НА ХОЛМИСТОМ БЕРЕГУ СЕТУНИХVII веком практическизаканчивается история древнерусского искусства. Монументальное строительство несразу возобновилось после иноземной интервенции нач. ХVII века и связанной сней разрухи. Однако в дальнейшем архитектурно-строительная деятельность быстровозрастала, и во второй половине ХV11 века ее размах приобрел неожиданные доэтого масштабы. В отличие от периода феодальной раздробленности общерусскиеархитектурные связи теперь столь сильны,
что можно говорить о наличии на Русиединой архитектуры. Для московской группы характерны сложные композиции,центром которых является бесстолпная церковь, перекрытая сомкнутым сводом.Снаружи она обычно декорирована несколькими ярусами кокошников и увенчанапятиглавием. Однако световой барабан имеет только центральная глава. К такойцеркви обычно примыкает один или два придела, трарпезная, крыльцо, смотроваяколокольня.
В целом образуется очень живописная и большей частью ассиметричнаякомпозиция.Примером подобного зодчестваявляется церковь Спаса Нерукотворного образа, построенная в Кунцеве на правомхолмистом берегу реки Сетунь. Храм, возведенный в виде пятиглавого куба,выделяется чрезвычайно редким в каменном зодчестве завершением полукружий абсид бочками , воспроизводящими в кирпиче формы деревянной архитектуры.
Построен храм в старинномсельце Манухино. Село Манухино, оно же Оксеново, принадлежало Лариону Сумину вначале ХVII века затем им владел род Пушкиных, а в 1673 году его приобрелАртамон Матвеев. После возведения церкви село было переименовано в Спасское -Манухино или Спас - Сетунь. Постройка храма начата в 1673 году, а окончена в1676 году, когда
Артамон Матвеев был сослан, а царь Алексей Михайлович умер. Вэто время храм был освящен. От цесаревича Федора Алексеевича церкви на годдавался фунт ладана 1679 г. .Церковь Спаса на Сетуни былапостроена как копия городского храма церкви Николы в Столпах. Поэтому можнопредположить, что обе церкви имели одного создателя -
Ивана Кузьмича Кузнечика.Городской храм был более величественным, а деревенский - более скромным. Сходства бесстолпное кубическое пятиглавие членение фасадов расстановка оконныхпроемов обрамление профильным кирпичом организация внутреннего пространства.Основной объем храма - восьмилепестковая роза. Приделы Богоявленской БожиейМатери, Авраамия Смоленского.Иконы храма были написаныСимоном Ушаковым образ Спаса , художником
Павловцем.В начале XIX века былапроведена первая перестройка. Пятиглавие было изменено барабаны укрепленылепным орнаментом из стрельчатых арочек, главы уменьшены. Сдвоенные белокаменныеколонны портиков и полуколонны, приставленные к стене храма, закрыли порталыХVII века. Колонны с капителями не вяжутся с древними архитектурными формами.Таким же чуждым оказался и верх храма. Опорой для стропил этой кровли послужилановая стена, закрывшая
ряды первоначальных кокошников. Она заканчивается тремяплоскими арками, на каждом фасаде с узкой белокаменной плитой поверху. Все этопокрыто толстым слоем известковой штукатурки и украшено лепными розетками,головками херувимов. Стены заканчиваются ложными закомарами, которые упираются на фигурные консоли.Алтарная часть осталась без переделок. В 1809 году к западной стороне храмабыла пристроена небольшая трапезная, а также был обновлен иконостас и внутреннееубранство храма - в стиле ампир.
Свой современный обликцерковь приобрела в 1902 году, когда по проекту архитектора В.Г. Жигардловичатрапезная была перестроена, получив по сторонам два симметричных придела Григория Декаполита и Николая Чудотворца , а по оси с храмом сооружена трехяруснаяколокольня.Дальнейшая история церквисложилась печально. В 1941 году церковь была закрыта, а ее здание занял гальванический цех заводацветного литья. Во время войны здесь изготавливались мины.
После войны в зданииобосновалась артель по изготовлению штампованных кастрюль и ложек. Тогда жепроизошел пожар, в котором сгорел иконостас. Верх колокольни и пятиглавие былоразрушено. Обширное древнее кладбище в дальнейшем было уничтожено. Уцелелотолько фамильное захоронение Сабашниковых, знаменитых московских издателей -просветителей.Первое собрание возрожденнойобщины храма состоялось 31 марта 1989 года.
К 1990 году восстановлены главыхрама и верх колокольни, освящен главный престол. Дорога к храму открыта вновь.Материал взят ссайта http moskvoved.narod.ru
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |