Реферат по предмету "Искусство"


Значение Соловецкого сидения в расколе Русской Церкви

Значение Соловецкого сидения в расколе Русской Церкви План Введение 1. Церковная реформа России в 17 веке 1. Начало раскола 2. Исправление церковных книг 2. Соловецкое сидение 1. Причины Соловецкого бунта 2. Некоторые особенности реформ Никона 3. Начало и развитие событий в


Соловецкой обители 4. Соловецкие челобитные царю 5. Царский ответ и первая осада 6. Вторая осада монастыря 7. Действия воеводы Мещеринова 8. Измена и расправа 3. Последствия и историческое значение Соловецкого сидения 19 Заключение 21 Библиографический список 22 Введение


XVII век представляет собой очень интересную, богатую событиями страницу в истории России. Это был период правления царя Алексея Михайловича, однако этот век неизменно ассоциируется с именами патриарха Никона и протопопа Аввакума и таким явлением, как раскол в русской церкви, доставшийся в качестве серьезной проблемы в наследство Петру Первому. Историки называют этот век бунташным. Именно в этот период произошли два крупных крестьянских, два


стрелецких, ряд городских восстаний и соловецкий бунт. Выбирая в качестве темы реферата историю соловецкого сидения, я руководствовалась в первую очередь тем, что учебники по истории очень кратко освещают этот необычный во всех отношения бунт, а во вторую личными впечатлениями, полученными во время посещения Соловецких островов. В 17 веке в России шел процесс централизации государственной власти, при этом отчетливо


стали проявляться тенденции формирования абсолютизма. Это прослеживалось в первую очередь в усилении единоличной власти царя, ограничении деятельности сословно-представительских учреждений, привлечении в государственное управление непородных людей, повышении роли приказов и окончательной победе светской власти над властью церковной. 1.Церковная реформа в России в 17 веке. Серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму создавала


церковь, которая претендовала на большую власть. Без сокрушительного удара по притязаниям церкви самодержавие укрепиться не могло. Борьба самодержавия за полноту власти ярче всего проявилась в деле патриарха Никона. В 1653г. Никон, желая укрепить авторитет церкви, начал проводить церковную реформу. Суть ее заключалась в унификации норм церковной жизни и православной церкви. Например, Никон распорядился заменить при богослужении земные поклоны поясными.


Креститься тремя пальцами вместо двух и привести иконы и книги в полное соответствие с греческими образцами. Исправление обрядов богослужебных книг нарушило сложившиеся традиционные русские формы церковных обрядов и вызвало недовольство части духовенства и светской власти. Лидеров противников Никона стал протопоп Аввакум. Выступление ревнителей старой веры нашли поддержку в разных слоях русского общества, что и привело к


движению, получившему название раскол. Раскольники яростно боролись на сохранение русского православия и старины. Их сторону принимали многие богатые и знатные люди. По указам царя 1666 г. воеводам предписывалось подвергать раскольников царским казнениям. С этого момента начинается открытая борьба государства и церкви со сторонниками старой веры. Аввакум и другие вожди раскола были сожжены в Пустозерске за великие на царский дом хулы в 1682 г.


Пока Никон пользовался поддержкой царя, его положение было достаточно прочным. Однако патриарх стал посягать на прерогативы светской власти и по инициативе царя в 1667г. В Москве был созван Собор вселенских патриархов, который снял с Никона патриарший сан. Собор признал православными всех греческих патриархов и все греческие богослужебные книги. Однако и после Никона церковь сохранила свою внутреннюю самостоятельность, свои земельные владения


и оставалась значительной политической силой. Правда борьба с расколом потеряла прежнюю страсть и накал. 1.Начало раскола В 1646 году при дворе царя Алексея Михайловича сложился кружок боголюбцев, или ревнителей благочестия во главе с настоятелем Благовещенского собора в Московском Кремле Стефаном Вонифатьевым. В кружок входили постельничий позднее окольничий


Федор Михайлович Ртищев, смоленский дворянин Симеон Потемкин, глава печатного двора князь A.M. Львов, игумен Макарьевского Желтоводского монастыря Иларион, игумен Московского Златоустовского монастыря Феоктист, настоятель Казанского собора на Красной площади Иван Неронов, протопопы костромской


Даниил, муромский Логин, темниковский Даниил, юрьевский Аввакум. Из членов кружка особым расположением царя и царского духовника С. Вонифатьева пользовался Новоспасский архимандрит с 1649 года Митрополит Новгородский, с июля 1652 года Патриарх Московский и Всея Руси Никон. Главная цель кружка состояла в оздоровлении церковной и духовно-нравственной


жизни русского общества после Смутного времени. Они полагали, что хотя русское благочестие и живая вера XVII века достойны были всякого восхищения, чистота древнего вероучения была опорочена изобретением новых, неизвестных Церкви, догматов величественный чин богослужения был обезображен искажением богослужебных книг и обрядов, многогласием в пении и чтении. Причм, быстро обнаружилось, что установить верное и отбросить нелепости и ошибки, противоречащие уставу и духу Церкви, в


России чрезвычайно трудно. Даже соборного определения было недостаточно своим не верили. Требовался авторитетный богословский разбор, опирающийся на тысячелетний богословско-литургический опыт Вселенской Церкви, выстраданный в острейшей борьбе с ересями. Кроме того, после падения Византии Русь осталась единственной православной мировой державой Третьим Римом, и ощущала ответственность за судьбу


Рима Второго всех древних православных народов. 1.2.Исправление церковных книг Стремление царской власти к политическому единству с православным Востоком подразумевало единство религиозное. Поэтому при патриархе Иосифе дело исправления русских книг и обрядов в пользу греческих приобрело статус государственного. Уже тогда среди ревнителей наметились разногласия бояре


Ртищев и Морозов придерживались взглядов царя и Стефана Вонифатьева о необходимости единения с Греческой церковью. Неронов, Аввакум, Лазарь и Даниил полагали, что достаточно лишь исправления нравов, отмены многогласия, введения живой проповеди, исправления некоторых богослужебных книг согласно древним русским книгам. Греческую православную учность и богослужебную практику они совершенно отвергали, считая современных


греков людьми крайне неблагочестивыми. Никон вначале поддерживал эту точку зрения, но, разобравшись глубже, понял, что поместная Церковь есть только часть единой Вселенской Церкви, что между частями этой Церкви должно быть каноническое общение и согласование. После того, как 25 июля 1652 года Новгородский Митрополит Никон был поставлен Патриархом Московским и всея Руси, правильное устроение церковной жизни в


России стало его непосредственной обязанностью. Из грамот Константинопольского Патриарха Иеремии и Собора Греческого на имя первого Русского Патриарха Иона, Патриарх Никон знал, какое страшное осуждение грозит за каждое нововведение в чине православной Церкви. Никон, как предстоятель Церкви, не мог не считать себя ответчиком пред Богом вот исходная точка его ревности по приведению всего


богослужебного чина Русской Церкви в согласие с чином Вселенской Церкви. Патриарх Никон совершил то, на что был призван и что до него не смогли сделать все бывшие Митрополиты и Патриархи Московские с 1464 по 1652 год. Все решения об исправлении книг и обрядов принимались соборно. Собор, состоявшийся в 1654, не только признал необходимость исправления книг, но и утвердил правило,


как вести это исправление Достойно и праведно исправили против харатейных рукописных и греческих. Для этого было собрано более 2700 книг, к которым прибавились книги, привезенные из Греции старцем Арсением Сухановым. Также на специальный собор 1656 года Святейший Никон вынес рассмотрение перевода книги Скрижаль, содержавшей духовное толкование богослужения. Понимание догматического и таинственного смысла литургии, церковных священнодействий и обрядов освобождало


от рабского следования букве и исключало возможность ошибок при выборе между старо и новопечатными книгами. Отцы Собора Русской Церкви признали книгу не только непорочной, но и достойной всякой похвалы и удивления, и много благодарили Бога за такое бесценное сокровище 18, с. 105. Этот же собор постановил правило о троеперстии в крестном знамении и изрек письменное проклятие на неповинующихся учению Церкви. 2.Соловецкое сидение


В августе 1657 года на Соловки были присланы новоисправленные служебники. Под влиянием архимандрита Илии черный собор, не вникая в существо исправлений и опасаясь якобы содержавшихся в них многих ересей и новшеств лукавых, определил их как писание слуг антихристовых, ересь латинскую и приговорил новые служебники отставить, а службу править по-прежнему, как при Чудотворцах правили. 8 июня 1658 года братия скрепила соборный приговор поручными записями.


Монастырь вступил в противоборство с официальной Церковью, а следовательно, с государством. Немедленной реакции не последовало, так как в это время Никон, не снимая с себя патриаршего сана, удалился от дел, а фактически возглавивший Церковь Алексей Михайлович был слишком занят внешней политикой, в частности, войной с Речью Посполитой, а также делом Никона. Будучи Патриархом,


Никон принимал все меры к тому, чтобы в Русской Церкви не произошло раскола. В частности, при условии послушания Церкви, разрешал служить и по старым книгам, допуская разность мнений в вещах, не затрагивающих существа веры. Митрополит Макарий пишет, что если бы Никон не оставил кафедры, раскола в Русской Церкви не было бы. Понимая губительность подобных притязаний,


Патриарх Никон также сознавал, что открытое сопротивление царской власти со стороны духовной власти может вызвать в России смуту, разрушающую религиозную основу русского бытия - любовь народа к Церкви-матушке и царю-батюшке. После длительных молитвенных размышлений он выбрал единственно возможный для себя путь незаконным притязаниям не подчиняться, в открытое противостояние не вступать указывая на нетерпимость положения, рассчитывая на отрезвление и покаяние светской власти, оставить кафедру


Московского первосвятителя и удалиться в Воскресенский монастырь . 2.1.Причины Соловецкого бунта. В отсутствии Патриарха царь Алексей Михайлович по существу возглавил управление церковными делами. Предшествующая его деятельность принятие Соборного Уложения 1649, ограничивавшего монастырское землевладение и уничтожавшего церковную юрисдикцию церковных


людей по гражданским и уголовным делам в частности, это означало, что монастырские власти, рядовые монахи и население монастырских вотчин по всем гражданским и уголовным делам должны были судиться светским судом, в результате помимо моральных издержек монастырь нес серьезный материальный урон, лишаясь судебных пошлин одной из крупных и постоянных статей дохода активное участие царя в никоновской реформе и жестокие преследования ее противников набиравшая силу тенденция к секуляризации общественной жизни активизация


международных контактов Руси общение с еретиками латинянами и люторами, все это давало соловецким монахам повод к недоверию царю в вопросах благочестия. Поэтому смута в Соловецком монастыре, не будучи подавленной в самом начале, набирала силу. Причин было несколько во-первых, сохранение древнего благочестия для соловецких монахов означало строгое и неуклонное следование уставу, завещанному святыми основателями, то есть к любым переменам отношение


было подозрительное во-вторых, малообразованное духовенство не желало служить по новым книгам старики и по старым книгам едва читают, а по новым, сколько ни учиться, не навыкнуть будет в-третьих, в начале XVII века для соловецких монахов военное дело было за обычай, и они могли взяться за оружие, отстаивая сво право независимо решать свои духовные и мирские дела в-четвертых, на то время в монастыре находилось множество ссыльных как раз по делу исправления книг и обрядов начальник печатного двора при патриархе


Иосифе князь Львов, Арсений Грек, бывший царский духовник и архимандрит Саввино-Сторожевского монастыри Никапор, беглые сообщники волжского разбойника Разина. Между прочим, ещ будучи Митрополитом Новгородским апрель 1649 - июль 1652, Никон пытался исправлять известные ему беспорядки в Соловецкой обители запретил рыбный стол по субботам и воскресениям в


Великий пост и во всю страстную седмицу под угрозой запрещения велел делать раздаточные просфоры не из ржаной, а из пшеничной муки запретил в монастыре хмельное питие а также потребовал ужесточить режим содержания ссыльных и заточенных. Развитие событий показало, что неисполнение последнего распоряжения имело особенно печальные последствия. 2.2.Некоторые особенности реформ Никона Заметим, что реформа не затрагивала основ православного вероучения она лишь приводила форму обряды


в соответствие с содержанием догматикой. К числу наиболее значительных преобразований относились замена двоеперстия троеперстием при совершении крестного знамения перемена формы креста вместо трисоставного восьмиконечного с изображением Распятия двоечастный четырехконечный перемена хождения по солнцу посолонь на хождение против солнца при совершении чинов крещения, венчания, во время крестных ходов и т.д. сокращение числа просфор с 7 до 5 для проскомидии в начале литургии.


Из книжных исправлений изменение написания имени Христа Иисус вместо Исус. Замена текста в Символе Веры до Никона Господа Истиннаго и Животворящаго, Его же Царствию несть конца, после Никона Господа Животворящаго, Его же Царствию не будет конца. В конце пения псалма вместо дважды повторяемого слова аллилуиа сугубая аллилуиа введение трехкратного


его повторения трегубая аллилуиа, были упразднены земные поклоны коленное метание на молитве Ефрема Сирина, и т.д. 2.3.Начало и развитие событий в Соловецкой обители Неприятие обрядовых изменений в Соловецком монастыре во многом определялось позицией архимандрита Илии. Многие священнослужители не разделяли его точку зрения и в 1658 году послали патриарху грамоту,


в которой свидетельствовали, что они желали бы служить по новым служебникам, а архимандрит и посмотреть их не дал и силой заставил приложить руки к соборному определению о неприятии новых служебников. То есть, в монастыре были люди, искренне пытавшиеся найти истину. В Соловецкой библиотеке хранилась рукопись, писанная Герасимом Фирсовым, в которой были собраны свидетельства, как в пользу двуперстия, так и троеперстия.


Архимандрит Илия скончался в 1659 г. На место его братия избрала постриженика своего же монастыря иеромонаха Варфоломея, который жил тогда в звании приказного старца на Соловецком подворье в Вологде. В марте 1660 г на Вербное воскресенье, Варфоломей поставлен был в Москве в сан архимандрита Новгородским митрополитом Макарием, и затем присутствовал на происходившем тогда


Соборе по делу патриарха Никона до самого окончания Собора, и подписался под его решением, так что мог отправиться в свою обитель только в конце августа. Но и новый настоятель Соловецкого монастыря ничего не мог сделать против общего приговора братии, состоявшегося 8 июня 1658 г о непринятии новопечатных Служебников. 22 октября 1661 года он успел было составить вместе со всеми священниками и со всей братией монастыря на черном


Соборе новый приговор, чтобы по примеру соборной церкви в Москве и всех обителей ввести и в Соловецком монастыре пение наречное и впредь совершать службы по новоисправленным печатным книгам, только этот приговор вовсе не исполнялся, как и обнаружилось через некоторое время. В начале 1663 г едва только архимандрит Варфоломей отправился по монастырским делам в Москву, в обители произошла великая смута из-за того, что 7 февраля при совершении литургии священниками


Варламом и Геронтием дьякон Евангелие чел без свечи, и пелены на аналое не было, и святыни де пономарь не возносил на заамвонной молитве. Смута была прекращена тем, что архимандрит, получив известия о происшедшем, поспешил возвратиться с дороги в обитель и учинил сыск. Наказав, по расследовании дела, виновников смуты, архимандрит Варфоломей составил вместе со всеми священниками и диаконами монастыря приговор 16 февраля 1663 г чтобы


впредь от них возмущения никакого не было и никаких чинов нововводных, а кто из них станет вводить какие-либо новые чины без государева указа и святительского повеления или укорять другого нововводными чинами и того не докажет, тех смирять монастырским жестоким смирением. После такого приговора о введении в Соловецком монастыре новых Служебников вместо доселе употреблявшихся старых нечего было и думать.


2.4.Соловецкие челобитные царю В 1666 году архимандрит Варфоломей подписался под соборным деянием, в котором служение по новым книгам признавалось обязательным. Когда об этом узнали на Соловках, оппозиционная Варфоломею группа монахов и мирян отстранила от дел его ставленников его келаря и казначея. Мятежники били челом царю утвердить настоятелем бывшего Саввинского в Звенигороде архимандрита Никанора1. Однако в


Москве челобитчиков посадили под стражу, а в монастырь по повелению царя и Вселенских патриархов было послано Соборное повеление о приятии новоисправленных книг и чинов, его вез архимандрит Спасо-Ярославского монастыря Сергий. Единственным результатом приезда архимандрита Сергия кстати в монастыре он содержался под стражей, а сопровождавших его стрельцов пытались побить камнями была увезенная им челобитная вторая, сентябрь 1666 года, которую первым подписал архимандрит


Никанор, затем братия и миряне. Они во всем обещали покориться царской власти, просили лишь не вели, государь, ему священно архимандриту Сергию, прародителей твоих государевых, благоверных царей и благочестивых великих князей, и начальников наших великих чудотворцев, преподобных и богоносных отец Зосимы и Савватия и Германа и преосвященного Филиппа, митрополита Московского и всея Руси предания нарушать. Первоначально московские церковные и светские власти пытались


разрешить конфликт мирным путем вызванного в Москву в том же феврале 1667 г. Никанора встретили как архимандрита, он отказался от прежних взглядов, однако притворно, т. к вернувшись в монастырь, раскаялся вторично, с раскольники вчинися. Архимандритом же назначили Иосифа, келейного брата и единомышленника Варфоломея. Архимандрит Иосиф пытался братию вразумить, чтобы они послушались указа


Великого Государя и Вселенских Патриархов, но казначей и вся братия с великим шумом ему отказали нам де ты архимандрит не надобен, сиди де в келий. Архимандрит Никанор, выждав в Архангельске пока без него, хотя и по его письму, будет отвергнут архимандрит Иосиф, 20 сентября прибыл в монастырь. Он объявил, что ему по-прежнему велено быть в монастыре на покое, о своем покаянии перед Собором и о послушании Соловецкой братии


Собору ничего не сказал. По поводу этих событий в Москву был послан старец Кирилл Чаплин со следующей челобитной четвертой. Архимандрита Иосифа выслали из обители в безгодное зимнее время, и он обосновался в Сумском остроге, сосредоточив в своих руках управление вотчиной. Мятежную братию возглавил архимандрит Никанор. 22 сентября 1667 года царю была отправлена известная


Соловецкая челобитная, составленная казначеем Геронтием. Содержание е сводилось к тому, что были повторены все старообрядческие доказательства неправоты новой веры и канонические достоинства веры старой. 2.5.Царский ответ и первая осада Ответ последовал на четвертую челобитную. 23 декабря 1667 г. были направлены две отдельные грамоты соловецким старцам, а также слугам и служебникам монастыря с предложением покориться, а 27 декабря 1667 г. был


издан царский указ, означавший начало блокады монастыря за противство и непослушание светским и церковным властям, святейшим Вселенским патриархам. В указе предписывал ось Соловецкого монастыря вотчинные села, и деревни, и соляные и всякие промыслы, и на Москве и в городех дворы со всякими заводы и с запасы, и соль отписать на нас, великого государя, и из тех сел, и из деревень, и ото всяких промыслов денег, и хлебных всяких запасов, и соли, и всяких


покупок с Москвы и из городов в тот монастырь пропускать не велели. Эти же предписания были повторены и в апреле 1668 г. не разрешать отправлять в монастырь его хлебные запасы, присланные из Вологды и хранящиеся в амбарах в Холмогорах, а послать их в монастырские соляные промыслы для работных людей. Тогда же в 1668 году Вселенскими Патриархами была написана грамота архимандриту


Иосифу с проклятием Соловецких мятежников за непокорение ко Святей Церкви. Весной 1668 г. на Соловки прибыл стряпчий Игнатий Волохов с небольшим отрядом стрельцов несколько более 100 человек. В ответ монастырь заперся, что было началом его сидения. По-видимому, в первый период царь Алексей Михайлович надеялся взять монастырь измором и устрашением,


блокировав доставку продовольствия и других необходимых запасов, однако ее полному осуществлению препятствовали и природные условия, и связи монастыря с населением, оказывавшим поддержку прежде всего доставкой продовольствия. С теми силами, которые были у Волохова, организация полной блокады островов оказалась делом невозможным. Восставшие пользовались авторитетом, сочувствием и поддержкой у поморского населения. На них смотрели как на сидельцев за Христово имя и


Спасительный Крест. Численно среди сидельцев преобладали бельцы более четырех сотен московских стрельцов и донских казаков и боярских беглых холопов и крестьян, были разных государств иноземцы свийские немцы, и поляки, и турки, и татаровя. Очевидно, бельцы играли заметную роль в руководстве восстанием. Не без их участия была организована караульная служба, налажено обучение сидельцев огневому бою, устроены окопы и земляной вал перед Никольской башней, надрублены раскаты деревянные стены на сушиле и проч.


Однако и монахам военное ремесло было за обычей. Невежественность мятежников особенно проявилась 7-го марта 1669 года, когда они изорвали и сожгли более двухсот книг, а на оставшихся сделали раскольничьи приписки. Авторитетным руководителем восстания был архимандрит Никанор. Позиция сидельцев и бельцов, и монахов была однозначной Мы, заявляли они, по новоисправленным книгам петь и говорить отнюдь не хотим и за то де мы хотим помереть


все единодушно. Весьма сильными среди восставших были антиправительственные настроения. Действия Игнатия Волохова на протяжении 1668-1671 годов едва ли можно квалифицировать как осаду монастыря. Лето 1668 года было посвящено стоянию на Заяцком острове точно так же прошло и лето 1669 года. Приготовляясь к длительному сопротивлению, мятежники в июле 1669 года выслали из монастыря содержавшихся там в заключении греческого митрополита Макария, чернеца


Герасима, попа Козьму, чернеца Иова Салтыкова, сына боярского Осипа Пирюгина. В июне 1670 года под монастырем произошла стычка, во время которой был убит один стрелец и двое ранены потери восставших - трое убитых и двое раненых. На следующее лето военных действий вообще не было. Гораздо больше Волохова занимало выяснение отношений с архимандритом


Иосифом. Стряпчий и настоятель слали в Москву доносы друг на друга. В Москве не знали, кому и верить. В конце концов дошло до безобразия 16 марта 1672 года во время обедни приключилась драка - Волохов в церкви принародно архимандрита Иосифа бил и за бороду драл и, оковав, держал в тюрьме многое время. Правительство вынуждено было обоих отозвать в Москву.


На место Иосифа был назначен старец Иоиль, на место Волохова голова Московских стрельцов Клементий Иевлев. 2.6.Вторая осада монастрыря Клементию Иевлеву предписывалось как мочно потеснить монастырь, но при этом ратных людей, стрельцов и иных по наряду для приступов к Соловецкому монастырю не посылать, и никакого воинского промыслу над монастырем не чинить, кроме того


что у монастыря заставы учинить крепкие, чтобы отнюдь из монастыря никто ни с чем, также в монастырь тайно и явно не ездили. Также рекомендовалось действовать убеждением, пытаться склонить мятежников к сдаче путем переговоров, за что правительство обещало 12 мая 1673 года бунтовщикам прежние их вины отдать . Лето 1673 года также не принесло К. Иевлеву сколько-нибудь заметного успеха. За исключением того, что двинские стрельцы учинили бунт, едва не прибив своего начальника, посылавшего


ратных людей на приступы без боевого запаса, от чего ратные люди несли большие потери. После бунта, едва избежав расправы, Иевлев бил челом царю об освобождении его от должности. 6 сентября 1673 года на смену Иевлеву был послан воевода Иван Алексеевич Мещеринов. 28 декабря 1673 года в монастыре было решено за Великого Государя богомолье отставить, тягчайшее по тем временам государственное преступление.


2.7.Действия воеводы Мещеринова 4 июня 1674 года И.А. Мещеринов высадился на Большом Соловецком острове и направил в монастырь посольство, которое было тут же посажено под караул. Пощады, даже в случае добровольной сдачи, ждать не приходилось. Поскольку затянувшийся бунт изрядно надоел правительству, Мещеринову был дан наказ, чтобы он с Соловецкого острова без


Государева разрешения отнюдь не отходил и чтобы мятеж искоренил вскоре. Адресованная воеводе царская грамота заканчивалась выразительной припиской А буде ты, Иван, с Соловецкого острова, без нашего Великого Государя указу, впредь сойдешь, и за то тебе учинена будет смертная казнь. Летом 1674 года И. Мещеринов устроил раскаты с пушками вокруг монастыря.


25 июля стрелецкий отряд майора С. Келена штурмом взял шанцы окопы у Никольской башни. Все попытки восставших отбить шанцы закончились неудачно. И. Мещеринов хотел отвести воду из Святого озера, но нехватка рабочих рук не позволила этого сделать. Малолюдство, недостаток артиллерии, боезапаса, провианта вынудили воеводу, разрушив свои укрепления под мопастырскими стенами, удалиться в конце сентября на материк.


Когда об этом узнали в Москве, Мещеринова в специальной грамоте отчитали за самовольство, велели вернуться на остров. Царская грамота повелевала над соловецкими ворами и изменниками чинить промысел, не испустя времени, и во всяком ратном деле чинить промысел неотложно и со всяким радением. К зиме 167475 годов И. Мещеринову удалось установить довольно жесткую блокаду монастыря. Подвоз свежих продуктов прекратился, не хватало дров, среди осажденных началась цинга.


Несмотря на усилившиеся тяготы осады, сидельцы продолжали укреплять оборону. Башни и ворота обнесли рогатками, в местах возможных приступов положили доски с набитыми гвоздями чтобы доски нельзя было убрать, их приколотили к земле деревянными сваями, усилили караулы на башнях до 30 человек на каждой, и у ворот до 20 человек. Все, потенциально склонные к измене, были изолированы. В конце мая 1675 года Мещеринов вновь высадился в


Долгой губе Большого Соловецкого острова. Не изжитое малолюдство при воеводе было всего 185 стрельцов не позволило сразу атаковать монастырь. Лето прошло в мелких стычках с осажденными, в строительстве батарей, городков и раскатов, по высоте равнявшихся стенам крепости. С раскатов можно было обстреливать монастырь из пушек, которых, однако, у Мещеринова было мало, не было и пушкарей, пороху, ядер.


Все это было прислано воеводе только в сентябре. С прибытием подкреплений осадные работы оживились. Однако разрушить крепостную стену артиллерия не могла. Безрезультатными оказались попытки подкопов под угловые башни. Тщетными были лобовые атаки. Одна из них имела место 23 декабря 1675 года у Сельдяных ворот. Штурмовавший ворота стрелецкий отряд понес потери 36 человек убитых и раненых и отступил.


Между тем положение осажденных продолжало ухудшаться. Бежавшие из монастыря на допросах показывали в городе многие воры чернецы и бельцы от крепкие осады оцинжали и многие лежат больны, а иные и померли. Как упоминалось выше, никто из иеромонахов не поддержал вооружнного сопротивления и не пожелал оставить молитвы за царя, к чему их принуждали мятежники. Никанор утешал восставших мы и без священников проживем.


Бунтовщики перестали ходить в церковь, умирали без покаяния и были погребаемы без молитв. Впрочем, в монастыре оставалось некоторое количество иноков, не желавших участвовать в вооруженном сопротивлении, продолжавших молиться за царя и искавших случая избавиться от власти мирских бунтовщиков. 2.8.Измена и расправа Летом 1676 года Мещеринов готовился к решительному штурму. Он со 185 стрельцами устроил 13 батарей вокруг монастыря, стал вести подкопы под башни.


В августе прибыло к нему ещ 800 стрельцов. Однако приступом взять монастырскую крепость ему не удалось. 8 ноября 1677 года в лагерь к Мещеринову вышел из монастыря чернец Феоктист, предварительно высмотря в монастыре всякие городовые крепости и причинные места, где б над ними, ворами промысел учинить. Предложенный Феоктистом план сводился к следующему за час до рассвета, когда ночные караулы уходят, а на стенах на постах остается по одному человеку, отряд стрельцов должен


через пролаз в сушиле проникнуть в монастырь и, перебив стражу, открыть ворота. И. Мещеринов долго не решался осуществить этот замысел, однако бесплодность осадных усилий побудила воеводу к действиям по плану Феоктиста. В ночь на 22 января 1677 года, егда быша буря, мраз и метель велия Феоктист с воями един по едину вхождаху в полату сушиленную, дондеже всю наполни воями, и шедше разломаху запоры, и врата отверзи, преда обитель в руце


Мещеринова и воинов впусти в обитель. Восставшие были захвачены врасплох. Озлобленные стрельцы перебили почти всех. В живых из пятисот сидельцев осталось только 60 человек, которых подвергли жестоким пыткам и казнили. Архимандрит Никанор после допроса был избит воеводой, а затем, связанный по рукам и ногам, брошен в ров, где пролежал всю ночь в одной рубашке, а наутро умер. 3.Последствия и историческое значение


Соловецкого сидения Восьмилетнее сидение подорвало и духовную, и экономическую мощь монастыря. После мещериновского погрома в монастыре осталось только 14 монахов, а было их не менее 200 человек, в начале сидения того больше. Из бельцов числом 300 человек не уцелел никто. Численность казненных и оставшихся в живых достоверно не известна. В раскольничьих синодиках упоминается до 33-х имен страдальцев


Соловецких. Среди них, кроме архимандрита Никанора, ни одного иеромонаха или иеродиакона, а только 16 иноков да 16 бельцов. Позднее выяснилось, что среди участников и даже подстрекателей Соловецкого бунта оказались бывшие участники восстания Степана Разина и причина их участия в бунте была отнюдь не духовной. Погибшие в годы восстания сидельцы снискали огромную популярность у населения


Русского Севера, их поминали как мучеников. По рукам ходили списки Повести о отцех и страдальцех Соловецких Семена Денисова, многих других произведений. Популярность сидельцев среди простого народа объясняется тем, что уже во второй половине XVII века в церковной и государственной жизни России проявляются тенденции, которые реализовались позднее в царствование Петра I и были закреплены законодательно.


Церковь была лишена первостоятеля патриарха - и низведена до уровня государственного департамента, древнее благочестие и национальные традиции осмеивались, образцом для подражания служила рационалистичная и потому материалистичная Европа. В этих условиях старая вера становилась символом устремления горе, к Небесному Иерусалиму, к Святой Руси в противовес государственной императорской политике, тяготевшей к воплощению идеалов языческого Рима. Печально, что старообрядцы не распознали в


Патриархе Никоне своего вернейшего союзника в борьбе за чистоту православной веры. Для восстановления и благоустроения Соловецкой обители, по указу царя Феодора Алексеевича и благословению Патриарха Иоакима, был поставлен настоятелем архимандрит Макарий из Тихвинского монастыря. Заключение В научных трудах по истории раскола вопрос о причинах появления раскола не раз обсуждался. В объяснении этих причин существуют две тенденции одна понимает раскол как


явление исключительно церковное другая видит в расколе общественное движение не исключительно религиозного содержания, но вылившееся в форму церковного протеста Щапов. Различая в этом деле вопрос о причинах возникновения раскола от вопроса о его быстром распространении, можно сказать, что протест, приведший к расколу, возник исключительно в сфере церковной по причине особенностей реформы Никона, что доктрина раскола, высказанная расколоучителями в их сочинениях, есть


исключительно церковная доктрина, так что нет оснований рассматривать раскол иначе, как явление исключительно церковное. Что же касается до вопроса о быстром распространении раскола, то здесь, кроме причин, лежавших в религиозном сознании наших предков, косвенным образом могли действовать и условия общественной жизни того времени жизнь шла очень тревожно и могла будить в обществе чувство неудовлетворенности, которое делало людей восприимчивее и в делах веры. Таким образом, условия общественной жизни могли отразиться


на быстром распространении раскола. Библиографический список 1. Во отоце океана моря Путеводитель по Соловецкой обители и ее скитам. Спасо-Преображенский Соловецкий Ставропигнальный мужской монастырь 2005. 2. Зызыкин М.В. Строитель Святой Руси. В сб. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. М Новатор, 1997, с.217-237. 3.


Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад. 1909. 4. Материалы для истории раскола. Под ред. Субботина Н.И. 5. Игнатий Семенов, архиепископ Воронежский. Истина Святой Соловецкой обители против неправды челобитной, называемой Соловецкой, о вере. СПб. 1844. 6. Подвиги Соловецкой обители.


Изд. 10, СПб.1902. 7. Житие протопопа Аввакума. Москва, ЗАО Сварог и К, 1997. 8. С.Ф.Платонов. Полный курс лекций по русской истории. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999. 9. В.О.Ключевский, Западное влияние и церковный раскол России в XVII в. в сб. Очерки речи. М. 1913 г. 10. Н.Ф. Каптерев, Патриарх Никон и царя Алексей Михайлович, тт.


I-II, М. 1909, 1912.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.