Введение
Восемнадцатый век открывает новый этап в истории человечества. Это время решительной схватки передовых общественных сил с феодализмом, в которой сыграла большую роль художественная литература. Передовая литература Х111 века является составной частью широкого общекультурного движения - Просвещения.
Движение это было вызвано борьбой за уничтожение монархии и крепостничества, феодальной идеологии и культуры, безраздельного господства церкви.
Борясь с феодальными порядками, просветители отстаивали интересы не только крупной буржуазии, но и всего так называемого «третьего сословия», в которое, помимо буржуазии, зачислялся и народ (первым и вторым сословиями было дворянство и духовенство). Ведя эту борьбу, просветители руководствовались критерием разумности. Феодальный строй воспринимался как неразумный, а новое общество, которое призвано его сменить, виделось им как царство разума.[1]
Упрощенный, механистический характер просветительского материализма объяснялся тогдашним уровнем научных знаний. Но для своего времени подобный механистический материализм был весьма революционным. Попытки материалистического подхода к природе подрывали авторитет церкви, а борьба против религии и церкви была в конечном счете борьбой против феодальной идеологии.
Общественные явления объяснялись просветителями с идеалистических позиций. Понятие классовой борьбы в то время еще не было выработано. Борясь за замену одного классового общества- феодального- другим- буржуазным, просветители считали, что они ведут борьбу за разумный, естественный порядок вещей. Они полагали, что существовавшие в их время отношения между людьми неразумны и противоестественны. Так, неразумно и противоестественно чваниться своей знатностью, поскольку человека следует оценивать по его заслугам, а не по происхождению. И в то же время естественно и разумно считать всех людей от рождения равными. Взаимоотношения между людьми должны вернуть их к природному равенству.
Победа принципов естественности и разумности, полагали просветители, может быть достигнута не насильственным путем, а через борьбу идей. Двигателем исторического развития просветители считали разум. Поэтому большие надежды просветители связывали с распространением просвещения и с деятельностью просвещенных монархов, правителей.
Но, невозможно понять сколь тернистым путем шло развитие, как литературы, так и публицистики в новых социально-политических условиях, не зная, что же было с цензурой в те времена. Стиль
Бенджамин Франклин – американский журналист, просветитель, государственный деятель, ученый, один из авторов Декларации независимости США и Конституции 1787. Родившись в семье ремесленника, сделал себе завидную карьеру. Работал в типографии. Основал в Филадельфии первую в североамериканских колониях публичную библиотеку, Пенсильванский университет, Американское философское общество. Призывал к отмене рабства негров. Проводил исследования в различных областях науки. Но в данной работе нас больше всего интересует деятельность Бенджамина Франклина как издателя и журналиста.
Проблема рассмотрения истории американской журналистики важна не только для отдельного исследователя-историка, но и для журналистики в целом. Журналистика не может развиваться дальше, не опыт прошлых лет, который помогает выявить ошибки и успехи предшествующих поколений.
Объект
данного исследования –
философское направление Просвещение.
Предметом
исследования — преломление идей просветительской идеологиее в деятельности и таорчестве Бенджамина Франклина.
Отдельного внимания заслуживает изучение некоторых биографических фактов Франклина, которые так или иначе повлияли на формирование его как издателя и журналиста.
Цель работы
– выявление роли журналистской и просветительской деятельности Франклина в становлении американской журналистики.
Для достижение данной цели необходимо решить ряд задач:
· ознакомиться с содержанием и приоритетными темами его трудов;
· изучить характер изданий, выпуском которых занимался Бенджамин Франклин;
· выявить новаторские особенности издательской и журналистской деятельности Б.Франклина;
· обозначить задачи, которые ставил Франклин перед просветительской журналистикой;
· рассмотреть модель «Пенсильванской газеты» и ее значение для развития газетного дела в северо-американских колониях.
В данной работе использовались следующие методы
метод анализа; метод компоратива; метод описания; метод историзма.
Исследованием издательской и журналистской деятельности Бенджамина Франклина так или иначе занимались многие учёные. Но в силу приоритетов, мнения исследователей относительно некоторых действий или идей Франклина расходятся, хотя все они не отрицают его положительного влияния на развитие американской журналистики и издательского дела и США в целом.
Фамилия ученого и кратко его мысль.
Биография Бенджамина Франклина
Прежде, чем говорить о достижениях Бенджамина Франклина в области журналистики, необходимо уделить внимание биографии этого человека.
На мой взгляд, невозможно говорить о заслугах человека и рассматривать его творчество, не зная, что повлияло на его личность, сформировало её. Так же не возможно рассматривать творчество журналиста с отрывом от исторической эпохи, так же как нельзя говорить о творчестве любого поэта или писателя, потому что внутреннеполитическая обстановка в стране, где работал автор, как то политический строй, народные настроения накладывают заметный отпечаток на личность и, соответственно, на творчество.
Так что предлагаю коротенько рассмотреть биографию Бенджамина Франклина в данной главе.
Биографию Бенджамина Франклина
Бенджамин Франклин родился в Бостоне. С детства ребёнок был очень любознательным и стремился к знаниям. Но отец, владелец мыловарни и свечной мастерской, не мог позволить себе платить за образование сына. Поэтому Бенджамин был вынужден рано оставить школу и работать вместе с отцом, а затем с одним из своих старших братьев, Джеймсом, хозяином небольшой типографии. Вскоре Бен стал прекрасным наборщиком, но помогать брату ему расхотелось (они часто ссорились).
Он начал самостоятельную жизнь, когда ему не было еще и 17 лет. Оставив Бостон, Бенджамин Франклин переехал в Филадельфию – самый шикарный тогда город в Северной Америке. На удивление быстро устроившись в местную типографию, он зарабатывал приличные деньги, которых вполне хватало и на него, и на семью.
Поднакопив денег, Франклин открыл собственное издательство, где печатал «Пенсильванскую газету», ставшую довольно популярной в Филадельфии. Газетное дело принесло ему богатство, а известность доставили небольшие подборки анекдотов, которые он публикован под названием «Альманах бедного Ричарда». Так же по примеру французских энциклопедистов Бенджамин ставил научные опыты. Он утверждал, что молния представляет собой разновидность электрического разряда; среди его многочисленных изобретений – громоотвод, очки с двумя линзами, а еще «франклиновская печка» (известная у нас как «буржуйка»).
Как видно из вышесказанного, Франклин со всей его любовью к литературе и неоспоримыми способностями к гуманитарным наукам, в частности в литературе, публицистике, журналистике и политике, занимался ещё и исследованиями в области физики, активно внедрял в общество идеи Просвещения и достижения научно-технического прогресса.
Этот список мог быть значительно длиннее, если бы Франклин не бросил научные штудии ради политической карьеры, которая началась с работы клерком в законодательном собрании Пенсильвании и почтмейстером Филадельфии. Знаменитость же он приобрел, став одним из авторов четырех важнейших в истории США документов: Декларации независимости, Конституции и двух мирных договоров.
Иванов Р.Ф. в своей работе говорить, что как дипломат Франклин впервые выступил в 1757 году, когда он защищал в Лондоне интересы Пенсильвании[2]
. Появление при дворе короля посланца этой английской колонии вызвало шквал насмешек: Франклин с его длинными неопрятными волосами и неуклюжими манерами, выглядел в ту эпоху мужских париков еще более непристойно, нежели хиппи в наши «комсомольские» 60-е. Однако подобное отношение его нисколько не смутило. Более того, он очень быстро приобрел множество поклонников среди европейских «вольнолюбцев» и высокородных представителей науки, создавших ему репутацию одного из «корифеев» философии и естествознания.
Так, например, русский посланник во Франции князь Иван Барятинский, приверженец идей французского Просвещения, просто души не чаял в американском докторе. А русский министр (тогдашнее название посла) в Гааге князь Дмитрий Голицын отправил Бенджамину Франклину длинное описание своих опытов с электричеством (но ответа на него так и не дождался).
В той же работе Иванова Р.Ф., говориться, что доктор Франклин в 1775 году был избран делегатом Второго континентального конгресса[3]
. Он принял самое деятельное участие в составлении Декларации независимости (хотя скромно заявлял, что лишь отредактировал текст, подготовленный Джефферсоном). А затем отправился в Париж за военными кредитами и помощью. Благодаря именно его усердию и связям в 1778 году был подписан договор, по которому Франция первой из стран официально признала независимость североамериканских колоний и установила с ними союзнические отношения, узнаём мы из книги Иванова Р.Ф[4]
.
Франклин и другие члены американской делегации были удостоены аудиенции у Людовика XVI (ему оставалось 15 лет до смерти на эшафоте), который заверил своих идейных врагов - американских республиканцев в нерушимости заключенного договора.
В последней четверти XVIIIвека Франклин возвратился в Америку, а два года спустя принял самое живое (несмотря на преклонный возраст) участие в подготовке Филадельфийского совещания. Именно ему было поручено выдвинуть предложение о принятии американской конституции. В завершающий день съезда 82-летний отец-основатель, слишком слабый, чтобы выступить самому, попросил делегата от Пенсильвании зачитать его послание, где были изложены доводы в пользу утверждения проекта данным составом совещания (в обход существующей законной власти – Континентального конгресса). Большинство делегатов до конца сомневалось в необходимости такого политического кульбита, и только благодаря высочайшему авторитету Франклина, конституция была принята.
В России имя Бенджамина Франклина, ученого мужа и приверженца прогрессивных идей, было известно не только в Москве и Петербурге, но и в российской глубинке. Так, американец Ледьярд, который совершил экспедицию по Сибири, писал в 1787 году, что генерал-губернатор Барнаула произнес на приеме тосты за здоровье доктора Франклина и генерала Вашингтона.
Взгляды Франклина и других отцов-основателей пропагандировали Николай Новиков (публиковавший проамериканские статьи в своей газете «Московские ведомости») и Александр Радищев, который посвятил восхвалению Америки несколько пассажей своей знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Кроме того, он воспел американскую революцию в оде «Вольность». Николай Карамзин в одной из своих од упоминает Вашингтона и Франклина[5]
. Однако справедливости ради следует отметить, что никто из этих российских просветителей не посетил далекую «цитадель свободы» и в своем восторге основывался, видимо, лишь на книжном знании о стране.
Франклин довольно много сделал для развития научных связей между США и Россией. По его инициативе Екатерина Дашкова была избрана членом Американского философского общества (первая женщина и первая представительница России, которая удостоилась этой чести). В ответ некоторые американские ученые получили признание в России.
Кроме взаимного награждения научными титулами и званиями, можно отметить переводные работы американских авторов, которые появились в России. Это прежде всего избранные сочинения Франклина, включая его «Автобиографию». О сотрудничестве Франклина с российскими учёными говорит и Р.Ф.Иванов. В его книге «Бенджамин Франклин упоминается, что в 1789 году он стал иностранным членом Петербургской Академии наук[6]
.
Приведённые выше факты из биографии Бенджамина Франклина сыграли немаловажную роль в формировании его мировоззрения как американского журналиста в условиях Эпохи Просвещения. Они позволяют нам понять, что способствовало выбору его профессии. Думаю, тем, что он рано получил возможность знакомится с книгами передовых писателей-просветителей того времени определило его дальнейшую судьбу и жизненную позицию. Кто знает, не занимайся его брат издательской деятельность, получился бы из Франклина, не побоюсь этого слова, великий политический деятель и журналист… Быть может он поражал бы нас своими открытиями в области физики или естественных наук.
На мой взгляд, вклад его в развитие журналистики да и мировой политики трудно переоценить. И хотя изображения Бенджамина Франклина нет среди гордых барельефов четырех самых знаменитых американских деятелей, увековеченных на скале Рашмор, портрет Франклина известен всему человечеству: он красуется на самой престижной стодолларовой купюре.
Начало творческого пути Бенджамина Франклина- журналиста и редактора
Как уже упоминалось ранее, Бенджамин Франклин родился в семье предпринимателя – отец Бенджамина был хозяином небольшой мыловаренной мастерской – но Франклин без особого энтузиазма занимался делом отца, хотя его авторитет не позволял Бенджамину сказать об этом. Заметив же пристрастие сына к чтению Джозяйа Фнанклин пришел в конце концов к выводу, что есть единственная профессия, которая придется по душе сыну-книголюбу, – это печатание книг. И несмотря на то, что один из сыновей Джозайа Франклина уже избрал профессию книгопечатника, отец позволил Франклину заниматься этой деятельностью.
В своей работе Иванов Р.Ф. говорит и о том, что в 1717 году брат Бенджамина Джемс вернулся из Англии, где изучал типографское дело. Он привез в Бостон печатный станок, шрифты и все, что было необходимо для обзаведения типографией. Бенджамин не сразу дал согласие на подписание контракта, и причиной колебаний была не только все еще сохранившаяся любовь к морю[7]
.
Как утверждают историки, те времена ученичество было своеобразной формой долголетнего рабского услужения[8]
. За кусок хлеба и крышу над головой подмастерье должен был не только во всем помогать хозяину в работе и одновременно осваивать профессию, но и быть домашним слугой, мальчиком на побегушках, нянькой – всем, кем прикажет быть хозяин. Укоренившейся традицией было подкреплять воспитание ученика телесными наказаниями. Многие не выдерживали этого каторжного режима, и бегство учеников от своих хозяев было очень распространенным явлением. В случае поимки нарушителя контракта ожидало тяжелое наказание и еще более суровые условия. Причем ученичество продолжалось не год и не два, а семь-десять лет. Это было своеобразное долголетнее, тюремное заключение, которому подвергался ученик за право овладеть тем или иным ремеслом.
Франклину все это было хорошо известно, и он серьезно колебался, прежде чем подписать контракт. «Некоторое время я сопротивлялся, – вспоминал Франклин, – но, наконец, не выдержал и подписал контракт о вступлении в ученичество, хотя мне и было тогда всего двенадцать лет»[9]
. Как показали последующие события, колебания Франклина не были напрасными.
По подписанному им контракту Бенджамин на девять лет поступал в ученичество к своему брату. На протяжении этого времени он обязывался, как было сказано в тексте договора, «верно служить своему мастеру, хранить его тайны, добросовестно исполнять его приказания. Не портить и не расхищать вещей, принадлежащих ему, не покупать и не продавать ничего без его разрешения, не причинять ему никакого ущерба и неприятностей. Не ходить по трактирам, кабакам и пивным, не играть в карты, кости и в другие запрещенные игры. Не вступать в брак. Не отлучаться без позволения мастера»[10]
.
Статьи контракта были сформулированы очень категорически и звучали иногда зловеще. Во всяком случае, не по-родственному. Это был типичный контракт между хозяином и учеником.
В свою очередь, Джемс Франклин обязывался с полным старанием обучать своего ученика типографскому делу и предоставлять ему в течение девяти лет пищу, питье, квартиру и все необходимое.
Только в последний год Бенджамин должен был получать заработную плату взрослого работника. Он поступил в ученичество не к постороннему человеку, а к брату. Джемс и Бенджамин были сыновьями Джозайи Франклина от разных матерей. Это сулило какие-то более привлекательные перспективы по сравнению с обычным учеником. Брат, в частности, обещал каждую неделю отпускать его домой, а домашние могли часто навещать его в типографии Джемса.
Здесь Франклину очень пригодились его изобретательность, способность все делать своими руками. Он самостоятельно чинил оборудование, вносил усовершенствования в технику печатания, даже научился самостоятельно отливать новые шрифты. «За очень короткий срок, – вспоминал Франклин, – я достиг значительных успехов в этом деле и оказывал своему брату большую помощь»[11]
.
Процесс познания нового ремесла доставлял большое удовлетворение молодому ученику. Удачно выполненная работа укрепляла уверенность в своих силах, рождала желание работать с еще большим упорством.
В исследованиях, посвещённым журналистике Соединённых Штатов Америки есть информация, что в конце 1719 года типография Джемса Франклина получила заказ – печатать «Бостонскую газету» и отпечатал сорок экземпляров этого издания. После чего печатание «Бостонской газеты» было передано другому типографу, а в августе 1721 года Джемс начал издавать свою собственную газету – «Нью-Ингленд курант».[12]
И пятнадцатилетний Бенджамин принимал самое деятельное участие в издании этой газеты. Он набирал и печатал очередной номер, а потом разносил газету подписчикам.
Немного погодя Франклин сам загорелся желанием испробовать свои силы в журналистике. Огромное влияние на формирование мировоззрения Франклина оказали произведения английских писателей — Шефтсбери, Коллинза, Мандевиля (с ним Франклин в юности познакомился лично, как впоследствии с Вольтером и другими французскими просветителями), и особенно «Опыт о человеческом разуме» Локка, на котором взросло все английское Просвещение. Материалистическая в своей основе теория познания Локка, отвергавшего существование «врожденных идей» и отводившего главную роль чувственному восприятию, отвечала духовным устремлениям Франклина, который перешел на позиции деизма. Освобождение человеческой мысли, и в том числе науки, из-под власти религиозных догм представлялось ему одной из насущных задач, хотя он и полагал, что ради поддержания нравственности религию следует сохранить.
По утверждению историков, морально-этические взгляды Франклина в корне расходились с религиозной доктриной[13]
. Обещаниям загробного блаженства, достичь которого можно усердными молитвами и строгим соблюдением предписаний церкви, он противопоставил концепцию добрых дел, направленных на достижение общественного блага, считая, что в противном случае бессмысленно толковать о нравственности. Красноречиво подтверждает это и собственная жизнь Франклина, множество его «добрых дел», будь то сбор средств на больницу для бедных, благоустройство города, освещение улиц, создание публичной библиотеки, пожарной команды или американского Философского общества. Постепенно на этой практической основе выкристаллизовалось кардинальное понятие в системе этических воззрений Франклина — теория «полезного гражданина». Требование служения «общему благу», в котором отчетливо проявился демократизм писателя, он противопоставлял этике привилегированных сословий феодального общества, исповедовавших принцип «наслаждения».
Франклин был убеждён в исключительной роли разума, который в системе просветительского мышления выступал в качестве не только главного критерия оценки человеческой деятельности и жизнедеятельности общества в целом, но и рычага социальных преобразований. Поскольку Франклин во многом опирался на традиции городского и сельского ремесленничества, не подвергшегося в ту пору сильному социальному расслоению, Разум нередко отождествлялся им со здравым смыслом.
Первые опыты Франклина на литературном поприще: заметки, напечатанные в 1722 г. под псевдонимом Сайленс Дугуд (нечто вроде «молчание — золото»), и очерки «Любопытный» (1728—1729) — отмечены явной печатью подражания, замечаю многие исследователи[14]
. Даже если бы автор не пожелал сообщить об этом, нетрудно догадаться, что их источником был «Зритель» Дж. Аддисона и Р.Стила, которым зачитывались многие его современники по обе стороны океана. В этих ранних очерках, по типу близких анекдоту, объекты, которые подвергает осмеянию писатель, весьма скромны. Описывая нехитрые житейские происшествия, Франклин в нелепом виде выставляет, например, глупую, дурно воспитанную женщину, которая, бесцеремонно вмешиваясь во все и без умолку болтая, отрывает соседку от дела, или искателей кладов, которые, гоняясь за призрачным богатством, по слухам оставленным испанскими и французскими завоевателями, не только попусту теряют время, но и последние гроши.
Уже в этих ранних сочинениях заметны черты, присущие зрелому творчеству Франклина. Утверждая этические нормы третьего сословия, он неизменно показывает труд как единственную основу достойной жизни. Франклин пока еще не научился следовать совету Попа, на который он ссылается в «Автобиографии»: поучать без поучений, и многие его страницы окрашены откровенным морализаторством.
Можно сделать вывод, что Бенджамин Франклин как и всякий человек прошёл этап творческого становления. Не стоит отрицать, что во много на его выбор повлияло и окружение, в котором он вырос. Но не маловажно и то, что Бенджамин Франклин обладал неоспоримым журналистским талантом, потрясающей работоспособностью и организаторскими способностями.
Думаю, что этот человек поражал окружающих тем, что несмотря ни на что шёл к поставленной цели. Об этом свидетельствует ещё и то, что многие политики и журналисты всеми возможными способами мешали ему добиваться своей цели, опасаясь конкуренции, другие же, видя положительное влияние его деятельности на общественный прогресс, оказывали поддержку.
Бенджамин Франклин – журналист и издатель
Бенджамин Франклин приобрёл известность не только как политик-реформатор, но и как журналист и издатель. Активно действуя на политическом поприще, он между тем занимался журналистикой и издательским делом. В период своего творчества он внедрял в эти области новаторские идеи и технологии. Не зря журналистику называют «четвертой властью» – Франклин, несомненно, понимал это, и слово для него – мудрого политика – стало отличным подспорьем.
Франклин очень точно заметил, что для журналиста убедительно и красноречиво писать – это ничто, если нет возможности распространять свои идеи в массы. А на тот момент типографии ввиду плохой оснащенности не могли в полной мере удовлетворить потребности общества в прессе. Процесс производства газет был очень трудоёмким и требовал больших временных и денежных затрат. Усовершенствования требовало не только типографские технологии, производство в целом нуждалось в переоборудовании. С целью приобретения опыта в этой сфере Франклин путешествовал по наиболее развитым странам, где уже активно использовались достижения технического прогресса.
Издательская деятельность
Важнейшую роль в становлении периодической печати Северной Америки играла также Филадельфия, впоследствии ставшая первой столицей США как независимого государства.
Первой филадельфийской газетой стала в 1719 году «Америкен уикли меркури» («Американский еженедельный вестник»). «Одним из наиболее честолюбивых газетных проектов, – отмечает американский исследователь В.Г. Блэйер, – в ранний колониальный период был «Юниверсал инстрактор ин олл артс энд сайенс энд Пенсилваниа газетт», основанный Сэмюэлем Кеймером. Автор относит создание этой газеты к 1728 году. Именно в этот период на политической арене появляется двадцатидвухлетний Бенджамин Франклин, предполагавший начать издание в Пенсильвании своей газеты.
Его активность заставила Кеймера поторопиться с основанием газеты. Как отмечает Дж. П. Вуд, именно эти обстоятельства заставили Кеймера начать выпуск газеты на год раньше планируемого срока. В 1729 году уже Бенджамин Франклин издавал в Филадельфии «Пенсилваниа газетт». На рубеже XVII–XVIII веков население колоний, в том числе и Пенсильвании, было смешанным. Например, почти половину населения составляли немцы. Голландцы, французы и представители других народов тоже стремились обзавестись своей прессой. В 1732 году, например, предполагалось выпускать газету «Филаделфия цайтунг» на немецком языке.
В это время Франклин много путешествует по всему миру. По возвращении из Лондона он применяет знания, приобретённые в лучших лондонских на своей типографии. Сам конструирует и изготавливает литейные формы, отливает матрицы из свинца, усовершенствует печатные станки, выполняет граверные работы, изготавливает типографскую краску, обучает наборщиков и печатников, работает в лавке Кеймера.
Но отношения Франклина и Кеймера портятся, и Бенджамин снова остается без работы.
Сразу же ему поступают предложения об открытии новой типографии, Франклин было соглашается, но Кеймер умоляет его вернуться, а Франклин соглашается. Тем более что ему предстояло отпечатать на типографии денежные знаки.
Пожалуй, одна из самых характерных черт Франклина – творческий подход ко всему, чем ему приходилось заниматься.
Показательно, что, когда Франклин впервые приступил к печатанию бумажных денежных знаков, он старался не только выполнить эту работу на высоком техническом уровне, но и осмыслить вопрос о роли денег в процессе производства, обмена, торговли, разобраться в природе стоимости. Франклин попытался взглянуть на проблему денег сквозь призму политэкономии. И это был взгляд наблюдательного исследователя, выводам которого могли позавидовать маститые профессора, претендовавшие на всестороннее знание предмета.
Самым большим успехом в издательской деятельности Франклина была публикация «Альманаха «Бедного Ричарда». Это издание было начато в 1732 году и продолжалось двадцать пять лет. Франклин писал о нем: «Я старался сделать его одновременно занимательным и полезным».
«Альманах Бедного Ричарда» был чем-то вроде календаря, содержащего практические советы, изречения (типа «нельзя заставить пустой мешок держаться прямо», «своим можешь назвать лишь то, что съел») и занимательные рассказы. Образ Бедного Ричарда – полуголодного ученого старикана, допекаемого сварливой женой, рассуждающего о пользе бережливости, подмигивающего молоденьким женщинам, – оказался необычайно популярным и жизнеспособным. «Альманах» издавался около 30 лет. Для нас во всем этом, помимо иллюстрации разносторонней одаренности Франклина, важно и то, что «Альманах», так же как и издававшаяся им же «Пенсильванская газета», дали ему возможность разбогатеть и к 40 годам отдалиться от дел. Наличие свободного времени и свободных денег немало способствовали успехам Франклина в области электричества.
Демократическая направленность этого издания подчеркивалась в самом названии – все повествование, все советы шли от имени «Бедного Ричарда», – простого человека из народа, не очень образованного, но умного и лукавого, умудренного большим жизненным опытом. Возникновение в Америке юмористической литературы было связано с авторской и издательской деятельностью Бенджамина Франклина. Все содержание «Альманаха», как солнечным светом, пронизано шуткой, юмором, оптимизмом, что также являлось важной причиной огромного успеха этого издания. «Альманах» расходился невиданными по тем временам тиражами, достигавшими 10 тысяч экземпляров в год, и приносил большой доход.
Через «Альманах» он популяризировал те добродетели, которые, по его мнению, могли решить все основные проблемы трудового человека: трудолюбие, бережливость как средство достижения благосостояния, трезвенность, честность и т. п. У Франклина выработался классовый, если так можно сказать, подход к вопросу о практическом применении этих добродетелей в жизни. Устами «Бедного Ричарда» он, например, заявлял, что человеку, испытывающему нужду, труднее поступать всегда честно: «Пустому мешку нелегко стоять прямо». Позднее, отойдя от активной работы в типографии и посвятив все свое время научной и общественно-политической деятельности, Франклин не потерял интереса к типографскому производству. В 1753 году он, например, обращается к своему агенту в Лондоне с просьбой прислать новое оборудование, с тем чтобы реализовать очередное изобретение, задуманное Франклином в типографском деле.
Он тщательно следил за всем новым, что появлялось в типографском и издательском деле. Когда Кадволд Колден предложил идею печатать со стереотипа и информировал Франклина об этом, последний провел серию экспериментов, чтобы проверить ценность этого изобретения. И, очевидно, позднее, когда Франклин был в Париже, он поделился этой идеей с другими книгопечатниками.
Франклин на протяжении всей своей жизни поддерживал контакты с крупнейшими типографами и издательствами. Он переписывался с Джоном Уолтером, который позднее прославился как основатель знаменитой лондонской газеты «Таймс». Франклин писал Уолтеру, что ознакомился с его трудами по вопросам книгопечатания и разделяет высказанные им новые идеи. Поддерживал он дружеские отношения и со знаменитым английским типографом Джоном Баскервиллом.
В «Очерках истории зарубежной журналистики» говориться, что в1743 году Франклин на деловой основе познакомился с другим известным английским книгопечатником, ставшим впоследствии королевским печатником и членом парламента, – Уильямом Стрехэном[15]
. Во время второго визита в Лондон это знакомство переросло в дружбу, и столь тесную, что они решили породниться, выдав дочь Франклина замуж за сына Стрехэна.
Уже глубоким стариком, отправившись с дипломатической миссией во Францию, Франклин и там создал маленькую типографию, где печатал небольшие пародии и произведения своих друзей. Он привез из Франции в Америку оборудование для типографии, которую создал для своего внука, чтобы тот мог посвятить себя профессии типографа – первоначального занятия его деда.
Какие бы высокие и почетные посты ни приходилось ему занимать, он всегда с гордостью называл себя типографом. Свое завещание он начал со слов: «Я, Бенджамин Франклин, типограф, позднее полномочный представитель Соединенных Штатов Америки при французском дворе, а в настоящее время президент штата Пенсильвания…»[16]
. По его просьбе, изложенной в завещании, типографы города со своими подмастерьями и учениками получали право занять почетное место в его похоронной процессии.
Франклин, стоявший у истоков американской журналистики и издательского дела, с исключительной серьёзностью относился к своей деятельности в этих сферах. Особенно ответственной он считал работу издателя газеты. По его мнению, газета должна была служить не только информационным органом по вопросам внутреннего и международного положения, но и играть важную роль в воспитании общественности, в формировании общественного мнения. Франклин и выдвинул свой первый общественный проект – создание библиотеки по подписке. И опять пришла на помощь Хунта, – литературный кужок – члены которой нашли пятьдесят подписчиков, внесших по сорок шиллингов вступительного взноса. Ежегодно взнос подписчиков в дальнейшем составлял десять шиллингов. Позднее число членов общества увеличилось до ста.
Журналистская деятельность
Журналистское творчество всегда отражает взгляды, образ жизни автора, дает возможность правильно оценить его позицию по отношению к событиям, участником иди современником, которых он был. Особенно это верно в отношении трудов Франклина.
Среди его многочисленных произведений были политические трактаты, эссе на философские темы и притчи, сатирические памфлеты и труды, касающиеся естественных наук, он собрал и опубликовал множество пословиц и поговорок.
Антирелигиозные взгляды Франклина нашли яркое отражение в его самой популярной работе – «Альманах «Бедного Ричарда». Жизненная мудрость «Бедного Ричарда» заставляла сделать вывод, что догматы религии – не лучшее средство для успешного решения житейских проблем: «Бог помогает тем, кто сам себе помогает», «Путь, указанный верой, закрывает глаза разума», «Усердие – мать удачи, а бог все дает трудолюбивым», «Служить богу – значит делать добро людям. Считают, что молитва – легкое средство услужения богу, и поэтому ее чаще всего используют», «Работай так, будто тебе еще жить 100 лет, молись так, будто тебе завтра умирать».
На мой взгляд, немаловажно, что в своих работах Франклин затронул тему женщины в современном обществе. Наиболее известен написанный им в 1745 году «Совет молодому человеку в выборе хозяйки дома»[17]
. В этой работе, написанной в виде письма к другу, говорилось: «Быть женатым – самое естественное состояние человека, в котором вы наиболее вероятно найдете прочное счастье… Мужчина и женщина, соединившись, создают полное человеческое существо. Одинокий мужчина не представляет собой той ценности, в которую он превращается в состоянии союза с женщиной. В одиноком состоянии он несовершенное животное»[18]
.
Важный этап в творчестве Франклина начинается в предреволюционный период, когда рассмотрение проблем морали сменяется постановкой важнейших общенациональных политических вопросов. Обогащается и мастерство Франклина, который от сочного, близкого к народным истокам юмора переходит к сатире. Язвительной иронией пронизан, например, превосходный «Исторический очерк конституции и правительства Пенсильвании»[19]
(1759), которому Франклин предпослал эпиграф: «Те, кто готов отказаться от основной свободы ради кратковременной безопасности, не заслуживают ни свободы, ни безопасности»[20]
. По свидетельству историков, очерк был горячо встречен передовыми кругами английской столицы, которые в разгоравшемся столкновении выступили в поддержку колонистов. Однако сам Франклин в ту пору исходил из необходимости сохранения союза с метрополией, веря, что можно ликвидировать злоупотребления посредством разумных законодательных мер. С этих позиций был написан также и «Допрос доктора Бенджамина Франклина в английской Палате общин»[21]
(1766). Однако его критика действий короны была столь сокрушительна, что даже не разделявший взглядов Франклина ярый противник всего просветительского учения Э. Берк был вынужден признать, что сам допрос напоминал попытку школьников атаковать своего учителя.
Убедившись в бесплодности попыток мирного урегулирования конфликта, Франклин обрушил на тиранов всю мощь своей сатиры. В таких произведениях, как «Эдикт прусского короля»[22]
(1773) или «Руководство к тому, как из великой империи сделать малую»[23]
(1773), он осыпает градом насмешек врагов американской свободы. Использовав в них одну из популярнейших в XVIII в. форм — форму просветительской притчи, Франклин беспощадно обнажает нелепость притязаний английской короны. Прибегнув к мистификации, он выступает в «Эдикте» от имени прусского монарха, требующего удовлетворения своих законных прав на Великобританию, а в «Руководстве», сохраняя усиливающую комический эффект невозмутимую серьезность тона, дает английскому королю советы, которые непременно должны привести к отторжению колоний, словно это и составляет предмет заветных желаний монарха. Перечисляя по сути дела реальные меры, которые предпринимала метрополия в отношении американских владений для укрепления своего господства, Франклин выставляет английских законодателей в смешном и жалком виде. От этих и других подобных им сатирических произведений Франклина тянется прямая нить к поздним памфлетам Марка Твена.
Не забывает он в это время и своих излюбленных тем: морали и воспитания. В разгар споров о судьбах Америки он пишет «Притчу против преследования» (1774), направленную против религиозной нетерпимости, которой особенно отличались пуритане. В конце 70-х и на протяжении 80-х годов XVIII столетия Франклин создает серию маленьких шедевров («Однодневка: символ человеческой жизни», 1778; «Свисток», 1779; «Диалог между Франклином и подагрой», 1780; «Искусство видеть приятные сны», «Нравственность игры в шахматы» — время написания последних не установлено), в которых с добродушным юмором, по-отечески наставляет в искусстве жить, довольствуясь скромными радостями и не отравляя существования ни бесплодной погоней за призрачным счастьем, ни упованием на потусторонний мир, призывает, несмотря на невзгоды и удары судьбы, твердо идти к намеченной цели.
Следует особо сказать о сочинениях Франклина, посвященных индейцам и неграм. Поборник просветительского учения о равенстве, он с поистине редкой для того времени широтой мышления утверждал принципы эгалитаризма в отношении всех рас. Непримиримый противник рабства, Франклин не раз призывал сограждан покончить с этим злом. Как и прежде, теоретические постулаты не остались простой декларацией, а нашли завершение в действии: видевший в рабстве «жестокое унижение человеческой природы» («Обращение к населению», 1789), Франклин основал первое в Соединенных Штатах аболиционистское общество и стал его первым председателем, положив тем самым начало движению, сыгравшему важную роль в общественной жизни страны.
Как никто другой, Франклин понимал, что освобождение рабов само по себе не решает вопроса. «При этих обстоятельствах, — справедливо замечал Франклин, — свобода для него может часто обернуться несчастьем, и это будет пагубно для общества»[24]
. В наши дни обоснованность его опасений не вызывает сомнений. На пагубность последствий ссылались в качестве аргумента и сторонники рабства. В противовес им Франклин, не ограничиваясь требованием запрета рабовладения, разработал целую систему мер, целью которой было сделать негров полноправными гражданами республики («План улучшения условий существования свободных негров», 1775).
Своеобразным духовным завещанием Франклина прозвучал памфлет «О работорговле», опубликованный за 24 дня до смерти великого философа-просветителя. Вновь прибегнув к одному из излюбленных просветительских жанров — аллегорической восточной сказке, Франклин зло высмеял аргументацию сторонников рабства. Пародируя в сказке проходившие в 1789 г. дебаты в Конгрессе, когда он внес предложение о запрещении работорговли, Франклин ведет речь от лица восточного вельможи, члена дивана Алжира Сиди Магомета Ибрагима. Защищая институт рабства (особую остроту его разглагольствованиям придает то, что в роли рабов предстают «христианские собаки»), тот приводит доказательства, в сущности оставшиеся неизменными и поныне, начиная с того, что, если не иметь рабов, в жарком климате станет некому обрабатывать поля, и кончая тем, что христиане «только меняют одно рабство на другое, и я бы сказал, на лучшее, ибо их приводят в страну, где светит и сияет в полном блеске солнце Ислама. Здесь они имеют возможность познакомиться с единственно истинным вероучением и тем самым спасти свои бессмертные души»[25]
.
Достойным завершением жизненного и творческого пути Франклина стала его «Автобиография» (в подлиннике — «Мемуары»), признанная первым произведением американской классики. Франклин трудился над ней с большими перерывами с 1771 по 1789 г., доведя описание до 1757 г.Автобиография Франклина — это рассказ человека «третьего сословия» о том, как он, полагаясь только на свои силы, достиг знаний и славы. Многие эпизоды этого жизнеописания стали классическими, как, например, появление бесприютного юноши Франклина на улицах Филадельфии — города, который должен был стать ареной его возвышения, — с тремя краюхами хлеба, купленными на последние деньги. Без всякой рисовки Франклин повествует о своей жизни, комментирует свои удачи и критикует ошибки. Идеологическая схема автобиографии такова: сперва Франклин применяет выработанные им правила практической морали для достижения материальной независимости; затем он использует материальное благополучие для дальнейшего просвещения своего разума и для деятельности на пользу общества.
Пафос автобиографии, как это хорошо чувствовали современники, был в том, что герой, молодой буржуа, возвышался не путем отречения от своего класса и перехода к аристократии и не в качестве «плута», достигающего своей цели ценой обмана и унижений перед сильными мира сего, но в рамках повседневной жизненной практики буржуазии и как ее выдающийся представитель, которого не могут не признавать даже враги.
Друг Франклина Воган, прочитав первую часть «Автобиографии», писал Франклину (убеждая его опубликовать рукопись), что история его жизни может иметь большее значение, чем «все жизни Плутарха, взятые вместе»[26]
. Воган намечает несколько важнейших (с точки зрения буржуазного Просвещения) воспитательных задач, которые призвана выполнить книга Франклина: она покажет, что человек не является по своей природе злобным животным и что его моральные качества зависят от условий воспитания; она покажет, сколь мало необходимо знатное происхождение для счастья, добродетели и величия. Наконец, она будет способствовать надлежащему взгляду на американскую революцию, показав высокие достоинства одного из ее виднейших вождей.
Этой оценке Франклина его современниками резко противоречит укоренившийся в XIX века и поддержанный в особенности романтиками взгляд на Франклина как на проповедника филистерской морали и грубого апологета буржуазно-собственнического идеала. Иногда Франклина называют «отцом всех янки», подразумевая под «янки» тип американского бессовестного буржуа-дельца, «философствующим квакером, набитом скаредными поучениями»[27]
.
Как видно, Франклин, как и многие другие философы, на протяжении всей своей жизни занимался вопросами нравственности и безнравственности, морали, политической беспомощности и злоупотребления полномочиями власти. Не раз своим творчеством он затрагивал тему женщины и её только зарождающейся в то время эмансипации. Его волновало образование, научные открытия и промышленный прогресс, реформаторство и развитие внешнеполитического сотрудничества. Словом, сложно припомнить хоть одну жизненно важную проблему, которую бы он обошёл стороной и не осветил в своих трудах.
Заключение
Бенджамин Франклин оставил после себя богатое творческое наследие. Среди его многочисленных произведений были политические трактаты, эссе на философские темы и притчи, сатирические памфлеты и труды, касающиеся естественных наук.
Бенджамин Франклин активно проповедовал идеи Просвещения, которые нашли отклик в душах наиболее продвинутых представителей общественности, в том числе и русской. Франклина ценили не только за его выступления, направленные на защиту интересов общественного прогресса. В нем видели великого дипломата и ученого, но самое главное, этот человек обладал высокими моральными и нравственными качествами, что добавляло ему уважения в глазах многих людей не только на его родине, но и в России.
По мнению шотландского философа Дэвида Хьюма, Франклина можно назвать «первым великим литератором» Америки, олицетворяющим собой идеал Просвещения - разумного начала в человеке[28]
. Практик и при этом идеалист, неутомимый труженик и преуспевающий бизнесмен, Франклин рассказал о своей молодости в ставшей широко известной «Автобиографии». Писатель, печатник, издатель, ученый, филантроп и дипломат, он стал самой известной и уважаемой личностью своего времени. Франклин был первым в Америке человеком, выбившимся из низов, бедным демократом, родившимся в аристократический век, который помог сделать более свободным своим собственным примером.
Франклин никогда не руководствовался корыстными помыслами и помогал другим простым людям добиться успеха, делясь своими мыслями и положив начало сугубо американскому литературному жанру - книгам из серии «Помоги себе сам».
Подлинно исторический взгляд позволяет, не закрывая глаз на слабости первого американского просветителя, выделить в его наследии то, что неоспоримо способствовало духовному раскрепощению человечества.
Несмотря на свои богатство и славу, Франклин никогда не отступал от своего демократического мироощущения. Он играл важную роль не только в журналистике, но и в политике, к примеру: он принял активное участие в работе конвента 1787 г., на котором был разработан проект Конституции США. Позднее Франклин занял пост президента ассоциации по борьбе с рабством. Одним из последних этапов общественной деятельности этого человека стало содействие созданию национальной системы всеобщего образования.
Список использованной литературы:
1. Иванов, Р.Ф. Бенджамин Франклин [Текст] / Р.Ф. Иванов; http://marsexx.narod.ru/lit/franklin.html
2. Алентьева, Т.В. Из истории американской журналистики [Текст] / Т.В. Алентьева. - СПб., 1998.
3. Лучинский, Ю. Очерки истории зарубежной журналистики [Текст] / Ю. Лучинский; http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/luch/index.php.
4. Франклин, Б. Избранные произведения [Текст] /Б.Франклин. - М.: Политическая литература, - 1956 г.
5. Спэнкерен, К. Краткая история американской литературы [Текст]/Кэтрин Ванн Спэнкерен; http://www.skunksworks.net/sachkov/scientif/filology/literat/spankerk.php
6. История зарубежной журналистики - СМИ США [Текст]; http://www.ds4607.narod.ru/book/zhurnsoed.rar
7. Михайлов, С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки [Текст] / С.А.Михайлов; СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004 г.
8. Загладин, Н.В.История США [Текст] / Н.В. Загладин; М., 1996.
9. Карамзин, Н.М.Избранные произведения [Текст] / Н.М.Карамзин: М.,1987 г.
10. Хьюм, Д. «Моральные и политические эссе» [Текст] / Д.Хьюм: М, 1968 г.
11. Орлов, М.В. История США [Текст] / М.В.Орлов: М., 2004 г.
[1]
Под ред. Н.К. Мещеряковой, И. С Чернявской. Зарубежная литература для детей и юношества.-Москва.: «Просвещение», 1989.-с. 112-113.
[2]
Иванов, Р.Ф. Бенджамин Франклин [Текст] / Р.Ф. Иванов; http://marsexx.narod.ru/lit/franklin.html
[3]
Иванов, Р.Ф. Бенджамин Франклин [Текст] / Р.Ф. Иванов; http://marsexx.narod.ru/lit/franklin.html
[4]
Там же.
[5]
См.: Карамзин Н.М Избранные произведения. - М.,1987 год
[6]
Иванов, Р.Ф. Бенджамин Франклин [Текст] / Р.Ф. Иванов; http://marsexx.narod.ru/lit/franklin.html
[7]
Иванов, Р.Ф. Бенджамин Франклин [Текст] / Р.Ф. Иванов; http://marsexx.narod.ru/lit/franklin.html
[8]
Загладин, Н.В.История США [Текст] / Н.В. Загладин; М., 1996
[9]
Иванов, Р.Ф. Бенджамин Франклин [Текст] / Р.Ф. Иванов; http://marsexx.narod.ru/lit/franklin.html
[10]
Там же.
[11]
Иванов, Р.Ф. Бенджамин Франклин [Текст] / Р.Ф. Иванов; http://marsexx.narod.ru/lit/franklin.html
[12]
Михайлов, С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки [Текст] / С.А.Михайлов; СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004 г
[13]
Орлов, М.В. История США [Текст] / М.В.Орлов: М., 2004 г
[14]
История зарубежной журналистики - СМИ США [Текст]; http://www.ds4607.narod.ru/book/zhurnsoed.rar
[15]
Лучинский, Ю. Очерки истории зарубежной журналистики [Текст] / Ю. Лучинский; http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/luch/index.php
[16]
Б.Франклин «Автобиография»// Политическая литература, - 1956.
[17]
Б.Франклин «Избранные произведения»// М: Политическая литература, - 1956.
[18]
Б.Франклин «Избранные произведения»// М: Политическая литература, - 1956.
[19]
Б.Франклин «Избранные произведения»// М: Политическая литература, - 1956.
[20]
Б.Франклин «Избранные произведения»// М: Политическая литература, - 1956.
[21]
Франклин, Б. Избранные произведения [Текст] /Б.Франклин. - М.: Политическая литература, - 1956
[22]
Там же.
[23]
Там же.
[24]
Михайлов, С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки [Текст] / С.А.Михайлов; СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004
[25]
Франклин, Б. Избранные произведения [Текст] /Б.Франклин. - М.: Политическая литература, - 1956
[26]
Франклин, Б. Избранные произведения [Текст] /Б.Франклин. - М.: Политическая литература, - 1956
[27]
Алентьева, Т.В. Из истории американской журналистики [Текст] / Т.В. Алентьева. - СПб., 1998
[28]
Хьюм, Д. «Моральные и политические эссе» [Текст] / Д.Хьюм: М, 1968 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |