Учебно-воспитательный комплекс 1861 Мой любимый уголок Москвы - дворец-усадьба Останкино. реферат по Москововедению Ученица Холодная Анна Класс 11А Москва 2001 г. Содержание Содержание 2 Введение 3 Исторический очерк 3 Дворец-Театр 5 На сцене дворцового театра 8 Музей 9 Заключение 11
Список литературы. 13 Введение Среди прославленных подмосковных усадеб Останкино занимает особое место, представляя одну из вершин русской культуры XVIII столетия. Эпоха Просвещения призывала дворянство к служению высоким целям, среди которых занятия науками и искусствами почитались равными государственным и ратным доблестям. Это вызвало к жизни появление нового типа аристократического особняка - своего рода дворца-храма, дворца-
музея. Последовательнее всего он был разработан в проектах архитектора И.Старова, одна из лучших работ которого Таврический дворец - величалась Русским Пантеоном. Высшей точкой развития этого типа дворца стал другой пантеон - Дворец Искусств, задуманный графом Н. П. Шереметевым в центре Москвы на Никольской улице, но воплощенный лишь в Останкине.
Этот уголок восемнадцатого века я полюбила с детства и посещала сначала с родителями, а затем самостоятельно. Тихо шумящий лес успокаивает, а парк и дворец, объединенные общей гармоничностью, доставляют эстетическое наслаждение. Несмотря на то, что Останкино находится далеко от моего дома, в транспортном отношении оно легко доступно и хорошо знакомо. Именно поэтому я и взяла эту тему. Исторический очерк Усадьба Останкино - уникальный по сохранности памятник русской архитектуры
XVIII века, расположенный в северной части Москвы. Когда-то подмосковная, эта усадьба располагается теперь в 20 минутах езды от Кремля и привлекает любителей прекрасного строгими формами классицистической архитектуры, изысканной красотой интерьеров дворца и уединенной тишиной старинного парка. Ансамбль усадьбы складывался на протяжении нескольких столетий.
Первые сведения о дворце относятся к середине XVI века. Самый старый из ныне сохранившихся на территории усадьбы памятников Церковь Живоначальной Троицы конца XVII века с девятиярусным резным иконостасом. Два его нижних яруса относятся ко времени постройки церкви, остальные - к концу XVIII века. Пятиглавый храм в стиле московского узорочья возведен из красного кирпича, отделанного белым
резным камнем и полихромными изразцами. Церковь Живоначальной Троицы строилась князьями Черкасскими, владевшими усадьбой с первой четверти XVI по середину XVIII века. Строительство храма с двумя его приделами продолжалось около 14 лет, начиная с 1678 года. В основном здание было закончено в 1683 году, и тогда же был освящен северный Тихвинский придел, служивший домовой церковью южный придел
Александра Свирского освятили лишь в 1691 году, а центральную часть храма - в 1692 году. По обычаю тех лет внутренняя отделка церкви и резьба иконостаса отдавались в подряд другим мастерам уже после окончания постройки храма. Этим и объясняются большие интервалы между концом строительства и освящением церкви. Наибольшего труда потребовал пышный резной иконостас главного храма, поэтому центральная часть церкви была закончена позднее приделов. Церковь в
Останкине представляет характерный для московского зодчества того времени тип бесстолпного храма, перекрытого сомкнутым сводом и состоящго из трех частей центральной и двух небольших приделов по сторонам. Это, в сущности три церкви большая и две малые. По основной форме объемов все три храма одинаковы. Это квадратные призмы, перекрытые ступенями пышных кокошников, подводящих к пятиглавию над большим храмом и одноглавию над меньшими. Здание поставлено на высокий цокольный этаж - подклет, который придает
ему при его изысканых пропорциях еще большую стройность и изящество. Так же как и наружные крытые лестницы с ползучими арками всходов, подклет воспроизводит основные злементы хором XVII века. Первоначально подклет служил складским помещением, а в XIX веке в средней его части была устроена зимняя церковь. Обширная галерея-паперть с западной стороны служит объединяющим элементом композиции.
Каждая из трех частей имеет свой вход скромные порталы ведут в боковые приделы а более пышные в центральную часть храма. Северное крыльцо сообщавшееся ранее с боярскими хоромами предназначалось для хозяев усадьбы. Оно перекрыто обычной для московского зодчества кровлей на прямой скат. Южное крыльцо, имеющее характерную для хором и деревянных храмов форму в виде двух всходов с площадкой рундуком, в 1878 году было перекрыто вместо прежней двухскатной кровли шатром, завершаемым флюгером.
Западное крыло предназначавшееся для духовенства было при реставрации 1833 и 1878 годов перестроено над ним возвышается теперь шатровая колокольня. Первоначально у церкви колокольни не было. На ее месте находилась небольшая звонница, аналогичная звоннице церкви в селе Тайнинском. Об этом свидетельствует сохранившийся внутри здания старый каменный резной декор, некогда украшавший всю часть западного фасада. Колокольня была построена лишь в 1832 году по проекту крепостного
архитектора Прахаева. В то время она завершалась шпилем, характерным для построек, выполненных в стиле ампир. Однако до нас она дошла уже в том виде, какой придал ей архитектор Султанов, перестроивший колокольню в 1878 году. Переделки, осуществлявшиеся в 30-х годах ХIХ века крепостным архитектором Прахаевым и в 1877 - 1878 гг. архитектором Султановым, в целом не изменили первоначального вида
Останкинской церкви, и она по праву считается одним из лучших и типичных памятников московского зодчества XVII века. При Черкасских Останкино представляло собой богатую княжескую резиденцию с красивым храмом, большим барским домом и обширным садом. Усадьба была в то время столь хороша и благоустроена, что здесь четыре раза подряд принимали императрицу Елизавету Петровну. Существующий ныне Останкинский дворец построен одним из самых богатых и знатных людей своего
времени графом Николаем Петровичем Шереметевым в последнее десятилетие XVIII века. В род Шереметевых Останкино перешло в 1743 году в числе приданного за его матерью, урожденной княжной Черкасской. Родители Николая Петровича в качестве подмосковной резиденции избрали Кусково и потому до конца XVIII века Останкино имело преимущественно хозяйственное значение. Тем не менее, над проектом этого необычного дворца работали известные русские архитекторы
Ф.Кампорези, В.Бренна и И.Старов. Воплощали его крепостные архитекторы графа - А.Миронов и П.Аргунов. Строительство длилось с 1792 по 1798 гг. Выстроен дворец целиком из дерева, но оштукатуренные стены его кажутся каменными. Дворец-Театр Переломным моментом в истории дворца стало строительство здания театра - решение, не имеющее аналогов в истории европейской архитектуры. Намерен в
Останкине я строить театр - объявил граф Николай Петрович Шереметев своему управителю 13 февраля 1790 года. Эта дата считается днм рождения дворцового театра. В отличие от большинства представителей просвещенного российского дворянства того времени, склонность к модной тогда забаве - театру у Н.П.Шереметева превратилась из увлечения в дело всей его жизни. Имея прекрасно подготовленную труппу с обширным репертуаром и несколько театральных помещений,
Шереметев задумал уникальный для России проект летней увеселительной резиденции. В духе эпохи Просвещения, склонной к идеям общности культур и единства цивилизации, Останкино должно было стать Пантеоном искусств, дворцом, в котором царит театр. Первый проект Вид на Сцену Останкинского театра, разработанный крепостным архитектором А.Ф.Мироновым, был усовершенствован русским зодчим
И. Е. Старовым, принимавшим, наряду с Ф.Кампорези, В. Бренной и П.Аргуновым, активное участие в проектировании Останкинского дворца. Строительные работы начались в январе 1791 года и к весне Н.П.Шереметев уже имел новую сцену. Его главенствующее положение - конкретно, в Останкинском дворце и, символически, в иерархии искусств эпохи
Просвещения подчеркивается средствами архитектуры. Три торжественных портика главного корпуса подняты на высокий рустованный цоколь. Центральный портик - шестиколонный, коринфского ордера, увенчан фронтоном, а, главное высоким видимым издалека бельведером. Стены дворца окрашены в цвет утренней зари - аполлонов цвет. На этом фоне легко читаются стройные белые колонны, лепные барельефы работы
Ф.Гордеева и круглая скульптура в нишах, объединенные сюжетами танцев и веселья. Театральный зал в Останкине был спроектирован по образцам лучших европейских театров XVIII века. Зрительный зал в форме подковы обеспечивал хорошую видимость со всех мест и превосходную акустику. Небольшой, уютный, оформленный в голубых и розовых тонах, он мог вместить до 250 зрителей. Сцена получила в глубину 22 метра при ширине 17м и стала одной из самых больших в
России того времени. Ее обслуживали нижнее машинное отделение трюм и верхнее, двухъярусное, частично сохранившее свое оборудование до наших дней. Строительные работы продолжались в несколько этапов. В результате, пристроенное к деревянному зданию театра фойе бельэтажа, симметрично расположенные Итальянский и Египетский павильоны и галереи составили П-образный в плане ансамбль. Разновысокие объемы оживляют, но не лишают классицистической строгости
его композицию, не нарушенную и после разборки в 1830-е гг. Старых хором и Гостиного флигеля. Принципиальная новизна замысла Шереметева заключались не только в том, что театр занимал во дворце центральное место. Влияние идей театральности ощущались во всем в ориентации генеральной оси усадьбы на Кремль, в выборе главной видовой точки на дальнем берегу пруда со стороны
Москвы, в оформлении парадного двора, напоминавшего сценическое пространство в окружении флигелей-кулис, в постепенном развертывании интерьеров, сменяющих друг друга как картины в спектакле, в выборе активных ярких цветов и изобилия зеркал и позолоты в интерьерах строго классицистического на вид здания, в соседстве подлинной роскоши с бутафорией, в реальной и иллюзорной трансформации пространства. Кроме того, наполненные высококачественными произведениями искусства, образующими галереи живописи,
графики, скульптуры и т.п парадные залы дворца, помимо фойе, становились своеобразным протомузеем. К театральному залу из Вестибюля ведут два пути. Левые сенцы вводили гостей в нижнее фойе - фойе партера. Оно занимало западное крыло дворца, главную часть которого составлял Итальянский павильон. Гармоничное соединение в планировке павильона парадности и уединенности очаровывало гостей, а обилие мраморной скульптуры на изысканном голубовато-зеленоватом фоне стен напоминало о парке.
Через Правые сенцы гости поднимались в верхнее фойе. Сменяя друг друга залы его образуют анфиладу бельэтажа, в которой контрастные цвета, чередование объемов, игра света и тени, многочисленные кунштюки представляют гостям новый вкус хозяина дворца - самобытную театрализованную версию интерьера классицизма. Заканчивается фойе Картинной галереей, яркие образы сюжетной живописи в которой предваряли красочность театральных постановок.
Обращение классицистической архитектуры к античным формам и образному языку древности, как и всякое подобное повторение, имеет сценический, декорационный оттенок, перекликающийся с характером дворца. Идее храма искусств соответствует оформление интерьеров дворца в новом вкусе, как назвал Н. П. Шереметев воплощенную в Останкине оригинальную театрализованную версию классицизма. Она построена на театральных по своей природе контрастах цвета и света, обилия позолоты, разнообразных
светильников, роскоши предметов убранства, применения бутафории в оформлении. Оригинальной особенностью Останкинского театра стала возможность его быстрой трансформации в бальный зал, воксал. Парадные залы, ставшие в этом дворце одновременно и театральным фойе, и галереями живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, разнообразием впечатлений готовили к восприятию спектакля. На сцене дворцового театра Останкинская сцена стала самой большой из имевшихся у
Н.П.Шереметева и позволяла ставить современные оперы западноевропейских и русских композиторов, изобиловавшие массовыми действиями, быстрыми переменами декораций и разнообразными эффектами. Торжественное открытие театра состоялось 22 июля 1795 года. Представляли лирическую драму Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила. Автор стихотворного текста Павел Потемкин, писатель и генерал-аншеф, героически проявил
себя в штурме твердыни. Музыка, к сожалению, до нас не дошедшая, принадлежала известному композитору Осипу Козловскому. Большую часть гостей составляли участники взятия крепости. Декорации быстро сменяли одна другую. Особенно впечатляюще была поставлена сцена штурма Измаила под грохот пушек и сверкание молний стены крепости рушились на глазах у пораженных зрителей. На останкинской сцене выступала прославленная крепостная труппа графов
Шереметевых. Роль полковника российского войска Смелона исполнял ведущий актер Петр Смагин. Партию красавицы турчанки Зельмиры - Прасковья Ковалева, по сцене Жемчугова, крепостная актриса, лучшая певица труппы, ставшая впоследствии графиней Шереметевой. В массовых действиях до семидесяти актеров заполняли сцену. Постановка стала ярким зрелищем, подлинным праздником для ума, зрения и слуха.
В восторженном стихотворном отклике на премьеру неизвестный автор благодарил Н.П.Шереметева, который, по его словам, всю славу россиян умел изобразить и победителей заставил слезы лить. Следующая серия спектаклей состоялась в Останкине весной 1797 года. Принимали императора Павла I и. чуть позже, польского короля Станислава Августа Понятовского. Гостям показывали комическую оперу знаменитого французского композитора
А.Э.Гретри Сомнитские браки с Жемчуговой в главной роли. Во время приемов, проходивших в Останкине, после спектакля в том же зале давался бал, а затем следовал ужин в Египетском павильоне. Он выстроен в форме атриума и классицистические традиции оформления интерьеров отразились в нем наиболее полно. Должен рассказать тебе о доме графа Шереметева, который третьего дня дал праздник королю польскому и избранной публике человек в пятьсот.
Ни один немецкий владетель, едва ли кто-либо из курфюрстов имеет что-либо подобное В нижнем этаже все блестит золотом, мраморами, статуями, вазами. Можно бы подумать, что этим ограничиваются владения хозяина, но поднимешься в бельэтаж и удивишься при виде нового, не менее королевского великолепия. Большой прекрасный театр. Труппа, актеры, танцовщики, капелла - все принадлежность хозяина записал
очевидец. Высокий профессионализм труппы, насчитывавшей до 200 актеров, певцов и музыкантов, позволял ей успешно соперничать с императорским театром. Более сотни опер, комедий, балетов составлял ее репертуар, включавший произведения французских и итальянских композиторов - Гретри, Монсиньи, Паизиелло, Пиччини, русские комические оперы Фомина, Козловского, Пашкевича. Расцвет Останкина был ярок, но краток.
В 1801 году в Останкине состоялся последний при жизни Н.П.Шереметева праздник в честь императора Александра I. Вскоре труппа была распущена, а усадьба надолго оставлена владельцами. Шереметевы, владевшие Останкиным до 1917 года, деятельности театра не возобновляли. Не произошло это и в 1918 году, когда Останкинский дворец стал музеем.
Театр продолжал безмолвствовать. Только в 1988 году вновь начались спектакли музей приступил к восстановлению репертуара Шереметевского театра. Музей В Останкине театрализованный мир дворца искусств гармонично сочетался с образом усадьбы, каждая из которых по правилам эпохи моделировала свой обособленный, во многом условный, идеальный мир. Отражением этого мира стал Останкинский музей. Музей обладает разнообразными коллекциями, в которые входят как предметы, принадлежавшие
владельцам Останкина - графам Шереметевым, так и те, что были собраны после 1918 года, когда дворец был национализирован и превращен в музей. Особую ценность представляют коллекции тех предметов убранства интерьера, что бытовали в Останкине со времени его создания. Крупнейшая из них - собрание золоченой и наборной мебели XVIII-первой половины XIX века русского и западноевропейского производства.
Это разнообразнейших форм и типов курильницы, торшеры, геридоны, настенные украшения, панно, мебель, выполненные часто специально для Останкина. Значительную часть коллекции составляют работы резчика П.Споля, изделия которого отличает богатство фантазии и тщательность отделки. Из музейных собраний осветительных приборов конца XVIII века, связанных с определенными усадебными интерьерами того времени,
Останкинское по полноте и разнообразию является единственным в стране. Из первоначального убранства дворца около двухсот торшеров, бра, подсвечников, канделябров, жирандолей, фонарей, люстр в основном русской и французской работы сохранилось к настоящему времени. В музее также сложилась интересная коллекция русского портрета XVIII-XIX веков, в которой представлены работы Ивана и
Николая Аргуновых, Д.Левицкого, редкие полотна малоизвестных художников Горбунова, Парменова и др. В коллекции графики и миниатюры XVIII-XIX веков входят произведения лучших российских и иностранных художников. Дворцовая скульптура представлена в большинстве своем мраморными копиями, выполненными в XVIII веке в Италии с античных оригиналов. В конце
XVIII века во дворце было выставлено и тридцать подлинных антиков. Из них до наших дней дошло только пять. Помимо антиков украшают интерьеры работы западно-европейских скульпторов Кановы, Лемуана, Буазо, Трискорни и большое количество разнообразных по форме и размерам мраморных, алебастровых и бронзовых ваз. Хорошо подобранное собрание русского, европейского и восточного фарфора, начало которому было положено еще при фельдмаршале
Борисе Шереметеве, содержит редкие образцы ранних изделий. Это в первую очередь относится к изделиям Мейсенской мануфактуры. Интересен ранний фарфор производства Севрской, Венской мануфактур, английских заводов Дерби, Веджвуда, Лонгтон-холла и немецких заводов Тюрингии. Обширную группу керамики, коллекционирование которой началось еще князьями
Черкасскими, составляют редчайшие изделия японского и китайского фарфора XVI-XVIII веков. Коллекция русских и западноевропейских вееров XVII-ХХ веков основана в 1958 году известным коллекционером Ф.Е.Вишневским и с тех пор значительно расширилась, превратившись в одну из крупнейших в стране и ценнейших по составу. Основную ее часть составляют веера и опахала, созданные во второй половине
XVIII века - времени наивысшего расцвета веерного искусства. В музее хранится обширная коллекция подлинных чертежей, обмерных рисунков, проектов XVIII века, связанных с проектированием и строительством дворца в Останкине. Наряду с усадебным архивом и библиотекой, часть из которой составляют книги Шереметевского собрания, эти материалы наглядно демонстрируют историю появления уникального замысла,
процесс проектно-строительных работ, позволяют вести обширные реставрационные работы не только во дворце, но и в парке. Начало Останкинскому парку было положено еще в середине XVIII века. Окончательно он сформировался на рубеже XVIII-XIX вв. и состоял из Увеселительного и Прибавочного садов. Территория Увеселительного сада примыкала к дворцу и включала в себя несколько гармонично соединенных
элементов ландшафтной архитектуры регулярную часть с двумя восьмилучевыми аллеями, партер, некогда опоясанный аллеями Берсо, насыпную горку Парнас, несохранившиеся ныне Собственный садик и кедровую рощу, а также несколько участков в модном тогда английском, т.е. пейзажном стиле. В этом же стиле был спланирован и обширный Прибавочный сад с несколькими живописными прудами. Немногочисленные парковые строения до наших дней не сохранились, но имеющиеся чертежи позволяют восстановить
их в процессе реставрации Увеселительного сада. Сегодня музей ведет активную выставочную работу, представляя временные выставки из своих фондов как во дворце, так и за его пределами в последние годы ведущиеся реставрационные работы позволили открыть для посетителей театр, часть парадных залов и парк. Заключение Я надеюсь на то, что ведущаяся реставрация вернет деревянному дворцу былую крепость, актеры вновь будут выходить на сцену, и дух театра оживет в этих стенах единственного в
России и одного из немногих сохранившихся в Европе театрального здания ХVIII века. Ведь, в настоящее время Останкино - единственный в России театр XVIII века, сохранивший сцену, зрительный зал, гримрные комнаты и часть механизмов машинного отделения. Великолепные акустические свойства этого театра, о которых специально заботились архитекторы и строители, делают его лучшим по акустике залом Москвы, а окружающие театр парадные залы не имеют себе
равных в России по степени сохранности богатого резного декора и золоченой мебели XVIII века, наборного паркета, дошедшего до нас практически в первозданном состоянии. Бесценные собрания осветительных приборов, скульптуры, мебели, составляющие убранство дворца, размещены на своих первоначальных местах. Дворец почти в полной мере сохранил первоначальный вид своеобразно решенных интерьеров в комплексе с подлинными предметами убранства и редкими по красоте и качеству коллекциями
осветительных, живописи, скульптуры, фарфора. Список литературы. 1. К. Соловьев. Прикладное декоративное искусство 17-18 века. 2. М. Ильин, Т. Моисеева. Москва и Подмосковье. 3. И. Кондратьев. Седая старина Москвы 4. Ю. Александров. Москва - диалог путеводителей. 5. В. Рапопорт и др.
Кусково, Останкино, Архангельское
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |