Реферат по предмету "Иностранный язык"


Культура письменной речи

Культура письменной речи


Орфография


Задание 1.


Правописание безударных гласных в корне.


В неударяемых слогах корня пишутся гласные, одинаково с теми, которые произносятся в той же части слова, когда эта часть стоит под ударением. Гласные о – а

в неударяемых корнях глаголах нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида с

суффиксами -ывать (-ивать).

Например: кормить, потому что кормит (хотя вскармливать).


Непроверяемые безударные гласные в корне.


Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запомнить их правописание.


Чередующиеся гласные в корне.


1) Корни с чередованием е - и

.


В корнях с чередующимися гласными е – и

буква и пишется тогда, когда после корня идет суффикс -а-

( бер- - бир-, дер- - дир-, мер- - мир-,пер- - пир-, тер-

- тир- ).


Тому же правилу подчиняется чередование гласных е – и

в корнях блест- - блист-, жег- - жиг-, чет- - чит-, стел- - стил-.

Исключение:
соче
тать, соче
тание.


На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а- (

-я-)

чередуются с -им-, -ин-.


2) Корни с чередованием о - а.


В корнях лож- - лаг-, кос- - кас-

пишется буква а

, если за корнемследует суффикс -а-.


В корнях клан- - клон, твар- - твор-

под ударением может быть и а

, и о

, в безударном положении - только о

. Исключение:
утва
рь.


Буква о
пишется в положении без ударения и в корне гар- - гор

-. Исключение
: выга
рки.


В корне зор- - зар

- в безударном положении пишется буква

. Исключение:
зоря
нка (птица).


В корне плав-

пишется а под ударением и без ударения плов- -

плыв-

пишется в словах пло
вец, пло
вчиха, плы
вуны.


В корне раст-, ращ- - рос-

буква а
пишется только перед согласными ст

и щ

, в остальных случаях пишется о
. Исключения:
отра
сль, ро
сток, ро
стовщик, Ро
стов, Ро
стислав и производные от них слова.


В корне скак- - скоч

- в безударном положении буква а
пишется перед к

, а о
– перед ч

. Исключения:
ска
чок, ска
чу, ска
чи.


Написание а
и о
в корнях мак- - мок-

и равн- - ровн

- основано на различении смысла слов. Корень мак-

пишется в словах, имеющих значение «погружать, опускать в жидкость», а корень мок-

пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость». Корень равн-

пишется в словах, связанных по значению с «равный, одинаковый, сходный», а корень ровн-

, связанных по значению с «ровный» («гладкий, прямой»).


Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня.


В корнях русских слов употребляются двойные согласные сс
и жж
. Буквы сс
пишутся в слове сс
ора и образованных от него родственных словах. Буквы жж
пишутся в словах вожж
и, дрожж
и, жужж
ать, можж
евельник и образованных от них родственных слов.


Двойные согласные в русских словах пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной.


С буквами сс
пишутся слова, образованные от корня –счит-
при помощи приставки рас-
, например: рассчитывать. Слова стой же приставкой и корнем –чет-
пишутся с одним с
, например: расчет, расчетливый ( но: бессчетный, от без счета).


Большинство двойных согласных встречается в иноязычных словах, например: апелл
яция. Но среди иноязычных слов много и таких, в которых двойные согласные не пишутся, например: галерея, пьеса, коридор. Поэтому их надо запоминать.


Непроизносимые согласные.


При произношении некоторых слов с сочетаниями согласных может происходить выпадение звуков. Выпадающие при произнесении согласные называют непроизносимыми. Чтобы проверить их правописание (обычно это стн, стл, здн, лнц, рдц

),
необходимо подобрать такое родственное слово, в котором этот согласный произносится. Запомнить:
чувство, блеснуть, ресницы, ровесник, сверстник, яства, прежний.


Бюллетень, коллектив, наслаждение, аморальный, безмолвствовать, смирение, соединение, обретение, замирать от восхищения, постелить постель, удирать с места происшествия, излагать мысли, непромокаемый плащ, подровнять волосы, подскочить от неожиданности, избирательная компания, туристическое агентство, аромат, хрестоматия, резиденция, оранжерея, референдум, конфиденциальный, аккомпанемент, президиум, директива, властный, юрисконсульт, прецедент, инцидент, компромиссное решение, агрессивное поведение.


Задание 2.


Правописание приставок.


Приставки без-, воз- (вз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-)

пишутся с буквой з
перед гласными и звонкими согласными и с буквой с
перед глухими согласными.


В приставке раз- (рас-) – роз- (рос-)

под ударением пишется о
, без ударения – а
.


Приставка с-

пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными.


Чтобы не ошибиться в правописании приставок пере-, пре-,

при-

, надо понимать значение этих приставок. Смысл приставки пере-

- «вновь», «через», «очень» и др., а приставки при-

- «приближение», «прибавление», иногда указывает на действие, совершающееся в небольшой степени; кроме того, она имеет и другие значения. Приставка пре-

имеет два основных значения: означает высокую степень качества и значение «через», « по-иному» (близкое к значению приставки пере-

).


Приставки, заканчивающиеся на согласный, кроме з
, пишутся по общему правилу, т. е. не изменяют этого согласного.


Гласные ы и и после приставок.


Вместо и
после приставок, которые оканчиваются на согласный, произносится и пишется ы
. Буква и
сохраняется: в словах с приставками меж-
и сверх-
; после иноязычных приставок и частиц (контр-, суб-, транс-, пан- и др.).


Безыдейный, взыскать, взимать налоги, дезинфекция, предынфарктный, постинфарктный, расчетный, бессчетное, сдвинутый, ниспровергать, бесцеремонное, низшая, расщедриться, прискорбный факт, преклонить ветки, приходящий момент, претворить планы в жизнь, презирать негодяя, предать мечту, приданья старины глубокой, приемлемый вариант, преемственность поколений, притерпеться к боли.


Задание 3.


Правописание гласных после шипящих и –ц- в разных частях речи и в разных частях слова.


После букв ж, ш, ч, щ

в русских словах не пишутся буквы ы

, я, ю

, а пишутся буквы и, а, у

. В отдельных иноязычных словах после ж, ш, ц

пишутся буквы я
и ю
: брошюра, жюри, парашют; Цюрих, Свенцяны.


После ц

в корне пишется и
, за исключением слов: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц (и производных от них). В ударяемых слогах в соответствии с произношением после ц

пишется о
. Без ударения после ц

вместо о
пишется е
, кроме слов цокотуха, палаццо, скерцо. Буква ы
после ц

пишется в окончаниях существительных, в окончаниях и суффиксе прилагательных.


После шипящих в корнях слов под ударением вместо о
пишется ё (е),
если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне появляется е
. Буква о
пишется в корнях под ударением при отсутствии чередования с е
.


После шипящих под ударением в соответствии с произношением пишется о
:


а) в окончаниях существительных и прилагательных;


б) в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.


В остальных случаях под ударением пишется е (ё
). Сюда относят: окончания глаголов, суффиксы страдательных причастий -ённ-, -ён-,
суффиксы глаголов и существительных, образованных от этих глаголов, а также суффикс -ер
.


Цигейковая шуба, цинизм, инициалы, беспокойный пациент, шорохи, дезинформация, бледнолицый, старые гостиницы, цыганский, модные шорты, шепот, решетка, печеный, шелк, сгущенка, тушенка, ночевка, крепкая бечевка, прожорливый, кошелка, щелочь.


Задание 4.


Правописание имен существительных (окончания имен существительных,суффиксы имен существительных).


В падежных окончаниях существительных ед.ч. пишется


а) буква е
: в дательном и предложном падежах существительных 1 склонения и в предложном падеже существительных 2 склонения (кроме слов на -ия, -ий, -ие

);


б) буква и
: в родительном падеже существительных 1 склонения, в предложном падеже существительных 2 склонения на -ий, -ие

; в родительном, дательном и предложном падежах существительных 1 склонения на -ия

, существительных 3 склонения и разносклоняемых существительных среднего рода на –мя.


В родительном падеже мн.ч. после шипящих буква ь
не пишется, у существительных на -ья, и -ье

в безударном положении пишется –ий
,

под ударением - -ей

. У существительных на -ия, -ие

в родительном падеже всегда пишется -ий

, а у оканчивающихся на ен

ь
не пишется.


У существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий, после согласных д, т, з, с, ж

пишется суффикс -чик

, после других согласных – суффикс -щик.

Буква ь
пишется перед суффиксом -щик

только после л
.


Некоторые суффиксы существительных служат для выражения оттенков уменьшительности, ласкательности, увеличительности и т.п.


а) -ек, -ик; -чик

. Следует писать -ек,

если гласный при склонении выпадает; если не выпадает- -ик, -чик

.


б) -ец, -иц-а

. В словах муж.р. пишется -ец

, в словах жен.р. -иц-а.


в) -ец-о, -иц-е

. Если ударение падает на окончание, пишется -ец-о

, если на основе - пишется -иц-е

.


г) -оньк-, еньк-.

Пишутся с буквой ь
.


д) -ечк-.

Пишется после мягких согласных и шипящих.


е) -ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк

-. В словах среднего рода пишется -ышк

-, в словах муж. и жен. р. - -ушк

-. Суффиксы -юшк

- и -ишк

- употребляются в существительных всех трех родов. После этих суффиксов в окончании именительного падежа ед.ч. пишется о
: в существительных среднего рода, мужского рода неодушевленных; пашется
: в существительных женского рода и мужского одушевленных.


ж) -ищ-.

Употребляется в существительных всех трех родов. После этого суффикса в окончании именительного падежа ед.ч. пишется е
в существительных мужского и среднего рода и пишется а
– в существительных женского рода.


Правописание имен прилагательных (окончания имен прилагательных, суффиксы имен прилагательных).


Имена прилагательные имеют окончания, аналогичные окончаниям вопросительного слова какой: с хорошим (каким?) настроением, об интересной (какой?) книге.


Притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи

(лисий, лисья, лисье, лисьи) во всех падежах, кроме именительного и сходного с ним винительного падежа мужского рода единственного числа, пишутся с ь
: рыбачий, рыбачьего, рыбачьему, рыбачий, рыбачьим, о рыбачьем.


Прилагательные загородный, междугородный, пригородный изменяются по твердой разновидности склонения и пишутся с окончаниями -ый, -ая, -ое, -ые

и т.д.; прилагательные бескрайний, иногородний изменяются по мягкой разновидности склонения и пишутся с окончаниями -ий, -яя, -ее, -ие

и т.д


Прилагательные, оканчивающиеся на -йный

, имеют в именительном падеже единственного числа мужского рода краткую форму на -ен

: знойный - зноен.


Суффиксы имён прилагательных -чат-, -ее-, -еват-, -евит-, -лив-, -чив-, -ое-, -оват-, -овит

пишутся без изменения во всех словах: створчатый, домовитый.


В прилагательных суффикс -ив-

пишется под ударением, а –ев

- без ударения: красивый, строевой. Исключения
: милостивый, юродивый.


В русском языке существуют суффиксы -чив-, -лив

-, которые необходимо отличать от суффикса -ев

-: доверчивый, заботливый. Но: бичевой, речевой, палевый, эмалевый.


В притяжательных прилагательных пишется суффикс -ий

. Суффикса -ей

в притяжательных прилагательных нет: заячий, охотничий, разбойничий.


Суффиксы -оват-, ое

- пишутся после твёрдых согласных, безударные -еват-, -ев

— после мягких согласных, шипящих и ц
: виноватый, деловой, синеватый.


После согласных г, к, х
пишется суффикс -оньк-

после других согласных -еньк

-. Однако возможны и варианты написания (суффикса -еньк после г, к, х). Суффикс «иньк» в прилагательных не пишется: сухонький, синенький.


Суффикс -ск-

пишется в относительных прилагательных: черкес — черкесский, француз — французский. При этом сохраняется конечная буква основы, от которой образовано прилагательное. Суффикс -к-
пишется в качественных прилагательных: резкий (резок), низкий (низок), близкий (близок).


Если основа слова, от которого образовано прилагательное, оканчивается на -нь, -рь

, то перед суффиксом -ск

- мягкий знак не пишется: Сибирь — сибирский.


Исключения
: 1) прилагательные, образованные от названий месяцев: июньский, октябрьский, декабрьский, (но: январский); 2) день-деньской, тянь-шаньский и др.


Если основа слова, от которого образовано прилагательное, оканчивается на д, м, ц
эти согласные сохраняются перед -ск-, -к-:

город — городской, Брест — брестский, немец — немецкий. Если же данная основа оканчивается на к, ч,
то в прилагательных перед к
пишется — ц
: казак — казацкий; ткач — ткацкий. Исключения
: узбекский, таджикский и др.


Учусь в институте, жил в деревне, говорили о лете и об осени, побывал в галерее, лечился в санатории, в новом здании, участвовать в соревновании, отдохнуть на опушке леса, представился по фамилии, был на лекции, побывал в музее, возвращались из Швеции, подошел к Марии - к Марье, письмецо, столик, зданьице, объездчик, разносчик, француженка, нищенка, изюминка, в дремучем лесу, любоваться синим морем, совестливый, сиреневый, матросский, ветряный день, земляной вал, масляная лампа, стеклянный шар, кожаный портфель, недюжинная сила, свиная тушенка, былинный герой, пламенный привет, ржаной хлеб, истинная правда.


Задание 5.


Правописание сложных слов.


В сложных словах после основы на твердый согласный (кроме ш, ж, ц
) пишется соединительная гласная о
: атомоход. После основ на мягкий согласный, а также на ш, ж, ц
и на гласный пишется е
: большеглазый.


Сложные слова без соединительной гласной.


Слитно пишутся:


1) слова, первая часть которых представлена словом в исходной (начальной) форме: времяисчисление, летописание;


2) слова, образованные в результате слияния словосочетания: умалишенный (ума лишенный), впередсмотрящий, азотсодержащий;


3) слова, первой частью которых является количественное числительное. При этом числительное стоит в форме родительного падежа.


Сложные слова с корнем пол-

(половина) пишутся:


1) через дефис, если второе слово: начинается с гласной: пол-окна, пол-яблока, пол-аллеи; начинается с согласной л: пол-листа, пол-лукошка, пол-лета; имя собственное: пол-Европы, пол-Калуги.;


2) слитно во всех случаях, кроме оговоренных п. 1), а также слова с корнем полу

-: полкниги, полуоборот, полулежа;


3) раздельно во всех случаях, если между корнем пол

- и вторым словом стоит прилагательное или местоимение: пол следующего дня (но: полдня).


Слитно пишутся существительные и прилагательные, начинающиеся с элементов: авиа-, авто-, агро-, библио-, био-, вело-, гелио-, гидро-, гомо-, графо-, зоо-, кино-, лже-, лито-, макро-, микро-, метео-, мото-, мульти-, нео-, палео-, поли-, псевдо-, радио-, теле-, термо-, стерео-, фото-, фоно-, экзо-,

электро

- (их количество может быть более одного в слове): авиагавань, авиакосмический,;


Этому же правилу подчиняется и написание иноязычных корней-приставок: анти

-, архи-, инфра-, контр-, пан-, супер-, ультра-, экстра

-: антинародный, архимодный, инфракрасный, суперобложка, ультрафиолетовый. Следует помнить, что, если вторая часть слова - имя собственное, такие образования пишутся через дефис: пан-Америка, пан-Европа.


Слитно пишутся:


1) сложносокращенные слова всех типов: вуз, замзав, КамАЗ;


2) нарицательные существительные, состоящие из двух и более основ, соединенных между собой гласными о, е
(наличие соединительных о
и е
является основным показателем слитного написания сложных слов): гофротара, правобережье;


3) сложные существительные, первая часть которых - глагольная основа, оканчивающаяся на и
: болиголов, вертишейка, сорвиголова. Исключение
: перекати-поле;


4) существительные, образованные от географических наименований, пишущихся через дефис: алмаатинцы (Алма-Ата), костариканцы (Коста-Рика);


5) существительные, образованные от вьетнамских, китайских, корейских и других восточных собственных имен: хошиминовцы.


Через дефис пишутся:


1) сложные терминологические образования, называющие:


а) разнообразные приборы, механизмы, технические устройства, профессиональные понятия в разных сферах деятельности с корнями: вакуум-, дизель-, камер-, пресс-, стоп-, динамо-машина.


б) различные сорта тканей с начальным корнем креп

-: креп-шифон.


в) блюда и растения: люля-кебаб, лук-порей.


2) все слова с первой частью блок

- и пресс

-: блок-контакт, пресс-атташе. Исключение: прессшпан;


3) сложные слова, называющие единицы измерения: мегаватт-час. Исключения: трудодень, трудочас (устар.);


4) составные названия общественно-политических объединений, партий и их сторонников: анархо-синдикализм, социал-демократ;


5) названия промежуточных стран света: северо-запад;


6) сложные названия растений, имеющие в своем составе глагол в личной форме или союз: иван-да-марья, мать-и-мачеха;


7) сложные наименования, образованные путем соединения синонимичных или антонимичных слов: друзья-приятели , грусть-тоска;


8) сложные слова, в которых к основному (второму) слову присоединяется слово с оценочным значением: бой-баба, горе-помощник;


9) сложные наименования, в которых первое слово является общим названием, а второе - более конкретным, т.е. указывает на специальное назначение предмета, названного первым словом: вагон-ресторон, дом-музей. К этой же группе относятся и различные сложные слова-наименования профессий, специальностей, должностей, званий и т.п.: генерал-лейтенант, инженер-строитель, премьер-министр;


10) научно-технические термины, первой частью которых является название буквы (греческого или латинского алфавита): бета-фильтр, гамма-лучи.


Нерусские многословные имена пишутся через дефис, если составные части имени не склоняются; если такие части склоняются, имя пишется раздельно; ср.: Жан-Жак Руссо ,Чарльз Спенсер Чаплин. Составные компоненты древнеримских имен также пишутся раздельно: Апулей Сатурнин, Гай Юлий Цезарь, Марк Туллий Цицерон.


Слитно пишутся сложные прилагательные:


1) образованные от слитно пишущихся существительных: железобетонный (железобетон);


2) образованные из словосочетаний, компоненты которых связаны между собой по способу подчинения: внешнеторговый (внешняя торговля);


3) у которых одна из составляющих основ самостоятельно в такой форме не употребляется: быстротечный (нет слова течный);


4) образованные из сочетаний двух и более прилагательных, между которыми невозможно поставить сочинительный союз (и, но, не только... но и): древнецерковнославянский (древний церковный славянский язык);


5) состоящие из трех и более основ, если одна из основ имеет отношение к каждой из составляющих это прилагательное: паровозомашиностроительный (строит паровозы - строит машины), пылеводосветонепроницаемый ;


6) которые употребляются как термины или в составе терминологических выражений. Первая часть таких прилагательных представлена наречным словом на о или е, вторая - прилагательным или причастием: малознакомый.


Через дефис пишутся сложные прилагательные:


1) образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис: дизель-моторный. Однако, при наличии приставки такие прилагательные пишутся слитно: антисоциалдемократический, прииссыккульский;


2) образованные от сочетания двух и более фамилий: бойль-мариоттовский закон, ильфо-петровская сатира; сложные прилагательные, образованные от сочетания имени и фамилии, пишутся слитно: вальтерскоттовский реализм;


3) образованные из нескольких основ-прилагательных, называющих разные признаки предмета, но одинаково равноправно относящихся к определяемому существительному: русско-французский словарь;


4) первая часть которых представлена существительным (хотя в языке есть прилагательное с тем же корнем): злако-бобовые;


5) называющие оттенки цветов: бледно-синий, бутылочно-зеленый, честно-голубые глаза;


6) обозначающие неоднородные признаки и имеющие терминологический характер: атомно-молекулярный, бесступенчато-регулируемая. Причем, если первая часть представлена основой производного прилагательного, то такое прилагательное-термин пишется через дефис; если основа первой части - существительное, прилагательное-термин в этом случае образовано с помощью соединительной гласной и пишется слитно; ср.: десантно-транспортный и десантоопасный;


7) -термины, если основа их первой части оканчивается на ико: историко-архивный, медико-судебная (экспертиза);


8) -термины, если их первая часть представлена основами вертикально-, горизонтально-, индивидуально-, поперечно-, продольно-: вертикально-подвижный;


9) и с прописной буквы каждая часть пишутся сложные географические или административные наименования, начинающиеся с элементов восточно-, западно-, северо-, южно-, юго-: Восточно-Европейская равнина;


10) образованные из сочетания существительного с прилагательным (связь согласования), но с перестановкой этих компонентов: снежно-белый (белый снег; ср.: белоснежный);


11) обозначающие качество с дополнительным оттенком: добродушно-хитрые (глаза) - 'хитрые с оттенком добродушия'.


Быстрорастворимый, жаропонижающий, вязально-трикотажный, ярко окрашенный, двадцатитрехлетний, дикорастущий, серо-буро-малиновый, североатлантический, торгово-промышленная палата, снежно-белый, четвертьфинал, социально опасный, экспрессивно-окрашенный, пол-литра, пол-Москвы, полстоловой ложки.


Задание 6.


Правописание суффиксов и окончаний глаголов.


Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем или будущем простом времени:


а) в I спряжении: -ешь, -ет, -ем, -ете-, -ут

или -ют

;


б) во II спряжении: -ишь, -ит, -им, -ите, -aт

или -ят

.


У глаголов с безударным окончанием спряжение определяется так:


ко II спряжению относятся глаголы на -ить

в инфинитиве, кроме глаголов брить, зиждиться, зыбиться (бреешь – бреют, зиждется – зиждутся, зыблется), и следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать, слышать, а также производные от них. Глагол «брезжить» имеет разноспрягаемые формы брезжит – брезжут. Остальные глаголы относятся к I спряжению (ср.: молоть – мелешь – мелют, сеять – сеешь – сеют).


Переходные глаголы с приставкой обез- (обес

-) спрягаются по II спряжению, а непереходные – по I спряжению.


Суффиксы глаголов.


В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ова-, -ева

-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю

, и суффиксы -ыва, -ива

-, если в указанных формах глагол оканчивается на -ываю, -иваю

. Например: заведую – заведовать, заведовал. Указанные глагольные суффиксы сохраняются в формах действительных причастий прошедшего времени; ср.: завед-ова-вш-ий (от завед-ова-ть), бесед-ова-вш-ий – заклад-ыва-вш-ий (от заклад-ыва-ть), подгляд-ыва-вш-ий.


Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вать, -ваю

, имеют перед суффиксом -ва-

ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса, например: залить – заливать, заливаю.


Исключения
: застрять – застревать, застреваю; затмить – затмевать, затмеваю; продлить – продлевать, продлеваю и некоторые другие.


В глаголах (о)деревенеть, (о)леденеть, (о)костенеть, (о)кровенеть, (о)-стекленеть, (о)столбенеть имеется составной суффикс -енеть

.


Правописание суффиксов и окончаний причастий.


Причастия имеют те же падежные окончания, что и прилагательные; чтобы не ошибиться в окончаниях причастий, надо подставлять вопросы: какое? (улыбающееся дитя), какие? (улыбающиеся дети), каким? (улыбающимся ребёнком), о каком? (об улыбающемся ребёнке), какую? (улыбающуюся девочку), какою? (улыбающеюся девочкой).


В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения, пишется -ущий

или -ющий

: плачут — плачущий, а в причастиях, образованных от глаголов II спряжения, пишется -ащий

или -ящий

: дышат — дышащий.


В страдательных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения, пишется -емый

: читаем — читаемый, а в причастиях, образованных от глаголов II спряжения, — -имый

: любим — любимый.


В суффиксах страдательных причастий после шипящих под ударением вместо о
пишется ё (е
): вооружённый — вооружён. Буква ё (е
) вместо о
пишется под ударением после шипящих и в именах прилагательных, образованных от глаголов: кипячёный, жжёный.


В страдательных причастиях, образованных от глаголов на -ать

или -ять

, пишется -анный

или -янный

: разбросать — разбросанный, а в причастиях, образованных от глаголов на -ить

или -еть

, пишется -енный

: забросить — заброшенный.


Правописание н и нн в полных и кратких причастиях и отглагольных прилагательных.


В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется нн

: сделанный, сломанный, израненный, посеянный, а в кратких — одно: сделан, сломан, изранен, посеян.


нн

пишется в следующих прилагательных:


1) образованных из страдательных причастий на -ованный и -ёванный: арестованный, исключения: кованый, жёваный;


2) образованных от глаголов с приставками: поношенный (костюм). Следует запомнить: смышлёный (мальчик), названый (брат), посажёный (отец), а также существительное приданое;


3) в некоторых прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида (иногда с отрицанием не): желанный, нежданный.


Одно н

пишется в прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида: бешеный, ряженый, а также в существительном мороженое. Эти бесприставочные прилагательные надо отличать от сходных с ними причастий, которые пишутся через два н. Такие причастия имеют при себе зависимые слова: раненный (пулей), писанные (людьми законы).


Одно н

пишется в указательных прилагательных и тогда, когда они входят в состав сложного слова, например: златокованый (сундук), свежемороженое (мясо).


Легко дышится, что-то ищет, народ видит, она постелет скатерть, дождь усилится, ничем не уважишь, рваный рукав, перепуганные люди, жареный в масле картофель, выкрашенный пол, тканая золотом скатерть, копченая рыба, испеченные блины, санки заброшены на чердак, руки искусаны комарами, собрание прошло организованно, она умна и воспитана.


Задание 7.


Правописание предлогов (слитное, раздельное и дефисное написание предлогов).


Слитно пишутся:


1) производные предлоги, образованные от наречий: вокруг (вкруг), вблизи, наперерез, вслед, вдоль;


2) некоторые производные предлоги, образованные от существительных: ввиду, вместо, внутри, вроде, вслед, вследствие, навстречу, наперекор, наподобие, напротив, насчет, невзирая на, несмотря на, посредине (посередине), посредством, сбоку от.


ввиду

- пишется слитно, если имеет причинное (или следственное) значение; В этом случае предлог ввиду можно заменить предлогом-синонимом «из-за»,


в виду

- пишется раздельно, если выражает пространственные отношения ('вблизи, поблизости'). Это же значение сохраняется в устойчивом сочетании иметь в виду.


вроде

- пишется слитно, имеет синоним наподобие, следует отличать от сочетания существительного с предлогом в роде.


вслед

- пишется слитно, имеет синоним вслед за, следует отличать от предложно-падежного сочетания в след.


вследствие

- пишется слитно, выражает причинные (или следственные) отношения, имеет синоним из-за, отличается от сочетания существительного с предлогом не только слитным написанием, но и постоянной конечной е.


навстречу

- пишется слитно, следует отличать от сочетания существительного с предлогом на встречу, в котором между предлогом и существительным возможна подстановка определения, кроме того, существительное может иметь зависимое слово в творительном падеже;


насчет

- пишется слитно, имеет синонимичный предлог о (об).


наподобие

- пишется слитно, имеет синонимичный предлог вроде.


посередине - посредине

(посередке - прост.) - пишется слитно, выражает пространственные отношения, следует отличать от сочетания существительного с 'предлогом; между предлогом и существительным в сочетании возможна подстановка определения.


3) не в предлогах несмотря на, невзирая на

- пишутся слитно с не, имеют уступительное значение, отличаются от сочетаний деепричастий с отрицанием не, пишущихся раздельно.


Раздельно пишутся:


1) производные предлоги в продолжение

и в течение

;


2) не пишется раздельно со всеми предлогами, кроме несмотря на, невзирая на.


3) предлоги в виде, в деле, в меру, в области, в отличие от, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счет, по мере, по поводу, по причине.


Через дефис пишутся сложные предлоги из-за, из-под, по-над, по-за, по-под, для-ради, за-ради.


Слитное и раздельное правописание не и ни с разными частями речи.


«Не
» является приставкой и пишется слитно

:


· со всеми словами, которые не употребляются без не: невзгоды, неизбежный, неотъемлемый, ненавидящий, негодуя, нельзя;


· с существительными, прилагательными и наречиями на -о
, когда с «не

» образуется новое слово (его можно заменить близким по смыслу словом или выражением): неправда (ложь), небольшой (маленький);


· с полными причастиями без зависимых слов: На столе лежала непрочитанная книга;


· с прилагательными, причастиями и наречиями на
, если к ним относятся слова: совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно

и др., усиливающие степень качества: чрезвычайно неинтересная (скучная) книга;


· с неопределёнными местоимениями, а также с отрицательными без предлога: несколько статей, некого спросить;


· с отрицательными наречиями: негде, некуда, некогда, неоткуда, незачем; наречиями немедля, нехотя;


· с отглагольными прилагательными на -мый

: болезнь неизлечима.


«Не
» является частицей и пишется раздельно

:


· с глаголами в неопределённой форме и в форме любого наклонения, с краткими причастиями и деепричастиями: не читать, не видя; а также с числительными, предлогами (кроме несмотря на, невзирая на), союзами, частицами и наречиями (кроме наречий на
): не один, не в клубе, не то... не то;


· с существительными, прилагательными, наречиями на -о
при имеющемся (или подразумеваемом) противопоставлении: Он говорил не правду, а ложь;


· с полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов: На столе лежала не прочитанная, а лишь просмотренная книга;


· с прилагательными, наречиями на
, если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или отрицательными наречиями, а также если не входит в состав частиц далеко не, вовсе не, отнюдь не

: никому не известные причины, далеко не лёгкое решение;


· с местоимениями, в том числе отрицательными, если при них есть предлоги: не ты, не о чем беспокоиться;


· с краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме или у которых она имеет иное значение: не должен; со словами категории состояния, которые употребляются только в качестве сказуемого в безличных предложениях: не надо, не нужно;


· с отглагольными прилагательными на -мый

при наличии в качестве зависимых слов отрицательных местоимений или наречий: ничем не излечимая болезнь.


В отрицательных местоимениях под ударением пишется не-

, без ударения ни-:

некого, никого; некому, никому; нечего, ничего.


В отрицательных местоимениях при появлении предлога образуется сочетание из трёх слов: ни у кого, ни о чём, не с кем.


В отрицательных наречиях в безударном положении пишется приставка ни-,

под ударением — не-

: никак, нигде, никогда, негде, некогда.


Ввиду болезни; иметь в виду; разговоры насчет поездки; ваза в виде шара; в течение двух лет; в следствии по делу; вследствие опознания; встретиться впоследствии; не видел никого; ни для кого не секрет; ни разу не покаялся; ни свет ни заря; отвечать не колеблясь; проблема отнюдь не решена; не широкая, но глубокая речка; не медля ни минуты; он ни при чем; мне несдобровать.


Задание 8.


Правописание союзов.


Пишутся слитно союзы, образованные от сочетаний предлогов с местоимениями и наречиями: тоже, также, зато, отчего, оттого, потому, притом, причём, чтобы (чтоб).


Пишутся раздельно составные союзы: потому что, так как, для того чтобы, тогда как, то есть и др.


Сочетание «во что бы то ни стало»

пишется в шесть слов.


Союзы тоже

и также

необходимо отличать от сочетаний то же

(местоимение и частица) и так же

(наречие и частица); в большинстве случаев частицу же

в сочетаниях можно опустить или переставить в другое место предложения. Кроме того, союзы и сочетания различаются значением.


Союзы причём

и притом

необходимо отличать от сочетаний предлога с местоимением при чём

и при том

; союзы имеют присоединительное значение («в добавление к этому»), сочетания этого значения не имеют.


Правописание частиц.


Частицы могут писаться слитно, входя в состав знаменательного слова (сливаться со словом), раздельно (в несколько слов) и через дефис.


Пишутся слитно частицы бы (б); же (ж); ли (ль)

, входящие в состав слова: чтобы; чтоб; тоже; неужели.


Пишутся раздельно:


1) частицы бы (б); же (ж); ли (ль)

, не входящие в состав слова: пришёл бы; если б; зачем же; куда ж; вряд ли; едва ль

;


2) частицы ведь, вон, вот, даже, мол: так ведь; вон там; вот тут; даже ты; знал, мол;


3) частица таки

, стоящая после существительных, прилагательных и местоимений: человек таки успел, ты таки пришёл.


Пишутся через дефис:


1) частицы -де; -ка; -с; -тка: ты-де; иди-ка; нате-с; ну-тка

;


2) частица -таки

(в значении «в конце концов», «тем не менее»), стоящая после глаголов, наречий, частиц: пришел-таки; опять-таки; всё-таки;


3)частица -то,

присоединяемая к словам для придания оттенка эмоциональности: Ты-то убежишь, а мы?


И все-таки; и все же; говорил то же, что и я; чтобы все видели; это тоже нужно; за чем пойдешь, то и найдешь; на взгляд-то он хорош; давай-ка начнем; он таки пришел; прочитал-таки этот роман; она как будто загрустила; что бы мне почитать?


Задание 9.


Употребление –ь- после шипящих.


Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется:


а) у существительных 3-го склонения;


б) на конце наречий, оканчивающихся на шипящий, исключения: уж, замуж, невтерпёж; и в одном слове на «ж»

(настежь);


в) в формах 2-го лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени: берёшь, берёшься;


г) в повелительном наклонении глаголов: отрежь, отрежьте;


д) в частицах вишь, бишь, лишь, ишь

.


Мягкий знак после шипящих на конце слова не пишется:


а) у существительных не 3-го склонения;


б) у наречий на «ж»


в) в сочетаниях чк, чн, щн, пч, нщ, рч, рщ;


г) на конце существительных мужского рода после шипящих согласных: нож;


д) на конце существительных в форме множественного числа родительного падежа после шипящих согласных;


е) на конце кратких форм прилагательных после шипящих согласных.


Мимо рощ, суп горяч, выйти замуж, достичь результата, вьющийся плющ, необходимая помощь, стремишься к финишу, ветер свеж, голубоватый луч, денек хорош, невтерпеж поделиться радостью, меж грозовых туч, хорошо пропечься, охота на дичь, созревающая рожь, успех блестящ, уйти прочь, песок сыпуч, обнаруженная залежь бокситов, ударить наотмашь.


Задание 10.


Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.


Интеллигенция; интеллектуальный; вряд ли ему приснится; не кто иной, как Печорин; быть на конференции; винегрет; гуманизм и истинный патриотизм; балованный ребенок; сведения о предыстории; сентиментальная история; безыскусственный; говорить по-русски; скажи, чтобы он пришел; будущий декабрист; нравственность; мировоззрение Базарова; в течение лета; надо же разобраться; послушай-ка; наперерез течению; говорить насчет подписки; кто-либо; кое-какой.


Пунктуация


Задание 1.


Расставьте знаки препинания в тексте.


ИЗ ИСТОРИИ БАНКОВ


Небесполезно помнить, что родоначальниками современных банков были менялы, появившиеся в западноевропейских странах в начале 19 века. Взимая немалые деньги за услуги, менялы помогали разменять крупные деньги, обменять одни на другие, рассчитывали, сколько нужно уплатить за покупку и какими монетами, так как простой человек не всегда мог сориентироваться в огромном количестве разнообразных монет. Однако, постепенно, деятельность менял расширялась. В частности, они взялись за перевозку денег, составляя охраняемые караваны и принимая на себя ответственность за сохранность ценностей. Рисковать, безусловно, стоило: небезопасная доставка солидно оплачивалась.


Вскоре купцы, не желавшие терять время на операции с деньгами, стали поручать менялам производить расчеты, а также хранить у них свои деньги. Вследствие этого и возникла гениальная идея совершение расчетов без наличных денег.


В сундуках менял денег скопилось отнюдь не мало, и все они лежали без движения. Тогда-то и придумали давать часть денег взаймы, на определенный срок, беря за это плату. Взяв на полгода 100 денежных единиц, человек должен был вернуть 120, сделав это вовремя. Меняла знал, что никогда все вкладчики не потребуют денег целиком и что вряд ли заберут их одновременно. Значит можно, не опасаясь неприятностей, пустить деньги в оборот. Поэтому менялы решили давать ссуды, начисляя за них проценты, и деньги стали приносить деньги.


Задание 2.


Определите тип сложного предложения (союзное, бессоюзное).


Расставьте знаки препинания.


1. Налево чернело глубокое ущелье, за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега рисовались на бледном небосклоне, еще сохраняющем последний отблеск зари.(бессоюзное).


2. Уже вечерело, солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада, тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. (бессоюзное).


3. Страшная мысль мелькнула в уме моем – я вообразил ее в руках разбойников. (бессоюзное).


4. Закрою глаза и вижу: на крутой пригорок, поросший белой кашкой, взбегает тропа, а там на пригорке заворачивает влево за сосновый лесок. (союзное).


5.К сукнам холстам страшно было притронуться – они обращались в пыль. (бессоюзное).


6. Сыр выпал, с ним была плутовка такова. (бессоюзное).


7. Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой, изнутри поднялся собачий лай. (бессоюзное).


8. Служить бы рад, прислуживаться тошно. (бессоюзное).


9. Герасим соорудил кровать из дубовых досок на четырех чурках, истинно богатырскую кровать – сто пудов можно было положить на нее, не прогнулась бы. (бессоюзное).


10. Пройдет молодец – приосанится, пройдет девица – пригорюнится, а пройдут гусляры – споют песенку. (союзное, бессоюзное).


11. Молвит слово – соловей поет. (бессоюзное).


12. Если вам писать противно скучно, не пишите – это все равно получится скверно фальшиво. (союзное, бессоюзное).


Культура устной речи


Орфоэпия


Орфоэпия (греч. orthoépeia, от orthós - правильный и épos - речь), совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления. В орфоэпии изучаются также правила постановки ударения. Второе значение этого слова – наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.


Задание 1.


Расставьте ударения.


Включ`ит, включ`им, включ`ите, догов`оры, запломбиров`ать, сир`оты, встречаемся по сред`ам, на торг`ах, стол`яр, средств`ами, св`екла, сок сл`ивовый, красивые б`анты, воспр`инял, дозвон`ишься, зав`идно, занят`ой человек, з`анятое место, катал`ог, некрол`ог, нувор`иш, крас`ивее, ветерин`ария, кулинар`ия, взр`ывчатое вещество, деф`ис, докум`ент, дом`овая церковь, зубч`атый, `искра, ист`екший год, ист`ёкший кровью, к`ашлянуть, кварт`ал, кокл`юш, нефтепров`од, эксп`ерт, язык`овая колбаса, языков`ой институт.


Задание 2.


Объясните значения слов с разными ударениями.


1) Брон`я (кольчуга; защитнаяоблицовка) – бр`оня (закрепление прав на что-либо), 2) в`идение (способность видеть) – вид`ение (призрак, что-либо возникшее в воображении, во сне.), 3) кр`едит (правая сторона бухгалтерского счёта) – кред`ит (предоставление товаров или денег в долг), 4) л`оскут (остатки в текстильном и швейном производстве) – лоск`ут (обрезки ткани, кожи).


Задание 3.


Расставьте ударения в топонимах.


Река – Ан`адырь, Селенг`а.


Город – Р`осток, К`имры, С`идней.


Столица Венесуэлы – Кар`акас.


Столица Колумбии – Богот`а.


Озеро – Сен`еж, `Ильмень.


Остров – К`ижи.


Страна – Пан`ама, Пер`у, Шри-Л`анка


Задание 4.


Разделите данные слова на две группы:


1) согласный звук в позиции перед / е / произносится мягко:


Резус, рейс, рейд, рейтинг, агрессия, анемия, берет, бекон, кофе, музей, неологизм, непрезентабельный, термин, фанера, стратегия, телефакс, юриспруденция, резюме, шинель, эфемерный, демарш.


2) согласный звук в позиции перед / е / произносится твердо:


Интервидение, интервью, интермедия, интернат, интерьер, реквием, адекватный, антитеза, апартеид, диспансер, безе, купейный, свитер, френч, чартер, кодекс, интервал, резюме, дегенерат, декада.


Задание 5.


Разделите приведенные слова на три группы, в зависимости от варианта произношения – ЧН - :


1)
слова, где произносится « ЧН »:


Античный, библиотечный, бутылочный, восточный, вечно, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, лихорадочный, мелочность, научный, ночной, очечник, отличник, однозвучный, печной, почечный;


2)
слова, где произносится « ШН »:


горчичник, конечно, Кузьминична, нарочно;


3)
слова, где возможны оба варианта произношения:


булочная, копеечный, порядочный, пустячный.


Лексика


Задание 1.


Найдите ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления.


1. Автоматическая линия будет
новым этапом в технической вооруженности предприятия.


2. Старый моряк вышел на бульвар в своем парадном
кителе.


3. Трудно наладить работу при отсутствии
необходимых материалов.


4. В силу плохой
разработки метода экономического анализа до недавнего времени не проводилось детального
изучения результатов по
намеченному
плана.


5. Мы намечаем встречу около
18 часов.


6. Старые методы руководства были признаны неправильными и нерациональными
.


7. На профсоюзной конференции присутствовало 120 делегатов
.


Задание 2.


Раскройте скобки, выберите подходящие слова (паронимы).


1. Работа написана простым языком, сразу уясняется сущность
вопроса.


2. Паровоз, натужно дыша, протащился по платформе, состав встал
.


3. Испытание новой машины проводится
уже третью неделю.


4. Студенческая молодежь у нас предоставлена
самой себе.


5. В работах художников и скульпторов отображается
труд, быт и отдых забайкальцев.


6. Впечатлений от поездки много, но главное – это исключительно дружеское
отношение к нам французского народа.


7. У билетной кассы предъявляли
свои командировочные удостоверения.


8. Мне кажется, что я припоминаю лицо
этого человека.


9. На диваны были надеты
чехлы.


Задание 3.


Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами.


1.
На последних футбольных соревнованиях наша спортивная команда потерпеланеудачу
.


2. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного корабля
.


3. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшего развития
в области спортивной работы.


4. Такое же
решение было принято студентами второй группы.


Задание 4.


Определите значение слов, выступающих в качестве паронимов.


Составьте и запишите с каждым из них по одному словосочетанию.


Техничный (обладающий высокой техникой, высоким мастерством) – технический (специальное понятие, относящееся к какой-либо области техники или науки), террористическая (свойственная террору, терроризму, террористу, характерная для них) – террористская (состоящая из террористов), водные (обозначает отношение или принадлежность к воде, характеристика которой даётся в первой части слова) – водяные (сделанные из воды или относящиеся к воде), национальные (относящиеся к данной стране, государству; свойственные какой-либо нации)– националистические (проявляющие чувства национального превосходства, идей национального антагонизма, национальной замкнутости.), желанный (такой, которого желают, к которому стремятся) – желательный (соответствующий чьим-л. желаниям, интересам; нужный, необходимый), гуманная (человеколюбивая, человечная в поступках и отношениях) – гуманитарная (основанная на любви к человеку и заботе о нём), редакционная (относящаяся к редакции) – редакторская (относящаяся к редактору), изобретательная (находчивая, быстрая на выдумку, способная изобретать) – изобретательская (относящаяся к изобретателю), гордость (чувство собственного достоинства, самоуважения) – гордыня (преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим), консервация (предохранение от гниения или разрушения посредством каких-н. особых мер, операций) – консервирование (способ заготовки продуктов).


Техничный пианист – технический язык; террористическая деятельность – террористская группировка; водные лыжи – водяные знаки; национальные песни – националистические взгляды; желанный гость – желательный результат; гуманная личность – гуманитарная помощь; редакционная комиссия – редакторская пометка; изобретательная ученица – изобретательская деятельность; мужская гордость – человеческая гордыня; консервация производства – консервирование грибов.


Задание 5.


Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.


Как говорят:


1) о том, когда человек работает не на себя, а на кого-то – гнет спину ;


2) о работе, выполненной слишком быстро – на скорую руку;


3) о том, что за окном стемнело – хоть глаз выколи;


4) о человеке, который похудел – с лица спал;


5) когда кого-либо обманывают – вешать лапшу на уши;


6) когда кого-то хотят отругать – разделать под орех;


7) о человеке, к которому окружающие относятся с уважением – большая шишка;


8) о человеке, ничего не значащем – мизинца не стоит, пустое место;


9) о человеке, резко отличающемся от других – белая ворона;


10) о нависшей опасности – тучи сгущаются над головой;


11) о человеке, на которого сваливают чужую вину – козел отпущения;


12) о том, что является мерилом для чего-либо, к чему насильственно подгоняют или приспосабливают что-либо – одним аршином меряют.


Грамматика


Задание 1.


Определите род существительного.


Дитя (средний род), плакса (общий род), умница (общий род), сирота (общий род), фойе (средний род), хаки (мужской род), букле (средний род), атташе (мужской род), какаду (мужской род), протеже (средний род), кольраби (женский род), салями (женский род), визави (средний род), алоэ (средний род), авеню (женский род), хинди (мужской род), сулугуни (мужской род), ЛГУ (мужской род), женщина-космонавт (женский род), самолет-амфибия (мужской род), кафе-столовая (женский род), комедия-буфф (женский род), голосище (мужской род), братишка (мужской род).


Задание 2.


Запишите имена существительные в форме множественного числа.


1. Строгие (инспектор)- Строгие инспекторы


2. Талантливые (конструктор) - Талантливые конструкторы


3. Наши (бухгалтер) - Наши бухгалтеры


4. Подписанные (договор) - Подписанные договоры


5. Вкусные торт - Вкусные торты


6. Военные госпиталь - Военные госпитали


Задание 3.


Поставьте существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа.


1. Несколько (баржи) - Несколько барж


2. Пара (носки, чулки, гетры) - Пара носков, чулок, гетр


3. Не хватает (ясли) - Не хватает яслей


4. Пара (погоны) - Пара погон


5. Шесть (килограммы помидоры) - Шесть килограммы помидоров


6. Четверо (армяне) - Четверо армян


Задание 4.


Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени (отчества), фамилии. Кратко объясните свой ответ.


1. Этот подход был разработан Чарльзом Дарвином (мужские иностранные имена, оканчивающиеся на согласный приобретают соответствующие русские падежные окончания).


2. На кинофестивале я познакомился с Мишель Пфайфер (женские имена, оканчивающиеся на согласный не изменяются).


3. Эта роль была блестяще сыграна Питером Устиновым (Мужские иностранные имена, оканчивающиеся на согласный приобретают соответствующие русские падежные окончания).


4. Мы прочитали новое эссе об Эрнсте Теодоре Амадее Гофмане (Мужские иностранные имена, оканчивающиеся на согласный).


5. Он состоял в охране при Катрин Денев (женское имя, оканчивающееся на согласный).


6. Константин купил книгу Анны Луизы Жермены де Сталь (женское имя, оканчивающееся на гласную изменяется, на согласную - нет).


7. После просмотра фильма мы очень долго говорили об Изабель (оканчивается на ь – имя не меняется) Аджани (иноязычная фамилия оканчивается на ударный гласный).


8. Пособие было составлено Валентиной Даниловной (оканчиваются на гласную - меняются ) Черняк (оканчивается на согласную – не меняется).


9. У Остапа (мужское имя на согласный - меняется) Сулеймана (мужское имя на согласный - меняется) Берты (женское имя на гласный - меняется) Марии (женское имя на гласный - меняется) Бендер-бея (мужское имя на согласный - меняется) было много способов раздобыть деньги.


10. Эта композиция была написана Джорджем Гершвином (мужское имя на согласный - меняется) в 20-е годы.


Язык как средство общения


Задание 1.


Дайте развернутые ответы на вопросы (письменно).


1. Что такое общенародный язык? Назовите основные разновидности общенародного языка.


2. Какие функциональные стили выделяются в русском литературном языке?


Подберите образцы текстов (8 – 10 предложений), написанных в разных функциональных стилях
.


1. Язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков, называется общенародным, или национальным, языком. Говоря о национальном языке, имеют в виду русский, английский, немецкий, французский и т.д.


Любой национальный язык не является единым по своему составу, так как им пользуются люди, различающиеся по своему социальному положению, роду занятий, уровню культуры и т.д., и, кроме того, пользуются в разных ситуациях (деловая беседа, лекция и т.д.). Эти различия находят отражение в разновидностях общенародного языка. В каждом национальном языке выделяются следующие основные разновидности: литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, жаргоны.


2. Функциональные стили речи – это исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.


Существует 5 функциональных стилей:


· научный – задача состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях;


· официально-деловой – официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения;


· публицистический – характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый);


· разговорный – отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность;


· художественный – используется в художественной литературе.


Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п. Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.


Образец научного стиля:


В основе развития познавательных способностей лежат действия наглядного моделирования. Конструирование – это продуктивная деятельность, имеющая моделирующий характер. В процессе конструирования дети не просто «символизируют» и обозначают предметы и ситуации, но и создают их наглядные модели, устанавливая между отдельными заместителями отношения, адекватные отношениям замещаемых объектов. Суть детского «символизма» состоит не в построении индивидуальных символов, а в усвоении общественно выработанных знаков. Причем дошкольники осваивают преимущественно знаки особого рода – наглядные модели, где сами предметы обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения – при помощи расположения этих заместителей в пространстве (в объеме и на плоскости).


Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью.


Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.


Образец публицистического стиля:


Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой)


Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.


Образец разговорного стиля:


— Ну, и где вы были вчера? Рассказывай! — Фильм смотрели. Новый. — Про что? — Детектив какой-то. — Как называется? — Да, не помню я, забыл. Из головы вылетело.


Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля — право, автор — юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.


Образец официально-делового стиля:


«Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики.


1. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:


-получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакциональных осложнениях;


-выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной медицинской практикой;


-бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;


-бесплатный медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;


-бесплатное лечение в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений;


-социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений;


-отказ от профилактических прививок.»

Задание 2.


Найдите ошибки в словоупотреблении.


Запишите отредактированный вариант.


1. Почему в феврале снижение надоев возрастает с каждым днем? – Почему в феврале надои снижаются с каждым днем?


2. Внимательное изучение вопроса широко вскрыло многие узкие места, недоделки и недоработки в работе горняков. – Детальное изучение вопроса вскрыло многие узкие места, промахи и недостатки в работе горняков.


3. Июльским днем прошлого года на Вокзальной площади ночью имел место взрыв. – Июльской ночью прошлого года на Вокзальной площади произошел взрыв.


4. Мы никогда не найдем двух одинаковых кошек, а уж тем более людей: один умнее, другой работоспособнее. – Мы никогда не найдем двух одинаковых кошек, а уж тем более людей: один умный, другой работоспособный.


Задание 3.


Устраните тавтологию, используя синонимы.


Запишите отредактированный вариант.


1.Всех потрясло зрелище пожара, которого мы все были свидетелями. – Увиденное зрелище пожара потрясло всех.


2. После долгой и продолжительной зимы наступила весна. – После долгой и затяжной зимы наступила весна.


3. Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не показывали. – Сложилась странная ситуация: согласно этому договору мы должны добиться невиданных доселе показателей.


4. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг. – Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете тоже самое.


5. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир. – Возвращаясь домой из зарубежной поездки, круиза, тура, каждый стремится привезти на память подарок или значимый сувенир.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.