Содержание:
1. Понятие и признаки государственного служащего……………………….5
2. Права и обязанности как основные элементы административно-правового статуса государственных служащих………………………………………..9
3. Иные элементы административно-правового статуса государственных служащих……………………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………28
Введение.
Государственная служба – сложный, многогранный и комплексный социально-правовой институт, имеющий прочные правовые, экономические, социальные и организационные корни, основы и устои. Это неотъемлемая, органическая часть, один из фундаментальных элементов российской государственности и один из ключевых конституционных институтов.
Те коренные социально-экономические преобразования, которые осуществляются в России в настоящее время, ведут к повышению роли государственной службы, что в свою очередь приводит к выдвижению системы новых требований к профессионализму государственных служащих.
Государственный служащий призван, с одной стороны, охранять и обеспечивать государственные интересы и интересы общества в целом, а с другой – он должен защищать интересы, права и свободы граждан, с уважением относиться к разнообразным формам собственности и видам деятельности. И те, и другие интересы взаимосвязаны, и ни один не пользуется политическим приоритетом для государственных служащих.
Переход к новым прогрессивным методам и началам функционирования цивилизованной и профессиональной службы – процесс сложный и длительный, требующий воспитания и перевоспитания кадров в соответствии с новыми условиями и требованиями, заложенными в двух наиболее важных законодательных актах о государственной службе. Это – Федеральный закон от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы РФ» и федеральный закон от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе».
В связи с этим целью данной контрольной работы является анализ понятия «государственного служащего», а также основ административно-правового статуса государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
1. Рассмотреть различные подходы к понятию «государственный служащий»;
2. Определить административно-правовой статус федерального государственного гражданского служащего.
В соответствии с поставленными целью и задачами строится структура работы.
1.
Понятие государственного служащего.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы»[1]
, под федеральной государственной
службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.
Статья 2 данного Закона подразделяет государственную службу на следующие виды: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Причем, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Федерации.
Соответственно, рассматривать административно-правовой статус государственного служащего следует на примере административно-правового статуса государственного гражданского служащего.
Вопрос о понятии государственного служащего по-разному трактуется в юридической литературе.
Ю.Н. Старилов полагает: «Государственные служащие представляют собой социальную группу, состоящую из индивидуальных субъектов права
(физических лиц), осуществляющих на возмездных началах определенные социально необходимые функции и выполняющих задачи учрежденных и действующих государственных органов и организаций. Для нормального функционирования каждой организации необходим собственный персонал, состоящий из специально подготовленных служащих».[2]
Габричидзе Б.Н. в учебнике по административному праву приводит определение «государственного служащего» в широком смысле. «Государственный служащий в широком смысле – это индивидуальный субъект права, осуществляющий государственные функции не только в государственных органах, но и в других организациях, учреждениях, предприятиях (в этом случае государственные функции имеют, например, социально-культурный характер – их осуществляют служащие медицинских, воспитательных, образовательных и других учреждений)[3]
.
В узком понимании государственный служащий – это лицо, занимающее государственную должность государственной службы, т.е. должность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющие на возмездных началах (за вознаграждение, заработную плату, денежное содержание) функции этого государственного органа (властные, управленческие, правоохранительные, судебные функции)[4]
.
В специальной юридической литературе до недавнего времени наиболее распространенным являлось мнение, согласно которому государственный служащий – это лицо, выполняющее непосредственно или в качестве вспомогательного работника, постоянно или временно, за вознаграждение служебные обязанности (государственные функции) в аппарате государственной администрации[5]
. Здесь главным критерием выступает выполнение работником служебных обязанностей.
Современный законодатель в качестве определяющего признака в понятии «государственный служащий» выделяет профессиональную служебную деятельность. Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской
Федерации» под федеральным государственным служащим понимается
гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Отсюда, можно выделить признаки государственного служащего:
1. Государственный служащий – это физическое лицо, гражданин Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющий государственным языком РФ и соответствующими квалификационными требованиями. Между государственным органом и служащим заключается служебный контракт, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи, государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т.д.
2. Государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о виде государственной службы.
3. Государственный служащий занимает оплачиваемую государственную должность федеральной государственной службы в установленном порядке. Специальное законодательство о виде государственной службы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т.д.
4. Государственному служащему в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.
5. Государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (финансовая деятельность, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т.д.).
6. Государственный служащий совершает во многих случаях действия, которые вызывают определенные юридические последствия. Такие действия могут быть юридическими фактами и использоваться в качестве доказательств или документов. Эти действия государственных служащих изменяют, образуют или прекращают различные правоотношения в сфере государственной и общественной жизни.
7. Деятельность государственных служащих носит непроизводственный характер. она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства.
Совокупность вышеупомянутых признаков позволяет сформулировать следующее определение.
Государственным служащим
является гражданин Российской Федерации, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную должность в структуре соответствующего вида государственной службы, имеющий классный чин (дипломатический ранг, воинское и специальное звание), заключивший с государственным органом служебный контракт, осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия, получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.
2. Права и обязанности как основные элементы административно-правового статуса государственных служащих.
Статус государственных служащих является основным элементом правового института государственной службы. Прочие его структурные образования призваны обеспечивать функционирование профессионального чиновничества (кадрового персонала), они конкретизируют, уточняют правовой статус государственных служащих и позволяют в полной мере реализовать его потенциал[6]
.
Правовой статус государственных служащих включает следующие составляющие: способы замещения государственных должностей; нормирование и организацию труда; требования, предъявляемые к государственным служащим; права, обязанности, ограничения и запреты по должности; прохождение службы (аттестация, повышение по службе, присвоение классных чинов, специального звания, ранга и т.д.); меры стимулирования и ответственности.
Специфика выполняемых служащими задач, возложенных на них обязанностей и характер служебных полномочий определяет особенности правового статуса различных категорий государственных служащих, закрепленного в специальных нормативных актах.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РФ, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, регулируются федеральным законом от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе»[7]
.
В качестве основного элемента правового статуса федерального государственного гражданского служащего, раскрывающего демократизм государственной службы и обусловливающего ее эффективное функционирование, выступают права государственного служащего.
Под правами государственного служащего
имеется в виду обусловленные Конституцией РФ, установленные федеральным законом, иными правовыми нормативными актами и охраняемые государством возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов[8]
.
В статье 14 Закона о государственной гражданской службе предусматриваются общие для всех государственных гражданских служащих права, обладание которыми не связано с конкретными государственными должностями.
В юридической литературе права государственных служащих подразделяются на отдельные группы. Так, Ноздрачев А.Ф. права государственных служащих подразделяет на две группы: первую - составляют относящиеся к существу служебной деятельности. Вторую – сопутствующие статусу служащих государственные права[9]
.
Старилов Ю.Н. права государственного служащего делит на три группы:
1. права, обеспечивающие уяснение служащими своего правового
статуса и его правовую защиту;
2. права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;
3. права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных права и свобод и обеспечивающих социальные гарантии служащего[10]
.
Охотский Е.В. права государственного служащего подразделяет на три группы: статусные, функциональные, социально-личностные.[11]
Рассматривая права в соответствии с данной классификацией и на основе закона о государственной гражданской службе, к первой группе прав следует отнести:
1. Право на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанностями по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного
роста
. В соответствии со статьей 47 Закона о государственной гражданской службе 2004 г., профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. В должностной регламент включаются квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, образованию и стажу работы; должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего и др.
Под критериями оценки эффективности исполнения государственной должности имеются в виду оценочные показатели, складывающиеся из многих факторов служебной деятельности и вместе с тем охватывающие широкий круг служебных и моральных проблем.
2. Право на ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов
. При реализации данного права гражданский служащий может изучить свое личное дело полно и конфиденциально, сделать для себя записи и снять копии с документов.
3. Право на рассмотрение индивидуальных служебных споров;
4. Право на проведение по его заявлению служебной проверки.
Данное право выступает своеобразной гарантией государственного служащего и членов его семьи от угроз, насилия, оскорблений, ложных обвинений. Срок проведения служебной проверки не должен превышать 30 суток.
Ко второй группе прав государственного гражданского служащего относятся:
1. Право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа.
В целях реализации данного права гражданский служащий вправе запрашивать любую необходимую информацию, пользоваться современными научными и организационно-техническими средствами ее хранения и обработки, а также иметь возможность применять указанные средства в процессе своей служебной деятельности.
2. Право на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием этих сведений.
Доступ гражданских
служащих к данным сведениям, осуществляется в соответствии с Законом от 21.07.1993 г. «О государственной тайне»[12]
. Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
3. Право на доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
4. Право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном законом о государственной гражданской службе и другими федеральными законами.
Данное право принадлежит всем гражданским служащим, независимо от занимаемых должностей государственной гражданской службы и присвоенных классных чинах.
Переподготовка может быть разного типа, а именно: подготовка к занятию должности гражданской службы, профессиональная подготовка в процессе прохождения службы, повышение квалификации, переквалификация, подготовка к аттестации и квалификационному экзамену.
Переподготовка, повышение квалификации должны осуществляться государственными органами в соответствии с Федеральным законом от 13.01.1996 г. «Об образовании»[13]
.
Наконец, последнюю, третью группу прав государственного гражданского служащего составляют:
1. Право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей
. Имеется в виду право на создание безопасных и здоровых условий труда в нормальной социально-психологической обстановке согласно нормативам, установленным действующим законодательством (трудовым и другими отраслями законодательства, а также должностными инструкциями), и с учетом специфических особенностей управленческого труда. Система безопасных и здоровых условий включает правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия.
2.
Право на отдых , обеспечиваемый установлением нормальной
продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
3. Право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законом о государственной гражданской службе, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом
. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ст. 50 Закона о государственной гражданской службе). Денежное содержание состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином и иных ежемесячных и дополнительных выплат.
4. Право на защиту сведений о гражданском служащем;
5. Право на должностной рост на конкурсной основе.
В подп. 6 п. 1 ст. 9
Федерального закона от 31.07.1995 г. «Об основах государственной службы РФ» данное право называлось «право на продвижение по службе», под которым понималось изменение назначения государственного служащего и увеличение его денежного содержания[14]
. Продвижение по службе имеет две формы: продвижение по классным чинам и продвижение по должности.
6. Право на членство в профессиональном союзе;
Данным правом охватываются отношения, связанные с созданием профсоюзов, которые предполагают профессиональный плюрализм в виде широкого разнообразия интересов в рамках государственной службы.
7. Право на государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
8. Право на государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей..
Это право предполагает получение пенсии с учетом стажа гражданской службы (выслуга лет), пенсии членам семьи гражданского служащего по случаю потери кормильца, в случае смерти, связанной с исполнением гражданским служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с гражданской службы.
Перечисленные права государственного служащего принято считать основными по той причине, что далее они конкретизируются в типовых и индивидуальных должностных инструкциях. Полный объем должностных прав по каждой должности, естественно, индивидуальный, но обязательно строго в едином статусно-правовом поле государственного служащего РФ. Должностные инструкции определяют точные границы полномочий, выход за которые законодательство квалифицирует как превышение служебных обязанностей или злоупотребление ими.
Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности, ибо государство (государственный орган) принимает на работу главным образом с целью возложения на него соответствующих должностных обязанностей.
Под обязанностями служащего понимаются обусловленными Конституцией РФ и установленные федеральным законом о государственной гражданской службе, иными правовыми нормативными актами для обязательного систематического осуществления функции (основные действия), составляющие в своей совокупности существо профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов[15]
.
Федеральный закон от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе» перечисляет десять общих для всех государственных гражданских служащих обязанностей, возводя эти требования в разряд законодательных предписаний, разумеется, не исчерпывая всех проблем регламентации общеслужебных обязанностей. Конкретные обязанности государственных гражданских служащих по соответствующим должностям определяются должностными инструкциями и положениями.
Круг общих обязанностей государственного гражданского служащего сводится к следующему:
1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение.
Обязанность соблюдения Конституции РФ и иных нормативных актов Российской Федерации и субъектов РФ – непреклонное требование, предъявляемое к государственному гражданскому служащему. Выполнение этого требования означает, что гражданский служащий должен исполнять свою должность в
духе конституционных принципов: соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; равноправия и полноправия граждан; законности; гуманизма (признания человека высшей ценностью); идеологического многообразия, многопартийности и др.
2. Обязанность исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом
. Это требование обязывает государственного гражданского служащего иметь совершенно точно представление об объеме и границах полномочий по своей должности. Законом также установлены правила соподчинения между должностями гражданской службы, соблюдение которых охватывается обязанностью гражданского служащего осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и обязанностей в соответствии с должностным регламентом.
3. Обязанность исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ
. Условиями исполнения данной обязанности являются предметная компетенция руководителя давать поручения; предметная компетенция подчиненного гражданского служащего получать поручения; соответствие поручения, полученного гражданским служащим, Конституции РФ и нормам закона.
Незаконным поручением гражданскому служащему следует считать такой правовой акт, который противоречит закону либо принят вне предметной компетенции, издавшего его руководителя. Если у гражданского служащего существуют сомнения, относительно правомерности полученного для него поручения, он обязан незамедлительно сообщить об этом в письменной форме как своему непосредственному руководителю, так и руководителю, давшему поручение. Условие правомерности исполнения поручения в этом случае одно: письменное подтверждение данного поручения вышестоящим по должности руководителем. В этом случае гражданский служащий освобождается от личной ответственности за правомерность своих должностных действий.
4. Обязанность соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций
. Данная обязанность означает своевременное издание правовых актов, связанных с обеспечением реализации гражданами своих прав; организацию исполнения законов, имеющих непосредственное отношение к правам и свободам граждан; оказание помощи и содействия гражданам в реализации их конкретных субъективных прав; осуществление мер по охране прав и свобод граждан.
5. Обязанность соблюдать служебный порядок государственного органа.
Служебный распорядок в государственном органе устанавливается руководителем. Типовые правила внутреннего трудового распорядка предусматривают следующие основные обязанности: работать честно и добросовестно, соблюдать дисциплину труда, вести себя достойно, воздерживаться от действий, мешающих другим выполнять свои обязанности, систематически повышать свою деловую репутацию и др. Требования соблюдения установленного в государственном органе служебного распорядка обязывают гражданского служащего присутствовать на своем рабочем месте в течение всего рабочего дня. Он не может по собственному желанию прервать работу, за исключением законных случаев (отпуск, разрешение на отсутствие и др.).
6. Обязанность не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство
. Как указывалось выше, правовой режим государственной тайны устанавливается в законе от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»[16]
. В нем указывается какие сведения, составляют государственную тайну. Под иной охраняемой законом тайной понимается служебная, профессиональная тайна. Служебную тайну составляет несекретная информация, касающаяся деятельности государственных органов, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Прекращение государственно-
служебных отношений служащего не освобождает его от обязанности неразглашения сведений.
7. Обязанность беречь государственное имущество, в том числе и предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей
.
8. Обязанность предоставлять сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных доходах и принадлежащего ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.
9. Обязанность сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства.
Данная обязанность связана с тем, что согласно Закону от 27.07. 2004 г., на государственную службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным законом. Выход из гражданства РФ служит основанием для расторжения служебного контракта.
10. Обязанность соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению
. Ограничения, при которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а федеральный государственный гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, устанавливаются в законе о государственной гражданской службе.
3.
Иные элементы административно-правового статуса государственных служащих.
Помимо прав и обязанностей, правовой статус государственных гражданских служащих включает совокупность ограничений, запретов и требований.
Федеральным законом от 07.07. 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» установлены ограничения, связанные с гражданской службой. Главная цель правоограничений состоит в обеспечении эффективного функционирования государственной службы, в установлении правовых преград возможному злоупотреблению государственных служащих, создании условий для независимости осуществления должностных полномочий и реализации установленных Конституцией РФ прав и свобод государственных служащих[17]
.
Так, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а федеральный государственный служащий не может находится на государственной службе в случаях:
1. Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2. Осуждения его к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или непогашенной судимости;
3. Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
4. Наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
5. Близкого родства или свойства, если замещение должности государственной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6. Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
7. Наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
8. Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.
Государственный гражданский служащий, кроме ограничений по службе, добровольно принимает на себя ряд установленных законодательством запретов. Ряд запретов государственных служащих обусловлен спецификой выполнения ими государственных функций и служебных полномочий.
В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
1. Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией. Государственному служащему запрещается лично и через доверенных лиц участвовать в управлении коммерческой организацией, а если такое деяние, связано с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, то это по уголовному праву является преступлением против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
2. Замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность, на выборную должность в органе местного самоуправления;
3. Осуществлять предпринимательскую деятельность. Предпринимательской деятельностью является любая самостоятельная инициативная деятельность государственных служащих, которая осуществляется на платной основе как путем личного выполнения работ, так и путем вложения средств в предприятие в предусмотренных законом формах, направленная на получение личного денежного дохода. Более того, Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность должностных лиц за незаконное участие в предпринимательской деятельности.
4. Приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
5. Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. Запрещенными вознаграждениями для государственных служащих законодатель считает подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов. Законодательством РФ и ее субъектов могут устанавливаться, а на практике признаваться и другие вознаграждения.
Цель данного запрета состоит в том, чтобы государственные гражданские служащие не оказывали предпочтения каким-либо лицам на основе семейных, дружеских или иных связей, помимо служебных, а также юридическим лицам (коммерческим организациям, другим предприятиям), в которых они заинтересованы.
6. Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц;
7. Разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
8. Допускать публичные высказывания, суждения, оценки, в т.ч. в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
9. Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации;
10. Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений.
Последние два запрета напрямую связаны с принципом внепартийности государственной службы. Но он не означает, что государственный служащий лишен права вступить в политические партии и занимать в ней руководящие посты. Он может придерживаться различных политических взглядов. Более того, государство должно обеспечивать его право на участие в политической жизни страны. Ограничение государственных служащих на участие в деятельности политических партий не связано с содержанием свободы взглядов и убеждений, не ограничивает их политических прав.
2 марта 2007 года в связи с внесенными изменениями в Закон о государственной гражданской службе, запреты, связанные с государственной гражданской службой, были дополнены следующими двумя пунктами.
Государственному гражданскому служащему запрещается входит в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
Наконец, государственному гражданскому служащему запрещено без письменного разрешения представителя нанимателя заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
Кроме того, гражданин после увольнения с государственной службы не вправе:
1. Замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;
2. Разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Ограничения и запреты для государственных гражданских служащих имеют абсолютный характер, т.е. они действуют для него в течении всего времени прохождения службы и не могут быть отменены или заменены другими положениями.
Наконец, государственная служба любого вида, связана с нравственностью, этикой, моральным обликом государственного служащего. К служебному поведению государственного служащего, предъявляются следующие требования:
1. Исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2. Не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
3. Не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
4. Проявлять корректность в обращении с гражданами;
5. Проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации; учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
6. Не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету государственного органа.
Если государственные служащие нарушают установленные законодательством требования и правоограничения и это деяние не образует состава уголовного преступления, к ним могут применяться дисциплинарные взыскания – от замечания до увольнения.
Заключение.
В заключении можно сделать следующие выводы.
Государственная служба играет активную роль в достижении предусмотренный Конституцией РФ целей и решении конституционных задач. Она несет основную долю ответственности за сохранение демократической стабильности и соблюдения принципов правового государства, за обеспечение прав и свобод граждан. Государственная служба обязана претворять в жизнь определяемую демократическим путем волю государства.
Согласно Закону от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы», правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного служащего субъекта РФ, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
Установленные в федеральном законе от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе» права государственного гражданского служащего условно можно разделить на три группы:
1. Права, обеспечивающие уяснение служащими своего правового
статуса и его правовую защиту;
2. Права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;
3. Права, содействующие усилению должностной активности государственного гражданского служащего, реализации принадлежащих ему конституционных права и свобод и обеспечивающих социальные гарантии служащих.
Обязанности государственного гражданского служащего характеризуют сущность его служебной деятельности. Находясь на государственной гражданской службе, государственные гражданские служащие подпадают под специальный правовой режим, отличающийся от общих норм права. Вместе с тем государственные гражданские служащие как граждане РФ не могут освобождаться от общегражданских обязанностей перед обществом, предусмотренных Конституцией РФ. Как и все граждане, они обязаны платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество, нести военную службу и др.
Федеральным законом от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе» нормативно определен круг общих обязанностей государственного гражданского служащего. В целом каталог этих обязанностей нельзя считать окончательно установленным. Надо полагать, что законодательство о государственной службе субъектов РФ определит обязанности государственного гражданского служащего более детально.
Наконец, в статус государственного служащего входит целый комплекс требований к служебному поведению, ограничений и запретов. Некоторых из них, государственный гражданский служащий должен придерживаться и после увольнения с гражданской службы.
Список использованных источников:
1. Конституция РФ 12.12.1993 г.- М.: изд. Проспект, 2004 г. – 21 с.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»// Собрание законодательства РФ. 2004. № . Ст.
3. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ»// Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
1. Административное право/ Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова.- М., изд. Юристъ. 2000 г. – 478 с.
2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. – М., изд. Проспект, 2001г. – 570 с.
3. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное право. – М., изд. ТК Велби, изд. Проспект, 2004. – 480 с.
4. Нозрачев А.Ф. Государственная служба.- М.: изд. Статут, 1999 г. –592 с.
5. Реформа государственной службы в России: история попыток реформирования с 1992 по 2000 год/ Отв. ред. Т.В. Зайцева.- М.: изд. Весь мир. – 304 с.
6. Старилов Ю.Н. Служебное право.- М.: изд. БЕК, 1996 г. – 698с.
7. Четвериков В.С. Административное право. – М., МГСУ; Ростов н/Дону, изд. ФЕНИКС, 2004 г. – 512 с.
[1]
Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
[2]
Старилов Ю.Н. Служебное право. – М., изд. БЕК, 1996 г.- с. 311.
[3]
Габричидзе Б.Н., Чернавский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное право. – М., 2004 г. – с. 182.
[4]
Старилов Ю.Н. Служебное право. – М., 1996 г. – с. 313.
[5]
Власов В.А., Студеникин С.С. Советское административное право. – М., 1959 г. – с. 107.
[6]
Старилов Ю.Н. Служебное право. – М.: изд. БЕК, 1996 г. – с.242.
[7]
СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2145.
[8]
Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. – М.: изд. Статут, 1999. – с.200.
[9]
Там же. С. 200-201.
[10]
Старилов Ю.Н. Служебное право. – М.: изд. БЕК, 1996 г. – с. 322-323
[11]
Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего // Государство и право. 2003. №9. с.19.
[12]
Российская газета. 1993. 21 сентября.
[13]
СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.
[14]
Ноздрачев А.Ф. Государственная служба.- М., 1999 г. – с. 206-207.
[15]
Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. – М., 1999 г. – с. 216.
[16]
Российская газета. 1993. 21 сентября.
[17]
Нозрачев А. Закон о государственной службе: как правильно его применять//Хозяйство и право. 1996. № 6. С. 22-36.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |