Самодеятельные хоровые коллективы как вид музыкального искусства и часть духовной культуры общества 1. Хоровые самодеятельные коллективы: задачи, функции, специфические черты Самодеятельные хоровые коллективы - это специфическая форма деятельности людей, которая сочетает в себе массовое культурное движение и обязательно искусство. Эти две стороны художественной самодеятельности - общественная и эстетическая составляют ее сущность
и находятся в тесной взаимосвязи. Если рассматривать художественную самодеятельность лишь как массовое движение, отдавая предпочтение количественным показателям в ущерб качественной стороне, будет утрачена эстетическая сущность этого культурного движения. И наоборот, увлечение только художественными результатами, ориентация на задачи профессионального характера стирают саму идею массовости художественной самодеятельности, ее демократический и социальный смысл. Основная задача хоровой самодеятельности заключается в идейно-
эстетическом воспитании людей, удовлетворении их духовных потребностей. Благодаря хоровой самодеятельности певцы-любители знакомятся с сокровищами фольклора, наследием национальной и мировой музыкальной классики. Хоровая самодеятельность подготавливает грамотных слушателей музыки, воспитывает художественную требовательность, вкус, и таким образом играет важную роль в эстетическом формировании личности. Особую роль хоровая самодеятельность играет там, где отсутствуют профессиональные
коллективы, самодеятельные хоры в этом случае являются единственными источниками музыкально-песенной культуры и реализуют важные культурно-просветительские задачи. Художественная самодеятельность выполняет множество разнообразных функций: воспитательную, познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную, функцию отдыха и развлечения и т.д. Многообразие функций свидетельствует о разностороннем характере хоровой самодеятельности и большом
диапазоне воспитательных средств, которыми она располагает. В этой связи необходимо отметить активный характер деятельности участников хоровых самодеятельных коллективов, непосредственно участвующих в творческом процессе создания художественного образа. Специфические черты самодеятельного хора. Наиболее характерной специфической чертой самодеятельного хорового искусства является его демократичность и доступность.
Эти особенности, вытекающие из самих организационных основ хорового любительства, открывают широкую возможность участия в хоровом коллективе людей, желающих петь. Для этого человеку необходимо обладать музыкальным слухом и голосом. А поскольку абсолютно немузыкальные люди встречаются крайне редко, то участие любителя в хоре зависит практически от его собственного желания. Другая важная особенность хоровой самодеятельности - добровольность,
которая выражается в особых взаимоотношениях участников любительского хора, где ведущими являются нравственно-этические проблемы, принцип моральной ответственности. Поэтому объединение любителей пения в коллектив на добровольных началах требует особых ценностных ориентаций певцов. Существенной специфической чертой организационной структуры хорового коллектива выступает временной фактор (2 - 3 раза в неделю); занятия хоровым искусством проходят в часы досуга.
Значимой специфической чертой хорового любительства выступает также учебно-воспитательный процесс, который строится с учетом интересов и потребностей участников. Отличительной особенностью современной хоровой самодеятельности является сочетание массовости вовлечённости людей в это движение с высоким уровнем исполнительского мастерства многих ее участников. Некоторые отечественные коллективы показывают высокий, почти профессиональный уровень, ведут интенсивную
концертную деятельность. В их числе: хоровая капелла БГУ, Лингвистического университета, БНТУ, хор «Ранiца», хоровая капелла Белсовпрофа и другие коллективы. Вместе с тем основную массу хоровой самодеятельности составляют небольшие коллективы и кружки, деятельность которых направлена, прежде всего, на эстетическое воспитание самих участников. Такие хоры обладают невысоким исполнительским уровнем, небольшие по составу и своей концертной
деятельностью обслуживают эстетические потребности небольшого круга слушателей (хоры заводов, Дворцов и Домов культуры). 2. Виды хоровой художественной самодеятельности Художественно-исполнительский уровень любительских коллективов зависит от ряда причин: качественного состава хора, стажа его работы, квалификации руководителя, материально-технической базы и других. Условно выделяется три уровня исполнительского мастерства: высокий, средний и начальный.
В зависимости от уровня исполнительского мастерства определяют следующие виды хоровой самодеятельности: хор первичных форм работы, хор повышенного типа и приближенный к профессиональному. К ним примыкают также массовое пение и хоровой массив. Массовое пение - характеризуется отсутствием квалифицированного руководителя (а иногда и вовсе произведение исполняется без него), отсутствием постоянного состава исполнителей, не всегда точным исполнением мелодической,
ритмической и литературной основы произведения. Встречается массовое пение на мероприятиях отдыха, в парках и т.д. Репертуар таких коллективов составляют преимущественно советские массовые песни, народные, военные песни, а также произведения современных композиторов-песенников. Хор первичных форм работы - это недавно организованный коллектив, работающий довольно систематично, но с перерывами. Перед таким хором стоит задача культурного обслуживания небольшого круга слушателей
путём концертных выступлений. Хоры первичных форм работы создаются, чаще всего при таких культурно-просветительских учреждениях, где трудно сделать качественный отбор певцов. Данному коллективу характерно: массовая вовлечённость; отсутствие у певцов знаний в области музыкальной грамоты и вокально-хоровых навыков; большая текучесть состава участников; отсутствие баланса между женской и мужской группой голосов; нередко отсутствие квалифицированного руководителя.
Репертуар чаще всего включает в себя двух-трёхголосные произведения с сопровождением, редко а cappella. В основном это народные и советские песни. При долгой и кропотливой работе данный коллектив имеет возможность перейти в хор повышенного типа. Хор повышенного типа чаще всего представляет собой коллектив, созданный при таких культурно-просветительских учреждениях, которые своей деятельностью обслуживают достаточно широкий круг слушателей. Существует такой коллектив на протяжении нескольких лет в благоприятных условиях.
Хор повышенного типа характеризуется уже качественным индивидуальным отбором певцов, наличием высококвалифицированного сложной системой и объемной программой проведения учебных занятий. Репертуар такого коллектива состоит преимущественно из произведений трёх-четырёхголосных, часто а cappella, сложных по техническому, художественному и вокальному диапазону. При длительной кропотливой работе такой коллектив по уровню исполнительского мастерства, интенсивности
и масштабу концертной деятельности может приблизиться к профессиональному. Хор приближенный к профессиональному представляет собой коллектив, практически ничем не отличающийся от профессионального. Такой хор характеризуется систематичностью репетиционной и концертно-исполнительской деятельности и способен исполнять произведения любой степени сложности как в жанре хоровой музыки а cappellа, так и произведения вокально-симфонической музыки, оперные хоровые сцены и т.д.
Хоровой массив. В музыкальную культурную жизнь прочно вошла традиция открывать торжественные мероприятия выступлениями хорового массива, который объединяет в себе 10 и более отдельных коллективов. Численность участников хорового массива может быть от нескольких сотен до 20 - 25 тысяч (праздники песни в Прибалтике). Хоровой массив представляет собой эпизодическое явление в музыкальной практике, которое создаётся для одного раза.
Его характеризует отсутствие гармоничного баланса между мужскими и женскими группами голосов, мощность звучания, выступление чаще всего с сопровождением (редко a cappella). Хоровые самодеятельные коллективы отличаются по самым различным признакам: социально-демографическим, половозрастным, национальным, жанровым, количественному составу и другим. Такое разнообразие хоровых самодеятельных коллективов отражается в их названиях, например: - хоры учителей,
текстильщиков, врачей (указывается какая-либо конкретная профессия большинства участников); - хор села, города (указывается конкретная местность); - хор завода, колхоза (СПК), учебного заведения (указывается конкретное предприятие, учреждение); - хор Дворца или Дома культуры, при котором работает коллектив; - Русский народный хор, карельский, башкирский, еврейский и т.п. (название указывает на национальную принадлежность большинства участников); - детский хор, хор
ветеранов, молодежная капелла (по возрастному составу участников); - казачий хор (по этнографическому признаку коллектива); - народный хор, академический (указывается исполнительская манера коллектива); - камерный хор, большой хор (подчеркивается количественный состав). Как правило, участники и руководитель стремятся отразить в названии своего коллектива наиболее характерные моменты его структуры и творческого направления. Однако свободное обращение с названиями коллективов
иногда приводит к терминологической путанице. Так, например, в названии «народный хор» понятие жанрово-исполнительской специфики коллектива нередко смешивают с его званием (Государственный академический народный хор РБ). 3. Художественно-исполнительские направления Выбор направления работы хора - исключительно ответственный момент. От того, насколько точно оно будет определено руководителем, зависит перспектива всей последующей работы.
Выбор направления художественно-исполнительского направления обусловлен рядом объективных причин, среди которых главными являются местные условия, реальные возможности для организации коллектива. Приступая к созданию хора, руководитель должен соотнести свои творческие планы и расчеты с этими местными условиями и возможностями. Можно заранее планировать конкретный состав хора. Например, исходя из большого коллектива рабочих предприятия и из наличия других благоприятных факторов
предполагать организацию большого хора. Однако не надо расстраиваться, если на занятия придет немного желающих. Следует начать работу с небольшим вокальным ансамблем. В случае успешной работы ансамбль пополнится и вырастет в хоровой коллектив. Другой случай: руководитель, ориентируясь на работу в условиях села, планирует создать народный хор. На деле же коллектив может организоваться из числа представителей местной интеллигенции, голоса которых
больше тяготеют к академической округленной манере исполнения. С таким составом целесообразнее вести работу в академическом плане. В хоровой практике сложились следующие основные художественно-исполнительские направления: Народный хор. Академический хор. Ансамбль песни и танца. Театрализованное хоровое исполнительство. Симфоническо-хоровое исполнительство.
Народный хор. Народный хор - это вокальный коллектив, исполняющий народные песни с характерными им особенностями: - специфическим характером певческого звука; - наличием ведущего певца при отсутствии дирижера; - хоровой фактуры (подголосочность, импровизационность, вариационность) фонетики. Народные хоры строят свою работу на основе местных или областных певческих традиций. Этим определяется разнообразие составов и манеры исполнения народных хоров.
Следует различать народный хор в натуральном бытовом виде от фольклорных ансамблей, исполняющих сочинения в народном стиле. Русский народный хор имеет в своем составе высокие, средние и низкие женские и мужские голоса. Диапазон каждого из них около октавы. Голоса певцов народного хора отличаются резким разграничением регистра, более открытым звуком. В целом. Народному хоровому коллективу характерно: - опора на местную певческую традицию; импровизационность исполнения (основные певцы во время пения допускают мелодические
подголоски, импровизируют); натуральная манера звукообразования: открытый светлый звук, женская группа голосов поет в сравнительно низком регистре, а мужская - наоборот; использование примарного (натурального) регистрового звучания голосов; количественное преобладание женских голосов над мужскими и выполнение ими основной вокальная нагрузка; пение без дирижёра; сочетание пения с пантомимой и хореографией; Репертуар: народные песни, частушки, произведения самодеятельных композиторов.
Академический хор или капелла в своей деятельности опирается на традиции многовековой хоровой культуры. Он отличается академической вокальной манерой - округлённым, ровным на протяжении всего диапазона, прикрытым звуком. Академическому хоровому коллективу характерно: строгое разделение на партии; точное исполнение партитуры произведения; академическая вокальная манера; количественный и качественный баланс голосов в партии; пение с дирижёром, роль которого в процессе исполнения значительна.
Репертуар академического хора поистине огромен. Он включает в себя произведения русской и зарубежной классики, хоровые песни разных народов в обработках профессиональных музыкантов, сочинения вокально-симфонического жанра и оперные хоровые сцены. Поет академический хор как а cappella, так и с сопровождением. Ансамбль песни и танца - это исполнительский коллектив, объединяющий вокальное и хореографическое искусство. Большое распространение в ХХ столетии получили военные ансамбли песни и пляски (например,
Краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской армии им. А.Александрова). В его составе мужской хор, группа солистов, оркестровая и танцевальная группы. Оркестровая группа обычно состоит из людей, не принимающих участия в пении. Хор поет в академической манере. Исключением является капелла бандуристов (Украина) - коллектив, где исполнители играют и поют одновременно. Репертуар: советские массовые и народные песни.
Театрализованное хоровое исполнительство - это направление находит своё выражение в исполнении произведений, которые сопровождаются сценическим действием. Поэтому, кроме овладения вокально-хоровой техникой и выучивания партий наизусть, такие певцы должны уметь двигаться на сцене в костюмах. Сюда же относятся и хоры оперы и музыкальной комедии. Репертуар: сюжетные игровые песни или целая композиция из нескольких песен (праздник
Урожая, праздник Дружбы народов и т.д.). Симфоническо-хоровое исполнительство - встречается очень редко, из-за высоких требований, предъявляемых к хористам и оркестрантам ввиду исполняемого репертуара. Такие коллективы исполняют оратории, кантаты, мессы, реквиемы и другие произведения вокально-симфонической музыки. Литература 1. Кеериг О. Хороведение: Учебное пособие / О.П.Кеериг; Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств
СПб.: СПбГУКИ, 2004. 2. Кустов Ю. Управление самодеятельным хоровым коллективом / В.Чабанный, Ю.Кустов Л 1984. 3. Осеннева М.С Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2003. 4. Самарин В.А. Хороведение: Учеб. пособие для студ. сред. муз пед. учеб. заведений
М.: Издательский центр «Академия», 1998. 5. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом М.: Музыка, 1988.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |