МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ РЕФЕРАТ ПО ДИСИЦИПЛИНЕ КУЛЬТУРОЛОГИЯ НА ТЕМУ: «КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ» Работу выполнила Студентка 1 курса Группы УП1-0503в Заболотская Юлия Москва 2005 Содержание ВВЕДЕНИЕ 1.КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Термин «Возрождение» (фр Ренессанс) был введен в XVI в. итальянским историком искусства Джорджо Вазари для обозначения исторической эпохи, наступившей вслед за периодом средневековья. Хронологические рамки Ренессанса охватывают в разных странах эпоху со второй половины XIII до начала ХVII вв. Внутри самой эпохи выделяется ряд этапов. 1.Предвозрождение (Проторенессанс) - вторая половина
XIII –ХV в. Внутри этого этапа выделяются два периода: I период - дученто (ит.), продолжавшийся со второй половины до конца XIII в.; II период - треченто – XIV в. 2. Раннее Возрождение (кватроченто), длившееся с начала до конца ХV в. 3. Высокое Возрождение (чинквиченто), охватившее период с конца ХV по первую треть ХVI вв. 4. Позднее Возрождение, длившееся до начала
ХVII в. 2.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА В XIII - ХIV вв. в ряде районов Европы и в первую очередь в Италии происходило интенсивное развитие раннебуржуазных экономических отношений, шло первоначальное накопление капитала. Средневековая мораль долгие годы обуздывала человека, учила его самоограничению, подчинению поведения строгим нравственным и социальным нормам.
В наступившую новую эпоху судьба общества все больше начинает зависеть от самой человеческой личности, ее смелости, расчетливости деловитости. Растут светские настроения, складывается новое представление о человеке как основном делателе своего бытия. Культура Возрождения по своему содержанию была раннебуржуазной, но ее создатели отнюдь не являлись носителями узкокорыстной морали буржуазного накопительства. Ф.
Энгельс писал: «Люди этой эпохи были титаны по силе мысли, страсти, характеру, многосторонности и учености… Люди, основавшие господство буржуазии, были всем, чем угодно, только не людьми буржуазно ограниченными» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч т. 2, с.34). Идеологическим фундаментом культуры Возрождения, ее главным методологическим принципом явился гуманизм, основанный на представлении о человеке как центре мироздания, на признании и прославлении его неограниченных творческих возможностей.
Гуманизму была изначально чужда средневековая идея неискоренимой греховности человека - как его души, так и тела, которое теперь, как когда-то в античности, прославлялось и изображалось как самое совершенное творение природы. В 1293 г. в ходе борьбы с местными феодалами возникает первая в Италии раннебуржуазная Флорентийская республика. Здесь были заложены основы светской итальянской культуры и созданы предпосылки для слома духовной диктатуры католической церкви.
Огромную роль в этих процессах сыграли три великих мастера слова: Данте, Петрарка и Боккаччо. Данте Алигьери (1269-1321) первым в Италии стал писать произведения не на латыни, а на родном тосканском наречии. Славу ему принес цикл сонетов, посвященных прекрасной Беатриче. Но главным произведением мастера стала «Божественная комедия», посвященная мифическому странствованию
самого Данте в сопровождении римского поэта Вергилия по пределам ада, чистилища и рая. Сталкиваясь здесь с душами умерших грешников и праведников, Данте понимает, что главной ценностью для человека является его земная жизнь со всеми ее радостями и невзгодами. Франческо Петрарка (1304-1374) в течение 20 лет воспевал в своих сонетах прекрасную Лауру и был увенчан лавровым венком как величайший поэт
Италии. Джованни Боккаччо (1313-1379) был автором сборника новелл «Декамерон», в котором отразились представления о человеке, чье достоинство и благородство коренились не в знатности и богатстве, а в нравственном совершенстве и добрых делах. Одним из самых главных духовных открытий эпохи Возрождения стало возникновение натурфилософии (философии природы). Своего наивысшего расцвета она достигла в XVI веке в
Италии и Германии (Парацельс, Кампанелла, Бруно). В соответствии с новым взглядом, законы, управляющие миром, истолковывались как внутренние закономерности природы, Бог из сверхъестественной силы, управляющей миром, превращался в часть природы, которая в свою очередь рассматривалась как живой и саморазвивающийся организм. Человек тоже являлся неразрывной составной частью окружающей природы.
Средневековой схоластике гуманизм и натурфилософия противопоставляют рационализм и опытный метод познания реальности. Огромную роль в формировании новой картины мира сыграло развитие астрономии. Гелиоцентрическое учение Коперника дало начало новому научному познанию вселенной. Важную роль в обосновании теории гелиоцентризма сыграли труды Галилея и Кеплера, открывшего законы движения планет.
Однако, парадоксальным является тот факт, что великий итальянский философ и астроном Джордано Бруно, впервые высказавший мысль о бесконечном множестве населенных миров во вселенной, был противником гелиоцентрической системы Коперника, а исповедовал традиционные геоцентрические воззрения. Само понятие «Возрождение» указывает на неразрывную связь новой культуры с предшествующей античной. В ней эпоха Возрождения открывала неаскетический дух, а также древние идеалы прекрасного, гармоничного
человека. Однако Ренессанс не был простым возвращением к античности, и поэтому огромный пласт древней культуры интерпретировался исходя из новых исторических условий. В средние века познание природы было неразрывно связано с церковной догматикой. Мир воспринимался в органическом единстве, нерасчлененным, таким, как его создал бог. В эпоху Возрождения в рамках натурфилософии возникла теория пантеизма, согласно которой
Бог и человек рассматривались в неразрывном единстве. Божество, по представлениям гуманистов, с помощью духовной эманации образует материальный мир. Оно повсеместно присутствует в природе, и поэтому, познавая ее законы, человек открывает Бога. Главным способом изучения окружающей действительности теперь становились не умозрительные теории, а научный эксперимент. Основателем экспериментального естествознания в эту эпоху был
Леонардо да Винчи. В эпоху Возрождения происходила повсеместная переоценка многих морально-этических представлений средневековья. На смену аскетизму приходит теория наслаждения. В ее основе лежало древнее эпикурейское правило о том, что смысл жизни состоит в получении удовольствий. При этом высшим наслаждением является человеческая добродетель. Итальянский гуманист Лоренцо Валла подчеркивал, что в человеке должно органично соединяться стремление
к физическому и духовному наслаждению. С точки зрения нидерландского мыслителя Эразма Роттердамского, истинным наслаждением является гармоничное сочетание эпикурейского удовольствия и христианского благочестия. При этом обычный человек не может определить меру этой гармонии. Задачу эту должна выполнять элита - «аристократия духа». Другой итальянский мыслитель Пико делла Мирандолла полагал, что каждая личность сама может определить
меру добродетели. При этом личная добродетель должна быть подчинена служению общественному долгу. Его соотечественники Маккиавелли и Гвиччардини, наоборот, считали, что личные интересы имеют приоритет перед служением обществу. Французский гуманист Мишель де Монтень в своем трактате «Опыты» утверждал, что наслаждение, получаемое человеком, должно быть Неразрывно связано с активным творческим началом в его деятельности.
Джордано Бруно полагал, что только труд является основой жизни и главным критерием человеческой добродетели. Однако гуманисты не различали общественно-полезную трудовую деятельность и обычное буржуазное накопительство. Поэтому выдающийся английский философ Фрэнсис Бэкон не только активно проповедовал гуманистические идеи, но был также крупным ростовщиком и брал огромные взятки. Все это не выходило за рамки его понимания добродетели как любви к самому себе.
В раннебуржуазную эпоху, когда многие стали стремиться к безудержному обогащению, возникла проблема роли частной собственности в жизни общества и ее воздействия на духовное развитие человека. Крупнейший итальянский политический деятель Николо Макиавелли утверждал, что только частная собственность лежит в основе человеческой добродетели, а стремление к ее умножению способствует совершенствованию личности.
Однако он опасался, что свобода частной собственности вызовет общественный хаос и выступал за сильное государство, ограничивающее стремление людей к безмерному обогащению. Один из основоположников социалистической мысли Томас Mop, наоборот, доказывал, что частная собственность есть наипротивнейшее из зол, поскольку она порождает зависть, эгоизм и другие самые низменные человеческие пороки.
В эпоху Возрождения изменилось представление о роли творческой личности в жизни общества. В средние века доминировали корпоративные связи, каждый человек был неотъемлемой частью какого-либо коллектива. В искусстве личность художника нивелировалась. Считалось, что он является лишь проводником божественного замысла, поэтому творческая индивидуальность мастера, как правило, игнорировалась. В эпоху Возрождения художник начал сознавать безграничные возможности
для своего творчества. Все эти изменения в духовной жизни общества способствовали формированию в эпоху Возрождения устойчивой гуманистической традиции, которая включала в себя следующие базовые ценности: индивидуализм в области права, морали, творчества, эмпиризм в науке, реализм в искусстве. Гуманизм также способствовал пробуждению национального самосознания и тяги к созданию сильного централизованного государства. Последнее было особенно важным в условиях раздробленной
Италии. Однако некоторые гуманисты (например, Николо Макиавелли) проявляли определенную наивность, принимая политических авантюристов и демагогов типа кровавого тирана Чезаре Борджа за лидеров объединительного движения. По представлениям многих духовных лидеров эпохи Возрождения, гармонически развитой личностью мог быть не всякий достойный человек, а только тот, кто принадлежал к элите общества, т.е. раннебуржуазной интеллигенции,
все более выражавшей интересы непосредственных покровителей: крупных банкиров, купцов, мануфактуристов, которые в эпоху первоначального накопления активно исповедовали мораль ничем не прикрытого стремления к наживе. Все это создавало предпосылки для постепенного перерастания творческого индивидуализма всесторонне развитой личности в буржуазный эгоизм. Отдельные гуманисты понимали опасность наступления этого социального зла и стремились по мере своих сил бороться с ним.
Ярким примером здесь является творчество великого английского драматурга Уильяма Шекспира (1564-1616). Его ранние пьесы проникнуты оптимизмом, в них звучит ликующая радость жизни, прославляется красота чувств, отвага в помыслах и делах («Укрощение строптивой», «Много шума из ничего», «Сон в летнюю ночь»). Однако творивший на закате Ренессанса Шекспир видел, что идеалам гуманизма не суждено было воплотиться в жизнь.
В последующих своих пьесах он показывает трагическое столкновение идеалов с действительностью, со страхом вглядывается в лица «героев» новой эпохи (например, ряд отрицательных персонажей пьес «Гамлет», «Король Лир», «Отелло»). В трагедии «Отелло» Шекспир показывает борьбу двух типов характеров: честного и благородного Отелло и воинствующего эгоиста Яго, который полагает, что для умного и ловкого человека не должно существовать никаких моральных принципов.
В итоге благородный Отелло погибает, не выдерживая столкновения со злом. Великий испанский писатель Мигель Сервантес был последним рыцарем эпохи Ренессанса. Его герой - Дон Кихот Ламанчский понимал свою полную несовместимость ни со средневековым прошлым, ни с нарождающимся буржуазным обществом, подавляющим всякие моральные ценности, кроме стремления к наживе. В конце XVI в. кризис гуманизма углубляется.
Неудачные попытки объединения Италии, которые закончились потерей ее независимости и наступлением католической реакции, привели к появлению не просто пессимистических, но и откровенно аморальных взглядов, в основе которых лежал воинствующий индивидуализм. Так, итальянский политический деятель Гвиччардини полагал, что любое предательство может быть оправдано, если человек пытается таким способом сохранить себя как единственную достойную ценность в условиях
всеобщего хаоса. К началу ХVII в. основные принципы гуманизма пришли к своему полному отрицанию. Однако такие достижения эпохи Возрождения, как система научных знаний, высокое искусство, светское образование и многое другое, что способствовало прогрессу буржуазных отношений, были сохранены и стали составной частью культуры Нового Времени. 3.ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ 3.1.ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО В XIII-XV вв. главным центром художественной жизни
Италии была Флоренция. Выдающимся живописцем флорентийской школы был Джотто ди Бондопе (1266-1327). В его росписях церкви Санта Кроче многие евангельские сюжеты были представлены как реальные; полные глубокого драматизма исторические события (фрески «Избиение младенцев», «Поцелуй Иуды»). В период кватроченто интенсивно развивалась архитектура.
Великий зодчий Филиппо Брунеллески (1377-1446) возвел купол одного из самых больших в Европе Флорентийского Собора. Леон Батиста Альберти разработал новый тип городского дворца - палаццо, в котором органично сливались принципы античной и средневековой архитектуры (палаццо Питти, палаццо Медичи). Знаменитый флорентийский скульптор Донателло (1386-1466) в традициях античной пластики выполнил бронзовую статую
Давида и воздвиг первый конный монумент эпохи Возрождения - огромную скульптуру военачальника Гаттамелаты. Замечательным мастером флорентийского искусства был также Мазаччо (1401-1428), создавший полные напряженного драматизма фрески церкви Санта Мария дель Кармине. Во второй половине ХV в. власть во Флоренции перешла к банкирскому дому Медичи. Вправление
Козимо и Лоренцо Медичи наступает «золотой век» флорентийского искусства. В нем возникает органичный синтез культурных традиций античности и христианства. Выразителем эстетических идеалов эпохи Медичи был Сандро Боттичелли (1445-1510), автор полотен «Весна» и «Рождение Венеры». Для художника было характерно влияние готики, а также стремление к созданию прекрасных и трагических
женских образов («Саломея», «Изгнанная»). В его творчестве передавался определенный тип красоты женского лица: удлиненный овал, пухлые губы, кажущиеся заплаканными глаза. В конце ХV - начале ХVI вв. раздробленная Италия стала ареной острого противоборства между ведущими европейскими государствами - Испанией и Францией. В это сложное время в духовной жизни страны начинает доминировать идея создания сильного централизованного государства, способного успешно противостоять
внешней угрозе. Эта идея стала сильнейшим ускорителем в развитии всей итальянской культуры. Для искусства эпохи чинквиченто была характерна огромная вера в разум и творческие силы человека, в торжество гуманизма и прогресса. На первый план выходят проблемы подвига, гражданского долга, высоких моральных качеств человеческой личности. Художники этого времени стремились воплотить образ прекрасного человека-героя, сумевшего подняться над суетой повседневности.
Искусство Высокого Ренессанса отрешается от частностей во имя создания обобщенных образов и стремления к гармоничному синтезу прекрасных сторон жизни. Первым великим мастером чинквиченто был Леонардо да Винчи (1452-1519). Еще в ранние годы им была создана композиция «Мадонна в гроте». Оригинальным художественным приемом мастера было «сфумато» - особая воздушная дымка, как бы обволакивающая всю картину и придающая ей ощущение покоя и таинственности.
Во время своего пребывания в Милане на службе у герцога Лодовико Моро Леонардо расписал стены трапезной монастыря Санта Мария делла Грациа фреской «Тайная вечеря». В этой работе мастером были поставлены и по-своему решены вечные проблемы человеческого бытия (жизни и смерти, благородства и предательства). Для Леонардо да Винчи наука и искусство были неразделимы.
Его гений был универсален: он с равным успехом мог заниматься живописью и скульптурой, математикой, архитектурой, физикой и медициной, и везде достигал выдающихся результатов. Через решения проблемы линейной перспективы Леонардо выходил на изучение законов оптики, а, желая понять пропорции человеческого тела, он познавал анатомию и математику. После захвата Милана французами начались годы скитания
Леонардо по всей стране. Одно время он даже был военным инженером на службе у Чезаре Борджа, ошибочно видя в нем объединителя Италии. В период пребывания во Флоренции мастером Леонардо было создано его самое великое произведение - портрет Моны Лизы дель Джокондо. С появлением этой работы впервые в искусстве Возрождения портретный жанр стал в один ряд с композициями на религиозные и мифологические темы.
В образе Моны Лизы Леонардо выразил свое понимание женской красоты: это тяжелые полуопущенные веки, а также едва уловимая таинственная полуулыбка, придающая лицу особую одухотворенность. Мастер достиг здесь той степени обобщения, которая, сохраняя индивидуальность, позволила показать в художественном образе чувство высокой значимости и огромного достоинства женщины эпохи Ренессанса. Фигура и лицо Моны Лизы окутаны «сфумато», что создает ощущение живого человеческого тела
и так поражает зрителей в течение многих столетий. Вторым великим мастером эпохи Высокого Ренессанса в Италии был Рафаэль Санти (1483-1520). Мировую славу художнику принесли его многочисленные картины, воспевающие бессмертный образ Мадонны. Рафаэль сумел воплотить в них все тончайшие оттенки прекрасных человеческих чувств, неразрывно соединить тонкую лиричность образов с их монументальным величием («Мадонна
в креслах», «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница»). В своем главном творении - «Сикстинской Мадонне» - Рафаэль сумел передать бесконечно трагическое чувство идеально прекрасной молодой женщины с младенцем-богом на руках, которого она отдает во искупление грехов рода человеческого. Взгляд Мадонны полон скорбного предвидения Трагической судьбы сына.
В ее прекрасном лице художник сумел синтезировать высокую духовность христианства с античным идеалом женской красоты. Рафаэль много работал также над созданием сложных многофигурных композиций. В Ватикане он выполнил росписи папских покоев (станц). В станце Делла Сеньятура Рафаэль создал фреску «Афинская школа», в которой сумел в образах великих античных мыслителей воплотить общую атмосферу силы и мощи человеческого разума, царившую в эпоху
Возрождения. Рафаэль был также великим портретистом. В портретах папы Юлия II, писателя Кастельоне, доны Велаты и др. царят глубокая гармония и внутреннее равновесие. Микеланджело Буанаротти (1475-1564) - третий титан Высокого Возрождения, превзошел всех художников своей эпохи предельной духовной насыщенностью и высоким
гражданским пафосом образов своих героев. Уже ранним скульптурам Микеланджело были присущи цельность образов и классическая ясность их художественного воплощения («Пьета»). Работая во Флоренции, художник высекает из целого куска мрамора огромную статую Давида. Здесь изображен уже не мальчик, как у Донателло, а прекрасный и сильный юноша в момент наивысшего напряжения перед началом смертельной битвы. Он весь светится непреклонной волей к победе, готов пожертвовать
своей жизнью во имя спасения своей Родины. Для Флоренции, которой угрожало множество недругов, это был образ идеального гражданина, защитника республики. В Ватиканском дворце Микеланджело расписал Сикстинскую капеллу. Центральная часть фрески посвящена сюжету сотворения мира и является гимном человеческой мощи и красоте. Западная часть стены капеллы заполнена фреской «Страшный суд», которая в повышенно-экспрессивных тонах
повествует о грядущем конце земной истории рода человеческого. Мастер создал также гробницу папы Юлия I, используя для этого образ библейского Моисея, в котором воплощалась мечта о мудром и смелом правителе, способном объединить Италию. Микеланджело был великим архитектором Он оформил площадь Капитолия в Риме, создал ворота Пия, довершил строительство собора святого
Петра. В Венецианской республике власть принадлежала феодальной аристократии, которая тормозила развитие буржуазной культуры. Поэтому Ренессанс в Венеции почти на полстолетия запоздал по сравнению с остальной Италией, но зато продолжался здесь до конца ХVI в. В Венеции творили два великих мастера Джорджоне (1477-1510) и Тициан (1477-1576). Джорджоне воспевал радость земного бытия и красоту человеческого тела («Спящая
Венера», «Сельский концерт»). В образе библейской Юдифи Джорджоне выводит тип прекрасной и сильной женщины, способной к подвигу и самопожертвованию. Тициан Вечелио был самым «языческим» художником итальянского Возрождения. Его образы полны земной чувственности и страсти («Даная», «Вакханалия», «Праздник Венеры»). Однако к концу жизни в творчестве Тициана нарастает трагическое мироощущение.
В его полотнах появляются сцены мученичества и религиозной экзальтации («Бичевание Христа», «Святой Себастьян»). Венецианские художники Паоло Веронезе (1528-1588) и Тинторетто (1518-1594) были последними крупными мастерами итальянского Возрождения. В их творчестве было много динамики и повышенной экспрессии («Оплакивание Христа» Веронезе, «Тайная вечеря» Тинторетто). Это свидетельствовало о начале формирования в итальянском
искусстве нового художественного направления - барокко. 3.2.СЕВЕРНЫЙ РЕНЕССАНС После заката итальянского Возрождения центрами новой культуры становятся Нидерланды, Германия и Франция. 3.2.1Нидерландское Возрождение Нидерландский Ренессанс в живописи начинается в ХV в. творчеством художника Яна Ван Эйка. Техника его живописи уступала итальянской, но в ней было
больше душевного напряжения и истинного религиозного чувства («Maдoннa каноника Ван дер Пале»). В творчестве Рогира Ван Эйдена (1400-1464) нет гармоничной ясности, свойственной Ван Эйку, зато он стремился более глубоко вскрыть нравственные мотивы поведения человека (композиция «Снятие с креста»). Иероним Босх (1450-1516) был одним из самых сложных мастеров нидерландского Возрождения. Он был создателем трагически напряженных художественных образов, и беспощадно вскрывал
многие человеческие пороки (картины «Сад наслаждений» и «Корабль дураков»). Вершиной нидерландского Ренессанса стало творчество Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). При нем произошло окончательное сложение пейзажного жанра в нидерландской живописи. Брейгель создавал пейзажи обобщенные, лаконичные, философские по осмыслению. Художник по своему трагическому мировосприятию превосходил
Босха. Символична его картина «Слепые», основной смысл которой сводится к ощущению полной безысходности человеческого бытия. 3.2.2Немецкое Возрождение В начале ХVI в. в период Реформации и Великой крестьянской войны в немецкой культуре наступает невиданный духовный подъем, подлинный расцвет гуманистических традиций. Это нашло свое отражение в творчестве крупнейшего художника немецкого
Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528). Философия мастера была лишена бодрого оптимизма итальянского Возрождения, поэтому его самые знаменитые гравюры: «Всадник, смерть и дьявол», «Святой Иеропим» и «Меланхолия» отображают неверие художника в торжество человеческого разума. В Германии в эти годы складывается литература гневной сатиры, бичующая пороки современного мира («Корабль дураков» Себастьяна Бранта, «Письма темных людей» Ульриха фон
Гуттена). С немецким Возрождением была тесно связана деятельность нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского (1469-1536) - автора знаменитой «Похвалы глупостью». Младший современник Дюрера Ганс Гольбейн (1497-1543) стремился отразить острые противоречия эпохи в своих реалистических портретах (портрет английского короля Генриха VIII и гуманиста Томаса Мора). Последним большим художником немецкого
Возрождения был Лукас Кранах (1472-1553). Он писал картины преимущественно на религиозные темы и в образах своих «Мадонн» пытался воплотить в жизнь мечту об идеально прекрасном человеке. 3.2.3Французское Возрождение Начало Ренессанса во Франции совпало с политическим объединением страны во второй половине ХV в. при короле Людовике XI. Французское Возрождение было тесно связано с предшествующей готической
традицией и во многом носило характер придворной культуры. Официозное направление во французской словесности представлено деятельностью содружества поэтов-гуманистов под названием «Плеяды», которое возглавлял Пьер де Ронсар. Выразителем народного течения в литературе стал Франсуа Рабле, автор замечательного произведения «Гаргантюа и
Пантгрюэль». Первым крупным художником французского Возрождения был Жан Фуке (1420-1481), придворный живописец Людовика XI. В его религиозных композициях и портретах тщательность письма сочетались с монументальностью в трактовке образов (диптих из Мелена). В первой половине ХVI в. при короле Франциске I французский двор становится одним из ведущих культурных центров
Европы. Архитектор Пьер Леско перестраивает в ренессансном стиле королевский дворец Лувр. Придворный художник Франциска I Жан Клуэ (1485-1541) пишет сложные характерные портреты короля и его ближайшего окружения. Сын мастера Франсуа Клуэ (1516-1572) стал самым крупным живописцем Франции XVI в. Краски Клуэ по своей интенсивности и чистоте напоминают драгоценные эмали («Портрет Елизаветы Английской»). Победа ренессансного мироощущения во французской пластике - связана с именем
Жана Гужона (1510-1568). Самое прославленное произведение этого мастера - рельефы фонтана Невинных в Париже. Легкие и стройные фигуры были чеканно отточенными по форме и лаконичными по содержанию. Последним художником французского Ренессанса был Жермен Пилон (1539-1590). Его образы конкретны и жизненны, но при этом напряженно драматичны и полны экспрессии, что свидетельствует о начале формирования в искусстве
Франции традиций барокко. *** Эпоха Возрождения, являясь своеобразной раннебуржуазной культурной революцией, несла в себе огромный общечеловеческий духовный заряд, который на долгие столетия определил магистральные направления развития всей европейской цивилизации.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |