Содержание
Введение……………………………………………………………………........3-4
Глава 1. Сказка как вид художественного текста……………………………....5
1.1. Понятие « текст». Специфика художественного текста………………...5-8
1.2. Сказка как тип художественного текста. Классификация сказок…….8-12
1.3. Существенные характеристики сказок………………………………...12-17
1.4. Речевые портреты сказочных персонажей и зверей………………….17-20
Глава 2. Анализ сказок братьев Гримм………………………………………...21
2.1. Творчество братьев Гримм. Общая характеристика сказок…………..21-27
2.2. Анализ сказок братьев Грамм…………………………………………..27-31
2.3. Сказочные персонажи…………………………………………………...31-33
Заключение…………………………………………………………………...34-35
Библиография………………………………………………………………...36-37
Введение
Актуальность
темы обусловлена тем, что в настоящее время сказкам и сказочным персонажам в лингвистических исследованиях уделяется очень мало внимания. Мы забываем о том, что когда человек пишет сказки, он вкладывает в них свои чувства, душу, любовь к животным, природе, человеку. Необходимо заметить, что в сказках большее место уделяется животным, их образу, их внутреннему миру. Рассмотрение черт характера, поведения и других особенностей сказочных героев, позволяет приоткрыть завесу и ближе познакомиться с культурой целого народа. Во время прочтения сказки перед нами предстают образы, с помощью которых мы можем понять, кого олицетворяет тот или иной персонаж, к какому народу относится, и выявить его особенности. Читатель может представить себя главным героем, почувствовать и пройти вместе весь путь героя от начала до конца сказки. Мы не должны забывать о том, что главной функцией сказок является воспитывающая функция. Благодаря этой функции в читателе воспитываются такие качества как любовь к окружающему миру, к людям.
В данном случае мы рассмотрим текст немецких сказок и особенности немецкого народа и сравним их с русской культурой.
В качестве объекта
нашего исследования выступают сказки и их персонажи, предметом
исследования являются культурологические особенности сказочных персонажей и их характеристик, выраженных через языковые средства.
Целью
нашей работы является исследование образов животных в немецких сказках и их представление перед читателем, рассмотреть их характеристики, доказать, что сказочные персонажи являются отражением действительности и культурных особенностей немецкого народа. Ниже приведена попытка такого анализа на примере сказок Братьев Гримм. Таким образом, задача
нашего исследования – анализ социальных корней сказочного эпоса, анализ общих социальных исторических процессов, на фоне которых формировался художественный жанр волшебной сказки. В центре внимания – проблема героя как носителя народных идеалов. Решить её можно только путем сравнительно-исторического изучения сказки с использованием фольклора народов.
Основными методами
, которые будут использованы в данной работе, являются описательный, включающий в себя наблюдение, обобщение и классификацию и сравнительно-исторический метод.
Для выявления художественных особенностей текстов немецких сказок необходимо рассмотреть понятие текст, его виды, структуру.
1.
Как мы уже отметили, в настоящее время изучению сказки уделяется мало внимания. Изучать сказку побуждают нас не только её народнопоэтический характер и её эстетические достоинства. Значение сказки необходимо всем литературоведам, в особенности историкам литературы. Сказка сыграла огромную роль в становлении и развитии европейской литературы. Но прежде чем рассматривать сказку как тип художественного текста, необходимо обратиться к самому тексту, рассмотреть понятие текста, его особенности.
1.1
Проблема, связанная с понятием текста, очень актуальна в настоящее время. При определении понятия «текст» обнаруживаются различные подходы к изучению этого феномена.
Существует много теорий текста, которые рассматривают его как реальную коммуникативную единицу, как средство получения и передачи информации. Но также существует и много спорных вопросов, связанных с понятием текста. Каждый учёный дает своё определение этому понятию. В настоящее время текст как объект изучения привлекает специалистов разных областей знания, в том числе лингвистов, сосредоточивших внимание на функционально-коммуникативных качествах языка, средства выражения которого и составляют текстовую ткань. Следовательно, если учесть, что феномен текста заключается в его многоаспектности, то можно допустить и различные определения его. Так это и есть на самом деле: в дефинициях подчеркивается как основное то одно качество текста, то другое, то третье. Текст определяют как информационное пространство, как речевое произведение, как знаковую последовательность и т. п. Н. С. Валгина определяет текст как высшую коммуникативную единицу. Также она даёт и более раскрытое определение: «текст – это целостная единица, состоящая из коммуникативно-фукциональных элементов, организованных в систему для осуществления коммуникативного намерения автор текста соответственно речевой ситуации». [Валгина Н. С, 2003г., стр. 21].
По мнению И. Р. Гальперина «текст – это произведение речевого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа произведение, состоящее из названия и ряда особых единиц, объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющей определённую целенаправленность и прагматическую установку.» Он приводит ещё ряд определений понятия «текст». [Гальперин И. Р., 1977г., стр.18]. «Текст представляет собой некое завершённое сообщение, обладающее своим содержанием, организованное по абстрактной модели одной из существующих в языке форм сообщения и характеризуемое своими дистинктивными признаками». [Гальперин И. Р., 1981г., стр.18].
Исходя из приведенных, определений можно сделать вывод, что И. Р. Гальперин рассматривает текст как продукт речетворческой деятельности.
Более узкое понятие И. Р. Гальперин даёт в другой своей книге. «Текст – это фиксированное на письме речетворческое произведение». [Гальперин И. Р., 1977г., стр. 124].
Тураева считает, что текст есть сложное семантическое целое, функционирующее как структурно- семантическое единство. [Тураева З. Я., 1996г., стр.11].
Как мы видим, определений понятия «текст» много и каждый учёный даёт своё толкование и закладывает в основу понятия свои принципы. Но все исследователи отмечают наличие определенных критериев: когезия, когерентность, информативность, интенциальность, понятность, ситуативность, интертекстульность (блуждающие тексты). Но следует отметить, что самый важный критерий, который характерен для художественного текста, а точнее для сказки – интертекстуальность. Это понятие используется для обозначения общего свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаются друг на друга. Также не менее важными являются и остальные критерии. Любой текст, в том числе и художественный, должны содержать в себе информацию, благодаря которой читатель может узнать все, что его интересует, и все, что мы читаем, должно быть понятно.
Художественному тексту присущи основные признаки текста. Отличительной его чертой является то, что он содержит не только семантическую, но и так называемую художественную или эстетическую
информацию. Именно этот признак является облигаторным дифференцирующим признаком художественного текста. Каждое художественное произведение является результатом образного познания и отображения реальной действительности художником. Художественное литературное произведение обладает силой эмоционального воздействия на читателя благодаря индивидуально–образному изображению мира художником. Другой специфической чертой художественного текста как единицы эстетической коммуникации является его абсолютная антропоцентричность
. Это значит, что объектом изображения в художественной литературе всегда является человек. [Домашнев А. И., 1983г. стр. 21- 24].
Валгина Н. С. Выделяет ряд признаков, присущих художественному тексту:
1)отсутствие непосредственной связи между коммуникацией и жизнедеятельностью человека;
2)наличие эстетической функции;
3)имплицитность содержания (наличие подтекста);
4)неоднозначность восприятия;
5)установка на отражение нереальной действительности. [Валгина Н.С., 2003г., стр.114].
Художественный текст строится по законам ассоциативно-образного мышления. В нем жизненный материал преобразуется в своего рода «маленькую вселенную», увиденную глазами данного автора. Поэтому в художественном тексте за изображёнными картинками жизни всегда присутствует подтекстный, интерпретационный функциональный план, «вторичная действительность». В художественном тексте складываются особые отношения между тремя основными величинами – миром действительности, миром понятий и миром значений.
Художественное содержание текста заключено во всех его элементах: и в персонажах, и в их поступках, и в развязке – в действии в целом, - и в композиции, и в деталях, и в словесном стиле…Художественный текст образует систему, где функция каждого элемента, его значимость, определяется всеми остальными. [Долинин К. А., 1985г., стр.93].
Если обычный текст строится по формуле – действительность – смысл – текст, то художественный – действительность – образ – текст. [Степанов Г. В. 1976г., стр. 83]. Таковы основные свойства художественного текста.
1.2.
Сказка – один из древнейших видов словесного искусства. Это самый популярный и самый демократический вид словесного искусства у всех народов мира. Каждый народ вкладывает в неё свою специфическую жизненную и социальную философию, определяемую бытом и историей. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы, от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. [Пропп В.Я., 2005г., стр.3-7].
«Сказка – складка, песня – быль», гласит пословица. В этом народном изречении метко схвачена сущность сказок: в них рассказывается о том, чего в жизни не было и не могло быть. Все об это знают, но всё-таки любят слушать или читать сказки, эти выдуманные от начала до конца необыкновенные истории. [Селиванов Ф.М., 1972г., стр. 72].
Многие учёные занимались изучением сказки. Существует большое количество научных работ, посвященных её изучению. Каждый ученый определяет этот жанр по-своему.
Нужно заметить, что только два европейских языка создали специальные слова для обозначения этого понятия. Это русский и немецкий языки. В немецком языке «сказка» обозначается словом «dasMärchen». Корень «Mär» означает «новость», «известие», а «-chen-»- уменьшительный суффикс. «Märchen»- маленький интересный рассказ. В русском языке слово «сказка» появилось сравнительно позднее. В современном значении не раньше ХVIIвека. Древняя и средневековая Русь его не знали. Но это не значит, что не было сказок. Это значит, что сказки первоначально обозначались каким-то другим словом. Можно предположить, что таким словом служила «баснь», чему соответствовал глагол «баять» и существительное «бахарь». (цит. по [Пропп В. Я., 2005г., стр. 16]). Отсюда следует, что слово «сказка» первоначально имело совершенно другой смысл, чем сейчас. Оно означало сказанное или писаное слово, имеющее силу документа. В «Мертвых душах» Н. В. Гоголя «ревизскими сказками» назывались установленные путем ревизии, документированные списки крестьян, принадлежащих одному помещику. Из всего сказанного можно сделать вывод, что в русском языке слово «сказка» сначала толковалось как басня, позже - документ. Можно вывести два признака сказки, вложенные в это слово: сказка признается повествовательным жанром («баять» - «сказывать», «рассказывать»); сказка считается вымыслом. [Пропп В. Я., 2005г., стр. 16-17].
«Сказка» - один из основных жанров народного устно-поэтического творчества. «Сказка» - преимущественно прозаический художественный устный рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Термином «сказка» называют разнообразные виды устной прозы: рассказы о животных, волшебные истории, авантюрные повести, сатирические анекдоты. Сказка возникла в доисторические времена, и играет большую роль в устном творчестве всех народов на различных этапах его развития. Она отражает мировоззрение народа в разные эпохи его жизни, его отношение к действительности, его борьбу за независимость.
В сказках разных народов мы видим часто сходные идеи, темы, сюжеты и образы. Это объясняется тем, что они являются созданием трудового народа, что в них отразились сходные экономические и исторические условия его развития. Однако сказки каждого народа имеют ярко выраженный национальный характер.
Русская сказка чрезвычайно многообразна, богата, исключительно велика её художественная значимость. Её национальная специфика сказывается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, в том, что в ней рисуется уклад русской жизни, преимущественно крестьянской, определённые социальные отношения, но прежде всего в её идейной направленности. [Тимофеев Л. И., Тураев С. В., 1974г., стр. 356].
Крупнейший собиратель и исследователь сказки А. И. Никифоров в своей работе «Русские легенды и сказки» высказывает другое мнение: «сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специфическим построением». [Никифоров А. И., 1983г., стр.93].
К его мнению присоединяется Гильчонок Н. Л. По ее мнению das Märchen ist ein Genre der Kurzererz ählung; es entstand als Volksdichtung und lebte bei nahezu allen Volkern moistens in mundlicher Überlieferung». [Гильчонок Н.Л., 2000г., стр.112].
Так как многие сказки обладают сложными признаками, ученые пытались классифицировать их по признакам и по происхождению. Но нужно заметить, что вопрос о классификации сказок до сих пор окончательно не решен, ни в русской, ни в зарубежной науке. Классификация важна не только потому, что вносит в пестрый мир сказки порядок и систему. Разные виды сказки различаются не только внешними признаками, характером сюжетов, героев, поэтической, идеологией и т. д., они могут оказаться совершенно различными и по своему происхождению и истории и требовать различных приемов изучения. Поэтому правильная классификация имеет первостепенное научное значение. Между тем мы вынуждены признать, что в нашей науке до сих пор нет общепринятой классификации сказок. А. Н. Афанасьев был первым из наших ученых, кто столкнулся с настоятельной необходимостью упорядочения огромного и пестрого сказочного материала. Он признает наличие трех больших групп сказок:
1. сказки о животных;
2. фантастические (мифологические), или волшебные сказки;
3. новеллические сказки. [Пропп В. Я., 2005г., стр. 52].
Но, не смотря на данную классификацию сказок, в своей книге он дает более подробную:
1.сказки о животных:
а) о предметах;
б) о растениях;
в) о стихиях.
2. волшебные, мифологические, фантастические;
3. былинные.
4. исторические сказания;
5.бытовые сказки;
6. былички (рассказы о ведьмах, леших, мертвецах и т. д. );
7. народные анекдоты;
8. прибаутки. [Афанасьев А. Н., 1986г., стр. 210-217].
1.3.
Charakteristisch für das Märchen ist eine einfache ethische Norm: das Gute, Anständige, Humane wird belohnt; das Böse, Ungerechte, Inhumane bestraft. In Märchen werden Lehren und moralische Anweisungen vermittelt und damit erfüllen sie in allen Zeiten eine wictige erzieherische Aufgabe. Die Märchen wiederspiegeln die Lebensbedingungen und die Weltanschauungen der Völker unter verschiedenen Gesellschaftsverhältnissen.
Das Märchen beginnt mit der ublichen Einleitungsformel «Es war ein Mann», «Es war einmal»
usw.. [Гильчонок Н.Л., 2000г., стр. 122 – 123].
Как мы уже говорили выше, сказки классифицируются на: сказки с чудесным содержанием, сказки бытовые или новеллы, сказки о животных.
Афанасьев А. Н. отдаёт предпочтение сказкам о животных, главными действующими лицами в которых являются животные.
Сказки о животных занимают видное место в фольклоре народов Севера, народов Африки, Полинезии и Северной Америки. В русском сказочном репертуаре их сравнительно мало. В настоящее время сказки о животных бытуют главным образом как детские. Первоначально же, возникнув на ранней стадии развития общества, они играли производственную роль, несли в себе элементы мифологии, и некоторым из них придавалось магическое значение. С течением времени сказки утеряли свой мифологический и магический характер, приблизились к нравоучительной басне, стали складываться на иной основе. В них отчетливо стали звучать социальные мотивы. [Тимофеев Л. И., Тураев С. В., 1974г., стр. 356].
Некоторая условность выделения сказок о животных как особого вида или разряда становится ещё яснее, если мы рассмотрим отдельные сюжеты и мотивы этих сказок. Обнаружится, что действующими лицами не всегда являются животные. Сказки о животных подчинены тому же закону переносимости действий с одних персонажей на другие, что и волшебные сказки. Первично действие, сюжет, вторичны действующие лица, а, следовательно, то или другое животное или даже человек не могут служить основным признаком для определения жанра. Поэтому здесь можно говорить о персонификации. По мнению Е. Ризель и Е. Шендельс «die Personifizierung ist die Übertragung menschlicher Eigenschaften, Merkmale und Handlungen auf tierische und pflanzliche Organismen sowie auf Nichtlebewesen. [RieselE., SchendelsE.,1975, стр. 219]. Это говорит о том, что главными героями могут быть как люди, так и животные, так и предметы. Так же предметы могут играть второстепенную роль. Например, в сказке «Tischchendeckdich, GoldeselundKnüppelausdemSack» дубинка становится живой и может совершать различные трюки, и т. д.
Таким образом, под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом или субъектом повествования. По этому признаку сказки о животных могут быть отличаемы от других, где животные играют лишь вспомогательную роль и не являются героями повествования. [Пропп В. Я., 2005г., стр. 336 -338].
Сказки о зверях и птицах долгие столетия были на Руси своего рода социальной, бытовой энциклопедией, в которой осуждались грубияны, пройдохи, лентяи, хитрецы, воры, дураки, невежды, лицемеры. Иными словами можно сказать, что в них были выставлены людские пороки на позор и смех. В таких сказках животные являлись условными носителями действительности. Эти сказки обладают аллегорическим смыслом. Немецкий ученый Яков Гримм видел в эпических рассказах о животных смешение элементов человеческого и животного. Человеческий оттенок придает повествованию смысл, а сохранение в героях свойств и особенностей зверей делает изложение занятным, нескучным. [Аникин В. П., 1959г., стр. 53].
В животном эпосе находит широкое отражение человеческая жизнь с её верностью, благородством, алчностью и другими страстями. Примером могут послужить такие сказки как «Волк и семеро козлят», «Волк и лисица», «Бременские музыканты», и т. д.
Нужно заметить, что другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки. Специфика их проявляется прежде всего в особенностях фантастического вымысла. Главные герои (животные) совершают всевозможные трюки, с помощью которых они получают все, что они хотят («Лиса и волк»). Отличительным признаком волшебной сказки является единообразие её композиции. Нет сказки без фантастики. Сказочник допускает нарушение правдоподобия. Это смещение реального плана может более или менее сильным, но без него не обходится ни одна сказка, о какой бы жанровой разновидности сказки ни шла речь. Сказочная фантастика в специфических формах неправдоподобия с особой остротой выражает устремления народа, его мечты, желания, надежды. В сказочной фантастике воплощается всё, что волнует сердце и ум народа. [Аникин В.П., 1959г., стр. 39 -47].
Но также необходимо упомянуть и о функциях волшебных сказок.
В. Я. Пропп считает, что:
1.постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того кем и когда они выполняются. Они образуют основные составные части сказки;
2.число функций, известных волшебной сказке, - ограниченно;
3.последовательность функций всегда одинакова;
4.все волшебные сказки однотипны по своему строению.
Начало сказки В. Я. Пропп определяет как “исходную ситуацию”, вслед за которой могут следовать следующие функции:
I.Один из членов семьи отлучается из дома.
II.К герою обращаются с запретом.
III.Запрет нарушается.
IV.Вредитель пытается произвести разведку.
V.Вредителю даются сведения о его жертве.
VI.Вредитель пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом.
VII.Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу.
Эти первые семь функций: отлучку, нарушение запрета, выдачу, удачу обмана – В. Я. Пропп предлагает трактовать как подготовительную часть сказки. Следующую за ними восьмую функцию ученый считает особенно важной, так как ею и создается “движение сказки”, ею открывается завязка сказки.
VIII.Вредитель наносит одному из членов семьи вред или ущерб.
Виды вредительства предельно разнообразны, встречаются сказки, которые не начинаются с нанесения вреда. Однако, В. Я. Пропп считает, что все сказки исходят из ситуации нехватки или недостачи, что и вызывает поиски, аналогичные поискам при вредительстве. Вывод Проппа таков: “недостача может быть рассмотрена как морфологический эквивалент, напр., похищения”.
IX.Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его. Эта функция вводит в сказку героя.
X.Искатель соглашается или решается на противодействие.
XI.Герой покидает дом.
XII.Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника.
XIII.Герой реагирует на действия будущего дарителя.
XIV.В распоряжение героя попадает волшебное средство.
XV.Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения поисков.
XVI.Герой и вредитель вступают в непосредственную борьбу.
XVII.Героя метят.
XVIII.Вредитель побеждается.
XIX.Герой возвращается. Возвращение обычно совершается обычно в тех же формах, что и прибытие.
XX.Герой подвергается преследованию.
XXI.Герой спасается от преследования. На этом очень многие сказки заканчиваются. Герой прибывает домой, затем, если была добыта девушка, женится и т.д. Но так бывает далеко не всегда. Сказка заставляет героя пережить новую беду, опять появляется вредитель.
XXII.Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.
XXIII.Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.
XXIV.Герою предлагается трудная задача.
XXV.Задача решается.
XXVI.Героя узнают.
XXVII.Ложный герой или вредитель изобличаются.
XXVIII.Герою дается новый облик.
XXIX.Вредитель наказывается
XXX.Герой вступает в брак и воцаряется.
Этим сказка завершается. В. Я. Пропп также замечает, что в некоторых случаях действия сказочных героев не подчиняются и не определяются ни одной из приведенных выше функций. Таких случаев немного. Это те случаи, когда сказка не может быть понята без сравнительного материала, или формы, перенесенные из сказок других разрядов.
На основе вышеперечисленных наблюдений можно прийти к следующим выводам, что количество сказочных функций весьма ограниченно. Можно отметить лишь 31 функцию. В пределах этих сказок развивается действие решительно всех сказок нашего материала, а также и действие очень многих других сказок самых различных народов. Далее, если мы прочтем все функции подряд, то мы увидим, как с логической и художественной необходимостью одна функция вытекает из другой. Мы видим, что, действительно, ни одна функция другой не исключает. Все они принадлежат одному стержню, а не нескольким. [ Пропп В. Я., 1983г., стр. 118-125].
Таким образом, можно заметить, что существует большое количество сказок, в которых главными героями являются и животные, и люди. Сказки эти отличаются друг от друга не только тематически, но и всей системой своих образов, характером композиции, то есть всей совокупностью своего творческого метода, всем своим стилем. Поэтому нельзя не отметить то, что классификация Афанасьева А. Н является более правильной и точной. При анализе сказок мы будем опираться на данную классификацию.
1.4.
Как мы уже отметили, в сказках главными героями могут быть как люди, так и животные, они всегда занимают центральное положение в художественном произведении вследствие его абсолютной антропоцентричности. Это обуславливает и путь интерпретации художественного текста, в основе которого всегда лежит антропоцентрический подход. Чувства, которые автор приписывает персонажу, предстают в тексте как объективно существующие в действительности (диктальные). Эмоции персонажа изображаются как особая психическая реальность. Совокупность эмоций в тексте – своеобразное динамическое множество, изменяющееся по мере развития сюжета, отражающее внутренний мир персонажа в различных обстоятельствах, в отношениях с другими персонажами. [Бабенко Л. Г., 2004г., стр. 203 - 205].
Часто автор использует зооморфные образы для придания зооморфной характеристики человеку. Зоонимы являются особыми единицами текста и относятся к числу тех его составляющих, национально-культурная обусловленность семантики которых выражена особенно ярко. Каждый зооним, представленный в сказке, обладает двумя «уровнями» значения. Первое значение может быть условно названо «обыденным», это именование того или иного животного, второе – «мифологическим», оно находит отражение в традиционной народной культуре, в фольклорных текстах, мифопоэтических представлениях. На основании этих двух «уровней» формируется стереотипный образ, который и актуализируется при использовании зоонима для зооморфной характеристики человека. По животному можно определить внешний облик человека, его поведение, его образ жизни. Заметим, что при экстенсиональном употреблении зоонима реализуется его «обыденное» значение, когда же это слово употребляется интенсиально (для прямой или косвенной характеристики кого - или чего-либо), актуализируется стереотипное представление, связанное с «мифологическим» значением имени, но не исчерпывающее его. «Мифологическое» значение и стереотипное представление оказываются национально детерминированными. Поясним сказанное на конкретном примере.
«Заяц» - животное одинаков для русского и американца, «заяц» - характеристика человека – трус для русского и быстро делающий что– либо человек для американца, «свинья» - физически или нравственно нечистоплотный человек для русского, толстый человек для японца и символ счастья для немца. Если русский называет какое-либо лицо медведем, то он обращается к соответствующему стереотипному образу, основной характеристикой которого является «физическая и/или нравственная неуклюжесть, грубость». При этом мифопоэтическое представление о медведе у русских, конечно, не исчерпывается данным стереотипным образом, оно оказывается весьма сложным и противоречивым, находит отражение в разных областях русского культурного пространства (Мишка – символ Олимпиады в Москве, медведь в гербах многих русских городов, медведь – помощник героя в русских волшебных сказках и д. р.). Волк предстает в разных культурах одинаково, вечно голодный, глупый и жадный(«DerWolfunddiesiebenjungenGeißlein»). Так же он часто становится жертвой обмана («Лиса и волк»), при этом в русских волшебных сказках сохраняется образ мудрого волка, спутника и спасителя главного героя («Иван-царевич и серый волк»). Зооморфный образ кошки в разных культурах представляется по-разному. Но нужно заметить, что кошка не является типичным сказочным персонажем, однако в колыбельных и подблюдных песнях, образ кошки представлен достаточно широко. Кошка ассоциируется с добротой и лаской в русской культуре. Совсем обратное можно увидеть в немецкой сказке «KatzeundMausinGesellschaft»,кошка предстает как льстивое и хитрое животное. Разрыв между «ближайшим» и «дальнейшим» значениями зоонима, когда он употребляется для именования (экстенсионально), вряд ли может быть значительным, но совершенно иная картина в том случае, когда это имя выступает интенсионально (коннотативно), т. е. употребляется для характеризации. При интенсиальном употреблении двустороннего имени говорящий ориентируется не на собственное представление, а на общенациональный инвариант. Например, кто-либо может любить собак, считать, что эти существа значительно превосходят человека по своим моральным качествам, но трудно представить, что в своей речи это лицо, желая дать положительную характеристику тому или иному своему знакомому, назовет его собакой. [Красных В. В., 2004г., стр. 26-28, 64, 95].
Таким образом, различные животные как сказочные персонажи предстают перед читателем в разных культурах по-разному. Каждый персонаж имеет свою специфическую характеристику, свой облик, свои определенные качества. Образ животного может употребляться для характеристики объекта (человека, предмета). Но не следует забывать о бесконечном и разнообразном мире сказки, в котором каждый персонаж может предстать перед читателем в плохом и хорошем свете. Сказка в художественных образах выражает лучшие качества разных народов и тем самым может воспитывать эти качества в тех, кто любит читать и слушать сказки. Не нужно забывать о том, что мир сказки полон вымысла и неистощимостью фантазии.
2.
Тема нашей работы – «Сказочные персонажи и образы животных в немецких сказках». Для того чтобы перейти к анализу сказочных героев, нужно внимательно изучить творчество авторов, рассмотреть особенности написания данных сказок и их общую характеристику.
2.1.
Братья Гримм - величайшие филологи-германисты XIX столетия. Они часто работали вместе, так как предмет занятий и идеи у них были общие. Они собирали сказки всего народа.
Жанр «литературной сказки» сложился под огромным влиянием братьев Гримм. Книги сказок выдающихся немецких филологов братьев Гримм, Якоба и Вильгельма, вышли в свет в период с 1812 по 1822 годы и имели огромный успех у читающей публики. Братья первыми обратились к народной сказке как к источнику поэтического народного творчества, большинство сказок они собрали, беседуя с простыми крестьянами, сказительницами. В русском и советском литературоведении почти нет исследований посвященных «Жанру Гримм», хотя именно этот жанр стал образцом для формирования европейской книжной народной сказки и необходимо иметь четкие критерии для разграничения жанров устной и литературной сказки, как нам представляется, основные различия состоят в следующем. Форма устного жанра диффузна, рыхла и основной точкой определения может служить сам повествователь, а также то - о чем повествуется – тема. Устный текст характеризуется рыхлой композицией, спонтанностью выражения, плохо спланированными и оборванными фразами, изолированными отступлениями, избыточностью и повторами.
Большинство сказок и литературный материал для них Братья почерпнули из книжных источников, они старались вычленить старую основу, результатом этого стали краткие, обедненные в литературном отношении тексты в которых почти отсутствуют метафоры, сравнения, описания. С точки зрения современной фольклористики тексты сказок братьев Гримм представляют собой свод разных сказочных жанров, т.е. с разным тематическим содержанием, но с литературоведческих позиций это тексты нарождающегося в то время жанра – книжной народной сказки.
Признаками этого жанра могут служить естественность чуда, вневременность действия, безыскусность рассказа, сентиментальность, эпическая поэтичность, скрытая назидательность. До Гриммов столь полно такими характеристиками не обладал ни один из сказочных текстов Европы. Гриммы создали на самом деле не народную, а литературную поэзию в облике «народных» сказок. Эстафету собирания сказок Гриммы приняли от всего 18-го века, собирание и опубликование сказок стало магистральной линией историко-литературного процесса этого века. Сборники сказок в эпоху Просвещения отмечены новеллистичностью преподнесения, широким использованием письменных источников. В то же время сложился тот тип обработки сказок, который доминировал в обработческом подходе Гриммов. Этот принцип обработки заключался в том, чтобы в хаотическое нагромождение материалов разных эпох проникнуть такими путями, на которых сам материал покажет присущий ему порядок и свои первичные, минимальные формы. С 1808 года Гриммы стали записывать сказки по письменным и устным источникам. Большой разницы они между ними не видели, ибо были убеждены в конечной идентичности письменного и устного слова. В результате долгой и кропотливой работы выработались основные критерии литературно зафиксированной сказки, получившей на исходе Просвещения и в романтизме название народной. И так, признаки этого жанра:
1. Первым и важнейшим признаком этого жанра, как уже говорилось, является отношение к чудесному. Чудесное присутствует в большинстве сказок. Его основные характеристики: нелогичность, немотивированность, естественность и обыкновенность, но главное – его серьезность и серьезное отношение к нему. Основное впечатление, создаваемое естественностью чуда, это слитность рассказчика и рассказа, выраженная прежде всего в отсутствии каких бы то ни было лирических отступлений и языково-образной игры. В отношении к чудесному заключается также возможность различить сказку и сказание. Эту возможность Гриммы открыли до 1810 г. То, что содержало указания на историю, конкретное место или демонизацию природных сил было перечеркнуто.
2. Вторым и наиболее заметным даже не специалистам признаком европейской народной сказки является «фиксация реквизитов» - раз и навсегда установленная «костюмированность» и «декорация» сказки. В сказке начинают появляться, правда, с некоторым отставанием, предметы, персонажи и декорации вполне современные. Этот признак живой традиции подхватывает и авторско-литературная сказка. У Гриммов реквизиты зафиксированы в сфере феодально-абсолютистского общественного устройства. «Фиксация реквизитов», наряду с естественностью и серьезностью чуда, работает на создание ощущения вневременности, в результате чего появляется та самая локальная неопределенность, которой добивались Гриммы при выписках из книг. К атрибутам чудесного относятся также и преобладание типического над индивидуальным, и доминирование первичных социальных ситуаций: отношений между полами, родителями и детьми, сестрами и братьями, друзьями, верхними и нижними слоями общества.
3. Материал сформулирован так, что нет резких переходов (характерных, впрочем, для устного рассказа) и есть наметки разложения действия на отдельные фазы.
4. Развитие наглядности повествования путем введения разъяснительных дополнений: бесконечных вставок от одного слова до двух-трех десятков слов, а также более точных выражений.
5. Присутствие прямой речи.
6. Психологические мотивировки. Позднее они станут одним из доминирующих признаков.
7. Наличие ритмических повторов и их симметрии.
8. Логико-синтаксическое членение повествовательных объемов: создание переходов, разбиение на абзацы и т. п.
9. Пословично-поговорочные выражения. Наличие их Гриммы считали одним из важнейших признаков устности и народности вообще, хотя, как доказала научная группа Реллеке, Гриммы черпали эти обороты не из уст информантов, а из книжно-сказочной литературы и художественной литературы (преимущественно задним числом).
10. Зачинные и концовочные формулы типа «жил-был», «если не умерли, то и сейчас живут».
11. Еще один важный признак «жанра Гримм» -проповеднический тон, зачастую скрытый в содержании и не всегда адекватно выраженный. В дальнейшем Гриммы предприняли не только стилизацию, но и содержательные изменения: исключались эротические сцены и выражения, даже те, где содержался лишь намек на «благословенные обстоятельства» (например, сцена в «Короле-лягушке», когда принцесса легла к принцу, была затушевана). Содержание перекраивалось в духе протестантско-бюргерской морали (так был переделан «Громыхтихунчик»). Тактика христианско-этической обработки черпалась из многочисленных средневековых проповеднических сборников, содержащих сказочные сюжеты.
12. И, наконец, краткость «жанра Гримм.
Все перечисленные выше признаки «жанра Гримм» образовали суммарный критерий «подлинности», «народности». Этот критерий стал путеводной нитью в дальнейшей обработке. [http://www.zachetko.ru].
Братья Гримм принадлежали к числу писателей - романтиков. Они считали, что сказки – древнейшая поэзия народа, выражение его духовной жизни; в немецких сказках заключается богатый материал для прагерманской мифологии и отражение исконного характера племени; это - важнейший историко-поэтический документ, и изменять их, урезывать, украшать издатель не имеет никакого права. Как и все романтики, они верили в живую, вечно изменяющуюся природу, в беспредельные возможности человека. Поэтому в их сказках звучат мотивы неосуществимости идеала, стремление к уходу от реальности, от настоящего в царство мечты и фантазии, в мир, где все выглядит совершенно иначе, не так как в реальном мире. Но, несмотря на это, в их сказках действующими лицами являются, как правило, люди, относящиеся к той или иной нации. Между тем в их сказках прослеживается «легкий» юмор над героями, который в свою очередь подчеркивает недостатки героев сказки. Например, в сказке «FrauHolle» петух насмехается над ленивой дочерью. «Kikeriki, UnsereschmutzigeJungfrauistwiederhie.» Тем самым автор хотел подчеркнуть, что она ничего не смогла добиться, как например другая дочка. В сказке «DerTeufelmitdendreigoldenenHaaren» старуха насмехается над чертом, когда вырывала у него волосинки. «Da faßte die Alte ein goldenes Haar. Rißes aus und legte es neben sich. «Autsch!» schrie der Teufel, «was hast du vor?» «Ich habe einen schweren Traum gehabt», antwortete die Ellermutter, «da hab ich dir in die Haare gefaßt.»
Братья Гримм, как и все романтики, проявляли интерес к «ночным сторонам природы» - к страшным и таинственным явлениям, смущающим человека, и устраивал в них игру неведомых мистических сил. Например, в сказке «DerjungeRiese» главный герой встречается с призраком. «Als er satt war und die andern ihre Schüsseln auch ganz leer gemacht hatte, da wurden die Lichter auf einmal alle ausgeputzt, das hörte er deutlich, und wie´s nun stockfinster war, so kriegte er so etwas wie eine Ohrfeige ins Gesicht…»
Каждая сказка, как и любая другая сказка, содержит в себе определенный вымысел. Через свои произведения Братья Гримм пытались выразить свой внутренний мир, чувства народа. Они передают читателю свои чувства, свои переживания, даже, несмотря на то, что в основу произведений заложена фантазия, вымысел. Нельзя не заметить, что только сказки могут так умело связать реальность с вымыслом. Благодаря сказке человек может побывать в той жизни, о которой он всегда мечтал, попробовать все, что он хотел сделать в реальной жизни, но не смог, проявить себя в том качестве, в котором он не может показать себя в реальной жизни. Перед прочтением сказки читатель уже предполагает о том, что его ожидает, то, что он «погрузится» мир сказки и фантазии. Он уже понимает, что это уже не реальность, а волшебный мир, который предоставляет ему автор, чтобы он смог почувствовать всю его красоту. Следует отметить, что Братья Гримм относились к тем писателям, которые стремились к идеальному, избегая обыденной действительности, и выражали это при помощи сказок. [http:/www.wikiznanie.ru].
Братья Гримм умели тонко чувствовать народное поэтическое творчество, они пытались записать и сохранить наиболее древние варианты сказок, оставляя почти без изменений традиционную форму выражения. Стилистическая обработка сохранила не только старинные сказочные сюжеты, но и весь их строй, композицию, характеры и особенности речи. Язык гриммовских сказок сочен, насыщен разнообразными пословицами, поговорками, меткими языковыми сравнениями. В них сохранены свойственные народной речи выражения, образные характеристики, игра слов, типичные для сказочного стиля повторения, звукоподражания. Как уже отмечалось выше, сказки братьев Гримм редко начинаются традиционным вступлением: "Жил да был", "В некотором царстве, в некотором государстве". Рассказчики редко обращаются непосредственно к слушателям, редка сентенция в конце сказки. [http://www.zachetko.ru].
И для того чтобы в этом удостовериться, мы обратимся к самим сказкам и рассмотрим это на конкретных примерах. Ниже приведена попытка такого анализа на примере сказок Братьев Гримм: «Daumesdick», «Der Wolf und die sieben jungen Geißlein», «Katze und Maus in Gesellschaft», «Die Rübe», «Frau Holle», «Der Krautesel», «Die Bremer Stadtmusikanten», «Sneewittchen», «Die weiße Schlange», «Von dem Tode des Hühnchens», «Tischchen deck dich, Goldesel und Knüppel aus dem Sack», «Dornröschen», «Die zwölf Brüder», «Der Teufel mit den drei goldenen Haaren», «Der junge Riese».
2.2.
Основными слушателями сказок являются дети. Каждая сказка содержит определенную полезную информацию, благодаря которой они могут узнать о культуре, об особенностях быта и обычаев, об обрядах и традициях народов. Сказка поучает детей к тому, что можно делать, а что нельзя. В сказках отображаются хорошая и злая стороны. Иными словами можно сказать, что сказки содержат в себе определенную информативность.
Гриммовские сказки очень четко подходят к классификации Афанасьева А. Н. Все их сказки можно отнести к волшебным сказкам и потом подразделить их на сказки о животных, растениях, предметах, бытовые. Каждый герой выполняет определенные функции.
Cледует обратить внимание на построение сказок. Традиционная волшебная сказка состоит из трех, следующих последовательно одна за другой частей. Начнем с того, что инициальная (начальная) формула сказки, как правило, имеет довольно распространенные и устойчивые модели (формулы), указывающие на время, на место действия, дающие точку отсчета. Наиболее характерна для сказок инициальная формула, включающая факт существования героя в некоем определенном месте: «eswareinarmerBauersmann, dersaßabendsbeimHerdundschürtedasFeuer, unddieFrausaßundspan…», «eswareinmaleinealteGeiß, diehattesiebenjungeGeißleinundhattesielieb, wieeineMutterihreKinderliebhat…», «eswareneinmalzweiBrüder, diedientenbeidealsSoldaten, undwardereinereich, deranderearm…», и т. д. Благодаря этим формулам, мы узнаем кто является главным героем, иногда можем определить место и время, но это не всегда удается. Сказочное повествование представляет собой последовательность ситуаций, каждая из которых воспринимается как происходящая в данный момент. Если же ситуация удалена, то герой предпринимает перемещение — во времени или в пространстве, не свойственно сказке только мысленное перемещение героя.
Вторая часть в сказках, как мы отметили уже выше, - перемещение героя. В этой части можно отследить действия главного героя с помощью функций действующих лиц. Начнем с функции, которая характерна почти для всех сказок разных народов – герой покидает дом.
В сказке «Der Wolf und die sieben jungen Geißlein» свой дом покидает коза «Eines Tages wollte sie in den Wald geheh und Futter holen… Da meckerte die Alte und macte sich getrost auf den Weg», в сказке «Daumasdick» мальчик-спальчик покидает дом после того как услышал, что два мужика предлагают за него деньги «… als er von dem Handel gehört, war an den Rockfalten seines Vaters hinaufgekrochen, stellte sich ihm auf die Schulter und wisperte ihm ins Ohr: «Vater, gib mir nur hin, ich will schon wieder zukommen!» Da gab ihn der Vater für ein schönes Stück Geld den beiden Männern hin…» и т. д. Следующая функция - к
герою
обращаются
с
запретом
.
В сказке «Der Wolf und die sieben jungen Geißlein» со своим запретом обращается коза к своим козлятам, она просит, чтобы козлята не отворяли дверь волку «Liebe Kinder, ich will hinaus in den Wald, seid auf eurer Hut vor dem Wolf, wenn er hereinkommt, so frißt er euch all emit Haut und Haaren. Der Bösewicht verstellt sich oft, aber an seiner rauchen Stimme und an seinen schwarzen Füßen werdet ihr ihn gleich erkennen.» В сказке «Die weiße Schlange» никто не должен знать, что ест король каждый день в полдник «und der Diener wußte selbst nicht, was darin lag, und kein Mensch wußte es, denn der König deckte sie nicht eher auf und aß nicht davon, bis er ganz allein war.» В сказке «Die zwölf Brüder» отец запретил всем рассказывать его дочери о том, что у нее есть еще 12 братьев «… dann gab er der Königin den Schlüssel und gebot ihr, niemand etwas davon zu sagen.» и т. д. Но несмотря на это во всех сказках запреты
были нарушены
. Козлята впускают волка «… dann machten sie die Türe auf…», любопытный попробовал змею «…bei ihrem Anblick konnte er die Lust nicht zurückyalten, sie zu kosten…», королева рассказала своей дочери о ее 12 братьях «Liebes Kind, die gehören deinen 12 Brüdern» и т. д. Также можно выделить еще одну функцию, характерную для сказок - вредитель пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом. Так, например, в сказке «Tischchen deck dich, Goldesel und Knüppel aus dem Sack» хозяин завладевает имуществом двух братьев, пока они спят, и они не замечают обмана «Das holte er ganz sachte herbei und vertauschte es mit dem Wunschtischchen.» В сказке «DieRübe» богатый брат пытается заполучить богатство своего брата, который получил его в обмен на репу, с помощью убийцы, но в итоге убийца привязал его на дерево «… stürztedieMörderüberihnher, bandenihn…» и т. д. И так, мы видим, что, даже рассмотрев некоторые функции произведений, мы смогли убедиться в том, что они действительно характеризуют эти произведения как сказки.
Зачином почти любой сказки является следующая функция – главный герой вступает в брак и воцаряется.
В сказках «DerKrautesel» и «DerTeufelmitdendreigoldenenHaaren» главные герои после долгих испытаний добиваются своих целей и женятся .«Und da ward Hochzeit gehalten, und sie lebten vergnügt miteinander bis an ihren Tod.» В каждой сказки главные герои могут быть как счастливы, наприме, в сказке «Daumesdick» мальчик-спальчик возвращается домой к своим родителям и они шьют ему новую одежду «… Sie gaben ihm zu essen und trinken und ließen ihm neue Kleider machen, den die seinigen waren ihm auf der Reise verdorben.», «Sneewitchen» - «…, und ihre Hochzeit ward mit großer Pracht und Herrlichkeit angeordnet…»так и нет. Например, сказка «Von dem Tode des Hühnchens» заканчивается трагически, все герои данной сказки умирают «…, bis es auch starb; und da war alles tot.»
При написании сказок, братья Гримм использовали много сложных предложений: - «…Am anderen Tag war die Reihe am zweiten Sohn, der suchte an der Gartenhecke einen Platz aus, wo lauter gute Kräuter standen, und die Ziege fraß sie rein ab…», «…Daumesdck hatte große Mühe, sich hindurchzuarbeiten, doch brachte er´s so weit, daß er Platz bekam; aber als er eben sein Haupt herausstrecken wollte, kam ein neues Unglück.» и др., тем самым он, как будто хотел более ярко выразить всю сложность жизни и характеров главных героев сказки. Сложные предложения с нагромождением многочисленных синонимов, дополнений, повторов указывают на то, что в голове у персонажей такая же путаница и неразбериха, такая же сложность. Но, несмотря на это каждый из персонажей стремится к жизни, к чувствам, к эмоциям или давать возможность другим управлять собой, словно куклой. Также благодаря сложным предложениям автор как будто включает нас в повествование, и тем самым создает сказочную атмосферу. Он как бы вводит нас постепенно в сказку, нацеливает нас, предупреждает. С помощью сложных предложений читатель погружается в мир сказки и вводит читателя в заблуждения. Большая половина сказок написана сложными предложениями, тем самым это способствует ненавязчивому вовлечению читателя в сказку. Автор также использует простые предложения, для того чтобы передать всю точность, четкость, аккуратность. Благодаря такому построению сказок идет воспитание детей, это означает, что каждая сказка имеет воспитательную направленность.
Если анализировать сказку глубже, то нельзя не отметить использование различных стилистических средств в сказках, которые придают тексту и главным героям определенную окраску. Например, в сказке «DerWolfunddiesiebenjungenGeißlein» автор использует различные эпитеты: raucheStimme, seineschwarzePfote, чтобы тем самым подчеркнуть внешние качества волка, пор которым козлята должны были определить его и не отворить ему двери, и синестезию в описании козы «einefeineundlieblicheStimme» для того, чтобы подчеркнуть ее доброту и заботливость. В сказке «Daumesdick» эпитеты «klug», «behеnd» и сравнение «nichtlängeralseinDaumen» используются автором для описании ребенка, которого получили крестьянин со своей женой, для описания его качеств, его умения, благодаря которым он смог обмануть двух мужиков и смог помочь своему отцу. В сказке «Sneewittchen» автор употребляет гиперболу «SneewittchenisttausendmalschöneralsIhr» для того, чтобы подчеркнуть красоту и превосходства белоснежки. Другим стилистическим средством является метафора, а точнее персонификация в сказке «Tischchendeckdich, GoldeselundKnüppelausdemSack», где дубинка оживает, для того чтобы наказать хозяина за то, что он обманул братьев и овладел их имуществом.
Проанализировав сказки, мы можем прийти к выводу, что автор, используя различные языковые средства, ведет скрытый процесс воспитания, так как в большинстве случаев, читателями и слушателями сказок являются дети. Благодаря различным стилистическим средствам читатель погружается в сказку и может почувствовать всю красоту, всю прелесть волшебного мира.
2.3.
В нашей работе мы уже упоминали некоторых персонажей гриммовских сказок. Ниже мы дадим им характеристику и попробуем проследить, почему Братья наделили своих героев именно такими качествами. Нельзя не заметить, что в них будет отображен менталитет немецкой нации, так как братья Гримм относятся к числу немецких писателей. Соответственно, немецкая культура оказала большое влияние на них. Находясь среди немецкого народа, собирая их сказки, записывая их, Братья как бы погружались вглубь самого народа, пытаясь почувствовать всю красоту, всю духовность и отобразить жизнь данной нации. Не смотря на то, что гофмановские сказки это вымысел, в их основу заложен определенный смысл, и можно сказать, что герои их произведений это герои реальной жизни народов.
И чтобы более подробно проследить качественные характеристики героев, обратимся к зооморфной характеристике героев, так как большинство сказочных персонажей это животные.
В сказке «DerWolfunddiesiebenjungenGeißlein» гавными героями являются коза со своими козлятами и волк. Коза в народных представлениях выступает как символ плодородия. В данной сказке она предстает перед читателем как добрая заботливая мама. Волк предстает вечно голодным, глупым и жадным. Поэтому ему часто отводится место отрицательного героя. В данной сказке как бы противопоставляются два мира злой и добрый. Также данная сказка является поучительной для детей, что они всегда должны слушать старших. Главными героями следующей сказки «KatzeundMausinGesellschaft» являются кошка и мышка. Кошка всегда ассоциируется как что-то ласковое, доброе, заботящееся о своем потомстве, но здесь она олицетворяется как нечто плохое, лживое, и добивается своих целей обманным путем. А мышка является полным антиподом кошке. Она выступает как что-то умное, заботящаяся и запасливая, доверчивая. Другими характеристиками обладают сказочные персонажи следующей сказки «DieBremerStadtmusikanten». Главными героями являются: осёл, который был вовсе и не глуп; собака как доброе, умное животное, преданное своему хозяину; кошка – нежное, ласковое, но в то же время это гордое, самостоятельное и независимое от хозяина животное; петух – персонаж, который, как правило, готов постоять за себя и за других, драться даже с теми, кто сильнее его.
И так, рассмотрев подробно характеристику героев, можно прийти к следующим выводам, что сказочные персонажи отражают с одной стороны немецкую нацию, с другой стороны - культурные особенности среды обитания.
Заключение
Таким образом, мир сказок очень разнообразен. Погружаясь в мир сказки и фантазии, мы как бы представляем себя на месте главного героя. Сказка в художественных образах выражает лучшие качества народа и тем самым воспитывает эти качества в тех, кто любит слушать и читать сказку. Сказка широко используется в художественной литературе.
Завершая данную исследовательскую работу, подведем некоторые итоги. Для того чтобы правильно и точно подойти к анализу сказок мы обратились за помощью к трудам известных лингвистов (Гальперин, Ризель, Домашнев) и остановились подробно на таких вопросах как понятие «текст» и «художественный текст». Мы рассмотрели понятие «текст» со всех сторон, использовали интерпретацию этого понятия некоторыми лингвистами. Также в работе дается понятие «сказка» как жанра, классификации сказок, характеристики и функции сказок.
В практической части мы рассмотрели и проанализировали сказки братьев Гримм. При анализе сказок мы опирались на теоретический материал. Также нами были рассмотрены основные персонажи сказок, была проведена их характеристика. С помощью данного анализа мы доказали, что сказочные персонажи являются отражением культурных особенностей немецкого народа, их менталитета и их взглядов на мир. Через рассмотрение сказочных персонажей мы смогли выявить культурные особенности данного нарда. К данным особенностям можно отнести аккуратность и трудолюбие (падчерица в сказке «FrauHolle»), целеустремленность, которая присутствовала у каждого героя и не покидала его на протяжении всего пути. Все это присуще немецкому народу.
На основе всего этого мы можем сделать вывод, что наша цель достигнута. Лексика гриммовских легка в понимании, поэтому сказки братьев Гримм можно использовать как домашнее и внеклассное чтение. Они интересны как для рассмотрения сюжета, так и для характеристики сказочных персонажей.
Библиография
1. Адмони В.Г. Грамматика и текст //Вопр. Языкознания. 1985.
2. Афанасьев А. Н. Русские легенды и сказки. М.: 1986.
3. Аникин В. П. Русские народные сказки. М.: 1959., стр. 280.
4. Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста // Основы теории, принципы и аспекты анализа. М.: «Академический проект»; Екатеринбург: «Деловая книга»: 2004., стр. 464.
5. Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Филологический анализ текста. М.: «Академический проект»; Екатеринбург: «Деловая книга»: 2003., стр. 400.
6. Брандес М. П. Стилистический анализ. М.: 1990.
7. Валгина Н. С. Теория текста. М.: 2003., стр.280.
8. Гальперин И. Р. Грамматические категории текста. М.: 1977.
9. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: 1981.
10. Гильчонок Н. Л. Аналитическое чтение. Издательство СОЮЗ: 2000., стр. 122 – 124.
11. Долинин К. А. Интерпритация текста. М.: «Просвещение»:1985., стр. 288.
12. Домашнев А. И. Интерпритация художественного текста. М.: «Просвещения»: 1983., стр. 192.
13. Никифоров А. И. Русские легенды и сказки. М.: 1983.
14. Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. М.: 1988.
15. Пропп В. Я. Морфология сказок. М.: 1983. стр. 385.
16. Пропп В. Я. Русская сказка. М.: «Лабиринт»: 2005.
17. Рогова К. А Анализ художественного текста : Русская литература ХХ века: 20-е годы. СПб.:1997.
18. Селиванов Ф. М. Хрестоматия по фольклору. М.: «Просвещение»: 1972., стр. 71.
19. Степанов Г.В. Несколько замечаний о специфике художественного текста. М.: 1976.
20. Степанова Н. Н. Стиль в тексте и текст в стиле. Барнаул: 2005.
21. Linke A., Nussbaumer M., Portman P. R. Studienbuch Linguistik. Tübingen, Max Niemeyer Verlag: 1991, с. 212 – 292.
22. Riesel E., Schendels E. Deutsche Stilistik. М.: «Высш. Школа»: 1975., st. 316.
23. Wülfging W. O., Martens K. K., Slobodskaja N. I. Deutsche Literatur. M.: Proswestschenie., 1971, st. 44 – 49.
24. Fleischer W., Michel G. Stilistik der deutschen Gegenwartssprache. Leipzig, 1977,st. 394.
Словари справочная литература:
25. Красных В. В. Русское культурное пространство // Лингвокультурологический словарь. М.: 2004. стр. 318.
Интернет источники:
26. http://www.wikiznanie.ru
27. http://wwwzachetko.ru
Художественная и публицистическая литература:
28. Bruder Grimm Die Kinder- und Hausmärchen. Berlin, 1957, st. 191.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |