Реферат по предмету "История"


Казанский Государственный медицинский институт в годы Великой Отечественной войны

Казанский Государственный Медицинский Университет


Реферат


Тема: Казанский Государственный Медицинский Институт в годы Отечественной войны


выполнила: Зайнутдинова Диляра,


студентка группы 4102 стоматологического факультета КГМУ.


Научный руководитель:


к. и. н. Фасхутдинова Е. Н.


2010 г.


Оглавление


Казанский государственный медицинский институт в годы великой отечественной войны


Казанский медицинский институт в годы великой отечественной войны


Научно-исследовательская работа в КГМИ


Использованная литература



Казанский государственный медицинский институт в годы великой отечественной войны


Проанализированы мероприятия в Казанском государственном медицинском институте в 1941 - 1945 гг. по увеличению выпуска специалистов, активизации научных исследований, оказанию специализированной медицинской помощи раненым военнослужащим, предупреждению и лечению больных в тылу, всесторонней помощи армии. Казанская медицина дала фронтовым хирургам местную анестезию раствором новокаина и масляно-бальзамическую эмульсию для лечения ран.


Мировая история не знает более тяжёлых испытаний, чем те, которые выпали на долю нашего народа в Великой Отечественной войне. Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика (ТАССР) в трудные годы стала одной из крупнейших тыловых баз по оказанию помощи раненым, восстановлению их здоровья. Почти в полном составе в ТАССР были эвакуированы наркомздравы СССР и РСФСР, а также 42 медицинских вуза из разных городов Советского Союза - Минска, Витебска, Смоленска, Киева, Ленинграда, Москвы и др. Таким образом, Казань в годы войны была однимиз крупнейших медицинских центров нашей страны. Казанский медицинский институт под руководством назначенного незадолго до начала Великой Отечественной войны (24 мая 1941 г.) директора С.В. Курашова перестроил учебную, научную, лечебную и воспитательную работу на военный режим, обеспечив решение оборонных задач, бесперебойную подготовку врачей и практическую помощь органам здравоохранения [4]. С первых дней войны были срочно пересмотрены учебные программы, ускорены обучение и выпуск врачей, готовых к работе в военных условиях. Учебный год начался 1 августа. Студентам приходилось переносить все тяготы военного времени: после 8-часовых занятий они шли в эвакогоспитали и помогали раненым, работали санитарами, медицинскими сестрами и фельдшерами, там же проходили производственную практику. Кроме того, вместе с преподавателями студентов часто призывали к работам оборонного характера - они рыли окопы и рвы в нескольких километрах от города, учились устраивать землянки, разворачивать медицинские пункты, выносить раненых с поля боя и сутками стоять у операционных и перевязочных столов, работая при свете коптилок и ураганным огнем противника. Спасая раненых и больных, они с благодарностью вспоминали своих преподавателей, передавших им свой богатый опыт. Часто, отложив медицинские инструменты, они защищали раненых с оружием в руках.


Преподавание велось в сложных условиях дефицита кадров: с каждой кафедры института было мобилизовано в армию от 2 до 9 преподавателей - всего более 100 человек, в том числе доценты, ассистенты, аспиранты и ординаторы. В лабораториях кафедры биохимии было так холодно, что замерзали реактивы в бюретках. Места преподавателей, мобилизованных в армию, замещались практическими врачами или эвакуированными учеными. Например, кафедру кожно-венерических болезней возглавляла член-корреспондент АН СССР, проф.О.Н. Подвысоцкая. Лекции по общей хирургии читал военный врач В.Н. Шубин, практические занятия проводились Л.С. Любимовой и В.Н. Голубевой.


Молодых врачей готовили прежде всего для работы на фронте. Всего за годы Великой Отечественной войны институт подготовил 7 выпусков врачей, в частности в 1941 г. - 3 (из них 2 досрочных) числом свыше 900 врачей, из которых более половины были мобилизованы в армию [6, 7]. Кроме того, за годы войны в республике было обучено около 3,5 тысячи медсестер и свыше 3 тысяч сандружинниц. На территории ТАССР была развернута мощная сеть эвакогоспиталей. Только в 1941-1942 гг. в Казани было организовано 45 госпиталей, в которых раньше размещались институты, школы, клиники медицинского института и ГИДУВа, больницы, студенческие общежития, гостиницы, клубы и другие здания [10, 11]. В Казанском военном госпитале - старейшем лечебном учреждении страны - в военные годы работали врачами в последующем профессора и доценты КГМИ и ГИДУВа М.Х. Файзуллин, В.В. Громов, К.А. Маянская, Н.И. Любина, В.М. Осиповский, Г.А. Башкирев, В.В. Грубер. Врачами госпиталя в послевоенном периоде закончены и защищены 3 докторские и 4 кандидатские диссертации, опубликовано свыше 90 научных работ. Но главный результат работы госпиталя - это возвращение в строй 80,4% раненых и больных. В 1941-1945 гг. здесь получили помощь 32384 человека, выполнено 13 тысяч операций. Постоянными консультантами в годы войны и в послевоенное время в госпитале были профессора Л.М. Рахлин, И.В. Домрачев, Н.В. Соколов, Л.И. Шулутко, В.В. Громов, Д.Е. Гольдштейн, С.М. Алексеев [1, 3].


В эвакогоспитали Казани перенесли работу клинических кафедр, и часть преподавателей института стали их сотрудниками [10, 11]. Среди них были опытные специалисты хирурги, заведующие кафедрами факультетской и госпитальнойхирургии педиатрического факультетаИ.В. Домрачев, общей хирургии Б.Г. Герцберг, госпитальной хирургии Н.В. Соколов, факультетской хирургии С.М. Алексеев, топографической анатомии и оперативной хирургии И.Ф. Харитонов.


Казанская медицина вошла в историюВеликой Отечественной войны методом местной инфильтрационной анестезии новокаином, разработанным А.В. Вишневским.80% оперативных вмешательств на фронте выполнялось этим методом, и выпускники Казанского мединститута повсюду его внедряли. Столь же успешно применялись масляно-бальзамическая эмульсия при лечении ран и различные виды новокаиновых блокад (вагосимпатическая, паранефральная, пресакральная), которые служили не только для профилактики, но и для лечения шока [3, 9].


В годы войны казанскими хирургами было сделано неимоверное количество сложнейших операций, спасших жизнь сотням тысяч раненых. Только за 1941-1943 гг. коллективом кафедры госпитальной хирургии (зав. - проф. Н.В. Соколов) было проведено свыше 6600 операций и лечение более 9 тысяч больных. Большие успехи были достигнуты в области пластической хирургии. Е.А. Домрачева смогла в буквальном смысле сохранить лицо многим нашим воинам, изуродованным тяжелыми ранениями. Ее операции с применением филатовского стебля были уникальны и опередили развитие мировой пластической хирургии на 20 лет [2]. Напряженную работу в терапевтических отделениях возглавляли заведующие кафедрами пропедевтики внутренних болезней, госпитальной терапии А.Г. Терегулов, факультетской терапии З.И. Малкин, нервных болезней Л.И. Омороков, психиатрии М.П. Андреев, рентгенологии М.И. Гольд штейн, фтизиатрии Б.Л. Мазур, детских инфекций А.Ф. Агафонов, являвшийся директором Центрального педиатрического института РСФСР, инфекционных болезней Б.А. Вольтер, офтальмологии В.Е. Адамюк и А.И. Мурзин, отоларингологии Н.Н. Лозанов и др.


Большую практическую и консультативную помощь госпиталям оказывали заслуженный деятель науки РСФСР, проф. А.В. Вишневский, главный терапевт отдела эвакогоспиталей Татнаркомздрава проф.В.И. Катеров, главный хирург проф.Л.И. Шулутко. Профессора и преподаватели медицинских вузов выдвигались на руководящие должности: профессора А.Ф. Агафонов и Т.Д. Эпштейн работали заместителями наркома здравоохранения Татарии, доцент Д.Е. Потехин - заведующим горздравотделом Казани, Ф.Ф. Муртази - заведующим здравотделом Свердловского района Казани, доценты В.Н. Мурат и М.А. Ерзин, ассистенты Н.И. Попков и В.П. Андреев - начальниками эвакогоспиталей или их отделений. Сотрудников института неоднократно направляли для оказания консультативной помощи врачам и больным периферийных госпиталей, для ликвидации возникавших очагов инфекции, в комиссии военкоматов, на донорские пункты, хозяйственные и оборонные работы [4].


Несмотря на трудности военного времени, в институте продолжалась научная работа. Изменилось только направление исследований кафедр - почти вся тематика стала военной или оборонной. Работали фактически все хирургические и терапевтические кафедры, клиники нервных, глазных и ЛОР-болезней, ряд теоретических кафедр (биологии, биохимии, гистологии, нормальной и патологической физиологии и др.) [2]. В госпиталях,институтах, лабораториях изучали характер военно-травматических повреждений, изыскивались новые, более совершенные методы их лечения, реабилитации раненых и больных, возвращение их в строй. Уже к концу 1941 г. были внедрены в практику результаты таких важных исследований, как применение витамина В при лечении длительно незаживающих язв и ранений (Малкин '84‰{З.И., Сечень Е. Б.), лечение легочных нагноений (Горяев Н.К., Терегулов А.Г., Вольтер Б.А., Катеров В. И.), ампула для переливания, хранения и транспортировки крови (Вяселев Р.А., Казаков К. С.). Профессорами Л.И. Шулутко и Б.Л. Мазуром, врачом Л.А. Тарасовой были получены хорошие результаты при лечении бактериофагами поврежденных мягких тканей. Профессор Н.В. Соколов и доцент П.В. Гулевич разработали метод лечения ожогов риванолом. Профессор Л.И. Омороков выявил эффективность лечения гнойных ран распылением белого стрептоцида. Профессор М.И. Гольдштейн с успехом применял рентгенотерапию при ранениях мягких тканей в случаях длительного заживления. На кафедрах физиологии, гистологии и нервных болезней комплексно изучался вопрос о функциональной ценности регенерации нервного ствола при его сшивании различными способами. Профессор А.И. Лаббок и ассистент Я.М. Криницкий разработали метод наложения шва на переднюю стенку кишечника при создании анастомоза при ранениях органов брюшной полости.


Много научных работ было посвящено испытанию новых лекарственных средств (Алуф А.М., Распопова Т.В., Киселева Т.Б., Федорова Т.С., Агафонов А.Ф., Малкин З.И., Загряцкая В.Д., Меньшиков В.К., Кревер Е.П., Яхонтов С.П. и др.). На кафедре биохимии производился поиск кровезаменителей на основе крахмала (Дмитриев В. А.), делали биохимические анализы в помощь эвакогоспиталям.Л.М. Броуде и К.И. Коковихина исследовали механизм действия сульфидина [3]. Большое внимание уделялось борьбе с эпидемическими заболеваниями (Агафонов А.Ф., Меньшиков В.К., Вольтер Б.А., Озол А.Э., Эпштейн Т. Д.). Профессор В.В. Изосимов по поручению фармакологического комитета Наркомздрава СССР испытывал различные инсектициды.А.Д. Адо, одновременно руководивший лабораторией в Казанском институте эпидемиологии и микробиологии, установил принципы повышения действия иммунных сывороток против столбняка и газовой гангрены и зависимость антигенных и аллергенных свойств сывороток от разных структурных особенностей биополимеров, разработал методы обработки препаратов, которые улучшали качество выпускаемых иммунобиологических препаратов. При участии Л.А. Спасской, И.Е. Алатырцевой, Г.Г. Ахмадуллиной, К.С. Зобниной эти методы были внедрены в практику, что резко снизило риск анафилактических осложнений и способствовало спасению многих человеческих жизней. В сотрудничестве А.Д. Адо в военные годы нуждались многие научные коллективы. Казалось невероятным, чтобы один человек, к тому же занятый руководством кафедрой и имевший большую преподавательскую нагрузку, мог одновременно участвовать в таком количестве исследований. Научные исследованияна кафедре патофизиологии начинались после четырех часов вечера и часто продолжались даже ночами [4].


Гигиенические кафедры под руководством профессора В.В. Милославского успешно разработали проблему санитарного обслуживание объектов военного времени. Были изысканы конкретные способы очистки и обеззараживания воды местных водоемов на случай повреждения центрального водопровода, установлены нормы длительности пребывания в бомбоубежищах, устраиваемых в приспособленных помещениях.


В целом в 1941-1944 гг. было выполнено 208 научных работ, защищено 5 докторских и 10 кандидатских диссертаций [2]. Активно работали научные медицинские общества. В 1943 г. была возобновлена работа студенческого научного общества.


Воспитательная работа в медицинском институте в эти годы способствовала развитию патриотического движения - помощи армии личными сбережениями, теплыми вещами, книгами, индивидуальными подарками, сделанными своими руками.


В 2010 году, когда вся наша страна торжественно отметила 65-летие великой Победы, еще явственнее становится значимость самоотверженного труда военных медиков, преподавателей и студентов Казанского медицинского института в 1941-1945 гг., бесспорно ускорившего завершение Великой Отечественной войны. Их научные открытия в сложнейших военных условиях - достойный вклад в развитие отечественной военной медицины.


Мы гордимся этим гражданским и военным подвигом преподавателей и студентов - одной из самых значимых страниц в истории Казанского государственного медицинского института.


Казанский медицинский институт в годы великой отечественной войны


Медицинский институт, опираясь на комплекс предвоенных мероприятий по укреплению материальной базы, подбору и расстановке кадров, развитию медицинской науки, в годы тяжелых испытаний перестроил учебную, научную и массово-политическую работу на военный лад, обеспечив выполнение оборонных заданий, бесперебойную подготовку врачей и практическую помощь органам здравоохранения. В результате упорного и напряженного труда всего коллектива только в 1941 году было сделано 3 выпуска: окончили институт свыше 900 студентов, причем половина выпускников была мобилизована в ряды Советской Армии.


Всего за время войны было 6 выпусков врачей.


Вслед за первым военным выпуском, давшим стране 400 специалистов - медиков, 25 августа производится специальный выпуск студентов Vкурса с призывом их в армию; 10 декабря 1941 г. проведен второй досрочный выпуск.


28 студентов КГМИ были направлены на военный факультет Саратовского медицинского института для специализации в качестве военных врачей.


Обстановка военного времени потребовала в короткий срок перестроить всю учебную работу. Сокращение материальной базы института: часть учебных помещений, клиники и студенческие общежития были переданы под эвакогоспитали и эвакуированные учреждения; призыв в армию более 80 преподавателей; постоянное привлечение студентов и сотрудников на хозяйственные и оборонные работы осложняли организацию учебного процесса.


1941-42 учебный год для студентов 11-Vкурсов начался с 1 августа по новым учебным планам, предусматривавшим окончание института в 3,5 года при 8-часовом учебном дне и сокращении каникул, но при выполнении полного объема учебных программ.


Программы общих и специальных дисциплин имели военно-медицинский уклон, вводились новые курсы: ЛФК, общевойсковая подготовка, лечебное питание; особое внимание уделялось преподаванию дисциплин, имеющих отношение к лечебной работе на фронте и в тыловых эвакогоспиталях.


Так, в приказе директора института о подготовке специалистов лечебной физкультуры говорилось:". ввести план преподавания лечебной физкультуры, провести специальные клинические конференции на тему: "Лечебная физкультура, как необходимое мероприятие по быстрейшему восстановлению функции пораженного органа раненого и быстрейшего возвращения пострадавшего в строй и к труду. Обеспечить прохождение курса ЛФК всем ординаторам.".


Учебная работа клинических кафедр и производственная практика студентов IVкурса проводилась на базе эвакогоспиталей.


казанский медицинский институт война


Развертывание широкой сети новых лечебных учреждений на фронте и в тылу резко увеличило потребность в медицинских работниках (почти на 1/3) и повысило требования к молодым специалистам.


В целях повышения качества подготовки молодых врачей Ученый Совет института добился уже в 1942 г. перехода на 5-летний курс обучения.


Большое внимание уделялось приему на 1-й курс и борьбе с отсевом.


23 мая 1942 г. дирекция института доложила об организации нового набора: с 1 апреля работала приемная комиссия. Условия приема направлялись в соседниереспублики Поволжья; давался обстоятельный ответ на индивидуальные запросы. Учитывая возросшую потребность в медицинских кадрах, дирекция института, с согласия Наркомздрава РСФСР, увеличила численность, первокурсников с 693 человек на 15 сентября 1941 г. до 894 - на 15 октября 1942 г., а к 15 октября 1943 г. па 1-й курс было зачислено 1085 человек.


В результате проделанной работы из года в год число студентов возрастало.


Если в 1941 г. было 1574 студента, в сентябре 1942 г. - 2374, то к 15 октября 1943 г. число студентов возросло до 2981 и это при условии ряда дополнительных выпусков.


Вопросы учебной работы были в центре внимания. Директор института С.В. Курашов проводил еженедельно оперативные совещания работников учебной части, деканатов, заведующих кафедрами и прикрепленных агитаторов по вопросам успеваемости и дисциплины студентов.


Учебный процесс обеспечивался квалифицированным профессорско-преподавательским коллективом.


На 40 кафедрах работало 339 преподавателей, в том числе 38 докторов, 79 кандидатов медицинских наук. Большую работу проводили профессора А.Д. Адо, В.Е. Адамюк, М.П. Андреев, Ф.И. Богоявленский, Н.К. Горяев, И.В. Домрачев, К.А. Дрягин, В.И. Катеров, А.В. Кибяков, В.К. Менщиков, В.В. Милославский, Л.И. Омороков, Н.В. Соколов, А.Г. Терегулов, В.Н. Терновский, директора института С.В. Курашов и Г.Ф. Тихонов.


Ведущая роль принадлежала коммунистам. На партийном собрании 23 июня 1941 года преподаватели-коммунисты объявили себя мобилизованными и готовыми "в любую минуту по указанию партии встать в ряды РККА и грудью защищать свою социалистическую Родину".


На каждой кафедре было мобилизовано в РККА от 2 до 9 преподавателей.


Кроме того, преподавателей постоянно направляли на борьбу с эпидемиологическими заболеваниями, в комиссии военкоматов, на задания Татнаркомздрава и Горздрава. Места преподавателей, мобилизованных в армию замещались практическими врачами, совместителями из эвакогоспиталей, частично из числа эвакуированных.


Например, кафедру кожно-венерических болезней возглавляла член-корреспондент Академии Наук СССР профессор О.Н. Подвысоцкая.


Лекции по общей хирургии было поручено читать военврачу В.Н. Шубину, практические занятия проводились Л.С. Любимовой и В.Н. Голубевой.


Недостаток преподавательских кадров возмещался усилиями и напряженной работой оставшихся.


В институт принимались квалифицированные специалисты, активные общественники, умелые организаторы. Многие сотрудники были награждены орденами и медалями: профессора Н.В. Соколов и Е.М. Лепский награждены 2-м орденом Красного Знамени; доцент В.Н. Мурат, ассистенты А.И. Тимофеев, М.И. Попков, К.П. Юрченко, В.Н. Смирнов - орденом Красной Звезды; медалью за боевые заслуги ассистенты Г.Л. Тумашева, В.П. Андреев, И.В. Данилов; ординаторы - И.В. Лоскутов, Л.Д. Эпштейн; медицинские сестры - Г.И. Рафикова, В.С. Маслова и др.


Научно-исследовательская работа в КГМИ


Несмотря на трудности военного времени в институте успешно развивалась научно-исследовательская работа: за годы войны защищено около 40 докторских и кандидатских диссертаций.


Наряду с этим коллективы всех кафедр активно включились в реализацию нового плана научной работы (составлен в августе 1941 г.), тематика которого имела преимущественно оборонное значение.


Новые задачи, вставшие перед советским здравоохранением в годы суровых испытаний, определили особенности исследовательской работы казанских медиков.


Во-первых, центральное место научных изысканий занимала оборонная тематика и в первую очередь проблема лечения военно-травматических повреждений. Ученые института анализировали характер ранений и осложнений в современной войне, методы лечения гнойных и длительно незаживающих ран и ожогов, исследовали ранения дыхательных путей и периферической нервной системы, разрабатывали проблему сохранения и транспортировки крови и многие другие. Например, профессора Л.И. Шулутко, Б.Л. Мазур и врач Л.А. Тарасова предложили для лечения гнойных ран поливалентный бактериофаг.


Препарат этот прошел успешное испытание в эвакогоспиталях. Результаты одобрены научной конференцией института и рекомендованы для лечебной практики.


Профессор Н.В. Соколов и доцент П.В. Гулевич разработали метод лечения ожогов риванолевой повязкой. Превосходство этого метода перед открытым способом лечения в более быстром заживлении ран при хорошей эпителизации.


Профессор А.И. Лаббок и ассистент Я.М. Криницкий предложили новую технику наложения шва на переднюю стенку кишечника при ранениях органов брюшной полости, и т.д.


Делу восстановления здоровья раненых воинов и медико-санитарному обслуживанию тружеников тыла посвятили свои исследования химики, биологи, гигиенисты, инфекционисты, эпидемиологи, фармакологи и другие ученые.


Так, гигиенисты под руководством проф.В. В. Милославского изучили вопрос о санитарном обслуживании объектов военного времени и вынесли конкретные рекомендации по способам очистки воды местных водоемов на случай аварии городского водопровода.


Сотрудниками кафедры общей химии под руководством Ф.И. Богоявленского был предложен новый способ получения химически чистого сернокислого бария из отходов производства, новый метод очистки технической сернобариевой соли, метод регенерации марли и гипса из гипсовых повязок для дальнейшего употребления, а также проводилась работа по изобретению кровоостанавливающей ваты.


В условиях повышенного спроса на медикаменты и перевязочный материал эти предложения имели большую практическую значимость.


Второй особенностью научных исследований является комплексное развитие актуальных проблем здравоохранения коллективными усилиями ученых института и медицинских сил города.


На кафедрах физиологии, гистологии и нервных болезней комплексно анализировалась проблема функциональной полноценности регенерации нервного ствола при его сшивании.


Медицинский институт, опираясь на комплекс предвоенных мероприятий по укреплению материальной базы, подбору и расстановке кадров, развитию медицинской науки, в годы тяжелых испытаний перестроил учебную, научную и массово-политическую работу на военный лад, обеспечив выполнение оборонных заданий, бесперебойную подготовку врачей и практическую помощь органам здравоохранения. В результате упорного и напряженного труда всего коллектива только в 1941 году было сделано 3 выпуска: окончили институт свыше 900 студентов, причем половина выпускников была мобилизована в ряды Советской Армии. Всего за время войны было осуществлено 6 выпусков врачей.28 студентов КГМИ были направлены на военный факультет Саратовского медицинского института для специализации в качестве военных врачей. Обстановка военного времени потребовала в короткий срок перестроить всю учебную работу. Было осуществлено сокращение материальной базы института: часть учебных помещений, клиники и студенческие общежития были переданы под эвакогоспитали и эвакуированные учреждения; были призваны в армию более 80 преподавателей; налажено постоянное привлечение студентов и сотрудников на хозяйственные и оборонные работы.


1941-42 учебный год для студентов в II-V курсов начался 1 августа по новым учебным планам, предусматривающим окончание института в 3,5 года при 8-часовом учебном дне и сокращении каникул, но при выполнении полного объема учебных программ.


Программы общих и специальных дисциплин имели военно-медицинский уклон, вводились новые курсы - ЛФК, общевойсковая подготовка, лечебное питание. Особое внимание уделялось преподаванию дисциплин, имеющих отношение к лечебной работе на фронте и в тыловых эвакогоспиталях.


Несмотря на трудности военного времени, в институте успешно развивалась научно-исследовательская работа: за годы войны было защищено около 40 докторских и кандидатских диссертаций, в которых центральное место занимала оборонная тематика и, в первую очередь, проблема лечения военно-травматических повреждений. Профессора Л.И. Шулутко, Б.Л. Мазур и врач Л.А. Тарасова предложили для лечения гнойных ран поливалентный бактериофаг, профессора Н.В. Соколов и доцент П.В. Гулевич разработали метод лечения ожогов риванолевой повязкой, профессор А.И. Лаббок и ассистент Я.М. Криницкий предложили новую технику наложения шва на переднюю стенку кишечника при ранениях органов брюшной полости и т.д.


Большую работу проводил коллектив мединститута в деле оказания помощи органам здравоохранения и особенно эвакогоспиталям.


Самое деятельное участие в организации лечения раненных и больных воинов принимали фронтовики А.И. Бизяев, М.Х. Вахитов, Н.И. Зеленкова, В.П. Морозов, А.И. Шварева, А.И. Шишкина, А.Е. Тихонова, А.Х. Хамидуллина и др. Профессора М.Х. Вахитов и В.Г. Морозов ныне здравствуют.


Использованная литература


1. 1. Ахметянов Л.А., Клюшкин И.В., Дерюжов В.М.
Казнскому военному госпиталю - 200 лет // Казанский мед. ж. - 2009. - № 2. - С.156-164.


2. 2. Видные ученые отечественной медицины и здравоохранения - питомцы Казанского медицинского института /А.Н. Галиуллин, Е.С. Станкевич, Е.Ф. Станкевич, Н.Н. Горохов. - Казань, 1989. - 139 с.


3. 3. Зубаиров Д.М.
Вехи истории первой кафедры медицинской химии и физики в России // Казанский мед. ж. - 2007. - Т.88. - № 4. - С.402-415.


4. 4. Ишимова Л.М.
Добрые воспоминания о лихолетье // Казанский мед. ж. - 2009. - Т.90. - № 2. - С.166-171.


5. 5. Казанский государственный медицинский университет, 1804-2004 гг. Заведующие кафедрами и профессора. Биографический словарь/Под ред.В.Ю. Альбицкого, Н.Х. Амирова. - Казань: Магариф, 2004. - 374 с.


6. 6. Красильников Д.М., Вишневский А.А., Фёдоров И.В.
Казанский период жизни и научной деятельности Александра Васильевича Вишневского. - Казань, 2008. - 32 с.


7. 7. Красильников С.Н.
Выпускники Казанского государственного медицинского института 1941 года в Великой Отечественной войне: Метод. пособ. /С.Н. Красильников. - Казань: Зеленодольская городская типография, 1987. - 27 с.


8. 8. Красильников С.Н.
О выпускниках Казанского государственного медицинского института 1941 года: сколько их было? // Казанский мед. ж. - 2009. - Т.90. - № 5. - С.758-759.


9. 9. Мустафин Р.Р.
Профессор Иван Владимирович Домрачев // Казанский мед. ж. - 2009. - Т.90. - № 5. - С.756-757.


10. 10. Сафин Р.Р.
А.В. Вишневский и современный этап развития регионарной анестезии // Казанский мед. ж. - 2009. - Т.90. - № 5. - С.754-756.


11. 11. Худякова Р.А.
Общественная помощь эвакогоспиталям в годы Великой Отечественной войны - воплощение заветов В.И. Ленина о всенародной помощи органам здравоохранения // Казанский мед. ж. - 1970. - № 2. - С.82-84.


12. 12. Худякова Р.А.
Казанский медицинский институт в годы Великой Отечественной войны /Р.А. Худякова, Г.А. Ластина. - Казань: Комбинат печати им.К. Якуба,1973. - 23 с.


13. Казанский медицинский журнал, 2010 г., том 91, № 3 (Май - июнь, 2010), Созинов А.С., Абросимова М.Ю., Артемьева И. Ю.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие и этапы развития химии как науки
Реферат День взятия Бастилии
Реферат Концепция системы планеты Земля как концепция целокупности естественных гео- и экосистем
Реферат В поисках выхода: обращение к религии
Реферат Автосервис формирование стратегии и сценарный анализ в условиях неопределенности
Реферат Синтез современных концепций исследования банковского сектора на уровне региона как основа формирования стратегии его развития
Реферат Мировые тенденции слияний и поглощений в финансовом секторе
Реферат Виды залога в немецком и английском праве
Реферат Облік активів та зобовязань
Реферат Правила механизм и кинетика коагуляции
Реферат Совершенствование организации расчетно-кассового обслуживание клиентов
Реферат Разновидности и принцип действия экстракторов
Реферат Деятельность коммерческих банков 2 2
Реферат Организация работы с приемными семьями как направление деятельности органов опеки и попечительства (на примере Муниципального Округа Озеро Долгое)
Реферат Организационные вопросы управления федеральным университетом