Реферат по предмету "Государство и право"


Федеральный закон "Об информации и защите информации"

Реферат


По дисциплине: Основы информационной безопасности


На тему: Федеральный закон "Об информации и защите информации"



Оглавление


Введение. 3


1.Общие положения. 8


2.Информационные ресурсы. 8


Введение


Как известно, право - это совокупность общеобязательных правил и норм поведения, установленных или санкционированных государством в отношении определённых сфер жизни и деятельности государственных органов, предприятий (организаций) и населения (отдельной личности).


Правовая защита информации как ресурса признана на международном государственном уровне и определяется межгосударственными договорами, конвенциями, декларациями и реализуется патентами, авторским правом и лицензиями на их защиту. На государственном уровне правовая защита регулируется государственными и ведомственными актами (рис. 1).


В нашей стране такими правилами являются Конституция, законы Российской Федерации, гражданское, административное, уголовное право, изложенные в соответствующих кодексах. Что касается ведомственных нормативных актов, то они определяются приказами, руководствами, положениями и инструкциями, издаваемые ведомствами, организациями и предприятиями, действующими в рамках определенных структур (рис. 2).


Требования информационной безопасности должны органически включаться во все уровни законодательства, в том числе и в конституционное законодательство, основные общие законы, законы по организации государственной системы управления, специальные законы, ведомственные правовые акты и другие. В литературе приводится такая структура правовых актов, ориентированных на правовую защиту информации.


Первый блок - конституционное законодательство. Нормы, касающиеся вопросов информатизации и защиты информации, входят в него как составные элементы.


Второй блок – общие законы, кодексы (о собственности, о недрах, о земле, о правах граждан, о гражданстве, о налогах, об антимонопольной деятельности), которые включают нормы по вопросам информатизации и информационной безопасности.


Третий блок – законы об организации управления, касающиеся отдельных структур хозяйства, экономики, системы государственных органов и определяющие их статус. Они включают отдельные нормы по вопросам защиты информации.


Четвёртый блок – специальные законы, полностью относящиеся к конкретным сферам отношений, отраслям хозяйства, процессам. В их число входит и Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации». Именно состав и содержание этого блока законов и создаёт специальное законодательство как основу правового обеспечения информационной безопасности.


Пятый блок – законодательство субъектов Российской Федерации, касающиеся защиты информации.


Шестой блок – подзаконные нормативные акты по защите информации.


Седьмой блок – это правоохранительное законодательство России, содержащее нормы об ответственности за правонарушения в сфере информатизации.


Специальное законодательство в области безопасности информационной деятельности может быть представлено совокупностью законов. В их составе особое место принадлежит базовому закону «Об информации, информатизации и защите информации», который закладывает основы правового определения всех важнейших компонентов информационной деятельности:


- информации и информационных систем;


- субъектов – участников информационных процессов;


- правоотношений производителей – потребителей информационной продукции;


- владельцев (обладателей, источников) информации – обработчиков и потребителей на основе отношений собственности при обеспечении гарантий интересов граждан и государства.






1.
Общие положения


Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.


Иформация - сведения о лицах, предметах, факторах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления.


Информатизация-организационный социально-экономический и научно-технический процессах создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.


Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития РФ.


2.Информационные ресурсы


Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.


Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.


Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в том числе он право:


- назначить лицо, осуществляющее хозяйственное владение информационными ресурсами, или оперативное управление ими;


- устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним.


- определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.


Право собственности на средства обработки информации не создает права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другими собственникам. Документы, обрабатываемые в порядке предоставления услуг или при совместном использовании этих средств обработки, принадлежат их владельцу. Принадлежность и режим производной продукции, создаваемой в этом случае, регулируются договором.


Государственные информационные ресурсы Российской Федерации формируются в соответствии со сферами ведения как: федеральные информационные ресурсы; информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - информационные ресурсы совместного ведения); информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.


Формирование государственных информационных ресурсов в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией.


Деятельность органов государственной власти и организацией по формированию федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по статье расходов «Информатика» («Информационные обеспечение»).


Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления ,организации и общественные объединения обязаны представлять документирование информацию органам и организациями, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов.


Порядок и условия обязательного представления документированной информации доводятся до сведения граждан и организаций. Порядок обязательного представления (получения) информации, отнесенной государственной тайне, и конфиденциальной информации устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством об этих категориях информации.


Отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием.


Отнесение конкретных объектов федеральных информационных ресурсов к общероссийскому национальному достоянию и определение их правового режима устанавливаются федеральным законам.


Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.


Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.


Запрещено относить к информацию с ограниченным доступом:


- законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов местного самоуправления, организаций, общественного объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;


- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;


- документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;


- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.


Перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне Федерального закона. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.


Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.


Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.


Подлежит обязательному лицензированию деятельность негосударственных организацией и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользователем персональных данных. Порядок лицензирования определяется законодательством Российской Федерации,


Неправомерность деятельности органов государственной власти и организаций по сбору персональных данных может быть установлена в судебном порядке по требованию субъектов, действующих на основании статей 14 и 15 настоящего Федерального закона и законодательства о персональных данных.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.