Реферат по предмету "Иностранный язык"


Стилистические проблемы орфоэпии

Содержание


1. Вступление.


2. Основная часть.


Глава 1.
Орфоэпия как наука.


Глава 2.
Нормы орфоэпии.


Глава 3.
Произношение гласных и согласных звуков.


3. Заключение.


4. Список используемой литературы.


Вступление


Русский язык
– это национальный язык великого русского народа, включающий в себя всю совокупность языковых средств, которые используют в своём общении русские люди.


«Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. Известно, что неправильное произношение отвлекает внимание слушателя от содержания высказывания, затрудняя тем самым обмен информацией... Роль правильного произношения особенно возросла в наше время, когда устная публичная речь на собраниях и конференциях, по радио и телевидению стала средством общения между тысячами и миллионами людей».


Глава 1.
Орфоэпия как наука.


Каждый литературный язык существует в двух формах — устной и письменной — и характеризуется наличием обязательных норм — лексических, грамматических и стилистических. При этом письменная форма языка подчиняется еще и орфографическим и пунктуационным нормам (т. е. правилам правописания), а устная — произносительным, или орфоэпическим, нормам. Слово орфоэпия — греческого происхождения: orthos
— правильный, epos
— речь. Оно обозначает и совокупность правил произношения, и науку, изучающую эти правила. Орфоэпия — это учение о нормах устной речи: о правилах произношения отдельных звуков и их сочетаний, о закономерностях постановки ударения. Хорошее литературное произношение — один из важных показателей общего культурного уровня современного человека.


Орфоэпия тесно связана с фонетикой: правила произношения охватывают фонетическую систему языка, т.е. состав различаемых в данном языке фонем, их качество, изменение в различных фонетических условиях. Предмет орфоэпии – нормы произношения. Орфоэпическая норма
– это единственно возможный или предпочтительный языковой вариант, соответствующий системе произношения и основным закономерностям развития языка.


Орфоэпия включает в себя следующие разделы:


1. Орфоэпические нормы в области гласных и согласных звуков.


2. Особенности произношения заимствованных слов.


3. Особенности произношения отдельных грамматических форм.


4. Понятие произносительных стилей. Их особенности.


Глава 2 .
Нормы орфоэпии.


Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки мешают воспринимать содержание речи, а произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения.


Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди.


Нормы произношения определяются фонетической системой языка. В каждом языке действуют свои фонетические законы, по которым произносятся слова. Например, в русском языке ударный звук [о] в безударном положении меняется на [а] (в
[о]ду – в
[а]да
, т
[о]чит – т
[а]чить
); после мягких согласных ударные гласные [о, а, э] меняются на безударный звук [и] (м
[я]со
м
[и]сной
, в
[ё]л
в
[и]ла
, л
[е]з
вл
[и]зать
); в конце слов звонкие согласные меняются на глухие (ду[б]ы – ду
[п], моро
[з]ы
моро
[с]). Такая же мена звонких на глухие происходит перед глухими согласными (ру
[б]ить
ру
[п]ка
, сколь
зить
сколь
[с]ко
), а глухие согласные перед звонкими меняются на звонкие (ко
[с]ить
ко
зьба
, моло
[т]ить
моло
[д]ьба
). Изучением этих законов занимается фонетика

. Орфоэпические нормы определяют выбор произносительных вариантов – если фонетическая система в данном случае допускает несколько возможностей. Так, в словах иноязычного происхождения в принципе согласный перед буквой е
может произноситься как твердо, так и мягко, при этом орфоэпическая норма иногда требует твердого произношения (например, [дэ]када
, [тэ]мп
), иногда – мягкого (например [д'е]кларация
, [т'е]мперамент
, му
[з'е]й
). Фонетическая система русского языка допускает как сочетание [шн], так и сочетание [ч'н], ср. було
[ч'н]ая
и було
[шн]ая
, но орфоэпическая норма предписывает говорить коне
[шн]о
, а не коне
[ч'н]о
. Орфоэпия включает также нормы ударения: правильно произносить докумЕнт
,а не докУ
мент
, началА
, а не нАчала
, звонИт
,ане звОнит
).


Орфоэпические правила предупреждают ошибку в произношении, отсекают недопустимые варианты. Варианты произношения,признаваемыенеправильными, нелитературными, могут появляться под влиянием фонетики других языковых систем – территориальных диалектов, городского просторечия или близкородственных языков, преимущественно украинского.


У человека, не владеющего литературным языком с детства, а сознательно осваивающего литературное произношение, в речи могут встретиться произносительные черты, свойственные местному говору, который он усвоил в детстве. Например, выходцы с юга России часто сохраняют особое произношение звука [г] – они произносят на его месте звонкое [х]. Важно понимать, что такого рода произносительные черты являются нарушением норм только в системе литературного языка, а в системе территориальных диалектов они нормальны и правильны и соответствуют фонетическим законам этих диалектов.


Есть и другие источники нелитературногопроизношения. Если человек впервые встретил слово в письменном языке, в художественной или другой литературе, а до этого он никогда не слышал, как оно произносится, он может неправильно его прочитать, озвучить: на произношение может повлиять буквенный облик слова. Именно под влиянием написания появилось, например, произношение слова чу
[ф]ство
вместо правильного чу
[с]тво
, [ч]то
вместо [ш]то
, помо
[щ]ник
вместо помо
[ш]ник
.


Орфоэпическая норма не всегда утверждает как единственно правильный лишь один из произносительных вариантов, отвергая другой как ошибочный. В некоторых случаях она допускает варианты произношения. Литературным, правильным считается как произношение е
[ж'ж']у
, ви
[ж'ж']ать
с мягким долгим звуком [ж'], так и е
[жж]у
, ви
[жж]ать
– с твердым долгим; правильно и до
[ж'ж']и
, и до
[жд]и
, и п
[о]эзия
и п
[а]эзия
и др. Таким образом, в отличие от орфографических норм, предлагающих один вариант и запрещающих другие, орфоэпические нормы допускают варианты, которые либо оцениваются как равноправные, либо один вариант считается желательным, а другой допустимым.


Появление многих орфоэпических вариантов связано с развитием литературного языка. Произношение постепенно меняется. В начале ХХ в. говорили а
[н']гел
, це
[р']ковь
, ве
[р'х], пе
[р']вый
. Да и сейчас в речи пожилых людей нередко можно встретить такое произношение. Очень быстро уходит из литературного языка твердое произношение согласного [с] в частице -ся
(сь
) (смеял
[с]а
, встетили
[с]). В начале ХХ в. это было нормой литературного языка, так же как как и твердые звуки [г, к, х] в прилагательных на -кий
, -гий
, -хий
и в глаголах на -кивать
, -гивать
, -хивать
. Слова высокий
, строгий
, ветхий
, вскакивать
, подпрыгивать
, стряхивать
произносили так, как если бы было написано строгой
, ветхой
, вскаковать
, подпрыговать
. Потом норма стала допускать оба варианта – старый и новый: и смеял
[с]а
и смеял
[с']я, и стро
[г]ий
стро
[г']ий
. В результате изменений в литературном произношении появляются варианты, одни из которых характеризуют речь старшего поколения, другие – младшего.


Глава 3.
Произношение гласных и согласных звуков.


Орфоэпические нормы базируются прежде всего на основных фонетических закономерностях в области гласных и согласных звуков: аккомодации ударных гласных под влиянием соседних с ними мягких согласных, редукции двух видов (количественной и качественной), всех случаях ассимиляции и диссимиляции согласных, оглушении согласных в конце слова. Однако данные вопросы являются скорее объектом рассмотрения в фонетике в узком понимании этого термина (как науки о звучащей речи). Орфоэпию же более всего интересуют те случаи, когда возможно употребление двух вариантов произносительной нормы, когда возможна “вариантность звуковой реализации одних и тех же фонем и фонемного состава одних и тех же морфем при отсутствии позиционных различий”. Такие варианты могут отличаться или стилистически (опека -
общелитературное, опёка –
разговорное; [пЛэґт]
– нейтральное, [поэґт]
– высокое), или семантически (серде[чн]ый приступ – серде[шн]ый друг).


Наибольшие затруднения возникают у говорящих на русском языке как родном в следующих случаях.


1.
Произнесение ударного гласного [яо] или [э] после мягких согласных. Ничем не оправданное отсутствие в письменной речи буквы Ё часто служит причиной неверного произношения слов. Как вы произнесете слова: гололедица, опека, маневры, шерстка, гренадер, оседлый?
При подобных затруднениях приходится обращаться к “Орфоэпическому словарю”, где указано, что со звуком [яо] следует произносить слова безнадёжный, осётр, шёрстка, манёвры (
дополнительный вариант – маневры), блёклый (
и доп. блеклый).
Ударный звук [э] должен сохраняться в словах гололедица, опека, гренадер, недоуменный, избег.


2. Трудности могут возникать при выборе гласного после твердых шипящих в первом предударном слоге на месте буквы А
. По современным нормам в этой позиции должен произноситься гласный первой степени редукции нижнего подъема среднего ряда, нелабиализованный, т.е. [Л]. Однако действовавшие еще в середине нашего века нормы старомосковского произношения требовали, чтобы в этой позиции был употреблен звук [ыэ
], т.е. считалось верным такое произношение слов:


жара - [жыэ
раґ], шары – [шыэ
рыґ],


шалун – [шыэ
луґн], шантаж – [шыэ
нташ].


Эту норму можно в настоящее время считать устаревшей. Однако ни одна ранее действовавшая в речи норма не исчезает, не оставив исключений, своего рода речевых атавизмов, в которых по традиции сохраняется старое произношение. Таким исключением в русском языке стало произношение слов:


жалеть – [жыэ
л’ ]еть, жасмин – [жыэ
с]мин,


лошадей – ло[шыэ
]дей, жакет – [жыэ]кет,


а также числительных 20 и30 в косвенных падежах:


двадцати – двад[цыэ
]ти.


Напротив, после мягких шипящих, как и после любых мягких согласных, в позиции первой степени редукции не должен появляться звук [Л], но только [иэ
].


В области согласных орфоэпические нормы регламентируют такие случаи произношения:


1. Замена в некоторых словах [г] взрывного на [Х] фрикативное (как в украинском языке). Звук [Х] рекомендуется произносить в словах бухгалтер, господи, у бога, ага.


2.Произношение долгого твердого согласного [ж] на месте букв жж, зж.
Лишь в некоторых словах у ряда носителей языка (чаще всего у интеллигентов пожилого возраста) сохранился старомосковский вариант произношения с долгим мягким согласным [ж’] в таких словах, как дрожжи, брызжет, визжать, дребезжать, брюзжать, вожжи, езжу, позже, дожди, дождик.
Надо отметить, что такие варианты произношения все более выходят из употребления.


3. Произношение сочетания ЧН как [шн] или [чн]. В современном русском языке отмечается тенденция к сближению произношения с написанием, и вариант [шн] на месте орфографического ЧН как обязательная и единственная орфоэпическая норма отмечается лишь для некоторых слов: конечно, скучно, яичница, скворечник, прачечная, горчичник, нарочно
(явно устаревшие для современного языка варианты произношения, отмеченные в “Толковом словаре русского языка” Д.Н.Ушакова: молочник – моло[шн]ик, коричневый – кори[шн]евый, гречневый – гре[шн]евый).


Поскольку старая орфоэпическая норма исчезает из языка достаточно медленно, возникают параллельные произносительные варианты: горни[чн]ая – горни[шн]ая, полуно[чн]ик -–полуно[шн]ик, двое[шн]ик – двое[чн]ик, порядо[чн]ый – порядо[шн]ый.
В последние годы появилась тенденция произносить с [чн] женские отчества: Ильинична, Кузьминична, Никитична
и др., которые совсем недавно рекомендовалось произносить только через [шн].


В некоторых словах разное произношение различает слова семантически: пере[чн]ица –
’столовый прибор’, старая пере[шн]ица (разг.-просторечн.) –
устойчивый оборот с неодобрительной оценкой лица; серде[чн]ые капли, серде[чн]ый приступ –
’связанный с сердцем как внутренним органом’, серде[шн]ый друг –
’близкий, родной’.


Со звуком [ш] произносится и сочетание ЧТ в словах что, чтобы, кое-что
(но: почта, мачта
и многие другие слова – только с [чт]).


4. Произношение мягких согласных в конце слова, которые иногда под действием просторечия или диалектной речи неправомерно заменяются твердыми согласными: семь, восемь, очень, теперь, вепрь.


5. Произношение согласных на месте удвоенных букв может быть долгим (касса – ка[с]а)
или кратким (суббота – су[б]ота).


Долгий согласный должен произноситься в следующих случаях:


· на месте интервокальной группы согласных после ударения: ваґнна, гаґмма, из клаґсса;


· на стыке приставки и корня, предлога и знаменательного слова: рассердился, беззлобный, с собакай.


Краткий согласный произносится:


· в интервокальной группе перед ударением, кроме случаев, отмеченных выше: суббота, иллюминация, терраса, территория;


· на месте удвоенной согласной в положении перед согласными: классный, программный, группка.


Глава 4.
Особенности произношения иноязычных слов


Многие слова иноязычного происхождения прочно усвоены русским литературным языком, вошли в общенародный язык и произносятся в соответствии с существующими орфоэпическими нормами. Менее значительная часть иноязычных слов, относящихся к различным областям науки и техники, культуры и искусства, к области политики (также иноязычные собственные имена), при произношении отступает от общепринятых норм. Кроме того, в ряде случаев наблюдается двоякое произношение иноязычных слов (ср.: с[о]нет - с[а]нет, б[о]ле-ро - б[а]леро и др.). Произносительные варианты с [о] в таких случаях характеризуют произношение как нарочито книжное. Такое произношение не отвечает принятым в литературном языке нормам.


Отступления от норм при произношении иноязычных слов охватывают ограниченный слой лексики и сводятся в основном к следующему:


1. В безударных слогах (предударных и заударных) в иноязычных словах на месте буквы о
произносится звук [о]: [о]тель, б[о]а, п[о]эт, к[о]ммюнике, м[о]дерат[о], ради[о], ха[о]с, п[o]этесса; в собственных именах: Б[о]длер, В[о]льтер, З[о]ля, Т[о]рез, Ж[о]рес и др.


2. Перед е
в иноязычных словах произносятся твердо преимущественно зубные согласные [т], [д], [з], [с], и [н], [р]: отель, ателье, партер, метрополитен, интервью; модель, декольте, кодекс; шоссе, безе, морзе; кашне, пенсне; Сорренто; Торез, Жорес, также Флобер, Шопен.


3. В безударных слогах иноязычных слов с твердым согласным перед [е] на месте буквы е
произносится гласный [э]: ат[э]лье, ат[э]изм, мод[э]льер и т.п.


4. На месте буквы э
в начале слова и после гласных произносится [э]: [э]ко, [э]пос, по[э]т, по[э]тесса, по[э]тический.


Глава 5.
Русское литературное произношение в его историческом развитии


Орфоэпия современного русского литературного языка представляет собой исторически сложившуюся систему, которая наряду с новыми чертами в большой степени сохраняет старые, традиционные черты, отражающие пройденный литературным языком исторический путь. Исторической основой русского литературного произношения являются важнейшие черты разговорного языка города Москвы, которые сложились еще в первой половине XVII в. К указанному времени московское произношение лишилось узкодиалектных черт, объединило в себе особенности произношения и северного и южного наречий русского языка. Приобретая обобщенный характер, московское произношение явилось выражением общенационального. М.В. Ломоносов считал основой литературного произношения московское «наречие»:


«Московское наречие не токмо для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается...»


Московские произносительные нормы передавались в другие экономические и культурные центры в качестве образца и там усваивались на почве местных диалектных особенностей. Так складывались особенности произношения, несвойственные московской орфоэпической норме. Наиболее четко выраженными были особенности произношения в Петербурге, культурном центре и столице России XVIII-XIX вв. В то же время и в московском произношении не было полного единства: существовали произносительные варианты, имевшие разную стилистическую окраску.


С развитием и укреплением национального языка московское произношение приобрело характер и значение национальных произносительных норм. Выработавшаяся таким образом орфоэпическая система сохранилась и в настоящее время во всех своих основных чертах в качестве устойчивых произносительных норм литературного языка.


Литературное произношение часто называют сценическим. Это название указывает на значение реалистического театра в выработке произношения. При описании произносительных норм вполне правомерным является обращение к произношению сцены.


В формировании литературного произношения исключительная роль принадлежит радиовещанию, телевидению и звуковому кино, которые служат мощным средством распространения литературного произношения и поддержания его единства.


Произносительная система современного литературного языка в своих основных и определяющих чертах не отличается от произносительной системы дооктябрьской эпохи. Различия между первой и второй имеют частный характер. Возникшие в современном литературном произношении изменения и колебания касаются преимущественно произношения отдельных слов и групп их, а также отдельных грамматических форм. Так, например, произношение мягкого звука [с] в аффиксе -сь - -ся (мою[с'], мыл[с'ъ]) при старой норме (мою[с'] - мыл[с'ъ]) не вносит каких-либо изменений в систему согласных фонем современного русского языка. Укрепление нового произносительного варианта аффикса -сь - -ся (бою[с']) в качестве современной орфоэпической нормы сближает произношение с написанием, чего не было при старом произносительном варианте (бою[с]), и потому вполне целесообразно.


Примером нового произносительного варианта, который вносит изменение в фонетическую систему языка, является произношение долгого твердого [] на месте долгого мягкого [']: наряду с [во'и], [дро'и] произносят во[]ы, дро[]ы. Укрепление нового произносительного варианта [] вносит изменение в фонетическую систему языка, освобождает ее от обособленного элемента ['], органически не связанного с системой согласных в целом. Такая замена делает фонетическую систему современного русского языка более последовательной и цельной и служит примером ее совершенствования.


Приведенные примеры показывают, что новые произносительные варианты неравноправны. Если они улучшают произносительную систему, сообщают ей большую последовательность, то оказываются жизнеспособными и имеют основание для закрепления в качестве орфоэпической нормы. В противном случае вариант произношения постепенно отмирает.


Выделение в литературном языке стилей в области лексики и грамматики проявляется и в области произношения. Имеются две разновидности произносительного стиля: стиль разговорный и стиль публичной (книжной) речи. Разговорный стиль - это обычная речь, господствующая в бытовом общении, стилистически слабо окрашенная, нейтральная. Отсутствие в этом стиле установки на безупречное произношение ведет к появлению произносительных вариантов, например: [пpос'ут] и [прос'ът], [высокъй] и [высок'ий]. Книжный стиль находит выражение в разных формах публичной речи: в радиовещании и звуковом кино, в докладах и лекциях и т.д. В этом стиле требуется безукоризненное языковое оформление, строгое сохранение исторически сформировавшихся норм, устранение произносительных вариантов.


В случаях, когда различия произношения обусловлены исключительно областью фонетики, выделяют два стиля: полный и разговорный (неполный). Полный стиль отличается четким произношением звуков, что достигается медленным темпом речи. Разговорный (неполный) стиль характеризуется более быстрым темпом и, естественно, меньшей тщательностью артикуляции звуков.


Заключение


Использование современной методики языкознания позволяет формировать современные знания о развитии русского языка. Научные пособия, посвященные данной теме позволяют исследовать данную тему в современном разрезе. Историография русского языка прослеживает вековую историю формирования русского языка, произношений и написаний символьно-звуковой схемы. Прослеживается роль исторических периодов, характеризующих видоизменения русского языка. Огромную роль на развития и формирование орфоэпии оказывали нашествия монголо-татар, шведское влияние, а также тип поселения, местные диалекты и разговорные формы.


Список использованной литературы:


1. Валгина Н.С. «Современный русский язык».


2. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. М., 1978.


3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981. С.11-131.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Історичні портрети К.М. Деревянко і І.Д. Черняховського
Реферат Селянські податки на Україні в ХІХ – поч. ХХ століття
Реферат Этикетно эпистолярные единицы в письмах А П Чехова
Реферат Доверительное управление портфелем ценных бумаг клиентов
Реферат Голод в РСФСР в 1921-1922 гг
Реферат Исследование точности численного дифференцирования
Реферат Literary Analysis On Their Eyes Were Watching
Реферат Истоки и принципы создания пейзажных парков
Реферат Неведомый шедевр
Реферат Адрес: 192220, Санкт-Петерубрг, ул. Гжатская, д. 9, лит. А, пом. 5Н
Реферат Итоги Великой Отечественной Войны
Реферат Проблема соотношения понятий бессознательной и неявной деятельности в основах общего наукочтения Фихте
Реферат Революционная ситуация 1859г—1861г. Отмена крепостного права
Реферат Why We Go To Malls Essay Research
Реферат Определение передаточных отношений и перемещений в разных видах передач.