Оглавление
Введение
I. Электронное государство: понятие, концепция
§1. Понятие, цели и результаты внедрения электронного государства
§2. Технология перехода в электронному государству и условия его развития
II. Электронное государство в Европе
§1. Основные тенденции развития электронного государства в мире
§2. Электронное государство в Великобритании
§3. Электронное правительство во Франции
§4. Электронное правительство в Германии
III. Электронное государство и российское общество
§1. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»
§2. Реализация программы электронного правительства в России
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время новые информационные технологии получили широкое распространение в индустриально развитых странах и все больше влияют на общественное развитие. Резко возрастает количество лиц и институтов, имеющих доступ в Интернет и использующих его для удовлетворения своих потребностей. В этих условиях возрастают потребности в большей гибкости и мобильности государственных служб на принципах прозрачности, политической нейтральности и т.п. Расширяются возможности для использования политических и социальных технологий в управлении (с неоднозначными результатами). Внешним признаком происходящих изменений стало применение перед названием государств латинской буквы е, что означает появление «Электронных США» (e-USA), «Электронной Европы» (e-Europe), «Электронной Франции» (e-France), «Электронной Великобритании» (e-Great Britain) и т.д. Несомненно, в этот ряд вступает и «Электронная Россия» (e-Russia). Все это говорит об актуальности темы реферата.
Целью работы является определение понятия и сущности термина «электронное государство», а так же оценка развития электронных государств в Западной Европе и России.
Для решения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Определить понятие и цели концепции электронного государства, оценить ее условия развития и результаты;
2. Дать характеристику развития электронных государств в Западной Европе на примере Великобритании, Франции и Германии
3. Дать оценку реализации программы электронного правительства в России.
Реферат состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Для составления работы использовалась научная, научно-популярная, учебная литература, а так же электронные источники.
I
. Электронное государство: понятие, концепция
§1. Понятие, цели и результаты внедрения электронного государства
электронный государство западный европа россия
1. Понятие «электронное государство» наиболее соответствует английскому понятию «e-government». Одно из его значений - «электронное правительство». Однако в современных международно-правовых документах, в частности в решениях Европейского суда по правам человека, термин «government» применяется для обозначения государства в целом[1]
. Речь идет не только о правительстве, как о центральном органе исполнительной власти, а обо всех трех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной)[2]
.
Поскольку в настоящее время «электронное государство» находится в стадии становления, его понятие четко не сформировалось. Определение «электронное» условно обозначает новые информационно-коммуникативные каналы связи государственных органов и граждан[3]
. Согласно закону США «Об электронном государстве» 2002 года под этим термином понимается использование государством Интернета и других информационных технологий в целях расширения доступа общественности, агентов, других государственных структур к государственной информации и службам, а также для повышения эффективности качества работы информационных технологий[4]
. В официальных документах электронное правительство наиболее часто определяется как система информационного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и общества с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)[5]
. Согласно определению Gartner Group, электронное правительство - это концепция непрерывной оптимизации процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ[6]
.
В данной работе мы будем пользоваться определением электронного государства Ю. Ирхина: интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества. Электронное государство рассматривается как единое социально ответственное и информационно открытое, с постоянной обратной связью, учреждение (институт).[7]
По мнению Ю. Ирхина, прямой перевод словосочетания «e-government» не вполне раскрывает сущность рассматриваемого явления. Точнее было бы говорить об электронной инфраструктуре государственного и муниципального управления, включающей в себе технологии интернет-взаимодействия между органами власти с одной стороны и гражданами, институтами гражданского общества, бизнес-структурами и общественными объединениями, с другой. Однако термин «электронное государство» получил необходимое международное признание, широко используется в научной и управленческой литературе, имеет свои достоинства (лаконичность, целеполагание, инновационность). По аналогии с ним выделяют подсистему «электронных муниципалитетов», используются понятия: «электронный бизнес» - «e-Business» и «электронный гражданин» - «e-Citizen». В рамках «электронного правительства» предполагается взаимодействие (прямое и обратное) внутри государственных структур, между государством и гражданами, государством и бизнесом и т.д.[8]
Концепция и сам термин электронного государства появились совсем недавно — в конце ХХ века, когда многие страны столкнулись с проблемой низкой эффективности работы органов государственного управления, выражающейся в больших расходах, задержках в принятии решений, плохом управлении, коррупции и т.п. В 90-х годах в США и ряде стран Европы была предложена концепция повышения эффективности работы органов государственного управления на основе внедрения «e-government», имеющего черты корпоративной информационной системы национального масштаба.[9]
Стратегия создания электронного государства базировалась на следующих положениях:
· децентрализация — передача полномочий в принятии решений на региональный и местный уровни управления с целью уменьшения затрат на централизованное принятие решений;
· повышение ответственности государственного сектора за принимаемые решения (создание механизма, мотивирующего борьбу с коррупцией);
· улучшение управления ресурсами, повышение эффективности использования человеческих, финансовых и других ресурсов;
· внедрение элементов рыночных отношений, которые должны снижать затраты и повышать эффективность принятия решений;
· использование ИКТ для управления всеми видами информации в государственном секторе.[10]
2. Согласно определению Европейской комиссии, электронное правительство — это использование в государственных структурах информационно-телекоммуникационных технологий на фоне проведения организационных реформ и формирования у государственных служащих навыков, направленных на улучшение функционирования госструктур и повышение уровня оказываемых ими услуг. Из этого следует, что базовая цель внедрения электронного государства — повышение эффективности работы государственных служб.
Принципы «e-government» подразумевают возможность получения традиционных правительственных услуг он-лайн. Для граждан это может быть подача налоговых деклараций, голосование, получение копий разнообразных свидетельств, оплата коммунальных услуг, возобновление регистрации транспортных средств и водительских прав, поиск работы и т.п. Для бизнеса — регистрация новых компаний, обновление лицензий, уплата корпоративных налогов, отправка сведений в статистические органы, подача таможенных деклараций, проведение выплат в фонды социального страхования, осуществление государственных закупок и т.д.[11]
Основными результатами создания «e-government», по данным Европейской комиссии, будут:
· улучшение качества предоставляемых госорганами услуг;
· уменьшение времени обслуживания клиентов;
· снижение административных барьеров;
· расширение набора государственных услуг;
· повышение эффективности деятельности госорганов;
· улучшение показателя удовлетворенности услугами клиентов.
Как справедливо отметил на форуме ведущих мировых политиков, бизнесменов и ученых The Microsoft Government Leaders Forum глава корпорации Microsoft Билл Гейтс, «реализация концепции электронного правительства поможет повысить производительность структур государственного управления и уровень предоставляемых ими услуг, а также значительно сократит расходы на управление»[12]
. Государственным структурам внедрение «e-government» сулит снижение стоимости проведения транзакций и упрощение взаимодействия между различными ведомствами. А для бизнеса и обычных граждан данная инициатива в перспективе приведет к существенной экономии времени, уменьшению финансовых затрат и повышению качества оказываемых услуг. Экономия времени будет достигнута благодаря отсутствию необходимости ходить по инстанциям (любую госуслугу можно будет получить в онлайне) и общаться с госслужащими, а также снижению количества административных ошибок. Уменьшение финансовых затрат станет следствием снижения стоимости услуг, например оплаты за получение разрешений или лицензий (что возможно благодаря сокращению количества госслужащих), и ликвидации административных барьеров, на преодоление которых при традиционной государственной структуре требуется немало дополнительных ресурсов. Повышение качества услуг произойдет за счет автоматизации и кардинального изменения подхода к принципу оказания услуг, когда во главу угла будут ставиться интересы не ведомств, а клиентов, оплачивающих услуги.[13]
Ряд исследований подтверждает, что внедрение «e-government» может действительно улучшить результативность работы госорганов. О неэффективности их функционирования при традиционной модели свидетельствуют, например, цифры, приведенные на последнем форуме The Microsoft Government Leaders Forum. На бюрократическую волокиту в Европе затрачивается ежегодно 484 млрд долл., а в США — порядка 843 млрд. Если бы правительства могли сэкономить хотя бы 15% от этих затрат, это было бы сравнимо с половиной бюджета здравоохранения. Немалая экономия возможна и за счет сокращения административного аппарата — например, согласно данным документа European Commission’s eGovernment Action Plan, преобразование британской пенсионной комиссии в соответствии с принципами «e-government» освободило 50% конторского штата, который был переключен на выполнение других административных задач.[14]
По данным Европейской комиссии, полное переведение госуслуг в онлайн позволит гражданам ежегодно экономить до 150 евро, а компаниям — до 50 евро, которые сегодня затрачиваются на преодоление административных барьеров. Если говорить об экономии времени, то только электронное декларирование налогов, если оно будет введено во всех странах ЕС, позволит экономить европейским гражданам порядка 100 млн часов в год. Как показывают исследования, эффективным может быть даже просто своевременное информирование: согласно отчету Implementing the President’s Management Agenda for E-Government, популярный американский сайт UsinessLaw.gov, который обеспечивает представителей малого бизнеса быстрым доступом к юридической и регулирующей информации, помогает коммерсантам сократить расходы в общей сложности на 56 млн долл. в год. А портал Regulations.gov, комментирующий законодательные акты, только за первый год своей работы помог сохранить коммерсантам более 90 млн долл. всего лишь за счет своевременного информирования относительно тонкостей законодательных актов.[15]
Все эти цифры не сравнимы с объемами сэкономленных средств при проведении электронных госзакупок (eProcurement), эффективность которых определяется сразу несколькими факторами:
· анализом конъюнктуры рынка и выбором времени и способа закупок, а также планированием процедуры закупок;
· снижением закупочных цен за счет расширения круга поставщиков, усилением конкуренции между ними и укрупнением закупаемых партий однотипной продукции;
· экономией на издержках, связанных с оформлением и расчетами, ускорением информационного обмена и документооборота;
· прозрачностью процедуры закупок и снижением уровня злоупотреблений и коррупции;
· достижением экономии за счет применения механизма аукциона.[16]
§2. Технология перехода в электронному государству и условия его развития
Формирование электронного правительства предполагает комплексное решение следующих задач:
· полная автоматизация государственного управления на базе современных информационных технологий;
· осуществление реформы институтов государственного управления;
· обеспечение правительственного веб-присутствия;
· достижение высокого уровня телекоммуникационной инфраструктуры;
· повышение уровня готовности населения к пользованию информационными услугами.
В свою очередь, правительственное веб-присутствие (согласно классификации Европейской комиссии) характеризуется последовательным прохождением пяти этапов:
1. Информационный (Information) — означает 20%-ное веб-присутствие и предполагает создание регулярно обновляемых правительственных веб-сайтов с публикацией на них основной правительственной информации (нормативные акты, распоряжения, постановления и пр.) ссылок на министерства и государственные департаменты (образования, здравоохранения, финансов и т.п.).
2. Интерактивный односторонний (One way interaction) — предполагает 40%-ное веб-присутствие и заключается в организации пассивного взаимодействия между клиентами и правительством. Он подразумевает, например, предоставление доступа в электронной форме к различным формулярам документов, которые требуются гражданам и бизнесу для взаимодействия с государством. Нужную форму можно распечатать, но отправлять ее придется традиционным образом, а не через Интернет. Или, например, поиск вакансий в государственных организациях на основе заданных пользователем критериев.
3. Интерактивный двусторонний (Two way interaction) — означает 60%-ное веб-присутствие и реализуется посредством интерактивного двустороннего взаимодействия. На этой стадии онлайновые сервисы приобретают интерактивность и появляется возможность запрашивать информацию по тем или иным выступлениям и обсуждениям, обращаться к госчиновникам по электронной почте, участвовать в онлайновых дискуссиях или оставлять комментарии на досках сообщений и т.п.
4. Транзакционный (Transaction) — предполагает 80%-ное веб-присутствие и характеризуется транзакционным взаимодействием, благодаря чему возможно предоставление услуг, выполнимых в онлайне на всех стадиях. Примером может служить подача заявок в электронной форме на получение лицензий на ведение профессиональной деятельности, подача налоговых деклараций, заявлений на обмен документов и т.п. На данном этапе одной из серьезных проблем становится обеспечение безопасности работы.
5. Проактивный (Targetisation) — означает 100%-ное веб-присутствие и отличается тем, что правительство не только предоставляет гражданам и коммерческим структурам сервисные услуги, но и привлекает граждан к принятию решений и двустороннему диалогу на базе интерактивных сервисов.[17]
В целом «электронное правительство» определяется как специализированная комплексная система взаимодействия структур исполнительной власти с гражданами, гражданским обществом и бизнес-структурами посредством Интернета. Можно выделить следующие уровни взаимодействия:
C2B (customer-to-business) — между гражданами и частными компаниями;
B2B (business-to-business) — между частными компаниями;
G2C (government-to-citizen) — между государственными службами (на уровне правительства, ведомств и регионов) и гражданами;
G2B (government-to-business) — между государством и частными компаниями;
G2G (government-to-government) — между органами государственного управления.[18]
В концепции «электронного государства» вся система органов исполнительной власти, функционирует как единая сервисная организация, предназначенная для оказания услуг населению. Деятельность «e-government» должна быть достаточно открытой, информационно прозрачной и доступной для граждан. Особое внимание уделяется принципу обратной связи, скорости и качеству предоставления услуг, посредством широко использования централизованных систем Интернета. Все это призвано повысить как качество оказания государством услуг населению, так и эффективность функционирования самого правительства.[19]
Процесс становления системы «e-government» можно условно разделить на три основные стадии-направления: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции».
«Публичность» - означает использование новейших коммуникационных технологий для расширения доступа граждан и институтов гражданского общества к интересующей их информации органов государственной власти и местного самоуправления.
«Участие» - подразумевает расширение возможностей участия граждан в управлении государственными и общественными делами на всех уровнях власти и на протяжении цикла подготовки и принятия политических решений. Она предполагает публикацию на соответствующих сайтах государственных и муниципальных структур контактных адресов электронной почты, а также форм для обратной связи.
«Онлайн-транзакции» - обеспечивают предоставление услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет - оплату коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций и сбор налогов, регистрацию общественных объединений, а в перспективе - предпринимателей без образования юридического лица, предприятий малого бизнеса и др. На этой стадии формируется «информационная экономика», которая представляет собой новую ступень с точки зрения экономического эффекта, получаемого в результате постоянного интерактивного функционирования государственных порталов.
Преимущества электронного государства очевидны - упрощение бюрократических процедур, значительное сокращение сроков при оформлении необходимых документов, обеспечение легко верифицируемой, строгой налоговой подотчетности юридических и физических лиц посредством введения унифицированной системы электронного учета, повышение уровня бюджетных поступлений, сокращение масштабов коррупции и, соответственно, рост доверия граждан к институтам власти[20]
.
Для реорганизации системы государственного управления в парадигме «e-government» необходим ряд условий. Среди них:
1. Принятие соответствующих государственных решений;
2. Достаточный уровень «интернетизации» общества (не менее 30% самодеятельного населения страны и большинства государственных институтов);
3. Разработка рациональной, концепции «e-government» и создание необходимых информационно-технологических предпосылок и электронных форм (документов, подписи и др.), финансового обеспечения, подготовки новых кадров в алгоритме данного правительства;
4. Учет сложнейших социальных и административно-правовых проблем, возникающие при внедрении новых электронно-организационных управленческих моделей в жизнь, традиций развития общества, особенностей его управления, бюрократии;
5. Снятие узко-технологических подходов при формировании и деятельности «электронного государства» («информационные технологии решат все проблемы»),
6. Преодоление возможностей его использования в антиобщественных целях;
7. Рационально-критическое использование накопленного зарубежного опыта[21]
.
С. Шляхтина в своей работе выделяет следующие условия:
· реорганизация внутренних структур и процессов госучреждений посредством автоматизации процессов и с учетом принципов подотчетности, прозрачности и оперативности;
· безопасный доступ к услугам (развертывание систем удостоверения личности, поддержка политики безопасности и пр.), без чего развитие онлайновых сервисов обречено на провал;
· использование широкого спектра каналов для эффективного оказания услуг, причем инновационные каналы (компьютер, мобильный телефон, цифровой телевизор и т.д.) должны не исключать, а дополнять традиционные, так как не все категории населения (например, пожилые люди) пожелают перейти на новые способы получения услуг;
· стандартизация услуг на основании международных стандартов и поддержки многоязычности, поскольку услуги должны быть доступны всем гражданам независимо от их национальной принадлежности, языка общения, места проживания и т.д.;
· удобство и поддержка, так как получение услуг должно быть рассчитано на все категории населения (независимо от уровня образования, навыков, физических способностей и т.д.), при этом граждане должны иметь возможность в любой момент проконсультироваться на предмет получения услуги.
Веб-сайты государственных органов - это не дань моде, они несут большую информационно-правовую нагрузку. Как справедливо отмечает И. Бачило, в условиях «информационного общества... особое значение приобретает вопрос о прозрачности деятельности органов исполнительной власти. Эти обстоятельства должны повлиять на состояние информационной и государственной безопасности в целом, на реальность института ответственности как органов государственной власти, так и государственных служащих»[22]
.
Государственные органы становятся более открытыми и доступными для общества, ориентированными на граждан. В условиях «электронного государства» общество получает не только широкий доступ к информации, но и возможность влиять на процесс принятия государственных решений, принимать в их подготовке интерактивное участие, что в конечном счете также повышает прозрачность работы государственного сектора. «Электронное государство» в целом создает новые возможности для развития демократии. Это чрезвычайно важно в условиях, когда «глобализация процесса демократизации мира сопровождается проблемой кризиса современной демократии», выражающейся «в исчерпанности возможностей саморазвития демократии, ее прогресса»[23]
.
Таким образом, электронное государство (электронное правительство, e-government) представляет собой интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества. Оно появилось в конце XX века в связи с низкой эффективностью работы органов государственной власти. Процесс становления системы «электронного государства» можно условно разделить на три основные стадии-направления: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции». Электронное государство представляет собой систему взаимодействия структур исполнительной власти с гражданами, гражданским обществом и бизнес-структурами посредством Интернета.
Основными чертами электронного государства являются внедрение ИКТ в деятельность правительств различных стран, открытость и доступность государственной информации, принцип обратной связи между населением и органами государственной власти, ответственность государства за принимаемые решения, децентрализация власти.
II
. Электронное государство в Европе и России
§1. Основные тенденции развития электронного государства в мире
Государственные органы во всем мире существенно улучшили предоставление услуг по сети Интернет, расширив спектр и функциональность электронных государственных служб для граждан и для компаний. Третье ежегодное всемирное исследование компании Accenture1 в области автоматизации государственного управления под названием «Реализация концепции электронного правительства» (Realizing the Vision) показывает, что государственные органы также демонстрируют большее понимание значения информационных технологий для возможности полного изменения характера их деятельности — как с точки зрения предоставления услуг, так и с точки зрения эффективности управления.
В мире растет понимание значения информационных технологий для возможности полного изменения характера деятельности государства — как с точки зрения предоставления услуг, так и с точки зрения эффективности управления.
Канада опережает остальные рассматриваемые страны по такому показателю, как инновации в области электронного правительства. В конце первой десятки находятся пять европейских государств: Великобритания, Германия, Дания, Ирландия и Финляндия. Разрыв в сфере онлайновых услуг между странами, отнесенными к категории «Лидеры инноваций» (Канада, Сингапур и США), и странами из группы «Возможные соперники» (Австралия, Великобритания, Германия, Гонконг, Дания, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия и Франция) сокращается. При этом 13 государств имеют общий показатель зрелости онлайновых служб (maturity of online services), равный 40% и выше. Для сравнения: в прошлом году такой же показатель был всего лишь у двух стран — Канады и Сингапура.[24]
Поскольку планка достижений, за некоторыми исключениями, поднялась, то разрыв между странами-лидерами и государствами на другом конце спектра электронного правительства в целом увеличился. И хотя при определении стран-лидеров показатель зрелости онлайновых служб имеет большее значение, чем количество оказываемых онлайновых услуг, девять стран во главе с США, Сингапуром и Францией приближаются по широте предоставляемых услуг к 100%-ному набору возможных онлайновых служб. В этих странах более девяти десятых из рассматриваемых услуг в той или иной мере предлагается по Сети.
Исследование выявило ряд возникающих тенденций, которые в совокупности рисуют картину того, каким образом государство может улучшить предоставление услуг. Создавая онлайновые службы, оно также должно успешно решать такие вопросы, как интеграция различных ведомств, безопасность данных, конфиденциальность пользователей, схемы управления, национальная безопасность, общая конкурентоспособность и защита гражданских свобод. Создание единых принципов обеспечения конфиденциальности, стандартов электронной подписи и шифрования важной информации — вот некоторые направления деятельности государства в этой сфере, которые формируют основу для будущего развития в области электронного правительства. При этом учитывается тот факт, что реальная экономия расходов происходит только при условии осуществления той или иной операции целиком в Интернете — от начала и до конца.
Государство должно рассматривать граждан и частные компании как своих клиентов и предоставлять им услуги в соответствии с их запросами, а не на основе задач, стоящих перед самим государством.
Исследование также показало, что в мире растет понимание того, что электронное правительство — это не только внедрение информационных технологий, но и применение их как инструмента для изменения характера деятельности государственных служб. Ключ к успеху электронного правительства — ориентированный на граждан подход, опирающийся на использование систем управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM). Государство должно рассматривать граждан и частные компании как своих клиентов и предоставлять им услуги в соответствии с их запросами, а не на основе задач, стоящих перед самим государством. Одним из главных факторов, определяющих категорию, к которой можно отнести ту или иную страну по показателю развития электронного правительства, является степень использования государством данного подхода. Основными категориями в исследовании являются: «Лидеры инноваций», «Возможные соперники», «Начинающие игроки» и «Строители платформы».
Основные ключевые идеи исследования
«Реализация концепции электронного правительства»
1. Важной движущей силой электронного правительства становятся CRM-системы.
2. Взаимодействие между ведомствами растет, но остается одной из главных проблем.
3. Электронное правительство видится как один из инструментов, с помощью которых государственные службы могут изменить свой образ деятельности.
4. Разрыв в достижениях между странами сокращается.
5. Дальнейшее движение вперед требует тщательного рассмотрения вопросов конфиденциальности.
6. Следующая волна проектов электронного правительства будет преимущественно связана с различными видами «повсеместной коммерции» (ubiquitous commerce, или u-commerce).[25]
Создание национальных «электронных правительств» в постиндустриальных странах происходит в русле глубокого реформирования всей системы государственного управления. Речь идет об адаптации администрации к условиям информационного общества. Новое государственное управление предполагает его большую открытость; внесение в государственные службы конкурентных и договорных начал; ответственность за результаты деятельности; повышение роли этических требований; активное взаимодействие с гражданским обществом[26]
.
При использовании ИКТ в современном государственном управлении учитывается также социально-политическая, экономическая, культурная, ментальная среда и иные факторы, влияющие на весь характер взаимоотношений власть-общество.
Глава аппарата советников Премьер-министра Великобритании Майкл Барбер обращал внимание на важность реализации ключевых демократических и управленческих ценностей и электронном правительстве: профессионализм; высокая компетенция, преданность принципам демократии; политическая неангажированность; действенность и другие[27]
.
В данный момент часть государств предлагают постоянно обновляющиеся информационные услуги. В ряде стран Запада есть специальные государственные должности - уполномоченные наблюдать за соблюдением конституционных прав граждан на доступ к информации: в США - главный ответственный по информации (Chief information officer), в Великобритании - электронный посланник (e-envoy).[28]
В рамках деятельности «электронного правительства» в режиме он-лайн стали реально доступными и удобными многие виды государственных услуг. Среди них: электронный запрос многих видов информации (документов, законов, постановлений, статистических сведений и о вакансиях, географических карт); оплата различных платежей по электронным формам (от квартплаты до штрафов и налогов).[29]
Все большее количество правительств и правительственных агентств во всех странах мира выкладывают на сайты в Интернет различные справки, формы, публикации и базы данных. Подавляющее большинство сайтов предлагают телефонные номера департаментов (70%) и почтовые адреса (67%). Это в помощь обычному гражданину, нуждающемуся в установлении контакта с правительственными службами. На большинстве сайтов (85%) есть также рубрикация, помогающая ориентироваться в структуре сайта и предлагаемых им услугах.
Почти 71% правительственных Web-сайтов во всем мире предлагают гражданам различные публикации документов, а 41% предоставляют базы данных. Почти 42% имеют отсылки на внешние неправительственные сайты, куда гражданин может обратиться за дополнительной информацией.[30]
Существуют многочисленные проблемы
использования информационно-кибернетических технологий в управлении:
· недостаточность "интернетизации" многих государств, их институтов, граждан;[31]
· дисбалансы между служащими различных подразделений и поколений;
· существуют сомнения среди многих граждан в отношении доступности новых технологий, качества электронного управления (необходимо переучивание миллионных когорт служащих), выбора наилучших моделей электронного взаимодействия с правительством. Страны Скандинавии (Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция) вкупе с некоторыми странами Юго-Восточной Азии (Сингапур и Гонконг) имеют наивысший уровень доверия к надежности онлайновых госслужб (почти треть пользователей). Авот наибольшие сомнения в защищенности Интернет-контактов с чиновниками выразили японцы (90% считают, что связь с государством по Интернет недостаточно безопасна), немцы (82%) и французы (76%).[32]
Таким образом, государственные органы и население демонстрируют понимание значения информационных технологий для возможности полного изменения характера их деятельности — как с точки зрения предоставления услуг, так и с точки зрения эффективности управления. Канада опережает остальные рассматриваемые страны по такому показателю, как инновации в области электронного правительства. «Лидерами инноваций» являются Канада, Сингапур и США. В конце первой десятки находятся пять европейских государств: Великобритания, Германия, Дания, Ирландия и Финляндия. Создание единых принципов обеспечения конфиденциальности, стандартов электронной подписи и шифрования важной информации — вот некоторые направления деятельности государства в этой сфере, которые формируют основу для будущего развития в области электронного правительства.
В основном органы государственной власти используют информационные технологии для публикации документов (законопроектов, справок, бланков и т.д.), а также для оказания услуг он-лайн (например, оплата счетов). Однако перечень из года в год увеличивается. В настоящее время идет приспособление администраций стран к использованию ИКТ в их деятельности. В связи с этим были выявлены некоторые проблемы, среди которых низкий уровень использования услуг Интернет населением стран, недоверие граждан к «e-government».
§2. Электронное государство в Великобритании
Развитию электронного государства Великобритании посвящен доклад Digital Britain («Цифровая Британия») 2009 года. Документ, разработанный департаментами культуры, СМИ и спорта, бизнеса и инноваций, описывает основные цели, задачи и приоритеты развития всех аспектов информационного общества в стране. Электронному правительству посвящена одна из глав. По данным Global E-Government Survey 2010, во всемирном рейтинге готовности стран к использованию технологий электронного правительства, подготовленном Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН, Соединенное Королевство заняло четвертое место среди 192 стран. Для сравнения, Россия в этом списке находится на 59 позиции.
Несмотря на очевидные успехи, в туманном Альбионе не останавливаются на достигнутом и продолжают совершенствовать элементы электронного правительства. Трудно поверить, но в середине 90-х годов прошлого века страна признавала себя отстающей среди развитых государств по уровню готовности к информационному обществу.
Считается, что фигурой, изменившей ход событий, стал премьер-министр Тони Блэр. В 2000-х Блэр добился увеличения расходов бюджета на создание необходимой инфраструктуры, принятия поддерживающих нормативных актов и ускорил процесс с помощью такого близкого России административного ресурса.[33]
Надо отметить отличие английского правопорядка от того, который существует в России. Общая система права Соединенного Королевства основана на судебных прецедентах, складывающиеся традиции и практика влияют на правоприменение. В этой связи оборот электронной цифровой подписи не является для Великобритании камнем преткновения, она признается разными учреждениями. Действующие редакции законов не подчеркивают монополию бумажного документооборота, вследствие чего существует большая свобода использования электронных аналогов.[34]
Специалисты инвентаризировали все государственные услуги. На тот момент их насчитывалось около 250. Труднее было взаимодействовать с муниципалитетами. Как и в России, они независимы от органов федеральной власти, и обязать их осуществлять формальные действия оказалось сложно.
Главным было названо построение модели, ориентированной на потребности граждан и бизнеса. Люди накопили уже достаточно опыта непосредственного взаимодействия с государственными структурами: стояли в очередях, собирали документы, обращались в разные инстанции. Поэтому представить им знакомую схему в интернете было обреченным на провал шагом. Этим и объясняются слишком низкие показатели первого этапа внедрения информационных технологий.
Разработчики единого портала государственных услуг Великобритании сформулировали новый тезис, на котором базируются сегодняшние инновации. От «правительства в Интернете» следует переходить к «правительству из Интернета». В связи с этим тезисом были предприняты следующие меры: объединение разрозненных государственных интернет-ресурсов, внесение поправок в законодательство, обеспечивающие налоговые льготы для тех, кто осуществляет обязательные платежи в электронном виде. На сегодняшний день удалось сделать доступными в электронном виде 75% сервисов.
В 2001 году начал эксплуатироваться правительственный шлюз (gateway), разработанный компанией Microsoft, который централизовал несколько крупных блоков правительственной архитектуры в интернете. Данная технология существует уже девять лет, но финансируется и активно функционирует последние два года.
Госструктуры Британии входят в число самых крупных клиентов ИКТ-вендоров. Из федерального бюджета тратится около 16 млрд евро в год на технологии, на долю которых приходится 4,6% общих государственных расходов. При этом Microsoft поставляет всего 19% программного обеспечения, используемого в публичном секторе. Совокупный расход на ПО в 2009 году составил 1,76 млрд фунтов[35]
.
Как уже было сказано, архитектура электронного правительства в Великобритании не централизована в полной мере. Для удобства посетителей там функционируют три службы: Directgov, обслуживающая граждан, Businesslink, предназначенная для нужд бизнеса и NHSchoice, сконцентрированная на вопросах здравоохранения. Находятся все три системы на технологической платформе от Microsoft, которая отвечает еще и за совершение транзакций, аутентификацию и безопасность. Всего на портале Directgov размещена 171 услуга: 124 из них предоставляют органы исполнительной власти и 47 – муниципальные.
Пошаговый принцип изложения информации характерен для британских государственных ведомств, это своеобразный стандарт. В нормативных документах он называется check list (контрольный лист), в котором последовательно описаны все требования к юридическому или физическому лицу при обращении за государственными услугами. Применяются контрольные листы и в надзорной деятельности. Среди трех самых популярных услуг по состоянию на январь 2010 года оказались сервисы Департамента таможенных сборов и доходов Ее Величества Королевы (оригинальное название налоговой службы Великобритании).[36]
Заметных достижений добились британцы в онлайн-регистрации транспортных средств. В данном процессе участвуют три независимые инстанции, включая частные страховые и технические компании. Предусмотренная на сайте форма позволяет заполнить необходимые данные из всех инстанций и отослать информацию в компетентные органы. После чего заявитель получает сведения о регистрации, и через единый правительственный шлюз данные становятся доступными для всех заинтересованных ведомств.
Организация поддержки фермеров, снабжение сельхозпроизводителей информацией, создание для них регулярных форм для заполнения документов сократило их затраты на 15% и сэкономило отрасли 16,5 млн фунтов в год. Около 90% юридических лиц обслуживаются в электронном виде в Регистрационной палате. Более 85% представляют свои ежегодные отчеты онлайн. В 2007–2008 годах было осуществлено 3,1 млн таких онлайновых транзакций.
Статистика посещений сайта Directgov увеличилась с 11 млн до 27 млн в месяц, по данным на январь 2010 года. Всего же в системе зарегистрировано 10 млн пользователей – каждый шестой гражданин Великобритании. 55% налогоплательщиков оплачивают дорожный налог по каналам правительственной сети.
Директор подразделения по коммуникациям Directgov Майк Хобан отметил ряд фундаментальных проблем внедрения электронного правительства в Соединенном Королевстве. Министерства и органы местного самоуправления стремятся сохранить свою независимость от централизованных систем; отсутствует программное финансирование и политическая воля для императивного включения всех ведомств в единый процесс; ведомства препятствуют интеграции, обосновывая это непримиримыми отличиями форм и баз данных. Здесь мы можем уловить сходство с российской бюрократической ментальностью. Все вышеперечисленные факторы, по словам Майка Хобана, были преодолены.
Среди основных результатов внедрения e-goverment государственный служащий назвал следующие. Количество госорганов, работающих в сети, увеличилось, усиление активности ведомств в интернете повлекло рост интереса населения, возник эффект привыкания к новым формам взаимодействия.
Не так давно законодательство туманного Альбиона пополнилось еще одним документом – Smart Government ("Разумное правительство"). Руководитель подразделения по работе с центральными органами государственной власти Microsoft UK Джонатан Соулер так прокомментировал этот акт: "Первая концепция Directgov касалась в основном оптимизации публичных услуг, новый документ – это уже реформа всего госуправления. По замыслу разработчиков, должен измениться "ландшафт" государственной системы – она будет перестраиваться под потребности граждан и бизнеса". Стратегически определено развитие ИКТ в правительстве до 2020 года. Акцент сместился к экономии финансов.
Для экономии на самом проекте Е-goverment не без помощи все той же Microsoft запущено так называемое G-Cloud ("Правительственное облако") – виртуальная модель, которая содержит основные технологические компоненты для взаимодействия с общей инфраструктурой правительства, способная функционировать на любом сервере в любой точке мира. Это помогает рационализировать деятельность центров обработки данных, которые, как известно, разрознены по ведомственной принадлежности, и сэкономить на накладных расходах. Планируется, что к 2014 году с помощью G-Cloud расходы на ИТ сократятся на 20%.[37]
Таким образом, развитию электронного государства Великобритании посвящен доклад Digital Britain, в котором элементы электронного правительства продолжают совершенствоваться. Считается, что фигурой, изменившей ход событий, стал премьер-министр Тони Блэр. Основной тезис, на котором базируются инновации Великобритании - от «правительства в Интернете» следует переходить к «правительству из Интернета». В этой стране в 2001 году начал эксплуатироваться правительственный шлюз (gateway), разработанный компанией Microsoft. Архитектура электронного правительства в Великобритании не централизована в полной мере. Для удобства посетителей функционируют три службы: Directgov, обслуживающая граждан, Businesslink, предназначенная для нужд бизнеса и NHSchoice, сконцентрированная на вопросах здравоохранения. проблем внедрения электронного правительства в Соединенном Королевстве. Основными проблемами развития «e-government» являются следующие: министерства и органы местного самоуправления стремятся сохранить свою независимость от централизованных систем; отсутствует программное финансирование и политическая воля для императивного включения всех ведомств в единый процесс; ведомства препятствуют интеграции, обосновывая это непримиримыми отличиями форм и баз данных. Здесь мы можем уловить сходство с российской бюрократической ментальностью. Однако из положительных тенеденций отмечается рост интереса населения к он-лайн общению с правительством, возникает эффект привыкания к новым формам взаимодействия.
§3. Электронное правительство во Франции
Во Франции создание электронного правительства было провозглашено одним из приоритетных направлений в программе правительственных действий по организации общества информации (PAGSI), принятой 18 января 1998 года.[38]
В данном документе говорится, что новые информационные и коммуникационные технологии могут быть использованы для того, чтобы сделать контакт населения и бизнеса с государственным аппаратом более прочным, обеспечив широкий доступ к новым технологиям, что должно ускорить темпы вхождения Франции в общество информации[39]
.
Все сведения по наиболее важным государственным вопросам должны быть размещены в Интернете. В программе построения информационного общества во Франции большое внимание также уделялось установлению контакта между населением и правительством с помощью электронной почты.
Все министерства и другие государственные службы к 2000 г. получили электронный адрес. Правительство Франции полагает, что поскольку в настоящее время вся деятельность министерств находится на виду у пользователей Интернета, то, несомненно, это повышает ответственность и эффективность работы чиновников. Большое внимание во Франции уделяется повышению компьютерной грамотности как населения, так и государственных служащих. Так, правительство организовало специальные программы по обучению чиновников работе с персональными компьютерами и с Интернетом. Кроме того, владение новыми информационными технологиями должно было войти в учебную программу при подготовке чиновников в высших учебных заведениях. Во Франции также была реализована программа Использование информационных и телекоммуникационных технологий правительством – основа для государственных реформ. Для финансирования этой программы был создан фонд, располагающий 130 миллиардами франков[40]
. Именно проект создания «информационной администрации» является приоритетным (в том числе и по его финансированию). Кроме того, был создан межведомственный комитет по технической поддержке развития информационных и коммуникационных технологий в правительственных службах. Задача этого комитета заключается в компьютерном и программном обеспечении правительственных служб, создание сетей, открытых для населения и обеспечение применение стандартов Интернета в практической деятельности.
Государственные службы в своей деятельности должны, прежде всего, руководствоваться интересами населения. Новые информационные технологии также сделали контакт между населением и государственным аппаратом более простым. В настоящее время каждый человек по интересующей его проблеме может обратиться к чиновнику-профессионалу за квалифицированной консультацией.
Анализ программы создания электронного правительства во Франции позволяет выявить ключевую цель – создание частично электронного правительства. Во Франции приоритетным направлением является – предоставление услуг населению благодаря использованию Интернета, при этом очень мало внимания уделяется вопросам электронного управления и расширения гражданского участия в политических процессах. Вид электронного правительства Франции – электронные услуги, что означает организацию защиты информации и предоставление правительственных услуг электронными средствами.
Все необходимые услуги население бизнес могут получить, пользуясь правительственными сайтами. Так, были созданы веб-страницы Парламента и Сената Франции, где транслируются дебаты и выступления по многим интересующим население вопросам. Кроме того, в настоящее время любой француз имеет доступ к архивным материалам. На правительственных сайтах можно найти интересующие документы, речи, выступления и объявления. Каждый человек должен знать свои права и обязанности. Именно для помощи населению в правовой области была создана система Legifrance[41]
. Она предлагает бесплатный доступ к основным составляющим французского права, таким как: Конституция, Оффишиел Джорнал, кодексы гражданского, коммерческого и конституционного права, и с недавнего времени – к решениям апелляционного суда.
Сайт предлагает огромное количество услуг, включая способы внесения поправок в законы, права население в их взаимоотношениях с государственными органами, адреса сайтов всех министерств и правительственные сайты. Также имеется секция Ваши права, в которой содержатся права населения в таких важных сферах, как имущество, семья и т.д. На веб-странице министра финансов Франции имеется метод вычисления персонального подоходного налога, изложенный максимально понятно.
На сайте министерства финансов население может найти очень нужную информацию, например способ вычисления подоходного налога.
Проанализировав программу создания электронного правительства во Франции и содержание основных правительственных сайтов, можно сказать, что стратегия формирования е-правительства ориентирована на внутреннюю деятельность и имеет цель достигнуть уровня бюрократической структуры, что означает интеграцию между различными департаментами и предоставление услуг потребителям со стороны правительства. В настоящий момент Франция, в отличие Великобритании, не ставит перед собой цель достигнуть уровня полностью электронного правительства. Что касается новых возможностей, то электронное правительство предоставляет их и населению и бизнесу. Однако во Франции создание электронного правительства является наиболее важным для населения, поскольку оно делает правительство доступным. Каждый человек имеет право на информацию – вот девиз французского правительства, который активно реализуется на практике. Оценивая качество предоставляемых французским правительством услуг, стоит сказать, что по этому показателю Франция уступает США, Великобритании и нескольким европейским странам. Однако показатели Франции достаточно высоки и со временем страна может их еще повысить.
§4. Электронное правительство в Германии
В 1998 году Федеральное правительство Германии объявило о новой доктрине, направленной на создание фундамента для адаптации государственных органов управления в условиях меняющейся социальной среды. Девизом коалиционного соглашения Aufbruch und Erneuerung — Deutschlands Weg ins 21. Jahrhundert стала модернизация деятельности органов власти. В связи с этим правительство выдвинуло четыре руководящих принципа, охватывающих четыре сектора реформы:
· новое распределение обязанностей, ведущее к росту эффективности и улучшению исполнения законов;
· большая ориентация на граждан, которые должны видеть в федеральном правительстве партнера;
· разностороннее развитие государственных служб, в результате которого органы власти будут лучше справляться со своими обязанностями, эффективнее использовать средства и действовать более прозрачно;
· эффективное руководство, позволяющее нанимать и удерживать в организации служащих, заинтересованных в результатах своей работы.
18 сентября 2000 года канцлер Шредер представил главные компоненты программы «Интернет для всех — шаги на пути к информационному обществу». Он сделал это в своем обращении перед началом работы конгресса на тему «Жизнь, обучение и работа в информационном обществе» на выставке в Ганновере. Герхард Шредер перечислил несколько шагов в направлении создания информационного общества, одни из которых:
· навыки пользования Интернетом должны стать частью общего образования:
· все публичные библиотеки должны иметь доступ в Интернет; развитие спонсорской поддержки в форме безвозмездной поставки персональных компьютеров;
· повышение ИТ-квалификации безработных.
· усиление конкуренции между телефонными компаниями, ведущее к снижению цен.
· освобождение от налогов.
· поддержка электронной коммерции, которая будет включать введение в действие электронных подписей для создания в Интернете безопасной среды; принятие постановлений для защиты интеллектуальной собственности и недопущения нечестной конкуренции; улучшение защиты потребителей;
· безопасность в Интернете:
«Электронное правительство» в Германии все еще находится в стадии становления. Средний житель страны по-прежнему далек от использования услуг, предоставляемых органами власти по Интернету. Доступ по Сети — исключение, а не правило.
Тем не менее, на региональном уровне в некоторых случаях достигнуты значительные успехи. Так, в земле Нижняя Саксония свыше 7 тыс. государственных служащих пользуются чип-картами, чтобы поставить свою электронную подпись под официальными документами, передаваемыми по Сети. А в земле Баден-Вюртемберг правительство региона выдает субсидии в размере 50 долл. на человека для обучения в государственных учебных заведениях (Volkshochschulen) навыкам использования Интернета.
Поскольку граждане в первую очередь имеют дело с местными властями, муниципальные и районные органы управления уже несколько лет участвуют в проектах «электронного правительства». Главные задачи для местных администраций — регистрация граждан, онлайновые заявки для различных целей, включая социальные пособия и т. п., а также информационные услуги и снабжение государственных служб.
Тем не менее, примерно 65% местных органов власти признают, что им не хватает квалифицированных сотрудников для работы над проектами «электронного правительства». Помимо этого, муниципальные власти порой сталкиваются с некоторым сопротивлением служащих и законодательных собраний, не одобряющих расширение услуг для граждан с помощью сети Интернет. Более того, для многих органов власти стоимость внедрения онлайновых служб выглядит непомерно высокой.
В числе самых больших препятствий на пути к «электронному правительству» — недостаток стандартов и совместимости. Бизнес-процессы в органах власти, а также взаимодействие с населением нуждаются в стандартизации. Для беспрепятственного обмена информацией по Сети между органами власти и гражданами в пределах всей страны должны быть стандартизованы структуры данных, характер их содержимого и форматы для обмена информацией.
В то время как большинство технических вопросов уже решено, юридические последствия введения «электронного правительства» по-прежнему требуют внимания. Существует разрыв между физической структурой органов власти и тем, что необходимо для ведения эффективной работы в Интернете. Если гражданин хочет зарегистрироваться по новому месту жительства у местных властей, технически он может это сделать с использованием своей чип-карты, электронной подписи и соответствующей Интернет-службы того района, в котором он живет. Однако по закону требуется, чтобы он пришел в соответствующую организацию для удостоверения его личности и собственноручно подписал регистрационную форму.[42]
Таким образом, электронизация Германии началась в 1998 году. Главными компонентами программы можно назвать повышение компьютерной грамотности населения и безопасность в Интернете. Создание электронного государтсва в Германии находится в стадии становления. Основными проблемами являются недостаток квалифицированных специалистов и недостаточная стандартизация и совместимость.
III
. Электронное государство и российское общество
§1. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»
Программа «Электронная Россия» (2002 – 2010 гг.) рассчитана на 9 лет, в течение которых предстоит предпринять меры, направленные на информатизацию России.[43]
Программа предполагает реформу нормативного регулирования рынка ИТ, внедрение новых технологий в государственных органах и частном секторе, создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности россиян, и построение масштабной инфраструктуры коммуникаций. В результате реализации программы должны быть подключены к Интернету все российские вузы и больше половины школ, созданы электронные библиотеки, внедрены системы телемедицины и т.д.
Идея «Электронной России» возникла в начале 2000 г., когда Министерство экономического развития и торговли РФ работало над стратегическим планом развития страны до 2010 г. Было понятно, что для сокращения экономического отставания от развитых стран, необходимо развивать сектор высоких технологий, в котором возможно достичь большей производительности, чем в секторе сырьевом. А без компьютеров и мощной телекоммуникационной инфраструктуры добиться этого нельзя.
Главным разработчиком программы выступила Высшая школа экономики (ВШЭ) – один из ведущих государственных университетов России в экономической и управленческой области. Помимо ВШЭ, над документом работали Минэкономразвития, Министерство по связи и информатизации, Министерство образования, Федеральное агентство правительственной связи и информации. Кроме того, в разработке "Электронной России" принимали участие Бюро экономического анализа, Межведомственный аналитический центр, НИИ "Информика", эксперты российских и зарубежных ИТ-компаний, представители академической науки. Репрезентативность группы, занимавшейся подготовкой программы, позволила учесть потребности всех слоев общества и добиться, чтобы в результате реализации программы эти потребности были удовлетворены максимально полно.
К экономическим целям можно отнести задачу построения экономики, ориентированной на потребление и экспорт информационных продуктов и услуг (это позволит кардинально сократить отставание России в использовании новых технологий и органично интегрировать нашу страну в мировую экономику). Важная политическая задача программы состоит в создании оптимальных условий для развития гражданского общества. Идея такова: в стране с высокой степенью информационной открытости гораздо меньше возможностей для злоупотреблений по отношению к гражданам со стороны представителей власти. Использование ИТ в этой связи как раз и позволит обеспечить такую открытость. Действительно, возможность направить запрос по электронной почте существенно облегчит гражданину общение с государством.
Предпосылками для внедрения программы стал наметившейся разрыв между Россией и развитыми странами в области ИТ. Это в равной степени касается как мизерной доли участия отечественных информационных технологий в ВВП страны, так и низкого уровня компьютеризации населения. При этом внедрению новых технологий препятствуют множество факторов: от слабой готовности государства к их применению и высокой степени монополизма в индустрии, до несовершенства законодательной базы и ничем не оправданных административных барьеров. Учитывая, что степень информатизации экономики становится определяющим фактором конкурентоспособности страны, такое отставание представляет угрозу экономической безопасности государства.
Программа «Электронная Россия» призвана создать условия, при которых по степени проникновения информационных и коммуникативных технологий Россия сможет максимально быстро выйти на один уровень с развитыми странами. Выполнение заложенных в программе мер позволит не только повысить эффективность государственного управления, конкурентоспособность экономики и степень развития общества, но также поможет сделать Россию одной из ведущих информационных держав мира
Электронное государство
Приоритеты в рамках программы «Электронная Россия»: эффективная защита авторских прав, принятие законов об электронной коммерции и электронном документообороте, регламентация доступа к общегосударственным информационным ресурсам. Предусмотрено ослабить ограничения, сдерживающие развитие ИТ-индустрии: облегчить процедуры получения необходимых лицензий, повысить инвестиционную привлекательность отрасли с тем, чтобы обеспечить приток капитала в этот сектор экономики.
Большое внимание в программе уделено информатизации государственного управления. Концепция "Электронного правительства" предполагает кардинально изменить принцип взаимоотношений государства с гражданами и бизнесом. Предполагается значительно расширить объем информации, которую государственный органы будут обязаны предоставлять гражданам, в том числе и через Интернет. В частности, в обязательном порядке планируется публиковать в Интернете проекты законов и постановлений правительства, информацию о формировании и исполнении бюджетов, проводимых тендерах, отчеты о результатах работы госпредприятий и даже итоги проверок, проводимых Счетной палатой и другими контрольными органами.
Помимо этого, в открытом доступе планировалось представить различные информационные и статистические базы данных. Их тематика весьма широка – от маркетинговых исследований, справочников по предприятиям и каталогов продукции, до данных о регистрации сделок с недвижимостью или выданных патентах.
В программе сделан акцент на повсеместном внедрении в государственных органах систем электронного документооборота. Причем эти системы не будут автономными, они смогут взаимодействовать между собой (между различными организациями информация также будет передаваться в электронном виде) и с внешним миром. Планируется внедрить систему дистанционной подачи документов в Министерство по налогам и сборам, в Госкомстат, в Министерство по антимонопольной политике, в таможенные органы и проч. Большую часть государственных тендеров и закупок также предполагается проводить в электронной форме.
Электронная экономика
Преимущества, которые "Электронная Россия" предоставляет частным компаниям, не ограничиваются совершенствованием нормативной базы в сфере ИТ. Программа предполагает также государственную поддержку экспорта информационных технологий. Для этих целей планируется проведение мероприятий, направленных на продвижение российских компаний на мировых рынках, создание России имиджа страны, специализирующейся на производстве интеллектуальных продуктов. "Электронная Россия" будет способствовать привлечению российских специалистов к участию в международных программах развития и стандартизации в сфере ИТ.
Одной из задач программы является создание условий для формирования института венчурных фондов как одного из наиболее действенных инструментов финансирования инновационных проектов. Она предусматривает поддержку технопарков, в которых высокотехнологичные компании смогут организовывать свой бизнес с минимальными затратами. Государственные чиновники будут консультировать руководителей молодых компаний по вопросам выхода на внешний рынок или привлечения инвестиций.
Компаниям, не имеющим отношения к сфере высоких технологий, "Электронная Россия" также облегчает жизнь. Во-первых, благодаря возможности подавать налоговую и прочую отчетность в электронной форме, а, во-вторых, благодаря информированию компаний посредством разнообразных электронных баз данных. Это упростит им как взаимоотношение с государственными структурами, так поможет эффективнее искать партнеров, вести закупки и т.д. В рамках "Электронной России" планируется организовать подготовку и повышение квалификации работников ИТ-сферы. В бюджете программы на эти цели отведено 3,5 млрд. рублей.
Электронное общество
Рядовые граждане также не обойдены вниманием «Электронной России». В рамках программы для них предполагается создать инфраструктуру новых технологий и образовательные программы, призванные научить этими технологиями пользоваться. Для этих целей предполагается создать по всей стране широкую сеть пунктов доступа в Интернет. В частности, так называемые коллективные центры доступа в Сеть появятся в каждом населенном пункте, где население превышает 10 тыс. человек. Располагаться такие центры будут в почтовых отделениях, библиотеках, школах, вузах и других государственных и муниципальных учреждениях. На образование и переподготовку кадров "Электронная Россия" потратит 26 млрд. рублей, т.е. треть всего своего бюджета.
Предполагается значительно усовершенствовать методическую и материально-техническую базу учебных заведений. До 2005 г. планируется подключить к Интернету все вузы, профессиональные училища и не менее 60 % школ. К 2010 году оснащенность учебных заведений достигнет такого уровня, что на четырех учащихся будет приходиться один компьютер. Революционные изменения произойдут и в сфере дистанционного обучения, что особенно актуально для столь протяженной страны. Будет увеличен госзаказ на дистанционное образование, доля открытых форм обучения возрастет до 20-30 %%, каждое профессиональное учебное заведение должно будет опубликовать в Интернете свои учебные программы. Программа также не обойдет вниманием вопросы здравоохранения, социальной помощи, науки и культуры.
Хронология
Программа "Электронная Россия" разделена на три больших этапа.
I. В течение 2002 г. предполагается провести анализ уровня информатизации России во всех сферах: государственной, бюджетной, коммерческой, общественной. Также будет проведен аудит законодательно-правовой базы информационных технологий и изучен опыт их успешного внедрения. Начнут реализовываться первые проекты перехода к электронному документообороту в органах государственной власти, а так же проекты модернизации системы образования.
II. На втором этапе (2003-2004 гг.) продолжится развитие подобных проектов и начнется работа по продвижению России на мировых рынках в качестве поставщика услуг и решений в области информационных технологий. Будет сформирована единая телекоммуникационная инфраструктура для публичного и образовательного Интернета, а также база для подготовки и переподготовки специалистов.
III. Третий этап (2005-2010 гг.) ознаменуется массовым распространением информационных технологий в реальном секторе экономики. Кроме того, будут созданы предпосылки для реализации прав граждан на доступ к информации. По результатам предыдущих этапов будет обеспечено комплексное внедрение стандартизированных систем документооборота как на внутри- , так и на межведомственном уровне.
§2. Реализация программы электронного правительства в России
По заявлению советника главы государства Леонида Реймана, поручение президента по созданию проекта «Электронного правительства» не выполнено в срок. «Хотелось бы, чтобы был некий системный проект с точки зрения построения электронного правительства, и соответствующее поручение президента было дано. Оно на сегодняшний день находится в стадии выполнения. Сроки уже прошли», – заявил Рейман на пресс-конференции в «Интерфаксе».[44]
Недовольство Реймана связано, например, с исполнением президентского поручения от 10 июля 2009 года по созданию «системного проекта реализации инфраструктуры «электронного правительства» с обоснованием необходимых объемов бюджетного финансирования». Из 24 поручений президента, касающихся электронных госуслуг, выполнено 7, менее трети. Хотя некоторые из них были даны правительству и Минкомсвязи еще в июле и августе 2008 года. Например, до 1 марта 2009 года правительство должно было обеспечить создание системы аттестации, подготовки и повышения квалификации госслужащих, использующих в своей работе информационные технологии. Поручение не выполнено. Правда, один пункт все же выполнен – предложения по повышению уровня информационной безопасности органов госвласти. Часть поручений датирована декабрем прошлого года. Например, поручение правительству от 26 декабря 2009 года – представить на рассмотрение совета при президенте «проект программы развития информационного общества в Российской Федерации (2011–2018 годы), предусмотрев приоритетное финансирование мер по сокращению неравенства между субъектами Российской Федерации по уровню развития информационного общества». Срок исполнения – 1 марта 2010 года. Программа не представлена, хотя дата ее представления президентскому совету переносилась дважды.
Еще в прошлом году глава Миномсвязи Игорь Щеголев пообещал, что государственные услуги в 2010 году будут так же доступны гражданам, как товары в интернет-магазине. Для этого был разработан и запущен единый портал www.gosuslugi.ru. По словам Щеголева, гражданам в рамках этой программы будут доступны такие услуги, как запись на прием к врачу, оплата штрафов и квитанций через интернет, а бизнесу обещан электронный документооборот с органами власти. Но этот портал до сих работает всего лишь как доска объявлений. На портале можно узнать часы работы ведомств и списки документов, необходимых для получения тех или иных госуслуг. Не более того.
Чтобы портал gosuslugi.ru перестал быть банальной витриной госуслуг, необходимо переработать сотни нормативных актов, предусматривающих прямой контакт гражданина с чиновником, предупреждает ведущий эксперт компании «Бизнес-решения» Алексей Калинин. «Существует огромное количество нормативных актов, согласно которым многие документы можно подавать только лично или только в бумажной форме, а пока на сайтах ведомств можно только скачать какую-то форму или образец для заполнения, а потом лично их куда-то отнести», – комментирует ситуацию он.
«Электронное правительство» – это нереализуемый в российских условиях проект. Нечто подобное действует только в небольших странах (Эстония, Сингапур) – ни в США, ни в других странах Евросоюза такой задачи никто даже не ставит. «Ни одно ведомство, а тем более ФСБ или ФСО, ни за что не захочет проводить перед Минкомсвязью сеанс саморазоблачения в виде открытого доступа к своим услугам. Неудивительно, что все ведомства саботируют принятие программы «Электронное правительство», – говорит член комитета Госдумы по информатизации Илья Пономарев. По мнению депутата, реализацией гослуслуг должен заниматься бизнес, специализирующийся на информационно-коммуникационных технологиях. А министерства должны лишь обозначить перечень своих услуг и открыть доступ к их реализации. «Нужно объявить тендер – и бизнес сам предложит пути доуступа к госуслугам, разработает необходимые IT-программы», – уверен Пономарев.
Маловероятно, что президент захочет в очередной раз констатировать, что его поручения не выполнены. «Совершенно очевидно, что мы стоим в преддверии оргвыводов в отношении чиновников, не выполнивших поручения по «Электронному правительству», и действительно по этой части долгие годы в России почти ничего не происходит», – говорит депутат-единоросс Роберт Шлегель.
Таким образом, программа «Электронная Россия» была рассчитана на 9 лет, с 2002 по 2010 годы. Главным разработчиком программы выступила Высшая школа экономики (ВШЭ). Она предполагает реформу нормативного регулирования рынка ИТ. К экономическим целям можно отнести задачу построения экономики, ориентированной на потребление и экспорт информационных продуктов и услуг (это позволит кардинально сократить отставание России в использовании новых технологий и органично интегрировать нашу страну в мировую экономику). Важная политическая задача программы состоит в создании оптимальных условий для развития гражданского общества. Предпосылками для внедрения программы стал наметившейся разрыв между Россией и развитыми странами в области ИТ. Программа «Электронная Россия» призвана создать условия, при которых по степени проникновения информационных и коммуникативных технологий Россия сможет максимально быстро выйти на один уровень с развитыми странами. Приоритеты в рамках программы «Электронная Россия»: эффективная защита авторских прав, принятие законов об электронной коммерции и электронном документообороте, регламентация доступа к общегосударственным информационным ресурсам. Программа предполагает также государственную поддержку экспорта информационных технологий. В рамках программы для рядовых граждан предполагается создать инфраструктуру новых технологий и образовательные программы, призванные научить этими технологиями пользоваться. Программа «Электронная Россия» разделена на три больших этапа. Однако на сегодняшний день программа не является полностью выполненной.
Заключение
Поскольку в настоящее время «электронное государство» находится в стадии становления, его понятие четко не сформировалось. Электронное государство (электронное правительство, e-government) представляет собой интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества. Оно появилось в конце XX века в связи с низкой эффективностью работы органов государственной власти. Базовая цель внедрения электронного государства — повышение эффективности работы государственных служб. Принципы «e-government» подразумевают возможность получения традиционных правительственных услуг он-лайн.
Правительственное веб-присутствие (согласно классификации Европейской комиссии) характеризуется последовательным прохождением пяти этапов: информационный, интерактивный односторонний, интерактивный двусторонний, транзакционный, проактивный. Отмечены уровни взаимодействия электронного государтсва: между гражданами и частными компаниями; между частными компаниями; между государственными службами и гражданами; между государством и частными компаниями; между органами государственного управления.
Процесс становления системы «электронного государства» можно условно разделить на три основные стадии-направления: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции». Электронное государство представляет собой систему взаимодействия структур исполнительной власти с гражданами, гражданским обществом и бизнес-структурами посредством Интернета. Основными чертами электронного государства являются внедрение ИКТ в деятельность правительств различных стран, открытость и доступность государственной информации, принцип обратной связи между населением и органами государственной власти, ответственность государства за принимаемые решения, децентрализация власти.
Государственные органы и население демонстрируют понимание значения информационных технологий для возможности полного изменения характера их деятельности — как с точки зрения предоставления услуг, так и с точки зрения эффективности управления. Канада опережает остальные рассматриваемые страны по такому показателю, как инновации в области электронного правительства. «Лидерами инноваций» являются Канада, Сингапур и США. В конце первой десятки находятся пять европейских государств: Великобритания, Германия, Дания, Ирландия и Финляндия. Создание единых принципов обеспечения конфиденциальности, стандартов электронной подписи и шифрования важной информации — вот некоторые направления деятельности государства в этой сфере, которые формируют основу для будущего развития в области электронного правительства. Основные ключевые идеи исследования
В основном органы государственной власти используют информационные технологии для публикации документов (законопроектов, справок, бланков и т.д.), а также для оказания услуг он-лайн (например, оплата счетов). Однако перечень из года в год увеличивается. В настоящее время идет приспособление администраций стран к использованию ИКТ в их деятельности. В связи с этим были выявлены некоторые проблемы, среди которых низкий уровень использования услуг Интернет населением стран, недоверие граждан к «e-government».
Развитию электронного государства Великобритании посвящен доклад Digital Britain, в котором элементы электронного правительства продолжают совершенствоваться. Считается, что фигурой, изменившей ход событий, стал премьер-министр Тони Блэр. Основной тезис, на котором базируются инновации Великобритании - от «правительства в Интернете» следует переходить к «правительству из Интернета». В этой стране в 2001 году начал эксплуатироваться правительственный шлюз (gateway), разработанный компанией Microsoft. Архитектура электронного правительства в Великобритании не централизована в полной мере. Для удобства посетителей функционируют три службы: Directgov, обслуживающая граждан, Businesslink, предназначенная для нужд бизнеса и NHSchoice, сконцентрированная на вопросах здравоохранения. проблем внедрения электронного правительства в Соединенном Королевстве. Основными проблемами развития «e-government» являются следующие: министерства и органы местного самоуправления стремятся сохранить свою независимость от централизованных систем; отсутствует программное финансирование и политическая воля для императивного включения всех ведомств в единый процесс; ведомства препятствуют интеграции, обосновывая это непримиримыми отличиями форм и баз данных. Здесь мы можем уловить сходство с российской бюрократической ментальностью. Однако из положительных тенеденций отмечается рост интереса населения к он-лайн общению с правительством, возникает эффект привыкания к новым формам взаимодействия.
Во Франции создание электронного правительства было провозглашено одним из приоритетных направлений в программе правительственных действий по организации общества информации (PAGSI). Все сведения по наиболее важным государственным вопросам должны быть размещены в Интернете.
Проанализировав программу создания электронного правительства во Франции и содержание основных правительственных сайтов, можно сказать, что стратегия формирования е-правительства ориентирована на внутреннюю деятельность и имеет цель достигнуть уровня бюрократической структуры, что означает интеграцию между различными департаментами и предоставление услуг потребителям со стороны правительства. В настоящий момент Франция, в отличие Великобритании, не ставит перед собой цель достигнуть уровня полностью электронного правительства. Что касается новых возможностей, то электронное правительство предоставляет их и населению и бизнесу. Однако во Франции создание электронного правительства является наиболее важным для населения, поскольку оно делает правительство доступным. Франция уступает США, Великобритании и нескольким европейским странам. Однако показатели Франции достаточно высоки и со временем страна может их еще повысить.
Электронизация Германии началась в 1998 году. Главными компонентами программы можно назвать повышение компьютерной грамотности населения и безопасность в Интернете. Создание электронного государства в Германии находится в стадии становления. Основными проблемами являются недостаток квалифицированных специалистов и недостаточная стандартизация и совместимость.
Для внедрения электронного правительства в Российской Федерации была создана федеральная целевая программа «Электронная Россия», которая рассчитана на 9 лет, с 2002 по 2010 годы. Главным разработчиком программы выступила Высшая школа экономики (ВШЭ). Она предполагает реформу нормативного регулирования рынка ИТ. К экономическим целям можно отнести задачу построения экономики, ориентированной на потребление и экспорт информационных продуктов и услуг (это позволит кардинально сократить отставание России в использовании новых технологий и органично интегрировать нашу страну в мировую экономику). Важная политическая задача программы состоит в создании оптимальных условий для развития гражданского общества. Предпосылками для внедрения программы стал наметившейся разрыв между Россией и развитыми странами в области ИТ. Программа «Электронная Россия» призвана создать условия, при которых по степени проникновения информационных и коммуникативных технологий Россия сможет максимально быстро выйти на один уровень с развитыми странами. Приоритеты в рамках программы «Электронная Россия»: эффективная защита авторских прав, принятие законов об электронной коммерции и электронном документообороте, регламентация доступа к общегосударственным информационным ресурсам. Программа предполагает также государственную поддержку экспорта информационных технологий. В рамках программы для рядовых граждан предполагается создать инфраструктуру новых технологий и образовательные программы, призванные научить этими технологиями пользоваться. Программа «Электронная Россия» разделена на три больших этапа. Однако на сегодняшний день программа не является полностью выполненной.
Список литературы
1. Барбер М. Государственная служба: эффективная и аполитичная //Британские политические традиции и реформа власти в России. М-лы межд. научно-практ. конф. в Российской академии госслужбы при Президенте РФ и Посольстве Великобритании в РФ. Сопредседатели: Президент-ректор РАГС В. Егоров, Посол Великобритании в РФ Т. Брендон. М., РАГС, 2005.
2. Бачило ИЛ. Информационное право. - М., 2001.
3. Богдановская И.Ю. Электронное государство // Общественные науки и современность. - 2004. - № 6, 8 ноября.
4. Богдановская И.Ю. Концепция «электронного государства» (сравнительно-правовые аспекты) // Четвертая конференция «Право и интернет: теория и практика» (Режим доступа: http://www.parkmedia.ru/conf.asp?ob_no=346).
5. Василенко Л.А. Интернет в информатизации государственной службы России. М., РАГС, 2000.
6. Государство в XXI веке. Реализация проектов электронного правительства. Мировой и отечественный опыт. Выпуск № 19 (Режим доступа: http://www.microsoft.com/Rus/Government/newsletters/issue19/02.mspx).
7. Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика // Государственная служба. — 2008 . — N 4. - 163-173.
8. Клумпп Д. Электронное правительство в Германии — реальные достижения (Режим доступа: http://www.fostas.ru/library/show_article.php?id=191).
9. Ковлер А.И. Кризис демократии?- М., 1997.
10. Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственный менеджмент, (Раздел "Электронное правительство"). М., 2004.
11. Кураш А. Как правительство Британии стало электронным (Режим доступа: http://www.mdi.ru/encycl.php?RubricID=3608).
12. По материалам: Создание электронного правительства во Франции (Режим доступа: http://www.svobodainfo.org/ru/node/251).
13. Политико-административное управление /Под. ред. В.С. Комаровского и Л.В. Сморгунова. М.: РАГС, 2004.
14. Прохоров. А. Электронное правительство в цифрах и фактах / А. Прохоров // Компьютер-пресс. - 2006. - №5. - С. С.144-150.
15. Сборник научных трудов / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. полит. науки; Рос. ассоц. полит. науки; Гл. ред. акад. РАН Ю.С. Пивоваров. – М., 2007.
16. Туманов В.А. Европейский суд по правам человека. - М., 2001.
17. Фаляхов Р. Электронное правительство тормозит (Режим доступа: http://www.gazeta.ru/financial/2010/07/06/3395116.shtml).
18. Шляхтина С. Интернет в цифрах и фактах / С. Шляхтина // Компьютер пресс. - 2003. - №2. - . 8-19.
19. http://www.legifrance.fr
20. http://ec.europa.eu/
21. http://www.compress.ru/article.aspx?id=17274&iid=799
22. http://www.microsoft.com/presspass/events/glfamericas/
23. http://www.internet.gouv.fr)
24. http://www.internet.gouv.fr)
25. http://www.thegartnergroup.com
26. http://e-rus.ru;
27. http://www.minsvyaz.ru/3495/3500/
[1]
Туманов В.А. Европейский суд по правам человека. - М., 2001.
[2]
Богдановская И.Ю. Концепция «электронного государства» (сравнительно-правовые аспекты) // Четвертая конференция «Право и интернет: теория и практика» (Режим доступа: http://www.parkmedia.ru/conf.asp?ob_no=346)
[3]
Богдановская И.Ю. Электронное государство // Общественные науки и современность. - 2004. - № 6. 8 ноября
[4]
Там же
[5]
Прохоров. А. Электронное правительство в цифрах и фактах / А. Прохоров // Компьютер-пресс. - 2006. - №5. - С. С.144-150
[6]
Режим доступа: www.thegartnergroup.com
[7]
Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика// Государственная служба. — 2008 . — N 4. - 163-173
[8]
Там же
9 Прохоров. А. Электронное правительство в цифрах и фактах / А. Прохоров // Компьютер-пресс. - 2006. - №5. - С. С.144-150
[9]
Прохоров. А. Электронное правительство в цифрах и фактах / А. Прохоров // Компьютер-пресс. - 2006. - №5. - С. С.144-150
[10]
Там же
[11]
Шляхтина С. Интернет в цифрах и фактах / С. Шляхтина // Компьютер пресс. - 2003. - №2. - . 8-19
[12]
Режим доступа: http://www.microsoft.com/presspass/events/glfamericas/
[13]
Шляхтина С. Интернет в цифрах и фактах / С. Шляхтина // Компьютер пресс. - 2003. - №2. - 8-19
[14]
Режим доступа: http://www.microsoft.com/presspass/events/glfamericas/
[15]
Режим доступа: http://ec.europa.eu/
[16]
Шляхтина С. Интернет в цифрах и фактах / С. Шляхтина // Компьютер пресс. - 2003. - №2. - . 8-19
[17]
Шляхтина С. Интернет в цифрах и фактах / С. Шляхтина // Компьютер пресс. - 2003. - №2. - . 8-19
[18]
Прохоров. А. Электронное правительство в цифрах и фактах / А. Прохоров // Компьютер-пресс. - 2006. - №5. - С. С.144-150
[19]
Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика// Государственная служба. — 2008 . — N 4. - 163-173
[20]
Василенко Л.А. Интернет в информатизации государственной службы России. М., РАГС, 2000; Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика// Государственная служба. — 2008 . — N 4. - 163-173; Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственный менеджмент, (Раздел "Электронное правительство"). М., 2004.
[21]
Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика// Государственная служба. — 2008 . — N 4. - 163-173
[22]
Бачило ИЛ. Информационное право. - М., 2001.
[23]
Ковлер А.И. Кризис демократии?- М., 1997.
[24]
Государство в XXI веке. Реализация проектов электронного правительства. Мировой и отечественный опыт. Выпуск № 19 (Режим доступа: http://www.microsoft.com/Rus/Government/newsletters/issue19/02.mspx)
[25]
Государство в XXI веке. Реализация проектов электронного правительства. Мировой и отечественный опыт. Выпуск № 19 (Режим доступа: http://www.microsoft.com/Rus/Government/newsletters/issue19/02.mspx)
[26]
Политико-административное управление /Под. ред. В.С. Комаровского и Л.В. Сморгунова. М.: РАГС, 2004.
[27]
Барбер М. Государственная служба: эффективная и аполитичная //Британские политические традиции и реформа власти в России. М-лы межд. научно-практ. конф. в Российской академии госслужбы при Президенте РФ и Посольстве Великобритании в РФ. Сопредседатели: Президент-ректор РАГС В. Егоров, Посол Великобритании в РФ Т. Брендон. М., РАГС, 2005.
[28]
Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика// Государственная служба. — 2008 . — N 4. - 163-173
[29]
Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика// Государственная служба. — 2008 . — N 4. - 163-173
[30]
Там же
[31]
Там же
[32]
Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика// Государственная служба. — 2008 . — N 4. - 163-173
[33]
Кураш А. Как правительство Британии стало электронным (Режим доступа: http://www.mdi.ru/encycl.php?RubricID=3608)
[34]
Кураш А. Как правительство Британии стало электронным (Режим доступа: http://www.mdi.ru/encycl.php?RubricID=3608)
[35]
Government ICT Strategy, 2010
[36]
Кураш А. Как правительство Британии стало электронным (Режим доступа: http://www.mdi.ru/encycl.php?RubricID=3608)
[37]
Кураш А. Как правительство Британии стало электронным (Режим доступа: http://www.mdi.ru/encycl.php?RubricID=3608)
[38]
По материалам: Создание электронного правительства во Франции (Режим доступа: http://www.svobodainfo.org/ru/node/251)
[39]
PAGSI ( Режим доступа: http://www.internet.gouv.fr)
[40]
Summery of the French program ( Режимдоступа: http://www.internet.gouv.fr)
[41]
Government site (Режимдоступа: http://www.legifrance.fr)
[42]
Клумпп Д. Электронное правительство в Германии — реальные достижения (Режим доступа: http://www.fostas.ru/library/show_article.php?id=191)
[43]
Режим доступа: http://e-rus.ru; http://www.minsvyaz.ru/3495/3500/
[44]
Фаляхов Р. Электронное правительство тормозит (Режим доступа: http://www.gazeta.ru/financial/2010/07/06/3395116.shtml)
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |