Р Е Ф Е Р А Т студентки факультетаЭА Долгиревой НатальиВладимировны на тему Сравнение цивилизации, формации икультуры План 1. Цивилизация и культура. 2. Понятие формации 3. Понятие цивилизации 4. Цивилизация и формация какразные среды в развитии общества. 5. Заключение Попробуем сравнить три важнейшихпонятия в жизни человека цивилизация, формация и культура. Понятие цивилизации тесносопряжено с понятием культуры, причем не только в негативном смысле, но и
в позитивном плане, т.е. противопроставляется культуре, как материальное, техни- ческое - духовному, как стандартное и бесчеловечное - уникаль- ному и гуманному. О.Шпенглер рассматривал цивилизацию, как упадок культуры Цивилизация есть неизбежная судьба культу- ры логическое следствие, завершение и исход культуры . Но такое противопоставление не является адекватным отражением противоречий современного мира.
Цивилизация есть социокультур- ное образование, и этим она отличается от формации, окружающей систему социальных связей безотносительно к культуре. Отсюда вытекает сама возможность использования понятия цивилизации для характеристики конкретных пространственно-ограниченных об- ществ с их своеобразной культурой. Иначе говоря в мире сущест- вует не одна, а множество локальных цивилизаций, способных сохранять свои типичные особенности в различных общественных формациях.
Противопоставление цивилизации и культуры коренится в глу- бинных противоречиях развития цивилизации, порождающее в ходе своего развития насилие, войны, разрушение и гибель культур, отчуждение и эксплуатацию, богатство одних и нищету других. И все-таки противопоставление культуры и цивилизации теоретичес- ки неправомерно, ибо без культуры существование цивилизации немыслимо, поскольку она теряет тогда своего субъекта - чело- века, способного воспроизводить условия цивилизации и разви- вать ее.
Многообразие культур в рамкахцивилизации не исключает на- личия у них общих моментов, общих проблем, общих принципов, например, принципов гуманизма, во-первых, и взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур - во-вторых. То, что эти процессы протекают не без противоречий, не отменя- ет их значения для прогресса цивилизации. Ведь и различные об- щественные формации - каждая по своему - вносят свой вклад в развитие цивилизации. Формация и цивилизация разныесреды в развитии общества как
целостной системы. Как нельзя познать механизм развития любого общества, исследуя только базисные факторы и опустив надстроечные, так невозможно и понять секреты управления об- щественным развитием, ориентируясь либо только на формацион- ный, либо только на цивилизационный аспект в его динамике. Формация - социоэкономическая категория, цивилизация - социо- культурная. Понятие формации имеет значениекак системообразующего на- чала всего социально-экономического и политического
строя дан- ного общества. Формации различаются по доминирующим формам собственности.Переход от одной формации к другой обусловлен сменой форм собственности на основные средства производства, происходящей под влиянием прогресса производительных сил, отк- рывающего новые материальные возможности для человеческой дея- тельности, для формирования общественных отношений. В понятии цивилизация объединяютсясоциальные и культурные аспекты жизни общества, цивилизация представляет
собой этап истории, начинающийся вместе с выходом истории из естественно- го, т.е. первобытного, состояния и развивающемся далее на ос- нове им самим создаваемых предпосылок, что она характеризует преемственность в развитии общества. Вместе с тем настойчиво утверждалась мысль, что фактически в истории существуют раз- личные цивилизации, так сказать формационные капиталисти- ческая цивилизация, коммунистическая цивилизация и т.п. В ито- ге цивилизационный подход терял свою относительную самостоя- тельность и подчинялся
формационному, а понятие цивилизации становилось подсобным, нужным лишь для выполнения некоторых аспектов общественно-экономической формации. Если теория фор- маций ориентирована на выявление закономерностей, присущих об- ществу на различных этапах истории, а так же его структуры на каждом из этих этапов, то цивилизационный подход решает совер- шенно иные познавательные задачи. Две из них являются главны- ми. Первая - это анализ социальных механизмов деятельности лю- дей, обеспечивающих
саму возможность существования общества на данном, т.е. цивилизованном уровне, уберегающих его от рас- пада и одичания. Эти механизмы постоянно развиваются, совер- шенствуются или устраняются. Если тот или иной механизм устра- няется, то начинается деградация связанных с ним социальных структур.Каждая последующая формация является и шагом вперед в развитии цивилизации, а не посягательством на ее основы. Ги- бель тех или иных цивилизаций в прошлом не останавливала исто- рического движения, потому
что это были локальные катастрофы. Прогресс цивилизации при всей его противоречивости все-таки связан с развитием исовершенствованием ее социальных механиз- мов. Эти механизмы обеспечивают для жизни современного общест- ва развитие производительных сил, техники, науки, поддерживают соответствующую динамику общественных отношений. Вторая задача, которая решаетсяцивилизованным подходом к истории выявление ее человеческого измерения,
механизмов формирования личности цивилизованного человека, анализ культу- ры, как меры развития человека, его способности к деятельнос- ти. Понятие цивилизации шире понятия формации, однако эту ее объемность нельзя рассматривать упрощенно нельзя скажем ут- верждать, что цивилизация - это формация плюс сфера культуры данного общества. Различия между этими категориями обусловлены еще неадекватностью структурных связей между явлениями и про- цессами. Итак, такие понятия какцивилизация, формация и культура нельзя
уравнять, но в то же время они тесно связаны между со- бой. Используемая литература Цивилизации подредакцией М.А.Барг 1 и 2 выпуски
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |