Ре́чь
— исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Процесс речи
предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Таким образом, речь
представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка
.
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.
Речь
это язык
в действии. Язык
же — это система знаков, включающая слова с их значениями плюс синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения.
Выделяют следующие основные функции языка
:
· средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
· средство общения (коммуникации)
· орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)
Речь
— существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
Являясь средством выражения мыслей, речь
, в ходе её развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека.
Речевой акт
— отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт
охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт
есть проявление речевой деятельности.
В речевом акте
создаётся текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (всё равно — описанное или только произнесённое) «речевое произведение» любой протяжённости — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создастся «внутренний текст», то есть речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно.
Виды речевых актов
· прямые
; такие высказывания, у которых коммуникативная функция (утверждение, вопрос, побуждение) сигнализируется соответствующей синтаксической формой предложения (повествовательное, вопросительное, побудительное предложения), соответствующими перформативными глаголами или другим индексом
· непрямые
, или косвенные.
Любой речевой акт, выраженный конструкцией, внешне предназначенной для функции, отличной от той, для которой предназначены фактически («здесь жарко»; "Вы не знаете, который сейчас час?" – обычно воспринимается, как просьба сообщить время (и такой просьбе нелегко отказать в большинстве социальных ситуаций)
· Перформатив
Перформати́в
— речевые акты
, равноценные поступку. В широкое употребление этот термин ввел Дж. Остин. Сам термин произошёл от латинского глагола perficio — совершать, заканчивать.
К перформативам принято относить клятвы, обещания.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |