Реферат по предмету "Искусство"


Марионетки

ТЕАТР МАРИОНЕТОК Введение Марионетка разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей. Советский Энциклопедический Словарь С древнейших времен в языках многих народов мира существовало сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку. Театр кукол издавна волновал людей и своей странной похожестью на живых существ, и тем, что постоянно давал повод к философским рассуждениям слишком очевиден был пример управляющий


и управляемый. Тема марионетки, нитей, которые приводят ее в движение, и, наконец, тема человеческой воли, которая руководит этим движением, постоянны не только в античной, но и в средневековой философии. Рядом с человеком всегда существовал предмет, который он наделял особым отношением был ли этот предмет символом бога, олицетворял ли он тайну природы, или просто изображал человека. Издавна замечена способность человека к фантазии, возбуждаемой поразительным свойством театра кукол


чудом оживающего прямо на глазах зрителя мертвого предмета. Наверное, именно поэтому на смену неподвижным изображениям богов которые были в древние времена в каждом доме пришли движущиеся фигурки, которые человек наделял особым отношением. Это-то и стало началом театра кукол. Свое название марионетки получили в средние века от наименования фигурок божьей матери Marion, Marionette, изображения которой в виде маленьких деревянных статуэток


продавались в храмах во время богослужения. I. Возникновение театра марионеток Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами в Египте. Женщины ходили из деревни в деревню в сопровождении флейтиста, несли в руках небольшие статуэтки, сантиметров 30-40 высотой, и приводили их в движение с помощью специальных веревочек. Такие куклы встречаются и в Сирии, и на территории государств


Латинской Америки. Спектакли, посвященные жизни богов, разыгрывались в Египте на движущихся колесницах. Зрители располагались по обе стороны дороги, и каждая последующая сцена спектакля показывалась на идущей вслед колеснице этот принцип был сохранен впоследствии в английском средневековом театре и получил название педжент. Роли богов в таком театре исполнялись только с помощью кукол. Их носили на руках и приводили в движение руками.


Исполнение роли бога человек взять на себя не мог. В Древней Греции из драгоценных металлов и драгоценных пород дерева делали огромные фигуры, которые назывались автоматами. Они приводились в движение только в самые торжественные моменты религиозного действа. Эти автоматы трудно назвать театром в полном смысле этого слова, но элемент театрализации в этих представлениях все-таки существовал. Греческая традиция укрепляется и неизмеримо расширяется в


Древнем Риме. Здесь устраиваются шествия с огромными куклами. Карикатурные механические изображения потешали толпу или наводили на нее страх. Кроме того, в каждом доме и в Древней Греции, и в античном Риме обязательно были свои куклы, а иногда даже коллекции. Они составляли часть убранства комнат или украшения стола.


На территории Древней Греции возникло искусство, которое принято называть вифлеемским ящиом. Этот театр впервые и очень своеобразно попытался рассказать о мироздании в том виде, как это представлялось древним. Кому-то пришла мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали. Внизу поселили кукол-людей, а сверху тех, что изображали богов. Стержнями, продетыми в прорези на дне ящика, куклами можно было управлять так родилось движение.


А потом придумали сценки, целые пьесы и получился театр. Когда античные государства распались, а на их территории были созданы новые формации, маленькие ящики с незатейливыми куклами достались в наследство следующим поколениям. Отголоски этого театра живут и поныне румынский вифлеем, польская шопка, украинский вертеп, белорусская батлейка. Самой кукольной страной Европы считается


Италия. История итальянских кукольных представлений более-менее отчетливо вырисовывается с XVI века. Ее развитие совпало с развитием оперы, пения бель канто, балета на пуантах и драматического театра, основанного на авторской драматургии и заученных репликах. Марионетки копировали представления оперных певцов, балетных танцовщиц, драматических артистов. К XVII веку марионетки стали расставаться с бродячей жизнью, у них появились свои маленькие театрики,


сцены которых в точности повторяли сцены знаменитых театров того времени. Куклы на нитках исполняли популярные оперы, сочетая их по правилам оперных спектаклей с балетами. Они играли длинные пятиактные пьесы. И хотя у традиционных итальянских марионеток не было большого числа ниток и движения их были не слишком разнообразны, кукловоды достигали высочайшей точности в имитации человеческого жеста. Среди свидетельств, относящихся к


XVII веку, встречаются лишь названия опер и пьес, исполнявшихся в марионеточных театрах. Более конкретные описания появляются в XVIII веке. Так, из книги историка венецианского театра Гроппо Общие сведения о театрах Венеции, изданной в 1766 году, мы узнаем о том, что один богатый человек построил в 1746 году в павильоне около своего особняка деревянный марионеточный театрик, воспроизводивший в миниатюре


прославленный в Европе венецианский театр Сен-Джованни Грисостомо. Этот театр давал спектакли в течение двух лет, собирая всю знать Венеции. Великолепное описание марионеточных театров Италии составил Стендаль. В 1817 году он путешествовал по этой стране, вел дневники и, вернувшись, опубликовал их под названием Рим. Неаполь. Флоренция. В каждом из этих городов он побывал на спектаклях марионеток,


которые неизменно вызывали у него восхищение. На протяжении всего XIX века марионетки сохраняли симпатии итальянской публики. В печати постоянно мелькали слова восторга, высказанные в их адрес. Неоднократно упоминался миланский театр марионеток Филандо. Зрители поражались способности кукольных балерин выполнять все фиоритуры танцовщиц знаменитого


театра Ла Скала. Описания XIX века обнаруживают характерную черту итальянского марионеточного театра хотя марионетки и копировали спектакли оперных и драматических театров, они разрешали себе и некоторые отступления в виде своих марионеточных пьес со своими героями. И еще одна особенность театра итальянских и европейских вообще марионеток в их спектаклях существовало обязательное разделение на актеров, управляющих куклами, и актеров, говорящих или поющих за них.


Эта черта сохранилась до наших дней, современные спектакли идут под запись музыки и актерских голосов. Театры марионеток Франции мало отличались от итальянских. Они также были очень популярны и даже соперничали в XVII-XVIII веках с театрами живых актеров. Самые знаменитые из них выступали на парижских ярмарках. Кроме того, народные кукольники-профессионалы давали спектакли во французских аристократических гостиницах.


Но в XIX веке кукольный театр входит в домашнюю жизнь французской городской семьи, спектакли начинают показывать любители. Театр марионеток получил большое распространение во многих европейских странах, в Бельгии, Англии, Чехии, Германии, а благодаря английским кукольникам и в Новом Свете. В Чехии, кстати, существует до тысячи постоянных кукольных театров, не считая театров при школах и кочующих. В России первое знакомство с марионеточными театрами относится к началу царствования


Анны Иоанновны 1730-1740, когда немецкие показыватели неизвестных доселе кукол посетили обе столицы. Поначалу этих кукол называли выпускными. Но во второй половине XVIII века в русский язык окончательно входит слово марионетка. Однако, до середины XIX века марионеточные спектакли дают только иностранцы. Они везут в Россию своих кукол, свой репертуар, состоявший в


XVIII веке, в основном, из разговорных пьес. Они снимают для своих выступлений удобные помещения. В Петербурге в 1749 году был даже построен специальный комедиантский амбар для марионеточных представлений. Однако, существовало одно неудобство далеко не вся публика понимала иностранные языки. Нужно было сокращать и даже вовсе отказываться от текста в пьесах. Это и привело к замене разговорных пьес дивертисментом из пантомимических номеров - трюковых, цирковых,


жанровых, бытовых сценок, в которых можно легко обойтись без текста. Кроме того, сложная техника марионеточного театра требовала работы нескольких кукловодов. Возить с собой большую труппу было невыгодно, поэтому иностранцы на месте нанимали двух-трех мальчиков, доверяя им второстепенные роли и обучая кукловождению. Позднее эти помощники, освоив премудрости марионеточного театра, научившись управлять маленькими артистами


с помощью нитей, расставались со своими иностранными учителями и начинали работать самостоятельно. К концу XIX века представления марионеточного театра можно было увидеть уже на народных гуляньях, на любой ярмарке не только в Москве и Петербурге, но и в других больших городах России. Разговорные пьесы практически полностью исчезли из репертуара русских марионеток. Но, постоянно выступая, народные кукольники великолепно овладели сложной техникой марионеточного театра.


Постоянных помещений у них не было, они покупали место на ярмарке или гулянье и ставили там временный парусиновый балаган. Такие сооружения можно было застать еще в начале 20-х годов в московских садах и парках. Кроме того, в России, как и зарубежом, большое распространение получили домашние кукольные театры. Именно из них в начале XX века стали одна за другой появляться любительские студии. Однако, довести работу до конца, показать спектакль широкой публике долгое время никому не удавалось.


Ближе всех к созданию профессионального театра кукол подошли Ю.Слонимская и Ефимовы. Премьера их спектакля состоялась в феврале 1916 года. Однако, жизнь театра оказалась недолгой Ю.Слонимская и некоторые студийцы эмигрировали из России, и театр распался. После революции марионетки почти совсем ушли из практики русских кукольников они предпочитали играть с перчаточными и тростевыми куклами.


Однако, теперь интерес к марионетке вновь возрождается, наши кукольники снова пытаются овладеть искусством управления самой сложной, но такой чудесной куклой. II. Строение кукол Куклы марионеточного театра делаются из дерева с подвижными конечностями, к которым привязаны нитки, сходящиеся в особом коромысле, так называемой ваге. Вага состоит из стержня, подвижного коромысла, прикрепленного к стержню на оси в определенной точке,


и неподвижной планки. Колебания коромысла натягивают нити, прикрепленные к краям коромысла - на кукле они соответствуют коленным нитям. Поднимание одной из сторон коромысла соответствует подниманию ноги куклы. Основными нитями являются также височные, спинная, ручные. Эти нити в состоянии приводить куклу только в самую элементарную подвижность. Она может ходить, становиться на колено, поднимать ту или иную руку, поворачивать голову, наклоняться.


Если же кукле нужно сделать какое-либо специальное движение, то для каждого такого движения необходимо подвязать специальные нити. Их может быть до двадцати и даже больше. Основной недостаток, свойственный марионетке ощущение плоскости пола. Марионеточник невроспаст нередко теряет это ощущение, особенно если марионетка массивная. Актер наблюдает куклу в очень неудобных ракурсах, поэтому научиться вот этому ощущению плоскости пола


задача довольно трудная. И поначалу он либо сажает ее на согнутые ноги, либо поднимает слишком высоко, и тогда кукла просто повисает в воздухе. Законы движения марионетки Движение должны быть точны, определенны и ритмически увязаны с произносимым за нее текстом. Движения эти должны быть схематичны, образны и не должны копировать движений живых существ, а лишь синтезировать их. Движения куклы должны чередоваться с покойным ее состоянием.


Движения должны быть скупы, но предельно насыщены. Следует избегать приводить в одновременное движение все сочленения куклы. Невроспаст должен развить в себе чувство глубины, постоянно ощущая прикосновение куклы к сценической площадке. Марионетка должна быть тщательно выверена в техническом отношении и изучена со стороны выразительных возможностей, присущих именно данной кукле. III. Основные сюжеты и герои


Театр кукол выжил и оказался бессмертным. И это обусловлено не только любовью к нему зрителей. Дело в том, что кукольники придумали таких героев, которые стали как пословица или поговорка всенародно нарицательными. Их самих, а также их шутки, колкие словечки знали и любили все. В театрах кукол, начиная с древних времен, существовали типические образы, которые жили столетиями. Наряду с героями басен и легенд, персонажами фольклора и древней литературы действовали и злободневные


популярные фигуры, портретные куклы. Во время раскопок в средние века ученые часто находили фигурку с головой неправильной формы, крючковатым носом, горбом на спине и огромным животом. Это был древнеримский персонаж, кукольный герой народной античной комедии Маккус. Именно с него итальянцы в начале XVI века срисовали своего народного героя Пульчинеллу. Этот петушок так понравился зрителям, что скоро он стал участником всех народных празднеств,


карнавалов и балаганов. А когда появился знаменитый итальянский театр масок Комедия дель арте, среди прочих героев туда попал и Пульчинелла. Комедия дель арте стал одним из прародителей профессионального драматического европейского театра. Отсюда же на марионеточную сцену вышли и многие известные герои глупый жадный купец Панталоне, болтун Доктор, слуги Бригелла, Арлекин,


Коломбина, назойливый Тарталья и другие. Они кочевали из спектакля в спектакль, независимо от исполняемой пьесы, и даже если это была очень известная пьеса, они находили себе место в ее действии. Кукольники любили путешествовать. Они бродили со своими представлениями по разным деревням, городам и странам. И Пульчинелла со временем так полюбился самым разным народам, что спустя несколько поколений во многих странах уже были свои всенародные любимцы братья итальянского героя.


Во Франции это Полишинель, в Англии Панч, в России - всем нам знакомый с детства Петрушка или Петр Петрович Уксусов. Еще один знаменитый французский кукольный герой Ляфлер. А также его младший брат Гиньоль. В память о нем любое представление с куклами в этой стране до сих пор называется Гиньолем. В Германии тоже был свой образ национального кукольного героя. Его звали по-разному Касперле, Гансвурстом, Пиккельхерингом.


У кукольников Германии, так же, как и у всех их собратьев по ремеслу, был определенный текст одной или нескольких пьес, сцен, которые они играли по выбору, в зависимости от обстоятельств. Чешский брат Гиньоля и Касперле Кашпарек. В Праге даже есть памятник из белого мрамора ему и его создателю Матею Капецкому. Не менее популярны в Чехословакии еще два персонажа недалекий мещанин и зануда папаша Спейбл и его сынок веселый, жизнерадостный Гурвинек.


Их создатель Йосеф Скупа ставил со своими любимыми куклами большие спектакли, и театр Спейбл и Гурвинек стал одним из самых популярных в мире. Счастье придумать всенародно любимого героя выпало и на долю английских кукольников Энн Хоггарт и Джона Басла. Это ослик Маффин. Вскоре у Маффина появилось много друзей Страус, Жираф, Пес,


Пингвин они вместе совершали всякие путешествия. И стали любимцами не только английских детей. Надо сказать, что некоторые из вышеназванных кукол считаются традиционно перчаточными, но все же и они, как правило, побывали марионетками. Что же касается репертуара марионеточного театра, то с древних времен он весьма разнообразен. Ученные Италии, Румынии, Германии доказали, что сюжеты произведений Король


Лир, Ромео и Джульетта, Фауст, как и многие другие, ставшие гордостью мировой литературы, были известны задолго до Шекспира и Гете не только в устном творчестве, но и в представлениях кукольников. Считается, что решающее впечатление от легенды о Фаусте произвел на Гете именно спектакль марионеток. Конечно, в разные времена, в разных странах кукольниками обыгрывались сюжеты из древнегреческой мифологии, сказок, басен, литературных произведений самых серьезных писателей.


Это Красная шапочка, Красавица и чудовище, Золушка, Мальчик-с-пальчик, Конек-горбунок, Кукольный город, Гулливер в стране лилипутов, Петя и волк, Маленький принц, Коломбина, Русалочка и даже Граф Монте-Кристо, Двадцать тысяч лье под водой и много, многое другое. Но самые известные, самые любимые зрелища это, наверное, те, в которых участвуют потомки


Маккуса четыре братца Пульчинелла, Полишинель, Панч, Петрушка. Они народные герои, и веселые, бесшабашные, находчивые и всегда побеждают, оставляя всех в дураках. Известно множество сцен с участием Петрушки. В одних он встречается с невестой, в других покупает лошадь, обучается солдатскому делу, сражается с Чертом и даже дает пинка Смерти. Триста с лишним лет существует комедия о


Петрушке без сколько - нибудь значительных изменений. Артисты из народа нашли реальный способ доказать идея борьбы за справедливость бессмертна, она сильнее, выше, могущественнее самой смерти. И Петрушка, как и его кукольные собратья, из других стран, олицетворяет именно эту идею.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.