Реферат по предмету "Искусство"


Реализм в русском искусстве 19 в.

Частный институт управления и предпринимательства Борисовский филиал Кафедра социально-гуманитарных дисциплин. Реферат на тему Реализм в русском исусстве 19 века По дисциплине Культурология Выполнил Студент Шапчиц А.Н. 2-го курса группы 322Эз Минск 2004г. Содержание 1.


Введение 2. Реализм в живописи 3. Реализм в Литературе4. Реализм в драматургии и театре.12 Литература .1. Введение. Жизнь богаче всех фантазий художника, истинный художник ничего не выдумывает, а стремится разобраться в сложных хитросплетениях реальности А.Н. Островский. Искусство отражение жизни в художественных образах.


Искусство самым тесным образом связанно с историей. Поэтому, знакомясь с произведениями искусства II половины XIX века, нужно обратиться к истории этого времени. Итак, что же за событие произошло в это время в России, которое оставило свой отпечаток на жизни русских людей и, соответственно, на искусстве, которое отражает эту жизнь


Конечно это реформа 1861г открывшая новую, капиталистическую эру в истории России. Новая попытка модернизации российского общества 1860 1870-е гг. коснулась основных сторон жизни социально-экономической освобождение крестьян, политической реформы суда, армии, местного управления и культурной реформы системы образования, печати. Это привело к оживлению и к известной демократизации культурной жизни. Размышляя о проблеме Трагическое и комическое в русской художественной культуре


XIX века склоняешься к мысли, что трагическое занимает гораздо большую часть. Далее оглядывая весь XIX век, больше хочется остановиться на том периоде, когда в русском искусстве зародился реализм. Основоположником реализма в литературе был А.С. Пушкин. Именно работой над трагедией Борис Годунов, он окончательно перешл от романтизма к реализму. Во всех видах искусства естественным образом возникло направление реализма.


Ведущие принципы реализма объективное отображение существующих сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала, воспроизведение типичных характеров жизненная достоверность изображения преобладающий интерес к проблеме личность и общество. Реализм XIX века всесторонне развил и углубил критику материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации. Реализм становится господствующим направлением.


Для реализма характерны правдивое изображение действительности со всеми е противоречиями. Типичность образов в типичных обстоятельствах, демократизм, гуманизм, взятые из жизни сюжеты, язык, изобразительные средства. 2. Реализм в живописи. Все прекрасное, заключается только в живой действительности Г. Белинский К середине 19 в. назревал кризис классического искусства. Глубокие сдвиги, происшедшие в русском обществе после


Отечественной войны 1812 г. и восстания декабристов, нашли свое отражение в новых требованиях к искусству, сформулированных В. Г. Белинским в словах Все прекрасное заключается только в живой действительности. В это время в Академии художеств царили ложноклассические идеалы, далекие от реальной жизни. В 1863 г. произошел открытый разрыв группы художников с реакционным руководством Академии. В России интеллигенция традиционно находится в оппозиции к власти.


Это событие открыло новые пути в развитии реалистического искусства. Молодые художники, руководимые И. Н. Крамским, отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали, вышли из Академии и организовали Артель художников первую общественную организацию художников в России. Артель подготовила возникновение в 1870 г. Товарищества передвижных художественных выставок, объединившего основные силы русских художников-реалистов.


Произведения передвижников, правдиво и многосторонне отражавшие русскую действительность, показывались во многих городах страны и приобрели огромную популярность у зрителей. Во 2-й половине 19 в. Петербург оставался местом деятельности многих крупнейших передовых художников. В 60-х гг. здесь работали зачинатель реализма в русской исторической живописи В.Г.Шварц, карикатурист Н.А.Степанов. В Петербурге жили и многие передвижники.


Организатором и вождем Артели художников и Товарищества передвижных выставок был И. Н. Крамской крупнейший русский портретист и непримиримый борец за новое реалистическое искусство. Большую роль в художественной жизни Петербурга играли пейзажисты-передвижники. С Петербургом связана большая часть творческой жизни И. Е. Репина. В 1863 г. юношей он приехал в столицу, где учился в


Академии художеств. В тесном общении с И. Н. Крамским и его товарищами по Артели, в изучении эстетики революционных демократов складывалось мировоззрение Ренина. Уже в первой своей крупной картине Бурлаки на Волге 1870 1873 гг. Репин проявил себя как большой художник-реалист, который любит и знает народ, видит тяжелые условия его жизни и большие таящиеся в нем силы.


После четырехлетнего пребывания за границей Репин жил на родине в Чугуеве, потом в Москве. В 1882 г. он вернулся в Петербург, где продолжался наиболее плодотворный и блестящий период его творчества. В 1885 г. было окончено полотно Иван Грозный и сын его Иван вершина репинского психологического реализма. Репин с огромной художественной силой воссоздал в своих портретах облик выдающихся деятелей русской


культуры того времени таковы портреты Н. И. Пирогова1881 г М. П. Мусоргского 1881 г П. А. Стрепетовой 1882г В. В. Стасова 1883г серия жизненно-ярких, полнокровных изображений Л. Н. Толстого точностью и остротой характеристик выделяются этюды к картине Заседание Государственного совета 1901 1903гг В конце 19 начале 20 вв. создаются новые художественные


объединения, в том числе в 1890 году в Петербурге образовалось объединение Мир Искусства. Эстетическое любование стариной, внимание к красоте Петербурга характеризуют это объединение. В него входили художники Н.Рерих, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, В. А. Серов. Крупнейший русский художник В.А. Серов учился у Репина, а затем в Академии художеств у


Чистякова. В одном из последних гениальных творений Серова Портрет княгини Орловой 1911 остротой композиционного решения, выразительностью ракурса, подбором аксессуаров рождается холодноватый, но экспрессивный образ светской львицы. Не имея возможности подробно писать о творчестве всех художников этого периода, остановимся подробно на Репине И.Е. Репин Илья Ефимович. Годы жизни 1844г 1930г.


Исторический живописец, жанрист, портретист. Выдающийся рисовальщик. Занимался также офортом и литографией. Родился в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. Первоначальную художественную подготовку получил в школе топографов и у местных художников И.М.Бунакова и Л. И. Персанова. В 1863 году приехал в Петербург, занимался в


Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р.К.Жуковского и И.Н.Крамского, затем был принят в Академию художеств 1864. В период учения общался с широким кругом демократически настроенной молодежи, был увлечен идеями Чернышевского. Через Крамского сблизился с Петербургской артелью художников, бывал на ее четвергах. О чуткости Репина к общественным событиям эпохи свидетельствует рисунок, изображающий


Д.В.Каракозова перед казнью. Раннее творчество художника весьма разносторонне. Он работал над академическими программами религиозного содержания, трактуя их более в психологическом, чем в возвышенно-отвлеченном духе. Такова картина Иов и его друзья 1869, ГРМ, отмеченная Малой золотой медалью. В свободное время Репин пробовал себя в бытовом жанре


Приготовление к экзамену, 1864, ГРМ, портретировал родных и друзей. О высоком мастерстве начинающего художника свидетельствуют портреты В.Е.Репина 1867, ГТГ, матери 1867, Национальный музей в Праге, Г.Д.Хлобощина 1868, ГРМ и др. В портрете В.А.Шевцовой, невесты художника 1869, ГРМ, психологическая точность и серьезность передачи внешних и внутренних


черт девушки сочетается с особенной красотой сдержанных цветовых отношений. Выдающимся произведением явилось Воскрешение дочери Иаира 1871, ГРМ, за которое автор получил Большую золотую медаль. Одновременно Репин работал над другой картиной - Бурлаки на Волге 1870-1873, ГРМ, сразу же при своем появлении прославившей имя художника.


В 1873 году Репин выехал за границу пенсионером Академии. Озабоченный социальным содержанием искусства, он не принимал творений современных ему западных живописцев. Французы совсем не интересуются людьми замечал он. Костюмы, краски, освещение - вот что их привлекает За границей написаны Парижское кафе 1875, частное собрание,


Стокгольм, Садко 1876, ГРМ за эту картину Репин получил звание академика, сделан ряд пейзажных этюдов. В 1876 году Репин раньше срока вернулся в Россию, поселился в Чугуеве, через год перебрался в Москву, с 1882 года жил в Петербурге. В 1877 году в Чугуеве написан портрет-картина Протодьякон ГТГ. В этой работе уже намечена та характеристика духовенства, которая придала особую социальную


остроту картине Крестный ход в Курской губернии 1883, ГТГ - произведению, с редкой для живописи многогранностью показавшему пореформенную русскую деревню. С 1878 года Репин - член Товарищества передвижных художественных выставок. С конца 1870-х годов в его творчество входит тема революционной борьбы, ей посвящены картины Арест пропагандиста 1878, ГТГ, поздний вариант там же,


Отказ от исповеди 1880-е гг ГТГ, Не ждали 1884, ГТГ. Переломные моменты, значительные личности привлекали Репина в русской истории, его весомым вкладом в русскую историческую живопись являются известные полотна Царевна Софья 1879, ГТГ, Иван Грозный и сын его Иван 1885, ГТГ, Запорожцы 1891, ГРМ, вариант - в Харьковском музее.


В 1870-е годы стало общепризнанным и мастерство Репина-портретиста. Общение с выдающимися людьми эпохи стимулировало рождение многих значительных портретов М.П.Мусоргского 1881, ГТГ исполнен за несколько дней до смерти композитора актрисы П. А. Стрепетовой 1882, ГТГ В.В.Стасова 1883, ГРМ исполнен во время совместной поездки в Западную Европу Л.Н.Толстого 1887, ГТГ и др. К образу


Толстого художник обращался неоднократно. Остановимся подробней на картине Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года. Как-то весной 1881 года Репин и Третьяков, будучи на одном из московских музыкальных вечеров, слушали новую вещь Римского-Корсакова Месть. Неотразимое впечатление произвела она на художника. Звуки завладели мною, рассказывал он позднее, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение,


которое создалось у меня под впечатлением этой музыки. Я вспомнил о царе Иване. Это было в 1881 году. Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год Я работал завороженный. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление.


Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней. Начатые раньше работы отодвигали завершение нового замысла, около пяти лет работал Репин над своим Иваном Грозным. Первый карандашный эскиз он сделал сразу же по возвращении домой с концерта Римского-Корсакова, и хотя потом многое менялось, композиция будущей картины уже была отчетливо намечена в этом первом наброске. Картина еще далеко не была готова, а по мастерским художников уже шел о ней


слух. У Репина побывал и Третьяков, всегда молчаливый, осторожный в высказывании оценок, покупавший с большой, купеческой осмотрительностью. Он тотчас же решил оставить Грозного за собой. Крамской, вернувшись от Репина, немедля сел за письмо к одному из своих постоянных корреспондентов Прежде всего, меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина, писал он. Вот она, вещь, в уровень таланту


Судите сами. Выражено и выпукло выдвинуто на первый план нечаянность убийства Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Отец ударил своего сына жезлом в висок Минута, и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске а кровь так и хлещет между щелей пальцев, другою поперек за талию, прижимает к себе и крепко, крепко целует


в голову своего бедного необыкновенно симпатичного сына, а сам орет положительно орет от ужаса, в беспомощном положении. Бросаясь, схватываясь и за свою голову, отец выпачкал половину верхнюю лица в крови. Подробность шекспировского комизма. Этот зверь-отец, воющий от ужаса, и этот милый и дорогой сын, безропотно угасающий, этот глаз, этот поразительной привлекательности рот, это шумное дыхание, эти беспомощные руки Ах, боже мой, нельзя ли поскорее, поскорее помочь


Что за дело, что в картине на полу уже целая лужа крови на том месте, куда упал на пол сын виском, что за дело, что ее еще будет целый таз, обыкновенная вещь Человек смертельно раненный, конечно, много ее потеряет, и это вовсе не действует на нервы. И как написано, боже, как написано В самом деле, вообразите, крови тьма, а вы о ней и не думаете, и она на вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе, и его


громкий крик, а в руках у него сын, сын, которого он убил, а он вот уже не может повелевать зрачком, тяжело дышит, чувствуя горе отца, его ужас, крик и плач, он, как ребенок, хочет ему улыбнуться Ничего, дескать, папа, не бойся. Ах, боже мой Вы решительно должны видеть. В оппозиционных кругах картина воспринимается как протест против арестов, последовавших после убийства Александра II 1 марта 1881 года. По Петербургу прошел слух о неизбежном запрещении картины, с каждым


днем собиравшей подле себя все большие толпы разноликого народа. Но картина ушла на выставку в Москву и к Третьякову. Здесь ее ожидал не меньший успех. Глубоко взволнованный, стоит перед ней Лев Николаевич Толстой. Хорошо, очень хорошо, пишет он Репину в Петербург. Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель.


На словах многое бы сказал вам, но в письме не хочется умствовать Иоанн ваш самый плюгавый и жалкий убийца, какими они и должны быть и красивая смертная красота сына. Хорошо, очень хорошо Сказал вполне ясно. Кроме того, так мастерски, что не видать мастерства Забирайте все глубже и глубже. В правительственных кругах картина Репина вызывала к себе резко отрицательное отношение.


С исключительной экспрессией написал Репин лица своих героев, измученных страданием и борьбой. В картине нет ничего лишнего с предельно выразительностью даны два контрастных образа обезумевший, охваченный ужасом и раскаянием Грозный и умирающий царевич, в предсмертной агонии прощающий преступление отца. Живописный талант Репина проявился в этой картине во всем блеске. Замечательно переданы сумерки в царской палате, с удивительным мастерством написаны красный ковер,


розовый кафтан и лужа крови. Кроваво-красный колорит картины с напряженной силой выражает содержание драмы. Для меня очевидно, писал Крамской, что после этой картины число преступлений должно уменьшиться, а не увеличиться, потому что, кто раз видел в такой высокой шекспировской правде кровавое событие, тот застрахован от пробуждения в человеке зверя Но злоключения картины, начавшиеся с первого ее появления на выставке, на том не закончились. Через двадцать восемь лет после создания этого выдающегося полотна


на него было совершено чудовищное покушение, поставившее под угрозу всю его дальнейшую судьбу. В январе 1913 года один из посетителей Третьяковской галереи, иконописец из старообрядцев А. Балашов, с исступленным криком Довольно крови Довольно крови в припадке душевной болезни изрезал картину ножом. Только ценой большого труда художников-реставраторов ее удалось восстановить. 3. Реализм в Литературе. Основоположниками реализма в литературе были


А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Александр Сергеевич Пушкин 1799 1837 гг. создал русский литературный язык, возвл литературу в достоинство национального дела. Он проявил себя творчески в различных жанрах гениальный поэт-прозаик, драматург, публицист, историк. Творчество Пушкина энциклопедия русской жизни, общества, народа. В исторической пьесе Борис Годунов с огромной силой творческого проникновения воссоздат картину русского


прошлого. Создавая Бориса Годунова, Пушкин задался целью преобразовать русский театр взамен придворной трагедии классицизма дать образец народной драмы шекспировской силы и глубины, развртывающий широкую и правдивую панораму одной из самых драматичных эпох русской истории. Замысел был осуществлн. Вместе с Грибоедовым, почти одновременно написавшим Горе от ума, Пушкин явился в свом Борисе Годунове основоположником русской реалистической драматургии.


Трагедия написана Пушкиным во время ссылки в Михайловском. Начата в декабре 1824 г. И окончена 7 ноября 1825 г. По возвращении из ссылки осенью 1826 г. в Москву Пушкин несколько раз читал Бориса Годунова друзьям-литераторам, за что получил строгий выговор от шефа жандармов Бенкельдорфа. Николай I, которому Пушкин вынужден был представить на просмотр трагедию, дал е на отзыв


реакционному журналисту, тайному агенту III отделения Ф. Булгарину. Последний указал на ряд недопустимых, с его точки зрения, мест в трагедии Монахи слишком представлены в развратном виде, Царская власть представлена в ужасном виде и отметил, что в народных сценах не высказывается любви и преданности царю. Николай I не разрешил печатать трагедию, а сделал


Пушкину нелепое предложение С нужным очищением переделать е в историческую повесть или роман наподобие Вальтер-Скотта. Пушкин предпочл совершенно отказаться от публикации трагедии. В печати Борис Годунов смог появиться только через 5 лет после создания, в 1831 г. постановка Бориса Годунова на сцене состоялась лишь в 1870г. Пушкин назвал свою трагедию Борис Годунов. Тем самым в заглавии он подчеркнул, что центральная фигура или по его шутливому выражению


первая персона, которая предала содержание эпохи царь Борис. От его характера и действий зависела историческое развитие. Он опередил время. Для обозначения главной фигуры совершенно не важно, во скольких сценах выведен Борис и завершается ли трагедия его смертью или нет. Пушкин ломает устоявшиеся каноны прежней трагедии, согласно которым с гибелью основного героя исчерпывается


конфликт и прекращается действие. Именно Борис совершил такое деяние, которое положило начало неожиданному и трагическому повороту истории. Жертвой этого поворота стал он сам. Оно же породило Смуту и новые бедствия государственного масштаба и значения. Логическим завершением преступления Бориса явились гибель его жены, его сына и воцарение Самозванца, выступившего отрицанием не только Бориса и его династии, но и всей предыдущей русской истории.


Наиболее распространнной точкой зрения на многие годы стала концепция Г.А. Гуковского, согласно которой главное действующее лицо трагедии народ. Но ведь народ появляется у Пушкина только в 9-ти сценах. К тому же ряд переломных сцен например, Ночь. Келья в Чудовом монастыре проходят без народа. А главное событие истории не создаются народом тот привлекается


либо для одобрения, либо для низвержения того или иного властителя. И Борис, и Самозванец, и бояре стремятся заручиться его поддержкой, но никто из них не рассматривает народ как действующую силу. И Пушкин, конечно, учитывал реальное место народа в тогдашней политической жизни. Не народ создал ситуацию, после которой началась Смута, не народ посадил Бориса царм и не народ призвал


Самозванца в Москву. В целом народ не опасен ни для Бориса, ни для бояр. Он стоит далеко от власти и сравнительно легко усмиряем, если находится под неусыпным контролем. Эта отстраннность народа, его нежелание принимать участие в делах страны не в последнюю очередь связана с его терпимостью и покорностью. В сцене уговоров Бориса на царство Девичье поле. Новодевичий монастырь народ целиком доверяется патриарху и боярам


А как нам знать То ведают бояре, не нам чета. В последних сценах Лобное место и Кремль. Дом Борисов. народ опять-таки охотно вверяет свою судьбу боярам Что толковать Боярин правду молвил. Расступитесь. Бояре идут. Каждый ведт себя как все Ну, брат, дошло до нас, скорее На колени, Все плачут, заплачем, брат, и мы. Реальная картина словно двоится с одной стороны, народ


не понимает, что происходит, и потому не испытывает глубоких чувств, ни сознания значительности событий и творящейся на его глазах истории с другой стороны, он в тех же событиях угадывает нечто важное, какую-то иную правду, скрывающуюся за конкретными обстоятельствами. Люди в трагедии недоумевают и перекидываются репликами О чм там плачут, А как нам знать, Что нам ещ, Да кто их разберт.


В месте с тем народ кричит, вдохновляясь, однако, своей мыслью, а вовсе не той, которую ждали патриарх и бояре. Правящие слои сосредоточены на избрание Бориса. Народ озабочен тем, что престол пуст О, боже мой, кто будет нами править О горе нам по древнему опыту народ убеждн в том, что безначалие гибельно. Безначалие синоним сиротства. Как семью без отца, так народ без царя ждут тяжлые дни и тяжлая судьба.


Но это убеждение не связанно впрямую с личностью Бориса. В сцене Лобное место народ провозглашает здравицу Самозванцу Да Здравствует Дмитрий, наш отец А прежде радовался согласию Бориса Борис наш царь Да здравствует Борис Логика народа не совпадает с логикой Бориса Самозванца и бояр. Борис, держа народ в узде, хочет ограничить независимость бояр.


Бояре, напротив. Стремятся к самостоятельности и хотят урезать самодержавие. В такую политику чувства и действия народа не вмешиваются. С точки зрения обычной логики, реакция народа неразумна на благие дела, совершнные Борисом он отвечает чрной неблагодарностью и клеветой. Борис не в силах понять народные настроения. Но Пушкин заставляет


Годунова очень близко подойти к познанию одной из причин народного неудовольствия. Народ не может простить Борису нечистую совесть. Царь оказывается жертвой собственного преступления. Убийство Дмитрия обернулось всеобщим грехом царя, бояр и народа. Пимен ведь не только от себя свидетельствует О страшное, невиданное горе Прогневали мы бога, согрешили Владыкою себе цареубийцу


Мы нарекли. Борис сделал народ невольным соучастником своего злодеяния. Народ не подозревал о свом грехе, его вина следствие обмана, а не сознательного умысла. В преступление втянуты и бояре. И народ, почувствовавший нравственным внутренним чутьм грех, уже не хочет принимать милости и щедроты Бориса, отвергает их. Другая причина. По которой народ не благодарен царю за его добрые деяния проистекает из того, что забвение


совести вносит в нравственную жизнь стихийный хаос, переоценку прежних ценностей, разрушительною, не поддающуюся разуму силу. Разгул, который колеблет царство. Отныне любое чувство и любое действие представляют одновременно в прямом и превратном свете. Подлинно нравственные душевные порывы теперь сопряжены с ложными и неотделимы от них. Критерий правды и лжи, совести и бессовестности преобразился и уничтожился.


Тень Дмитрия царевича поднимается из небытия и оказывается в конечном итоге могущественной духовной и материальной силой, превышающей все другие, имеющиеся в распоряжении Бориса. На сюжет трагедии М.П. Мусоргским написано народная музыкальная драма Борис Годунов - одно из самых замечательных созданий русского оперного искусства. 4. Реализм в драматургии и театре. Натуральность не главное качество главное достоинство есть выразительность,


экспрессия А.Н. Островский. Русская драматургия и русский театр с 30-40-х годов 19 века переживали острый кризис. Несмотря на то, что в первой половине 19 века было создано немало драматических произведений пьесы А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, состояние дел на русской драматической сцене продолжало оставаться плачевным. Многие произведения названных драматургов подвергали цензурным гонениям и появились на сцене много


лет спустя после их создания. Дух века требует важных перемен и на драматической сцене писал еще Пушкин. Будучи убежден, что предмет драмы человек и народ, Пушкин мечтал о подлинно народном театре. Эта мысль была развита Белинским в Литературных мечтаниях О, как хорошо было бы, если бы у нас был свой, народный, русский театр В самом деле видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным, слышать говорящими


ее доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса ее могучей жизни. А между тем, замечал критик, из всех родов поэзии слабее других принялась у нас драма, особенно комедия. И позже он с горечью говорил, что, кроме комедий Фонвизина, Грибоедова и Гоголя, в драматической русской литературе нет ничего, решительного, ничего хоть сколько-нибудь сносного. Задача создания самобытной национальной драматургии решалась усилиями многих писателей,


критиков, театральных деятелей. К жанру драмы обращались Тургенев, Некрасов, Писемский, Потехин, Салтыков-Щедрин, Толстой и многие другие. Но только Островский стал драматургом, с именем которого связано появление подлинно национального и в широком смысле слова демократического театра. Островский замечал Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы.


Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии для всего народа Эта близость к народу нисколько не унижает драматургию, а напротив, удваивает ее силы и не дает ей опошлиться и измельчать. Поэтический мир Островского исключительно многообразен. Исследователи сумели подсчитать и выявить, что в 47 пьесах 728 не считая второстепенных и эпизодических отличных ролей для актеров самого разнообразного дарования что все его пьесы представляют собой широкое


полотно о русской жизни в 180 актах, местом действия, в котором является Русь в ее главнейших переломных моментах за два с половиной столетия что в произведениях Островского представлены люди разного звания и характеров и в самых разнообразных жизненных проявлениях. Он создавал драматические хроники, семейные сцены, трагедии, картины московской жизни, драматические этюды. Его талант многомерен он и романтик, и бытовик, и трагик, и комедиограф


Островский больше всего заботился о том, чтобы все лица были жизненно и психологически достоверны. Без этого они могли потерять свою художественную убедительность. Он отмечал Мы теперь стараемся, наши идеалы и типы, взятые из жизни, как можно реальнее и правдивее изобразить до самых мельчайших бытовых подробностей, а главное, мы считаем первым условием художественности в изображении данного типа верную передачу его образа выражения, т.е. языка и даже склада речи, которым


определяется самый тон роли. Теперь и сценическая постановка декорация, костюмы, грим в бытовых пьесах сделала большие успехи и далеко ушла в постепенном приближении к правде. История оставила различные по своему уровню сценические трактовки пьес Островского. Были и несомненные творческие удачи, были и откровенные неудачи, вызванные тем, что постановщики забывали о главном о жизненной а, следовательно, и эмоциональной достоверности.


И это главное открывалось порой в какой-нибудь простой и незначительной, на первый взгляд, детали. Характерный пример возраст Катерины. И в самом деле, немаловажно, сколько лет главной героине Один из крупнейших деятелей советского театра Бабочкин писал в связи с этим Если Катерине будет со сцены даже 30 лет, то пьеса приобретет новый и ненужный нам смысл. Правильно определить ее возраст нужно 17-18-ю годами.


По Добролюбову, пьеса застает Катерину в момент перехода от детства к зрелости. Это совершенно правильно и необходимо. Островский считал, что писатель обязан не только сродниться с народом, изучая его язык, быт и нравы, но и должен овладеть новейшими теориями искусства. Все это сказалось на взглядах Островского на драму, которая из всех видов словесности ближе всего стоит к широким демократическим слоям населения. Наиболее действенной формой


Островский считал комедию и признавал в самом себе способность воспроизводить жизнь преимущественно в этой форме. Тем самым Островский-комедиограф продолжал сатирическую линию русской драмы, начиная с комедий 18 века и кончая комедиями Грибоедова и Гоголя. Искал он отражения русского национального характера и в прошлом в переломных моментах истории России. Первые замыслы на историческую тему относятся еще к концу 40-х годов.


Это была комедия Лиса Патрикеевна, в основу которой были положены события из эпохи Бориса Годунова. Пьеса осталась незаконченной, но сам факт обращения молодого Островского к истории свидетельствовал о том, что драматург сделал попытку найти в истории разгадку современных проблем. Островский изображает народ как основную движущую силу истории, как главную силу освобождения родины. Одним из представителей народа является земский староста


Нижнего посада Козьма Захарьич Минин, Сухорук, выступивший организатором народного ополчения. Великое значение эпохи смуты Островский видит в том, что народ проснулся, заря освобождения здесь в Нижнем занялась на всю Россию. Подчеркивание решающей роли народа в исторических событиях и изображение Минина как подлинно национального героя вызвало неприятие драматической хроники Островского официальными кругами и критикой. Слишком уж по-современному звучали патриотические идеи


драматической хроники. Критик Щербин писал, например, о том, что драматическая хроника Островского почти не отражает духа того времени, что в ней почти нет характеров, что главный герой кажется человеком, начитавшимся современного на поэта Некрасова. Другие критики, напротив, хотели видеть в Минине предшественника земств. Теперь овладело всеми вечевое бешенство писал Островский и в


Минине хотят видеть демагога. Этого ничего не было, и лгать я не согласен. В драматических произведениях Островского можно наблюдать, как разрывается временная последовательность и концентрированность действия автор прямо указывает на значительные промежутки времени, отделяющие один акт от другого. Однако такие временные перерывы встречаются чаще всего в хрониках Островского, преследующих цель эпического, а не драматического воспроизведения жизни.


В драмах и комедиях временные интервалы между актами способствуют выявлению тех граней характеров действующих лиц, которые могут обнаруживаться лишь в новых изменившихся ситуациях. Разделенные значительным временным промежутком, акты драматического произведения обретают относительную самостоятельность и входят в общую структуру произведения в качестве отдельных этапов беспрерывно развивающегося действия и движения характеров. В некоторых пьесах


Островского Шутники, Тяжелые дни, Грех да беда на кого не живет, На бойком месте, Воевода, Пучина и д.р. вычленение относительно самостоятельной структуры актов достигается, в частности, тем, что в каждом из них дается особый перечень действующих лиц. Однако даже при таком строении произведения финал не может быть в бесконечном отдалении от кульминации и развязки в этом случае нарушится его органическая связь с основным конфликтом, и финал обретет самостоятельность,


не будучи должным образом, подчинен действию драматического произведения. Наиболее характерным примером такой структурной организации материала является пьеса Пучина, последний акт которой представлялся Чехову в виде целой пьесы. Стремясь к всестороннему раскрытию характеров, Островский как бы поворачивает их различными гранями, отмечая разнообразные психические состояния персонажей в новых поворотах действия.


Эту особенность драматургии Островского отметил еще Добролюбов, увидевший в пятом акте Грозы апофеоз характера Катерины. В пьесах Островского сохраняется постановка определенной художественной задачи, которая доказывается и иллюстрируется живыми сценами и картинами. У меня ни один акт не готов, пока не написано последнее слово последнего акта замечал драматург, утверждая тем самым внутреннюю подчиненность всех разрозненных


на первый взгляд сцен и картин общей идее произведения, не ограниченной рамками тесного круга частной жизни. Лица предстают в пьесах Островского не по принципу один против другого, а по принципу каждый против любого. Отсюда не только эпическое спокойствие развития действия и панорамность в охвате жизненных явлений, но и многоконфликтность его пьес как своеобразное отражение многосложности человеческих отношений и невозможности сведения их к единичному столкновению.


Внутренний драматизм жизни, внутреннее напряжение становилось постепенно главным объектом изображения. Как в жизни мы лучше понимаем людей, если видим обстановку, в которой они живут писал Островский так и на сцене правдивая обстановка сразу знакомит нас с положением действующих лиц и делает выведенные типы живее и понятнее для зрителей. В быту, во внешней обстановке ищет Островский дополнительные психологические опоры для раскрытия характеров действующих лиц.


Островский не ограничивается изображением характера в единственно возможной ситуации он обращается к этим характерам многократно. Этому способствуют повторяющиеся картины например, сцены грозы в комедии Шутник и в драме Гроза и повторяющиеся имена и фамилии действующих лиц. Островский хорошо понимал, что в современном мире жизнь слагается из незаметных, внешне ничем не примечательных, событий и фактов. Таким пониманием жизни Островский предвосхищал драматургию


Чехова, в которой принципиально исключается все внешне эффектное и значительное. Изображение повседневной жизни становится у Островского принципиальной основой, на которой строится драматическое действие. Островский вплетает в серую ткань быта золотые нити романтизма, создавая из этого соединения изумительно художественное и правдивое целое реалистическую драму. Литература 1. Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе 17 19


веков Кн. для учителя М. Просвещение, 1983. 2. ЕвнинФ.И. Реализм Достоевского. В сб. Проблемы типологии русского реализма. М. 1969 3. Макогоненко Г. От Фонвизина до Пушкина. Из истории русского реализма. Издат. Художественная литература М 1969. 4. Плеханов Г.В. Искусство и литература. М 1948. 5.


Соколов А.Г. История русской литературы конца 19 начала 20 века Учеб. Для филол. спец. вузов 3-е изд испр. и доп. М. Высшая школа, 1988. 6. В.В. Основин Русская драматургия второй половины 19 века



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.