Федеральное агентство по образованию Российский государственный гуманитарный университет Факультет истории искусств Курсовая работа на тему Сравнительный анализ и описание картины Ван Гога Красные виноградники в Арле 1888 и картины Гогена Сбор плодов 1899. Выполнила студентка 1 курса Махова Полина Преподаватель Е. А. Якимович Москва 2004
Целью курсовой работы является сравнение и описание двух известных картин, которые представлены в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Одна из них называется Красные виноградники в Арле Холст, масло. 0,75х0,93, написана великим художником Винцентом Ван Гогом в ноябре 1888 года. Вторая картина -
Сбор плодов Холст, масло. 130х190 художника Поля Гогена, созданная им в 1899 году. Обе картины написаны практически в одно время, в конце 19 века, с разницей чуть более 10 лет. Художники выбрали одну и ту же тему труда собирание плодов или осеннего урожая, но подход к художественно-пластическому и композиционному решению живописного полотна у каждого мастера разный, равно как и образная интерпретация сюжета принципиально различна. На примере их работ можно составить впечатление о таком
направлении в европейской живописи как постимпрессионизм. Думается, важно и знание биографии этих знаменитых художников, которая в определенной мере дает понимание особенностей их жизни и творчества, без чего не возможен правильный анализ их живописи. Именно с фактов биографии каждого художника следует начать написание курсовой работы. Поль Гоген родился 17 июня 1848 года в Париже. Юношеские впечатления, связанные с путешествиями в другие
страны, рано пробудили у Гогена интерес к экзотическому и неизвестному. Однако он начинает свою карьеру в Париже весьма прозаически. Зарабатывая большие деньги служащим банка, он начинает коллекционировать картины импрессионистов, в свободное время рисует сам, посещает Академию Коларосси. Ранние работы Гогена 1870 сер. 1880-х гг. выполнены в духе импрессионизма.
В них чувствуется подражание пейзажам Писсарро, композициям Огюста Ренуара, морским видам К. Моне. В 1883 году Гоген решительно порывает с прежним образом жизни, покидает банк и всецело посвящает себя искусству. По существу, вся его дальнейшая жизнь это история упорного труда, поисков идеала, стремления найти свой живописный стиль. Обстановка постоянной нужды и неустроенности заставляют переезжать художника
с места на место. Картины, выполненные во время путешествий Гогена 1883 1887 гг говорят о начавшемся отходе от импрессионизма, о стремлении к упрощенной форме, декоративности, большей локальности чистоте и яркости цвета. Поиски новых форм выразительности усилились во Франции, в Порт-Авене, где он работает с весны 1886 года. Октябрь 1888 начало 1889 года художник провел в
Арле, куда он приехал по приглашению Винцента Ван Гога. Попытка совместной работы и сближения между этими во многом противоположными талантами потерпела провал и закончилась трагически. Позже Гоген уезжает из Франции и отправляется на далекие острова Полинезии. Время пребывания среди одного из племен Океании народа маори в 1891 -1893 гг. и 1895-1901 гг. на
Таити, в 1901 1903 гг. на острове Доминик является наиболее зрелым, ярким и значительным периодом в творчестве Гогена. Художник с увлечением работает над созданием картин и скульптур, пишет и оформляет свою книгу Ноа-Ноа. Изображая таитян, их быт, обычаи, религиозные обряды, он находит художественные приемы, позволяющие полнее передать своеобразный колорит Полинезии, совсем особый, отличный от Европы ритм жизни, характерный облик народа маори.
Яркие и чистые краски сочетание поверхностей желтого, красного, лилового, зеленого цветов создает впечатление интенсивного солнечного освещения даже тогда, когда само солнце, а иногда и небо, не показано на его картинах. Золотистые тела полуобнаженных маори даны в простых и естественных позах. Упрощение и стилизация приводят к появлению произвольных декоративных мотивов. В конце августа 1893 года Гоген возвратился во Францию.
Здесь он получил наследство, что позволило ему в Париже снять ателье и приступить к работе. Гоген работает то в столице Франции, то в Бретани, посещает Брюгге 1894, а позднее Копенгаген, где в последний раз встречается с семьей. В 1894 году в ссоре с матросами Гоген получает травму, после чего попадает в больницу, где его спутница, монмартрская танцовщица покидает его, отправляется в
Париж, расхищает имущество мастерской и бежит. С трудом, собрав средства, Гоген в 1895 году вновь покидает Францию, на этот раз навсегда, и уезжает на Таити в Пунаауи. И снова упорная работа, борьба за существование, страдания, голод. Тяжело переносит Гоген известие о смерти дочери. Недоумение и враждебность, с которыми публика встречает его картины, усиление болезни доводят художника до отчаяния.
Он пытается покончить с собой в 1898 году. Но именно в этот тяжелый период жизни, Гоген создает наиболее известные свои картины Женщина под деревом манго, 1896. Жена короля, 1896 и др В 1901 году он приезжает на остров Доминик, поселяется в Атуане и строит на сваях дом радости. Симпатии к местному населению побуждают Гогена открыто выступать против несправедливости, творимой
местной администрацией. Постоянные конфликты с колониальными властями кончаются нападками и возбуждением против него уголовного дела. Ни на чем не основанный приговор к трем месяцам тюрьмы и штрафу в тысячу франков Гоген не успевал опротестовать. Тяжелобольной, доведенный до отчаяния, он умирает 8 мая 1903 года. Винцент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в Гроот Зундерт в семье пастора. В десятилетнем возрасте
Ван Гог уже делает первые зарисовки с натуры и с увлечением копирует приглянувшиеся ему литографии. В 1880 году двадцатисемилетний Ван Гог, художественные данные которого проявились рано, принимает решение стать художником. Для обучения живописи он отправляется в Брюссель, а затем с конца 1881 по 1883 год живет в Гааге, где на первых порах его наставником является дальний родственник художник, пейзажист и анималист
Антон Мауве. К этому времени относятся картины Ван Гога, исполненные маслеными красками. Наиболее значительные работы первого, так называемого голландского периода творчества Ван Гога, где уже ярко проявились напряженные поиски живописных средств, с помощью которых можно передать, прежде всего, эмоции и чувства, написаны были художником в маленьком местечке Нуенен, где в течение двух лет с декабря 1883 года работал
Винцент. Портреты крестьян и в особенности картины, рисующие труд простых людей из провинции, запечатлели ужас и боль, которые испытывал художник, наблюдая их безрадостную жизнь. В декабре 1885 года Ван Гог покидает Нуенен и уезжает в Париж. Пребывание в Париже март 1886 февраль 1888 это время приобщения художника к важнейшим явлениям художественной жизни Франции, знакомство с выдающимися живописцами, с их поисками и открытиями.
Большое впечатление на него производят также работы импрессионистов, хотя метод самого Ван Гога строится не на фиксации зрительных, в частности, цветовых впечатлений от предмета, зависящих от световых и атмосферных условий, а на поисках экспрессивной формы, вызывающей эмоции и чувства, рожденные у художника впечатлениями от окружающей действительности. В феврале 1888 года Ван Гог покидает шумный Париж и поселяется на юге
Франции в маленьком провинциальном городке Арль. Здесь он создал замечательные пейзажи с видами Арля и его окрестностей. Напряженный труд способствует усилению болезненного состояния Ван Гога. Позже чувствуя свое одиночество, больной и отчаявшийся, он принимает добровольное решение уйти в лечебницу в Сен-Реми. Находясь в больнице в течение года, и, пользуясь относительной свободой, Ван Гог в перерывах между обострениями болезни продолжает работу.
Через пять дней после выхода из больницы, 21 мая 1890 года, Ван Гог поселяется в Овере-на-Уазе. За состоянием здоровья Винцента в это время следит его друг художник и знаток искусства доктор Гаше. Однажды Доктор Гаше застал Ван Гога с револьвером, но не отобрал у него оружия. Через несколько дней, пытаясь покончить жизнь самоубийством,
Винцент стреляет в себя. Смертельно раненный, он умирает 29 июля 1890 года. Импрессионисты впервые в истории живописи ставят и успешно решают важную колористическую задачу, которая заключается в сопоставлении на холсте цветовых рефлексов, увиденных в реальной воздушной атмосфере. При глубоком или подробном пленэрном анализе свето-воздушной атмосферы импрессионисты не ставили глубоких идейных задач в создании художественного образа. Главное стремление передать сиюминутное впечатление
от увиденного реального мотива. В их искусстве реальное пространство и время не претерпевали никаких изменений, оставаясь реальными, как в повседневной жизни. Более того, и сам цветовой анализ окружающего мира производился с целью наиболее правдивой передачи в живописном образе увиденной окружающей действительности. При условии нового колористического отношения импрессионистов к природе и к живописи, постимпрессионисты
стали смотреть на мир принципиально иначе, нежели их учителя, представители импрессионизма. Мир для постимпрессионистов наполнен глубокими смыслами, которые они хотели черпать из окружающей действительности, и выражать их в создаваемых живописных образах. Поэтому в первую очередь претерпевали качественные смысловые изменения такие категории, как пространство и время. Рассмотрим интересующие нас картины Красные виноградники в
Арле. Изображена сельская местность с виноградниками, на уборку которых вышли местные женщины. На переднем плане изображены три сборщицы винограда в сине-зеленых платьях, за ними фигуры других женщин в аналогичной по цвету одеждах, контрастирующих с насыщенно красным цветом виноградников. В правой части картины изображена, бликующая на солнце вода реки, течение которой дугообразно по отношению к берегу. На втором плане изображение несколько женщин, занятых сбором винограда, построено так, что
они образуют с персонажами первого плана круговую композицию, являющуюся центром картины. На заднем плане изображена телега, с впряженной лошадью и сидящем в ней человеком, за ним простирается желтая нива. Линия горизонта с низким и ярко святящим солнцем резко разделяет пространство картины на две неравные по размерам композиционные части. Главное в этой картине для Ван Гога цвет. В его живописной манере все равноправно и слито в один яркий ансамбль круговая ритмичность
постановки персонажей, движение, в котором показаны персонажи, насыщенные цвета контрастного характера, рельефная фактура живописного мазка, нервная пульсирующая линия, экспрессивная форма. Доминируют три преувеличено ярких цвета желтый, красный и синий, имеющие символическое значение и выдающие эмоциональный настрой художника. Теплый желтый цвет для Ван Гога символизирует тепло и радость, доброту и счастье человеческой жизни, синий цвет, доходящий
почти до черно-свинцового тона был выражением чувства печали, тоски и отчаяния. Эмоциональные и психологические возможности колорита для Ван Гога- предмет постоянных размышлений, об этом он пишет в своих письмах Я надеюсь совершить в этой области открытие, напр выразить чувства двух влюбленных сочетанием двух дополнительных цветов, их смешением и противопоставлением Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого
тона на темном фоне. Картина написана в пастозной манере - мазки неровные, большие и маленькие, но всегда рельефные и выразительные в своей изломанной форме. Активная экспрессивная форма живописной структуры картины делает простую будничную сцену сельского труда подобной жестокой схватке человека с природой. Красный колорит только усиливает тревожное чувство, исходящее от картины.
Сбор плодов. Этот монументальный холст посвящен той же самой теме труда. Изображены деревья с крупными и зрелыми плодами и три стоящих полуобнаженных женщины. Одна из них держит в сложенных руках букет белых цветов, в центре таитянка держит поднос с красными плодами, справа женский персонаж срывает плоды с дерева. В правой части композиции изображение обнаженного всадника на лошади.
В правом нижнем углу изображение лежащей собаки и двух щенков. Размеренный и спокойный ритм расстановки персонажей по принципу фронтальной фризообразной композиции, статичность и вневременная характеристика изображенных островитян, удивительный по колориту золотисто-желтый цвет придают картине не только торжественный характер, но и философское звучание. Во всем чувствуется мистическая близость людей с растительным миром
Природы и космосом. Статичность композиционной схеме придает равномерное сочетание вертикалей и горизонталей. Композиция картины построена по круговой схеме, определяемой согнутой спиной всадника, возвращающей взгляд зрителя к женским фигурам. Растения круглой формы подчеркивают композиционные особенности авторского построения картины. Несмотря на то, что Ван Гог и Гоген выбирают одну общую тему для написания своих картин, они трактуют ее совершенно по разному. Различия в интерпретациях двух творческих подходов обнаруживаются
в первую очередь в разнице формального строя и размеров полотен. Так картина Ван Гога взята в небольшом станковом формате, реальный пейзаж и фигуры не претерпевают значительных изменений, за исключением экспрессивной манеры в их визуальной передаче. Напротив, крупный размер произведения Гогена приближает его к монументальному панно, а фигуры и пейзаж, на фоне которого они изображены, обобщены и значительно стилизовангы.
У Гогена изображенные люди уподоблены статуям и находятся в статичных позах, хотя и показаны в разных ракурсах, создающих некоторую имитацию движения. Произведение Ван Гога в пространственном смысле уплощено, хотя и имеет перспективную глубину. У Гогена же наоборот картинное пространство складывается из строго параллельных, максимально сжатых планов. Однако, поскольку оба художника являются представителями направления постимпрессионизма, несмотря
на отмеченные различия в произведениях есть и известные содержательные и образные сближения. Каждый художник в изображенном мотиве стремится увидеть более глубокий смысл, чем просто зарисовать увиденный сюжет и отразить свои зрительные впечатления. Самое же большое сходство между работами Ван Гога и Гогена заключается в специфическом колористическом подходе к созданию художественного образа, так как
у обоих художников цвет главное выразительное средство, имеющее сильную эмоциональную нагрузку. Но живописные методы Ван Гога и Гогена отличаются друг от друга. Ван Гог сохраняет открытый активный мазок, не скрывая его фактуры, что говорит о его импульсивности, как человека. При этом рисунок играет ограниченную роль, четкость, реалистичность в изображении фигур совершенно не важна. У Гогена же живописная фактура максимально сглажена и выстроена на основе синтеза
лаконичных цветовых плоскостей. Поэтому и рисунок у него приобретает значительно более важную роль в передаче образа персонажей. Для Гогена важна общая символическая завершенность живописного образа в композиции. Ван Гог же, наоборот, идет в композиционном построении от живой натуры, с этим в частности связана определенная динамичность композиции, отмеченная некоторой диагональной неуравновешенностью и неравномерным делением живописной плоскости картины линией горизонта, которая связана с высокой точкой
зрения. В произведении Ван Гога отсутствуют кулисы, которые всегда придают большую долю статичности. У Гогена строго фронтальная композиция, где отсутствует линия горизонта. Его композиционное построение имеет ярко выраженные кулисы, роль которых в левой части выполняет ствол дерева, а в правой - всадник на коне, повернутые строго горизонтально. Кулисность подчеркнута симметричностью изображенных фигур с выделением осевой линии, роль которой выполняет
правая крайняя женская фигура. Ван Гог в отличие от Гогена не навязывает своему сюжету, взятому из жизни, никакого дополнительного содержания или идеи, взятой извне. Он стремится извлечь образное содержание из самой натуры. Красным цветом виноградников художник пытается передать характер тяжелых сельскохозяйственных работ под лучами палящего солнца. Несомненно, цвет также выражает и настроение самого художника, думается,
что красный означает неспокойное состояние человека. Как мы знаем из биографии Ван Гога, он был одинок и тяжело болен. У Гогена напротив реальному жизненному мотиву присваивается содержание, почерпнутое не из самого мотива, а из древней сакральной традиции, Святого писания. Мотив сбора плодов у Гогена трактуется, как райское событие - картина приобретает символический смысл.
Общая символика содержания картины определяет данную сюжетную сцену, как сцену в раю. Это значит, что события во временном аспекте представлены в картине Гогена как история первых дней Божественного творения. Что в частности доказывается мотивом собаки со щенками. Поэтому и все живые персонажи и все неодушевленные атрибуты в данной сюжетной композиции приобретают
всеобщий изначальный смысл смысл сотворения мира, возникновение всего живого на Земле. Точка зрения, что здесь представлена сцена в раю может быть интерпретирована двояко в Новозаветном ключе, с точки зрения христианства или в Ветхозаветном. Думается, более верным является последнее, что опять же доказывается мотивом щенков, аллегорически знаменующих идею рождения или сотворения.
Благодаря ветхозаветному взгляду все представленные на картине живые персонажи и неодушевленные предметы приобретают особый смысл - смысл праздничного ритуала, священного действия, воссоединения природы и человека, как части ее. То есть все присутствующие в картине персонажи и предметы наделяются художником высоким символическим обобщением, смысл которого в единении одушевленной и неодушевленной природы в общий, наполненной божественной гармонией, мир. Например, лошадь знаменует собой царство животных, желтый
фон царство света, растения царство растительного мира, плоды акт плодоношения или первичный созидательный факт, так же как и щенки с собакой. Красно-оранжевый куст, справа напоминает нам о стихии огня. Единственное, что не изобразил Гоген в своей картине это вода, которая обладает стихийностью движения, и внесла бы в картину динамику. Земля, трактованная, как постамент для скульптурных фигур означает стихию почвы. Наконец три женщины, фигуры которых выстроены, как бы по принципу древнего египетского
фриза, символизируют собой приношение даров Природы, которыми мир одаривает человека. Женщина в центре смотрит на плоды в руках своей соплеменницы, одновременно протянув руки к плоду на дереве, поэтому для нее срываемый плод является божественным даром природы, а не заветным запретным плодом грехопадения. То есть Гоген по своему интерпретирует ветхозаветную историю, что вообще свойственно искусству рубежа 19 20 веков. Всадник на лошади символизирует единение человека с природой, что в сюжетном
плане выражено не только тем, что он сидит на лошади, но и движением его тела, которое словно вторит движению животного. Главный смысл в новейшей живописи рубежа 19-нач. 20 века передается не сюжетом, а возможностями самой живописи. Характерны яркие, насыщенные цвета, в которых художник пытается выразить свое отношение к запечатленному событию. Однако и для Ван Гога представленное событие со всеми его персонажами и пейзажным окружением
так же несет символический смысл. Художник не считает, что сбор винограда может быть представлен как библейское событие, это для него - конкретное явление повседневной жизни, хотя и приобретающее характер некоей вечной истины. Именно поэтому для Ван Гога запечатленная сцена приобретает вневременное значение. Но при этом мастер не стремится уйти от реальной жизни или представить ее участников в качестве абстрактных величин. Ван Гог старается сохранить динамику присущую реальному миру, он так же сохраняет реальную
жизненность персонажей. Недаром Ван Гог придает огромное значение воде одной из самых изменчивых, наделенной высокой подвижностью стихий. При сохранении жанровой конкретности запечатленного сюжета для Ван Гога, так же как и для Гогена все составляющие несут глубокий символический смысл, о котором написано выше. Прежде всего, у Ван Гога это выражается в интенсивности колористических отношений, именно цветом он пытается передать смысловую насыщенность реального события.
Оба художника считают сбор плодов важным событием земного бытия, поэтому не раз обращаются к этой теме. В связи с тем, что Ван Гог идет от самой натуры и пытается сохранить ее реальное состояние, он не вносит изменений в свето-воздушную атмосферу. Тем самым художник не порывает окончательно связь с предшествующими ему мастерами импрессионизма. А Гоген стремится конкретизировать пленэрные впечатления до такой степени, что они уже по существу теряют свой непосредственный натуральный характер.
Тем самым Гоген как бы задним числом переключается с импрессионизма на символизм. Мастер использует локальные цвета, скорее всего, заимствует свой колористический метод в средневековых перегородчатых эмалях, так же работа локальными цветами восходит к средневековым витражам и гобеленам. В заключении необходимо сказать, что в картине Ван Гога Красные виноградники в Арле при общей вневременной философской характеристике сюжета остается чувство
жизни, правдоподобия и присутствует яростная жажда художника быть включенным в общий жизненный ритм со всеми его тяготами и радостями. В картине Поля Гогена Сбор плодов чувствуется отстраненность мастера от изображенных персонажей, это словно прекрасное видение и греза наяву, соответствующая мистическому настроению художника и воплощающая его представления о божественности всего сущего в мире. Эта картина словно миф о сотворении мира.
Список литературы 1. Кочик О. Я. Мир Гогена. М изд. Искусство, 1991. 2. Ван Гог. Альбом. Авт сост. Смирнов Н. Н. М изд. Изобразительное искусство, 1976. 3. Перрюшо А. Гоген. Из серии Жизнь в искусстве. М изд. Искусство, 1979. 4. Шапиро Ю. Г Персианова О. М. и др Пятьдесят кратких биографий мастеров западноевропейского
искусства 14 19 вв. Л изд. Аврора, 1971. 5. Кантор-Гуковская А. С. Поль Гоген. Жизнь и творчество. Л М изд. Советский художник, 1965. 6. Популярная история живописи. Западная Европа. Авт сост. Дятлева Г. В Хворостухина С. А. и др М изд. Вече, 2001.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Желудочковая система головного мозга |
Реферат | Дыхание человека |
Реферат | Законы сохранения симметрии |
Реферат | Модели системы кровообращения |
Реферат | Екологія бактерій |
Реферат | Нейросекреторные клетки |
Реферат | Гигиена воды |
Реферат | Геология как наука |
Реферат | Молекулярные основы наследственности |
Реферат | Гипотеза возникновения человечества |
Реферат | Гигиена и охрана голоса детей |
Реферат | Действие низкой температуры на растения |
Реферат | Головоногие моллюски |
Реферат | Правовые аспекты ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними и недееспособными лицами |
Реферат | Происхождение Земли. Мифы и теории |