ВВЕДЕНИЕ ИСТОРИЯ. Выборг Viipuri, Viborg - крупнейшее градостроительное образование на территории Карельского перешейка, окончательно перешедшего к Советскому Союзу в итоге второй мировой войны. Историко-культурное наследие Выборга общепризнано как самостоятельная культурная ценность, органично и своеобразно объединяющая памятники различных национальных культур Балтийского региона.
В 1970 году постановлением правительства РСФСР Выборг включен в список исторических городов России. Дата основания города 1293 г. принадлежит эпохе формирования христианских феодальных государств Северной Европы, складывания новой международной экономической системы Балтийского региона, в основе которой лежали торговые связи государств Балтики с Русью. Основанный шведами в конфликтной зоне балтийских государств,
Выборг с начала своей семивековой истории формировался как город-крепость. В Выборге более трехсот памятников архитектуры и скульптуры, археологии, истории и садово-паркового искусства. ЛЕГЕНДЫ ГОРОДА ВЫБОРГА. БЕЛАЯ САГА О РОЗОВОМ КАМНЕ. Кроме реальной истории каждый город имеет и особую - поэтическую Говорят, что много много веков назад, когда все еще было по - другому и закат был там, где сейчас восток,
рыбы пели, а птицы молчали, тогда жила большая черепаха Вибори. Это черепаха была не просто большая, она была очень большая, даже огромная. Она вышла, как и многое другое, из Мирового Океана и была даже старше дня ровно на одну ночь. Жила она в небольшом для нее озере, которое позже стало Балтийским морем. Большую часть времени черепаха проводила в воде и лишь спать выбиралась на отмель,
и сон ее был подобен дыханию самой Матери земли. Большая черепаха была также мудра, как и огромна. Потому то она стала тем, кто научил зверей их повадкам и дал им для жизни законы леса. Это она отучила рыб петь, а птиц молчать, потому, как рыбы своим пением мешали ей думать, но все равно, кто то же должен был петь, и потому она обучила этому птиц. Много лет прошло с тех пор, как большая черепаха пришла в эти края, и столько же лет прошло, как все
жили в мире и согласии. Как вдруг, однажды, откуда - то появился Большой Огонь. Со зловещим треском он бежал по вершинам деревьев и вмиг пожирал все, что встречал на своем пути. И когда Большой Огонь был недалеко, и звери учуяли его угрожающее дыхание, которое рвало им ноздри и выедало глаза, все живое с мольбою обратилось за помощью к мудрой Вибори. И тогда большая черепаха встала в самом узком месте своего озера, ее панцирь и голова, как большой
мост, соединили берега, и звери хлынули потоком, ища пути спасения. Когда прошли самые сильные, черепахе сказали, чтобы она уходила под воду, иначе Большой Огонь причинит ей зло. Но Большая черепаха была мудра, она подождала и более слабых зверей. Когда прошли и те, она увидала хромого лосенка, по пятам которого, как волк, гнался Большой Огонь. Лосенку удалось вбежать на голову черепахи, когда
Большой Огонь в ярости, что добыча уходит от него, собравшись в плотный комок, решил прыгнуть в след, но не сумел и рухнул в воду. Раздался страшный взрыв. Клубы пара взметнулись в небо, словно тугие змеиные тела, закрыв на миг даже солнце. Так погибал в пучине большого озера Большой Огонь. Но когда он умирал, то успел схватиться зубами за край берега и в предсмертных судорогах рвануть его
на себя. Так Вибори оказалась зажата с двух сторон как в ловушке. Хоть и была она большой и мудрой, но ничего не могла поделать, и некому было помочь ей в беде. С тех пор черепаха стала жить поперек озера. Рыбы приносили ей пищу, птицы пели, так текли ее года, чередом один за другим, как стаи корюшки в море. На месте сгоревшего дотла старого стал подниматься новый зеленый лес. Он был уже большой и красивый, но был он безмолвен, словно заброшенный колодец в
глухую лунную ночь. Ведь звери и птицы покинули его, а назад они боялись возвращаться. И позвала тогда старая Вибори того самого лосенка, который последним бежал от Большого Огня. Только теперь лосенок Мури был больше, старше и мудрее, чем его остальные сородичи. И сказала ему черепаха о том, чтобы он возвратил всех животных в их родные места, потому как он уходил последним, а идти должен первым. А чтобы было им, где обосноваться, должен он наносить землю на панцирь
черепахи. И тогда лось Мури стал носить землю на своих ветвистых рогах, и носил он так не день и не два, а несколько лет, так что рога его кое-где стерлись и обломились. А там, где он брал землю, появились озера. И, наконец, когда все было готово, пришел Мури к зверям и позвал их за собой, на другой берег. Но даже самые храбрые медведи, словно двухмесячные щенки, жались друг к другу, боясь идти на ту сторону.
Большой лось Мури пошел испросить совета у мудрой черепахи. Та же ему присоветовала просить помощи у человека. Тогда Мури пошел к людям. Хоть и жили они уже обособлено от зверей, но все еще понимали язык леса. Люди, как и звери, испугались и разбежались по своим хижинам. Лось встретил лишь храброго лесного мальчика, который играл с медвежонком.
И мальчик спросил, от чего так тяжело вздыхает большой лось Мури, так, словно у него на сердце лежит целая скала. Поведал тогда лось свою печаль, и лесной мальчик обещал ему помочь, сказав, что он сам с медвежонком поведет людей и зверей на другой берег. Так оно все и случилось. И новый лес сразу преобразился и расцвел тысячами живых лесных голосов.
И стали там жить и звери, и люди единой семьей, по одним законам леса, помня, что они пришли на эту землю вместе. Люди основали поселение, которое назвали Выборг может, случайно, а может, и в память о мудрой черепахе Вибори. Если вы не верите, то пройдите по городу и посмотрите, как много в нем гранита, розового со множеством щербин. Это и есть панцирь черепахи Вибори, благодаря которой все это и произошло
АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ВЫБОРГА ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК Выборгский замок был основан шведами в ходе их третьего крестового похода в 1293 году. Тогда они смогли захватить часть карельских земель, бывших под властью Новгорода, и на небольшом скалистом островке заложили фундаменты первых каменных строений замка. Ранее в ходе двух крестовых походов шведы установили сво господство над племенами сумь и емь территория современной юго-западной и южной частей Финляндии и основали крепости
Або Турку и Тавастехус Хямеенлинна. О происхождении названия Выборг нигде прямо не говорится. В переводе со шведского и немецкого языков Выборг Viborg, Vikborg, Vidborg, Viehborg может означать и святую крепость, и крепость у залива, и место у крепости, и крепость в краю, где разводят скот. В связи с первым упоминанием названия Выборг в письме шведского короля Биргера в рату городскому совету
Любека 1295 г где говорится о возведении замка во имя Всевышнего и пресвятой Девы, значение святая крепость представляется наиболее близким. Первые укрепления замка состояли из двух важных для обороны сооружений прямоугольной башни типа донжон, возведенной на вершине островной возвышенности, и оборонительной стены, которая окружала башню и повторяла очертания холма. По данным археологических раскопок, толщина стен у основания от 1.6 до 2.0 м, башни 4.5
м. Фундамент выполнен из крупных обломков камня без раствора. Стены же выложены с использованием прочного раствора и облицованы валунами. Замок в XIII-XIV вв. Главная башня донжон самая ранняя из каменных построек на острове до XVI в. была четырхугольной и полностью сложенной из гранитных валунов. Она была построена в соответствии с традициями итальянского стиля, господствовавшего в
Европе. В XIII- XIV веках такие башни там уже считались устаревшими, но в Швеции они были популярны. Башня была названа именем легендарного норвежского конунга Олафа Святого, утвердившего христианство в Скандинавии и канонизированного после гибели. В ранний период своего существования башня св. Олафа, завершавшаяся зубцами, по периметру имела навесную деревянную галерею боевой ход. В подвале башни хранили съестные припасы и держали пленных, во втором
ярусе с высоко расположенным входом и со сводчатым перекрытием были устроены покои, где жил наместник со свитой и останавливался король. До XVI века шведские короли не имели постоянной резиденции и перемешались по стране от замка к замку. Поэтому Выборгский замок в первые столетия его существования с полным основанием можно считать королевским. В стене XIV века, полукругом огибавшей Кузнечный двор, существовали южные и северные воротные устройства с каменными сводами.
У южных ворот сохранились остатки каменной башни с булыжным полом, вероятно, для стражи. На основной же площади Кузнечного двора во все времена были только деревянные постройки хозяйственного назначения. В 1294 году новгородцы отправили к Выборгу войско, чтобы вернуть утраченные земли, но безуспешно. В 1322 году стены замка пережили еще более мощный натиск со стороны новгородцев. Осада длилась месяц и сопровождалась штурмом с применением камнемтных машин.
Война за карельские земли была приостановлена в 1323 году подписанием Ореховецкого мира. Новгородцы и шведы договорились провести первую за всю историю их государств границу, которая разделила Арельский перешеек на две части. Восточная часть, прилегающая к Ладожскому озеру, была закреплена за Новгородом, западная с Выборгом за Швецией. Выборг восточная пограничная крепость
Швеции был в то же время административным центром округа лена, для управления которым король назначал фогта наместника. Наместниками замка были представители самых знатных и именитых родов шведского королевства. Короли постоянно заботились об укреплении замка. Расположение вблизи торговых путей способствовало появлению, под прикрытием мощных стен торгово-ремесленного местечка, ставшего позднее городом. Эрик XIII Померанский, правитель трх государств Дании,
Швеции и Норвегии, объединнных в 1397 году Кальмарской унией, гостил в замке в 1403 году. Он даровал Выборгу грамоту о городских привилегиях. В середине XV века в облике замка произошли большие изменения. Это было время наместничества Карла Кнутссона Бунде. В 1442 году он, не удержавшись на королевском троне, удалился в
Выборг, где занялся укреплением и расширением замка. С его именем связан самый блестящий период в истории замка. Он не только построил новые помещения и укрепил замок новыми стенами и башнями, но и благоустроил его по образу европейских замков того времени. Внутри стен XIII-XIV веков в период наместничества Карла Кнутссона были построены жилые здания в несколько этажей.
На сторонах, обращнных к мосту и городу, они завершались сводчатым боевым ходом. Вдоль южной береговой линии того времени со стороны моста выросла новая стена с несколькими башнями, которая образовала ивингер в переводе с немецкого - клетка. Вид замка во второй половине XV в. Толщина стены, по данным раскопок, была 2,2 м, на высоте 4,5 м от основания она имела навесную галерею боевого хода, так что полная высота стены достигала порядка 6 м.
Линия стены шла к западному окончанию острова и под углом сворачивала на восток к Кузнечному двору. В ходе раскопок были открыты сохранившиеся на высоту 4,5- 5 м участки стены и основания башен, которые в документах XVI века упоминаются как Новая и караульная. Фундамент одновременной им Пожарной башни с проездной аркой впоследствии оказался в основании жилого этажа Дома наместника ныне Комендантского дома, возведенного в 1606-08 годах.
В настоящее время и сохранившиеся участки стены, и основания башен скрыты насыпью вала XVII-XVIII веков. В 1558 г. стены Райской башни были частично разобраны, а затем увеличены в диаметре. Башня Сапожника неправильной четырхугольной формы была построена в XV веке для защиты моста. В настоящее время е нижняя часть примерно на 6 м засыпана валом XVII-XVIII веков. Недальновидность строителей XVI века, расширивших башню до самого края скалы имела
тяжлые последствия в конце XX века. В результате движения большегрузного транспорта по Замковому мосту, производства взрывов в карьере и других сейсмических воздействий, башня стала сползать со скалы и оседать на всех этажах. По инициативе музея в 1991-92 гг. в условиях неимоверных трудностей, связанных с добыванием денег для проведения необходимых работ, неприятность, грозившая отрывом башни от стены и падением, была устранена. Круглая Райская башня и башня
Сапожника выступают за границы стен Главного корпуса. Возможно, их начал строить Карл Кнутссон, а закончили его преемники Эрик Аксельссон Тотт 1457-83 и Стен Стуре 1483-99. В оконных нишах Райской башни были выбиты в камне их родовые гербы. В середине XVI века замок переживает новый этап строительства, в ходе которого сложились многие современные
его черты. К середине XVI века, когда шведское государство окрепло и упрочилось, Густав Ваза 1523-60 активизировал внешнюю политику и пытался расширить границы государства продвижением в традиционном для Швеции восточном направлении в сторону России, на Карельский перешеек и берега Невы. В связи с этим король обращает внимание на свою восточную крепость Выборг. Замок после перестроек XVI в. Это было время широкого использования огнестрельного
оружия, в том числе пушек. Прогресс артиллерии диктовал свои требования. Построенные же на основе до артиллерийских строительных традиций стены и башни Выборгского замка не отвечали требованиям времени. В 1525 году наместником замка стал немецкий граф Юхан фон Хойя, женатый на сестре Густава Вазы. Юхан фон Хойя поселился в замке с огромной свитой, и вместо мероприятий
по укреплению замка, как того ждал от него король, стал устраивать балы и турниры, которые требовали немалых затрат. Когда дело дошло до прямого противодействия королевским реформам, в частности, проводимой Густавом Реформации, король послал к Выборгу войско. Граф вынужден был бежать в Любек. В 1555 году король Густав Ваза в связи с подготовкой к войне с Россией посетил
Выборг. Во время этой поездки король жил в замке и к своему неудовольствию нашл его в довольно ветхом состоянии. В письме о тех недостатках и ошибках, которые он увидел в Финляндии, Густав пишет о замке Во-первых, здесь, в замке никто не заботится о строительстве. Поэтому большинство домов и помещений стоят без крыш, все в таком упадке, что невозможно обеспечить оборону замка Король указал на необходимость скорейшей реконструкции оборонительных сооружений, как
в замке, так и в городе. Но работы начались лишь в 1556 году, когда строительство возглавил наместник Клас Кристерссон Хорн 1556-60. На Замковом острове были возведены новые оборонительные сооружения, укреплены или снесены старые и построены новые стены и башни. В строительстве стали широко использовать кирпич. Главная башня претерпела самые большие изменения. До
XVI в. она была четырхугольной и полностью сложенной из гранитных валунов. В 1546 году король указывал на необходимость сделать башню прочной и пригодной для стрельбы из крупных пушек. Но работы по укреплению башни начались после смерти Густава при его сыне Эрике XIV 1560-1568. Верхняя часть башни была разобрана, а затем вновь надстроена, но уже из кирпича и на четырхугольном основании были возведены ещ три этажа в форме восьмигранника.
Крышу покрыли свинцом, специально присланным из Стокгольма Эриком XIV. Над входом по приказу короля был выбит герб три короны. В башне поместили артиллерию крупного калибра, а в подвале склад ядер. В разных точках береговой линии в 1561-62 гг. строят многочисленные оборонительные сооружения. В документах упоминаются шканцы и больверки, построенные из бревен и досок и заполненные землй.
Шканцы обычно были 7-8 м высотой и 3-4 м толщиной. Внутри их были сводчатые казематы, располагавшиеся в несколько ярусов, для солдат замкового гарнизона. Над ними возвышались небольшие башни и карнапы выступы с окнами для зашиты. Строившиеся в последующие годы больверки, по-видимому, напоминали шканцы, так как были сложены из брвен, балок и пилных досок и заполнены плотно утрамбованной землй.
Больверками укреплялись бреши в стенах валов. Так называемая Тюремная башня находится на стыке южной и наружной оборонительных стен. Старые путеводители рассказывают о том, что она была обита нагрудниками рыцарских лат. По мнению В.Тюленева археолога проводившего исследования в замке, в момент строительства Тюремная башня могла быть с машикулями нависающими над стеной бойницами.
Арочное укрепление на границе каменной и кирпичной кладок возможно, пример архитектуры Ренессанса, которая господствовала в Швеции в 1550-1650 гг. и известна как Ваза-ренессанс. В этот период в Швецию было приглашено много немецких и итальянских строительных мастеров и архитекторов. Король Юхан III 1568-92, сменивший на троне своего брата Эрика XIV, продолжал работы по укреплению замка и города.
Близилась новая война с Россией, король самым строгим образом приказывает наместникам использовать всю рабочую силу в замке, если они не хотят быть наказаны как непослушные слуги. В 1580-е годы на стороне, обращенной к городу, был построен вал из гранита, который вскоре продлили до главных замковых ворот. Основное же внимание короля было приковано к строительству городских укреплений Рогатой крепости. Строящаяся по староитальянской схеме, она включала три куртины и два угловых бастиона,
один из которых Панцерлакс сохранился до наших дней. Между замком и городом помимо моста существовала насыпанная дамба. Строительство в 1561-62 гг. дамбы и спусков к ней через двухъярусную башню с люком, которой называли тайным ходом, что породило легенды о подземном ходе Хотя то, что он не найден, совсем не значит, что его не было
О главных замковых воротах до 60-х годов XVI века по существу ничего не известно, кроме того, что они располагались в Пожарной башне, перед которой был подъмный мост. В ходе реконструкции замковых оборонительных сооружении в 1568 году строят новые ворота с превратным домом, караульню и подъмный мост. Ворота закрывались навесными полотенцами и запирались брусом. Ворота в замок в конце XVI в и дом наместника в начале
XVII в. В начале XVII века Пожарная башня с мостом и превратный дом о двух комнатах были надстроены жилым этажом для проживания наместника. При строительстве здания воротный пром был повышен. Гарса подъмная рештка с зубцами утратила сво значение. Дом наместника Комендантский дом был возведен на фундаментах Пожарной башни XV века и превратного дома с караульней и глухой камерой
XVI века в 1 606-08 гг. В новом двухэтажном здании с башенкой и высокой двускатной крышей в XVII веке были самые роскошные апартаменты в Выборге. В 1680 году были разобраны кровля и башенка и сделано временное покрытие из дрна. Но роскошные интерьеры с росписями стен и потолков, покрытыми глазурованным пстрым кафелем печами и керамическими полами, видимо, сохранялись до 1734 года.
В XVI-XVII веках наиболее красивые комнаты и залы находились в Главном корпусе и выходили окнами на мост. Большинство помещений в документах по замку названы именами или титулами тех, для кого они предназначались. Графские покои принадлежали графу Юхану фон Хойе 1 525-34 гг. и были устроены, возможно, во втором этаже, королевский зале комнатами и передней находились на третьем этаже и примыкали к
Райской башне. Упоминаются также часовня 1542 г старый женский покой 1556 г купальня в замке 1565 г уборная в виде ниши почти на всю толщину стены с каменной скамьй в углублении и стоком на замковый вал. Одно из немногих помещений, место которого можно указать с достаточной точностью это замковая капелла, построенная, видимо, в период наместничества Карла Кнутссона Бунде 1442-48. Она находилась во втором этаже здания
Внутреннего двора напротив входа в Башню св. Олафа. К е входу со двора вела высокая деревянная лестница. Капелла имела сводчатый потолок и освещалась большим окном, выходившим во внутренний двор. В 1567 году богослужения в ней прекратились. Вид города и замка в конце XVII в. При королеве Кристине 1632-54 гг. часть замка, включавшая зал, спальню и аванзал, получила название
покоев королевы. Без сомнения, этаж с королевскими комнатами был самый представительный. Но последним из королевских особ, кто останавливался в замке, был король Густав II Адольф. Он посетил Выборг на пути из Нарвы в Гельсингфорс, куда ехал на открытие Финляндского сейма, и жил в замке с 8 по 12 января 1616 года. Впоследствии королевский этаж опустел, стоял без мебели, если не считать прибитых к стенам скамеек
и нескольких столов со стульями. Во многих залах и комнатах замка стены изнутри были обшиты панелями из досок или побелены. Комнаты знатных господ украшались тканями, обоями и сукном. Эти покрытия были съмными, прикреплялись гвоздями к деревянным планкам, а затем крепились под потолком. Из тканей грлиск, гттниск, стеделиск, кегель, которые закупались у немецких купцов, женщины шили покровы. Покровами, преимущественно зелных и красных тонов, обтягивали полы, которые в большинстве комнат были
дощатыми, в коридорах и переходах из кирпича и камня. В некоторых помещениях полы были выложены глазурованным камнем. В XVI веке во многих окнах замка отсутствовали сткла. Вместо стекла использовали пергамент, выделанный из овечьих шкур. Окна, затянутые пергаментом, были в комнатах слуг, солдатских казармах, в хозяйственных помещениях.
Стеклянные рамы были установлены в господских помещениях и состояли из большого числа квадратов с переплтами из свинца и олова. Для зашиты, большинство окон имели ставни, иногда с пластинами от старых доспехов. Большинство дверей замка были деревянными. Железные двери были в помещениях, где держали порох. На дверях жилых комнат использовались защлкивающиеся, в виде сердца и клинка, блочные и царапающие замки. Большинство ворот закрывались поршневыми, а склады, лавки и подвалы висячими и деревянными замками.
Покои замка отапливались каминами, очагами и кафельными печами. В раннее время и в XVI веке очаги строились из известняка или кирпича и были простой формы из стены выступали округлые купола, сужающиеся к верху и переходящие в дымоход трубы. Первая кафельная печь, согласно книгам отчетов, была поставлена в 1623 году в покоях наместника. В 1642- 66 годах кафельные печи с глазурованными плитками были в спальне королевы.
В 1710 году для замка настали другие времена. Выборг пал под натиском войск Петра 1 и стал пограничной российской крепостью. Как и прежде он оставался центром административного управления краем, но уже в составе Российской империи. Некогда грозная твердыня, он стоял с разбитыми окнами, разрушенными стенами и башнями. Персонал губернской канцелярии, опасаясь обвалов, настаивал на переезде в город.
С возведением с западной стороны мощных Аннинских укреплений в 1730-40 годах, замок утрачивает сво оборонное значение. Вид замка в 1827 году Несмотря на разрушение некоторых строений замка в ходе осады и обстрела Выборга войсками Петра I, сноса части поврежднных зданий и ремонта других, сложившийся в средние века и в период реконструкции XVI-XVII веков внешний облик замка почти не изменился. После взятия Выборга в 1710 году в помещениях Дома наместника останавливался
Птр I, поэтому до 1740-х году дом называли Государевым. В 1744 году в доме была размешена губернская канцелярия. В конце XVIII века на первом этаже находились арестанты, хранились запасы казенных вин, на втором этаже присутствие военного суда и ордонансгауз комендантское управление. В конце XIX века комендантское управление заняло весь дом, и он стал называться
Комендантским. В 1811 году Выборгская губерния была воссоединена с Великим княжеством Финляндским, вошедшим в состав России после войны со Швецией 1808-1809 годов и получившим права автономии. Положение же замка осталось прежним. Он продолжал находиться в ведении российских военных властей. В помещениях замка располагались артиллерийские склады, военный архив, провиантские магазины, тюрьма
для гражданских лиц и камеры для арестантов военного ведомства. До середины XIX века интерьеры замка еще сохраняли свои средневековые черты в виде сводчатых потолков, оконных проемов со скамьями, стен с образцами кирпичной кладки и росписями. Но большая часть этого была утрачена в ходе восстановительных работ 1891-94 годов. Причиной этих работ стали пожары, и особенно второй, происшедший в 1856 году.
Пожар 1834 года произошл оттого, что во флагшток Башни св. Олафа ударила молния, от огня которой сгорели деревянные перекрытия башни. Десять лет спустя башню отремонтировали. Рисунок развалин замка 1839 года и фото внутреннего двора 1885 год. Еще более разрушительный пожар, произошел 26 августа 7 сентября 1856 года. Во время торжеств по случаю открытия Сайменского канала от огней фейерверка загорелся купол
Башни св. Олафа. С башни огонь перекинулся на стоящие рядом здания. Замок пылал как один большой костер. Уцелели лишь удаленные от Главной башни постройки Комендантский дом и здания Переднего двора. Фото замка в 1880 году Восстановление и реконструкция замка были проведены в 1891-94 годах российским Военно-инженерным ведомством под руководством инженера-полковника
Э. Лезедова. Внешние очертания замка почти не изменились, но внутренняя планировка его помещений была изменена стрельчатые и полуциркульные своды были заменены балочными перекрытиями, появились новые оконные промы, но уже без средневековых каменных скамеек в нишах, другие уровни этажей и стены без каминов и очагов. У входа в башню было построено гранитное крыльцо, а внутри башни металлическая лестница для подъема на смотровую площадку. В таком виде замок дошл до наших дней.
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ПАРК МОНРЕПО Музей-заповедник Парк Монрепо расположен в 2,5 км на север от центра г. Выборга. Усадьба, которой более 300 лет, шедевр эпохи Просвещения, ранее известная как поместье Лиль Ладугорд была куплена в 1750 годах Шарлот и Петер фон Ступишиными. Жена фон Ступишина Шарлот занималась садоводством и с большим воодушевлением занялась оформлением
сада в английском стиле. Возможно, поэтому усадьбу стали называть Шарлоттендаль. Свой сегодняшний облик усадьба получила в результате действий барона Людвига Гейнриха фон Николаи. Он купил е 19.08.1788 у Фридриха Вильгельма принца Вюттембергского, который в 1785 году переименовал поместье в Мон Репос перевод с франц. мой покой. Во времена владения усадьбой
Людвигом Гейнрихом фон Николаи главное здание усадьбы и здание библиотеки были отреставрированы и одновременно расширены по проекту итальянского архитектора Джузеппе Антониони Мартинелли. С 1788 по 1805 гг. под его руководством и в облик Монрепо были привнесены изменения. Усадьба Монрепос принадлежала семье фон Николаи вплоть до 1942 года, смерти Марии фон Николаи, в этом же году право собственности усадьбы перешло
племяннику барону Николасу фон дер Палену. Согласно Московского мирного соглашения Финляндия в 1944 году была вынуждена передать в качестве аннексии Советскому Союзу г. Выборг и весь Карельский перешеек. Парк был переименован в Парк им. Калинина и связь усадьбы с финнами прервалась на несколько десятилетий. По всей видимости, построенные в 1798 году арочные мосты являлись частью композиции усадьбы
Монрепос, в котором с помощью насаждений и построек создавался гармоничный архитектурный ансамбль. Вероятно, их построили по проекту венецианца Джузеппе Антонио Мартинелли. Эти мосты соединяли два небольших острова с парком, в котором все было тщательно продуманно до мельчайших деталей. Под мостами были небольшие деревянные шлюзы, с помощью которых в период мелководья удерживался необходимый уровень воды, а также есть сведения о том, что в таком канале выращивали
ценные породы рыб для гостей-гурманов усадьбы Монрепос.Еще в XIX веке арочные мосты были окрашены в несколько цветов, но на основании фотографий 1920-1930 годов можно установить, что они были перекрашены в белый цвет в начале нынешнего столетия. Финская общественная ассоциация Про Монрепос совместно с высшей ремесленной школой губернии Хяме и выборгским руководством Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника
Парка Монрепо, восстановили арочный мост на основании старых фотографий осенью 1996 года. Во время жизни барона Людвига фон Николаи на территории усадьбы Монрепос на берегу залива был построен храм в греческом стиле. Проект этого храма существовал у Мартинелли уже в 1798 году, но осуществлен он был только в 1806 году.Людвиг фон Николаи посвятил его божеству Пиетас, который символизировал собой послушание, покорность
и любовь по отношению к старшим. Прямые линии деревянного строения, монументальные колонны и декоративные детали образовывали живописный контраст открывающемуся виду в открытое море. Первоначально в храме была установлена мраморная скульптура, изображающая фигуру женщины, несущую младенца. После этого храм называли Нептуном по той скульптуре, которая стояла до 1944 года. По данным храм существовал еще в июне 1944 году, о его дальнейшей судьбе сведений не сохранилось.
Зимой 1999 году со стороны ассоциации Про Монрепос поступило предложение о восстановлении финнами храма на его прежнем месте. По инициативе Про Монрепос архитектор Лаури Тиихонен создал реконструкцию храма на основании фотографий 1920-1930 гг. и археологических раскопок произведенных русскими в 1980 гг.Храм был собран из деревянных частей в г. Тампере и доставлен в Монрепо в августе 1999 года.
УСАДЬБА ПАПУЛА Топоним Папула хорошо известен всем выборжцам. Так называется гора в северо-восточной части города, где стоит вышка ретранслятора. Так же называют район города, который находится между железнодорожным мостом и мостом через бухту Радуга. Первое упоминание об этом районе встречается около 1326 года Найстенкайво, которое рядом с Лайхарантой. В переводе этих топонимов с финского языка получается фраза
Дамский колодец у худого бедного берега. Улица Дамского колодца существовала в финском Выборге еще в 1930-40-е годы. В 1941 году Исполкомом горсовета она была переименована в улицу 8-го Марта. Первым из известных владельцев этих земель был наместник Выборгского лена Карл Кнутссон Бонде, который, после избрания его королем Швеции в 1448 году, передал Найстенкайво в дар доминиканскому монастырю.
Но с одним условием если монастырь будет закрыт, то эти земли перейдут к алтарю святых Эрика и Хенрика. Вполне возможно, что доходы от использования земель Найстенкайво помогли черным братьям построить каменный монастырь, от которого ныне остались лишь стены на Выборгской улице. Недолго монастырь владел подаренной землей. В Швеции началась Реформация, и, по постановлению
Вестеросского риксдага 1527 года, излишки церковных земель должны были передать в казну, а на оставшиеся земли увеличивался налог. Лишенные главного источника доходов - земли - монастыри стали закрываться. Такая участь постигла и выборгский доминиканский монастырь. Найстенкайво ненадолго перешло к выборгскому епископу Паавали Юустену, а затем - к королевским землям. В 1563 году король
Эрик XIV передал район Найстенкайво городу Выборгу с освобождением от уплаты налогов за него. И уже через тридцать лет в этом месте располагается общегородское пастбище под названием Папула. Что же означает это слово Существует несколько версий. В медицине так называют вздутость на коже, или попросту говоря прыщ намек на гору. Если же переводить с финского, то появляется несколько интересных вариантов горох или фасоль, дом священника,
помет. И все эти названия в какой-то степени отражают особенности этой местности. С 1710 года горожане стали платить русским властям города арендную плату за пользование пастбищами на Папуле, но уже в 1753 году арендную плату сняли, и пастбище перенесли на другой берег бухты. За прогон скота по мосту взимали плату в размере 10 копеек. Не позднее 1780 года земли Папулы приобрел купеческий род
Ольхиных. Их владения начинались от нынешней железнодорожной ветки, с восточной стороны были ограничены Нейшлотской дорогой совпадает с современной улицей Кривоносова, а с покупкой в 1805 году земель северо-восточнее бухты, их владения раскинулись на 420 гектаров. О жизни этой семьи на Папуле нет никаких сведений, известно лишь, что ими был построен небольшой одноэтажный деревянный усадебный дом и разбит парк.
Все это находилось на пересечении современных улиц Кривоносова и Офицерской. В начале 50-х годов XIX века Ольхины разорились и начали продавать все свое имущество за долги. Так, в 1860 году Папулу арендовал, а в 1870 купил член городского суда и магистрата Ивановский. На этом история усадьбы закончилась Земли южнее бухты
Папула в 1869 году купил город, и началась их активная застройка, а в 1871 году северо-восточную часть имения приобрели два брата-земледельца Яатисели. На оставшейся земле разбили парки. Таким образом, мы видим, что имение Папула разделилось на несколько частей городской район, новое имение Хяуря и два парка - Хусниеми и хорошо нам известный парк Папула. Ни парков, ни Хяуря теперь не существует, а городской район претерпел кардинальные изменения
за бурный ХХ век. Нет ни усадебного дома, ни парка - все это было разобрано и застроено каменными домами еще при финнах, а дома эти погибли в военное лихолетье 1939-44 годов. ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА 1927-1935 Ранняя работа финского архитектора Алвара Аалто, в которой он несколько расширяет заповеди строгого функционализма, чтобы полнее удовлетворить физические и психологические потребности человека.
В этом смысле особенно примечательно стремление получить комфортную среду, используя многообразные свойства света и их интеграцию правда, на этом этапе больше с пространством, чем с формой в целом. С этой целью он разрабатывает систему бестеневого освещения с помощью воронкообразных фонарей верхнего света помещений читального зала и абонемента, изолированных от городского шума. Фонари не препятствуют проникновению солнечного света, а наполняют пространство лучами света отраженного,
рассеянного. В вечернее время бестеневое освещение обеспечивается источниками искусственного света, а функции рассеивателей выполняют стены. Архитектор также стремится использовать структурные и архитектурные свойства света, корректирующие восприятие пространства и управляющие зрительным процессом. Именно поэтому здесь можно проследить определенную связь неравномерности естественной освещенности световую цепь свет - мало света с иерархической цепью самих пространств.
Но форма здания обладает также строгой ортогональной структурой, что, безусловно, связано с прямыми ссылками на синтаксис Стокгольмской Публичной библиотеки архитектора Асплунда. В то же время световые устройства, несмотря на все их разнообразие, выступают по отношению к форме как композиционно автономные. АЛВАР ААЛТО 1898 1976, финский архитектор, представитель функционализма, близкого органической архитектуре. Родился в Куортане центральная
Финляндия 3 февраля 1898 в семье инженера-геодезиста. Занятия в Политехническом институте Хельсинки были в 1918 прерваны войной за независимость страны или финской гражданской войной, в которой Аалто принял активное участие на стороне белофиннов. Получив диплом архитектора 1921, работал в Ювяскюля и Турку. Переехав в 1933 в Хельсинки, организовал свою собственную фирму
Артек 1935. В 1924 женился на Айно Марсио, тоже архитекторе по профессии, которая была его постоянным соавтором вплоть до своей кончины в 1949. Элегантная чистота его функционалистской манеры четко определилась в зданиях редакции газеты Турун Саномат в Турку 1927 1929, туберкулезного санатория в Паймио 1928 1933 и городской библиотеки в Вийпури ныне Выборг 1930 1935. Аалто ввел в зодчество Финляндии авангардный стиль, утвердившийся на фоне господствовавших
здесь до сих пор модерна и классицизма последнему он отдал дань в ранних своих вещах. Строгость линий и пространственных композиций соединилась в этих трех этапных постройках с поэтическим остроумием ключевых конструкций и образов, тонко учитывающих специфику местного ландшафта. Одним из таких образных акцентов стал волнообразный деревянный потолок выборгской библиотеки волнистая курватура, зрительно связывающая стены и другие элементы здания с окружающей природой, с годами превратилась
в характерную примету фирменного стиля Аалто. Другими приметами стали свобода внутренних пространств, развертывающихся в основном в горизонтальной плоскости, и постоянное сочетание железобетона и стекла с более традиционными материалами типа дерева, камня и кирпича. Благодаря всему этому функциональная архитектура Аалто стала в полной мере архитектурой органической, представляя собой европейский и более сдержанный аналог творчеству
Ф.Л.Райта. Знаменательно, что и первичные замыслы мастера, пронизанные внутренним романтизмом, рождались не на чертежной доске, а из свободных эскизов, порой принимавших вид красочных абстракций. Упрочил свою репутацию, спроектировав финские павильоны для всемирных выставок в Париже 1937 и Нью-Йорке 1939 1940. Получив звание профессора Массачусетского технологического института Кембридж,
США, в 1940 1947 работал в основном в США. Среди его послевоенных чрезвычайно многочисленных построек выделяются Общественный центр в Сяюнатсало 1950 1952, Педагогический институт в Ювяскюля 1952 1957, комплекс Политехнического института в Отаниеми 1954 1969 и дворец Финляндия в Хельсинки 1967 1971. Строил также в США,
ФРГ, Франции, Италии, Иране и других странах. Проявил себя и как замечательный, экологически чуткий градостроитель особенно при возведении целлюлозного комбината в Суниле и прилегающего рабочего поселка 1936 1939 2-я очередь 1951 1954. Радикально модернизировал облик церковного здания, пространственно раскрыв его к природе церковь в Вуоксенниске, 1956 1958 и др По-своему архетипическими для скандинавского образа жизни стали спроектированные
им загородные виллы вилла Майреа в Нормарку, 1938 1939 и др Аалто начиная с работ по меблировке санатория в Паймио стоял и у истоков современного финского дизайна. Занимал посты президента Союза финских архитекторов 1943 1958 и президента Академии Финляндии 1963 1968. Умер Аалто в Хельсинки 11 мая 1976. Спроектированный Аалто Художественный музей в Ювяскюле выстроенный в 1973 позднее был посвящен памяти
зодчего. СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР Православный Спасо-Преображенский Собор построен в 1787 году в стиле классицизма. Выборг обязан его появлению Императрице Екатерине II, когда в 1783 г. она следовала на встречу со шведским королем Густавом III. Именно по указанию сей царской особы, сопровождающим ее архитектором
Н.А. Львовым был сделан проект этого сооружения. Церковь всегда была действующей, что так же представляется довольно удивительным. В последнее время благодаря проведенным ремонтам Собор стал особо привлекательным. КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР Самое старое из кирпичных сооружений - бывший Кафедральный собор главная Святыня средневекового Выборга. В 1350 г. было построено первое деревянное здание церкви, которое сгорело
при пожаре, такая же судьба постигла и несколько последующих сооружений. Такое положение дел продолжалось до 1494 г. когда собор был, наконец, выстроен из камня. Дорогой в то время кирпич лишь только снаружи и внутри, между ними в качестве забутовки применялся дикий камень. В XVI в. здание было значительным образом увеличено в размерах. Примечательной особенностью данного сооружения является, то, что он расположен в строгой ориентации
запад-восток, как это принято для католических соборов. В настоящее время здание находится как бы под углом к нынешним улицам, вследствие того, что оно было построено задолго до регулярного плана Выборга 1638 г который был сделан после очередного крупного пожара. Именно здесь в 1557 г. был похоронен Микаель Агрикола финский монах, получивший блестящее образование в Швеции, явившийся основателем финской письменности и одновременно автором трудов по металлургии, минералогии
и проч. наукам. Народная молва связывает данное событие с тем, что, возвращаясь с посольством от Московского государя, Агрикола по дороге сильно заболел и умер, почему его здесь и похоронили. Когда-то Кафедральный собор был предметом особой гордости горожан, богато украшенный на деньги наместников города, купцов и знатных бюргеров Собор достойно выполнял функции по обеспечению главных таинств в жизни человека рождения, брака, смерти. Не вдаваясь особо в историю, следует отметить, что после того как
Выборг стал русским, надобность в подобном католическом соборе отпала, в результате чего он одно время был и складом и вновь собором, а во время Зимней кампании 1939 г. госпиталем. Не смотря на столь удручающее состояние уникальность этого сооружения еще и в том, что это очень редкий образец так называемой Северной готики, которой даже в самой Скандинавии осталось не так уж много. Рядом с разрушенным
Кафедральным собором на гранитном постаменте гордо возвышается Часовая башня. Построенная в XV в. как колокольня собора, она по иронии судьбы пребывает в гораздо лучшем состоянии. Являясь своеобразной высотной доминантой, данная башня одно время использовалась как пожарная каланча. С потерей актуальности Кафедрального собора в 1796 г. по проекту архитектора И. Брокмана башню надстроили третьим ярусом в стиле классицизма и повесили там набатный колокол, подаренный
во время приезда в Выборг Екатерины II. Установленный в 1848 г. новый часовой механизм, соединенный с колоколом уже второе столетие отмечает время Старого города. СОБОР ПЕТРА И ПАВЛА Собор Петра и Павла построен по первоначальному проекту архитектора И. Брокмана, видоизменен затем Ю.М. Фельтеном в 1793-1799 г.г в нем сейчас располагается действующий лютеранский приход. Здание представляет собой образец классицизма.
Выборг издавна был местом сосредоточения культур и конфессий. Каждая национальность, привносила в город частицу своего понимания мира. Из этого впоследствии и формировался многоплановый и в чем-то противоречивый дух города. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ www.aalto.vyborg.lenobl.ru www.allvyborg.ru www.headvyborg.ru www.krugosvet.ru www.lenobl.net.ru www.mojgorod.ru www.towns.ru www.travel.vbg.ru www.vbg.ru www.viipuri2000.vbg.ru www.vyborg.
ru СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ИСТОРИЯ 3 ЛЕГЕНДЫ ГОРОДА ВЫБОРГА 3 АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ВЫБОРГА ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК 5 МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ПАРК МОНРЕПО 13 УСАДББА ПАПУЛА 15 ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА 16 СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР 18 КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР 18 СОБОР ПЕТРА И ПАВЛА 19 СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 20
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |