Реферат по предмету "Искусство"


Личность Л.Н. Толстого в творчестве скульптуров и художников

Личность Л.Н. Тостого в творчестве скульптуров и художников Паоло Трубецкой 1867-1938 Приезду Паоло Трубецкого в Ясную Поляну предшествовала слава о нем не только как о выдающемся скульптуре, но и как о большом оригинале, почти чудаке. Сын русского князя и американки, Трубецкой родился в 1867 г. в Италии, на Лазурном берегу, где его отец владел виллой.


Художник жил в Париже, но часто приезжал в Россию, в особенности в связи со своей работой над известной конной статуей Александра III в Петербурге. Он прекрасно владел французским и итальянским языками, но по-русски говорил плохо. Поэтому разговор в Ясной Поляне в его присутствии всегда велся только на французском языке. Трубецкой близко сошелся с Толстым еще в 1899 г. в Москве, когда он создал бюст Толстого со скрещенными руками и первую из своих чудесных статуэток, изображающих


Льва Николаевича верхом на коне. Толстой говорил о Трубецком Очень интересный человек и умный. Вегетарианец. Говорит, что животные живут лучше, чем современные люди. Он был очень мил приехал не затем, чтобы лепить, а просто, но потом увлекся и будет лепить. Трубецкой начал бы эту лепку тотчас, но оказалось, что в


Туле нельзя было найти употребляемой скульптурами глины. Пришлось экстренно выписывать ее из Москвы. Пока глина не пришла, Трубецкой сделал небольшой портрет Льва Толстого маслом и два рисунка карандашом. Все стояло на высоте, и это было тем более удивительно, что как в живописи и в рисунке, так и в скульптуре Трубецкой являлся в полном смысле самоучкой. Очевидно, что, не говоря уже о его дарованиях, надо было


употребить особые, выходящие далеко за пределы нормы усилия для усвоения всех приемов и законов как живописной, так и скульптурной школы. Толстой, по-видимому, отдавал должное художественному рвению и воодушевлению Трубецкого. Еще за несколько лет до последнего приезда он говорил о нем - Трубецкой Паоло только потому и сделал кое-что, что никому никогда не подражал Для него изготовлен был высокий треножник, который скульптор в определенное время дня устанавливал на


небольшом живописном дворике перед входом в господский дом. Надеяться, что Лев Николаевич согласится регулярно позировать Трубецкому, последнему не приходилось. Но он был готов довольствоваться малым. Обычно, подождав, пока Толстой после завтрака выходил из дома с хлыстом, висевшем в петле на запястье правой руки, и садился на лошадь, Трубецкой, можно сказать, собирал все свои силы, чтобы в течение нескольких


минут, пока всадник и лошадь находились перед ним, сделать как можно больше и в смысле изучения натуры и в нелегком труде ее воспроизведении в скульптуре. В самом деле, эти несколько минут Толстой дарил скульптуру, о затем равнодушно поворачивал лошадь на тропинку в сад, примыкавший к дому, и уезжал через сад в лес. Трубецкой, должно быть, твердо запоминал черты Толстого и внешность лошадки, потому что еще в течение


нескольких минут продолжал работать над своей скульптурой, не имея натуры перед глазами. Потом, когда статуэтка сильно подвинулась вперед, и скульптур нуждался в том, чтобы поближе вглядеться в лицо Толстого, Лев Николаевич позировал Трубецкому в течение нескольких минут стоя или даже садился на некоторое время посреди двора в принесенное ему кресло. Но когда кто-нибудь хотел сфотографировать его с Трубецким, он просил этого не делать зачем соблазнять


людей Они будут говорить, что вот Толстой обрадовался и позирует скульптору Если Лев Николаевич все-таки оказывал известное внимание Паоло Трубецкому и даже позировал ему, то тут, несомненно, играла значительную роль та симпатия, с которой он относился к Трубецкому, как к человеку, и даже, в некоторых отношениях, как к единомышленнику. С первых же дней пребывания Трубецкого в Ясной Поляне


Толстой много занимался художником, веселел в его присутствии и, между прочим, заявил однажды, что будет называть Трубецкого ваше сиятельство К нему это так идет говорил, смеясь, Лев Николаевич, и всем было ясно, что он именно потому решил называть Трубецкого ваше сиятельство фактически не называл, что тот, как это становилось очевидным для всякого очень скоро после знакомства с ним, меньше всего заботился о своем титуле и, наверное, забыл бы о нем,


если бы не напоминали другие. Работая, скульптор для удобства снимал пиджак и оставался в одном жилете. В то же время на голове он сохранял котелок, который часто слезал ему на затылок. Иногда мастер, как и все художники в подобных случаях, отходил в сторону, чтобы заметить те или иные недостатки скульптуры. Если ему надо было взглянуть на Толстого слева, а тот сидел верхом на лошади или в кресле или даже стоял, повернувшись к нему правой


стороной, то Трубецкой, проявляя особую деликатность по отношению к Льву Николаевичу, не просил его ни передвигаться с места на место, ни поворачиваться, а сам хватал свой грубый, некрашеный треножник с начатой статуэткой, переносил его куда надо и спешно продолжал свою работу. Нельзя было не улыбнуться при этом на быстрые, неуклюжие, но осторожные медвежьи движения его большой тяжелой и длиннорукой фигуры. Однажды Толстой передразнил эти движения согнул колесом руки и ноги, переваливаясь


с ноги на ногу, побежал Засмеялся и бросил. Часто вокруг художника собиралась группа зрителей. Его это нисколько не смущало. Во время работы у Трубецкого часто появлялась потребность закурить, но он стеснялся сделать это в присутствии Толстого. Жена Трубецкого внимательно следила за мужем и, заметив, что ему хочется курить, спешила снабдить его вместо сигаретки заранее заготовленными орехами. В отсутствие


Толстого он курил. Статуэтка подвигалась вперед. Выходило очень похоже. Фигура Толстого была сделана бесподобно Особенно голова. Взгляд Льва Николаевича трудно было понять сразу, но хотелось вникнуть в этот глубокий взгляд и так же задуматься. Главным достоинством работы, по словам Трубецкого, было то, что у глиняного Толстого даже есть глаза


В число блестящих творений Трубецкого входят конная статуя Александра III, великолепный бюст Толстого 1899 г. едва ли не лучшее из всех скульптурных изображений великого писателя, статуэтки Толстого верхом на двух разных лошадках, ряд других небольших скульптур, а также замечательная, большая и живая поколенная статуя Толстого. Так или иначе, в историю русского искусства имя


Трубецкого вписано прочно. Леонид Осипович Пастернак 1862-1945 На Толстовской выставке в Москве, в здании Исторического музея, в ноябре 1911 г. Художник Леонид Осипович Пастернак выставлял свой портрет Толстого, небольшие портреты Софии Андреевной Толстой и Татьяны Львовны Сухотиной-Толстой, великолепный этюд


Семья Л.Н. Толстого Толстой, его жена и старшая дочь вечером у круглого стола в Ясной Поляне, зарисовку уголка яснополянской библиотеки и знаменитые иллюстрации к Воскресению. Часть экспонатов, фигурировавших на Толстовской выставке, была пожертвована владельцами Толстовскому обществу, поставившему цель организовать музей Л.Н. Толстого в Москве. Некоторые особенно ценные экспонаты скульптура, картины, рисунки одолжены были


возникавшему музею художниками на время. К этим предметам принадлежали почти все работы Пастернака и среди них неподражаемые и в своем роде единственные в истории русского рисунка иллюстрации к Воскресению. Эти рисунки явились одним из драгоценнейших экспонатов музея. В них поражает прежде всего исчерпывающее, безусловное знание русского быта костюмы, мундиры, обстановка барская, деревенская, судебная, тюремная, театральная не оставляют желать лучшего по точности изображения.


В этом смысле для современного художника рисунки Пастернака уже недосягаемый идеал. Глубоко раскрыта в рисунках Пастернака и психология изображаемых лиц стоит только припомнить несколько припухлое и совершенно беззаботное лицо молодого великосветского барина Нехлюдова, только что проснувшегося и валяющегося с папироской в своей роскошной постели, или солдат, конвоирующих Маслову все это шедевры Рисунки изобличают пороки и недостатки дореволюционного помещичье-


буржуазного строя. Они вполне соответствуют содержанию и мысли романа Толстого. Характерно, что тогда как к остальным художественным произведениям Толстого мы встречаем множество рисунков различных иллюстраторов к Войне и миру, например, существуют иллюстрации не менее двадцати художников, Воскресение после Пастернака никто из наших мастеров графики не пытался иллюстрировать уровень его


иллюстраций трудно достижим, и сделать лучше, проникнуть глубже в тайны психологии и быта, найти еще что-то новое, не раскрытое талантливым и исключительно строгим к себе мастером, невозможно. Портреты самого Толстого, сделанные Пастернаком, и карандашные зарисовки, и работы, сделанные в другой технике маслом, темперой, отличаются гораздо большим сходством с оригиналом, чем портреты великого писателя, выполненные другими художниками. Многие из портретов


И.Е. Репина, нередко делавшиеся не с натуры, а заочно как, например, портрет босого Толстого или портрет 1909 г. в вольтеровском кресле, стоят по сходству не очень высоко, причем тут имеется в виду не внешнее, а, может быть, еще более ценное внутреннее сходство. Борода, лоб, волосы, мохнатые брови все толстовское, а глаза, губы, выражение лица часто не его. Исключением является не совсем оконченный портрет масляными красками, написанный в 1887 г. и хранящийся


в Ясной Поляне серьезность и взгляд здесь толстовские. Недаром и старший сын Льва Николаевича Сергей Львович утверждал, что только на этом портрете, из всех репинских портретов и портретов других художников, глаза Льва Николаевича изображены правильно. При всех живописных достоинствах репинских работ, при всей прелести его мастерства, свободного рисунка, в изображениях


Толстого часто не только поражает чуждое Толстому выражение, но сказывается и еще один дефект, не свойственный Пастернаку, а именно излишняя телесность Толстого. Могучие плечи, высокая грудь не только на более молодых, но и на портретах последних лет излишни, поскольку тело Льва Николаевича-старика отличалось сухостью и худобой. Эти сухость и худоба в наличии на всех портретах и рисунках


Пастернака. Едва ли не один он из всех художников верно передал и острые плечи, и выдающийся острый затылок, и общую угловатость фигуры Толстого.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.