Реферат по предмету "Искусство"


Русская культура ХVII века

Содержание Введение 3 Глава I. Образование и книгопечатание 4 Глава II. Развитие литературных жанров 7 Глава III. Архитектура и живопись З.1. Зодчество: гражданское и храмовое 2. Живопись: иконы, фрески и парсуны 12 Глава IV. Театр и музыка 1. Первый русский театр 2. Русская музыка 17 Заключение 19


Список литературы 21 Введение XVII в являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в направлении, которое впоследствии найдет свое наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла на пороге нового времени. В культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий


процесс обмирщения, т. е. освобождения от господства церкви. В это время заметно расширились и углубились культурные связи с Западной Европой. Все области культуры значительно усложнились, в них возникли совершенно новые направления. Проникновение идей и форм европейской культуры, идейные споры, приведшие к расколу, церковное искусство, утрачивавшее тягу к глубине, постижению сущности, весьма характерны для нового столетия.


Появляется неудержимое стремление к описательности, декоративности. Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру и т. д. Появляются новые жанры в литературе, ранее неизвестные стили в архитектуре и живописи, развивается печатное дело. Самые выразительные новшества прослеживаются в литературе. Если литературные герои предшествующего времени пребывали в неустанной молитве, их действия сковывала


божественная воля, то теперь героями становятся предприимчивые и энергичные люди, ищущие приложения сил и способностей в полезных начинаниях Церковная реформа явилась отходом не только от средневековой культуры, но и от отечественной, традиционной: от самобытного типа культуры страна не отказывалась, но внимательнее учитывала западные тенденции. Целью контрольной работы является исследование Русской культуры 17 века. Глава I. Образование и книгопечатание


Важным показателем и одновременно условием развития культуры было распространение грамотности и просвещения. Этот процесс стимулировался развитием городской жизни, оживлением торгово–промышленной деятельности, появление первых мануфактур, расширением и усложнением системы государственного аппарата, ростом связей с зарубежными странами. Особенно вырос уровень грамотности посадского населения. В Москве в 80-х годах XVII века 24% посадских людей (взрослого населения) были грамотными.


Для посадского населения овладение грамотой было не обходимо не только для занятий торговлей и ремеслами, оно открывало возможность поступления на службу в какой-нибудь приказ или воеводскую канцелярию и таким образом выхода из тягла. Заметно распространилась грамотность в среде дворянства. Если в первой половине столетия среди воевод и дворян, посылаемых с различными правительственными поручениями, нередко оказывались неграмотные или малограмотные, то во второй половине века таких случаев практически


уже не было. Встречались грамотные люди и в среде черносошного крестьянства. Крепостное же крестьянство продолжало оставаться неграмотным. Также слабо распространялась грамотность среди женского населения, даже в семьях знати и крупного купечества женщины были неграмотны. О растущем стремлении к овладению к овладению грамотой свидетельствовали широкое распространение печатных и рукописных учебных пособий и спрос на них.


Изданный впервые в 1634 г. Букварь Василия Бурцева переиздавался несколько раз и продавался по доступной цене (по 1 коп.). Его огромные по тому времени тиражи (до 2400 экз.) расходились иногда за несколько дней. Во второй половине века Печатный двор выпустил более 300 тыс. Букварей и около 150 тыс. учебных Псалтырей и Часословов. В 1648 г. вышла «Грамматика» Метелия Смотрицкого, а в 1682 г. таблица умножения – «Считание удобное»,


предназначавшаяся для «купующих или продающих». Широкое распространение также имели и рукописные азбуковники, прописи и пособия по арифметике – «цифирные счеты мудрости». Грамоте обучались в семье или у «мастеров» (главным образом из низшего духовенства). Учили чтению, письму и счету. Но в семьях знати становилось обычным обучение детей учителями-иностранцами, которые могли дать более широкое образование. При этом многие обучали своих детей иностранным языкам.


Знание иностранных языков, прежде всего латыни и польского, не было редкостью в кругах феодальной знати и в приказной среде. С распространением грамотности повысился спрос на книги, в связи, с чем Печатный двор значительно увеличил их выпуск. Начали выходить книги светского содержания, среди них «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», «Соборное уложение», «Грамматика» М.Смотрицкого. Но таких изданий, не считая пособий для обучения чтению (буквари и пр.), было всего семь.


В основном печатались книги богослужебные (85% всех изданий) и книги религиозного содержания для чтения. Книгопечатание находилось в ведение церкви, и потому издательская деятельность определялась ее интересами. Тематика печатных книг не удовлетворяла умственные запросы и интересы русского читателя. Поэтому и в XVII в. значение рукописных книг не уменьшилось. Они восполняли пробелы в тематике печатных изданий, в большей степени отражали изменения, происходившие


в культуре. Если прежде приоритет в переписке и издании книг принадлежал духовенству, то теперь этим делом все больше начали заниматься представители демократических слоев населения – посадские люди, подьячие и т.п. Именно с этой средой связаны становление и развитие демократического направления в литературе, возникновения новых жанров – демократической сатиры, бытовой повести. Книга получила широкое распространение среди самых различных слоев общества.


Значительным количеством книг владели представители верхушки феодального общества: члены царской семьи, бояре, настоятели монастырей и т.д. Нередко они обладали крупными книжными собраньями до нескольких сотен томов. Владельцами книг были также дьяки и подьячие, купцы и мелкий посадский люд, рядовые дворяне и представители низшего духовенства, крестьяне и даже дворовые люди. Таким образом, книга проникала во все слои русского общества вплоть до самых низов.


Потребность в образованных людях приводила к необходимости создания школ, которые могли бы дать более глубокое и систематическое образование. Стали устраивать школы, в основном при монастырях. В 1680 году в Москве при печатном дворе на Никольской улице было открыто училище с двумя классами, в одном изучали славянские языки, в другом – греческий. Сначала в училище преподавали 30 учителей, через 5 лет более 200.


В 1687 году в Москве была открыта первая высшая школа – Славяно – греко – латинская Академия, где наряду с греческим и латинским языками преподавали ряд богословских и светских дисциплин. В Академию перевели старших учеников из училища при Печатном дворе, которое стало подготовительным отделением Академии. Окончившие Академию получали служебные чины.


Глава II. Развитие литературных жанров В литературе XVII в. также происходило обмирщение, появляется реалистическая бытовая и историческая повесть, где постепенно утрачиваются церковные элементы. Неоднозначность событий того времени привела к тому, что литература впервые начинает задумываться о противоречивости человеческого характер. Если раньше герои книг были, либо абсолютно добрыми, либо абсолютно злыми, теперь писатели открывают


свободную волю, показывают его возможности менять самого себя в зависимости от обстоятельств. Именно такими предстают перед нами герои Хронографа 1617г. – Иван Грозный, Борис Годунов, Василий Шуйский, Кузьма Минин. Героями литературы становятся не святые, а обычные люди, описываются реальные события, например, исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об


Азовском осадном сидении казаков и другое. Многие произведения повествовали о смутном времени: «Сказание» Авраама Палицина, «Новая повесть о преславном Российском государстве» и др. В них рассуждалось о причинах «великой разрухи» и в то же время показывалось величие русского народа, его патриотизм. В произведениях литературы второй половины XVII в. проявляется новое отношение к человеческой личности - интерес к внутреннему миру человека, признание


его ценности независимо от положения в обществе. К XVII в. относятся первые записи фольклора - произведений устного народного творчества. Это оказало влияние на письменную литературу, происходит взаимное сближение литературного и народного языков. Основными литературными жанрами остаются, как и прежде, летописи, сказания, жития, но они наполняются новым содержанием. Жанр «жития» приобретает характер автобиографии.


Наиболее талантливое из них - «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», которое можно назвать первым в русской литературе мемуарным произведением. Протопоп Аввакум (1620-1682) - один из крупнейших деятелей периода раскола русской церкви, был и выдающимся писателем -написал более 80 произведений. Язык его сочинений - сочетание церковнославянского и живого разговорного языка. Большинство его произведений написано в последние 15 лет жизни, когда он сидел в


остроге в ожидании смерти (сожжен в 1682). Появляются и новые литературные жанры, особенно во второй половине XVII в.: сатирические произведения, стихи. Принципиально новой по языку, сюжету и герою стала стихотворная «Повесть о Горе злосчастии», которая отражает взаимоотношения отцов и детей. Сюжет повести - трагическая судьба молодого человека (безымянного героя), купеческого сына.


Он захотел порвать со старыми домостроевскими порядками и пожелал жить по своей воле, но это ему не удалось: Горе едва не довело его до погибели. В результате своих злоключений герой уходит в монастырь, спасаясь от Горя. Сюжет этой повести переплетается с библейским сюжетом о блудном сыне. Той же теме посвящена стихотворная комедия «Притча о блудном сыне» Симеона Полоцкого (1629-1680). Он был автором и другой стихотворной пьесы «О


Навуходоносоре царе » и огромного количества стихов, пропагандировавших знания. Он ввел в русскую поэзию новые жанры, был одним из зачинателей русского силлабического стихосложения. Полный социальных конфликтов XVII в. породил новый литературный жанр – демократическую сатиру, тесно связанную с народным творчеством и народной смеховой культурой. В сатирических произведениях обличаются порядки феодального суда с его крючкотворством, волокитой,


продажностью судей. Это сатирические повести «О Шемякином суде» и «О Ерше Ершовиче - сыне Щетинникове», написанные бытовым народным языком. Последняя из них была широко распространена и передавалась из столетия в столетие или в прозаической, или в стихотворной форме. Распространение грамотности в XVII в. вовлекло в круг читателей новые слои населения: провинциальных дворян, служивых и посадских


людей. С изменением социального состава читающей публики новые требования к литературе. Особый интерес в ней вызывает занимательное чтение, потребность в котором удовлетворяли переводные рыцарские романы и оригинальные авантюрные повести. К концу XVII в. русская читающая публика знала до десятка произведений, пришедших в Россию разными путями из-за границы. Среди них наиболее популярными были «


Повесть о Бобе Королевиче» и «Повесть о Петре Златых Ключей». Сохраняя некоторые черты рыцарского романа, на русской почве эти произведения настолько сблизились со сказкой, что позднее перешли в фольклор. Глава III. Архитектура и живопись 3.1. Зодчество: гражданское и храмовое В зодчестве XVII в особенно во второй половине века, отражается также переходный характер эпохи.


Происходит обмирщение зодчества - отказ от строгих церковных канонов, переход от строгости и простоты к внешней нарядности, декоративности. Сущность новых исканий - «дивное узорочье», как определили этот стиль сами современники. Этот термин отражает пристрастие к обилию декоративных мотивов, вплоть до заимствования восточных, а позднее - и западных форм. Русские храмы XVII в. отличаются богатым внешним видом и внутренним убранством.


Постепенно усиливаются светские мотивы, снижаются различия между храмовым и гражданским строительством. Церкви становятся похожими на светские хоромы: к основному зданию пристраивались приделы, пристройки, галереи, все это соединялось переходами, составляя единый ансамбль. Выдающийся памятник зодчества этого времени - московская церковь Рождества в Путинках (окончание строительства в 1652 г.).


Сооружение церкви обошлось в 500 руб по тем временам - огромная сумма. Сначала деньги дали прихожане, но не рассчитали своих возможностей, и им дважды пришлось обращаться за помощью к царю. В композиции церкви сказалось то новое, что вошло в это время в каменную архитектуру Руси. Пять разновысоких шатров, придел и крыльцо объединены шатром встроенной колокольни - самой высокой части среди отдельных построек, составляющих храм.


Храм украшен декоративными деталями. Выделяется остротой силуэтов. Церковь в Путниках была последним из шатровых храмов в Москве. В 1652 г. на патриарший престол вступил Дикой, который запретил строительство шатровых храмов, поставив за образец традиционное пятиглавие. Отныне в патриарших грамотах на постройку церкви писалось: «А чтобы верх на той церкви был не Шатровый». Однако шатровые храмы продолжали строиться вдали от столицы


- Ярославле, Костроме и других городах. В Москве же зодчие использовали этот стиль при строительстве колоколен, которые пришли на смену звонницам. В традиционном стиле пятиглавия построены Патриаршие палаты в Кремле, Воскресенский, Иверско-Валдайский монастыри. Комплекс зданий Ново-Иерусалимского монастыря - загородной резиденции патриарха Никона - строился около 38 лет (1656-1694) под руководством зодчего


Дверки Мокеева, а затем Якова Бухвостова (конец XVII в.) в Петре под Москвой. В Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря патриарха, который повторяет храм в Иерусалиме, западный объем здания (ротонда) завершается шатром - патриарх мог себе позволить нарушить собственный запрет. Наряду со старыми, традиционными формалин в русском зодчестве появляются и новые. Архитектура второй половины XVII в. отличается большей декоративностью, используются различные


украшения, яркая раскраска, фигурный кирпич, цветные изразцы как снаружи, так и внутри зданий. Эта пышная архитектура получила название московского барокко. Характерные черты этого стиля - четкость и симметричность композиции, многоярусность постройки, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов и подчеркнутая устремленность здания вверх. Конструктивная основа - восьмерик на четверике с ярусом звонниц.


Образцом стиля московского барокко стала церковь Покрова в Филях (1690-1693), которую построил в своей усадьбе брат царицы - Л. К. Нарышкин. Другие примеры - трапезная Троице – Сергиевого монастыря, многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря, храм Спаса в подмосковном селе Уборы (1694-1697), храм Троицы в подмосковном


Троице- Лыкове (1698-1703). Автор двух последних Яков Бухвостов, один из наиболее одаренных русских мастеров конца XVII в крепостной графа Л. И. Шереметьева. Черты этого стиля проявились в здании Печатного двора (1679) и в Сухаревой башне (1692-1701). Примером светских зданий был Теремной дворец в Московском


Кремле (1637), построенный артелью русских мастеров во главе с Баженом Огурцовым. Дворец представлял собой многоярусное ступенчато-пирамидальное сооружение, олицетворяющее величие царской власти. Новым было убранство дворца - его резные наличники и многоцветные изразцовые пояса - как снаружи, так и внутри здания. Новое строительство велось не только в Москве, но и в других городах. Своими храмовыми постройками по заказу богатых купцов славился


Ярославль. Большинство ярославских церквей по размерам и убранству превосходило московские: церковь Ильи Пророка (1647-1656), церковь Иоанна Златоуста (1649-1654). Вершина ярославского зодчества - церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (1671-1687). Ее характеризуют монументальность, гармоничное сочетание золотых 15 глав и красных кирпичных стен, украшенных голубыми изразцами. Развивается гражданское строительство: богатые дворяне


и купцы строят для себя каменные жилые дома. В них также наблюдается отход от традиционной простоты и строгости к богатому декоративному оформлению фасадов. Такие дома строятся как в Москве, так и в Ярославле, Калуге, Нижнем Новгороде и других городах. Памятниками архитектуры, сохранившимися в Москве, являются палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на


Берсеневской набережной и дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском переулке. К концу XVII в. в столице сооружаются такие общественные здания, как Печатный и Монетный дворы, здание Приказов и др. Стиль московского барокко конца XVII в его новые приемы и формы оказали воздействие на архитектуру последующего времени. 3.2. Живопись: иконы, фрески и парсуны Переоценка ценностей, происходившая во всех сферах культуры,


нашла свое отражение и в живописи. Она не поддавалась так легко, как архитектура, светским воздействиям, но стремление к декоративности наблюдается и здесь. В ней, с одной стороны, заметно стремление вырваться из–под власти устаревших традиций, канона, жажда знаний, поиски новых нравственных норм, сюжетов и образов, с другой – упорные попытки превратить традиционное в догму, любой ценой сохранить старое во всей его неприкосновенности.


Поэтому иконопись в XVII в. представлена несколькими основными направлениями и школами. В первой половине столетия основной спор в иконописи шел между двумя школами: годуновской и строгановской. Годуновская школа тяготела к традициям прошлого. Но их попытки следовать древнему канону, ориентация на Андрея Рублева и Дионисия приводили лишь к повествовательности, некоторой перегруженности композиции. Другим художественным направлением стала строгановская школа, названная так потому, что множество произведений


этого стиля выполнено по заказу заводчиков Строгановых в мастерских Сольвычегодска. Но сам стиль возник в Москве, в среде государственных и патриарших мастеров. Выдающимся мастером этого направления был Прокопий Чирин, иконам которого свойственны особая мягкость колорита, пластичность вытянутых фигур и изящество поз («Никита – воин», «Избранные святые»). Характерной особенностью икон строгановской школы являются,


прежде всего, их небольшие размеры и детальное, точное письмо, которое современники называли «мелочным письмом». Основные стилевые черты строгановской художественной манеры – это изысканный рисунок, богатство красок, сложная многофигурная и многоплановая композиция. Одна из особенностей строгановской школы – правдивое изображение природы. Причем, композиции всегда включают пейзаж с низким горизонтом, а фон заполнен причудливыми облаками


и «явлениями». Фигуры святых обычно тонкие, изящные и очень вытянутые вверх. Второй этап развития живописи XVII в. характеризовался медленным отходом от догм и поиском новых сюжетов и форм, что в немалой степени объясняется влиянием западноевропейской живописи. Сложилось два эстетических направлений в искусстве. Защитники старой традиции во главе с протопопом Аввакумом считали, что религиозное искусство не должно


иметь никакой связи с действительностью. По их мнению, икона – это предмет культа, поэтому лики святых не могут копировать лица простых смертных. Новое направление возглавил царский изограф, теоретик искусства, один из главных живописцев Оружейной палаты Симон Федорович Ушаков. Он внес свое понимание назначения иконы, выделив, прежде всего ее художественную, эстетическую ценность. Произведения С.Ушакова – росписи, иконы, парсуны, миниатюры сочетают в себе традиционные


приемы живописи и новаторские искания. Они знаменуют переход от религиозного к светскому искусству. Мастер переходит от условности изображения к более точному, стараясь придать своим иконописным произведениям характер живых лиц. Он использует на иконах реалистический пейзаж и другие изображения, не имеющие непосредственного отношения к сюжету иконы. Любимая тема С.Ушакова «Спас нерукотворный», в котором художник с помощью светотени передает объемность, изображает не абстрактного святого, а реального человека.


В 1617г. Он создает икону «Троица», в которой в отличие от одноименной иконы Андрея Рублева воспевает не духовную красоту, а красоту земную, изобразив ангелов цветущими юношами. Ушаков добивается почти классической правильности черт, объемности построения, подчеркнутой перспективы, но в «Троице» Ушакова нет одухотворенности образов Рублева. Значительные изменения происходят также в искусстве фрески.


Если раньше она размещалась так, чтобы архитектурные формы здания, то сейчас сравнительно небольшие живописные сцены располагают одну за другой горизонтальными рядами. Росписи приобретают ковровый характер, сплошь и равномерно покрывая стены. Но ей присущ бытовизм, повышенное внимание к деталям повседневной жизни человека, его быту и труду, к красоте природы. Совершенно новым явлением в русской живописи второй половины


XVII столетия стал первый советский портретный жанр – парсуна. Всего за несколько лет новый жанр прошел огромный путь – от полуиконных изображений до портретов реальных лиц – и завоевал прочное место в русском искусстве. В парсунах художники стремились передать портретное сходство и отчасти характер персонажа. Все именитые люди старались запечатлеть свой образ.


В парсунах XVII в. уже присутствуют черты знаменитого русского портрета будущего столетия – внимание к внутреннему миру человека, поэтизация образа. Тонкий колорит. Глава IV. Театр и музыка 4.1. Первый русский театр До XVII в. на Руси не было театра. На протяжении веков театр заменяли народные обряды – свадьбы, праздники, такие, как проводы масленицы, колядование с участием ряженых.


На этих праздниках выступали скоморохи-плясуны, акробаты, музыканты, кукольники и др. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. По-настоящему театр был создан в XVII в. — придворный и школьный театр. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр был организован в Москве при царе Алексее


Михайловиче. Первое представление пьесы «Артаксерово действо» (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 г. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты. Репертуар театра за время его существования (1672 – 1676) составляли девять пьес, написанные на библейские сюжеты, и один балет. Деяниям ветхозаветных персонажей придавались черты политической злободневности


и ассоциации с современностью, еще больше усиливало интерес к зрелищу. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастор Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских отроков. В 1673 г. 26 жителей Ново мещанской слободы были определены к «комедиальному делу», потом число их


увеличилось. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. Кроме придворного в России в XVII в. сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями, ставились по праздникам, роли исполнялись учащимися Академии. В пьесах, написанных в стихах на основе монологов, использовались как евангельские


сюжеты, так и житейские предания. Кроме реальных лиц вводились и аллегорические персонажи. Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества. К сожалению, театр просуществовал недолго и не стал крупным явлением русской культуры. Пока он был только фактом активного обмирщения придворной жизни. 4.2. Русская музыка XVII в. стал также временем значительных перемен и в русской музыке.


Ситуация в культуре этого столетия была близка к той, которая существовала в XI в. в Киевской Руси, когда столкнулись языческая и византийская культуры, давшие в синтезе древнерусскую культуру. Сейчас старая русская культура столкнулась с западноевропейской, что особенно ярко отразилось в русской музыке. Со старым в музыке связана древняя традиция канонического методического знаменного распева, с новым – партерное многоголосие западного типа, усиливающее светское начало.


Партесное многоголосие было завезено в Россию из Украины и Белоруссии. Оно прижилось не сразу, до конца XVII в. в храмах продолжал звучать знаменный распев. Одним из самых быстрых путей распространения новой музыки были псалмы и канты – духовные песни, текстами для которых служили поэтические переложения псалмов Давида. Со временем они вытеснили более древние духовные стихи.


Канты, начавшись как род духовной лирики, очень скоро вышли за рамки домашнего духовного музицирования и приобрели новые черты. Появились канты светские с самым разным содержанием – философским, любовным, морализующим. Сторонники старины осудили эти новые веяния. Протопоп Аввакум сетовал на то, что в церквях новые песни, а небожественное пение. Не смотря на то, что старое пение было любимо на Руси, объективные причины подталкивали к появлению


многоголосия. Из –за большого количества песнопений в их обилии могли разбираться самые опытные певчие, которых было не так уж много. Это приводило к фальшивому звучанию хоров. Все попытки реанимировать и реформировать знаменное пение, предпринятые теоретиками музыки Иваном Шайдуром и Александром Мезенцем, были недостаточными. В новом партесном пении проявляются тенденции барокко.


Если старое знаменное пение было во всем подобно иконе – плоскостным, одномерным, то в партесном пении возникает чувство пространства, а пышная многослойная фактура передает ощущение движения и света, типичные для всего искусства барокко. Заключение Подводя итоги развития культуры XVII в прежде всего, следует отметить ее обмирщение, постепенный отход от религиозных традиций к светским гражданским мотивам, рост демократических традиций.


Возросли интерес к человеческой личности, стремление к реализму во всех видах искусства – в литературе, в живописи и др. В XVII в. русская культура сделала большой шаг в своем развитии появились новые направления – реалистическая бытовая и историческая повесть; стихотворный, драматический, исторический и сатирический жанры в литературе; переход от церковных канонов к нарядности и декоративности стиля московского барокко в зодчестве; приближения изображения к оригиналу в живописи, появление парсуной живописи; проникновению


светских мотивов в музыку и, наконец, появление нового вида искусства – придворного и школьного театра. Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные этому времени особенности и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими и экономическими процессами, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с присущими ему консерватизмом в развитии производительных сил, господством замкнутого натурального хозяйства, слабо развитым обменом, традициями к сохранению политической


системы феодальной раздробленности, замедлял также развитие культуры, формирование местных традиций и особенностей. Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, литературы, искусства.


И тем не менее русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие. Таким образом, XVII в. стал последним веком существования древнерусского искусства, когда особенно заметно стало западное влияние, начавшее укоренятся на русской почве. Меняется мировоззрение, начинается смена художественных принципов, рождаются новые идеи свободного человека и свободного творчества. Начинается резкий перелом, скачок в русской культуре, который будет


завершен в XVIII в. после петровских реформ. Список литературы 1. Грушевицкая Т.Г, Садохин А.П. Культурология М ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г. 2. Кравченко А.Н. Культурология М Академический проспект, Трикса, 2003 г. 3. Шульгин В.С, Кошман Л.В, Зезина М.Р, Культура России IX-XX вв. М 2004 г. 4. Культурология,


История мировой культуры, под ред. Марковой А.Н, ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :