Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова.Факультет журналистики. Реферат на тему Горгий и горгианские фигуры студента 117 группыШмакова Сергея Сергеевича Преподаватель Аникеев В.Е. Москва, 1998. Публичная речь быланеотъемлемой частью политической жизни
Древней Эллады. Для того, чтобы завоеватьуспех, политик должен был в совершенстве владеть искусством красноречия. Помимополитических деятелей, ораторское искусство в V веке до н.э. активно эксплуатировала новая в афинском обществе группалюдей, зарабатывающая на жизнь интеллектуальным трудом. Это были учителякрасноречия, сформировавшиеся в недрах софистики, и бравшиеся обучать задовольно высокую плату тех, кто стремился к общественной или государственнойдеятельности.
Крупнейшимте оретиком и учителем красноречия в V веке до н.э. былГоргий, ученик прославленного сицилийского философа Эмпедокла. Рядисследователей считает именно Горгия творцом греческой художественной прозы.Горгий родился в 485 году до н.э. вгороде Леонтин, в Сицилии. Прибыв в Аттику в 427 году, в качестве послаЛеонтина, терпящего притеснения от соседних Сиракуз, Горгий прив л в восторгафинскую публику своими речами - так искусно до
Горгия в Афинах не говорилникто античная традиция приписывает Горгию применение так называемых Горгиевых фигур , суть которых заключалась в привнесении в ораторскую прозучисто поэтических приемов. Подробнее о Горгиевых фигурах будет рассказанониже. В результате экклесия 1 отдала предпочтение этому политическому оратору за умение красиво выражать своюмысль. В постановлении экклесии значилось немедленно оказать леонтийцамвоенную помощь в борьбе против
Сиракуз.Позднее Горгий объездил всю Грецию,повсюду выступая перед слушателями. На собрании Греков в Олимпии он обратился ксобравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речьГоргия надолго прославила его имя ему была поставлена статуя в Олимпии,основание которой найдено в прошлом веке во время археологический раскопок . Традиция донесла до нас немногое изтворческого наследия
Горгия. Существует, например, следующий совет оратору Серь зные доводы противника опровергай шуткой, шутки серь зностью . Целикомсохранились лишь две речи, приписываемые Горгию Похвала Елене и ОправданиеПоламеда , написанные на сюжеты мифов о Троянской войне. Горгий был одним изпервых ораторов нового типа не только практиком, но и теоретиком
красноречия.Горгий, окрыл нный успехом своих первых речей, открывает в Афинах школукрасноречия, в которой за плату обучает юношей из богатых семей говорить илогически мыслить. Такие учителя назывались софистами в переводе сгреческого - специалист по мудрости . Софистика отказалась от абсолютизациитрадиций и законов, от наивного мифологизма и выдвинула учение о всеобщейотносительности. Истинным для софистов является лишь то, что может бытьдоказано достаточно
убедительным образом. Отсюда забота софистов обубедительности доказательства и выразительности слова они сделали словообъектом специального исследования. Особенно много занимались онипроисхождением слова этимологией и синонимикой. Горгийразрабатывает методику воздействия на слушателя и вводит ряд средств, известныху нас под названием горгианских фигур. Суть их - в привнесении в ораторскуюпрозу чисто поэтических приемов, с помощью которых
речь оратора становитсяболее убедительной. Так, Горгий применял антитезу резко выраженноепротивопоставление понятий , оксюморон сочетание противоположных посмыслу понятий , членение предложений на симметричные части, аллитерацию игру звуками , ассонансы повторение в стихе сходных гласных звуков , созвучиеокончаний в предложении. Созвучия окончанийсопрягали одинаковые по своей грамматической форме слова, расставляя их поконцам синтаксических отрезков. Подобный способ выражения оценивался как чертаприподнятого стиля,
например, у Горгия Случая ли изволением, богов ливелением, неизбежности ли узаконением совершила она то, что совершила? Была онаили силой похищена, или речами улещена, или любовью охвачена? из речи Похвала Елене , перевод С.Кондратьева .По свидетельствугреческого историка Филострата, Горгий вызывал восторг вовсе не как судебныйили политический оратор, а как мастер торжественного эпидиктического красноречия. Именно Горгию принадлежали поразившие слушателей
Олимпийская речьна празднествах в Пифийском храме и надгробное слово в память афинян, павших навойне обе речи не сохранились . Эти речи способствовали не столько выражениюсимпатий или лести по отношению к тому или иному политическому деятелю, нопосвящались пропаганде определенной идеологии или образа жизни.Главным поприщем,на котором совершенствовал себя мастер парадного красноречия, было умениехвалить. От софистов V века до н.э.тянется нить опытов этого искусства, охватывающего все многообразие предметовот
самых простых похвала горшкам, мышам, камешкам - ученик Горгия Поликрат досамых престижных похвала городу, правителю . Умение хвалить предполагало тривещи умение придать словесной ткани эффектное благозвучие как хвалить ,умение найти в объекте ценность, заслуживающую похвалы за что хвалить и умение сделать предмет похвалы близким слушателю для чего хвалить .Овладевая этим умением, риторы
V - IV вв. до н.э. создалинепререкаемую норму достоинств стиля и подняли нравственные ценности полиса нату притягательную высоту, на которой они оставались еще многие столетия.Дошедшие до нас сочинения Горгия Похвала Елене и Оправдание Паламеда как раз являются образцамиполитического красноречия. Написаны они на мифологический сюжет, и какутверждает сам
Горгий в заключительных строках Елены , это произведения естьлишь игра ума Что в речи сначала себе я поставил,тому верным остался попытавшисьразрушить поношения несправедливость, общего мнения необдуманность, эту речь язахотел написать Елене во славу, себе же в забаву .Для своей Похвалы Горгий неслучайно избирает тему, достаточно распространенную в греческой культуре тоговремени.
Его современник Еврипид в трагедии Елена старался оправдатьгомеровскую виновницу Троянской войны, опираясь на версию Стесихора, согласнокоторой в Трое находилась лишь тень Елены Спартанской, в то время как вернаяжена Менелая дожидалась его в Египте. В отличие от него Горгий не стализменять мифологическую версию жизнеописания
Елены, а дал ей новую оценку.Секрет оратора заключался в умении перетолковывать факты и придавать имнеожиданную окраску.Т.А.Миллер, анализируя творчествоГоргия, пишет, что он применил особый прием, который сводился к тому, чтоявления реальности распределялись подвум противоположным полюсам, и от того, насколько удавалось оратору подвестипредмет под определ нную категорию и соответственно поместить его на том или иномполюсе, зависела его оценка . Этот прим становится любимым при мом
Горгия. Вфокус внимания писателя попадали не изолированные объекты, а сразу двапредмета, каждый из которых был наделен признаками, противоположным признакамсвоего напарника . Фраза, открывающая Елену , звучит так Славой служит городу смелость, телу- красота, духу -разумность, речи приводимой - правдивость вс обратное этому - лишь бесславие . Созвучие слов, вынесенных в началои конец фразы и отличающихся друг от друга лишь отрицательным префиксом,
делаетпрозрачно ясной полярную противоположность понятий, а строго выдержаннаяоднотипность перечислений подчеркивает смысловое единство признаков В основной части речи вместоизложения фактов из жизни Елены Горгий предлагал слушателю взглянуть на не ссовершенно новой стороны. Поведение Елены не описывается в конкретныхподробностях, а воспроизводится в виде моделей Елена, по мнению Горгия, была илисилой похищена, или речами улещена, или любовью охвачена .
Миллер, продолжая исследовать речьГоргия, отмечает Способ реабилитации героини прост и схематичен устанавливается система зависимости между антиподами сильный-слабый , и каждаяиз причин помещается в разряд сильных , так что Елена должна автоматическизанять место на противоположном полюсе, т.е. в числе слабых или неповинныхжертв насилия С помощью игры контрастами , которой пользовался
Горгий,можно было доказывать диаметрально противоположные вещи, стоило найти дляискомого предмета ряд оппозиций .Таким образом, мы видим, что Горгийв полной мере владел искусством слова и внес неоценимый вклад в развитиеантичного ораторского искусства. Многие ораторские при мы, которые разработалГоргий, используются в риторике и в наши дни.Использованнаялитература Козаржевский А.Ч. Античное ораторскоеискусство. M 1980,Корнилова
Е.Н. Риторика -искусство убеждать. М 1998.Сборник ОраторыГреции . М 1985. 1 Народное собрание, накотором решались вопросы о войне и мире, об отношениях с другими государствами,о праве высылки, выбирались должностные лица.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |