Реферат по предмету "Искусство"


КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Министерство образования Российской Федерации Хабаровская государственная академия экономики и права КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ТЕМА КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Борисова Мария Олеговна Факультет АУДИТОР Специальность Бухгалтерский учет и аудит Зачетная книжка з-031153 г.


Южно-Сахалинск, ул. Украинская, 42-5. 2004 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. 1.1 Введение 3-2. Искусство Северного Возрождения 4-2.1 Нидерландское Возрождение 5-2.2 Немецкое Возрождение 7-2.3 Французское Возрождение 9-3. Заключение 11-4. Список литературы 1.1 ВВЕДЕНИЕ Культурология это наука, которая изучает человеческое общество, но


она отличается от других подобных наук, так как предметом ее исследований являются все многообразные процессы жизнедеятельности людей, которые раскрывают культуру как форму и способ существования человека. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества и является общетеоретической дисциплиной. Понятие культура сложно и неоднозначно. Культура culture в переводе с латинского означает возделывание,


воспитание, образование, развитие, почитание. Отсюда видно, что культура явление не природное, а созданное человеком и каждая из форм человеческой деятельности относится к культуре. М. Л. Гаспаров пишет Культура для меня сплошь и рядом остатся суммой фрагментов истории, философии, религии, литературы, искусства, науки, быта. Согласующихся, но не срастающихся воедино а если мне кажется, что я чувствую их сросшимися воедино, то описать их неипрессионистическими словами мне очень трудно.


Это суждение человека посвятившего себя изучению культуры, и, естественно знающий ее. Другой ученый - А. Я. Гуревич- предлагает несколько определений культуры, но мысль свою завершает словами Определений культуры может быть много, но я, наверное, не ошибусь, сказав, что только культура делает homo sapies Человеком. Трудятся не одни только люди, как не они одни образуют некие сообщества. Но лишь люди обладают культурой. В этой цитате сконцентрировано то главное, что составляет своеобразие


культуры только культура делает человека Человеком, формирует человека и общество и сама создается ими. Цель данной контрольной работы - проследить процесс создания культуры в историческом плане, а именно в эпоху Возрождения. Эпоха Возрождения очень важный этап развития европейской культуры. Хронологически входящее в средневековую историю европейских народов, возникшее в недрах феодальной культуры, Возрождение открывает принципиально новую культурную эпоху, знаменуя собой начало борьбы буржуазии


за господство в обществе. Возрождение франц Ренессанс, итал Ринашименто явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы, вызванное начавшимися процессами постепенного перехода от феодальных отношений к капиталистическим. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период - вв. При этом до конца в.


Ренессанс оставался в основном итальянским явлением. Во второй половине в. в Италии наступает продолжительная феодальная реакция, причиной которой стал политический и экономический упадок. Еще несколько десятилетий итальянские творцы создавали произведения мирового уровня, но гуманистические тенденции Возрождения с этого времени начинают слабеть. 2. Искусство Северного Возрождения. В веках Возрождение распространилось на северные страны, территориально


близкие к Италии, но в то же время существующие в более суровых климатических условиях, с относительно недавно варварским прошлым. И наконец в нач. в. возрождающая культурная волна, изменявшая человеческое сознание, мощным рывком достигла Германии, Англии, Нидерландов, способных к тому времени творчески ее воспринимать. Особенностью Северного Возрождения было сильное влияние прогрессивных достижений итальянской гуманистической


культуры. На Севере Возрождение не могло быть таким же светлым и ясным, как в Италии. Северные мастера раньше, чем их коллеги итальянцы ощутили противоречия действительности и необходимость отразить их в своем творчестве. 2.1 Нидерландское Возрождение. Особенно отчетливыми были эти противоречия в Нидерландах. Здесь средневековье долго оставалось живой и активной силой, и городская культура


Нидерландов дала иную форму Ренессанса, нежели итальянские города. Протестом против укоренившихся художественных форм средневековья стало углубление нидерландской художественной культуры во внутренний мир человека. Мастеров привлекали не выдающиеся личности, как итальянцев, а психологическая глубина и внутренние, интимные красоты человека самого по себе. Крупнейшими живописцами этой эпохи были Ян Ван Эйк,


Иероним Босх, Питер Брейгель Старший. Ян Ван Эйк 1390-1441 предвосхищает культуру Северного Возрождения. Для Нидерландов начало в. еще глубокое Средневековье. Поэтому в его портретах Человек с гвоздикой, Чета Арнольфини и многих других с их острой характеристикой индивидуальности, с раскрытием особого психологического склада с наибольшей полнотой утверждаются принципы нового искусства.


Именно в портретной живописи оппозиция художников к христианскому Средневековью, к канонизированному им условному изображению человека прозвучала особенно сильно. Иероним Босх ок. 145060-1516 живет в период активной борьбы против католичества, завоевателей- испанцев и феодального строя, в переломный период развития духовной культуры. Его можно считать основателем особого направления в живописи- условного и аллегорического, фантастического


и насмешливого. Босх- первооткрыватель подсознательного утверждал крупнейший философ века Карл Густав Юнг. Босх пишет картины или на религиозные темы Несение креста, Иисус в терновом венке, Искушение святого Антония или на аллегорические триптих Воз сена, Поклонение волхвов, Сад наслаждений. В его творчестве наблюдается новаторски смелый поиск в области колорита.


Питер Брейгель Старший 1525-1569 прозванный Мужицким, переосмыслив уроки итальянской живописи, создал в в. глубоко национальное искусство, опирающееся на народные традиции и фольклор. В его творчестве соединяются, переплетаются юмор и фантастика, гротеск и лирика. Есть в его полотнах и эпическое начало. Пожалуй самая известная его картина Слепые, а также серия Времена года, Безумная Грета и др.


2.2 Немецкое Возрождение. Немецкое Возрождение стало завершением духовного лютеранская реформа и социального возвышение крестьянства кризиса, который длился полвека и сильно изменил средневековую Германию. Не обладая цельностью итальянского Ренессанса, немецкое Возрождение развивалось в хронологически короткий период и не имело своего логического продолжения. Наиболее яркими представителями немецкого Возрождения были


Альбрехт Дюрер, Ханс Гольбейн Младший, Эразм Роттердамский. Альбрехт Дюрер 1471-1528 величайший художник немецкого Возрождения, человек разностороннего образования и талантов, младший брат Леонардо да Винчи, как его иногда называют за широту познаний и деятельности. Он занимался математикой и механикой, теорией фортификации и архитектуры, писал трактаты и стихи, был


талантливым живописцем и гениальным графиком. Высшим творческим достижением его была гравюра. В напряженно экспрессивных формах, в фантастических образах он воплотил страдания и надежды передовых людей Германии конца в ожидание ими всемирно- исторических перемен серия Апокалипсис, состоящая из 18 гравюр. Глубокий социальный смысл имеет лист Четыре всадника, олицетворяющие мор, войну, голод и смерть.


Им дана власть истреблять род человеческий. Под их копытами гибнут люди всех сословий и национальностей. Дюрер оставил серию прекрасных портретов, в том числе и Автопортрет, Портрет Эразма Роттердамского и другие. Эразм Роттердамский 1469-1536, незаконнорожденный сын священника и служанки, стал благодаря природному уму и неустанному совершенствованию своей натуры одним из образованнейших людей


Европы. Моральный авторитет Эразма оказывал влияние на королей и императоров. Многочисленные выступления против церкви, постоянная критика пророков католической иерархии не оттолкнули от Эразма римских пап, неоднократно предлагавших ему кардинальскую мантию. Эразм Роттердамский пытался прекратить разрушающие культуру войны и установить общеевропейский мир. Известнейшее произведение Эразма Роттердамского Похвала глупости в полной мере раскрывает его мировоззрение.


Он видит добродетели в свободе и ясности духа, в миролюбии, воздержанности, здравом смысле, образованности, простоте. Пороками считает фанатизм, невежество, насилие, лицемерие, интеллектуальную вычурность. Он считает, что для человеческого бытия наиболее пагубны одержимость, склонность к эксцессам, интеллектуальная ослепленность. Ханс Гольбейн Хольбейн Младший 1497-1543 известен в истории искусства главным образом как блестящий портретист. Им написан, считающийся одним из лучших,


Портрет Шарля Моретта, Портрет Эразма Роттердамского и другие. Сделанные им иллюстрации к Похвале глупости Эразма Роттердамского не были им предназначены для печати, но они оказались столь соответствующими литературному источнику, как, правило, это произведение и сейчас выходит с иллюстрациями Гольбейна. Гольбейн самый гармоничный из всех представителей немецкого


Возрождения. 2.3 Французское Возрождение. Французские же художники этого периода уступают в блеске мастерства своим нидерландским и немецким коллегам, однако их произведения имеют свои особенности. В в. закладываются основы французской живописной школы. Самым крупным французским живописцем был Жан Фуке ок. 1420- между 1477 и 1481. Он работал во всех видах живописи- в портретах, в миниатюре и в станковых


картинах. В портретах Фуке не уступает признанным мастерам других стран. Но его не интересует течение внутренней жизни человека, ее изменчивость. Фуке стремится передать устойчивые, характерные черты модели. Главной областью его творчества была миниатюра, и здесь он достигает высокого мастерства. Фуке первым среди живописцев Западной Европы стал иллюстрировать литературные тексты современников.


Скромные и непритязательные рисунки, которых было очень много в эпоху Возрождения, имели в ту пору такое же значение как фотографии сегодня их бережно хранили, показывали гостям, оставляли на память, дарили друзьям, родным, близким. Один из знаменитых мастеров карандашного портрета Жан Клуэоколо1475-1540 или 1541 начиная с 1515 года работал при дворе


Франциска. Хцдожник создал целую галерею портретов современников самого короля, его соратников- участников итальянских походов, известных придворных красавиц и многих других. Линии Жана Клуэ скупы и просты. Он прорабатывал только лицо головной убор, прическу, костюм он часто намечал одной двумя линиями. В этой простоте заключается особое обояние портретов Клуэ. Его интересовал лишь сам человек- его сущность.


Портреты выполненные Франсуа Клуэоколо 1505-1572 сыном Жана Клуэ, отличается по технике от работ его отца. Младший Клуэ уделял много внимания деталям костюма, передаче фактуры различных материалов. Его характеристики остры и точны, они раскрывают человека гораздо полнее и глубже, чем все исследования историков. Французская скульптура обрела зрелость в творчестве двух мастеров века


Жана Гужона и Жермена Пилона. Жизненный путь одного из самых талантливых мастеров французского Ренессанса- Жана Гужона- до сих пор окутан тайной. Достоверно не известно, где и когда он родился, какое образование получил. Вероятно он бывл в Италии, занимался раскопками. Гужон прежде, всего скульптор, но с не меньшим успехом занимался возведением архитектурных сооружений. Самое совершенное его создание


Фонтан невинных1547-1549 в Париже, построенный на месте старого кладбища, посвященный убитым младенцам в Вифлиеме по приказу царя Ирода. Гужон и Пьер Леско создали выдающееся произведение французского Возрождения- западное крыло Лувра. Гужон занимался скульптурным оформлением здания. В украшении поверхности фасада использованы тончайшая игра светотени и сочетание различных пластических форм- плоских выступов- ризалитов, глубоких ниш со статуями, рельефов и ажурных карнизов, особенно богато


отделанных в верхнем ярусе. Также Гужон участвовал в иллюстрировании трактата древнеримского архитектора Витрувия, изданного во Франции в 1547 году. 3. Заключение. Культура является коллективным достоянием народа, она раскрывает родовое свойство человека и человечества. Исследование позволяет понять, как идут процессы е распространения, хранения, потребления, отчего зависят типы и виды культуры, что определяет специфику образа жизни и особенности социальных коммуникаций, происходящих


в том или ином обществе, каковы тенденции и закономерности функционирования культуры. Ценности культуры имеют для человека большой личностный смысл и значение, они являются тем базисом, на котором человек строит свои отношения с другими людьми, со всем обществом и даже с самим собой. Ценности помогают человеку осознать и выработать такие формы поведения, которые одобряются, а не порицаются обществом. Культурологические характеристики средневековья, как правило, изобилуют негативными предвзятыми


оценками. В оценке Возрождения, напротив, полностью доминируют радужные тона. Однако объективный взгляд на эту эпоху связан с пониманием глубоких противоречий возрожденческой модели мира, е конструктивных и деструктивных моментов. Вот некоторые из них. Конструктивность. Культура Возрождения возвращается к истокам античности и раннему христианству. Но это не просто копирование древности, а диалектический виток, выводящий культуру на принципиально


новый уровень. Разрабатывается теория искусства - перспектива, анатомия, гармония, симметрия, цвет. Утверждается титанизм личности, свободной от социальных запретов и средневекового аскетизма. Деструктивность. Возрождение разрушило средневековую событийную модель мира, но вместе с тем оно отказалось от попыток создания гармоничной модели мира. Центральным событием новой модели мира становится человек. Историческим результатом победы новой модели стал культ массового человека.


Его появление означало фактический переход из бытия культуры в состояние цивилизации, шаг к новому, демократическому этапу развития западной культуры. Возрождение- слом в событийной модели мира, центральным событием которой окончательно и необратимо становится человек. Эту историческую ревизию событийности подготовило средневековье, в котором перемололось, исторически исчерпало себя событие сверхсложной надындивидуальной религиозно- государственной целостности.


Возрождение означало победу той событийной модели, которую давал массовый человек, народ и даже чернь. Это был начальный, но уже осознанный и идеологически обеспеченный этап развития и совершенствования, начало перехода в состояние цивилизации, к новому демократическому этапу развития западной культуры. Это был выбор, опредиливший величие и трагедию западной культуры. Следование по этому пути закономерно привело к расцвету демократии, науки, технологии и к глобальным


проблемам кризису морали и культуры. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. СПб 1997. 2. Введение в культурологию Рук. Е.В. Попов М 1996. 3. Гриненко г.в. Хрестоматия по истории мировой культуры учеб. Пособие. м 1998. 4. История и культурология Под ред.


Н.В. Шишовой. М 1999. 5. Коростелев Ю.А. Культурология. Теория культуры Учеб. пособие для студентов. Выпуск 1 Хабаровск, 1996. 6. Культурология. История мировой культуры Под ред. А.Н.Марковой М 1998. 7. Культурология Под ред. Г.В.Драча Ростов-нД, 1998. 8. Малюга Ю.Я. Культурология.


М 1998. 9. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М 1997. 10. Пелипенко А.А Яковенко И.Г. Культура как система. М 1998. 11. Розин В.М. Культурология. М 1998. 12. Мировая художественная культураУчебное пособие. М. Высшая школа 2001. 13. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения.


М. 1978 14. Силичев Д.А. Культурология. М 1998. 15. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Краткий курс. Ростов-нД 1997. 16. Энциклопедия для детей. Т.6. Религии мира. Ч.1,2. Т.7 Искусство. Ч.1,2. М 1999.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.