Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Искусство"


культурный мир средневековья

Содержание: Введение Раннее средневековье 1.Введение 2.Образование 3.Искусство и архитектура 4.Эпос Высокое (классическое) Средневековье 1.Введение 2.Литература 3.Праздничная культура средневековья 4.Архитектура 5.Позднее средневековье Заключение Используемая литература 1.Введение Средними веками культурологи называют исторический период в истории Западной Европы, следующий после Древнего мира и предшествующий


Новому времени. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV века. Внутри тысячелетия принято выделять, по меньшей мере, три периода: Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X - XI в. в); Высокое (Классическое) Средневековье - от X -XI веков до примерно XIV века; Позднее Средневековье,


XIV- XV века. При мысли о Средних веках перед нами мысленно вырастают стены рыцарских замков и громады готических соборов, вспоминаются крестовые походы и усобицы, костры инквизиции и феодальные турниры … Если попытаться восстановить духовный облик людей средневековья, умственный, культурный фонд, которым они жили, то окажется, что это время почти целиком поглощено густой тенью, отбрасываемой на него классической античностью, с одной стороны, и Возрождением - с другой.


Сколько искаженных представлений и предрассудков связано с этой эпохой! Таким образом, долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на «темные века». Основы такой позиции были заложены просветителями. Однако история культуры западноевропейского общества была далеко не столь однозначна. Давайте же окунёмся в этот мир и узнаем о жизни, быте и культуре людей, живших тогда… 2.Раннее средневековье 2.1.


Введение Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы, такие, как вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи. Варвары селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы. Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое к концу существования Рима стало его государственной религией.


Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования, и этот процесс после падения империи только ускорился. Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». Племенные вожди провозглашали себя королями, герцогами, графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. Характерной особенностью жизни в раннее


Средневековье были постоянные войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и культурное развитие. [9, стр. 16] Главная масса населения Европы того времени - сельские жители, образ жизни которых был всецело подчинен рутине, а кругозор до крайности ограничен. Консерватизм - неотъемлемый признак этой среды. Крестьянство и его жизнь почти вовсе не отражаются в социальной картине мира.


Общество, аграрное по своей природе, строившееся на эксплуатации и подчинении широких слоев сельского населения, как бы позволяло себе идеологически игнорировать собственное большинства. Парадокс: простой люд, прежде всего - крестьянство, презираемое и игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле, доминировало в духовной жизни раннего Средневековья. Сельская жизнь с ее неторопливой размеренностью и периодической сменой производственных


сезонов, была главным регулятором социального ритма общества ([ 9], стр. 63) Церковь не разделяла открытой враждебности к крестьянам. Ее задача состояла в том, чтобы по возможности сглаживать социальные конфликты. Обращаясь к сильным мира сего, она взывала к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным. Это сочувствие проистекало в значительной мере из социального учения церкви, которая превозносило бедность,


считая ее, идеальным состоянием. Правда, осуждение богатства, столь решительное в произведениях церкви III-V веков, было несколько приглушено в литературе более позднего времени, когда церковь стала крупнейшим собственником. Прославление же бедности проходит лейтмотивом через все литературные памятники Раннего Средневековья. 2. Образование На протяжении большого исторического периода народные диалекты и языки западной Европы, будучи средствами устного общения людей, не могли овладеть сферой письменности


- она оставалась всецело под властью латыни. Быть грамотным означало знать латынь. ([2], стр. 16) В V-IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. В церковных школах преподавались «унаследованные» от античности, так называемые «семь свободных искусств»:


грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Кроме монашеских школ существовало также незначительное количество «внешних» школ, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Однако это были, в основном, дети из знатных семей. Уровень преподавания в разных школах был неодинаков, соответственно, менялся и уровень образования людей. После определенного подъема VIII-IX вв. развитие умственной жизни в


X-начале XI вв. заметно затормозилась. Духовенство, в основном, было неграмотно, распространялось невежество. Пришли в упадок скриптории - мастерские, существовавшие при церквях, в которых переписывались рукописи и церковные библиотеки. Книг было мало и стоили они дорого, что закрыло путь к образованию даже детям из относительно обеспеченных семей. Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников. Масса прихожан слушала неграмотных священников. При этом сама


Библия была для рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными для восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось только священнослужителям. Массовая средневековая культура существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий. ([3], стр.31) Для средневекового сознания, средневекового менталитета культура выражала смысл, душу человека, приближала


человека к Богу, как бы переносила в иной мир, в отличное от земного бытия пространство. И пространство это выглядело так, как описывалось в Библии, в житиях святых. Соответственно этому определялось и поведение средневекового европейца, вся его деятельность. В 1088 г. на основе Болонской юридической школы был открыт первый университет. В XII-XIII вв. возникают университеты в других странах


Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), вторым - в Кембридже (1209). Первый университет Франции был основан в Париже (Ибо). Это был типичный средневековый университет, где преподавание велось на латинском языке, поэтому здесь могли обучаться студенты со всей Европы. 2.3. Искусство и архитектура. Художественное творчество


Средневековья также испытывало сильнейшее влияние церкви. Средневековый художник был призван отображать лишь совершенство миропорядка, строго следуя все более ужесточавшимся церковным канонам. Характерно в этой связи распространенное название художника - геометр, которое лишь в XIV в. было заменено на аджест (художник). Тем не менее, универсальные каноны церкви накладывались на специфику национальных культур, что выражалось


в особенностях архитектурных форм, в разнообразии приемов изобразительного искусства. Подтверждением этого может служить наличие нескольких стилей, характеризующих архитектуру Средневековья.      Для Западной Европы периода раннего Средневековья был характерен романский стиль, особенно получивший развитие с конца X в. Сам же термин «романский» был введен в научный оборот в начале


XIX в. французскими археологами, которые увидели сходство обнаруженных построек с древнеримской архитектурой, с ее полукруглыми арками, элементами украшений и т.д. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи - фрески, а снаружи - ярко раскрашенные нефы.


Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь - основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Характерными образцами романской архитектуры являются собор Петр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Велезе, Арне (Франция), в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Станагере (Норвегия), в Лунде (Швеция), церковь Мария Лах (Германия) и др.


Укреплённый замок феодала обычно возводился на высоком месте (на вершине скалистого холма, над рекой или морем), со всех сторон он окружался глубоким рвом, через который перекидывали подъёмный мост, связывающий жителей замка с окружающим миром. Монолитные толстые стены крепости завершались зубцами, бойницами, башнями, необходимыми для обороны. В центре замка, в специальной башне, она называлась Донжон, находил убежище феодал. В мирное время в замках звучала возвышенная куртуазная поэзия во славу


прекрасной дамы, сказания средневекового эпоса, слагали свои песни барды, трубадуры и труэры во Франции, министрели в Англии, миннезингеры в Германии. [Из фильма о средневековом замке]      Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом. Изображения исполнены строгостью. 2.4. Эпос В период раннего


Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно, прежде всего, для Англии и стран Скандинавии. В эпоху раннего средневековья литература в странах Западной Европы развивалась преимущественно на латинском языке, чуждом и непонятном народу. Церковь воспитывала презрение к живому народному языку, культивировала «священную латынь». Переписывались и распространялись сочинения «отцов церкви», духовные стихи, жития святых.


Однако христианское мировоззрение и авторитет церкви не могли полностью подчинить духовную жизнь народа. В пору раннего средневековья существовало и развивалось устное народное творчество. В отличие от церковной литературы народные песни, сказки, предания слагались на живых языках народов, населявших европейские земли, отражали их жизнь, нравы, верования. Когда в дальнейшем у этих народов появилась своя письменность, произведения народного творчества были


записаны. Так они дошли до нас. К наиболее ранним произведениям устного народного творчества средневековой Европы относятся предания древних ирландцев, так называемые «ирландские саги». К более позднему времени относятся фантастические саги- поэтические сказания о бесстрашных ирландских моряках, бороздивших на своих утлых судёнышках суровые северные моря и океаны. Великим памятником устной поэзии раннего средневековья является и «Старшая


Эдда»- сборник песен на древнеисландском языке. Она состоит из мифологических, героических и морально-поучительных песен, излагающих житейскую мудрость того времени. До высокого художественного уровня поднялся в Исландии и жанр прозаических саг (главным образом XII-XIII вв.). В них правдиво и разносторонне изображается жизнь исландского народа. Чаще всего такие саг были своеобразной семейной хроникой крестьянского рода («Сага о


Ниале»). Иногда сага представляет собой историческое повествование. Например, «Сага об Эрике Красном» рассказывает о викингах, открывших в X веке путь к Америке. Во многих сагах сохранились важные свидетельства о тесных связях скандинавского Севера и древней Руси («Сага об Олафе Трюгвесене», «Сага об Эймунде») [1] 3.Высокое (классическое) Средневековье.


3.1. Введение В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. С X века укрупнились государственные структуры, что позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени прекратить набеги и грабежи. Миссионеры понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что и эти государства вошли в орбиту западной культуры.


Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом играла та же церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. 3.2.Литература Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник французского народного героического


эпоса-“Песнь о Роланде”. В XII появляются рыцарские романы. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре. В большей части песен о подвигах изображались преображенные народной фантазией исторические эпизоды из воин, которые велись во времена раннего средневековья. Такие поэмы и сказания о подвигах рыцарей создавались в эпоху крестовых походов во всех странах


Европы. Иногда эти эпические поэмы представляют собой поэтическую переработку более древних сказаний. Так, например, немецкая «Песнь о Нибелунгах», посвящённая подвигам Зигфрида переработка скандинавских саг о Сигурде. [8] Значительным явлением в литературе Франции в XII-XIII вв. были ваганты и их поэзия. Вагантами (от лат . vagantes - бродячие) называли бродячих поэтов.


Особенностью их творчества были постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие и невежество. Церковь, в свою очередь, преследовала вагантов. Важнейший памятник английской литературы XIII в - знаменитые «Баллады о Робин Гуде», который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы. Особенной славой пользовались трубадуры - поэты, исполнявшие свои стихи под музыкальный аккомпанемент.


В основном они вели бродячую жизнь, переезжал от двора одного знатного сеньора к другому. Расцвет искусства трубадуров наступил в Южной Франции в 12-15 вв. Среди трубадуров было немало рыцарей, людей знатного происхождения; одним из лучших поэтов-рыцарей был герцог Гийом Аквитанский. Стихи трубадуров, воспевавших беззаветное служение рыцаря избранной им даме сердца, быстро вошли в моду. Неудивительно, что они очень нравились женщинам; знатные дамы стали


требовать от своих поклонников поведения, описанного в стихах. Рыцарь, умевший лишь размахивать мечом, стал теперь предметом насмешек; дамам были милы кавалеры, умевшие выразить свои чувства словами и тайными знаками, способные разобраться в тайнах женского сердца. Поэзия трубадуров оказала исключительно большое влияние на формирование особой рыцарской культуры, широко распространившейся в Европе одним- двумя веками позже.


Поэтические находки трубадуров широко перенимались и использовались певцами попроще, исполнявшими на городских площадях так называемые «жестых» стихотворные повести о героях минувших времён). [6 с.323] Лучшее время трубадуров последняя четверть ХII века. Это была благодатная пора. Один из наиболее сильных поэтов Бертран де Вентадорн воспевал любовь как величайшее благо жизни, дарованное людям, воспевал весну, природу,


солнце. Он признавался в одной из своих канцон: «Поэзия имеет для меня цену лишь тогда, когда она исходит из глубины сердца, но это возможно лишь тогда, когда в сердце царит совершенная любовь. Вот почему мои песни выше всех других песен, ибо любовь заполняет все мое существо - рот, глаза, сердце и чувства». Бертран де Вентадорн вышел из низов, был воспитан при дворе виконта де Вентадорна. Сначала он воспевал жену своего сеньора, потом английскую королеву


Элеонору, при дворе которой он одно время жил. Другой трубадур этого периода Пейре Видаль известен как остроумнейший весельчак, бахвал, экстравагантный хвастун. «Я один взял в плен сто рыцарей, а у ста других отнял доспехи; я заставил плакать сто дам, а ста другим оставил радость и веселье» распевал Видаль. Его стихи покоряют легкостью языка, свежестью образов, веселым озорством и задором.[7 с. 147] 3.3. Праздничная культура средневековья.


Средневековые городские праздники, с их яркими зрелищами, развлечениями, маскарадами восходили к языческим культам и обрядам. Так, новогодний римский языческий праздник календ, которому церковь противопоставила свой рождественский цикл, в Византии справлялся вплоть до XIII века. Новогодним календам (1 5 января) предшествовали врумалии (с 24 ноября по 17 декабря), сопровождавшиеся карнавальными шествиями ряженых. Ряженые лихо плясали и распевали песни, в которых высмеивались вельможи,


церковнослужители и судейские чиновники. С 17 по 23 справлялись веселые сатурналии, с цирковыми представлениями, жертвоприношениями свиньи. Во время самих календ ряженые, уподобив колесницу сцене, созывали толпу зевак и осмеивали высшую власть. Но служители христианской церкви, враждебной духовной свободе народа, нещадно преследовали вольные игры порабощенных тружеников, объявляя эти игры «порождением дьявола». Церковникам удалось воспрепятствовать свободному развитию массового народно-праздничного творчества,


особенно - его сатирическому началу. Не обогащаемое гражданскими идеями, это творчество было приглушено. И все-таки отдельные виды увеселений продолжали жить, породив новый вид народного зрелища - представления гистрионов, которые внесли большой вклад в становление культуры Западной цивилизации, они назывались скоморохами. Расцвет деятельности гистрионов в Западной Европе как массового и популярного искусства происходит с


XI по XIII век, т. е. падает на время возникновения средневековых городов. Гистрионы были ярчайшими выразителями мирского, жизнелюбивого духа в средневековом городе. В их веселых, дерзких песнях, в их пародийных сценках, затеях и маскарадных представлениях проявилось стихийное бунтарство народных масс. Особенно ярко это выразилось в деятельности вагантов. Ваганты (derlei vagantes - лат «странствующие клирики») были либо недоучившимися семинаристами, либо


озорными школярами, либо разжалованными священниками. Они выступали с озорными латинскими песнями, пародирующими церковные гимны. Так, вместо обращения к «Богу всемогущему» следовало обращение к «Бахусу всепьющему». Пародировалась даже молитва «Отче наш». Гистрионы устраивали и представления кукольного театра, первые упоминания о которых относятся к концу XII века. Начиная с


IX века, католическая церковь, борясь с народными празднествами и обрядовыми представлениями, в которых проявлялись свободомыслие и бунтарство закрепощаемых крестьян, была вынуждена искать наиболее выразительные и доходчивые средства в целях воздействия своих догматов на верующих. Благодаря этому начинается активный процесс театрализации мессы. При этом многие фрагменты римско-католического ритуала уже заключали в себе потенциальные возможности


для развития драматического действия (освещения церкви, крестный ход, ряд «пророческих» текстов и т. д.). 3.4. Архитектура      К концу XII в. романский стиль сменяется готическим. Расцвет его относится к XIII- XV вв Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в период Классического Средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, собранными как


бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде; огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной «розой» над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста.      Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, барельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики - устремленность ввысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже,


Вове, Амьене, Реймсе (Франция).      Несколько отличались соборы Англии, для которых были характерны большая протяженность и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов. Наиболее яркими образцами готического стиля Англии являются Вестминстерское аббатство в Лондоне, соборы в Солсбери, Йорке, Кентербери и др.      Переход от романского стиля к готике в


Германии был более медленным, чем во Франции и Англии. Этим объясняется наличие большого количества сооружений эклектического стиля. Недостаток строительного камня, особенно в северных районах Германии, вызвал к жизни кирпичную готику, распространившуюся достаточно быстро по всей Европе. Первым кирпичным готическим храмом была церковь в


Любеке (XIII век).      В XIV веке возникает новая техника - пламенеющая готика, для которой было характерно украшение здания каменным кружевом, т. е. тончайшей резьбой по камню. К шедеврам пламенеющей готики можно отнести соборы в городах Амбере, Амьене, Аласоне, Конше, Корби (Франция).      Готическая архитектура выдвинула новые требования к скульптуре и живописи.


Появляется круглая скульптура, изображение становится более реалистичным, богаче палитра красок. 3.5. Зарождение “городской культуры”. В этот период быстро развивается так называемая «городская литература», для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы в Италии были


Чекко Анджольери, Гвидо Орланди ( конец XIII века). [4] Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия. Городская культура зародилась во Франции в XI-


XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством «жонглеров», которые выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Они выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе. Примерно с середины XII века театральные действия перемещаются из-под церковных сводов на площади и действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке.


В роли же актеров выступают уже не священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все более светскими, пока не превращаются в сценки из обыденной городской жизни, часто сдобренными доброй порцией сатиры. В это же время развивается театральное искусство и в Англии. Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах не церковных школ - это были частные школы, материально от церкви


не зависящие. Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся, и обучать в них своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. 4.Позднее средневековье. Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким.


В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. В эти периоды неуверенность и страх владели массами. Хозяйственный подъем сменяется длительными периодами спада и застоя.


В народных массах усиливались комплексы страха перед смертью и загробным существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой. В конце Средневековья в сознании простонародья Сатана трансформируется из, в общем-то, не страшного и иногда смешного черта во всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной истории выступит в роли Антихриста. Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности и нескольких лет засух.


Источники страхов лучше всего высвечиваются в молитве крестьянина того времени: «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны». ([9], стр. 330) Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий, страхов и коллективных паник. Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи.


Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу. 5.Заключение. В Средние века комплекс представлений о мире, верований, умственных установок и системы поведения, который условно можно было бы назвать «народной культурой» или «народной религиозностью» был достоянием всех членов общества ([1], стр.


356). Мышление средних веков было преимущественно теологическим. Средневековая церковь, с опаской и подозрением относившаяся к обычаям, вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их влияния. Как пример, можно привести санкционирование церковью культа святых в его народной интерпретации. Магический подход к природе распространялся на христианские обряды, вера в чудеса была повсеместной. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной


степени определялась христианством. Европейское средневековое общество было очень религиозно, и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством. Высшее духовенство было единственно образованным классом, однако средневековый европеец, включая и высшие слои общества, был неграмотен. Лишь к концу


XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры и начала открывать духовные семинарии. «Переводом» мыслей социальной и духовной элиты на доступный для понимания всех людей язык стали проповеди, представляющие собой значительный пласт средневековой культуры. Приходские священники, монахи, миссионеры должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей.


Создавалась специальная литература, которая популярно излагала основы христианского учения, давая пастве образцы для подражания. Эта литература, в основном, предназначалась священникам, чтобы они использовали ее в своей повседневной деятельности. Во времена классического Средневековья возникает городская культура как новое явление культурной народной жизни, сыгравшая очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом.


Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия. Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Список литературы. 1. Р. М. Самарин «Эпос раннего средневековья» 2. Гуревич А.Я. “ Проблемы средневековой народной культуры”. М 1981 г. 3. Гуревич А.Я. “ Категории средневековой культуры”


М 1984 г 4. Под ред. Марковой А.Н. ”Культурология”, М 1995 г. 5. Под ред. Радугиной А.А. “Культурология”. М 1997 г 6 Всемирная история. Энциклопедия том-1 Москва «Аванта+»,1993г. 685с. 7 Артамонов С.Д. Литература средних веков: кн. для учащихся ст. кл М, «Просвещение», 1992г 240с. 8.З. В. Гуковская «Литература


Средневековья» 9. Гуревич А.Я. “Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства”. М 1990 г



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.