СВОБОДНЫЕ ВЫШИВКИ. Существуют самые разнообраз¬ные вилы свободных вышивок. Они называются так потому, что в отличие от счетных вышивок, зависящих от счета нитей ткани, выполняются по предварительно нарисованному контуру. К. сво¬бодным вышивкам относится гладь, «ришелье», тамбур. Гладь. Гладью называется вышивка, в которой гладьевыми стежками заполняемся свобод¬ный контур узора. В основном выполняется растительный узор самыми разными цветами ниток на разных тканях.
Распростра¬нены белая гладь, гладь с насти¬лом, теневая гладь, прорезная и т. д. Белая гладь получила свое на¬звание потому, что выполняется чаще всего белыми нитками на тонких тканях (маркизете, крепдешине, батисте) тонкими нитками — мулине, шелк. Ниже описываются наиболее распрост¬раненные приемы этой техники. «Пышечка» - контур узора прошивается швом «впе¬ред иголку» и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к другу. «Пы¬шечка»
может быть вышита с на¬стилом. Контур также прошивается швом «вперед игол¬ку», затем внутренняя часть «пы¬шечки» заполняется настилом хлопчатобумажными катушечны¬ми нитками. Сверху «пышечка» вышивается плотными гладьевыми стежками за контур в направле¬нии, противоположном стежкам настила. «Листик» - контур прошивается стежками «вперед иголку». Листик может быть вы¬шит прямыми или косыми стеж¬ками.
Если листик выполняется с настилом, то стежки настила прокладываются вдоль листика. Гладь «в раскол». На¬звание этого вида означает, что мотив вышивки поделен на две части. Узор прошивают по кон¬туру швом «вперед иголку», в том месте, где предполагается раскол узора, прошивают две параллельные строчки. Внутрен¬нюю часть узора заполняют на¬стилом. Стежки настила должны ложиться в направлении, проти¬воположном предполагаемой вы¬шивки гладьевыми стежками.
Сначала вышивают целую часть мотива и, дойдя до места раско¬ла, гладьевыми стежками запол¬няют одну сторону. Иглу вкалы¬вают по внешнему краю за строчку и внутри между парал¬лельными строчками. Вышив од¬ну сторону, приступают ко вто¬рой. ШВЫ РУЧНЫЕ И МАШИННЫЕ Ручные швы. Швы бывают раз¬ные в зависимости от назначе¬ния и техники выполнения: соединительные — для соедине¬ния вместе частей ткани; за¬крепляющие — ими обметывают срезы ткани для предохранения
от высыпания; украшающие — для соединения и закрепления частей ткани с одновременным украшением работы. Шов «вперед иголку» применяют при наметке, при об¬ведении контура рисунка. Это самый простой шов. Представля¬ет собой ряд одинаковых стеж¬ков, выполненных на одинако¬вом расстоянии друг от друга. Ра¬бота ведется справа налево, при необходимости может выпол¬няться в несколько рядов. Игол¬ку с ниткой пропускают в ткань через 4—5 нитей все время впе¬ред.
Шить швом вперед иголкой можно, набирая на иглу сразу несколько стежков, протаскивая потом через них нитку. Шить можно и по продернутой на тка¬ни нитке. Шов «за иголку» при¬меняется при шитье более плот¬ных тканей. Выполняется с про¬пусками ткани между стежками. Первый прокол иглы остается впереди второго прокола. При равной величине стежков и оди¬наковом расстоянии между ними на иглу нужно набрать столько нитей
ткани, чтобы получились два полных стежка и просвет между ними. Работа ведется справа налево. По изнанке нитка также направляется справа на¬лево и под стежком двойная. С лица, хотя работа продвигается справа налево, стежки идут слева направо. Шов применяется в бе¬лой глади и для выполнения кон¬тура свободных вышивок, а так¬же по продернутой нити ткани. Шов «строчкой» явля¬ется разновидностью шва «за иголку».
Работа также продвига¬ется справа налево, а стежки с лицевой стороны укладываются слева направо. Только в этом случае нет просветов между стежками. Ряд одинаковых стеж¬ков является непрерывным. На иглу набирают несколько нитей ткани (3—4), протаскивают ни¬тку и вводят иглу в место первого прокола предыдущего стежка. С изнаночной стороны стежки в два раза длиннее стежков с ли¬цевой стороны, и они двойные.
Петельный шов при¬меняется для обметывания пе¬тель, края ткани. Все стежки рас¬полагаются перпендикулярно краю ткани. Работа ведется слева направо, без пялец. Край ткани ложится на указательный палец левой руки и придерживается большим. В начале работы дела¬ется прокол с изнанки на лицо, а все последующие проколы стежков делаются с лица на из¬нанку. После первого прокола ilirnca направляется вниз, при¬держивается большим пальцем
левой руки, затем выполняется прокол с лицевой стороны на из¬нанку, игла направляется в об¬разовавшуюся петлю, которая затягивается на краю ткани. Ес¬ли петельным швом обшивают края полотенца, салфетки или аппликации, то размер стежков может быть 6—8 мм с расстоя¬нием между ними в несколько нитей ткани. Нитки в этом слу¬чае могут быть другого цвета. В вышивке белой гладью петельными стежками обшивают края деталей. Стежки могут быть разного размера. Так, край обшивается плотными стежками разной длины.
Фесто¬ны отделываются петельным швом точно по форме плотно прилегающими стежками. Стежки петельного шва мо¬гут быть сгруппированы по не¬сколько в одну точку. В данном случае три стежка пе¬тельного шва сходятся в одной точке. При работе нитку стежка следует затягивать в нужном направле¬нии. МЕРЕЖКИ Мережкой называется узкая строчевая вышивка, в которой нити ткани выдернуты лишь в одном направлении
— по основе или по утку (вдоль или поперек ткани). Вертикальные (по отно¬шению к работе) нити, остав¬шиеся невыдернутыми, различ¬ными приемами соединяются в пучки. Между собой пучки сое¬диняются по узору. Использу¬ются обычные катушечные ни¬тки, мулине и др. Декоративны¬ми мережками, вышитыми бе¬лыми и цветными нитками, счрормляют одежду, белье, ска¬терти, салфетки и другие пред¬меты. Для выполнения мережек пригодны любые ткани полотня¬ного переплетения.
Работа ве¬дется только в пяльцах, в про¬тивном случае рукоделие по¬лучится перекошенным. Существуют самые раз¬нообразные виды мережек. «Кисточка» — самый простой вид мережки. Обычно этой мережкой вышивают край в вышитых изделиях. Для ее выполнения из ткани ныдергивают 5—6 нитей. Свободные ос¬тавшиеся нити собирают в пуч¬ки только с одной стороны ка¬тушечной ниткой № 60—80.
Мережку начинают с нижнего края слева направо, захватывая по 3—4 вертикальные нити. Об¬вивают эти нити рабочей ни¬ткой и выводят иглу справа от образовавшейся кисточки. 'Иног¬да мережку «кисточка» исполь¬зуют для образования бахромы. «Столбик» — мереж¬ка выполняется аналогично ме¬режке «кисточка», только пучки нитей, оставшихся после про¬дергивания, обвивают с двух сторон. «Раскол». Для выпол¬нения мережки выдергивают 7—8 нитей. Свободные нити с одной стороны собирают и обви¬вают
так же, как в мережке «кисточка», только обязательно захватывают четное количество вертикальных нитей. С другой стороны мережки захватывают половину одной кисточки и по¬ловину соседней, связывают их вместе. Таким образом, столбик раскалыватся пополам. «Снопик». Количество выдернутых нитей увеличивает¬ся до 8—10. Сначала выполня¬ют мережку «столбик» затем цветной (сковочной) ниткой или более плотной белой слева
направо точно по линии середи¬ны мережки захватывают два столбика и стягивают их вместе петлей. Чтобы нитка не сдвига¬лась и лежала точно в центре «снопика», делают два узла. Можно стягивать и больше стол¬биков (по три, четыре) в один «снопик», но тогда количество нитей, выдернутых из ткани, нужно соответственно увели¬чить, иначе она будет деформироваться. Можно стягивать «сно¬пики» и справа налево, не затя¬гивая узлов.
В этом случае особое внимание следует обратить на то, чтобы расстоя¬ние между центрами «снопиков» было одинаковым. «Паучок» — мережка, в которой диск — «паучок», рас¬положенный по центру каждого «снопика», получают путем пе¬реплетения рабочей ниткой стол¬биков вокруг стягивающего узла. Хорошо, если сковочная нитка цветная, «паучки» получаются более выразительными. «Настил» — выпол¬няется вышивка по предвари¬тельно заготовленной мережке «столбик».
Выдергивается 10— 12 нитей. Вертикальные нити соединяются в столбики по 3—4. Узор настилают белой или цвет¬ной ниткой в определенном по¬рядке в виде ромбов или квад¬ратов. Для этого рабочую нитку ведут справа налево, набирая один столбик на иголку, а дру¬гой пропуская под иглой. В об¬ратном направлении нитку про¬кладывают поверх незакрытых столбиков и под тс столбики, над которыми была проложена нитка (по принципу штопки).
СЧЕТНЫЕ ВЫШИВКИ Счетные вышивки относятся к наиболее древним и распростра¬ненным. Называются так пото¬му, что узор выполняется по от¬счету нитей ткани. На тканях полотняного переплетения луч¬ше видна структура, и на них легче выполнять счетные вы¬шивки, такие как крест, двойной крест, полукрест или роспись, счетная гладь, мережки. Вышивать крестом можно и по специальной ткани (канве).
Канву приметывают к основной ткани и, считая квадратики, вы¬шивают. Когда вышивка закон¬чена, нити канвы осторожно вы¬дергивают. «Крест» выполняется двумя пе¬рекрещивающимися диагональ¬ными стежками. Работа выпол¬няется в определенной последовательности. Первый ряд диаго¬нальных стежков направлен слева направо, каждый стежок снизу вверх. На изнанке — вертикальные прямые стежки. На схеме показан циф¬рами порядок выполнения стеж¬ков.
Все верхние стежки в узоре имеют одно направление. Работа ведется справа налево, стежки ложатся снизу вверх. На изнанке рядом с первыми пря¬мыми переходами от стежка к стежку располагаются вторые переходы от стежков верхнего диагонального ряда. При вышивке крестом несколь¬ких горизонтальных рядов нит¬кой одного циста пе¬реход нитки от конца одного ря¬да к новому осуществляется че¬рез два ряда.
В каждом ряду сначала выполняют все диаго¬нальные стежки в одну сторону, затем перекрывают верхними стежками в другую сторону. Вертикальный ряд крестиков вы¬шивают снизу вверх, сначала диагональными стежками. В каждом стежке направление ни¬ти разное. Первый стежок проходит слева направо снизу вверх, затем вертикаль¬ный прямой переход по изнанке к новому стежку. Второй стежок выполняется сверху вниз справа налево. Но переходы стежков по изнанке могут располагаться и по горизонтали в зависимости от рисунка и умения.
Ряд верхних диагональных стежков в верти¬кальных крестах направлен сверху вниз, также с переходами по изнанке от стеж¬ка к стежку по вертикали. АППЛИКАЦИЯ Аппликация (накладное шитье) — нашивка на салфетки, скатер¬ти и другие предметы узора из кусочков ткани. Преимущест¬венно аппликация используется для отделки одежды. Апплика¬ция может быть одноцветной, двухцветной, многоцветной, выполняется из кусочков тканей или любых
материалов различ¬ного цвета и разной выработки (гладкой ткани, ворсистой, бле¬стящей, матовом). Можно соста¬вить рисунок из нескольких элементов, а можно повторить один и тот же элемент из тканей разного цвета. Интересно смотрится рит¬мическое чередование геометри¬ческих фигур. Желательно лоскутки нашивае¬мой ткани предварительно на¬крахмалить и отгладить. Сде¬лать рисунок на бумаге, нако¬лоть на ткань и вырезать по на¬несенному на бумаге рисунку.
Вырезанные мотивы апплика¬ции приметывают к детали, ко¬торая заправляется в пяльцы, и вручную обшивают: а) петельным швом — направление работы мо¬жет бить слева направо (от се¬бя) и, наоборот, справа налево (к себе), в зависимости от на¬выков вышивальщицы. Прока¬лывают иглой оба слоя ткани и иглу выводят к краю апплика¬ционной ткани через один слой основной ткани; б) швом «зигзаг», выполняемым назад иголкой. Рабо¬та продвигается справа налево. ВЫШИВКА ШНУРОМ,
ТЕСЬМОЙ Для оформления одежды широ¬ко используются тесьма, декора¬тивные шнуры. При нашивке желательно, чтобы шнур захва¬тывался весь. Если пришить потайными стежками по нижней стороне, он будет по¬стоянно отрываться в процессе носки. Поэтому при нашивке шнура нитка должна быть в цвет. На детали намечают ли¬нию пришивки шнура и наши¬вают через верх косыми стежка¬ми.
Работа ведется справа нале¬во. Если шнур не очень тол¬стый, то его конец крючком выводят на изнанку, если шнур толстый, стараются его начало и конец расположить в швах или закрыть пуговицами. Если нет шнура необходимого цвета, скручивают нитки в несколько сложений и косыми стежками через верх нашивают на деталь. В верхней одежде можно использовать шерстяные нитки для вязания. Необычный шнур можно получить, если сначала по намеченной линии вышить тамбурный шов, затем прямыми
стежками прошить весь тамбурный шов справа налево. На лице стежки перекрывают соединение пе¬тель. На швейной машине шнур мо¬жет быть нашит на деталь зиг¬загообразной строчкой. Намечают линию нашивки шнура, желательно также, что¬бы начало и конец шнура попа¬дали в швы изделия. Несколь¬кими стежками закрепляют ко¬нец, шнур выкладывают по на¬меченной линии. Чтобы зигзаг не стягивал под шнуром ткань, большим и безымянным пальцами левой руки ткань перед иг¬лой
и за иглой слегка растяги¬вают, а шнур подают под иглу между средним и указательным пальцами левой руки. Если есть специальная лапка с прорезью, лучше использовать ее, тогда шнур будет точно ложиться но намеченному узору. Узкую тесьму можно нашивать одной прямой строчкой. Широкую тесьму нашивают прямыми строчками с двух сторон. УВЕЛИЧЕНИЕ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЕ РИСУНКА Если размер вышиваемого изде¬лия больше или меньше понра¬вившегося
рисунка, его прихо¬дится увеличивать или умень¬шать. Делают это следующим об¬разом. Нужный рисунок расчерчивают на равные квадра¬ты. Чем мельче квад¬раты, тем точнее будет получен узор для вышивки. Затем на чи¬стом листе бумаги вычерчивают то же количество квадратов, но уже уменьшенное или увеличен¬ное в нужное число раз (в два, три, четыре раза). В полученные клетки переносят линии соответ¬ствующих клеток
оригинала. В данном случае рисунок умень¬шен в два раза и в три раза. При аккуратной работе получается точная (уменьшенная или увеличенная) копия рисунка. Очень важно при этом приеме увеличения или уменьшения рисунка вычерчи¬вать точные квадраты-клеточки, иначе контуры рисунка узора бу¬дут искажены. ПЕРЕВОД РИСУНКА НА ТКАНЬ Существует несколько способов перевода рисунка узора на ткань.
1. Перевод рисунка через цвет¬ную копировальную бумагу — наиболее быстрый и простой спо¬соб. Ткань разравнивают, накла¬дывают копировальную бумагу, сверху рисунок. Тонко отточенным карандашом (пустым стер¬жнем шариковой ручки) обводят линии рисунка. Чтобы рисунок не сдвигался в процессе обводки, его прижимают любым грузиком. 2. Перевод рисунка на ткань «припорохом». Рисунок сначала переводят на кальку, затем иг¬лой прокалывают
кальку по кон¬туру рисунка. Калькой пользу¬ются в том случае, если мотив узора предполагается использо¬вать один-два раза. Если же предполагается вышивка боль¬шая (один и тот же узор, напри¬мер, по всей скатерти), лучше всего воспользоваться полиэти¬леновой пленкой. Нанести рису¬нок и прострочить по контуру рисунка на швейной машине толстой иглой (№ 110—120) без ниток. Пленку с проколотым ри¬сунком (так называемый трафа¬рет) накладывают на вышивае¬мый материал и закрепляют
бу¬лавками или грузиками. Берут кусочек ваты, смоченный в рас¬творе керосина с синькой, сажей или белилами, сильно отжима¬ют, чтобы не было клякс, и про¬тирают по линиям с отверстиями. 3. На тонкие прозрачные ткани рисунок переводится с помощью подсвета. Под стеклом помещают лампу. На стекле выравнивают рисунок, сверху накладывают ткань, закрепляют булавками и обводят карандашом контуры ри¬сунка. ВЫБОР ТКАНИ
И НИТОК Ткани и нитки для вышивки выбирают в зависимости от назна¬чения будущего изделия, характера узора и способа его выполнения. Так, например, для вышивки полотенца владимирскими швами нужна плотная ткань, например лен с лавсаном и разноцветные нитки в несколько сложений, а для вышивки блузки белой гладью — более тонкая ткань (маркизет, ситец и др.) и одноцветные нитки мулине в 1—2 сложения. Для вышивки по счету нитей берут ткани полотняного перепле¬тения: льняные и полульняные (суровые, белые
и цветные), маркизет, рогожку, штапельное и шелковое полотно, редину (редкая ткань из льняных крученых ниток). В тканях полотняного переплетения нити основы (идущие вдоль полотна) и нити утка (идущие поперек полотна) переплетаются через одну, таким образом нити утка проходят поочередно то над нитью основы, то под ней. Полотняное переплетение самое простое. Ткани с таким переплетением нитей прочные, мало растягиваются и дают не¬большую усадку.
Лицевая и изнаночная стороны у них одинаковые. Для выполнения строчевой вышивки нужны ткани с одинаковой толщиной нитей основы и утка. При неодинаковой толщине нитей работа затрудняется, так как при выдергивании нитей приходится отсчитывать разное их количество по основе и утку. Для такой вы¬шивки не пригодно полульняное полотно, которое имеет хлопчатобу¬мажную основу и льняной уток. Для вышивки по нарисованному контуру подходят как льняные ткани, так и шелк, шерсть, сукно, ткани
в полоску и клетку, а также крупноструктурные ткани — с учетом, если выпуклые полоски или клетки ее будут органично сочетаться с узором и структурой вышивки. Для выполнения вышивки применяются льняные и бумажные мерсе¬ризованные нитки и ленинградское мулине разных цветов. Ленинград¬ское мулине имеет прочную окраску, блеск и необходимую прочность. Пригодны также шерстяные, штапельные, шелковые, синтетические нитки (кашмилон, лавсан, капрон), ирис,
бумажный и шерстяной га¬рус. Для подготовительных работ (приметывание кусочков ткани к основному полотну), подшивания края изделия, обвивания столбиков мережки, строчевой сетки применяют белые и цветные хлопчатобу¬мажные нитки на катушках № 40, 50, 60, а для выполнения стягов в белой глади — № 80. Нитки должны быть крепкими, равномерно-окрашенными и устойчивыми к свету и воде. Прочность нитки про¬веряют, растягивая ее руками: хорошая нитка должна пружинить, не сразу рваться.
Прочность окраски ниток можно проверить, если положить образцы их на солнце: нитки не должны выгорать. Моток ниток мулине раскрывают и разрезают в том месте, где находится узелок. Моток состоит из 14 пасм, в каждой из которых 6 тонких ниточек. Для удобства подбора ниток н вышивке рекоменду¬ется сделать набор картонок с образцами ниток.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |