СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯАКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫКафедракультуры и филологииРефератна тему Личность государственногослужащего в романе Артура Хейли На высотах твоих Выполнила студентка 516 гр. ГМУГоворова Е.И.Преподаватель доц. Зарайченко В.Е. Ростов-на-Дону,2004Характеристика феномена культурыявляется неполной без выяснения соотнесенности природного
и культурного.Противостояние природы и культуры является вечной проблемой. Многие ученыеизучали эту проблему, пытались выяснить, как взаимодействует природа икультура, что первично. Исследования культурологов показывают, что культуравнебиологична, ее нельзя свести к природному, однако и культурное не из чеговывести и построить, кроме как из природного. Прежде всего, истоки этой проблемы вдвойственности человека, в принадлежности его к двум мирам одновременно
природе и культуре, телу и духу. Человек так или иначе решает эту проблему,которую можно назвать проблемой существования. Для начала необходимосравнить эти два понятия. Под природой понимается совокупность всего сущего вматериальном мире в противоположность духовным явлениям и феноменам культуры ицивилизации. Природа является объектом естествознания. С точки зрения Запада, кприроде можно относиться лишь с позиции потребления, при котором цельоправдывает
средства. Но есть и другое мнение о природе созерцая, человекпереживает себя и одновременно черпает энергию из природы. Так, Гете писал отом, что лишь наедине с природой человек обретает надежду быть в ладу с самимсобой. Стремление прибывать в гармонии с природой, любоваться ею и одновременноизменять ее, культивируя наилучшие ее образцы, вот видимые современнику гранинаслаждения природой. Латинский термин культура означает возделывание,обработку, воспитание, развитие, поклонение.
В самом широком смысле словакультура это то, что создано и создается человеком материальное и духовное в отличие от природных вещей и явлений. В истории человеческой мысли этоттермин понимался как воспитанность , соответствие идеалам гуманизма ипросвещения, следования разуму. Культура это природа, обработанная особым,человеческим образом в целях удовлетворения тех или иных потребностей. Но онане сводится к вещам, произведенным человеком, а распространяется и наобщественные
отношения, и на продукты духовного производства. Слова природа и культура далеко не однозначны. Культура нередко определяется каксовокупность элементов природы, переработанных людьми в своих интересах понимая при этом в числе элементов природы и самого человека, в частности егомозг и способность к сознанию . Иначе говоря, природа это все, что еще некультура, а культура это все, что уже не природа. Продукты природы - то, чтосвободно произрастает из земли.
Продукты же культуры производит поле, котороечеловек ранее вспахал и засеял. Следовательно, природа есть совокупность всеготого, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственномуросту. Противоположностью природе в этом смысле является культура как то, чтоили непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным имцелям, или, если оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательновзлелеяно им ради связанной с ним ценности.
Какбы широко мы ни понимали эту противоположность, сущность ее останетсянеизменной во всех явлениях культуры мы всегда найдем воплощение какой-нибудьпризнанной человеком ценности, ради которой эти явления или созданы, или, еслиони уже существовали раньше, взлелеяны человеком и наоборот, все, что возниклои выросло само по себе, может быть рассматриваемо вне всякого отношения кценностям, а если оно и на самом деле есть не что иное, как природа, то идолжно быть рассматриваемо таким образом.
В объектах культуры, следовательно,заложены ценности.Легкопоказать, что эта противоположность природы и культуры действительно лежит воснове деления наук. Религия, церковь, право, государство, нравственность,наука, язык, литература, искусство, хозяйство, а также необходимые для егофункционирования технические средства являются, во всяком случае наопределенной ступени своего развития, объектами культуры или культурнымиблагами в том смысле, что связанная с ними
ценность признается значимой всемичленами общества. Можно, конечно, сомневаться, куда относятся некоторыедисциплины, например, география и этнография, но разрешение этого вопросазависит только от того, с какой точки зрения они рассматривают свои предметы,т. е. смотрят ли они на них как на чистую природу или ставят их в известноеотношение к культурной жизни.Однаиз первых формулировок, выражающих специфику культуры, звучала так
Cultura contra natura . Иными словами, культура понималаськак нечто надприродное, отличающееся от естественности, возникшее не само посебе, а в результате человеческой деятельности. Культура вместе с тем включаетв себя и саму деятельность, и ее продукты.Культуручасто определяют как вторую природу . Такое определение восходит к античнойГреции, в которой Демокрит считал культуру второй натурой . Культурологиобычно относят к культуре все рукотворное.
Природа создала человека, он же,неустанно трудясь, сотворил вторую природу , т.е. пространство культуры.Втораяприрода выражение, подчеркивающее неразрывную связь культурной деятельности сприродой, которая в этом единстве является первой , а собственно культураопределяется через слово природа хотя и вторая . Во взаимодействии с миромчеловек две использует основные формы деятельности. Первая непосредственноепотребление человеком природных ресурсов биохимическим, естественным образом.
Вторая главная форма преобразование первой природы, создание того, что вней отсутствует в главном виде. Результатом этого является очеловечивание природы, создание нового мира, несущего печать человеческой деятельности.Итак,возникновение культуры как надприродного способа деятельности не исключает ееединства с природой и не снимает необходимости учета природных факторов в ееразвитии.Инуюпозицию в этом вопросе занимал К. Маркс. Он рассматривалприродно-географическую среду как естественное
условие, предпосылкуобщественного культурного развития.Выступаяпо своей сути надприродной деятельностью, культура живет не просто в природе, априродой. Более того культурное есть взаимодействие природного с природным, нопреобразованным человеческой деятельностью. Это единство природного исобственно культурного обеспечивается прежде всего трудом.Безприроды не было бы культуры, потому что человек творит в природе.
Он пользуетсяресурсами природы и раскрывает собственный природный потенциал. Но если бычеловек не преступил пределов природы, он остался бы без культуры. Какчеловеческое творение, культура превосходит природу, хотя ее источником,материалом и местом действия является природа.Человекпретворяет и достраивает природу. Культура - это формирование и творчество. Противопоставление культуры и природы неимеет смысла, так
как человек в определенной мере есть природа. Освоить природуозначает овладеть не только внешней, но и внутренней жизнью, на что способентолько человек. Он сделал первый шаг к разрыву с природой, начав возводить наней свой мир, мир культуры.Наначальном этапе единство культурного и природного носило характер подчиненностичеловека, которую он преодолевал. Позднее, с развитием труда, ростом егопроизводительности, прогрессом науки и техники это
единство распадается,трансформируется во взаимодействие культуры и природы, как господство культурынад природой.Существуютопределенные аспекты взаимодействия культуры и природы.Первыйи главный хозяйственно-практический. Сейчас значение природного фактора дляэкономического могущества стран, культур уменьшается, все большую роль играютне природные условия и богатства, а собственно человеческий фактор.Второй- экологический Человек не может ждать милости от природы после того, что онс ней сделал
. Экологическое равновесие, охрана природы, экологически чистыетехнологии - все это важнейшие аспектысовременного состояния проблемы культура и природа .Третийаспект медико-гигиенический. Климат, погода имеют гораздо большее, чем думалиранее, влияние на жизнь человека например, неблагоприятные дни . Отсюда проблемы здорового образа жизни, рекреации, география болезней и т.п.Естьи этический аспект проблемы. Природа родная среда обитания.
Любовь к природечасто ассоциируется с любовью к Родине, что является важнейшей культурнойценностью.Можновыделить и эстетический аспект любование красотой родной природы.Итак,человек и культура несут в себе природу матери-земли, свою природнуюбиологическую предысторию. Это особенно наглядно обнаруживается сейчас, когдаидет выход человека в космос, где без создания экологического убежища жизнь итруд человека попросту оказываются попросту невозможными.
Культурное есть природное, продолженное и преобразованноечеловеческой деятельностью. И только в этом смысле о культурном можно говоритькак о надприродном. Вместе с тем следует подчеркнуть, что культура не можетбыть над природой, ибо она ее уничтожит, Человек со своей культурой являетсячастью экосистемы, поэтому культура призвана быть часть общей с природойсистемы.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |