Реферат по предмету "Искусство"


Наука, культура и религия

Наука, культура и религия Исходным пунктом философских размышлений средневековья стали догматы Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию: религии, а не науке. Создавая легенду о смиренной и непротивящейся никакому злу святости, церковь активно пропагандировала скептическое отношение к силам человеческого разума, говоря о тщете мудрости и знания. Характерной чертой средневековой философии является теоцентризм- обращение к


Богу, его сущности, как первопричины и первоосновы мира. Двигаясь к истине, разум может вступить в противоречие с догматами веры, при этом, как утверждал Ф. Аквинский, противоречие между двумя положениями всегда означает, что одно из них ошибочно. А так как в божественном откровении, по его мнению, не может быть ничего ошибочного, то из этого следует, что ошибается разум, а не вера. Церковь враждебно относилась к «языческой» философии древнего мира,


особенно к материалистическим учениям. Именно поэтому усвоение философского наследия античности происходило частями, пристрастно, допускалось в основном распространение идеалистических идей, подкрепляющих религиозные догматы. В европейской философии материализм в средние века не имел такого распространения и влияния на культуру, как на Востоке. Он пробивался в форме такой тенденции, как номиналистическая (от лат. nomen – имя, название) философия, которая появилась наряду с так называемым реализмом в схоластике и исходила


из того, что сначала существуют отдельные вещи- предметы и явления, а затем их отражения в общих понятиях, трактуемых как имена, названия вещей. Однако господствующей формой идеологии была религиозная идеология, которая из философии стремилась сделать служанку богословия. Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика. Дело в том, что распространение христианства в Европе, в


Византии, эллинизированных центрах Передней Азии и Северной Африки происходило в упорной борьбе с иными религиозными и философскими течениями. При этом против христианства широко использовалась философия неоплатонизма. Именно в этот период возникает апологетика как философское обоснование и защита христианства. Вслед за апологетикой появляется патристика (от лат. pater- отец)- философские учения «отцов церкви».


К XIII веку относится расцвет западноевропейской схоластики (от лат. schole — школа)- это философия, господствовавшая в школьном преподавании и всецело зависящая от теологии. Обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путём – такова была основная задача схоластики. В последствии слово «схоласт» стало синонимом науки, оторванной от жизни, далёкой от наблюдения и опыта. Главным для схоластов вопросом был вопрос об отношении знания


к вере. При этом они исходили из тезиса о первенстве и главенстве веры над знанием. В XI веке развёртывается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом. Изначально был поставлен истинно схоластический вопрос: Как понимать- Бог един, но троичен в лицах: Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой? Однако развернувшаяся полемика вышла далеко за пределы этого вопроса и приобрела


подлинно философский характер: вылилась фактически в рассмотрение диалектики единичного и общего. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий- «универсалий»: «человеке вообще», «доме вообще» и т. д. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей и порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона о «мире идей» и «мире вещей». Номиналисты утверждали, что «универсалии суть имена после вещей».


Реальны лишь единичные вещи, например, люди, дома, а «человек вообще», «дом вообще»- это просто слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы. Умеренные номиналисты допускали существование общего в человеческих понятиях как отражение сходных черт в единичных вещах. Если реализм рассматривал общее как нечто идеальное и предшествующее вещи, т. е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного, то номинализм был своеобразным


выражением материалистического решения этой проблемы. Таким образом, спор реалистов и номиналистов явился философским, так как в нём фактически обсуждались проблемы единичного и общего, их диалектика. Создателем католической теологии и систематизатором схоластики считают Фому Аквинского (1225-1274). Используя основные идеи Аристотеля о форме и материи, он всецело подчиняет им учение религии.


Ничто материальное без формы не существует, а форма зависит от высшей формы- Бога. Бог же существо чисто духовное. Только для телесного мира необходимо соединение формы с материей. К тому же материя пассивна. Активность ей даёт форма. Аквинский предлагает свои доказательства существования Бога, которые использует и современная католическая церковь.


В эпоху Возрождения было сделано много научных открытий, но самое главное- была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры и науки в эпоху Возрождения. Вся культура Возрождения, её философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений- человеческий.


Новая культура и философия появились в Италии. В дальнейшем Возрождение охватило и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Именно та роль, которую играла античная культура в становлении культуры новой эпохи, и определила название самой этой эпохи, как эпохи Возрождения, или Ренессанса. Каковы же основные черты философии эпохи Возрождения?


Во-первых, это отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы; во-вторых, использование прежде всего материалистических произведений философов античности- Демокрита, Эпикура; в-третьих, тесная связь с естествознанием; в-четвёртых, исследование проблемы человека. Превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи


Возрождения: 1. Реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени-XVв. 2. Возникновение собственной своеобразной философии, основным течением которой была натурфилософия-XVIв. Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т. е. прямо не отрицая существование Бога, она отождествляла его с природой. Николай Кузанский (1509-1588) сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве.


Н. Кузанский высказал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы: он увидел единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе. Глубокие идеи были высказаны им в теории познания. Он обосновал понятие научного метода, проблему творчества- безграничность возможностей человека, особенно в сфере познания. Вместе с тем и в познании проявляется пантеизм:


Бог заранее есть всё, что только может быть. Одним из величайших гениев эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548-1600). Он отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеи Коперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров во вселенной. Вместе с тем Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевлённость материи.


Но его Бог- это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в этих рассуждениях налицо. Нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы: Бог растворён в природе. Натурфилософские взгляды Бруно соединяются с элементами стихийной диалектики, которую во многом он черпает из античных источников. Он отмечал постоянную изменчивость всех вещей и явлений.


Немаловажное философское значение имеют труды Галилео Галилея (1564-1642). Его открытия положили начало ожесточённой полемике со схоластами и церковниками, отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую идею мира. Галилей призывал отбросить все фантастические построения и изучать природу опытным путем, искать естественные, собственно природные причины объяснения явлений. С его точки зрения, все явления можно свести к их


точному количественному соотношению. А поэтому, полагал он, математика и механика лежат в основе всех наук. Он был страстным пропагандистом опыта как пути, который только и может привести к истине. Он считал, что к истине могут привести два метода: резолютивный и композитивный. Резолютивный, или аналитический, метод означает разложение исследуемого явления на более простые элементы, его составляющие. Композитивный- это синтетический метод, состоящий в осмыслении явления как целостности.


Оба эти метода всегда применяются совместно и образуют научную методологию, которая включает также эксперимент. Бог выступает у Галилея как перводвигатель, который сообщил движение планетам. Дальше природа стала обладать своими собственными объективными закономерностями, которые должны изучать науки. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popal.ru/



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Административно-правовое регулирование трудовой миграции в российской федерации и странах европейского союза: сравнительно-правовой анализ
Реферат Формирование политехнических связей на уроках технологии
Реферат Економічно - географічна характеристика Львівської області
Реферат The Drug Debate Essay Research Paper The
Реферат XX век
Реферат Фазы этноэволюции
Реферат Плакирование металлов
Реферат Древнерусская певческая культура и старообрядчество
Реферат Харири Рафик
Реферат Модификация направленности специальной силовой подготовки юных прыгунов в высоту
Реферат Международное сотрудничество по борьбе с преступностью
Реферат Информационное телевизионное вещание в г Красноярске основные прин
Реферат Финансовое состояние предприятия 4
Реферат The 2 Essay Research Paper Melissa MinnichNovember
Реферат Рихард Вагнер и Александр Николаевич Серов