Реферат по предмету "Иностранный язык"


Особенности стилистики агитационной статьи

Институт туризма и гостеприимства,


филиал Российского государственного университета


туризма и сервиса


кафедра лингвистического обеспечения


туристической деятельности


КУРСОВАЯ РАБОТА


по курсу «Стилистика русского языка и культура речи»


Особенности стилистики агитационной статьи


Выполнил:


студент группы Л1-1


Михайлова Е.С.


Проверил:


Преподаватель


Ранчина О.В.


МОСКВА 2008


Содержание


Вступление 3


1. История становления агитационного стиля 4


1.1. История нехудожественной агитационной литературы 5


1.2. История художественной агитационной литературы 6


2. Публицистический стиль 9


2.1. Лексические языковые средства 9


2.2. Морфологические языковые средства 9


2.3. Синтаксические языковые средства 9


3. Стилистические особенности агитационной статьи 10


3.1. Типы восприятия информации 10


3.1.1. Визуальный тип восприятия информации 11


3.1.2. Аудиальный тип восприятия информации 12


3.1.3. Кинестетический тип восприятия информации 13


3.2. Приёмы, использующиеся при написании агитационной статьи 13


3.2.1. Лексика агитационной статьи 13


3.2.2. Морфология агитационной статьи 18


3.2.3. Синтаксис агитационной статьи 19


Заключение 21


Литература 22


ВСТУПЛЕНИЕ


Данная работа выполнена по теме «Стилистика агитационной статьи». В ней объясняется теория публицистического стиля и его разновидности – агитационного стиля, дана краткая история возникновения агитационного стиля. И на конкретных примерах показаны его стилистические особенности.


В начале данной работы хотелось бы рассказать об агитации. Агитация (от латинского agitatio — приведение в движение), одно из средств политического воздействия на массы, оружие борьбы классов и их партий.


Агитационная литература - это совокупность художественных и иных литературных произведений, которые, воздействуя на чувства, воображение и волю людей, побуждают их к определённым поступкам, действиям.


Агитация строится на учёте настроений и запросов людей, на терпеливом разъяснении и убеждении. Она должна вестись доходчиво, конкретно, наглядно, в тесной связи с жизнью, задачами, которые ставит перед собой агитатор. Агитация целеустремлённа, носит боевой, наступательный характер. М. И. Калинин говорил агитаторам: «...Никогда не увиливайте от постановки острых вопросов ... Ни в коем случае к этому не прибегайте, не уклоняйтесь от ответа, не смазывайте поставленных вопросов»[1]


В современных условиях огромное агитационное значение наряду с газетами приобрели радио, телевидение и Интернет, при помощи которых миллионы людей одновременно получают информацию о текущих событиях. Однако печатная агитация имеет свои особенности и некоторые преимущества по сравнению с устной. Газеты и журналы проникают в самые отдалённые уголки страны, они представляют читателю возможность черпать информацию в любое удобное для него время, в любом месте, сосредоточиваться на заинтересовавшем его материале, сохранить его.


1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АГИТАЦИОННОГО СТИЛЯ


История агитационной литературы - это история общественного развития. Расцвет её главным образом падает на эпохи революционных взрывов. В революцию 1789, которая переместила центр тяжести общественной жизни из Версаля в Париж, - газеты, памфлеты и речи составляли литературу эпохи - как указывает Лафарг.[2]


Но агитационная литература создаётся и в другие времена. Первый в России - «Герцен развернул революционную агитацию (он издавал за границей политическую газету «Колокол»). Её подхватили… - разночинцы, начиная с Н.Г.Чернышевского и кончая героями «Народной воли».[3]


Крупным агитатором 1870-х гг. был анархист Бакунин, который в одной из своих прокламаций призывал «идти в народ». В 1897 выходит журнал «Новое слово», который впервые ведёт марксистскую агитацию. Среди агитационных произведений 1900-х гг. особо выделяется издававшийся за границей журнал «Искра» во главе с Лениным и Плехановым. Канун революции 1905 знаменуется выходом ряда брошюр и листовок, призывающих к всеобщей политической забастовке.


В 1905 издаётся первая легальная большевистская газета «Новая жизнь» при участии В.И.Ленина. После 1911 среди легальной агитационной литературы выделяется большевистская «Правда».


По мере приближения Февральской революции, а затем Октябрьской - усиливается распространение агитационной литературы на фронте.


1.1. Нехудожественная агитационная литература


После Октябрьского переворота почти вся нехудожественная литература, начиная от декретов народных комиссаров и кончая книгой В. И. Ленина «Государство и революция», может быть причислена к агитационной литературе, она вся - призыв к революционному действию. Широкому размаху агитационной литературы способствовало то, что для её распространения были использованы агитпункты и агитпоезда и пароходы, которые развозили её по всей стране и по окопам фронтов.


Лаконически их выражала наиболее динамическая форма агитационной литературы - лозунги кампаний.


В это время в странах Запада также издавалась агитационная литература, как патриотического содержания, так и коммунистического, социал-демократического и прочего, например, «Коммунистический манифест» в котором содержался известный лозунг - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».


Из нехудожественной агитационной литературы, выделяется литература, которая хотя и не была агитационной в собственном смысле этого слова, но сыграла агитационную роль. В России это знаменитое письмо В.Г.Белинского к Н.В.Гоголю (за чтением этого письма были арестованы петрашевцы, и 23 из них, в том числе и Ф.М.Достоевский, были приговорены к смертной казни). Белинский под видом эстетической критики касался общественных вопросов, и суд его над литературным произведением бывал часто приговором над действительностью. Эти приговоры косвенно агитировали, звали к борьбе.


Нехудожественная агитационная литература, являясь одним из видов прозы, заимствует у поэтической литературы средства воздействия на психику читателя. Это достигается за счёт использования элементов поэтической стилистики - тропы, фигуры речи.


Великие публицисты - агитаторы, как Белинский, Герцен, Н.Г.Чернышевский, Михайловский, Ленин - были в то же время и крупными художниками слова. Вот как оценивает художественный дар Герцена Л. Толстой в одном из писем к В. Г. Черткову (от 9 февраля 1888): «Читаю Герцена и очень восхищаюсь и соболезную тому, что его сочинения запрещены: во-первых, это писатель - как писатель художественный, - если не выше, то равный нашим первым писателям».


Наиболее распространённые агитационные жанры - статьи в газетах, воззвания и лозунги - отличаются краткостью, четкостью, выразительностью и быстротой воздействия (после первого чтения).


Поэтические элементы, которые способствуют воздействию, как правило, не перегружают агитационного произведения. При их использовании обычно учитывается, насколько они могут быть восприняты, психология и культурный уровень читателя. Для агитационного произведения важна его звучность.


Важную роль в агитационном произведении играет также заголовок, который должен привлечь внимание читателя, выражая сущность призыва.



1.2. Художественная агитационная литература


Необходимо отметить, что агитационным, в принципе, является почти любое художественное произведение. Писатель-поэт всегда стремится вызвать в читателе то же отношение, что и у него самого к изображаемым им явлениям, и те чувства, какие испытывает сам; он стремится привлечь читателя на свою сторону.


Под агитационным художественным произведением в собственном смысле подразумевается произведение-призыв, откликающееся на злобу дня, на политические события (отсюда художественная агитационная литература называется ещё политической поэзией).


Тема агитационного художественного произведения, чтобы быть интересной читателю, должна быть актуальной. Темы художественной агитационной литературы не «ёмки», то есть, не приспособлены к изменчивости событий. Агитационное произведение не теряет своей живучести после события, породившего его, лишь в том случае, если оно выражает целевую направленность этого события и устремление в его борьбе за конечный идеал.


Французская революция знаменуется появлением боевых агитационных песен Руже де Лиля («Карманьола», «Марсельеза»), Шенье («Походная песня»).


С эпохой реставрации Бурбонов связано имя автора агитационных песен - памфлетов - Беранже. Революция 1830 дала «Ямбы» Барбье. В революции 1848 выделяется поэт Дюпон. Особой популярностью среди рабочих пользовалась его «Песнь о хлебе». Парижская коммуна 1871 приносит упомянутый уже выше «Интернационал» Э. Потье и агитационные произведения Жуи Клемана.


К поэтам Германии, создавшим яркие образцы агитационной литературы, можно отнести 1840-х гг. относятся: Гервег, Георг Верт, Гейне («Германия» и «Зимняя сказка»). Революция 1848 в Германии выдвинула Фрейлиграта - одного из редакторов «Новой рейнской газеты».


В 1860-70-х гг. были широко известны литераторы, выступающие в поддержку существующего строя, и создавшие яркие образцы агитационной литературы, это - Катков и «охранительные» романы Крестовского, Клюшникова, Маркевича и Лескова.


Поэтом-агитатором был декабрист Рылеев (его агитационные произведения: «Наливайко», «Войнаровский» и др.). 1840-е гг. выдвинули поэта из крепостных - Шевченко («Кобзарь»). В 1860-х гг. создаёт агитационные произведения Некрасов. 1870-е гг. дали великого сатирика Щедрина. В1890-х гг. можно отметить деятельность поэтов-агитаторов из рабочих: Шкулева, Нечаева, Савина. В 1901 появляется «Буревестник» Горького (за его опубликование цензурой был закрыт журнал «Жизнь»).


В 1907, выходит «Мать» Горького, в 1911 «Правде» появляются поэты-агитаторы, среди которых можно отметить популярного в то время поэта Демьян Бедный.


Из создателей художественной агитационной литературы после Октябрьской революции 1917 можно отметить уже упомянутого Д. Бедного, Безыменского, Жарова, Филиппченко. Поэтами-агитаторами были футуристы: Маяковский, Третьяков, Асеев и др.


К образцам агитационной литературы послереволюционного периода относятся и многочисленные частушки - вид уличной поэзии, который весьма оживился в эти годы.[4]


К агитационным художественным произведениям, созданных после гражданской войны относятся: «Мятеж» и «Чапаев» Фурманова, «Железный поток» Серафимовича, «Неделя» Либединского, «Шторм» Биль-Белоцерковского, а также «Цемент» Гладкова.


2. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ


Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, публичной речи. Характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена для широких слоёв общества, воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата. Тип речи - преимущественно рассуждение.


2.1. Лексические языковые средства


Общественно-политическая лексика, русская и иноязычная. Вкрапления разговорной, просторечной лексики. Неологизмы (авторские новообразования). Употребление слов в переносном значении. Лексические повторы. Фразеологизмы, пословицы, поговорки.


2.2. Морфологические языковые средства


Всё многообразие морфологических форм. Специфические глагольные формы со значением настоящего времени, которые способствуют созданию эффекта присутствия (Мы поднимаемся по лестнице. Подходим к двери. Звоним.
)


2.3. Синтаксические языковые средства


Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Неполные предложения. Выделение части предложения в отдельное предложение.
Вводные слова и предложения, обращения. Стандартные конструкции (железный занавес, средства массовой информации). Абзацное членение подчинено целям воздействия: в отдельный абзац может быть выделено одно предложение. Заголовок содержит информацию о содержании текста и привлекает внимание читателя.


3. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГИТАЦИОННОЙ СТАТЬИ


Агитационная статья требует определенной языковой стилистики, близкой к публицистической, для которой характерны:


– лаконичность изложения, «экономия» языка;


– отбор языковых средств с целью добиться доходчивости изложения;


– употребление общественно-политической лексики и фразеологии, заимствованной из других стилей;


– использование речевых стереотипов, клише;


– жанровое разнообразие и разнообразие языковых средств, многозначность, эмоционально-экспрессивная лексика.


Помимо перечисленных особенностей добавим черты, присущие непосредственно агитационным статьям: императивность, смысловая и информативная насыщенность, демонстративность.


3.1. Типы восприятия информации


Изучение воздействия посредством слова находится на пересечении психологической и лингвистической наук. С целью такого изучения психологами разработан ряд методик
, в основе которых лежит использование определенных речевых приемов и особых способов построения текстов. Организация текста в агитационной статье не может не опираться на известные приемы психологического воздействия.


Одна из отправных точек как визуального, так и вербального воздействия – ориентация на тип восприятия, характерный для большинства людей в данной целевой группе (имеется в виду, какой тип восприятия – визуальный, аудиальный, кинестетический – в ней преобладает). В зависимости от преобладающего типа восприятия выстраивается своего рода канва, концепция обращения.


3.1.1. Визуальный тип восприятия информации


Скажем, на людей с преобладающим визуальным типом восприятия большее впечатление произведут яркие, красочные, «видимые» фразы и предложения. «Чтобы повысить значимость цели, необходимо нарисовать красочный образ близкой по реализации цели»
.[5]
Например, во время президентских выборов 1996 г. команда Б. Ельцина весьма активно использовала мобилизационные ресурсы визуальных образов, причем преимущественно в антирекламных целях. Постоянные упоминания об очередях, талонах, нищете, бесправии присутствовали практически в каждом рекламном обращении. Скажем, одна из листовок того периода представляла собой схематичное изображение талонов на мясо, водку, сахар, сигареты и «шапок» документов, среди которых были: приговор – расстрелять как врага народа; список запрещенных книг; характеристика из райкома КПСС; ходатайство о постановке на очередь. Другой пример – прорисовка цели на вербальном уровне. Вот как это было сделано в брошюре «Почему мы, ветераны, голосуем за Ельцина: «Надо залечить раны, остановить войну в Чечне и не допустить новых конфликтов. Надо как следует накормить людей, одеть, обуть, дать им перевести дух от этих реформ, резко сломавших прежний уклад жизни. И только после этого – в добрый, новый путь. Тогда можно будет начинать постепенно усиливать Отечество, открывать ему новые перспективы... Это время придет, но до него еще надо дожить. А доживать, сохранять и набираться сил разумнее всего при уже привычном лидере». От имени молодежи предлагалась визуализация целей: «Он начал закладывать первые камни в фундамент нового российского общества. И он должен завершить строительство хотя бы первых этажей – а уже по том мы сможем продолжать стройку сами... Это время нужно даже не Ельцину – в первую очередь оно нужно нам: для того, чтобы окончательно повзрослеть и оказаться готовыми подменить капитана у государственного штурвала»[6]
.


Мастером в производстве ярких образов можно считать В. Жириновского. Уже почти никто не помнит, по какому поводу он говорил о том, что российские солдаты будут мыть сапоги в Индийском океане, а образ настолько запечатлелся в сознании людей, что продолжает жить самостоятельно, и стал чем-то вроде визитной карточки лидера ЛДПР.


3.1.2. Аудиальный тип восприятия информации


Люди с аудиальным типом восприятия чрезвычайно ценят собственные убеждения, верования.


Самый распространенный речевой стереотип – сочетание фраз, отражающее желание достичь успеха или избежать неудачи. Обращаясь к людям, у которых мотивацией деятельности служит желание достичь успеха, необходимо использовать позитивную структуру предложения. Например: «Я предлагаю новый механизм формирования доходной части бюджета...», «...Те, кто начал войну в Чечне, закончить ее не могут. Я сделаю это. Я издам приказ о прекращении огня, разведу войска, прикажу немедленно начать переговоры...» «...Я хотел бы, чтобы уже сейчас, а не в следующем году, был реализован ряд простых предложений демократической оппозиции...»[7]
.


Обращаясь к людям, у которых мотивация деятельности – желание избежать неудачи, напротив, используют негативную структуру предложения: «Я не хочу...», «Я не думаю...». Следует заметить, что в агитационных материалах последних политических кампаний в России наиболее часто использовалось построение текстов по позитивной схеме. В целом, чтобы активизировать людей, имеющих те или иные доминирующие речевые стереотипы, необходимо использовать эти стереотипы. И наоборот, если возникает необходимость снизить активность, следует воспроизвести речевые стереотипы, противоположные тем, что доминируют в данной группе.


3.1.3. Кинестетический тип восприятия информации


Если в целевой аудитории преобладает кинестетический тип восприятия, обращение к ней следует формулировать с помощью так называемых «вестибулярных»
слов – слов, содержание которых направлено на сохранение равновесия. К подобным словам относятся: глаголы «балансировать», «напрягать», «помещать», «ориентировать», «стабилизировать», «сдвигать»; предлоги «через», «под», «вокруг», «вверх», «вниз», «из», «над»; выражения «в напряжении», «на краю», «на грани», «изменить свою позицию», «ходить по кругу», «выйти на орбиту» и пр. Например: «Хватит балансировать над пропастью! Стране нужны порядок на улицах, порядок в кабинетах чиновников и порядок в семье. С вашей поддержкой мы получим его и тогда выйдем на орбиту постепенных экономических преобразований. Сейчас мы все в напряжении...».


3.2. Приёмы, использующиеся при написании агитационной статьи


3.2.1. Лексика агитационной статьи


Целый пласт возможностей воздействия на людей предоставляет моделирование на уровне лексики. Например, активно используются омонимы: «Эта газетная утка уже давно улетела»; фонетической множественности смыслов – близких по звучанию, но различных по смыслу слов: «Серп и молот – смерть и голод». Подобные модели активно продуцируются массовым сознанием, в конце концов, приобретая статус фольклорных и жаргонных словечек, а также расхожих сентенций (перестройка – катастройка). Этот способ организации текста весьма эффективен при конструировании лозунгов, призывов. Довольно привлекательным приемом построения является так называемый «speendid generalites» (привлекательная неопределенность), заключающийся в оперировании словами и выражениями, имеющими позитивную окраску, – «новый», «великий» и т.д. Например: «Новый курс» Ф. Рузвельта, «Новые рубежи» Дж. Кеннеди, «Великое общество» Л. Джонсона
.


Того же эффекта можно добиться с помощью семантического оператора «не», неявным образом направляя внимание читателя на негативные стороны противника: «Не будем вспоминать об их ошибках». Операторы «не» и «ни» используются также, чтобы обилием установок отрицания вызвать у читателя замешательство: «Ни правые, ни левые, ни демократы, ни коммунисты, ни патриоты, ни космополиты, никто не спасет Россию». Другое средство, связанное с употреблением оператора «не», – моделирование отсутствия у противника конкретной программы действий, цель которого – сформировать замешательство, после чего перейти к агитации, представить ее по контрасту в самом благоприятном свете: «Россией правят не «белые» и не «красные». Россией правят бюрократы. Это многоликие оборотни. С утра он – «демократ», в обед – «коммунист», к вечеру – «патриот»... С Лебедем к власти придем мы с вами – честные простые люди».[8]


Слова-символы, слова-стереотипы имеют целью подчеркнуть позитивные или негативные стороны какого-то явления, эмоционально окрасить те или иные представления, сделать основным фактором мотивации избирателей их бессознательные реакции на созданные рекламой образы. Нередко при создании статей разработчики обращаются к парафразу известных и в свое время весьма действенных лозунгов и девизов. Например: «Земля – крестьянам, тюрьма – бандитам!», «Вся власть – закону!» [9]


Нельзя обойти вниманием крылатые слова, образные выражения - сравнительные обороты, метафоры – все возможные языковые средства, которые придают текстам выразительность, эмоциональность, экспрессию, многократно усиливают эффект воздействия, коммуникационные свойства сообщений, как письменных, так и устных.


Метафора служит одним из краеугольных камней строительства коммуникативного пространства.


Разработчики психотехник разделяют метафоры на два вида – предостерегающие и указующие. Метафора предостережение строится по следующей схеме. 1) дается проблемное описание существующей ситуации, 2) излагается ее возможное развитие по нежелательной стратегии; 3) предсказывается нежелательный исход. Например: «А сегодня для России эта ситуация действительно опасна, ибо она не означает смену лидера, смену портретов над креслами начальников или любимого государственного вида спорта. Это означает смену строя... Мы – Евразия, и можем пользоваться не только многознанием Запада, но и глубиной Востока. А восточная мудрость гласит: когда караван поворачивает обратно, первым становится хромой верблюд».[10]


Указующая метафора строится иначе – она состоит из постановки проблемы, определения связующей стратегии и желательного исхода: «Обвинять в этом Ельцина – все равно, что обвинять хирурга, который вскрыл нарыв. Это больно, это неприятно смотреть, это дурно пахнет, это долго заживает, но нужно терпеть. Ибо это единственный путь к выздоровлению. Не сделай мы этого – гангрена распространится на весь организм, и ничто уже не поможет»; "Ельцин – динамичный лидер, и хотя порой на своем пути, лихо разгоняя государственную колесницу по русскому бездорожью и набивая себе шишки, наш «водитель» набивает их и нам, тем не менее, он имеет силу признавать свои ошибки, более того, он умеет их исправлять».[11]


Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл: «Все тревожнее становится слышен голос, призывающий нас к «народному гневу», к разрушению того, что есть в стране сегодня, ради “светлого будущего”».[12]


Весьма популярно в отечественной агитации использование фрагментов известных песен, прочно вошедших в язык фразеологических оборотов: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не «пропасть по одиночкам»...», «Вместе весело «шагать без конвоя»…», «Пусть ярость благородная «вольется в мирный труд!»», «Если друг оказался вдруг... «член КПРФ»…», «Если из искры возгорится пламя – «звоните 01!»».[13]


Убедительность, емкость, эмоциональную насыщенность и устной, и письменной речи придают различного рода цитаты. В материалах отечественных агитационных статей встречаются цитаты из самых разных литературных источников, от Библии до Пушкина: «Так будут последние первыми и первые последними: ибо много званых, а мало избранных»,[14]
«Нет, нет! Нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит».[15]
Не менее действенны цитаты из популярных кинофильмов. Режиссер С. Говорухин, например, использовал в избирательной кампании своего блока в качестве лозунгов название собственного нашумевшего фильма «Так жить нельзя!», популярную цитату из другого фильма, ставшего любимым для многих россиян: «Вор должен сидеть в тюрьме!». Узнаваемость этих фраз, прочно вошедших в обиходный язык и ставших афоризмами, помноженная на популярность самого Говорухина, если и не привлекла к нему новых сторонников, то, по крайней мере, четко отождествилась в сознании избирателей с позицией кандидата.


Неограниченные возможности для эмоционального воздействия предоставляет игра слов, намеренное нарушение лексической сочетаемости. Эти приемы позволяют создавать яркие, запоминающиеся образы, а в ряде случаев вносить в текст элемент иронии. Например, намеренный тавтологический повтор: «Дума не плац, там надо думать»[16]
придает фразе особую выразительность, подчеркивает смысловую общность слов, формирует ироничное отношение к оппонентам. Использование оксюморона в другом лозунге – «Вернем нашим детям будущее!»[17]
– также удерживает внимание читателя, закрепляется в его сознании.


Тексты можно строить, основываясь, например, на таком приеме, как использование номинализаций, то есть существительных, не имеющих конкретного значения, но несущих определенную эмоциональную окраску.


Применение номинализаций позволяет скрыто управлять динамикой восприятия, так как номинализации, будучи отглагольными существительными, передают свойственное глаголам содержание действия. Однако если глагол прямо указывает на совершение действия, то номииализация указывает на состояние, то есть, какое-то действие уже совершено. Например: «Выдвижение на политическую арену отставного генерала Лебедя...». Здесь слово «выдвижение» неосязаемо, его невозможно попробовать на вкус или почувствовать «на запах». Когда действие завершено, сознание субъекта прекращает контролировать ситуацию, сопутствующую этому действию. Поэтому если основные положения листовки передать с помощью номинализаций, то они будут читателем восприняты менее критично, чем когда изложение проведено с помощью глаголов. И наоборот, использование глаголов вполне может вызвать критику. Например: «Что может сделать для вас депутат Законодательного собрания за один год? Добиваться... Протестовать... Ставить...». В этой выдержке из программы одного из кандидатов, проигравшего выборы, все пункты программы обозначены как действия, которые будут, должны совершаться. Однако процесс не завершен, поэтому, анализируя написанное, сознание избирателя вполне законно подвергает критике возможность достижения результатов.


Прием «неопределенное обращенное обозначение»
заключается в том, что существительное, о котором идет речь, не определяется. Например: «Всякий может бросить вызов президенту». Или: «Немногие сумели до конца отстаивать свои убеждения». Психологический смысл данного приема заключается в сообщении скрытого стимула, адресованного эмоциональной сфере личности избирателя: он переживает чувство сопричастности и тем самым получает сильнейший эмоциональный заряд, на фоне которого любые действия кандидата кажутся позитивно окрашенными.


При использовании приема «пропуск информации» опускается основное существительное, к которому относится фраза. Например: «Жизнь его не баловала», «Прошел большой жизненный путь». В сознании каждого, кто это читает, рождается собственная версия «его» тяжелой жизни и жизненного пути. Этот метод успешно применяется в листовках, плакатах, заказных статьях, интервью.


3.2.2. Морфология агитационной статьи


Используются неопределенные или неспецифические глаголы, не раскрывающие содержания того, что конкретно необходимо сделать. Применяя такие глаголы, можно направлять внимание на характеристики предмета или человека, о которых в тексте прямо не говорится. Например, одна их победительниц выборов презентовала свой имидж с помощью плаката, на котором помимо ее фотографии была всего одна фраза: «Вы меня знаете – я вас не подведу». Каждый, кто ее знал, вкладывал в этот текст свое содержание. А те, кто не знал кандидата, приписывали ей положительные деловые качества. Другой пример – листовка-обращение одного из кандидатов в Думу, баллотировавшегося повторно: «Мне известно, что нужно сделать, – нужды людей, области, страны знаю... Мне известно, как делать – накоплен большой опыт, связи, наработаны механизмы решения. Вам известна моя позиция... Позиция моя не изменилась... Выберете – продолжу отстаивать ваши интересы».


С помощью порядковых числительных добиваются переноса внимания слушателей на последовательность предложений кандидата вместо того, чтобы дать им возможность оценить их реализуемость: «Сначала я покончу с преступностью, потом возьмусь за экологию, затем будем решать проблемы среднего предпринимателя...», «...Вернуть россиянам социальную защищенность... Первый шаг к этому – гарантированный и непременно реальный прожиточный минимум...».[18]


Акцентировать внимание аудитории на каком-либо позитивном качестве кандидата или, напротив, на негативном аспекте деятельности конкурента позволяет конструирование фразы с помощью глаголов «знать», «понимать», «замечать»: «Имя человека, который давал обещания и никогда не выполнял их, вы знаете: Борис Ельцин. Это тот человек, который проспал встречу с ирландским премьером, дирижировал оркестром и рассказывал истории о снайперах и задымлении»;[19]
«...Проблема задержки заработной платы работникам государственного сектора в бюджетной сфере. Вы знаете, что здесь в марте обеспечен перелом, финансы выделены на сто процентов».[20]


Актуально применение сравнительных степеней имен прилагательных («Уважаемый коллега, насколько же ваш политический опыт больше моего?»), использование расплывчатых фраз: «Что мне вам говорить, сами знаете, как мы живем»; рекомендуется употреблять такие конструкции в качестве вводных предложений.


3.2.3. Синтаксис агитационной статьи.


Строение текста.


Фразы строятся с помощью предложения различных вариантов выбора. Например: «...Будет уже поздно раскаиваться в том, что махнули на все рукой и не пошли на выборы, в том, что поступили сгоряча и проголосовали против всех, в том, что поддались иллюзиям и проголосовали за прошлое».[21]


Многим нравится прием построения текста агитационной статьи, основанный на принципе использования противопоставлений. Кампания Б. Ельцина по выборам в президенты 1996 г., рассчитанная на молодежную аудиторию, строилась именно на таком принципе: «Голосуй, или проиграешь!»; «Перед нами реальный выбор: вернуться назад, к пустым полкам магазинов, бесконечным очередям всех и за всем, к униженности; к «железному» занавесу, по одну сторону которого – свободный цивилизованный мир, а по другую – мы с вами и вечное подневольное наше лакейство перед райкомовскими и обкомовскими вершителями наших судеб. Или все-таки наши судьбы будем определять мы сами, пусть и, пройдя через горькие неудачи» (текст обращения звезд театра, кино, эстрадной и рок-музыки на фестивале «Голосуй или проиграешь!»), «Все вместе – с Ельциным и Лебедем – или все – под Зюганова и Анпилова!».[22]


Двойной смысл высказываний.


Еще одним стилистическим приемом политической рекламы можно считать переформирование смысла, когда во фразу изначально закладывается двойной смысл либо фраза строится из двух одинаково звучащих, но разных по смыслу частей: «Политика – моя жизнь, но моя жизнь – не только политика».


В тексте может содержаться скрытая инструкция: «Стоит ли говорить о прошлых ошибках мэра города?».


Использование сложноподчиненных предложений, указывающих на время, позволяет перевести внимание слушателей на ничего не значащее сообщение и вывести из-под сомнения главное. «Прежде чем вы согласитесь с моими тезисами, предлагаю послушать известного исполнителя, надеюсь, вы не против?».



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В данной работе рассмотрены вопросы истории агитационной статьи, её происхождение из публицистического стиля и её стилистика.


Предложенный срез стилистических приемов, используемых при составлении агитационной статьи, не может претендовать на исчерпывающую полноту, однако задачей было продемонстрировать, сколь широк спектр языковых возможностей и речевых методик воздействия на аудиторию, которые могут применяться в агитации. Умелое использование языковых ресурсов, грамотное и творческое сочетание стилистических приемов – все это способно обеспечить настоящий успех авторам статьи.



ЛИТЕРАТУРА


1. Ерёмин И. «Проведение предвыборной агитации», Москва, 1999


2. Интернет «Агитационная литература» - http://ru.wikipedia.org


3. Интернет «Функциональные стили речи» - http://ru.wikipedia.org


4. Лисовский П.М. Политическая реклама ИВЦ «Маркетинг», 2000г.


5. Максимов В.И. «Стилистика и литературное редактирование» Москва, Гардарики. 2004


6. Розенталь Д.Э., Солганик Г.Я., Кохтев Н.И. «Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды: Печать, радио, телевидение, документальное кино», Москва, Логос 1980


7. Солганик Г.Я. «О закономерностях развития языка газеты в ХХ веке» Москва, Гардарики 2002.- №2.- С. 39-53.



[1]
«Ополитическойагитации», 1948, с. 8—9.


[2]
Lafargue P., «Die Legende von Victor Hugo», сб. «Искусство и литература в марксистском освещении», часть 2


[3]
В.И.Ленин, Памяти Герцена, Собрание сочинений, том XII, часть 1, Москва 1925.


[4]
«Художественный фольклор», № 2—3, ст. Стратен В. В., «Творчество городской улицы», М., 1927.


[5]
Брошюра «Почему мы, молодежь, голосуем за Ельцина»


[6]
Брошюра «Почему мы, молодежь, голосуем за Ельцина»


[7]
Буклет Г. Явлинского «Пришло наше время» в президентской кампании 1996 г.


[8]
Буклет А. Лебедя «Правда и порядок», президентские выборы 1996 г.


[9]
Лозунг объединения «Вперед, Россия!», выборы в Госдуму 1995 г.


[10]
Из выступления Н. Михалкова на съезде Общероссийского движения общественной поддержки Б.Н. Ельцина на выборах президента Российской Федерации, 1996 г.


[11]
Из выступления Н. Михалкова на съезде Общероссийского движения общественной поддержки Б.Н. Ельцина на выборах президента Российской Федерации, 1996 г.


[12]
Именная листовка одного из руководителей регионального уровня в поддержку Б. Ельцина на выборах президента 1996 г.


[13]
Тексты листовок, Ростовская область, президентские выборы 1996 г.


[14]
Листовка Христианско-демократического союза, выборы в Госдуму 1995 г.


[15]
Из анонимной листовки периода избирательной кампании по выборам в президенты 1996 г.


[16]
Движение «Вперед, Россия!», выборы в Госдуму 1995 г.


[17]
Рекламная кампания кандидата в президенты М. Шаккума, 1996 г.


[18]
Из листовки кандидата в президенты избирательной кампании 1996 г. М. Шаккума


[19]
Из анонимной листовки периода избирательной кампании по выборам президента 1996 г.


[20]
Из выступления Б. Ельцина на съезде Общероссийского движения общественной поддержки Б.Н. Ельцина на выборах президента РФ, 1996 г.


[21]
Листовка «Ваш голос решит все», президентская кампания Б. Ельцина, 1996 г.


[22]
Листовка, распространявшаяся в Ростовской области в период выборов президента в 1996 г., подписанная лидерами мнений Ростовской области



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.