Реферат по предмету "Искусство"


Два человека - два мира. Античное представление о совершенстве

Два человека - два мира. Античное представление о совершенстве Платонова Э.Е. Греческая религия образовалась как стихия художественная (идеальная, образно-чувственная, где тело вмещает в себя дух, а дух не имеет в себе ничего, кроме тела по Шпенглеру). Телесность греческой религии выражается в очеловечивании образов богов. Прокл, античный философ, образ Афродиты толкует как символ тождества человека с окружающей средой,

которая телесно прекрасна. Афродита отождествляет собой торжествующее бытие плоти и тела. Символ конечного и бесконечного (по Шеллингу) - это тождество, изображенное земными средствами, и олицетворяет собой блаженное бытие цветущего прекрасного тела. Возможно именно таким образом два различных образа восприятия бытия в сознании античного человека находят свое примирение. Это происходит во времена поздней античности. Противоречия в восприятии действительности вызвали желание

создать иллюзорный мир, иную реальность, в которой человек мог бы быть окончательно счастлив. Но эта иная реальность была слишком противоречива: с одной стороны - это была феерия тонких и еле ощутимых эфемерных образов, выражающих духовную суть бытия, и эта суть была трагичной; с другой - это вакханалия плоти, вихрь физических наслаждений, от которых человек падал в исступлении, выражающих единение с природой, но с природой материальной. Найти золотую середину этих двух мировосприятий, объединить два типа человека

в одном, найти меру и золотую середину между ними, обретя, таким образом, совершенство - было целью античной культуры. Поиски жизни и боязнь смерти, приводящих многие жизни к единому знаменателю - бессмысленному существованию, явились толчком к рождению нового образа и восприятия мира. Образ совершенного человека - образ, объединивший в себе два противоположных, стал символом и венцом античной культуры. Вырабатывался тип идеального человека, идеальной жизни.

Возможность человеческого естества вместить в себя все духовные богатства космоса стала поводом для возвеличивания телесности. Немаловажную роль в создании материально совершенного и идеально физического человеческого образа, подлинного бытия сыграло представление о жизни и смерти, мерилом которых была творческая сила плодородия природных сил. Космос обладал творческой, плодородной, рождающей силой, благодаря которой произошел мир и человек. Поэтому плодородие, как сила природы и человека, почиталось чрезвычайно

высоко. Почти все культы и обряды, посвященные богам, были связаны с причастием к этой плодородной силе. Приобретением божественной плодородной силы обладали только правители и жрецы. Все аполлонии, дионисии и обряды, посвященные другим богам, были связаны с плодородием. Оно олицетворяло живительную силу, силу, рождающую жизнь, саму жизнь. Отсутствие плодородной силы у человека и окружающей его природы воспринималось как смерть, одна из

ее ипостасей, предвестниц или масок. Поэтому большую популярность получили в античности обряды, превозносящие бурную « вакхическую » , праздную и веселую жизнь как бы в противовес смерти, которая мыслилась тенью материальной жизни. Жизнь во всех ее проявлениях все-таки мыслилась материальной, вмещающей в себя всю красоту духа. Материальная смерть - не смерть духа, но для человека она была всегда мрачной, ибо его телесное существование со смертью прекращалось. Поддержание и приумножение цветущего прекрасного тела,

олицетворяющее плодородие природы, было главным для большинства людей. Именно при помощи этого тела человек мог быть причастным и к духовным тайнам космоса. Политическая деятельность, творческая и любая другая зависела от красоты телесной. Большое внимание уделялось развитию этой красоты. Олимпийские игры - это игры посвященные богам олимпийцам - символам, сочетающих в себе красоту физическую

и духовную. На них мужи соревновались не только в умении хорошо стрелять и бороться, но и в поэзии, и мудрствовании. Поэты представляли на Олимпийских играх лучшие свои творения. Там же разыгрывались трагедии, читались философские и политические трактаты. Образ человека совершенного сформировался из двух противоположных образов - человека трагичного и человека вакхического. Это стало возможным благодаря тому, что духовность, какой иной природы она бы не была,

она вмещается для человека только в физическое естество, в материю, в тело; а телесность со всеми ее страстями и жаждой вкушать сладостных наслаждений тела, все же содержит в себя нечто иное и нематериальное. Следовательно, идеальный образ человека, по словам Гегеля это образ, вмещающий в себя все переживания человека его чаяния, связанные со смыслом жизни (дух), все чувства и переживания повседневной жизни (душа) и желания, страсти и услаждения (плоть) и воплощает

их в совершенной форме. Совершенство форм определяется содержанием духа во плоти. Стремление к совершенству - было самым сильным стремлением античного человека, потому что красота тела, его силы сочетались не только с моральными достоинствами, но и со способностью воспринимать наитончайшие материи духа. Само совершенство в наивысшем своем воплощении заключалось в том, что все смыслы бесконечного космического бытия были известны душе и преобразовывались в совершенную внешнюю форму (см.

Приложение 8). Культ совершенства и свобода Формирование совершенного образа происходило в эпоху расцвета античной культуры. Стремления к совершенству в эпоху поздней античности выразились в государственно-социальной структуре. И как космические силы пронизывали человека: дух человека воспринимал их, душа осознавала и превращала в смыслы, выражая его в форме утонченных мыслей и чувств, лишь затем преобразовывала тело, делая его прекрасным, становясь его содержанием и основой; так и организм государства старался

уподобиться этому. Совершенный человек должен был жить в совершенном государстве. Образ совершенства постепенно превратился в культ, которому поклонялись. Физической телесной красоте отдавалось во всем предпочтение, красоте прощалось все. Считалось, что обладатель внешней красотой не может быть не красив внутренне. Так в массовой сознании преобразовались те стремления к совершенству, которые были взлелеяны философами,

скульпторами, поэтами и художниками теми, кто искали этот образ в себе самом и в окружающем мире и кто сформировал его гениальную простоту. Перед телесной красотой отступали и грозные правители, и непоколебимые судьи, и жестокие полководцы. Стоило знаменитой красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они, ослепленные ее красотой, оправдали ее. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры.

Греческая и римская философия не могла быть понята без эстетики - теории красоты и гармонии. Математика, физика, астрономия должны были воспевать стихом поэтическую красоту тех предметов, которые изучали. Пластичность архитектуры и скульптуры старалась максимально уподобиться, приблизиться к человеческой красоте. Скульпторы натирали мрамор воском, чтобы передать теплоту человеческого тела; раскрашивали скульптуры, чтобы достичь максимального сходства с человеком.

Часто представленная на сцене трагедия походила на ряд оживленных рельефов, маска актера служила символом изображаемого им характера. Лучшее свое проявление массовый культ красоты тела достиг в архитектуре, где математические расчеты сооружаемых храмов соотносились в пропорциях с человеческим телом. Основные меры длины назывались частями тела: пальцы, ладони, локти. Дорические колонны уподоблялись мужскому телу, ионичесике - женскому.

Коринфская колонна создана, как полагал Витрувий, «в подражание девичьей грации». И такие храмы предполагали не обыкновенного человека, а человека совершенного, чей образ преобразовался в образ титана - человека огромных размеров. В массовом сознании мужественный воин, герой ассоциировался с титаном. Гигантизм в архитектуре и скульптуре - таково губительное последствие совершенного образа героя, который стал массовым культом и объектом поклонения.

Возможность создания государственного строя, который бы удовлетворял этому культу совершенного человека чрезвычайна мала. Каждый философ посвятил хотя бы одну свою работу государственному устройству. Античные представления о государстве также идеальны, как и массовый культ совершенного человека. Существование государства, во главе которого стоит философ-мудрец, справедливый и заботливый правитель, пекущийся о насущных проблемах граждан и о славе нации, почти невозможно.

Различные формы государственности, от греческих гордов-полисов до римской республики и империи, сменяли одна другую, так и не найдя того идеала, который виделся государственным мужам. Гесиод - один из величайших умов ранней античности, сформировал космогоническую концепцию мироздания, в которой человек и полис существуют как единое целое. Нормы человека по Гесиоду одновременно индивидуальные и общественные.

Достоинства и недостатки человека переосмысляются им в зависимости от социальной необходимости. Наипервейшим достоинством для человека Гесиод считал добродетель, способную творить на благо общества. Она отделена от человека, ее необходимо приобрести, как приобретают богатство и славу. Добродетель воспринимается им как ряд универсальных качеств человека, направленных на общественное благо. Индивидуальность может существовать и проявлять себя только в обществе.

Такое восприятие личности и общества не могло не вызвать противоборства. Личность, проявления которой не укладывалось в рамки общепринятых идеологически-нравственных норм, не могла обрести того проявления, в котором нуждалась. Различного рода отчуждения и поиски свободы от жестких государственных норм довольно частое явление, отраженное в мифах о героях и богах. Человек, противостоящий богам, ищущий возможность строить свою

жизнь по-другому, не завися от их воли, чьи законы были положены в основу государственности один из постоянных образов античности, в котором выразилось отношения человека и общества. Одиссей, описанный Гомером, пожалуй, самый яркий персонаж, противостоящий воле богов. Геракл, разрушающий своей силой, законы природы; Ясон, покусившийся на святыню богов - это лишь одни из самых популярных, дошедших до нас образов героев-борцов и искателей свободы.

Даже сами боги противостоят друг другу, желая обрести свободу. Миф о Прометее, давшем людям божественный огонь, который согрел их души и дома, дал им культуру и просвещение один из излюбленных мифов античности. Противостояние, рожденное в душе человека, который противопоставляет свое человеческое совершенство божественному, продиктованное культом совершенного человека, рождает трагизм как состояние души. Новый трагизм о несовершенстве бытия и страстное желание свободы.

Поиски свободы приводят человека к разделению мир на «родной» и «чуждый». Чуждый мир - это мир враждебный, наполненный холодом, мраком и хаосом, отнимающий у человека его жизнь и свободу, делая его существование бессмысленным. Мир родной - это мир, принимающий человека, созидающий и упорядоченный, в котором существование человека осмысленно и вечно, потому что приобщено к мировому порядку. Объединение с одним миром и вражда с другим - один из важнейших постулатов, положенный в основу

поведения человека в обществе. Обезличивание богов и сил, действующих в «чуждом» человеку мире, зло, хаос, насилие над человеком переносилось гонимым обществом человеком с сил космических на государственные структуры. Различные восстания, войны - все это суть поиски свободы в мире, и в обществе. Поискам иной действительности была посвящена вся жизнь человека. Родство с миром предполагало единство с ним и свободу действия в нем.

Очеловечивание богов в этом родственном человеку мире - важнейший шаг, по словам Фрейда. «Самым первым шагом достигается уже очень многое. И этот первый шаг - очеловечивание природы. С безличными силами и судьбой не вступишь в контакт, они остаются вечно чужды нам». Свобода, как одно из проявлений творческой личности, искала внутренние пути объединения с космосом, в страстном желании вечности, и внешние пути, обладающие возможностью дать свободу

в обществе и необходимую платформу для исканий творческой личности. Именно поиски внутренней свободы, сочетающиеся со свободой в обществе, определяли все бытие античного человека. От нее зависело возникновение различных обрядов и традиций, празднеств и общественных порядков. Поиски свободы внутренней положили начало аполлониям, поиски свободы внешней - дионисиям. И те и другие празднества сформировали образ культуры мира на все тысячелетие.

Различные выходы и проявление желания свободы в человеке существенно повлияли на культуру Востока, положили начало всем идеологическим течениям и материальным традициям Европы, сформировали ее суть и определили развитие. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ работы управления образования Администрации города Димитровграда за 2010-2011 учебный год
Реферат 5. Аналіз стану існуючого житлового фонду м. Луганська
Реферат Cell Permeability Essay Research Paper Cell membrane
Реферат Силовые преобразовательные устройства
Реферат Адаптация иноязычной лексики в системе языка и восприятии носителей (на материале лексики русского и китайского языков конца XX начала XXI вв.)
Реферат Предмет и метод курса "международная экономика"
Реферат Личность и межличностные отношения
Реферат «Интеграция как условие повышения качества методико-математической подготовки студентов педагогического колледжа»
Реферат Органи прокуратури їх значення і роль у здійсненні контрольно-наглядових функцій державних органів влади в України
Реферат Административные учреждения штатов и местное самоуправление в США
Реферат Противодействие коррупции в России: историко-правовой аспект
Реферат Pit And The Pendulum Essay Research Paper
Реферат Russian Fairy Tales Essay Research Paper Due
Реферат Rubies Essay Research Paper The ruby has
Реферат Факторы превосходства