ЛЮБИМЫЕ ЦВЕТЫ МОДЕРНА В иконографию модерна растительные мотивы входят на правах чуть ли не глав¬ных действующих лиц. И это понятно. Вся философия стиля заключена в идее рос¬та, вечного движения, развития. Поэтому, мотив цветка оказывается одной из наи¬более адекватных и, следовательно, по¬пулярных тем, и даже приобретает почет¬ное звание - знака стиля. Главная содержательная сторона данно¬го мотива диктовалась ключевой идеей органического роста.
Однако, на эту смысловую доминанту накладывалась це¬лая вереница значений предшествующих эпох. В античном искусстве, изобрази¬тельно озвучивающем мифологический пласт, появление цветов оправдывалось атрибутикой мифических богов и героев. Любимый цветок модерна - ирис был на¬зван в честь богини радуги, что по-грече¬ски - iris. Благодаря чудесному превраще¬нию, получил свое имя еще один цветок. Согласно греческой легенде, прекрасный юноша Нарцисс, отвергнув любовь нимфы
Эхо, был ею жестоко наказан. Месть боги¬ни заключалась в том, что он влюбился в свое собственное отражение в воде и умер от неутолимой страсти, после чего был превращен в цветок, который и нарекли его именем. С того времени нарцисс стал означать самовлюбленность, тщеславие и эгоизм. Очень важная прославительная роль от¬водилась цветам в христианском искусст¬ве. Как правило, они знаменовали собой достоинства и добродетели священных персонажей.
Так, белоснежная лилия, подчеркивая чистоту и невинность Бого¬матери, становилась неотъемлемой ее принадлежностью и в сцене Благовеще¬ния и в многочисленных богородичных сюжетах. Роза, занимающая в средневе¬ковье одно из первых мест в цветочной иерархии, благодаря своей разновидности, наделялась широкой семантикой. Белая ро¬за без шипов стала символом целомудрия
Бого¬матери, так как, согласно библейской легенде, она росла в раю без шипов, но обрела их после человеческого грехопадения. Красная же роза, в первую очередь, являлась напоминанием об искупительной жертве Христа. Совершенно особое отношение к теме цветов сформировалось в юго-восточной традиции. В силу мифопоэтического мышления японцев рас¬пространенная культура любования конкретным мотивом - изображением цветущего дерева, пти¬цы, цветка - наряду с эмоциональным пережива¬нием, рождала целую
вереницу воспоминаний и ассоциаций, связанных со стихами, классической прозой, театром, древними легендами. Так, на¬пример, изображение ириса предполагало одно¬временно и любовное послание и ассоциативно связывалось с весной и праздником мальчиков, в сопоставлении с которым этот цветок, благода¬ря саблевидной форме листьев, символизировал самурайскую доблесть. Кроме того, мотив ирисов у воды служил аллюзией на известный эпизод из классической средневековой литературы. Таким образом, мотивы цветов в стиле модерн обладали
как бы генетической памятью многове¬ковой истории растительной символики. Но модерн оказался чрезвычайно пристрастным в выборе "своих" цветов, и словно из копилки мирового искусства извлекал наиболее подходя¬щие по стилистике экспонаты. Критерием отбора служили как особенности формы, так и смысло¬вые соответствия. Излюбленными цветами стиля становятся тюльпан и орхидея, лилии и кувшин¬ки, подсолнух и ирис, маки
и нарциссы. Вероят¬но, тюльпан был избран за элегантность и обоб¬щенность формы. Орхидея, ирис и лилия, имею¬щие сложный прихотливый контур, таили бога¬тые возможности в организации линейной рит¬мики. Порой кажется, что все эти цветы осознают свою избранность и неповторимость, и их само¬уверенность далеко не случайна. Словно сама природа позаботилась о том, чтобы они понра¬вились художникам модерна. Действительно, особая природная форма лепестков и листьев вышеназванных цветов очень
подходила стилис¬тике модерна, который проповедовал приоритет линии и контура над объемной моделировкой. Такие плоскостные цветочные формы прекрасно проецировались на поверхность листа или стены, причудливым узором вплетались в орнамент чу¬гунных решеток и серебряную вязь ювелирных украшений. Однако, вкус модерна не всегда можно было удовлетворить естественной природной формой, и тогда на помощь приходил прием сти¬лизации, и натура видоизменялась в угоду сти¬лю.
Модерн любил гнутые, упругие линии, не¬сколько преувеличенные или обобщенные трак¬товки формы, что придавало художественной выразительности привкус остроты и особого изыска. При этом стиль словно балансировал на грани реальности и условности. Удивительно точ¬но, почти буквально, все это выразилось в про¬граммном памятнике модерна - в рисунке ковра "Цикламен" (Удар бича) Г.Обриста, где цветок абстрагирован до неузнаваемости и островыра¬зительная
линия превращается в формулу не¬укротимого ритмического бега. Основная интрига модерна заключается в двой¬ственной природе стиля, что выражается дуализ¬мом живого и неживого, реального и нереально¬го, являющихся при этом разными проявлениями идеи циклического, бесконечного развития. В этой связи, орхидеи, лилии, кувшинки знамено¬вали трагедию, гибель, смерть, а подсолнухи - напротив - горение солнца, движение к свету, жажду жизни, одним словом, те и другие отмеча¬ли пограничные
стадии развития органической формы. В данном контексте довольно близким по смыслу оказывается и образ мака, который сим¬волизирует переходное состояние между сном и явью, являясь как бы парафразом конфликта жизни и смерти. Любопытно, что художники модерна не изобра¬жали букеты или цветочные натюрморты, а пред¬почитали отдельно взятый цветок. Так, М.Вру¬бель, один из самым правоверных живописцев русского модерна, специально занимался штудиями цветов и, тщательно выявляя их структуру, словно проникал во внутреннюю логику строения
органического целого. Напротив, множествен¬ность цветочных мотивов, в силу особенностей художественного языка модерна, превращалась в декоративный орнаментально-ритмический ряд, что, впрочем, не всегда было самоцелью, а работало на образные задачи. Это демонстрирует знаменитая "Сирень" Врубеля, где через изобра¬жение пышного куста, развернувшегося бесчис¬ленными соцветиями, выражается стихия цвете¬ния, как таковая. Несмотря на то, что модерн был предопределен историей развития
западноевропейского искусст¬ва, нельзя не отметить особую роль восточных влияний на его стилистику. Известны примеры использования характерных приемов и мотивов, взятых из арсенала японского и китайского ис¬кусства художниками различных направлений постимпрессионизма, которые в некоторых эта¬пах своего творчества были близки стилистике модерна. Несомненно, под влиянием гравюр Хокусай и декоративных росписей Огаты Корин со¬здает свои знаменитые "
Ирисы" и "Подсолнухи" Ван Гог. Многими чертами своей художествен¬ной концепции обязаны японской традиции Гоген и художники группы "Наби". Кроме художествен¬ных принципов, основанных на приоритете ли¬нии и плоскости, композиционной асимметрии и особой ритмической организации, модерн позаимствовал у Востока еще и колорит. Это вырази¬лось в излюбленном сочетании различных града¬ций синего и зеленого,
лилово-фиолетового и фисташкового, как правило, светлых блеклых то¬нов. Одним словом, цветовое решение модерна находит себя преимущественно в холодной пога¬шенной гамме, отражающей очевидно минорные умонастроения рубежа веков. Особый культ цветов в модерне поддерживал¬ся, кроме всего прочего, главным принципом формообразования стиля, а именно - уподоб¬ление живому органическому началу, а порой даже, прямая имитационность последнего. В это время распространилась мода на сосуды, вы¬полненные
в виде растения, а также на разного рода изделия, имитирующие цветок в стакане воды. Подобные раритеты создавались из дра¬гоценных и полудрагоценных материалов, ок¬рашивались в различные цвета, уподобляясь натуре настолько, что появлялся удивительный эффект "обманки". Такие цветы и букеты в вазах производились в изобилии в разных европей¬ских странах. В России непревзойденным масте¬ром этого жанра был
П.К.Фаберже. Кроме того, предметам функционального свойства любили придавать форму цветка. Очень распростране¬ны были рюмки и фужеры в виде тюльпана, причем, обыгрывались все его части - стебель с листьями служил ножкой, а полый бутон - ча¬шей. Виртуозные примеры этого можно найти в творчестве Э.Галле и Ж.Зоммера. Однако, такие вещи были очень популярны и в быту, и состав¬ляли предметы массовой продукции. Модерн, как последний стиль воплотившийся в синтезе искусств, украсил своими цветами все
вокруг - от архитектуры до мельчайших произведений прикладного творчества, тем са¬мым как бы еще больше породнив и примирив их. Сейчас эти меланхоличные и несколько над¬менные цветы модерна смотрят на нас с фаса¬дов особняков и доходных домов, с живопис¬ных полотен и графических листов, со стенок ваз и бокалов и благосклонно позволяют любо¬ваться собой - свидетелями и участниками ушедшего незабываемого стиля. Журнал АРХИДОМ 2(6) 1998г. стр. 65-69
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |