Культурный облик Древней Руси Письменность, литература, образование. 60е годы IX века – время создания русской письменности, считается, что её создателями были Моравские братья (Кирилл и Мефодий). Первым этапом русской литературы был перевод Священного писания, толкований к нему, а также жития святых и прочей церковной литературы. Позже появились и новые жанры, такие как: летопись, житиё, поучения повесть.
Давайте кратко рассмотрим некоторые из них. Летопись – эпическое повествование, рассказывающее о каком либо историческом периоде. Но надо отметить, что в русских летописях были некоторые особенности: во первых летописные повествования о событиях прошедших до XI века основываются лишь на фольклорном материале; во вторых освещение событий вызывает сомнение, так как любой летописец освещал события в лучшем свете для своего князя; и, наконец, в третих - летописи
часто подвергались коррекции с приходом нового правителя. Житиё – жанр, описывающий жизнь святых людей. В этих произведениях хорошо просматривается жизнь простых монахов и простых людей вообще. Большое место занимала поучительно – бытовая литература такая, как притчи и другие поучения. Но были также и научные труды, так в XIIв (1136г) был написан труд, содержащий вычисления всех високосных годов, пасх, церковных праздников
и т.д. назывался он «Учение им же ведати человеку числа всех лет». Но несмотря на такое разнообразие «древнерусскую литературу можно рассматривать, как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, эта тема – смысл человеческой жизни»(1,70). Подобную направленность основных жанров (главная направленность – эпос) можно объяснить тем, что в Киевской Руси основными заказчиками книг оставались
Князья. Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Также существуют свидетельства о том, что в 1086 году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из монастырей. О том, что преподавали в таких школах, мы можем судить по тетрадям новгородских учеников, попавшим
в руки археологов. Эти тетради датированы 1263 годом. Итак, Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, знать церковную литературу, научиться
красноречию. Представление о тогдашнем уровне знаний могут дать энциклопедии XI века – изборники 1073 и 1076 годов, в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам. Возможно даже, что некоторые русские люди учились в заграничных университетах. Зодчество и архитектура в Киевской Руси Русская архитектура времён Киевской Руси имела ряд особенностей связанных в основном с социальным строем.
Давайте в общих чертах рассмотрим планировку древнего Киева: на вершине холма стоял каменный княжеский дом, возле него помещались в основном деревянные дома чиновников, купцов и других богатых людей, ниже же помещались дома остального населения в основном землянки. Надо ли говорить, что у последних отсутствовала архитектура как таковая. Настоящими носителями лучших традиций архитектура и зодчества на
Руси всегда являлись храмы. Давайте же на них и остановим наш взгляд. Несмотря на то, что вместе с христианством на Русь должны был прийти и церковные здания, в облике русского храма «утрачено всякое подобие греческого архитектурного стиля: весь облик храма – чисто русский, в особенности его заострённые главы всё завершение фасада приняло определённо луковичную форму». На Руси было достаточно много различных архитектурных стилей используемых при постройке храмов.
Основным являлся крестово-купольный стиль, давайте подробней остановимся на нём. крестово-купольный храм прямоугольной формы, четырьмя или более столбами его интерьер делиться на продольные (восток – запад) части – нефы (3, 5 или более). Четыре центральных столба соединялись арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Всё центральное пространство храма, при виде сверху образует крест (отсюда и название). В восточной части интерьера размещаются алтарные помещения (возвышенный жертвенник) – аспиды,
полукружьями выступающие на внешней стороне. Здесь совершается богослужение, и находиться главная святыня – престол, на котором, как полагают верующие, присутствует сам господь. Позже, в конце XII века стали появляться башнеобразные храмы (спаская церковь ефрасиньего монастыря в Полоцке). Как мы видим «отличительной чертой искусства домонгольской Руси является монументальность форм». Скоморохи. Скоморохи - люди, сделавшие забаву своим ремеслом.
Не вполне выяснено происхождение и значение самого слова. Наиболее вероятным представляется мнение, что слово "скоморох" происходит от византийского "скоммарх" - мастер смехотворства. Ремесло этих народных потешников было одинаково: они были, прежде всего, музыкантами на разных инструментах (гусельники, домрачеи, сопельники, сурначи, волынщики и т.д. ), певцами, исполняли различные акробатические фокусы, а также целые представления.
Скоморохи устраивали и кукольные спектакли. По описанию путешественника Адама Олеария театр кукол устраивался просто - скоморох надевал юбку с обручем в подоле, затем поднимал ее кверху так, чтобы она закрывала ему голову, и из-за импровизированной занавески показывал свои куклы. Веселое и жизнеутверждающее искусство скоморохов было враждебно церковной идеологии. Церковь и цари боролись с проявлениями скоморошества.
Митрополит Иосаф писал Ивану Грозному о скоморохах: "Бога ради, государь, вели их извести, кое бы их не было в твоем царстве ". По царским указам 1648 г скоморохи со всякими "бесовскими играми" и соучастники их "богомерзкого дела", т.е. зрители, подлежали наказанию батогами и ссылке. Музыкальные инструменты, скоморошьи маски и все, связанное со скоморошьими играми, царские грамоты
предписывали ломать и жечь. Царскими указами о запрещении народных представлений и скоморошества народному театру был нанесен тяжелый удар. Однако никакие репрессии не могли уничтожить народное творчество, не могли убить любимого народом искусства. Скоморошество было высшей формой русского народного творчества, существование которого в течение ряда веков являлось почвой, на которой возник русский народный театр. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://agat32.boom.
ru/
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |