Реферат по предмету "Искусство"


Брак

Содержание: I. Введение … стр. II. Исторический взгляд на брак …стр. 1. Классификация семейно-брачных отношений … стр. 2. Социальная сущность и функции семьи … стр. 3. Кризис семьи и ее будущее … стр. III. Заключение … стр. IV. Библиография … стр. 19 ВВЕДЕНИЕ. Проблемы семьи изучаются особой областью социологии.

Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи. Социология семьи – одна из наиболее развитых областей социологического знания.

Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущие исследователи этой отрасли социологии – Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Ю.Б. Рюриков, А.Г. Харчев и многие другие. Зарубежная социология имеет давние традиции изучения семьи.

Наиболее известными специалистами в данной области являются И. Най, И. Рейс, В. Берр, Р. Хилл (США), М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель (Франция) и др. Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи.

Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами: 1.

Почему люди живут семьями? 2. Семья – это личное дело каждого или она как-то связана с обществом? 3. Влияет ли семья на общество или общество оказывает “давление” на семью? 4. Всегда ли существовала семья? 5. Сохранится ли семья в будущем? 6. Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня? Ведь сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав

США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Почему люди женятся и выходят замуж? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу. И начнем, пожалуй, с экскурса в историю, так как именно в истории необходимо искать ответы на волнующие вопросы. ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА БРАК. Семья один из самых древних социальных институтов.

Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью.

В проектах “Идеального государства” в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой “Истории” отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встре¬чаются на протяжении всей античной эпохи. Аристотель, критикуя проекты “идеального государства”, развивает идею

Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют “селения”, а соединение “селений” –государство. Подобная точка зрения на семью господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: “Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ, пренштель – это

подобие отца, народ – детей ”. Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель, Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а

Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия “брак” и “семья”, различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями “брак” и “семья” существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического.

Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет

не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1816 1887), автор работы “Материнское право”. Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818—1881) “Древнее общество”. Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали

К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что “семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество”. Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую.

В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения. Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.

КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. В истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных племенных союзов, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развития общества. Для первобытного человеческого стада была присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной “постольку, поскольку еще не существовало ограничений, установленных

впоследствии обычаем”. Такие отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте, отсутствие единства действий во время охоты и др.). Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытного стада. “Объективной необходимостью становилось дальнейшее обуздание зоологического индивидуализма, смягчение остроты конфликтов между членами первобытного коллектива”.

Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной половых табу – запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных рамках. Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми, между предками и потомками. Эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась только лишь их природой, и браком как социально регулируемым отношением между

полами. С появлением рода возникает и групповой брак. Для ранней стадии первобытного строя характерным считается дуально-родовой брак. Эта форма группового брака была экзогамией – абсолютное запрещение половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения только с членами другого рода. Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии:

1) она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети; 2) жизнь требовала расширить социальные контакты, иметь связь с другими человеческими объединениями; 3) таким путем можно было достичь внутри рода социального мира, так как половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы. Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех этих обстоятельств. К групповому браку относят и полигамию (многобрачие), которая включает

полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Полигиния – мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с несколькими женщинами. Она была свойственна преимущественно патриархату. Многоженство в форме семьи гаремного типа в ряде мусульманских стран (Пакистан, Египет и др.) существуют и до сих пор. Полиандрия – женщина состоит одновременно в нескольких брачных

союзах с разными мужчинами. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ. Как уже выяснилось, причиной, побуждающей людей объединяться в семейные группы, выступают потребности человека. Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на: 1) физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;

3) социальные потребности в общении; 4) престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации. Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи. В литературе времен “застоя” принято считать, что основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд

его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Как нам кажется, этого не достаточно, поэтому мы обратимся к зарубежным социологам. Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие “функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов. 1. Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную — биологическое

воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе — удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Э. Дюркгейма, — это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она

сильнее даже такого фактора, как кровное родство. “Мужчина и женщина страстно ищут друг друга именно потому, что они различаются”. Э. Дюркгейм анализирует отношения полов с позиций разделения труда. Ограниченное вначале только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на многие Другие. Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина — женственность,

слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные раз¬личия постепенно видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от друга мужчина и женщина суть только различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соеди¬няясь, восстанавливают. Одним словом, разделение полового труда — вот источник супружеской солидарности, утверждает

Э. Дюркгейм. И по мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный союз, формировался долг супружеской верности. Итак, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединяться для совместного осуществления определенных целей: воспроизводства человеческого рода, создания материальных условий существования — жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе.

Формулировка советских социологов практически не отличается от уже представленной, но она более сдержана и применима к семьям в России. 2. Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизвод¬стве жизни, то есть в рождении детей, продолжении чело¬веческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве на¬селения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения

к научным и культурным достижениям челове¬чества, с поддержанием его здоровья, а также с предот¬вращением “воспроизведения в новых поколениях различ¬ного рода биологических аномалий”. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах газет, жур¬налов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным?

Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Бо¬лее половины всех семей имеют одного ребенка или вооб¬ще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей. 3.

В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери — все это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи. (Данная функция, при рассмотрении основных функций социалистической семьи, не выделена в отдельную функцию, а скорее входит в состав предыдущей.) Благодаря социально-биологической функции семья как малая социальная группа имеет механизм самовоспроизводства,

разрастаясь “изнутри”. Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья воспроизводит не только самое себя, но и поддерживает биологическую непрерывность общества, обеспечивает воспроизводство населения. В семье рождается не только человек, но и гражданин. 4. Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных и родственных, правовых и социальных,

хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социа¬лизация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой

жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-био¬логическими причинами. Семья имеет большие преимущества в социализации лич¬ности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способ¬ность любить ближнего, способность к сочувствию

и сопе¬реживанию. Первые пять лет в жизни ребенка особенно важны, так как именно на эти годы приходятся “сенситивные пики” развития, закладываются основы личности — память, интеллект, речь, мышление, эмоции, характер, поз¬навательная активность. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индиви¬дуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребе¬нок усваивает запреты и нормы поведения, которые закла¬дываются в

его “Сверх-Я”. Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. По этому поводу в народе говорят: “Яблоко от яблони недале¬ко падает”. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее

воздействие на ре¬бенка. Эффективность родительства как института социализа¬ции личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители — живут и дети. 5. Следующая важнейшая функция семьи — экзистенци¬альная, функция социальной и эмоциональной защиты сво¬их членов. Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семь¬ями.

В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопо¬жертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и дорог кому-то, что его любят, и что за него готовы отдать жизнь, порождает чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух и уверенность. 6. Следующая важнейшая функция семьи — экономическая и хозяйственно-бытовая.

Суть этой функции с обществен¬ной точки зрения заключается в поддержании несовершен¬нолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйствен¬но-бытовых услуг одними членами семьи от других. 7. Социально-статусная функция связана с воспроизвод¬ством социальной структуры общества, так как предоставля¬ет (передает) определенный социальный статус членам семьи. 8. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психоло¬гических,

эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изуче¬на, но ученые располагают достоверными фактами, доказы¬вающими положительное влияние семьи на здоровье супру¬гов. Следует привести некоторые примеры, подтверждаю¬щие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или кос¬венно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает бо¬лее благоприятное воздействие на здоровье супругов, при¬чем

на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины. 9. Досуговая функция осуществляет организацию рацио¬нального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности инди¬вида в проведении досуга. Социологи установили тесную связь между семейным благополучием и проведением досуга. Всегда проводит досуг вместе только одна из пяти несчастливых супружеских пар, среди счастливых эта

цифра в 2-5 раз выше. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер. В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха.

Под досугом мы усло¬вимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмот¬рению. Свободное время одна из важнейших социаль¬ных ценностей, незаменимое средство восстановления фи¬зических и духовных сил человека, всестороннего разви¬тия личности. Повышению роли досуга способствуют пра¬вильный ритм и режим жизни семьи, разумное распреде¬ление обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека

как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое. Досуг включает в себя: чтение, слушание и просмотр телепередач, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров, проведение ежегодного от¬пуска, посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревно¬ваниях, в проведении праздников. 11. В семье воспитываются и взрослые, и дети.

Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по¬коление. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба¬бушкой и др.) накопленного обществом социального опы¬та, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи¬зическому совершенствованию, укреплению

здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воз¬действие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоян¬ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле¬нов семьи), побуждающее их активно заниматься само¬воспитанием. 12. Все большее значение социологи придавали и при¬дают коммуникативной функции семьи.

Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество се¬мьи в контакте своих членов со средствами массовой ин¬формации (телевидение, радио, периодическая печать), ли¬тературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного об¬ъединения. Если семья уделяет выполнению этой функции доста¬точное внимание, то это заметно усиливает ее воспитатель¬ный потенциал.

Нередко с коммуникативной функцией свя¬зывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи, по сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу дина¬мичную эпоху сильно возрастает значение семьи как пси¬хологической ячейки). 13. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных пот¬ребностей супругов. Ленин говорил о революции в области половых отношений, но в тоже время дискредитировал

каждого, кто пытался по этому поводу теоретизировать. Он рекомендовал советской молодежи заниматься не любовью, а спортом, гимнастикой, плаваньем, экскурсиями, физическими упражнениями. Причин для послереволюционного послабления нравов было много: нестабильность жизни, гражданская война, экономические лишения, раннее вынужденное взросление подростков, новый и не всегда понятный взгляд на положение женщины. В соответствии с марксистской идеей женской эмансипации

уже в самые первые дни революции был издан декрет о женском равноправии, а в 1918 году вступил в силу новый закон о браке и семье. Этот закон предоставлял равные права обоим супругам. Впервые женщина, вступающая в брак, могла сохранять свою фамилию, иметь отдельное от мужа место жительство, распоряжаться своими доходами, а в случае развода в равной степени претендовать на семейную собственность. Новый брачный закон не отменял церковных церемоний, но лишал их права легализации брачного состояния.

Отныне законной считалась лишь гражданская регистрация, причем как церемония бракосочетания, так и процедура развода значительно упрощались. Более того, новый закон отменял понятие “незаконнорожденный ребенок” - как рожденные в браке, так и вне брака приобретали одинаковые права. КРИЗИС СЕМЬИ И ЕЁ БУДУЩЕЕ. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Являясь пер¬вичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий,

которые присущи и обществу. В начале 80-х гг. вмешательство государства в демографическую сферу посредством целенаправленной социальной политики взорвало ситуацию. Моментные индикаторы рождаемости существенно повысились, причем в различных поколениях женщин. По мере реализации мер социальной политики в 80-е гг. еще больше усилилась тенденция к омоложению этой модели, наблюдавшаяся до этого на протяжении десятилетий, как в

России в целом, так и во всех регионах. Календарь рождаемости менялся под знаком сокращения протогенетического (между вступлением в брак и рождением первого ребенка) и интергенетических (между последующими рождениями детей в семье) интервалов и резкого ускорения темпов формирования семей, особенно у самых молодых женщин. Средний возраст вступления в первый брак у женщин достиг рекордно низких величин (Следует учитывать также, что рост интенсивности «брачности» в эти годы отчасти был стимулирован на редкость идеальной

ситуацией на брачном рынке). С такими характеристиками демографического поведения Россия ушла далеко в сторону от западных стран, где, наоборот, с конца 60-х годов гг. усиливалась тенденция к повышению возраста вступления в брак, увеличивались интервалы между рождениями, и соответственно возрастал вклад женщин средних и старших возрастов в общую рождаемость. Рождаемость в возрастной группе 15-19 лет в России соответствует странам

Латинской Америки. Непрерывно увеличиваясь на протяжении 30 лет, она достигла столь высокого уровня, что обеспечивает почти 18% суммарной рождаемости. К возрасту 25 лет, когда в западных странах фактически только начинается брачно-репродуктивный цикл, россиянки уже на 60% выполнили свои планы в отношении детей и 80% всех женщин уже состояли, по крайней мере, один раз в зарегистрированном браке. Среди браков заключенных до 20 лет, невеста бывает, беременна

более чем в половине случаев. Такое поведение трудно назвать оптимальным, поскольку оно тормозит повышение образовательного и профессионального уровня молодежи, увеличивая число реципиентов и, соответственно, не способствует росту благосостояния семей и общества в целом. Имеются и другие негативные последствия распространения ранней рождаемости - нестабильный уровень рождаемости в целом, повышенная разводимость, высокая младенческая смертность, плохое состояние здоровья детей и

матерей. [5]. Важно разобраться, что же происходит с семьей сегод¬ня? Каково ее будущее? Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количес¬тва разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей — 15%), сознательный отказ от ро¬ждения единственного ребенка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские

дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жесто¬кое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей. Показателем кризиса семьи выступает также резкое со¬кращение уровня «брачности» и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается. Так, если в 1990 г. в 1 квартале было заключено 301 тыс. браков, то в 1993 г. — 246,1 тыс. браков.

Доля внебрачных детей в общем числе родившихся в 1992 г. составила 17%. По количеству разводов Россия занимает первое место в мире. В 1994 г. на 1000 человек разводы впервые составили 105,3%. значительно превысив число заключенных браков (92,1%). С 1991 г. смертность значительно превысила рождае¬мость. В 1994 г. рождаемость составила 9,6 ребенка на 1000 человек, а смертность — 16,2 человек.

Идет процесс тотальной депопуляции населения. Катастрофически растут темпы сокращения населения. В 1992 г. коэффициент сокра¬щения населения составил (-0,7), в 1993 г. (-5,0), 1994 г. — (-6,6). [6]. Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под

опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми. За три года произошел значительный рост малообеспеченных семей среди многодетных (26,9% за три года) и неполных (14,5%). При этом четко прослеживается и другая тенденция – снижение количества многодетных семей и рост семей с детьми-инвалидами и неполных. В каждой категории есть часть семей, правда незначительная, которая успешно преодолевает материальные

трудности и дополнительной помощью в социальные службы не обращается. Причина кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические - такие как потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда - являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов.

Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей - трудные дети, трудные подростки, из числа рекрутируются юные правонарушители. [7] Испытание семьи на прочность происходит под воздей¬ствием тотального кризиса, переживаемого

обществом, глу¬бинная природа которого носит цивилизационный характер. При прогнозировании семейно-брачных отношений сле¬дует иметь в виду, что семья оказалась под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций, затронув¬ших и наше общество. Это переход (будем надеяться, к цивилизованному) к рынку, демократизация общества, ин¬форматизация общества, возрастание личностного потенци¬ала, возрастающая роль женщин в общественной жизни.

При отсутствии государственной программы адаптации семьи к переходному состоянию общества семья сама мето¬дом проб и ошибок, ценой больших лишений “нащупывает” механизмы выживания. В современных условиях значитель¬но изменяются социальные функции семьи. Например, боль¬шим преобразованиям подвергается экономическая функция семьи. Рыночные отношения значительно ускорили отказ от патерналистского, иждивенческого сознания семьи и

пони¬мание того, что выживание семьи — дело рук самой семьи (по принципу “Спасение утопающих — дело рук самих уто¬пающих”). На основе изменения отношений собственности семья все чаще начинает выступать хозяйственно-экономи¬ческой единицей различных альтернативных видов собствен¬ности: семейной, арендной, фермерской, индивидуальной, кооперативной, личной приусадебной и др. Семья ищет внут¬ренние резервы выживания, по-своему осваивая новые, ры¬ночные виды деятельности: частнопредпринимательскую,

челночно коммерческую, спекулятивно-посредническую. В этих условиях гаран¬тированной поддержкой семейного бюджета все более вы¬ступает личное подсобное, дачное и приусадебное хозяйст¬во. Его доля в семейном бюджете за последние 5 лет резко возросла. Развитие современной семьи во многом связано с воз¬растанием роли и значения личностного потенциала в семей¬ных отношениях. Это обусловлено действием таких факто¬ров, как переход к рыночным отношениям,

правовому госу¬дарству, информационным технологиям. Что в свою очередь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальной адаптации. Склады¬вается новое отношение к каждому члену семьи как персо¬не, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи — персоналитарную (от лат. persona — особа, личность). Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности,

ее права и свободы, где будут созданы условия для твор¬ческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинст¬ва личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе. Серьезным изменениям подвергнется и репродуктивная функция семьи. Социологи заметили, что в городах детей рождается меньше, чем в сельской местности.

На количест¬во детей в семье влияет не только урбанизация и связанная с ней экология, но и уровень образования женщины. Одна¬ко наибольшее влияние на преобразование воспроизводя¬щей функции семьи оказывает изменение основы обмена веществ между человеком и природой в связи с информати¬зацией общества. Развитие информационного производства потребует определенного соответствия между новейшими предметами и средствами труда, новейшими технологиями и способностью работника к труду: его общей культурой, информированностью,

интеллектуальными способностями, профессионализмом, состоянием здоровья, интересом к работе, работоспособностью, способностью к быстрой адап¬тации, умением самостоятельно принимать решения. Резко возрастает ценность каждой жизни. Человек в информаци¬онном обществе будет активно заниматься повышением ин¬формированности, сохранением здоровья, хорошей формы. Для обеспечения качественного роста работника и под¬растающего поколения должны быть созданы соответствующие

жизненные условия и материальные средства, включаю¬щие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения. Одним словом, возрастает потребность в качестве жизни. Алгоритм “качество информационного производства — качество информационного работника — качество жизни” неизбежно ставит семью в условия ограничения числа детей в семье.

Таким образом, репродуктивная функция семьи будет направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационного общества. Акцент будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности. Семейные конфликты в информационном общест¬ве будут происходить в основном из-за неумения и нежела¬ния считаться с индивидуальными личностными особенностя¬ми членов семьи.

Неуважение к личному достоинству каждо¬го отдельного члена семьи — серьезная причина для кон¬фронтации и отчуждения. Современная семья активно реагирует на возрастание автономности своих членов. Прослеживается образование новых форм семейных структур. Социологи отмечают возникновение разнообразных форм как моногамной (парной) семьи, так и полигамной (группо¬вой) семьи. Среди парных семей распространены внебрач¬ные семьи (семьи без отца): материнская

семья, неполная семья и конкубинат (разновидность материнской семьи, ког¬да отец принимает некоторое участие в воспитании ребенка, оказывает и помощь матери). ЗАКЛЮЧЕНИЕ. и так, семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода.

Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и

часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования. Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают

их объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы

в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека. В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной

общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.