Реферат по предмету "Государство и право"


Электронное правительство Российской Федерации

Введение


Развитие информационных технологий становится сегодня важнейшим фактором жизни мирового сообщества. Их широкое распространение преобразует современную действительность и приводит к серьезным сдвигам в политической, экономической, социальной и культурной сферах. Среди глобальных тенденций, обусловливающих актуальность тематики информационных технологий в целом и электронного правительства, в частности, необходимо отметить следующие. Во-первых, информационно-коммуникативные технологии стали основой для глобализации и все больше влияют на общественное развитие. Во-вторых, по данным фонда «Общественное мнение» количество интернет пользователей в России каждый год увеличивается в 1,5 раза. В-третьих, в современных условиях чрезмерно централизованные структуры оказываются не в состоянии с должной скоростью реагировать на стремительные изменения во внешней среде, а отсюда, возрастает потребность в большей гибкости и мобильности государственных служб.


Содержание


Глава1. Общие сведения о проекте «электронное правительство»

1.1Понятие, цели и задачи электронного правительства

1.2 Основные этапы перевода государственных услуг в электронный вид

1.3 Основные приоритеты и направления формирования электронного правительства

1.3.1 Развитие систем обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе ИКТ

1.3.2 Развитие Интернет-сайтов государственных органов

1.3.3 Создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и к государственным услугам, предоставляемым в электронном виде

Развитие ведомственных центров обработки телефонных обращений населения и организаций

1.3.5 Создание единой системы информационно-справочной поддержки взаимодействия граждан с органами государственной власти

Глава 2 Реализация проекта «электронное правительство» на примере Челябинской области

2.1Достижения Челябинской области в реализации проекта «электронное правительство»

2.2 Информационно-технологическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления

2.3 Внедрение услуг электронного правительства в Челябинской области

2.4 Перспективы развития электронного правительства в Челябинской области


1.1Понятие, цели и задачи электронного правительства

Под электронным правительством понимается способ организации деятельности органов власти, а также организаций, задействованных в исполнении государственных полномочий, при котором во всех случаях, где отсутствует доказанная необходимость административного усмотрения, а также бумажного документооборота, применяются формальные процедуры сбора сведений, подготовки и принятия решений, основанные на удаленном электронном взаимодействии, обеспечивающие достижение качественно нового уровня эффективности, экономичности, открытости и прозрачности деятельности правительства.

Необходимо отметить, что сам термин «электронное правительство» не является законодательно определенным, что приводит в ряде случаев к различным толкованиям. В частности, в российской практике получил распространение перевод общепринятого понятия electronic government (e-government), как «электронное правительство», под которым понимается деятельность исключительно органов исполнительной власти. В то же время, в английском языке термином government обозначается не только правительство как орган исполнительной власти, но и государство (государственное управление) в целом. Таким образом, понятие e-government означает «электронное государственное управление» и охватывает применение ИКТ не только в исполнительной, но также в законодательной и судебной ветвях власти.

Для создания новой формы организации деятельности органов государственной власти, которая обеспечит за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов, была разработана «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010» одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р. В соответствии с Концепцией целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются:

повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

повышение качества административно-управленческих процессов;

совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.

Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:

развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов, основанных на использовании современных ИКТ;

предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия государственных органов с гражданами и организациями;

создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;

внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации;

формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронном виде между органами государственной власти, гражданами и организациями, а также контроля за использованием государственных информационных систем.


Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете, это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.


1.2 Основные этапы перевода государственных услуг в электронный вид


Единый портал и реестр государственных и муниципальных услуг уже в ближайшее время станут основой для предоставления электронных услуг. Для этого распоряжением Правительства Российской Федерации №1555-р утвержден четкий план, согласно которому государственные услуги будут переведены в электронный вид в соответствии с установленными в нем сроками. В плане определен перечень из 74 наиболее массовых, важных для граждан и бизнеса услуг, предоставляемых федеральными органами власти, которые должны быть переведены в новый формат в первую очередь.

Перевод государственных услуг в электронный вид разбит на пять этапов. Первый этап «Информационный»На этом этапе информация о государственной услуге должна быть размещена на едином портале и в сводном реестре услуг. Органы власти обязаны опубликовать сведения о порядке предоставления услуги, о ее стоимости и составе требуемых документов. Они также должны указать адреса, куда гражданам следует обращаться, и другую контактную информацию.

Второй этап «Одностороннее взаимодействие»В это время на едином портале государственных и муниципальных услуг должны

быть помещены формы заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной услуги. Человеку должна быть предоставлена возможность скопировать эти документы, заполнить в электронном виде и принести в распечатанном виде в орган власти.

Третий этап «Двустороннее взаимодействие».На третьем этапе будет обеспечена возможность для граждан, желающих получить государственную услугу, представлять документы в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг в сети Интернет.

Четвертый этап «Интерактивное взаимодействие»предполагает предоставление гражданину возможности через указанный портал следить за прохождением своего запроса и узнавать статус рассмотрения заявления – принято, рассмотрено, дан ответ, отказано и т.д.

Наконец, последний, пятый этап«Полностью интерактивное взаимодействие» – это возможность получения результата услуги полностью дистанционно в электронном виде.

В плане, утвержденном Правительством РФ, содержится информация о том, в какие сроки на какой этап должна быть переведена каждая государственная услуга.

Еще одним важным решением в рамках работы по формированию электронного правительства является введение универсальной карты гражданина. Универсальная карта необходима для быстрой идентификации гражданина, обратившегося в орган власти. В первую очередь на этой

карте в обязательном порядке должна быть представлена информация о личности заявителя. Это обеспечит возможность адресного предоставления услуг по обязательному медицинскому и пенсионному страхованию, социальных льгот. Другим обязательным элементом универсальной карты является платежное приложение, в результате чего она может быть использована в качестве банковской платежной карты, то есть для проведения расчетов, получения наличных денежных средств,

а также оплаты товаров и услуг, в том числе и электронных услуг органов власти.

Помимо обязательных приложений, на карте могут быть размещены и дополнительные сервисы для гражданина. Таким сервисом, например, может быть возможность оплаты проезда в общественном транспорте. Состав обязательных приложений на федеральном уровне будет определяться

Правительством Российской Федерации, а на уровне регионов – руководством субъекта Федерации.


1.3 Основные приоритеты и направления формирования электронного правительства


1.3.1 Развитие систем обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе ИКТ

В целях расширения возможности удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе использования современных ИКТ необходимо обеспечить:

-развитие ведомственных Интернет-сайтов, полноту и своевременность размещения на них соответствующей информации, удобство использования, а также доступ через них к данным, содержащимся в ведомственных информационных системах;

-формирование инфраструктуры общественного доступа к размещаемой в сети Интернет информации о деятельности органов государственной власти и предоставляемых государственных услугах гражданам и организациям;

-внедрение в практику деятельности ведомств центров обработки телефонных обращений граждан;

-создание единой системы информационно-справочной поддержки граждан по вопросам предоставления государственных услуг и взаимодействия граждан с государственными органами;

-создание технологических серверных площадок в сегменте сети Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации для размещения их Интернет-сайтов.

1.3.2 Развитие Интернет-сайтов государственных органов

Интернет-сайты органов государственной власти должны обеспечивать:

-оперативное размещение информации, связанной с деятельностью ведомства, его организационной структурой, кадрами, адресно-справочной информации, нормативных правовых актов и текстов стандартов, регулирующих деятельность данного государственного органа, информации о реализуемых ведомством программах и проектах, сведений о целевых и фактических показателях результативности его деятельности;

-оперативный доступ к открытой информации, содержащейся в ведомственных информационных системах;

-публикацию сведений о предоставляемых государственных услугах и условиях их получения, включая регламенты их предоставления, бланки форм, анкет и заявок, справочных и методических рекомендаций по их заполнению и сдаче, популярных разъяснений для неподготовленных категорий граждан;

-организацию интерактивного взаимодействия с гражданами в рамках предоставления государственных услуг;

-получение обратной связи и обработку обращений граждан.

В целях обеспечения полноты размещаемой информации, а также ее оперативного обновления и актуализации должны быть сформированы единые требования, определяющие общий детализированный перечень публикуемых сведений, порядок, сроки и регулярность их размещения и обновления, условия доступа к ним пользователей сети Интернет.

При этом для каждого ведомства должен быть определен перечень сведений, подлежащих раскрытию из ведомственных информационных систем в режиме реального времени. Должны быть определены нормативно-технические требования к функциональности и информационной безопасности сайтов органов государственной власти, стандарты обмена информацией и навигации между отдельными сайтами органов государственной власти. Должны быть сформулированы технологические и организационные требования, обеспечивающие полный, равный и недискриминационный доступ всем категориям граждан и организаций к Интернет-сайтам государственных органов, в том числе доступ для национальных диаспор и людей c ограниченными способностями.

Доступ пользователей к Интернет-сайтам органов власти, интерактивным сервисам, электронные платежи осуществляются пользователями с различных программно-аппаратных платформ, включая мобильные электронные устройства. При этом существенную долю граждан составляют люди, имеющие различные физические недостатки (слух, зрение, ограничения в подвижности и т. п.), для которых электронные формы взаимодействия зачастую оказываются наиболее удобным или даже единственным способом доступа к государственным сервисам.

В составе требований необходимо предусмотреть применение механизмов, обеспечивающих достоверность и юридическую значимость размещаемой информации и исключающих нерегламентированные и неконтролируемые публикации и изменения размещаемых сведений.

Требования также должны определять принципы оформления сайтов с использованием элементов государственной символики.

В целях реализации указанных требований должны быть разработаны методические рекомендации по организации информационного наполнения и обеспечению функционирования Интернет-сайта органа государственной власти.

На ежегодной основе каждым государственным органом должен утверждаться план развития Интернет-сайта. Решением руководителя государственного органа должно быть определено ответственное должностное лицо за организацию его информационного наполнения и функционирования.

Должны быть разработаны механизмы контроля за соблюдением установленных требований к Интернет-сайтам органов государственной власти, а также определена ответственность уполномоченных должностных лиц.

Федеральные органы государственной власти должны создавать и поддерживать самостоятельные ведомственные Интернет-сайты.

На федеральном уровне, а также на уровне каждого субъекта Российской Федерации для размещения информации о деятельности соответствующих органов государственной власти должен создаваться единый Интернет-портал (портал государственных услуг), объединяющий в рамках общей системы навигации Интернет-сайты соответствующих государственных органов.

При этом ответственность за обеспечение функционирования сайта возлагается на администрацию субъекта Российской Федерации, за предоставление и обновление информации в рамках единого портала – на региональные ведомства в рамках их компетенции.

1.3.3 Создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и к государственным услугам, предоставляемым в электронном виде

Для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и предоставляемых ими государственных услугах необходимо предусмотреть создание центров общественного доступа на базе отделений федеральной почтовой связи, региональных и муниципальных библиотек и других публичных местах. Кроме того, центры общественного доступа или информационные терминалы могут устанавливаться в органах исполнительной власти, оказывающих государственные услуги гражданам и организациям.

Центр общественного доступа к информации о деятельности государственных органов и оказываемых ими государственных услугах, размещаемой в ведомственной информационной сети или сети Интернет, может содержать автоматизированные рабочие места или информационные терминалы, подключенные к сети Интернет или к ведомственной информационной сети.

Развитие ведомственных центров обработки телефонных обращений населения и организаций

В целях обеспечения удобства обращения граждан и организаций в органы государственной власти и получения необходимой справочной информации могут быть созданы ведомственные центры обработки телефонных обращений.

Запрос в центр телефонного обслуживания осуществляется по единому федеральному номеру в случае обращения граждан в федеральный орган государственной власти, в случае обращения в региональные органы власти по единому региональному номеру.

На уровне субъекта Российской Федерации может создаваться единый региональный центр телефонного обслуживания.

Ведомственные центры обработки телефонных обращений должны обеспечивать:

-прием и обработку телефонных запросов от граждан и организаций;

-предоставление им общей справочной информации;

-предоставление справочной информации о времени и месте приема граждан, телефонах ответственных за взаимодействие с гражданами сотрудников, условиях и порядке предоставления государственных услуг;

-переключение на центр телефонного обслуживания другого ведомства, в случае, если содержание обращения относится к сфере его компетенции;

-информирование заявителей об их правах и о порядке обжалования действий (бездействия) должностных лиц;

-предоставление заявителю информации о статусе и результатах оказания им государственной услуги.

В целях обеспечения эффективной организации создания и последующего функционирования ведомственных центров телефонного обслуживания должны быть разработаны единые требования, определяющие необходимый перечень и условия предоставления информации по телефонным обращениям, порядок взаимодействия с гражданами в случае телефонного обращения, технологические параметры функционирования указанных центров.

1.3.5 Создание единой системы информационно-справочной поддержки взаимодействия граждан с органами государственной власти

В целях обеспечения комплексной справочной поддержки граждан по вопросам взаимодействия с органами государственной власти должна быть создана единая информационно-справочная система.

Основой справочной системы станет единый реестр государственных услуг, предоставляемых гражданам и организациям, с информацией об условиях их получения, а также общий справочник общественных приемных, центров приема и обслуживания граждан органов государственной власти с указанием телефонов, времени приема и ответственных должностных лиц, порядка обжалования действий (бездействий) сотрудников государственных органов при выполнении обязанностей по предоставлению государственных услуг.

Единая информационно-справочная система предназначена для обработки запросов со стороны граждан, поиск и определение ответственного органа государственного власти за предоставление государственной услуги или более подробной информации, а также доведение этих сведений до заявителя в режиме реального времени.

Система включает единый федеральный интернет-портал (федеральный портал государственных услуг) и федеральный центр обработки телефонных вызовов.

Федеральный итернет-портал государственных услуг обеспечивает единую точку доступа граждан к соответствующему реестру государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти, предоставлять гражданам и организациям единый интерфейс доступа к информации органов государственной власти и к получению государственных услуг с возможностью перехода на Интернет-сайт органа власти, ответственного за предоставление конкретной государственной услуги, или единый интернет-портал органов государственной власти субъекта Российской Федерации (региональный портал государственных услуг).

Интернет-порталы государственных услуг должны содержать также информацию, необходимую для оплаты гражданами государственных услуг при их получении, в том числе через Интернет, а также информацию о способах оплаты. В случае регистрации пользователя и предоставление им дополнительных данных (возраст, род занятий и др.) портал государственных услуг должен информировать его о ходе оказания конкретной государственной услуги. Таким образом, портал государственных услуг должен выполнять функцию единого центра информационного обеспечения гражданина по вопросам его взаимодействия с органами власти.

Федеральный центр телефонного обслуживания обеспечивает прием и обработку поступивших телефонных запросов от граждан, предоставление общей справочной информации, а также обеспечивает переключение на ведомственные центры обработки телефонных обращений.


Глава 2

2.1 Достижения Челябинской области в реализации проекта «электронное правительство»

Информационные и телекоммуникационные технологии и услуги являются ключевым фактором социально-экономического развития России в целом и Челябинской области в частности. Челябинская область всегда имела достаточно высокие результаты в сфере высоких технологий.В 2009 году область заняла первое место в конкурсе Минэкономразвития РФ по организации административной реформы в регионе и получила максимально возможный грант – 33 миллиона рублей из федерального бюджета. Также в 2009 году Челябинская область стала победителем еще одного федерального конкурса в рамках ФЦП «Электронная Россия» на внедрение в регионе единой информационной системы в учреждениях здравоохранения.

Но еще больше активизировались процессы внедрения электронных услуг различных органов власти в 2010 г., в связи со сменой политической элиты Челябинской области (губернатор, зам. губернатора (новые)- 88,9 %; правительство Челябинской области (новые)- 63,6 %), а, следовательно, поменялись и методы управления. Примерами внедрения является наличие сайтов у: администрации губернатора, правительства области, главы региона. Свои порталы имеют все министерства и органы местного самоуправления. Интенсивно внедряются информационные технологии при оказании южноуральцам медицинских, образовательных услуг и предоставлении социальных льгот. Однако в последнее десятилетие управление этим процессом в Челябинской области было децентрализовано, также были проблемы с финансированием данных проектов. В результате чего Южный Урал занимал только 46 место в рейтинге регионов по уровню внедрения электронного правительства. Чтобы исправить эту ситуацию, было создано новое областное министерство – «Министерство информационных технологий и связи». Всего за 10 месяцев область поднялась в рейтинге внедрения «электронного правительства» на 10-ое место в России и стала второй в Уральском федеральном округе. При оценке основное внимание уделялось удобству получения и полноте информации с точки зрения получателя услуги. Также оценивается уровень внедрения иных информационных сервисов (интернет-приемная, электронные киоски, электронные услуги) и открытость правительства региона для взаимодействия с интернет-пользователями.

Реализация всех проектов в рамках программы развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий Челябинской области (2010-2012 годы) обеспечит достижение заданных целевых показателей реализации стратегических целей социально-экономического развития Челябинской области, национальных стратегий, федеральных и областных целевых программ и проектов; повысит доверие к деятельности органов власти со стороны населения и организаций Челябинской области на основе постоянного роста их информационной открытости, качества и доступности предоставления государственных услуг; улучшит качество управления социально-экономическими процессами за счет использования новых возможностей мониторинга, анализа и принятия своевременных управленческих решений.


2.2 Информационно-технологическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления


Формирование электронного правительства и реализация стратегии развития информационного общества на региональном уровне в Российской Федерации сталкивается с рядом серьезных проблем технологического, организационного, нормативного и финансового характера. В условиях недостатка объективной и актуальной информации о происходящих в регионах процессах, и с трудностью формализации и типизации этих процессов, при оценке в подобной ситуации уместно опираться на мнения людей, которые ежедневно решают проблемы, возникающие на пути развития электронного правительства. По этой причине, в качестве метода исследования был выбран опрос среди гос.служащих о проблемах и перспективах реализации электронного правительства в Челябинской области. Опрос проводился с помощью анкетирования в 2010 году студентами ЧИ УрАГС, под руководством ЛППиС, и в нем приняли участие 200 респондентов. В ходе исследования задавались вопросы о технологическом обеспечении и реализации электронного правительства, а также основных проблемах, с которыми им приходится сталкиваться (см.Приложение 1).

Полученная в ходе опроса информация была сгруппирована в следующие тематические блоки:

-уровень технологического обеспечения;

-квалификация гос.служащих в области ИКТ;

-проблемы на пути внедрения ИКТ в деятельность органов власти.

Рассмотрим первый блок. При ответе на вопрос, «Укажите класс персональных компьютеров, используемых в вашем муниципальном образовании» большинство респондентов указало, что основной класс персональных компьютеров, которые они используют – это Pentium IV (58,6 %) и Celeron (44,6 %). Следующий вопрос был о наличии локальной сети: 47,6% гос. служащих указывают, что типом их локальной сети в муниципальном образовании служитEthernet TP5 100Mb; 29,8%,что эта сеть существует, а 19,9 %,что у них нет локальной сети. Основная операционная система рабочих станций в муниципальных образованиях - этоWindows NT/2000/XP (90,1 %), а операционная система серверов -Windows (99,5 %).

Таким образом, можно сделать вывод, что технологическое обеспечение государственных и муниципальных образований находится, на должном уровне, то есть достаточно хорошее и современное.

Следующий блок посвящен квалификации гос.служащих в области ИКТ. Повышение квалификации государственных служащих в области ИКТ является одной из ключевых задач для большинства регионов, поскольку недостаточная ИТ-компетентность является одной из проблем на пути реализации электронного правительства. Респонденты оценивают существующий уровень квалификации кадров в области информатизации следующим образом: 45,6% имеют высшее техническое образование; 11,1%- физико-математическое образование; 8,9%-другое,но имеется сертификат о переподготовке, а 34,4 % имеют лишь опыт работы. На вопрос «Выберите соответствующее кадровое обеспечение процесса информатизации в вашем муниципальном образовании?» ответы распределились следующим образом (Табл.1):


В составе Администрации есть специализированное IT-подразделение 58,4
Задачи внедрения ИКТ решают сотрудники различных подразделений аппарата 11,8
Задачи внедрения ИКТ решают сотрудники специализированных компаний-подрядчиков 29,8

Табл.1 Кадровое обеспечение процесса информатизации


При анализе данных можно отметить, что уровень квалификации гос.служащих в области ИКТ является чуть выше среднего, т.к. аж 34% опрошенных респондентов имеют лишь опыт работы в данной сфере и не имеют специального образования для работы в сфере ИКТ. Но если посмотреть на анализ данных с другой стороны, то больше половины опрошенных, а именно 56,7 % имеют для этого профильное образование (техническое и физико-математическое) и можно к этому числу прибавить тех, кто прошёл переподготовку, а это ни много, ни мало 8,9 % опрошенных респондентов.

Итак, повышение квалификации остается принципиально важной задачей для любого государства и должна решаться параллельно с развитием всей национальной системы электронного правительства. В противном случае существенные финансовые вложения государства в сложные ИТ-решения просто не получат отдачи.

Теперь перейдем к проблемам. Темпы внедрения ИКТ, по мнению многих экспертов, на данный момент находятся на низовом уровне. А какие же причины? Одну из проблем- это недостаточная квалификация кадров, мы уже рассмотрели, поэтому перейдем к остальным. Также проблемой является недостаточная информатизация, ведь свой уровень, как средний оценивают 66,5% гос.служащих, ниже среднего- 20,8%, с отставанием- 8,6%, а как передовое всего лишь- 4,1%. Также основная и можно сказать главная проблема- это проблема финансирования. Размер бюджета на автоматизацию: на 2010 год- это 58,9%; на 3 года- 2,0%, а у 39,1% - средства не заложены. Отсюда, по оценке респондентов, недофинансированными являются направления (табл.2):


Приобретение аппаратных средств 73,1
Разработка и приобретение ПО 69,5
Телекоммуникации 62,3
Эксплуатация ИКТ 57,5
Обучение персонала работе с ИКТ 62,3
Отсутствуют 3,0

Табл.2 Направления, которые являются недофинансированными


Таким образом, решение этих ключевых проблем позволит ускорить процесс внедрения технологий электронного правительства и повысить качество предоставляемых услуг.

В качестве общего вывода можно отметить, что уровень информационно-технологического обеспечения деятельности органов местного самоуправления следует повышать, тем более что нет предела совершенству, что для органов местного самоуправления должно быть стимулом, ведь в данном направлении есть много деталей, которые притормаживают процесс развития внедрения и пользования информационно-технологического обеспечения, на которые нужно обратить внимание и решать, не откладывая эти факторы «в дальний угол».


2.3 Внедрение услуг электронного правительства в Челябинской области


Во благо населению правительство должно быть доступно каждому гражданину, в любом месте, в любое время. Электронное правительство должно обеспечить возможность населению взаимодействовать с государством 24 часа в сутки, семь дней в неделю, независимо от того как территориально далеко находятся друг от друга государственный орган и гражданин. Далеко не у каждого человека есть возможность ходить по кабинетам и выстаивать длинные очереди. Возможность получить услугу через интернет гораздо удобнее и продуктивнее. Электронное правительство сделает возможным прямой и открытый диалог граждан с властью, социальными службами, разными ведомствами, а значит, с каждым конкретным начальником, независимо от его статуса и ранга. Это сделает электронное правительство не только доступным, но и интерактивным. Электронное правительство делает возможным приблизить чиновника к гражданину, исключая влияние субъективного фактора. Такой способ общения между чиновником и гражданином, которое максимально обезличено, постоянно подвержено контролю и позволяет гражданину самому следить за тем, как идёт работа по удовлетворению его запросов, является конечной и очень важной целью создания Электронного правительства и мечтой каждого налогоплательщика. Электронное правительство сделает борьбу с коррупцией и взяточничеством в обществе намного эффективнее и продуктивнее.

А готово ли население к внедрению этих электронных услуг? Социальное исследование проводилось в начале 2011 года студентами ЧИ УрАГС, под руководством ЛППиС.(Приложение 2) Всего было опрошено 200 респондентов, среди которых большинство (80%) ответили, что у них есть возможность, дома (на рабочем месте), выхода в интернет, из которых 41,1% владеют азами работы в сети интернет, а 36,7% являются уверенными пользователями. Доля респондентов заявивших, что не владеет навыками работы в сети интернет составила 22,3%.

Как видно из таблицы 3, среди респондентов указавших, которые не имеют навыков работы в сети Интернет больше, чем в среднем женщин (на 5%) и опрошенных в возрасте старше 50 лет (на 35%).

В группе владеющих азами пользования на 18% больше, чем в среднем, представителей возрастной группы от31 до 50 лет, а среди уверенных пользователей молодежи (до 30 лет) (на 22%).

Среди продвинутых пользователей сетью интернет зафиксировано больше мужчин (на 24%) и респондентов в возрасте до 30 лет (на 61%).



В целом

Насколько хорошо Вы владеете навыками работы в сети Интернет?

не владею навыками работы владею азами пользования уверенный пользователь продвинутый пользователь

Пол

мужской

36,1

31,1 36,1 35,9

60,0

женский

63,9

68,9

63,9 64,1 40,0

Возраст

до 30 лет

39,1

13,3 28,9 60,9

100,0

31-50 лет

34,2

24,4

51,8

23,4 0,0
старше 50 лет

26,7

62,2

19,3 15,6 0,0

Табл.3 Распределение ответов на вопрос «Насколько хорошо Вы владеете навыками работы в сети Интернет?»


Таким образом, можно говорить о том, что услуги «электронного правительства» наиболее актуальны для молодежи и людей среднего возраста. Те, кому за 50, как правило, не обладают необходимыми навыками работы в глобальной сети и соответственно для этой категории граждан вопрос создания и функционирования системы «электронного правительства» не столь важен.

Группа респондентов указавших, что знают о реализации проекта «электронное правительство» составила 46,5%. Остальные 53,5% заявили, что не слышали о данном проекте.


В целом

Слышали ли Вы о реализации в нашей стране проекта "Электронное правительство"?

да нет

Пол

мужской

36,1

41,5

31,5
женский

63,9

58,5

68,5

Возраст

до 30 лет

39,1

40,4

38,0
31-50 лет

34,2

37,2

31,5
старше 50 лет

26,7

22,3

30,6


Табл.4 Распределение ответов на вопрос «Слышали ли Вы о реализации в нашей стране проекта "Электронное правительство?»


Среди опрошенных, которые осведомлены о реализации проекта «электронное правительство» выявлено больше мужчин (на 5% больше чем в среднем) и респондентов в возрасте от 31 до 50 лет. В то время, как в группе тех, кто о реализации данного проекта ничего не слышал, больше женщин (на 5%) и представителей возрастной группы от 50 и старше (на 5%).

Как показывают данные проведенного исследования, главными источниками распространения информации о проекте являются телевидение (55,0%) и рассказы друзей, знакомых (42,5%). Лишь 2,5% респондентов указали на то, что узнали о реализации проект «электронное правительство» через интернет.

Опыт использования услуг «электронного правительства» имеется у 17,8% опрошенных. Более половины (58,3%) из них остались довольны оказанными услугами. Группа недовольных составила 16,7% респондентов. Затруднения с оценкой удовлетворенности оказанными услугами возникли у 25,0% пользователей данной услугой.

Явными лидерами по числу обращений посредствам «электронного правительства» являются налоговая служба (25,0%), миграционная служба (16,7%) и ГИБДД (16,7%).(см.Табл.5)

Варианты ответа % от числа ответивших % от числа опрошенных
УФМС 16,7 3,0
Налоговая служба 25,0 4,5
Архив 5,6 1,0
ГАИ 5,6 1,0
Служба занятости 16,7 3,0
Пенсионный фонд 8,3 1,5
Управление по социальным программам 5,6 1,0
Агентство по образованию 2,8 0,5
Управление ж/д 8,3 1,5
Служба по тарифам 5,6 1,0

Табл.5 Электронными услугами, какого органа власти пользовались?


Таким образом можно сделать вывод, что в Челябинской области сложилась благоприятная ситуация для дальнейшей реализации и внедрения в широкие слои населения проекта «электронное правительство». То, что услуги «электронного правительства» актуальны в большом количестве для молодёжи – это тоже большой «плюс» и видение хорошей перспективы в будущем, ведь молодёжь – является будущем, как страны, так и её отдельных субъектов. И то, что большая часть респондентов, которые пользовались данными услугами, осталась довольна – тоже говорит о большом будущем предоставляемых услуг. Отсюда следует, что данную сферу услуг нужно развивать и непременно она станет самой актуальной в использовании в будущем, ведь уже сейчас она добилась больших успехов.


Перспективы развития электронного правительства в Челябинской области

В Челябинской области 27 октября 2010 года утверждена постановлением

Правительства Челябинской области областная целевая программа «Развитие

информационного общества и формирование электронного правительства в

Челябинской области на 2011-2012 годы» (далее именуется — ОЦП).

ОЦП направлена, во-первых, на решение задач формирования информационного общества в Челябинской области.

Во-вторых, в ОЦП решаются задачи развития электронного правительства.

При этом планируется создания инфраструктурных компонент направленных на реализацию базовых, внешних и внутренних сервисов.

Электронное правительство можно представить в терминах сервис-ориентированной архитектуры (SOA) как множество взаимоувязанных сервисов со стандартизированными интерфейсами взаимодействия. Все сервисы электронного правительства можно классифицировать по субъекту использования как базовые (используются, преимущественно, внутренними и внешними сервисами), внутренние (используются специалистами органов исполнительной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений Челябинской области для реализации возложенных на них полномочий, а также для взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации) и внешние (используются гражданами, представителями организаций для получения государственных и муниципальных услуг, а также для реализации иных законных прав).

Для реализации базовых сервисовпланируется создание, модернизация

необходимых инфраструктурных компонент: парк средств вычислительной техники и периферийного оборудования; единая телекоммуникационная сеть органов исполнительной власти Челябинской области; центр обработки данных, региональный удостоверяющий центр; единый безопасный Интернет-шлюз для органов исполнительной власти Челябинской области, централизованный сервер электронной почты, площадка для размещения в сети Интернет официальных сайтов органов исполнительной власти и местного самоуправления Челябинской области.

Уже сейчас единая телекоммуникационная сеть органов исполнительной

власти Челябинской области объединяет 21 (включая Аппарат Правительства

Челябинской области) органов, а к концу 2011 года ей буду охвачены все органы исполнительной власти Челябинской области.

Запуск в эксплуатацию центра обработки данных позволит улучшить качество работы специалистов органов исполнительной власти и местного самоуправления Челябинской области с автоматизированными системами, повысить надежность и отказоустойчивость, с одной стороны, и уменьшить затраты на обслуживание инфраструктуры автоматизированных систем органов, с другой стороны.

Организация единого безопасного Интернет-шлюза для органов исполнительной власти Челябинской области позволит снизить затраты на доступ в Интернет, удовлетворить требованиям 152-ФЗ с наименьшими издержками.

Создание региональный удостоверяющий центр является одним из необходимых шагов на пути внедрения системы выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт в Челябинской области.

Организация площадки для размещения в сети Интернет официальных сайтов органов исполнительной власти и местного самоуправления Челябинской области позволит «бюджетно», но с необходимым качеством реализовать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления Челябинской области в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» № 8-

ФЗ от 09.02.2009 г. и распоряжения Губернатора Челябинской области . «Об

обеспечении доступа к информации о деятельности Губернатора Челябинской области, Правительства Челябинской области и органов исполнительной власти Челябинской области, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет» №292 от 01.10.2010 г.

Внутренние сервисы– служат для формирования единой информационной

среды органов исполнительной власти и местного самоуправления Челябинской области. Внутренние сервисы в электронном правительстве будут представлены: информационно-аналитическая система, включающая: рабочее место руководителя; управление областными целевыми программами, финансами; мониторинг деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления Челябинской области; автоматизированные системы органов исполнительной власти и бюджетных учреждений Челябинской области; видеоконференцсвязь с администрациями городских округов и муниципальных районов Челябинской области;

система электронного документооборота органов исполнительной власти

Челябинской области; межведомственное электронное взаимодействие посредством регионального узла системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ); информационно-справочные системы (СПС «КонсультантПлюс», АС ФСО «Законодательство РФ», СПС «Кодекс», АС «Реестр государственных информационных ресурсов»); сегменты государственных информационных систем в Челябинской области

(«Правосудие», «Управление», «Портал приоритетных национальных проектов», «Реестр нормативных правовых актов», «Региональный реестр государственных и муниципальных услуг», «Единый реестр универсальных электронных карт»).

Внешние сервисыслужат для полноценного информирования граждан о

своей деятельности органами исполнительной власти и местного самоуправления Челябинской области, а также для обеспечения доступа к широкому спектру государственных услуг с использованием различных способов доступа. Для доступа как к сервисам информирования, так и предоставления государственных и муниципальных услуг граждане смогут использовать телефон, Интернет, информационные киоски, систему многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Для реализации перечисленных возможностей будет использована имеющаяся и будет создана необходимая дополнительная инфраструктура:

система порталов и сайтов (Реестр и Портал государственных и муниципальных услуг Челябинской области, Сайт Губернатора Челябинской

области, Сайт Правительства Челябинской области, Сайты органов исполнительной власти и местного самоуправления Челябинской области);

территориально-распределенная система информационных киосков;

центр телефонного обслуживания; сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; система идентификации и аутентификации граждан на основе универсальной электронной карты.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.