.Окуловой д.Молодцы кн.Е.И.Горчаковой д.Сырово Экономическогоказенного ведомства Добрятинской волости. Всего в приходе состояло около 140дворов с 1354 чел.
К концу XIX в. церковьобветшала. В 1893 г. на средства И.И.Баскакова, владельца камвольно-прядильнойфабрики в Рязанове, храм был заново оштукатурен и побелен. В интерьере сделаныдва новых позолоченных иконостаса по рисункам известного архитектораА.С.Каминского.В приделе Св.Георгия былпоставлен новый престол, который 26 сентября того же года освящен протоиереемМосковской
Петропавловской Басманной церкви о.П.Казанским в служении четырехсвященников. В 1900 г. в храме художником К.М.Волковым были реставрированыросписи.История остафьевского храматесно связана с родом кн.Вяземских. Они постоянно заботились о храме исвященнослужителях производили ремонт церкви и изб церковнослужителей,обеспечивали их жильем, дровами, выплачивали ежегодное жалование.
В 1866 г.была сооружена новая церковная ограда в 1870 г. отремонтирован колокол.Вяземские дарили в храм иконы, кресты, церковные книги, свечи, денежныесредства. Они заказывали молебны о здравии, о долгоденствии, о путешествующих,о болящих, о сгоне скота на пастбище и др. После молебнов Вяземскиеустраивали угощения для дворовых и крестьян, одаривали их одеждой, выдавалиденежные пособия сиротам, инвалидам, по старости лет, новобрачным и пр.
В храме хранились иконы,связанные с печальными событиями в семье П.А.Вяземского, с болезнью и смертьюего дочерей икона Св.Параскевы - в связи с кончиною княжны Прасковьи Петровны в Риме икона ПреподобногоСергия - в связи со смертью княжны Надежды Петровны в Баден-Бадене . Обедочери умерли на 19-м году жизни.
У паперти церквирасполагались могилы трех малолетних сыновей Петра Андреевича - Николая, Петраи Андрея.Судьба церкви измениласьпосле 1917 г. Согласно Декрету Совнаркома РСФСР от 23 января 1918 г. Оботделении Церкви от государства и школы от Церкви и затем послеутверждения Инструкции об отделении Церкви от государства в 1928г храмы стали повсеместно закрывать и использовать
помещения подкультурно-просветительные учреждения и для хозяйственных нужд.По решению Мособлисполкомабыло решено закрыть остафьевскую церковь и передать помещение храма под клубрабочим Рязановской фабрики. Против этого решительно выступила Е.П.Шереметева урожд. кн.Вяземская . На заседании Церковно-приходского Совета она произнесластрастную речь, призывавшую защитить храм от поругания.
После чего верующиекатегорически отказались закрыть церковь. В конце января 1929 г. ЕкатеринаПавловна умерла и была похоронена у северной стены алтарной части храма. Нынеее могила воссоздана.В 1937 г. храм все-такизакрыли. Священника и псаломщика репрессировали. Судьба их неизвестна. Колоколасняли, главки с крестами уничтожили. Ценные предметы интерьера и церковногоимущества вывезли
соответствующие учреждения и частично расхитили. Иконысожгли, некоторыми были выстланы полы в остафьевской школе. На территориицерковного кладбища были осквернены захоронения, в т.ч. священников храма икн.Вяземских. В церкви устроили склад, зернохранилище. Во время ВеликойОтечественной войны здесь находилась столовая и кухня для летчиков.В послевоенные годы в церквиразмещались швейный и другие цеха промкомбината.
Возрождение храма началось в1991 г когда по настоянию вновь созданной Православной общины его передаливерующим. В день Св. Николая Чудотворца 22 декабря 1991 г. в храме быласовершена первая за последние полвека Божественная литургия. Богослужениевозглавил благочинный церквей Подольского округа протоиерей отец АлександрГабана.
Это была также первая служба в остафьевской церкви ее настоятеля,священника о.Михаила Василенко.В 1992 г. было начатовоссоздание купольно-стропильной системы и главок над церковью и колокольней.Были установлены металлические позолоченные кресты, оштукатурены и побеленыстены, восстановлены двери, окна и ограда. Приобретено церковное оборудование.Ко Дню Святой Троицы 30 мая 1999 г. в храме была завершена роспись трапезнойхудожником-монументалистом
А.Воронковым, по аналогу росписи Собора РождестваБогородицы в с.Ферапонтово Вологодской области, выполненной прославленнымхудожником-иконописцем Дионисием с сыновьями 1500-1501гг Роспись включаетфрагменты известных произведений древнерусской иконописи к XIV-XV вв. Святой Георгий Победоносец поражает копьем Змия , СвятаяТроица , Божия матерь с младенцем , Успение
ПресвятойБогородицы и др.При храме работает воскреснаяшкола и библиотека.Ежегодно в усадьбе Остафьевов первое воскресенье июня проводитсяПушкинский праздник поэзии в честь рождения великого поэта, а в начале февраля отмечается день поминовенияА.С.Пушкина. В эти памятные дни в усадьбу приезжают потомки поэта и все те, длякого имя Пушкина дорого и священно.Пушкинский праздник поэзииначинается с богослужения в храме
Живоначальной Троицы, затем совершаетсякрестный ход к памятнику А.С.Пушкину в старинном остафьевском парке.В заключение хочется привестислова гр.С.Д.Шереметева, открывшего в 1899 году в Остафьеве общедоступныйисторико-литературный музей. Пока еще уцелели такие уголки живанаша Русь верная своему историческому прошлому .СтатьяЗ.Е.Кирюшиной, Зав. сектороммузея-усадьбы Остафьево
ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |