РЕФЕРАТ На тему история и развитие гоночных автомобилей. План 1 история автоспорта 2 советские гоночные автомобили 3 легенды автоспорта ВВЕДЕНИЕ Патентованая моторная повозка Бенца - первый автомобиль. Автомобильный спорт один из технических видов спорта, в котором используется наземное транспортное средство - автомобиль. Впервые словом автомобиль назвал свою паровую повозку выдающийся французский
инженер-механик Кюньон в 1769г. Модель первого в мире механического экипажа с февраля 1800г. хранится в национальном музее искусств и ремесел в Париже. 1885 год принято считать годом создания автомобиля, а его изобретателями - немецких инженеров Г.Даймлера и К.Бенца. Автомобили, используемые в автоспорте, классифицируются по различным критериям и признакам, которые регламентируются Международным спортивным кодексом для отечественных - классификацией и техническими
требованиями КиТТ. В основных видах автоспорта и формах проведения соревнований используются серийные, спортивные, гоночные и рекордные автомобили. Создаются также специальные кроссовые автомобили багги, микроавтомобили карты и другие разновидности автомобилей для спорта. 1. ИСТОРИЯ АВТОСПОРТА Автомобиль Панар-Левассор,1895г. Возникновение и развитие автомобильного спорта автомобильных соревнований различных типов как у нас
в стране, так и во всем мире тесно связано с бурным процессом автомобилизации, одним из самых ярких явлений современной жизни. Основными критериями автомобильного спорта являются уровень водительского спортивного мастерства и степень технического совершенства автотехники. Отсчет международной истории становления и развития автомобильного спорта принято считать 1894г когда прошли первые состязания на автомобиле между Парижем и
Руаном, отечественной - 1898г когда состоялась гонка моторов под Санкт-Петербургом 100-летие которой отметили в октябре 1998г Управление автомобильным спортом осуществляется Международной автомобильной федерацией ФИА и, сейчас в нашей стране, Российской автомобильной федерацией РАФ, а также региональными автомобильными федерациями.
Автоспорт объединяет многообразные виды и формы проведения соревнований кольцевые и трековые гонки, ралли и картинг, картинг и многоборье, заезды на установление рекордов и др. Соревнования проводятся на легковых и грузовых автомобилях. Первые в мире автомобильные соревнования состоялись во Франции, в 1894г. между городами Париж и Руан на дистанцию 127км.
Инициатором соревнований выступил шеф-редактор французской газеты Ле пти журналь Пьер Жиффар, опубликовавший в конце 1893г. приглашение на Конкурс безлошадных экипажей. В соревнованиях могли участвовать экипажи любых систем и конструкций с механическим приводом на колеса. Среднюю скорость установили 16 кмч, затем снизили до 12,5 кмч, т.е. норма времени определялась около 10 часов. Ехать можно было и быстрее, но скорость не имела решающего
значения. Главными в оценке результатов были прочность, надежность и простота конструкции, удобство управления и экономичность двигателя. По совокупности всех этих качеств первый приз - 5000 франков получили на равных экипажи Пежо и Панар-Левассор, прошедшие дистанцию со средней скоростью 20-22 кмч при мощности двигателей около 2,5 л.с. Эти соревнования продемонстрировали существенные достоинства автомобилей с двигателями внутреннего
сгорания как более надежного транспортного средства и открыли эру автомобильного спорта в мире. Центром автомобильного спорта в течение двадцати лет с 1894 по 1914г.г. была Франция, поэтому старт наиболее значительным гонкам давался в Париже, а финишем были города Марсель, Амстердам, Берлин, Вена и др. В 1895-96г.г. проводилось по одной гонке в год, а затем их число стало неудержимо возрастать
- 4, 7, 21, 30 и т.д. Уже с первых соревнований автомобильный спорт начал обретать достаточно четкие организационные формы. В 1895г. был учрежден первый автомобильный клуб - Автомобильный клуб Франции АКФ. В 1897г. в Германии открылось Центрально-Европейское общество автомобилистов. В США 13 предприимчивых автоспортсмена основали в 1899г. Автомобильный клуб Америки. Стали возникать автоклубы и общества в других странах, чему способствовал
стремительный рост популярности автогонок. Переломным моментом в истории автомобильного спорта стали гонки Париж-Мадрид, которые состоялись в 1903г. В результате возросших скоростей свыше 100 кмч было много несчастных случаев. В результате вышло правительственное распоряжение об окончании этих гонок в г.Бордо и следственная комиссия, назначенная парламентом для выяснения причин несчастных случаев, пришла к единодушному мнению, что гонки между городами представляют собой опасную форму состязаний.
Начиная с 1903г. все дорожные гонки проводятся по замкнутым маршрутам ограниченной длины, закрытым для постороннего движения. Последние автогонки между городами в нашей стране состоялись в 1956г. между Москвой и Минском. В России первый автомобиль появился в 1891г. на улицах Одессы. Это был Бенц с мотором мощностью 1,5 л.с. Тогда слово автомобиль не было общепринято, а имело название самоход, самокат, автопер, автогон, мотор, механический экипаж и другие.
Подразумевались под этими названиями 2-3-4 колесные безлошадные экипажи с двигателем внутреннего сгорания. В 1898г. в Санкт-Петербурге было зарегистрировано около трех десятков моторов. Первый русский автомобиль был построен Яковлевым Е.А. и Фрезе П.А. в мае 1896г. в Санкт-Петербурге. Предпосылкой создания первого русского автомобиля послужила Колумбовая международная выставка в Чикаго в 1893г на которой
Яковлев и Фрезе, познакомившись с первыми образцами автомобилей, решили построить у себя на родине автомобиль. Автомобильный спорт в дореволюционной России характеризуется проведением первых автогонок между городами, прежде всего между столицами - Санкт-Петербург и Москвой, гонками на одну версту, автопробегами и другими соревнованиями, такими как подъем на холм. Первая гонка моторов в России состоялась 23 октября 1898г. Проходила она под
Санкт-Петербургом между железнодорожными станциями Александровская и Стрельна Варшавской железной дороги на дистанцию около 40 верст 42,6км. Инициаторами и организаторами этих соревнований были первые в России автомобилисты Нагель А.П Михайлов В.М Малявко Д.С. и другие, в содружестве с Обществом велосипедной езды.
Победителем стал Беляев П.Н которому вручили первый приз - специальный золотой жетон с выгравированной надписью Первый приз за первую в России гонку моторов. Так началась эра отечественного автомобильного спорта. В дореволюционной России рекорды скорости на автомобиле отмечались на каждом из соревнований в популярных тогда гонках на одну версту равна 1066м. Первый из них зафиксирован в 1902г 42,5 верстчас 45,3 кмч абсолютный
мировой рекорд скорости автомобиля в эти годы составил 124 кмч. Высокие результаты были достигнуты 14 мая 1913г. в гонках на 1 версту, организованные Санкт-Петербургским Автомобиль - Клубом, где немецкий гонщик Хернер на мощном Бенц показал абсолютно лучший результат 202,0кмч. Эти достижения стали рекордами дореволюционной России по автоспорту.
В дореволюционной период в России действовало более 20 спортивно-общественных организаций по автомотоспорту, а первый в России автомобильный клуб был основан 20 марта 1900г Московский клуб автомобилистов. Клуб оформлял разрешение на право езды по Москве, явился организатором стоверстной гонки в Москве, а члены клуба принимали деятельное участие во многих мероприятиях, связанных с автоспортом. Осенью 1911г.
Клуб начал расстановку первых дорожных знаков, вначале по Петербургскому шоссе до деревни Безбородково, а потом по другим шоссейным дорогам Московской губернии. В 1912 году российские экипажи Руссо-Балты В 1904г. родилось Российское автомобильное общество РАО, которое поставило своей задачей развитие и пропаганду автомобилизации, организацию спортивных соревнований
на автомобилях и мотоциклах и т.п. Началом активной международной автомобильной жизни в России стал 1907г когда в Санкт-Петербурге прошла первая автомобильная выставка и приуроченная к ней автогонка Москва - Санкт-Петербург. Через Россию пролегали маршруты марафонских автопробегов, типа Нью-Йорк - Париж 1908г В 1912г. успешно финишировали на первых международных ралли в Монако и Сан-Себастьян российские экипажи на Руссо-
Балтах. В 1913 и 1914г.г. состоялись первые международные кольцевые гонки Большого Приза Санкт-Петербурга. Автомобильный спорт в России стал выходить на международный уровень, однако 1-я Мировая война и особенно последующая смена социально-общественной жизни страны прервали темп развития отечественного автомобильного спорта по сравнению с другими странами
Европы и Америки. Первые после революции гонки Петроград-Псков-Петроград-533км, состоявшиеся в 1922г ознаменовали наступление новой эпохи в развитии отечественного автомобильного спорта. Победителем тех первых автогонок стал М.Мякинин. А в 1924г. впервые под Москвой был разыгран чемпионат Российской Федерации. 1 ноября 1924г. был собран первый советский автомобиль на московском заводе
АМО завод им.И.А.Лихачева. Все массовые автомобильные соревнования и пробеги стали проводиться только на автомобилях отечественного производства. Первый советский гоночный автомобиль ЦАМК-ГАЗ, 1937г. Развитие массовости автомобильного спорта тормозилось из-за отсутствия специальных трасс. В предвоенные годы у нас в стране появилось много выдающихся гонщиков Л.Пельцер, Н.Титов, А.Понизовскин, Г.Цветков, А.Лаврентьев и другие.
Послевоенный период в развитии автоспорта характерен исключительной динамичностью форм автомобильных соревнований, отмиранием одних и быстрым развитием других видов соревнований. Впервые в стране был налажен мелкосерийный выпуск гоночных, кроссовых багги, специально подготовленных серийных автомобилей и микроавтомобилей картов. Высокий уровень спортивного мастерства советских автогонщиков, показавших выдающиеся результаты в наиболее трудных зарубежных соревнованиях, укрепил международный
авторитет советского автоспорта. Триумфальными были для советских гонщиков выступления в авторалли-марафонах Лондон-Сидней и Лондон-Мехико. Среди 53 финишировавших в 1968г. на Австралийском континенте экипажей, прошедших свыше 16тысяч км, оказались все четыре советских экипажа Москвич-412. Календарь международных соревнований только по ралли в 1980г. включая участие советских спортсменов в 14 международных встречах. По основным видам соревнований по автоспорту проводятся ежегодные
официальные Чемпионаты мира и Европы, а также национальные чемпионаты, первенства и Кубки. Всегда стояли особняком в программе Чемпионата мира - ралли Сафари. Необычный контроль времени, автомобили и гонщики, которых на европейских этапах никто в глаза не видел, специфика трассы - все это давно сделало атмосферу состязаний донельзя экзотической и несколько загадочной. Автомобильный спорт был и остается катализатором прогресса в автомобильной промышленности
и многосторонней сферой деятельности людей, включая рекламу и бизнес. 2.СОВЕТСКИЕ ГОНОЧНЫЕ АВТОМОБИЛИ Технический прогресс в автомобилестроении, как показывает история развития этой отрасли, в немалой степени обязан спорту. Постройка специальных машин для участия в соревнованиях, прежде всего в гонках, постоянно требует поиска оригинальных конструктивных решений, новых материалов и научных концепций. Поэтому конструкция гоночных и спортивных автомобилей, как правило, предвосхищает
технические новинки, которые могут появиться и через несколько десятков лет. Так, например, лет тридцать назад дисковые тормоза были редкостью даже на гоночных машинах, а сегодня ими оснащены почти все легковые автомобили. Усовершенствования в области аэродинамики, повышения мощности двигателя, конструкции шин, характеристик управляемости очень быстро с гоночных конструкций перешли на массовые модели. Как только автомобилестроение достигает определенного уровня развития, оно сталкивается
с необходимостью начать работу над специальными машинами для гонок. Наша автомобильная промышленность в середине тридцатых годов уже создала экспериментальную базу, развернула научные исследования, начала развивать новые технические направления, создавать образцы гоночных машин. На Московском и Горьковском автозаводах были построены первые автомобили, способные развивать скорость до 160 кмч спортивный ЗИС-101А-Спорт и ГАЗ-ГЛ1. В те годы ни один серийный автомобиль отечественного
производства не выходил за рубеж скорости 125 кмч. Явление шимми управляемых колес на высоких скоростях еще не было глубоко изучено, отсутствовал даже мало-мальский опыт практического приложения аэродинамики к проектированию автомобильных кузовов. Роль гоночных и спортивных автомобилей для технического прогресса наиболее полно была оценена инженерами наших автомобильных заводов лишь в послевоенный период.
ЗИС ныне ЗИЛ, ГАЗ, МЗМА теперь АЗЛК, головной научно-исследовательский институт отрасли - НАМИ построили в период 1949-1959 годов большое число интересных спортивных моделей. Опыт, накопленный при их изготовлении, доводке и испытаниях, прямо или косвенно нашел в дальнейшем применение при разработке серийных легковых автомобилей. Так, созданию верхнеклапанного двигателя машины Москвич-407, который пришел на смену нижнеклапанному
двигателю Москвича-402, предшествовали многочисленные опытные моторы с верхним расположением клапанов, испытывавшиеся на спортивном Москвиче-404-Спорт, гоночных Москвиче-Г1-405 и Москвиче- Г2-405. В эти же годы были построены и испытаны гоночный автомобиль ГАЗ с реактивным двигателем, машины Звезда-М-НАМИ с независимой подвеской всех колес, гоночные двигатели ГАЗ, Звезда-М-НАМИ, Салют-М с нагнетателями, машины с раздельным для передних и задних колес приводом
тормозов Москвич-Г1-405, ЗИС-1122, с панелями кузова сотовой конструкции ЗИС-1122, с задним расположением силового агрегата Звезда-М-НАМИ, Москвич-Г1-405, Салют- М. Спортивные и гоночные модели не были для наших заводов самоцелью. Они использовались для участия в чемпионатах страны по автомобильным гонкам, для установления всесоюзных и международных рекордов скорости. Их соперниками в этих соревнованиях были машины их построили отдельные
энтузиасты и спортивные коллективы Харьков-Л2, Харьков-З, ХАДИ-5, Авангард, Пионер-2, ГМ-20 и другие. Некоторые из них имели немало интересных технических решений. Отметим, в частности, двигатель Харьков-Л2 с двумя распределительными валами, газотурбинный двигатель Пионер-2, оригинальную систему впрыска топлива на ХАДИ-5, отлитые из сплава электрон колеса на Харьков-
Л2. Борьба конструкторской мысли за достижение все более высоких скоростей способствовала созданию высокосовершенных конструкций. С 1960 года, кроме заездов на установление рекордов скорости и гонок по автомагистралям, в нашей стране начали культивироваться гонки по кольцевым трассам. Этот вид соревнований относится к числу наиболее распространенных за рубежом, хотя он и требует специальных гоночных автомобилей. Поэтому в последующие годы заводы
ЗИЛ, МЗМА, институт НАМИ сосредоточили свои исследования и экспериментальные работы в области скоростного автомобилестроения именно на машинах такого типа. Так появились ЗИЛ-112С, Москвич-ГЗ, Москвич-Г4, НАМИ-041М, НАМИ-074, МАЗ-1500. Но сколь бы совершенными ни были они по конструкции, все эти модели оставались опытными образцами, изготовленными в одном, двух или трех экземплярах.
Они не могли стать базой для широкого развития автомобильного спорта. Первым в стране предприятием, где гоночные автомобили выпускались для клубов и спортивных секций промышленными партиями, стал Таллинский авторемонтный комбинат ТАРК. Первую партию из 36 машин Эстония-З он изготовил в 1960 году. С тех пор этот комбинат постоянно осваивает новые конструкции, а что касается тиража, то ныне он подошел
к юбилейной, тысячной машине. На ТАРКе поставили задачу по техническому уровню автомобили Эстония не должны уступать лучшим гоночным конструкциям специализированных автозаводов - в противном случае терялся бы стимул для развития автомобильного спорта. Поэтому с самых первых моделей здесь пошли на внедрение ряда новшеств, еще не встречавшихся на экспериментальных гоночных моделях других отечественных предприятий.
В числе этих новинок, например, компактный реечный рулевой механизм на Эстонии-З 1960 г высокоэффективные дисковые тормоза на Эстонии-15 1968 г легкий и прочный кузов из стеклопластика у Эстонии-9 1966 г отлитые из электрона колеса на Эстонии-16 1970 г Конструктор ТАРКа выступили пионерами применения так называемых антикрыльев, бортовых радиаторов.
Ими в нашей стране впервые был создан кузов клиновидной формы. Все это позволило советским автогонщикам добиться высоких результатов в соревнованиях на Кубок Дружбы спортсменов социалистических стран. Они завоевали первое место в 1975 году на Эстонии-18, вторые места в 1978 году на Эстонии-18М и в 1983 году на Эстонии-20. Последняя разработка ТАРКа - модель Эстония-21.
К спортивному сезону 1984 года изготовлены три образца этой машины с современной независимой подвеской всех колес, совершенной аэродинамической формой кузова, которая создает дополнительную вертикальную нагрузку, прижимающую колеса к дороге. Наряду с гоночными в кольцевых гонках принимают участие и специально подготовленные серийные легковые автомобили. Работа над созданием таких машин способствует ускорению технического прогресса в отрасли, помогает совершенствовать серийные конструкции.
В частности, машины ВАЗ-21011, подготовленные для соревнований Волжским автомобильным заводом, снабжены двигателями, которые развивают почти вдвое большую мощность, нежели серийные экземпляры, и при этом отличаются высокой надежностью. Участие таких автомобилей в гонках - своеобразное испытание безотказности и выносливости как отдельных узлов, так и всей машины в целом. Ни лабораторные стенды, ни испытания на полигоне не позволяют так
быстро и наглядно выявить слабые места автомобилей, как участие последних в спортивных гонках. О том, какие богатые возможности, заложенные в серийных конструкциях, можно вскрыть при подготовке к гонкам, свидетельствует пример модели Москвич- 412. В 1972 году испытатели АЗЛК Ю. Лесовский и Н. Шевченко установили на этом автомобиле, правда, значительно модернизированном, всесоюзный рекорд скорости на дистанции 1000 км.
Их машина с серийным кузовом, рулевым управлением, тормозами, подвеской колес в течение почти 6 часов двигалась со средней скоростью 174,23 кмч За шестьдесят лет, прошедших со дня постройки первых советских автомобилей, наша промышленность накопила большой опыт создания скоростных машин. Среди них - специальные машины для установления рекордов скорости, гоночные одноместные и спортивные двухместные автомобили. С момента изготовления первых наших гоночных автомобилей
ЗИС-101А-Спорт и ГАЗ-ГЛ1 коллективами автомобильных заводов, других предприятий, а также институтов и спортивных клубов спроектировано и построено более 90 моделей и модификаций гоночных и спортивных машин. Эти модели не только способствовали ускорению технического прогресса в отрасли, но стали также базой для развития автомобильного спорта. 3 ЛЕГЕНДЫ АВТОСПОРТА Михаил Нарышкин Фамилия Нарышкины известна еще со времен средневековой
Руси. Предки Михаила Нарышкина были людьми весьма состоятельными. В начале века во владении его деда и прадеда в Москве были дома на Страстном и Цветном бульварах, в Среднем Калитниковском переулке. Спортом начал заниматься с детства. Любовь к спорту и технике объединил велосипед. Был чемпионом Москвы по велоспорту, выступал за молодежную сборную и сборную профсоюзов по шоссейным
велосипедным гонкам, выполнил норму МСМК. Выпускник ГЦОЛИФК - РГАФК. Первый чемпион России по ралли-рейдам. Лучший автогонщик России 1997г. Из классического раллиста переквалифицировался в марафонца. На каких только автомобилях не стартовал Михаил Нарышкин. Выступал на ВАЗ-21011, завоевал 2 место в чемпионате
Москвы-84г потом выиграл его уже на пятерке, на переднеприводном автомобиле был вторым на Русской зиме,третьим на ралли Ялта. Участвовал на ралли Южная Швеция. На полноприводной Тойоте-Селика в 1994г. завоевал звание чемпиона России. Ралли Санкт-Петербург-95 выиграл на переднеприводном Фольксвагене-Гольф. Финиш на Мастер Ралл-97 принес
М.Нарышкину и О.Пялину не только победу в группе Т-2, но и титул первых чемпионов России по ралли-рейдам. То, что удалось ему совершить в ходе испанской Бахи, журналисты называют спортивным подвигом, а организаторы Испанской Бахи вручили Михаилу так называемый Кубок вызова как одному из самых быстрых гонщиков на всех скоростных участках. После выступления в Испании Нарышкин и
Пялин попали в лист приоритета ФИА пилотов и штурманов внедороржных рейдов. На Кубке Мира Сафари-97 в 12-ти дневном марафоне протяженностью шесть тысяч километров нашему экипажу Нарышкину и Пялину пришлось бороться с травяными пожарами, ехать без тормозов, часто останавливаться , пропуская перед собой тучи кенгуру и коров, но ни серебряный призер Сафари Стрюго, ни бронзовый - Джерманетти достать их уже не могли.
Победа в Австралии стала новым высшим достижением Российского автоспорта. Впервые в истории русские гонщики выиграли этап Кубка мира по ралли-рейдам. Впервые завоевали Кубок Мира в группе Т-2 , причем досрочно за два этапа до финиша, на гонке с Высшим Коэффициентом Трудности 4. Режим питания, методика подготовки к очередному старту на пике спортивной
формы - прерогатива Железного Майкла, как окрестили соперники Михаила Нарышкина. Материал подготовлен Историко-спортивным музеем РГАФК
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |