Министерство образования Российской Федерации Сургутский государственный университет Экономический факультет Кафедра философии Контрольная работа по предмету Культурология. На тему Культура поведения и профессиональная этика. Выполнил студент I курса экономического факультета гр.Э-322Т Славов Павел Трифонович Проверила доцент Бутенко
Надежда Алексеевна Сургут 2002г. Оглавление. Введение 1. Культура поведения. 1.1 Поведение человека, что это такое 1.2 Поведение и характер. 1.3 Поведение и культура. 8 1.4 Что значит воспитанный человек 2. Профессиональная этика. 2.1 Деловые отношения. 10 2.2 Кое-что о профессиональной этике.
2.3 Виды профессиональной этики 14 2.4 Как разговаривать с подчиненными. 3. Заключение. 17 Список использованной литературы. 18 Введение. Поведение человека это образ его жизни и действий. Именно в поведении проступает сущность личности человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения.
Только по поступкам людей можно судить о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах. Поступки людей писал Д. Томас подобны указателю в книге, они указывают на самое примечательное в них. Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений общественных, политических, служебных, семейных, личных. Д.Локк писал В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости ученость становится в нем педантизмом остроумие шутовством простота неотесанностью добродушие льстивостью.
Любые нарушения правил культуры поведения или отсутствие этой культуры, как таковой, очевидны и ведут к нарушениям отношений между людьми. Все знают из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не заметит, что вы устали, и не уступит место в транспорте, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам совсем не до шуток. А. Моруа весьма тонко заметил, что каждый убежден, что другие ошибаются, когда
судят о нем, и сам не ошибается, когда судит о других. 1.Культура поведения. 1.Поведение человека, что это такое Человек всегда так или иначе ведет себя - совершает определенные поступки и действия по отношению к окружающему его миру и, прежде всего по отношению к людям. Важно всегда понимать и видеть, кому ты должен сочувствовать, сострадать, помогать, от кого и когда
сам вправе ожидать поддержки и помощи. На Востоке существует традиция, по которой человек не имеет права обнаруживать не только свое плохое настроение, но и горе, печаль. Эта традиция предписывает во всех случаях сохранять приветливое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями. В нашей культуре нет подобной традиции, но каждому следует помнить, что от него во многом зависит настроение окружающих его людей.
Поведение бывает, двух видов, если можно так выразится вербальноесловесное и реальное. Вербальное поведение это наши высказывания, мнения, суждения, доказательства. Иногда люди не придают внимания словам сказанным в минуты раздражения или усталости. Некоторые народные мурости так и гласят - слово пуще стрелы разит - от слова спасенье и от слова погибель - не ножа бойся языка - слово не обух, а от него и люди гибнут - от одного слова да навек ссора
Непременным условием взаимопонимания в общении является участливое, доброе отношение к собеседнику. Очень точно эту мысль выразил педагог и врач Януш Корчак Я часто думал о том, что значит быть добрым Мне кажется, добрый человек это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует. Наверное, каждый припомнит ситуацию пришли в гости к знакомым,
которых давно не видели, собирались дружески поговорить, а разговора не получилось. А все потому что, все говорят шумно, дружно, с увлечением, каждый свое и друг друга не слушают. И в конечном результате никакого удовольствия от встречи. Еще Цицерон говорил Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого. И еще многие не умеют спорить, а в споре рождается истина, как говорили древние.
Мы же часто просто навязываем свое мнение, не заботясь о доказательствах, не вслушиваясь в возражения и не интересуясь ими. Самое трудное в споре говорит А. Моруа не столько защищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление. Народные поговорки предупреждают Говори, но не спорь, а хоть спорь, да не вздорь, Кто не умеет говорить портит разговор, Беседовать хорошо тогда, когда есть что сказать.
Реальное поведение это наши практические действия и поступки. В своем поведении мы обычно ориентируемся на определенные правила, руководствуемся теми или иными нравственными принципами, которым подчиняем свои стремления поступки. Однако не всегда знание нравственных норм, принятых в данном обществе, соответствует поведению человека. Возможны случаи расхождения того и другого. Нередки случаи, когда люди знают моральные нормы, но не
следуют им в своем поведении. Соответствие нравственных знаний и нравственного поведения свидетельствует о высоком нравственном развитии человека. 2. Поведение и характер. Между поведением человека и его характером существует теснейшая связь. Она выражается в том, что именно в поведении проявляются особенности, черты характера человека. Характер это неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных особенностей личности,
именно характер дает основание для суждения о том хороший ли это человек. Слова, действия, движения, отдельные поступки и поведение в целом позволяют нам понять характер человека, они как бы высвечивают нам его внутреннее, скрытое от посторонних глаз содержание. Народная мудрость гласит Каков характер, таковы и поступки. Черт характера или качеств личности очень много, но их можно разделить на две условные группы.
Первая группа черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Например коллективизм человек ставит интересы коллектива и общего дела выше узколичных интересов и эгоизм человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания чуткость и грубость общительность, аккуратность и безответственность, небрежность инициативность, чувство нового и косность, консерватизм бережливость и мотовство помощь другим и хищническое
отношение к людям скромность, самокритичность и зазнайство требовательность к себе и заносчивость чувство собственного достоинства и высокомерие. Эти черты характера или особенности личности являются моральными качествами и выступают либо добродетелями, либо пороками человека. Вторая группа волевые черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия
на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера, его основным хребтом. Когда мы о ком-либо говорим Человек с характером, то тем самым подчеркиваем прежде всего выраженность волевых черт его характера. У Константина Ваншенкина есть такое стихотворение Трус притворялся храбрым на войне, Поскольку трусам спуску не давали. Он, бледный, в бой катился на броне, Он вяло балагурил на привале.
Его всего крутило и трясло, Когда мы попадали под бомбежку. Но страх скрывал он тщательно и зло И своего добился понемножку. И так вошел он в роль, что наконец Стал храбрецом, почти уже природным. Неплохо бы, чтоб, скажем, и подлец Навечно притворился благородным. Скрывая подлость, день бы ото дня Такое же выказывал упорство.
Во всем другом естественность ценя, Приветствую подобное притворство 1.3 Поведение и культура. Культура это совокупность достижений всего человечества в производственном, общественном, умственном, эстетическом и физическом отношении. Иногда говорят культурное поведение человека, а в иных случаях поведение культурного человека. Представляется, что это далеко не одно и то же. Культурное поведение это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых
придерживается данное общество. Это определенные манеры, принятые способы общения, обращения к окружающим, которые как бы подсказывают как правильно и красиво вести себя за столом, быть вежливым и предупредительным со старшими, с женщинами, уметь держать себя в обществе как в знакомом, так и в малознакомом, освоить азы поведения, связанные с профессиональной этикой понимать, что прилично и что неприлично делать в данной обстановкенеприлично громко кричать, громко переговариваться, перебивать речь другого, навязываться
в друзья и знакомые, задавать неуместные или нескромные вопросы. О друзьях шутливо замечает А. Моруа у которых вы только что отобедали, не стоит говорить гадости в радиусе ста метров от их дома Можно сказать, что культурное поведение поведение в соответствии с теми или иными общепринятыми правилами. Оно отображает эти правила, является их внешним воплощением. Эти правила могут меняться будут меняться и манеры поведения.
1.4. Что значит воспитанный человек В толком словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано, что воспитанный это умеющий хорошо вести себя. Опять мы имеем дело с поведением человека, потому что вести себя определенным образом это значит поступать таким образом, быть человеком такого поведения. Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами.
Облик воспитанного человека говорит сам за себя и узнать такого человека можно с первого взгляда. Он умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть, не теряется в незнакомом обществе, не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или сигарету во рту. Народная артистка СССР С. Гиацинтова вспоминает Мне представляется что эталоном воспитанности и интеллигентности, есть артист Художественного театра Василий Иванович
Качалов. По улице шел он и то залюбуешься. И скромно, и празднично. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчины чувствовали себя умными и очень Качалову нужными в данный момент.
Василий Иванович как бы впитывал в себя чужие жизни, лица, характеры, и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство. 2. Профессиональная этика. 2.1.Деловые отношения. Деловые отношения занимают большое, может быть, даже определяющее место в нашей жизни, мыслях, поведении. И дело даже не в том, что труд у большинства из нас занимает преобладающую часть активного времени, поглощает наибольшую долю сил.
Дело ч том, что в процессе труда наиболее полно проявляются многие из наших человеческих качеств, формируется и раскрывается наше социальное Я. И наиболее важные стороны современных трудовых отношений- это деловое общение и профессиональная этика работающих людей. 2.2 Кое-что о профессиональной этике. Разные виды деятельности имеют свою, порой весьма существенную специфику, которая проявляется в области этики и культуры поведения.
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.
Профессиональная этика изучает - отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности - нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга - взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии - особенности профессионального воспитания. Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением
общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в
XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как Клятва Гиппократа, нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо
раньше. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы.
Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции.
Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий. Разговор о профессиональной этике можно закончить мыслями высказанными около двух столетий назад, но они звучат современно даже сейчас, словно автор наблюдал нашу, нынешнюю жизнь Положение, должность имеют влияние на образ мыслей человека, его внутреннюю жизнь, его веру более, чем
он сам сознает это. В большинстве случаев уже нельзя отличить образа мыслей по долгу службы от свободных убеждений, того, что исходит от самого человека, от того, что исходит от него в связи с его внешней профессией. Отнимите у бесконечного множества людей их положение, и вы отнимите у них веру. Вера это профессиональный долг. Не убеждения поддерживают положение, а положения убеждения сказал это один из основоположников современного материализма
Людвиг Фейербах. 2.3 Виды профессиональной этики. Каждому виду человеческой деятельности научной, педагогической, художественной и т.д. соответствуют определенные виды профессиональной этики. Профессиональные виды этики это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений.
Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов. Основными видами профессиональной этики являются врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои
специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма даже к подсудимому при его виновности, верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности
Родине. 2.4 Как разговаривать с подчиненными Умение разговаривать с подчиненными входит в состав профессиональной этики руководителя. Созданию и поддержанию в коллективе благоприятного морально психологического климата очень способствуют индивидуальные контакты руководителей всех уровней с персоналом. Прямые человеческие связи между руководителем и подчиненными очень сплачивают коллектив, повышают готовность сотрудников работать не за страх, а за совесть. Устанавливаются эти связи либо в процессе совместной
групповой деятельности, когда руководитель трудится в одной упряжке с подчиненными, либо в результате групповых или индивидуальных бесед. Причем если совместная работа как фактор сплочения использовались широко и эффективно, то беседы долгое время явно недооценивались. Более того, считалось, что они скорей вредны, чем полезны, поскольку способствуют развитию панибратства между начальником и подчиненными. У американских бизнесменов существует девять негласных правил для
проведения деловых бесед 1. Поставьте перед собой конкретные задачи. 2. Заранее составьте план беседы. 3. Выберите время, необходимое для достижения своей цели. 4. Выберите место и время проведения бесед с учетом их влияния на результаты. 5. Прежде чем начать беседу, создайте атмосферу взаимного доверия. 6. От начала и до конца беседы придерживайтесь основного направления, ведущего к намеченной цели.
7. Будьте на высоте положения. 8. Зафиксируйте полученную информацию в пригодной для дальнейшего использования форме. 9. Прекращайте беседу после достижения намеченной цели. В начале беседы необходимо прежде всего сломать ледок, то есть снять возможные напряженность и недоверие. Хорошо способствуют этому дружески вежливая манера разговора, проявление интереса к служебным и личным делам собеседника. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании
различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям. Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.
Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания. Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или
руганью, дурными идеями. Интеллигентность - это терпимое отношение к миру и к людям. В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому. Список использованной литературы 1. Мы живем среди людей
Кодекс поведения. Кандидат психологических наук И. В. Дубровина. М. Политиздат, 1989г. 2. Этика Избранные труды П. А. Кропоткин. М.Политиздат, 1991г. 3. Культурология Учебник для студентов технических вузов. Под редакцией Н. Г. Багдасарьян. 3-е изд.М. 2001г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |