МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Якутский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Дальневосточный юридический институт
Министерства внутренних дел Российской Федерации"
Тема: Смена политических режимов в 1917 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
РАЗДЕЛ 1.1. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
РАЗДЕЛ 1.2. ПРОБЛЕМА СУВЕРЕНИТЕТА В ФЕДЕРАТИВНОМ ГОСУДАРСТВЕ
РАЗДЕЛ 1.3. КОНФЕДЕРАЦИЯ И ИНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСТРОЙСТВА
ГЛАВА 2. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Смена политического режима была стихийным взрывом широкого недовольства масс. Большинство народа верило в скорое избавление от тягот войны, в торжество демократии и социальной справедливости. Это была иллюзия; страну ожидали тяжелейшие испытания, которые еще предстояло пройти.
В современной исторической литературе существуют различные подходы к анализу и оценке событий от февраля к октябрю 1917 года. При всем многообразии, разбросе мнений суждений их можно свести к двум принципиально противоположным позициям. По выражению Ленина революция являлась "локомотивом истории", живым творчеством масс. Другой наш соотечественник Н. А. Бердяев увидел в ней полный иррационализм, регресс в поступательном развитии общества. Причины всякой революции зарождаются в толще экономической, политической и социальной жизни общества. Их острота проявляется и осознается тогда, когда противоречия выходят наружу. К этому времени традиционных подходов к разрешению возникших противоречий становится недостаточно. Революция расширила и углубила кризис в стране. Конфликт стал более многомерным. К существовавшим раннее проблемам -- войны и мира, аграрных и национальных отношений -- добавились проблемы власти и будущего государственного устройства, идеологии и культуры, усиливающиеся тенденции распада государства. Сложившаяся в стране обстановка требовала принципиально новых подходов к поиску путей выхода из кризиса. Как уже отмечалось, революция привела к образованию двоевластия в лице Советов и Временного правительства
После победы Февральской буржуазно-демократической революции в России установилось двоевластие: Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Естественно такое положение долго сохранятся не могло. Уже в апреле 1917 г. разразился первый политический кризис, конкретной причиной которого послужило заявление Временного правительства о продолжении Россией войны на стороне Антанты. Оно вызвало массовый протест народных масс, итогом которого стало формирование первого коалиционного правительства, состоящего из представителей не только буржуазных, но и социалистических партий (меньшевики, эсеры).
Предпринятое в июне наступление на фронте также не встретило поддержки народных масс, которые стали активно поддерживать лозунги большевиков о взятии власти Советами и прекращении войны. Это уже был второй политический кризис Временного правительства.
Почти аналогичная ситуация сложилась в июле 1917г. во время выступления солдат Петроградского гарнизона, вызванного известиями о возможном направлении их на фронт. Это было началом третьего политического кризиса временного правительства. К этому времени резко ухудшилось социально-экономическое, особенно продовольственное, положение. Ни создание земельных комитетов, ни введение государственной монополии на хлеб, ни регулирование снабжения продовольствием, ни даже мясная разверстка с двойным повышением закупочных цен на основные продукты питания не смогли смягчить тяжелое продовольственное положение. Не помогли и импортные закупки мяса, рыбы, других продуктов.
В сложившихся условиях Временное правительство не сумело удержаться на уровне политического диалога и 4-5 июля 1917 г. проявило насилие в отношении рабочей и солдатской демонстрации в Петрограде. Мирная демонстрация была расстреляна и разогнана вооруженными силами. Вслед за этим последовало правительственное распоряжение о предоставлении военному министру внутренних дел широких полномочий, давших право запрещать собрания и съезды, устанавливать жестокую цензуру. 7 июля последовало распоряжение об аресте В.И. Ленина и Г.Е. Зиновьева – лидеров большевиков.
Но руководство Советов не препятствовало действиям правительства, опасаясь возросшего политического влияния большевиков на народные массы.
Июльские события означали конец двоевластия и укрепление буржуазии. Доверие народа постоянно колебалось от одной политической партии к другой. В целом же Временное правительство, меньшевики и эсеры, пользовавшиеся в начале революции широкой популярностью, утрачивают их, а политический авторитет большевиков повышается. Буржуазия теряет вер в способность Временного правительства восстановить в стране порядок и видит выход лишь в установлении военной диктатуры. В этом стремлении она была поддержана и монархическими организациями.
Идеологическую подготовку для перехода к политике "твердого порядка", "сильной руки" вела партия кадетов, а организационную работу взяли на себя армия и разного рода военные и полувоенные организации. Финансово-промышленные круги обеспечивали средства для установления в стране военной диктатуры, нашелся и кандидат в военные диктаторы – генерал Л.Г. Корнилов, бывший командующий военным округом. Однако в апреле 1917 г. он не поладил с Петороградским Советом и уехал в действующую армию.
Готовящийся военный переворот первоначально поддерживался А.Ф. Керенским, главой временного правительства, который надеялся с помощью армии сбалансировать неустойчивое положение своего правительства. Его становлениями Корнилов стал управляющим военным министром, а в конце июля был назначен верховным главнокомандующим. Программа Корнилова предусматривал создание трех армий: в окопах, в тылу и армии железнодорожников. Смертная казнь предусматривалась не только на фронте, но и в тылу. Советы подлежали ликвидации. То же предполагалось и в отношении социалистических партий, а в конечном итоге и Временного правительства. 24 августа 1917 г. мятежные войска начали движение на Петроград. В создавшихся условиях опасность для революции заставила забыть на время политические разногласия и создать единый революционно - демократический фронт всех социалистических партий. За несколько дней из представителей меньшевиков, эсеров и большевиков был сформирован Комитет народной борьбы с контрреволюцией. Он организовал распределение оружия и боеприпасов по частям Петроградского гарнизона, мобилизовал железнодорожников и почтовотелеграфных служащих, чтобы помешать продвижению участников мятежа к столице. Были сформированы отряды Красной гвардии, началось строительство оборонительных сооружений под Петороградом. Агитационно-пропагандистская деятельность партийных агитаторов сыграла значительную роль в распропагандировании мятежных войск. В этих условиях Керенский отмежевался от Корнилова и обвинил его в антиправительственном перевороте.
Все это обеспечило значительное превосходство левых и революционных сил и парализовало возможное выступление прокорниловских элементов. К концу августа 1917 г. угроза военного мятежа была ликвидирована. В борьбе с корниловщиной большевики проявили себя как влиятельная политическая сила, способная на решительнее действия во имя завоеваний революции. Они не только принимали активное участие в борьбе с мятежом, но и раскрывали связи политики Корнилова и Керенского.
Между тем Керенский стремился заручиться у лидеров Советов поддержкой на создание сильной "Директории", которая 1 сентября 1917 г. провозгласила Россию республикой. Но это уже не спасло буржуазную власть. В сентябре 1917 г. во время выборов в районные думы Москвы за большевиков голосовало почти 52 % избирателей; за кадетскую партию – 26; за меньшевиков – 18. Аналогичная картина была в Петрограде и ряде других крупных промышленных центров России.
В сложившейся обстановке большевики обратились с призывом о взятии власти Советов. Лозунг "Вся власть Советам" был поддержан Петроградским и Московским Советами, но отвергнут меньшевистско-эсеровскими лидерами Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов депутатов. Вообще необходимо отметить, что время между ликвидации "корниловщины" и октябрьским вооруженным переворотом было исключительно сложным. В данных условиях роль лидера большевиков В.И. Ленина была колоссальной, особенно в отношении возможности большевиков взять власть в свои руки.
На заседаниях Центрального Комитета партии большевиков, состоявшихся 10-16 октября 1917 г. Ленин сумел убедить членов ЦК в необходимости вооруженного восстания. Лишь два члена ЦК – Каменев и Зиновьев – проголосовали против предложения. С этого момента большевистский ЦК развернул всестороннюю деятельность по подготовке к восстанию. При Петроградском Совете, председателем которого после "большевизации Советов" в сентябре стал Троцкий, был создан Военно-Революционный Комитет.
Правда, внутри ЦК большевиков были разногласия по вопросу о сроках восстания. Выдвигались различные варианты, но суть была одна: начать восстание до II съезда Советов или после него. В конечном итоге восстание началось до открытия съезда. Попытки правительства остановить разворачивающееся революционное выступление рабочих и солдат Петрограда оказались безрезультатными.
Утром 25 октября 1917 г. Военно-Революционный Комитет от имени Петроградского Совета объявил Временное правительство низложенным. Открывшийся вечером того же дня II Всероссийский съезд Советов, на котором были представлены делегаты от 402 Советов России, санкционировал переход власти к Советам. Из 670 делегатов съезда 390 были большевиками, 160 – эсерами, 72 – меньшевиками, 38 относились к другим партиям. Решение съезда поддерживало подавляющее большинство делегатов.
На съезде были утверждены первые декреты Советской власти: "Декрет о мире", предлагавший всем странам – участницам войны, их народам, правительствам, начать переговоры о мире; "Декрет о земле", составленный на основе 242 крестьянских наказов, по которому помещичья собственность на землю отменялась; вводился принцип уравнительного землепользования. Съезд сформировал новый состав Центрального Исполнительного Комитета Советов (председателем стал Л.Б. Каменев): 62 большевика, 29 левых эсеров,шесть социал–демократов-интернационалистов, три украинских социалиста и один максималист. Съезд сформировал и первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров (главой правительства стал В.И. Ленин). События 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г. открыли новые страницы в политической истории народов многонациональной России.
Февральские события 1917 г. явились началом мощного процесса, завершение которого не могло не выйти за рамки этого революционного года. Падение самодержавия обнажило глубину политических, социальных и экономических противоречий и одновременно породило взлет ожиданий и претензий социального характера у подавляющего большинства населения, составляющего наиболее обделенную часть общества. Высокая политическая, социальная и гражданская активность, осознание личностью своих интересов и необходимость совместных действий для их реализации – вот характерная особенность данного периода.
С одной стороны, было огромное несоответствие между стремлением народных масс многонациональной страны к удовлетворению своих требований, обусловленных нищетой, национальным гнетом самодержавия, военной разрухой, с другой – проявились слабость, колебания власти даже в тех вопросах, которые были вполне разрешимы правовым путем. Все это неминуемо вело к широкому применению революционного действия: явочным путем был введен
Смена политического режима привела к образованию двоевластия в лице Советов и Временного правительства. Петроградский Совет, возникнувший в ходе восстания, имел возможность сосредоточить в своих руках всю полноту государственной власти, но этого не произошло. Лидеры Советов (меньшевики, эсеры, кадеты и др.) считали, что в России произошла рядовая буржуазная революция. В данной посылке трудно было найти основание отвергать Временное правительство или требовать всей полноты власти Советам. В отличие от партии кадетов, эсеров, меньшевиков и их лидеров в Советах у партии большевиков и В.И. Ленина было другое мнение на сложившуюся ситуацию в стране. На основе Советов происходит процесс формирования принципиально новой формы государственной власти. Такое понимание обстоятельства позволило В. Ленину и большевикам выдвинуть лозунги "Вся власть Советам!", "Никакой поддержки Временному правительству".
Столкновение между Советами и Временным правительством, по мнению большевиков, было вопросом времени. А полем противоборства между двумя формами власти и стоявшими за ними политическими силами становились острейшие проблемы — вопросы о войне и аграрный.
Возникнув, Временное правительство заявило о своей приверженности принципами демократии, отменило систему сословий, национальных ограничений, осуществило ряд других мероприятий, чем, безусловно, снискало уважение и признательность своих сограждан. Однако окончательное решение этих и других вопросов было отложено до созыва Учредительного собрания. Народу предлагалось довести войну до победного конца. Первый кризис правительства возник в апреле в связи с нотой министра иностранных дел П.Н. Милюкова. В ней он писал, что "продолжая питать полную уверенность в победоносном окончании настоящей войны в полном согласии с союзниками, Временное правительство совершенно уверено в том, что поднятые этой войной вопросы будут разрешены в духе создания прочной основы для длительного мира". Кризис был преодолен путем формирования в мае 1917 г. нового правительства. В его состав вошли б министров — социалистов (А.Ф. Керенский, М.И. Скоблев, Г.И. Церетели, А.В. Пешехонов, В.И. Чернов, П.Н. Переверзев) в качестве представителей Советов.
Предполагалось, что данный тактический ход усилит позицию правительства, повысит авторитет Советов путем усиления контроля над деятельностью правительства. Идея нашла свое дальнейшее развитие в решениях I Съезда Советов (июнь 1917 г.). Съезд сформировал ВЦИК, санкционировал давно готовящееся наступление на фронте. В вопросе о власти подтверждалась необходимость коалиции. Преодоление кризиса в экономике делегатам съезда виделось на пути усиления централизации управления народным хозяйством, в "умеренном" обложении налогами предпринимателей.
Провал летнего наступления на фронте стал причиной нового политического кризиса. В столице прошли демонстрации с требованиями передачи всей полноты власти в руки Советов, отставки правительства. Выступления вызвали замешательство в рядах умеренных социалистов. В организациях меньшевиков и эсеров стали формироваться леворадикальные фракции. Ситуация осложнилась ухудшающимся экономическим положением. 2 июля министр продовольствия А.В. Пешехонов информировал о продовольственном кризисе, охватившем столицу и ее окрестности. Топливный комитет сообщил о надвигавшейся остановке фабрик и заводов из-за отсутствия топлива. Подобное наблюдалось и в других промышленных центрах.
Выход из кризиса виделся на пути более жесткого курса в отношении революционного движения. 3 июля партия кадетов объявила об отзыве своих министров из состава правительства. Искусственно созданный правительственный кризис преследовал цель подтолкнуть умеренных социалистов к более решительным действиям. Идея нашла поддержку и понимание. В тот же день Оргкомитет партии меньшевиков постановил сформировать новое правительство "по возможности с преобладанием в нем представителей буржуазии". Предложение поддержали ЦК партии эсеров, ЦИК Советов. Принятые вслед за этим меры по стабилизации обстановки — подавление демонстраций силой оружия, закрытие левой прессы, введение смертной казни на фронте, отсрочка выборов в Учредительное собрание — характеризуют выбранный курс, но его реализация имела и негативные последствия. Из сферы политического диалога между различными политическими силами борьба все более переходила в сферу насилия и ожесточения, поляризуя российское общество. Партия большевиков на своем VI съезде (август, 1917) приняла решение о вооруженном восстании, конечной целью которого являлось свержение правительства и завоевание политической власти. В свою очередь правые силы активизируют усилия по установлению в стране военной диктатуры. Так, 15 июля газета "Утро России" писала: "Не надо бояться слова диктатура. Она необходима!".
К концу лета все явственнее стала проявляться несостоятельность экономической политики Временного правительства. Вмешательство государства в экономику, централизованное снабжение предприятий топливом и сырьем не дали ожидаемых результатов, а напротив — вызвали широкое недовольство мелких и средних предпринимателей.
В городе росла безработица, не хватало предметов первой необходимости, росли цены. Правительство принимало постановление за постановлением: о распределении сахара, введении с 26 июня общегосударственной карточной системы на продукты питания. Однако ситуация в стране не улучшалась.
Ответом на беспомощность правительства, ухудшение экономического положения стало усиление самоорганизации народа. Фабкомы все более и более стали контролировать вопросы найма и увольнения, производства и распределения. Ими в явочном порядке был введен 8 часовой рабочий день, достигнуты договоренности о заключении трудового соглашения с предпринимателями.
В результате нерешаемости аграрного вопроса в деревне начинает достигать апогея борьба крестьян против помещиков. Она вылилась стихийно в самовольный захват земли. Временное правительство как государственный, законоисполнительный орган препятствовало данным акциям. Большевики наоборот поощряли их.
Затягивание земельного вопроса находило отзвук в армии, ввергало деревню в еще большую анархию. Социальные противоречия города и деревни к тому же преломлялись через призму межнациональных отношений, многократно углубляли кризис в стране.
В конце августа 1917 г. правыми силами была предпринята попытка осуществления государственного переворота, установления военной диктатуры в стране. В качестве диктатора был избран Л.Г. Корнилов. Им было сформировано и направлено на усмирение столицы 33 ударных батальона. Заговор потерпел поражение. Поведение кадетов накануне и в ходе кризиса привело к резкому падению авторитета партии среди народа. Из-за внутренних разногласий о форме и структуре нового правительства, путях выхода страны из кризиса углубляется раскол среди социалистов, в партиях эсеров и меньшевиков.
Неудачный военный переворот генерала Л. Корнилова остановил процесс стабилизации обстановки в стране и армии, достигнутый Временным правительством летом 1917 г. Советы, все более контролируемые большевиками, вышли из кризиса с возросшей популярностью среди народа. Если в Петроградском Совете 2 марта за резолюцию большевиков против передачи власти в руки Временного правительства было подано 19 голосов против 400, то 31 августа абсолютное большинство Совета поддерживало большевиков. 1 сентября Временное правительство под влиянием выступления Л.Г. Корнилова, провозгласило Россию республикой. В этот же день А.Ф. Керенский информировал ЦИК о создании Директории из 5 человек как временного органа для оперативного руководства страной. 2 сентября ЦИК Советов одобрил идею созыва Демократического совещания, которому и предстояло решить вопрос о власти, а пока ЦИК призывал к поддержке сформированного Керенским правительства.
14 сентября 1917 г. начало работу Демократическое совещание. Основным вопросом его заседаний стал характер будущей власти и правительства. Демократическое совещание одобрило возможность коалиции с буржуазией, окончательное решение вопроса о правительстве возлагалось на Предпарламент, создаваемый из делегатов совещания. В резолюции подчеркивалось, что правительство будет стремиться к заключению мира между воюющими государствами и выражать волю народа. Затянувшийся правительственный кризис завершился созданием 25 сентября третьего коалиционного правительства. В его состав вошли 4 кадета, Керенский остался главой и верховным главнокомандующим. Здесь же было принято решение о созыве 20 октября Всероссийского съезда Советов. После завершения работы Демократического совещания большевики выступили за скорейший созыв съезда Советов и провозгласили лозунг "Вся власть Советам".
После Демократического совещания "левые большевики" (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий и др.) начали активную подготовку вооруженного восстания. Эта активность в значительной степени определялась тем, что в руках большевиков оказалось значительное число вооруженных сил и формирований отрядов Красной гвардии. Активность большевиков нарастала на фоне усиления экономического кризиса. 10 октября ЦК большевиков принял предложение левых о подготовке вооруженного восстания. С принятием решений имевшие место противоречия среди большевиков по вопросам тактики не исчезли. Против восстания выступают Л. Каменев и Г. Зиновьев.
В последующие дни принятия решения о восстании большевики стремятся, надо отметить — не без успеха, расширить поддержку своей программы на предстоящем съезде Советов. В свою очередь правительство в лице А.Ф. Керенского предпринимает некоторые усилия по подавлению возможного выступления левых сил. В столицу стягиваются верные правительству войска, но их немного. 24 октября А.Ф. Керенский выступил в Предпарламенте с анализом ситуации в стране. Итогом обсуждения стало принятие резолюции, предложенной левыми фракциями меньшевиков и эсеров. Она предлагала поддержку правительства при условии немедленного осуществления радикальной программы "земли и мира", создание комитета общественного спасения с участием представителей Советов. Предложение было отклонено А.Ф. Керенским, ибо в нем в завуалированной форме выражалось недоверие правительству.
Вечером 24 октября большевики начали вооруженное восстание. В течение ночи и последующего дня — генштаб, телеграф, вокзалы и другие объекты — находились в руках восставших. Утром 25 октября Военно-революционный комитет Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов объявил Временное правительство низложенным. Позднее того же дня начал работу II Всероссийский съезд Советов. Из 670 делегатов 507 поддержали переход власти в руки Советов.
Съезд принял два основных документа. "Декрет о мире" содержал предложение всем воюющим народам и правительствам немедленно начать переговоры о справедливом и демократическом мире. "Декрет о земле", согласно которому вся земля передавалась в общенародное достояние, частная собственность на землю отменялась, каждый мог обрабатывать землю только своим трудом на основе уравнительного землепользования. Съезд подтвердил гарантии созыва Учредительного собрания, обеспечение права наций на самоопределение. Власть на местах передавалась в руки местных Советов. На съезде был сформирован новый состав ВЦИК — 101 человек. В него вошли 62 большевика, 29 левых эсеров. Сформировано правительство из большевиков, на однопартийной основе — Временный Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным. Первыми советскими наркомами стали Л.Д. Троцкий, А.И. Рыков, В.П. Милютин, И.В. Сталин и другие, всего 13 человек.
Республика Советов
Период с Октября 1917 г. по март 1918 г. характеризуется установлением Советской власти по всей стране. В 79 городах из 97 она была установлена мирным путем. Началась организация системы управления страной. К лету 1918 г. Советом ВЦИК и Совнаркомом было принято около 700 декретов, ставших основой будущего законодательства. Учреждались суды, избираемые Советами. По мере ожесточения классового противостояния их вердикты становились все более жесткими. В декабре 1917 г. создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем во главе с Ф.Э. Дзержинским.
С первых дней существования Советское правительство провело ряд мер в интересах трудящихся. Был установлен 8-часовой рабочий день, введена система охраны труда женщин и подростков, страхование на случай болезни, введены бесплатное обучение и медицинское обслуживание. В декабре 1917 г. утвержден кодекс о труде, а в январе следующего года — декрет о свободе совести.
В области национальных отношений провозглашались равенство и суверенитет народов, право на самоопределение вплоть до государственного отделения. Отменены национально-религиозные привилегии, провозглашалось свободное развитие всех народов, населяющих Россию.
Прочность Советской республики зависела от взаимоотношений большевиков с партиями социалистической ориентации. Меньшевики и правые эсеры выступили с резким осуждением действий большевиков в октябрьские дни, а позднее выдвинули требование создания однородного социалистического правительства. В ноябре 1917 г. левые эсеры получили предложение от большевиков войти в состав правительства, но отказались, мотивируя свой отказ поддержкой требования о вхождении и других социалистических партий и создании "однородного социалистического правительства". В последующие недели наметилось сближение позиций, и в декабре левые эсеры А.Я. Коллегаев, В.А. Карелин, П.П. Прошьян, В.Е. Трутовский вошли в состав Совнаркома. Левые эсеры получили ряд постов в армии — А.И. Егоров, М.А. Муравьев, а также и в ВЧК.
Вхождение левых эсеров в структуры органов Советской власти окончательно разделило российских социалистов на сторонников Советов и сторонников Учредительного собрания. Сторонники Учредительного собрания — меньшевики и правые эсеры видели в нем единственную возможность отстранения большевиков от власти. Учредительное собрание начало свою работу 5 января 1918 г. На нем было представлено 715 делегатов, в том числе 412 эсеров и 183 большевика. Председатель ВЦИК Я. М. Свердлов предложил Учредительному собранию признать Советскую власть и принять "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", в которой были отражены уже принятые декреты. Этого не произошло. В знак протеста большевики и левые эсеры покинули зал заседаний. Лишившись кворума, делегаты решили продолжить работу; ими Россия была провозглашена демократической республикой с признанием суверенитета народов России, принят кодекс о земле. Учредительное собрание категорически отвергло притязание большевиков на власть и не приняло "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа".
10 января 1918 г. открылся III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, а 13 января 1918 г.— III Всероссийский съезд крестьянских депутатов и в тот же день оба съезда приняли решение об объединении. Объединенный съезд утвердил "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа". Приставка к правительству — "временное" — была снята. Съезд объявил Россию Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР).
Провозгласив "Декрет о мире", Советская республика продемонстрировала свой вариант выхода из войны, достижения сепаратного мира. Суть подхода сводилась к непосредственному обращению к народам — взять дело мира в свои руки. Советские предложения были отвергнуты Антантой. Однако Германия согласилась на переговоры: Сепаратные переговоры начались в Брест-Литовске 14 ноября 1917 г. и завершились подписанием мирного договора 3 марта 1918 г. Согласно достигнутым договоренностям, от Советской России отторгались Украина, Финляндия, Грузия, Польша, Прибалтика. На Россию накладывалась контрибуция.
Мирный договор еще более усилил раскол российского общества, ударив по национальному самосознанию.
Приход к власти большевиков вызвал саботаж чиновников и предпринимателей. Ответом стало принятие в ноябре 1917 года Декрета о рабочем контроле. В декабре создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ). Опираясь на новые структуры, советское руководство начало осуществлять частичную национализацию — как меру борьбы с саботажем, которая переросла в массовую. Были национализированы не только отдельные предприятия, но и целые отрасли.
В городах начался голод. Всякий "хозяйчик", укрывавший хлеб, воспринимался советской властью как социально чуждый элемент. Стремление накормить город привело к установлению продовольственной диктатуры. Создавались продовольственные отряды из рабочих, которые направлялись в деревню для изъятия "излишков" хлеба. В деревне параллельно с Советами стали создаваться комитеты бедноты. Действия продотрядов и комбедов стали прологом крестьянских выступлений, охвативших Советскую Республику весной и летом 1918 г.
Действия большевиков вызывали протест не только противников, но и союзников — левых эсеров. Основным полем разногласий стали аграрный вопрос и Брестский мирный договор. На V съезде Советов левые эсеры пытались склонить делегатов отторгнуть мирный договор, отменить декрет о комбедах и предоставить всю полноту власти Советам. Когда достигнуть этого не удалось, они 6 июля организовали мятеж. Действия в столице были подкреплены мятежом М.А. Муравьева — Командующего Восточным фронтом.
Мятеж был подавлен, а партия эсеров была распущена. Утвердилась государственная однопартийная система. Отсутствие легальной оппозиции позволило в дальнейшем избежать разногласий и кризисов власти. Однако низкий культурный, интеллектуальный и профессиональный уровень руководства обусловил сползание к крайностям.
Духовность
Лихолетье обусловило своеобразный вектор духовного развития общества. Отречение Николая II от престола стало ударом по религиозным верованиям народа, поставило под вопрос идею божественного происхождения царской власти, вызвало кризис идеологии. Этим обстоятельством было продиктовано решение Синода о выборе Патриарха Русской Церкви. 15 августа 1917 г. состоялось торжественное открытие в Москве Поместного Собора. На нем было представлено 576 делегатов от различных духовных и светских организаций. Патриарха должны были выбирать из трех кандидатур. 5 ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя Патриархом выбран Митрополит Тихон. В своих первых выступлениях перед верующими Патриарх обращает внимание на то, что бездумное, поспешное построение нового государства неминуемо принесет вред народу.
В области культуры, с одной стороны, характерно продолжение традиций прошлого и появление нового. Научные открытия начала XX века подрывали традиционные представления о мире. В философии новые идеи нашли отражение в материалистическом учении, их оппонентами стали сторонники идеализма. Первое направление наиболее ярко представлено в работах В.И. Ленина, А.А. Богданова, второе — в работах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова.
Развитие литературы связано с творчеством И. Бунина, А. Блока, В. Брюсова, Н. Гумилева, С. Есенина, М. Горького, В. Короленко и др. Их отношение к событиям и новой власти не было однозначным. Если А. Блок и В. Маяковский приняли революцию, то Н. Гумилев не обмолвился о ней и советской власти ни словом. Д. Мережковский воспринял октябрьские события 1917 г. как похороны культуры России.
В искусстве, как и в литературе, были различные направления, отражающие характер эпохи. Каждое из направлений имело своих поклонников и противников. Авангардизм — К. Петров-Водкин, импрессионизм — К. Коровин, абстракционизм — В. Кандинский, К. Малевич.
Становление и развитие советского театра связано с творчеством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
Однако массовая культура оставалась крайне низкой. В деревне преобладала общинная психология, основанная на коллективной ответственности. В сознании рабочих и крестьян коммунистический идеал понимался как уравнительный коммунизм.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |