Реферат по предмету "Иностранный язык"


Знакомство с В Шукшиным

Знакомство с В. Шукшиным


Урок по теме: “Беседа при ясной луне”


Нам бы про душу не забыть


В.М. Шукшин.


Цели:

1. Познакомить с творчеством В.Шукшина.


2. Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках: тв. Солженицины, Астафьева.


3. Закрепить коммуникативные навыки в работе.


4. Форсировать нравственность.


Оборудование:

1) Портреты Шукшина, Астафьева, Солженицина.


2) Листы для групповой работы.


Вид работы:

групповая.


Тип урока:

мастерская.


Ход урока.


I . Вступительное слово
.


Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Василия Шукшина, выявим общее у него с такими писателями как Солженицын, Астафьев.


Назван урок по-шукшински: “Беседа при ясной луне”. И хотя сейчас день, светит солнце, но с помощью авторов, мы можем представить себе поздний деревенский вечер, светлую луну, которую так любил Василий Шукшин и его герои, подумаем над теми вечными вопросами, в поисках ответа на которые мучились герои Шукшина и Астафьева, Солженицина и Распутина.


Главное помнить страстный призыв Шукшина “Нам бы про душу не забыть!”


II. Этап.
А что такое душа? Как вы понимаете значение этого слова?


Работа на
I листе


Свойства характера






внутренний мир человека Душа основные черты личности



человечностьсовесть


доброта


(5-6 мин)


II
I.
Шукшин размышляет о жизни своих земляков о своей жизнью


А как же она прошла?


Группы представляют домашнее задание.


I гр. Шукшин-писатель


II гр. Шукшин-актер


III гр. Шукшин-режиссер


(15 мин)


Вы прочитали достаточно много рассказов писателя. Назовите центральный образ его творчества.


(15 мин)


дом






степь мать


мать сыра-земля Земля родная деревня


пашня


человек на земле


Пласты жизни, которые затрагивает этот вопрос
.


Что есть человек, в чем суть его бытия на земле?


исторические
------
-философские


конкретные
------
-всеобщие


личные
------
-общественные


/Лист передается группам соседним, добавляются, исправляются, затем обсуждаются./


IV этап
. Посмотрите рассказ “Дядя Ермолай”. Что, по мнению писателя, составляет смысл жизни старшего поколения.


(5 мин)


человек




труд дом


земля


В чем извечная тайна притяжения земли и дома?


V этап
. Если Шукшина в первую очередь интересует человек, то надо отметить, что характеры обычно изображаются в напряженно-кризисных моментах. Внутреннее состояние героя обнажено.


Прокомментируйте отрывки из рассказов.


Вывод


Из рассказов Шукшина мы узнаем все о человеке, угадываем дисгармонию души, разлад с миром, драматуры нравственных поисков, или напротив-высшую гармонию с миром, людьми. Напряженно-кризисное духовное состояние героя рождается в момент высшей гармонии-слияния с природой. Писатель акцентирует внимание читателя на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства.


VI этап.
Совершенно закономерно, что в центре поэтического ряда люди-земля выделен образ матери. В ней писатель видит опору человека в превратностях судьбы. Она для писателя – воплощение надежды, мудрости, доброты, милосердия.


Угасание старых семейных отношений острее и болезненнее протекают в деревне.


Анализ:


I гр. “Один”


II гр. “Как помирал старик”


III гр. Ответить на вопрос, обращенный к отцам и детям. “ Кто из нас умнее? Кто из нас прав?”


Вывод.


Прямого ответа нет. Нельзя ответить на этот вопрос конкретно и односложно.


В старых людях много доброго , понимания, душевной твердости, всепрощения.


У молодежи – преемственность.


VII этап
. Напишите после анализа произведений критерии нравственности.


- вера в жизнь


- деятельное бытие, активное, разумное творчество


- преодоление будущие в борьбе со злом.


- уважение к человеку


Добавить в таблицу душа Шукшинское понимание человечности, совесть, доброта.


VIII этап
. Мелодия.


“ И все и больше ничего на земле не слышно. И висит на веревке луна”


Да, жизнь продолжается. И идет новый день.


“Чуть занималось светлое утро. И огромное весёлое солнце выкатилось из-за горы.


И так хорошо было сидеть и беседовать. Так славно чувствовать, что жизнь за окнами большая и ты тоже есть в ней. И придёт завтра день, а ты – и в нем тоже есть, и что-нибудь, может, хорошее возьмет и случится. Если умножить, можно и на хорошее надеяться” “Беседы при ясной луне”


IX. Сочинение: “Светлые души”
по Шукшину, Астафьеву и Солженицину.


Д.З
: реферат худ. особенности рассказов Шукшина.


“Думы”


“Слились воедино конь и человек и летели в черную ночь. И ночь летела навстречу им, густо била в лицо тяжелыми запахами трав, отсыревших под росой. Какой-то дикий восторг обуял парнишку; кровь ударила в голову и гудела. Это было как полет – как будто оторвался он от земли и полетел. И ничего вокруг не видно: ни земли, ни неба, даже головы конской – только шум в ушах, только ночной огромный мир стронулся и понесся навстречу. О том, что там братишке плохо, совсем не думал тогда. И ни о чем не думал. Ликовала душа, каждая жилка играла в теле…


Какой-то такой желанный, редкий миг непосильной радости.


Потом было горе”


“Горе”


“Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна светит тихо… Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже – не думается, что-то другое: чудится, ждется, что ли. Притомился где-нибудь на задах огородов, в лопухах, - сердце замирает от необъяснимой, тайной радости. Жалко мало у нас в жизни таких ночей”


“Два письма”


Человеку приснилась родная деревня. Идет будто он берегом реки… В том месте реки-затон. Тихо. Никого, ни одной живой души вокруг. Деревня рядом, и в деревне тоже как повымирало все. “Что же это такое – никого нет-то?” - удивился человек. Бросил камень в воду. Он беззвучно пошел ко дну. Человек охватил страх. Камень без звука утонул. Человека охватил страх. “Что-то случилось”,- подумал он. И проснулся. И не мог больше заснуть. Стал вспоминать. Деревня… Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке. А за деревней – степь да колки. Да полыхает заря в полнеба . Попадаются еще небольшие озерки: вечерами вода в них гладкая – гладкая, и вся заря как в зеркале. Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озер, думать… В душу с тишиной вместе вкрадываться беспокойно – нежное чувство ко всему на свете. <…>


Далеко-далеко проскачет табун лошадей в ночное, повиснет над дорогой, в воздухе, полоска пыли и долго держится. И опять тихо. Что за тишина такая на земле!


Заря медленно гаснет. Как будто остался ты на земле совсем-совсем одни. Не страшно, не одиноко… но очень неспокойно”



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.