Мифология Египта Слово египет - грецизированное. Сами египтяне называли свою страну Та-Кемет - Черная земля плодородная, живая в противоположность Красной земле пустыне. Древние египтяне селились на восточном берегу Нила. Западный берег был отдан вечности - потусторонней жизни там строили пирамиды, мастабы и гробницы. Обычай имел в основе символику - Солнце рождается на восточном берегу небесной реки и умирает на западном
люди, скот Ра, проводят свою земную жизнь на востоке, а после смерти переселяются на запад, в Поля Камыша - загробный рай, место вечной жизни. Древнеегипетские тексты дошли до нас большей частью во фрагментах, часть же их сохранилась лишь в пересказах античных авторов. Особенности Поэтика древнеегипетской мифологии, в отличие от античной, чужда мировосприятию человека, воспитанного на европейской культуре из-за ее алогичности противоречивость мешает систематизировать
материал с целью если не объяснить, то хотя бы классифицировать разрозненные факты. В религии Египта долгое время не существовало ни обязательных догматов, ни догматов, отрицавшихся как ересь. В каждом номе административном округе страны вырабатывались собственные версии одних и тех же сказаний. Легенды влияли друг на друга, в результате чего боги меняли свою иконографию, роли, отождествлялись между собой из-за сходства в облике, идентичности функций, созвучия имен, либо образ божества распадался
на ипостаси. Основной причиной отождествления богов друг с другом являлось стремление жрецов провинции придать культу своего божества большую значимость в государственной религии. В египетской мифологии над рациональностью доминирует поэтичность, что выражается в ее большей символичности, по сравнению с мифологией Античного мира. В мифах преобладают философские рассуждения богов и величественные монологи. Главное содержание составляют не события, а философский подтекст, стоящий за ними.
Мифы египтян, как и мифы других народов, символически передают представления о законах природы и смысле жизни, но иными способами. Монументальный, статичный миф Древнего Египта, в отличие от эллинского, воспевающего возможности человека, зовет человека слиться с природой, принять заведенный мудрый порядок, подчиниться ему и не пытаться что-либо изменить, ибо любые перемены будут только к худшему. В древнеегипетской мифологии героев, подобных
Гераклу, нет ни среди людей, ни среди богов. Египетский миф прославляет не воинскую доблесть, а творца, созидателя, хранителя и защитника стабильности в мире. Господство богов в большинстве случаев зависело от веры правящего фараона, но определенной иерархии не было - иногда боги правили совместно. Египетские боги, в отличие от олимпийских, не имели строго определенных функций. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян
существовало множество абстракций - Ху, Сиа, Сихем, Хех воля, разум, энергия, вечность, Хор Хекенский олицетворение одной из фаз суточного движения Солнца, некоторые боги являлись воплощениями воли других богов, воплощениями законов. Другое отличие египетских богов от олимпийских в том, что они в меньшей степени заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешиваются в людские споры.
Произношение За редкими исключениями, произношение древнеегипетских слов неизвестно. Транслитерация их на русский язык носит условный характер и не претендует на фонетическую точность. Ударения в транслитерациях изначально было принято делать на предпоследнем слоге. В древнеегипетском языке, наряду с грамматическими формами единственного и множественного числа, существовала форма двойственного числа. Оно употреблялось, когда речь шла о парных предметах глаза, руки, сандалии
и т.п либо в тех случаях, когда два понятия или образа в контексте произведения составляли смысловую пару два бога Хор и Сет, два брата, два Рути. Имена Имени и вообще любым произнесенным вслух или записанным на папирусе словам египтяне придавали сакральное значение. Большинство богов имело пять имен, каждое из которых было связано с одним из элементов, с астрономическими телами, или заключал в себе описание бога, как сильного или величественного.
Некоторые боги не имели постоянных имен имена менялись в зависимости от времени суток, от действия, которое бог совершал в данный момент, и т.п. Иконография Религиозные идеи преддинастического Египета были выражены схематично. С возникновением письменности изображения стали нести определенную идею, появились человеческие черты. Для большинства богов нет строгих правил иконографии, предписывающих, как их следует изображать одного
и того же бога изображали то в виде человека, то в виде животного, то в виде человека с головой животного. Символики полны не только религиозные тексты, но и настенные росписи, рельефы, рисунки в папирусах. Изображение в Древнем Египте является не иллюстрацией к конкретным мифологическим эпизодам, как в античной мифологии, а представляет собой метафору. Боги Египта В древнем Египте боги, в отличие от богов античного мира, не имели строго определенных функций, они
в меньшей степени были заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешивались в людские споры. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций. Бог имел пять имен, каждое из которых было связано с одним из элементов, с астрономическими телами, или заключало в себе описание бога, как сильного или величественного. Некоторые боги не имели постоянных имен имена менялись в зависимости от времени суток, от действия,
которое бог совершал в данный момент, и т.п. Амон-Ра-сонтер греч Амон-Ра-несут-нечер егип. Значения имени. Сокровенный, сокрытый, невидимый, незримый. Функция. Бог солнца. Амон Фиванский изначально был фиванским небесным божеством, впоследствии изваяния Амона окрашивали в голубой, небесный, цвет. После отождествления с богом солнца
Ра XVIII Династия, Амон-Ра почитается как царь всех богов и считается богом-творцом. С Амоном связано обожествление фараона, почитавшегося в качестве его сына во плоти считалось, что фараон рождается от брака Амона и царицы-матери, к которой бог является в образе ее мужа. Амон и фараон едины, как владыки мира. Играет ведущую роль в каранационных мистериях. Отождествление. Мин, Амон-Ра, Ра, Хапи, Нун, Птах,
Себек, Хепри, Хнум.В Древней Греции - Зевс, Серапис. Иконография. Изображался в виде человека в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском, держащим в руке иероглиф анх жизнь или в виде человека с головой барана. Телом - голубого цвета, что указывало на связь Амона с небом. Священные животные. Баран, белый гусь, змей. Центр культа.
Фивы, Луксор, Карнакский храм крупнейший и наиболее древний. Осирис греч Усир егип. Функция. Бог производительных сил природы и верховное божество в загробном культе, судья умерших, символ возрождения и вечной жизни. В Раннединастический период - местное божество Бусириса, связанное с плодородием. В Македонский период культ Осириса сливается с культом священного быка
Аписа Осирис-Апис и на его основе возникает культ Сераписа. В Поздний период Ба Осириса олицетворял Бену. Местоположение. Один из гелиопольской эннеады богов. Четвертый из богов, царствовавших на земле в изначальные времена. Унаследовал власть Ра, Шу и Геба. Царствуя, отучил людей от дикого образа жизни, людоедства, научил сеять злаки, выпекать хлеб, сажать виноградники и делать пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и
золото. Обучил врачеванию, строительству, учредил культ богов. Генеалогия. Старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды и Нефтиды, муж Исиды, отец Хора и Анубиса. Отождествление. Аах, Хентиаменти, Сокар, Птах, Хапи, Нун, к концу Нового царства - Ра. В Древней Греции - Аид, Гелиос,
Дионис, Посейдон, Серапис, Эрот. Фетиш. Столб Джед. В ритуальных целях использовались деревянные футляры в виде мумии Осириса внутри они были полыми, туда насыпалась земля и бросалось зерно, а в крышке футляра просверливались отверстия, сквозь которые прорастали зеленые всходы - Прорастающий Осирис. В мистериях жатва, срезание колосьев, символизировала убийство
Осириса сев зерна - погребение Осириса, всходы - его воскресение. Иконография. Изображался в виде мужчины с телом зеленого символ растительности или красного символ земли цвета, завернутым, подобно мумии, в белый материал. На голове изображалась корона Атеф, состоящая из белой короны Верхнего Египта и красных перьев, напоминающих о центре культа
Бусирисе. В руках - символы высшей власти цеп и крюк. Часто изображался сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Ра-Осирис изображался с солнечным диском на голове. Центры культа. Главные культовые центры - Бусирис и Абидос место погребения фараонов, позднее - острова
Филэ и Бигэ. Сет Функция. Бог пустыни и грозы, олицетворявший злое начало. Бог Верхнего Египта. Во время правления XXVI Династии считался воплощением зла. Рассматривался как противник Осириса и Гора. Считается, что изначально Сет не был воплощением зла. По мере распространения культа Осириса, утвердилось представление о Сете, как об убийце доброго бога.
Представления о Сете менялись в зависимости от исторических периодов и были довольно противоречивы в одних текстах Сет является представителем сил тьмы и врагом солнца, отождествляясь со змеем Апопом, в других - причисляется к свите Ра и вместе с богами охраняет солнце в Ладье Вечности, сражаясь с Апопом. Во время правления XIX Династии 1413 вв. до н.э. Сет считался покровителем царской власти, и фараоны брали имя в его честь
Сети Первый, Сети Второй. Взаимоисключающие представления о Сете нередко присутствовали в пределах одного мифа и существовали на протяжении почти всей истории Древнего Египта. Генеалогия. Сын Геба и Нут, младший брат Осириса, Исиды и Нефтиды, муж Астарты в другом варианте - Нефтиды. Местоположение. Один из гелиопольской эннеады богов.
Один из богов, царствовавших на земле в изначальные времена. Иконография. Изображался в виде человека с красными глазами и волосами красный цвет считался символом зла или в виде человека с головой неизвестного животного. Иногда изображался в виде крокодила, гиппопотама, черной свиньи. Центр культа. Омбос.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |