Реферат по предмету "Иностранный язык"


Устройство родного языка

"Устройство родного языка"


Гуманитарная область занимает в творчестве Ломоносова значительное место. В ней имеет смысл выделить три основных элемента: языкознание, литературу и историю. Что касается языкознания, то его можно с полным правом рассматривать как одно из важнейших направлений научной деятельности Ломоносова. На это обстоятельство обратил в свое время внимание известный русский историк С. М. Соловьев. Он писал: "Любимым занятием Ломоносова были естественные науки, но по силе своих дарований он не мог быть узким специалистом и, русский человек, с возбужденной в высшей степени мыслью, испытывал самое тяжкое чувство, чувствовал себя немым. И понятно, почему высокодаровитый русский человек, естествоиспытатель чувствует обязанность, потребность заняться устройством родного языка, без чего успех русских людей в науках был невозможен".


Занятия "устройством родного языка" Ломоносов продолжал всю жизнь. Начав с разработки теории русского стихосложения ("Письмо о правилах российского стихотворства"), он обратился затем к утверждению основных начал русской литературной речи ("Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное" и "Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика...") и к нормативной деятельности в области русской грамматики ("Российская грамматика"). Чуть позже он разработал учение о трех стилях русского литературного языка ("Предисловие о пользе книг церковных").


Практической работой по "устройству родного языка" была вся литературная деятельность ученого. В стихотворной практике им утверждались новые нормы стихосложения, более свойственные русскому языку. Призывая отказаться от распространившегося из Польши в XVII веке силлабического (слогового) стихосложения, Ломоносов не только теоретически, но и своей стихотворной практикой доказал жизненность тонического принципа, то есть правильного чередования в стихах ударных и неударных слогов; он ввел в употребление наряду с двухсложной трехсложную стопу и так называемую мужскую рифму. С тех пор силлабо-тоническое (то есть слогоударное) стихосложение стало основным в русской поэзии.


Поэтическая практика Ломоносова утверждала прежде всего "высокий стиль". Речь идет об одах, основной пафос которых связан с Отечеством и служением ему. "Высоким стилем" написаны многочисленные "Слова..." Ломоносова. Это в первую очередь панегирики его любимым героям — Петру Великому и Елизавете (которых он считал покровителями наук и просвещения), а также его научные доклады.


Ломоносов показал возможность использования и двух других — "среднего" и "низкого" — стилей. Он считал, что чистота стиля достигается прежде всего основательным знанием грамматики русского языка. Молодая, стремительно набиравшая силы Россия была двуязычной. Наряду с разговорным русским языком существовал церковно-славянский, игравший со времен Кирилла и Мефодия роль общего языка всех славянских народов. Отсутствие грамматики, устанавливающей единые нормы русского языка, затрудняло ведение дел в стране, где языком государственной переписки волей царя-преобразователя стал "приказной" язык, близкий к разговорному.


"Российская грамматика" Ломоносова была практически первой научной грамматикой, написанной по-русски. Она стала "общедоступным сводом сложившихся к тому времени правил изменения русских слов, а отчасти и правил сочетания русских слов". Благодаря авторитету Ломоносова как ученого и писателя его "Грамматика" стала нормативной и сделалась одним из самых популярных учебных руководств. Несколько поколений русских людей были непосредственно ей обязаны своей грамотностью.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.