1. Понятие преступности
Преступность — это исторически изменчивое социальное и уголовно-
правовое негативное явление, представляющее собой систему пре
ступлений, совершенных в соответствующем государстве (регионе) за тот
или иной период времени.
Преступность исторически изменчива.
Состояние преступности неодинаково в разных социально-экономических формациях. Ее уровень и структура изменяются и на отдельных этапах развития определенной формации в зависимости от содержания и тенденций, причин и условий преступлений, а также от определения государствами круга деяний, объявляемых преступными. Изменчивость преступности четко отражается в истории уголовного законодательства.
Преступность — социальное явление.
Она социальна потому, что ее субъекты, как и лица, на интересы и отношения которых осуществляются посягательства, — члены общества. Причиняемый преступностью вред антисоциален, он деформирует общество, нарушает нормальное функционирование его институтов, упорядоченность отношений его членов. Преступность порождается причинами и условиями, носящими социальный характер.
Преступность — не просто статистическое множество преступлений, а именно явление.
Как всякое явление, оно закономерно по детерминации (причинно-следственной зависимости и связи обусловливания), по взаимодействию с другими социальными явлениями — экономикой, политикой, идеологией, психологией общества и социальных общностей, управлением, правом и т.д. Интенсивность и характер преступности определяются противоречиями взаимодействующих социальных процессов и явлений криминогенного, антикриминогенного и «смешанного» характера.
Преступность — уголовно-правовое явление.
Понятие преступления — базового элемента понятия «преступность» — дается уголовным правом. Преступления — не только общественно опасные, но и обязательно уголовно-противоправные, т.е. запрещенные уголовным законом под страхом наказания деяния. Учет правовой характеристики преступности при оценке ее уровня, структуры и динамики весьма важен: изменения законодательства в сторону криминализации либо декриминализации отдельных деяний сказываются на всех ее показателях. Не существует «собственно криминологических» понятий преступности и ее подсистем. Все они жестко запрограммированы их уголовно-правовой оценкой. Поэтому понятия типа «политическая преступность» или «криминологический рецидив» не согласуются с понятием преступности как всегда уголовно-правового понятия и явления.
Преступность суть негативное
для соответствующих правоотношений явление. Поэтому входящие в нее деяния государством объявляются уголовно наказуемыми.
Преступность — это не механическое множество, а целостная совокупность, система
преступлений. Она имеет определенные системные свойства, т.е. устойчивые взаимозависимости преступлений внутри целостности и с другими внешними метасистемными социальными явлениями. Причем ее элементы — отдельные преступления и их группы (подсистемы) находятся в определенных статистически измеряемых взаимозависимостях и взаимодействиях.
Так, от эффективности предупреждения хулиганства, особенно бытового, во многом зависит уровень насильственных преступлений, совершаемых по хулиганско-бытовой мотивации. От тенденций преступности несовершеннолетних зависят тенденции преступности в целом и рецидивной в особенности, как и наоборот. Уровень неосторожной должностной преступности (халатности) существенно влияет на уровень хищений и т.д.
Преступность слагается из конкретных преступлений, совершаемых на данной территории в соответствующий период времени.
Между преступностью и преступлениями взаимодействие происходит по закономерностям целого и части, общего и единичного (отдельного), системы и ее элементов. Преступность — целостное множество отдельных преступлений (элементов), группирующихся по видам преступлений (преступность несовершеннолетних, рецидивная, корыстная и т.д.). Всем видам преступлений и отдельным преступлениям свойственны общественная опасность и уголовная противоправность. Однако нельзя сводить преступность к механической сумме ее элементов. Они лишь проявления определенной целостности. Закономерности преступности как
социально-правового феномена обнаруживаются именно при анализе ее как целостности.
Разумеется, говоря о преступности как целостности, надо иметь в виду, что она — типичное стихийное явление. Люди, совершающие преступления, не объединены (вне пределов групповых преступлений) ни единством целей, ни средствами их достижения, скрываемыми от окружающих.
Как отмечено, преступность взаимодействует с различными социальными явлениями, в том числе с наиболее крупными системами «общество» и «государство». Негативные процессы в последних детерминируют существование и развитие преступности, позитивные процессы и целенаправленные профилактические государственные и общественные системы им препятствуют. Например, противоречия в экономике общества своими отрицательными сторонами обусловливают в нашем обществе «теневую» экономику, которая в свою очередь способствует экономической и организованной преступности. Организационные и правовые предупредительные меры ограничивают и сокращают эту преступность, воздействуя на породившие ее явления и непосредственно на нее. О своеобразии уголовно-нормативного воздействия в виде криминализации и декриминализации деяний, иных изменений уголовного закона уже говорилось.
В качественном и количественном отношении преступность характеризуется тремя основными показателями: уровнем, структурой и динамикой.
Уровень преступности
— это ее количественная характеристика, измеряемая в абсолютном выражении суммой совершенных преступлений, а также в коэффициентах, или индексах преступности (количество совершенных преступлений и лиц, их совершивших, на 1 тыс., 10 тыс. или 100 тыс. населения). Официальной статистикой уровень преступности оценивается по двум показателям: по количеству зарегистрированных преступлений и их участников и по данным о судимости. Данные о регистрации полнее, ибо ближе стоят к реальной преступности (хотя и здесь нужна поправка на латентность). Однако данные о судимости точнее, ибо отражают правовую характеристику преступности по вступившим в силу приговорам.
Существует, как отмечалось, два вида официальной уголовной статистики:
При оценке уровня преступности необходимо учитывать возможные размеры латентной,
т.е. не учтенной (не зарегистрированной) преступности. Различают объективно существующую (оставшуюся неизвестной правоохранительным органам) и латентную преступность, субъективно обусловленную, т.е. скрываемую правоохранительными и контрольными органами от учета. Наличие латентной преступности объясняется часто такими обстоятельствами, как неправильная реакция потерпевших, не сообщающих в правоохранительные органы о совершенных в отношении них преступлениях из страха или неверия в возможности органов правопорядка, пассивность свидетелей преступлений; недостатки в деятельности контрольно-ревизионных органов, органов дознания и следствия по выявлению замаскированных преступлений; неправильная позиция некоторых должностных лиц (особенно в армии, МВД, государственном аппарате), которые своей властью незаконно «декриминализируют» преступления в дисциплинарные проступки.
Латентность преступности не следует смешивать с ее раскрываемостью. Латентная преступность — это такая, которая официально не зарегистрирована. Нераскрытые же преступления — это зарегистрированные преступления, виновные в которых не выявлены. Вот почему квартирные кражи и угоны автотранспорта относятся к низколатентным преступлениям и одновременно низкораскрываемым.
Официальная уголовная статистика ведет учет уровня преступности по таким показателям:количество заявлений и обращений потерпевших о преступлениях;
1)зарегистрированные преступления;
2)выявленные лица, совершившие преступления;
3)осужденные лица по вступившим в силу приговорам.
Структура преступности
определяется соотношением в преступности видов (групп) преступлений, классифицируемых по уголовно-правовым либо криминологическим основаниям. Показатели структуры дают качественно-количественную характеристику общественной опасности преступности, ее особенностей, существенных для организации профилактики и для дифференциации практики применения уголовно-правовых мер.
Основные показатели структуры преступности:
а
)соотношение особо тяжких, тяжких, менее тяжких преступлений и преступлений небольшой тяжести;
б)соотношение видов преступлений по их классификации, данной в Особенной
части УК;
в
)доли наиболее распространенных преступлений;
г)соотношение видов преступлений;
д)доля преступности несовершеннолетних;
е) доля групповой преступности, внутри нее — организованной;
ж)доля рецидива;
з)преступления, совершенные представителями высших структур власти и управления (так называемая элитно-властная преступность);
и) преступления крупных капиталистов (бизнес-элитная преступность);
к) транснациональная преступность;
л) «география» преступности или региональная преступность;
м) цена преступности.
Динамика преступности — изменение ее уровня и структуры за тот или иной период времени (год, три года, пять лет, десять лет и т.д.).
Динамика преступности как социально-правового явления испытывает на себе влияние соответственно двух групп факторов. Первая — это причины и условия преступности, демографическая структура населения и другие социальные процессы и явления, влияющие на преступность. Вторая — изменения уголовного законодательства, расширяющие либо сужающие сферу преступного и наказуемого, меняющие классификацию и квалификацию преступлений. Статистическая картина динамики преступности связана также с эффективностью деятельности по своевременному выявлению и регистрации совершенных преступлений, их раскрытию и изобличению виновных, обеспечению неотвратимости справедливого наказания.
Дифференциация социальных и правовых факторов, влияющих на статистическую кривую преступности, необходима для реалистической оценки действительных изменений в ее динамике и прогнозе. Важно различать, отражает ли снижение или рост преступности по статистическим показателям реальные социальные изменения уровня и структуры преступности или это лишь правовые изменения в законодательной характеристике круга уголовно наказуемых деяний, в полноте регистрации (особенно высоколатентных преступлений).
В числе показателей преступности иногда наряду с уровнем, структурой и динамикой называют состояние преступности. В таких случаях «состояние» оказывается отождествленным с «уровнем». Под состоянием преступности правильнее понимать обобщенную характеристику преступности по ее уровню, структуре и динамике. Именно такое понимание вкладывают официальные статистические сборники МВД и Минюста в термин «состояние»2
.
2. Классификация мер профилактики
В криминологической литературе предлагаются различные классификации мер профилактики. Оптимальной для программирования и организации профилактической деятельности представляется классификация по следующим основаниям:
социальному уровню предупредительной деятельности; объему (массовости охвата); территориальному масштабу; этапу воздействия на объект профилактики; направленности, виду (содержанию) воздействия; субъекту разработки и применения.
По социальному уровню
предупредительной деятельности выделяются три группы мер: общесоциальные; противодействующие социальным патологиям; специальные (криминологические) меры, в том числе «востребованные» меры правового воздействия.
Функция общесоциальной
профилактики последовательно осуществляется обществом в процессе его экономического, социального, политического и правового развития. Общесоциальное предупреждение преступности связано с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности, осуществляется в процессе решения крупномасштабных социальных задач, непосредственно не предназначенных для предупреждения преступлений, но именно их решение существенно сказывается на уровне преступности. Разрешение противоречий общественного развития, его проблем и трудностей, преодоление просчетов, упущений, ошибок в социальном управлении есть в то же время экономическая, политическая, идеологическая, социально-психологическая, правовая основа для устранения, ослабления, нейтрализации процессов и явлений, детерминирующих преступность.
К общесоциальным мерам предупреждения преступности относятся преобразования в сфере экономики, имеющие целью, в конечном счете, поднятие жизненного уровня членов общества, качества их жизни. Под этим углом зрения должна оцениваться (несмотря на существенные издержки ее проведения1
) концепция радикальной реформы хозяйственного механизма страны, ориентированная на создание основы эффективной, служащей человеку экономики, стимулирование деловой активности и инициативы людей, их заинтересованности в результатах труда, обеспечение социальной и правовой защищенности различных слоев населения и тем самым на обеспечение устранения, ослабления, нейтрализации ряда криминогенных факторов, лежащих в основе имущественной, экономической, должностной и иной преступности.
Стабилизация положения на потребительском рынке, преодоление дефицита промышленных и продовольственных товаров в совокупности также являются важными предпосылками предупреждения экономической и иной преступности.
Сокращению бытовой насильственной и иной преступности способствуют мероприятия по решению жилищной проблемы, укреплению семьи, улучшению условий труда и быта женщин, охране материнства и детства, организации досуга.
Несомненное профилактическое воздействие самого широкого спектра оказывают демократизация и гласность, коренным образом изменяющие идейно-политическую атмосферу и обществе, способствующие созданию обстановки нетерпимости общественного мнения к правонарушениям, оздоровлению морально-нравственного климата в целом в межличностных отношениях.
Наконец, повышение этической, политической, бытовой, эстетической, правовой культуры, в том числе восстановление в правах народных традиций и обычаев, обеспечивающих преемственность культурного наследия и нравственных регуляторов поведения как важнейшее условие обновления общества, его гуманизации и нравственного совершенствования, является и необходимым элементом предупреждения преступных проявлений.
Меры, противодействующие социальным патологиям.
Традиционное разделение предупреждения преступности только на общесоциальное и специальноеносит, как показывает анализ, в определенной степени условный характер. Имеется обширная совокупность мер, которые соединяют в себе черты общесоциальной и специальной профилактики. С первой их отождествляет то, что цели этих мер гораздо шире, чем цель борьбы с преступностью.
Например, во главу угла борьбы с пьянством, потреблением наркотиков и других одурманивающих веществ, бродяжничеством, проституцией, рядом социально значимых болезней (терминология закона), контрабандой, злостным неисполнением воспитательных обязанностей и т.д. положены цели охраны здоровья населения, обеспечения нормального функционирования экономики, защиты семьи и интересов детей и т.д. В то же время очевидно, что меры устройства, поддержки и помощи лицам из групп повышенного социального риска имеют и явно выделенный (а не латентный, как в общесоциальных мерах) аспект профилактики именно преступности, хотя далеко и не сводятся к нему. Поэтому многое говорит за выделение наряду с общесоциальным и специальным предупреждением преступности (преступлений) промежуточ
ного уровня
профилактики: мер общесоциальных по содержанию, но специализированных на борьбу с аномалиями в обществе (социальными патологиями), более широкими по масштабу, нежели преступность, но непосредственно продуцирующими ее.
Специальная профилактика
(криминологическая и востребованные ею меры правового воздействия) включает меры, направленные именно на выделение, устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, на исправление лиц, могущих совершить или повторно совершающих преступления. На уровне специальной профилактики цель борьбы с преступностью, ее отдельными видами и конкретными преступлениями уже не растворена в более общих целях, что характерно для общесоциального уровня профилактики, и не является производной, как в мерах борьбы с социальными патологиями. Эта цель здесь выделена в качестве единственной или ведущей
для соответствующих мер социального контроля, социальной реабилитации или правоохранительной деятельности. Иными словами, разработка и реализация мер специальной профилактики прямо обусловлены наличием преступности, ее состоянием и характером действующих криминогенных детерминант.
В то же время специальные меры профилактики и ранее выделенные меры общесоциального уровня и уровня борьбы с социальными патологиями взаимосвязаны и взаимно подкрепляются. Общесоциальные меры создают соответствующие базовые предпосылки для специальной профилактики и профилактики социальных патологий. В свою очередь меры этих уровней взаимодействуют между собой и способствуют эффективности общесоциальных мер предупреждения преступности, устраняя конкретные очаги противодействия им.
По объему
(массовости охвата) предупредительные меры разделяются на общие, особенные и индивидуальные.
Общие
профилактические меры направлены на выявление, устранение, ослабление, нейтрализацию причин и условий преступности в целом либо ее отдельных видов. Иными словами, они ориентированы на охват индивидуально неопределенного круга объектов воздействия — ситуаций и лиц (например, комплекс мер по борьбе с незаконным оборотом оружия).
Особенные
меры осуществляются в рамках групп ситуаций или лиц, выделенных по определенным родовым признакам, например, в отношении лиц, склонных к совершению преступлений в связи с немедицинским потреблением наркотиков, занятием проституцией, бродяжничеством и т.д., или в отношении ситуаций, способствующих совершению корыстных преступлений, которые связаны, например, с отсутствием стандартов безопасности для жилищ и офисных помещений, с нарушениями правил учета и хранения документов, денег, товарно-материальных ценностей и т.д.
Индивидуальная профилактика
представляет собой конкретизацию общесоциальных и специальных предупредительных мер в отношении отдельных лиц. Она последовательно направлена на:
а)устранение неблагоприятных воздействий на конкретную личность, могущих
привести к формированию антиобщественной направленности и общественно опасному поведению;
б)изменение социально неодобряемого поведения, ведущего к переходу на преступный путь, и коррекцию порождающих его ориентации и черт личности
(если ее искаженное формирование уже имело место);
в)применение неотложных мер по предупреждению непосредственно подготавливаемых преступлений, пресечению попыток их совершения.
Таким образом, общая, особенная, индивидуальная профилактика во всех случаях имеет комплексную задачу:
—противодействие криминогенным детерминантам, создающим ситуации,
объективно благоприятствующие совершению преступлений или (и) форми
рованию среди определенного контингента, группы, у конкретного лица го
товности их совершить;
—воздействие на личности, у которых обоснованно прогнозируется или конк
ретно диагностируется склонность к совершению преступлений (рецидиву),
для удержания от преступлений и ресоциализации.
Целенаправленное предупреждение преступности осуществляется по ряду направлений:
применительно к видам преступлений и типам преступного поведения; сферам общественной жизни, в которых происходит формирование человека и складываются ситуации, детерминирующие его поведение; социальным группам, характеризуемым специфическими показателями; отраслям народного хозяйства и сферам деятельности, для которых характерны криминогенные факторы; территориальным зонам. Приведенный перечень может быть положен в основу программирования специальных криминологических мер.
По территориальному масштабу
меры предупреждения преступности могут быть:
1)общегосударственными;
2)осуществляемыми на территории субъекта Федерации;
3)местными, осуществляемыми в пределах района, населенного пункта;
4)объектными, проводимыми на отдельных заводах, фабриках, в акционерных
обществах;
5)контингентными, направленными на предупреждение преступлений среди раз
личных групп населения (несовершеннолетних, безработных, бомжей, наркоманов и т.д.) и др.
Меры предупреждения целесообразно анализировать также по на
правленности
и виду
(содержанию) их действия. Эта классификация подразделяет меры профилактики всех уровней, масштабов, объемов на социально-экономические, организационно-управленческие, идеологические, социально-психологические, медицинские и психолого-педагогические, технические, правовые.
Прежде всего надо выделить меры социально-экономического
характера, влияющие на устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов (включая их проявление на уровне микросреды и положения отдельных лиц), связанных с падением жизненного уровня населения, кризисными явлениями в производстве и в социальной обстановке. Речь идет, в частности, о мерах социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, как и о мерах оздоровления экономики и стабилизации ситуации в целом.
Особое место в предупреждении преступности занимает социально-правовой контроль.
Он не сводится к непосредственному надзору, проверкам и другим контролирующим действиям, а предполагает четкую организацию жизни и деятельности людей на основе научно обоснованных законов, принятых демократическим путем.
Различные отрасли права, на которые возложена задача оптимального правового регулирования всех сфер общественных отношений, играют в организации указанного контроля важную роль. А именно в этих отношениях сосредоточены основные причины и условия, способствующие совершению преступлений.
То или иное правовое регулирование различных сфер общественных отношений либо создает прямые и косвенные предпосылки к совершению преступлений (правовые решения последнего десятилетия были характерны прежде всего этим), либо ставит правовые преграды к их осуществлению, предупреждая совершение преступлений на ранних стадиях «скатывания» субъекта к преступному поведению.
Предлагаемый социально-правовой контроль не следует путать с ныне все еще политически модным пугалом — «тоталитарным», «репрессивным» контролем и т.д. Страна медленно и противоречиво эволюционирует к правовым цивилизованным и твердым устоям. Огромная роль в этой эволюции принадлежит социально-правовому (гражданско-правовому, экономическому, финансовому, бюджетному, валютному, налоговому, таможенному, пограничному, миграционному, экологическому, санитарному, технологическому, а также административному и уголовно-правовому) контролю. Его оптимальная и научно обоснованная разработка возможна лишь при активном участии специалистов различных отраслей права.
На современном еще кризисном уровне социально-экономического развития России социально-правовой контроль как одно из направлений профилактической деятельности является наиболее реалистичным2
.
К этому же направлению следует отнести конкретные меры борьбы с безответственностью и бесхозяйственностью, обеспечение платежей налогов и сборов, улучшение учета, хранения, контроля сохранности имущества, уменьшение непроизводительных потерь и своевременное их выявление, взыскание ущерба с виновных, подбор кадров и т.п.
К совершенствованию социального контроля за работой аппаратов управления, ее эффективностью, с тем чтобы максимально ограничить масштабы недостатков и нарушений («издержек управления»), способствующих существованию и расширенному воспроизводству имущественной, экономической, должностной (служебной) и иной преступности, в том числе коррупционной, относятся организационно-управленческие меры.
Профилактический аспект социального контроля включает, в частности, меры по совершенствованию контрольно-ревизионной и аудиторской деятельности. Значимы и организационно-управленческие меры в сфере правоохранительной деятельности: ее координация, специализация применительно к отдельным видам преступности, информационное, методическое, кадровое, ресурсное обеспечение профилактических функций и т.д.
К идейно-нравственным
относятся меры, устраняющие или ограничивающие криминогенные факторы путем формирования у членов общества нравственной позиции, ориентированной на базовые общечеловеческие ценности; меры, формирующие в общественном мнении нетерпимость к преступлениям и иным правонарушениям; меры повышения культуры людей.
Значительная часть этих мер осуществляется через институты социального воспитания, и прежде всего через образовательные учреждения и средства массовой информации. Вместе с тем в последние годы обозначилась необходимость противодействовать злоупотреблениям свободой информации, когда распространяются запугивающие население ложные утверждения о «беспределе преступности», «бессилии правоохранительных органов» ит.п., либо пропагандируются стереотипы вседозволенности в личном поведении (см. гл. VI
).
Медицинские
и психолого-педагогические меры
профилактики включают:
1) предупреждение распространения болезней, представляющих опасность для окружающих; лечение и ресоциализацию лиц, страдающих этими болезнями (в том числе психическими расстройствами)1
;
2) противодействие распространению форм поведения, связанных с социальной дезадаптированностью и воспроизводством преступности, — бродяжничества, проституции, пьянства, серьезных бытовых конфликтов и т.д.; социальную, психолого-педагогическую, медицинскую помощь носителям этих форм поведения.
К техническим мерам
относятся различные средства и приспособления, затрудняющие искажение количественных или качественных показателей при производстве, отпуске, хранении, транспортировке материальных ценностей, фальсификацию банковских операций; препятствующие проникновению в хранилища, жилища, служебные помещения с целью совершения краж; противодействующие возникновению аварийных ситуаций на производстве и транспорте, угонам автотранспорта, возникновению пожаров и т.п. Речь идет, в частности, о различных измерительных приборах, автоматах для фиксирования производственных процессов, определения качества и количества выпускаемых и реализуемых товаров, остановки механизмов при возникновении аварийных ситуаций; средствах охранной сигнализации, запирающих устройствах; осветительных приборах в общественных местах, устройствах быстрого вызова работников милиции.
Значительное место уделяется техническим мерам предупреждения преступности во всех целевых программах по усилению борьбы с преступностью. Предусмотрено, в частности, нанесение маркировочных знаков на транспортные средства на заводах-изготовителях; защита банков компьютерной информации; установка дополнительных средств технической защиты на объектах гражданской авиации; усиление технической защиты ценных бумаг; присоединение к Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1991) и др.
Правовые меры
предупреждения преступности, во-первых, создают правовую базу для разработки и применения мер профилактики всех видов, перечисленных выше. Во-вторых, предусмотренные в соответствующих нормативных актах меры правового воздействия и основанные на них меры правового воспитания непосредственно обеспечивают предупреждение преступности, ее отдельных видов и конкретных преступлений.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |