Реферат по предмету "Издательское дело и полиграфия"


Определение понятия "литературно-художественная книга

 Кожевников Г.В.

Литературно-художественная книга включена в сложную систему связей с различными сферами человеческой деятельности, в первую очередь, с. художественной и коммуникативной деятельностью. Система связей литературно-художественной книги аналогична системе связей родового для нее понятия ''книга": человеческая деятельность - коммуникативная деятельность (литература) - книга. В данном случае словесная художественная деятельность как один из видов художественной деятельности отражается, фиксируется в виде художественной литературы - одного из способов коммуникации. Художественная литература, в свою очередь, опредмечивается в форме литературно-художественной книги как одного из видов книги, современные представления о литературе как семиотической системе, способе социальной коммуникации только начали складываться в книговедении и ряде других специальных наук. Существующие публикации по этой проблеме позволяют прийти к выводу, что литература является уровнем развития системы естественного языка и тесно связана с тем видом человеческой деятельности, социальную информацию о котором она содержит. На основании этого разработана достаточно сложная дифференциация видов литературы.

Среди видов литературы выделяют и художественную литературу - семиотическую систему, способ коммуникации, отражающий определенную сферу художественной деятельности, - словесную художественную деятельность.

Традиционным термином "художественная литература" обозначают и вид искусства - словесную художественную деятельность, и вид литературы. Подобный подход создает известную путаницу, двойственность при выявлении сущности данного понятия. Для книговедческих исследований, связанных прежде всего с изучением книги как способа социальной коммуникации, разграничение художественной литературы как вида художественной деятельности и как вида литературы представляется необходимым.

Такой подход дает возможность рассматривать художественную литературу как коммуникативную систему в ряду других видов литературы, а не как вид искусства. Художественная литература, таким образом, может быть рассмотрена как вид литературы - способ опосредования словесного художественного творчества в социальной коммуникативной системе "литература".

Это не противоречит существующим книговедческим концепциям литературы и ее видов. Виды литературы "складывались постепенно под влиянием общественных потребностей, в связи с развитием общественной практики, приведшей к дифференциации общественного сознания и расширению сфер и целей человеческого общения" . Вид литературы объективно определяется системой признаков: предмет, целевое назначение и читательский адрес, взятых не как механическая совокупность, а в их диалектическом единстве.

Художественная литература представляет собой вид литературы, предметом которого является система словесных художественных образов - результат словесного художественного освоения действительности. Целевое назначение (социальная функция) этого вида литературы - обеспечение процесса передачи, обращения в обществе системы словесных художественных образов, обмена словесной художественной информацией. Читательский адрес - направленность на удовлетворение потребности общества в литературном художественно-образном общении.

Произведение художественной литературы может существовать в обществе в различных системах коммуникации: книжном деле, телевидении, радиовещании, кинематографе и т.д. Именно они способны сделать литературно-художественное произведение действительно общественным явлением, включить его в сферу общественного сознания.

Художественная литература опосредуется в книжном деле в литературно-художественную книгу. Она является одной из форм существования художественной литературы и предшествовавшей ей словесной художественной деятельности.

В основе этого подхода лежат современные книговедческие представления о книге как способе социальной коммуникации, нашедшие отражение в выступлениях на пяти Всесоюзных научных конференциях по проблемам книговедения и в ряде научных публикаций .

Книга является способом социальной коммуникации, определенной ступенью коммуникационного процесса, сущностью и содержанием одного из его уровней - "книжное общение". Существенным типологическим признаком книги выступает диалектическое единство предмета, целевого назначения и читательского адреса.

Предметом книги выступает литературное произведение, которое само по себе представляет достаточно сложное и системное явление. Оно принадлежит к определенному виду литературы, к определенному литературному жанру. В нем отражена в виде системы образов (обыденных, художественных, научных) социальная информация, тесно связанная с одной из сфер человеческое деятельности.

Целевое (социальное) назначение книги аккумулирует в себе всю специфику задач коммуникативной деятельности и различных ее способов, а также специфику социальных задач различных сфер общественно-практической деятельности, обслуживаемых этими способами коммуникации. Аналогично определяется и сложность, системность читательского адреса книги.

Существуют некоторые устойчивые формы организации, воплощения литературных произведений в книгу в коммуникационном процессе "книжное общение". Эти исторически сложившиеся формы книги характеризуются единством предмета, целевого назначения и читательского адреса. Иными словами, они представляют собой внутренние уровни коммуникационного процесса "книжное общение" и являются отражением различных сфер человеческой деятельности, коммуникационное обеспечение которых происходит с помощью одной из форм книги. Эти устойчивые формы организации литературного произведения в книгу, тесно связаннее с определенным видом литературы (литературного общения) и выделяемые на основе дальнейшей конкретизации предмета, целевого назначения и читательского адреса книги, называют видом книги.

Правомерно выделение таких видов книги, как литературно-художественная, научная, научно-популярная книга и другие. Необходимо отметить, однако, что понятие "вид книги" не тождественно понятию "вид литературы". Нельзя допускать их смешения, так как книга - только один из возможных вариантов существования литературного произведения. Следовательно, и вид книги является только одним из вариантов существования, функционирования в обществе вида литературы.

Предметом литературно-художественной книги является произведение художественной литературы, то есть результат литературно-художественного общения, результат предшествующего уровня опредмечивания системы словесных художественных образов в процессе литературно-художественного общения.

В предмете литературно-художественной книги аккумулируется процесс и результат литературно-художественного освоения действительности: словесная художественная деятельность, "литературный род" как мыслительный способ словесного художественного освоения действительности, словесный художественный образ. Кроме того, в нем закреплен процесс и результат литературного общения: художественная литература, жанр художественно-литературного общения, литературно-художественное произведение.

Важно отметить, что предмет литературно-художественной книги - литературно-художественное произведение - не сводится только к тексту, а всегда есть единство текста и контекста; "Текст - печатный, написанный или устный-записанный - не равняется всему произведению в его целом (или "эстетическому объекту"). В произведение входит и необходимый внетекстовый контекст его. Произведение как бы окутано музыкой интонационно-ценностного контекста, в котором оно понимается и оценивается (конечно, контекст этот меняется по эпохам восприятия, что создает новое звучание произведения)" .

С изменением контекста литературно-художественного произведения возникает необходимость изменения конкретного способа его организации в литературно-художественное книжное издание, то есть самой литературно-художественной книги и средства ее существования, ее результата - литературно-художественного книжного издания, которое тоже является единством своего текста и контекста .

Целевое назначение литературно-художественной книги можно определить как обеспечение процесса обращения в обществе литературно-художественных произведений средствами одного из способов социальной коммуникации - книжного общения, книги. При этом целевое назначение этого вида книги, как и ее предмет, аккумулирует все предыдущие уровни опосредования словесной художественной информации в коммуникационном процессе: целевое назначение (социальные функции) словесной художественной деятельности, целевое назначение художественной литературы. Только когда художественное сознание становится в литературно-художественной книге "практическим, действительным" сознанием, когда система словесных художественных образов реализуется в литературно-художественном произведении, а затем - в литературно-художественном книжном издании, тогда и создаются условия для выполнения всеми предыдущими уровнями, начиная со словесной художественной деятельности, своих социальных функций, своего целевого назначения.

Таким образом, от четкого определения целевого назначения литературно-художественной книги, от решения задачи оптимального воплощения литературно-художественного произведения в литературно-художественное книжное издание зависит успех словесного художественного освоения действительности как обществом в целом, так и отдельными его членами.

Читательский адрес литературно-художественной книги так же, как ее предмет и целевое назначение, аккумулирует в себе содержание всех предыдущих аналогичных уровней социальной коммуникации: "адрес" (направленность) словесной художественной деятельности, литературно-художественного общения, художественной литературы. От оптимальной организации литературно-художественного произведения в книжное издание зависит успешное художественное освоение читателем объективной действительности с помощью системы словесных художественных образов, зафиксированных в литературно-художественном произведении, и успешная реализация читательского адреса каждого из предшествующих уровней этого процесса.

Читательский адрес литературно-художественной книги можно определить как направленность этого вида книги на удовлетворение общественной потребности в литературно-художественном общении, в литературно-художественном освоении действительности, как ее направленность на художественно-образный тип читательского восприятия. Подобное определение читательского адреса литературно-художественной книги дает возможность достаточно четко выделить ее среди других видов книги.

Необходимо различать потребность в словесном художественном освоении действительности, в литературно-художественном общении (художественной литературе), в литературно-художественном книжном общении, в литературно-художественной книге.

Литературно-художественная книга - это вид книги, предметом которой является литературно-художественное произведение, целевым назначением - обеспечение средствами книжного общения процесса передачи, обращения в обществе системы литературно-художественных произведений, читательским адресом - направленность на художественно-образный тип литературно-книжного восприятия, на удовлетворение потребности общества в литературно-художественном книжном общении.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.