Реферат по предмету "Государство и право"


Министерство образования и науки России

Содержание


Введение


1. Цели Министерства образования и науки России


2. Общие положения


3. Полномочия


4. Организация деятельности


5. Приоритеты государственной политики в сфере образования


6. Министр образования и науки Российской Федерации


Список использованных источников



Введение


Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) было образовано 9 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации N 314.


Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.


Деятельность Министерства - его миссия - направлена на реализацию и развитие интеллектуального потенциала нации - главной составляющей устойчивого и динамичного развития России.



1.


1. Цели Министерства образования и науки России


Цели Минобрнауки России определены исходя из важности и необходимости удовлетворения потребностей населения в образовании, обеспечения доступности качественного образования, насыщения экономики квалифицированными кадрами, интеграции образования и научно-технической деятельности, повышения эффективности использования научно-технических достижений, реформирования научной сферы и стимулирования инновационной деятельности как ключевых источников устойчивого экономического роста и повышения благосостояния общества.


К целям Министерства относятся:


1.Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.


2.Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования.


3.Создание условий для активного включения детей, обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества.


4.Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала.


5.Создание условий для активизации инновационной деятельности.


Минобрнауки России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:а) образование, включая дошкольное и общее образование, начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование, социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, научная, научно-техническая и инновационная деятельность, интеллектуальная собственность;


б) формирование приоритетных направлений развития образования, науки, технологий и техники, перечня критических технологий и приоритетов инновационной деятельности Российской Федерации;


в) координация научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также средств акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности;


г) разработка и утверждение государственных стандартов дошкольного и общего образования, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;


д) деятельность Высшей аттестационной комиссии;


е) развитие информационных технологий в сфере образования и науки.


Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности, находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.


2. Общие положения:


1. Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической деятельности и инновационной деятельности в научно-технической сфере, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.


2. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности, находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. министерство образование наука россия


3. Министерство образования и науки Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.


4.Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.


3. Полномочия


1. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:


1.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, к деятельности Высшей аттестационной комиссии, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства; 1.2.на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:


1.2.1 перечни профессий и направлений подготовки (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка;


1.2.2 типовые положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и порядок их создания;


1.2.3 формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, технические требования к ним, порядок выдачи, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации;


1.2.4 ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, и порядок проведения экспертизы учебников;


1.2.5 порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах, в том числе в форме единого государственного экзамена, порядок проверки экзаменационных работ и порядок применения системы оценки результатов, а также порядок подачи и рассмотрения апелляций;


1.2.6 порядок приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения, в том числе порядок проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования;


1.2.7порядок перевода обучающегося из одного образовательного учреждения в другое;


1.2.8 порядок формирования материально-технической, экспериментальной и приборной базы науки, создания федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием;


1.2.9 порядок присуждения премий Президента Российской Федерации и премий Правительства Российской Федерации в области образования, науки и техники;


1.2.10 форма и порядок выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена;


1.2.11 перечень олимпиад школьников и порядок их проведения;


1.2.12 порядок отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также перечень этих организаций;


1.2.13 перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории, и показателей деятельности его филиалов;


1.2.14 порядок предоставления академического отпуска студенту образовательного учреждения высшего профессионального образования;


1.2.15 форма патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец и состав указываемых в нем сведений;


1.2.16 требования к документам, содержащимся в заявке на товарный знак и прилагаемым к ней (документы заявки);


1.2.17 федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;


1.2.18 критерии и порядок предоставления специальных государственных стипендий для получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, включая стипендии для обучения за рубежом;


1.2.19 положение о психолого-медико-педагогической комиссии;


1.2.20 положение о докторантах, об аспирантах и о соискателях;


1.2.21 о продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы);


1.3 в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Министерства, а также проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;


1.4 обобщает практику применения законодательства Российской Федерации, проводит анализ реализации государственной политики и готовит предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;


1.5 осуществляет:


1.5.1 в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству;


1.5.2 функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций;


1.5.3 координацию исследований и разработок в сфере нанотехнологий;


1.5.4 размещение на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, контрольных цифр приема по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, в том числе инженерных и научных кадров для оборонных отраслей промышленности;


1.5.5 распределение между образовательными учреждениями квот на стипендии Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иные именные стипендии и назначение их в установленном порядке;


1.6 формирует сеть федеральных университетов;


1.7 организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;


1.8 обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;


1.9 обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб по их мобилизационной подготовке;


1.10 организует профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих Министерства;


1.11 ведет: единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета;


1.12 осуществляет в установленном порядке финансирование закупки образцов приборов, оборудования, комплектующих изделий, научно-технической литературы и лицензий;


2. Министерство образования и науки Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:


2.1 запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;


2.2 привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;


2.3 создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;


2.4 давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Министерства;


3. Министерство образования и науки Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.


При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.


4. Организация деятельности


Министерство образования и науки Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство образования и науки Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.


Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.


Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации. Структурными подразделениями Министерства образования и науки Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.


Министр:


-распределяет обязанности между своими заместителями;


-утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;


-в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;


-решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;


-утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;


-утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных Министерству федеральных служб, а также отчеты об их деятельности; -вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральных служб проекты положений о федеральных службах, предложения о предельной численности работников федеральных служб и фонде оплаты труда их работников; -представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных организаций, находящихся в ведении Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб;


-вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, другие документы, указанные в подпункте 5.1 настоящего Положения;


-дает руководителям подведомственных Министерству федеральных служб обязательные для исполнения указания;


-приостанавливает в случае необходимости решения подведомственных Министерству федеральных служб (их руководителей) или отменяет эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральными законами;


-назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральных служб заместителей руководителей федеральных служб;


-издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - приказы ненормативного характера.


Финансирование расходов на содержание Министерства образования и науки Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.


Министерство образования и науки Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.


5. Приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования


-обеспечение доступности качественного общего образования;


-повышение качества школьной учебной литературы;


-повышение уровня оплаты труда работников образования;


-модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования;


-повышение качества профессионального образования;


-расширение общественного участия в управлении образованием;


-развитие сети общеобразовательных учреждений;


-переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений;


-руководство министерства;


6. Министр образования и науки Российской Федерации


Фурсенко Андрей Александрович (с 9 марта 2004 г.)


Родился 17 июля 1949 года в Ленинграде. В 1971 году окончил Ленинградский государственный университет имени А.А.Жданова.


В 1971 - 1991 гг. - стажёр-исследователь, младший научный сотрудник, заведующий лабораторией;


В 1991 - 1993 гг. - вице-президент АО "Центр перспективных технологий и разработок" в Санкт-Петербурге.


В 1994 - 2001 гг. - генеральный директор Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга (РФНТР).


С ноября 2001 по июнь 2002 года - заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.


С июня 2002 по декабрь 2003 года - первый заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.


С декабря 2003 по февраль 2004 года - исполняющий обязанности министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.


В мае 2004 года после вступления в должность избранного на второй срок Президента России Владимира Путина назначен на пост Министра образования и науки Российской Федерации.


В сентябре 2007 года указом Президента России назначен на должность Министра образования и науки Российской Федерации в Правительстве Виктора Зубкова. В мае 2008 года после вступления в должность Президента России Дмитрия Медведева вновь назначен на пост Министра образования и науки Российской Федерации в Правительстве Владимира Путина.


Имеет медаль "Знак почета", вручённую Главой Республики Северная Осетия-Алания, и медаль "За заслуги" ФМС России.


Заместители министра:


-Биленкина Инна Петровна (с 15 июня 2010 г.)


-Калина Исаак Иосифович (с 11 сентября 2007 г.)


-Мазуренко Сергей Николаевич (с 25 марта 2010 г.)


-Миклушевский Владимир Владимирович (с 1 сентября 2008 г.)


-Пономарёв Алексей Константинович (с 9 июня 2010 г.)


-Сентюрин Юрий Петрович (с 16 июня 2010 г.)


Структура центрального аппарата:


-Департамент комплексной координации программ в сфере образования и науки и организации бюджетного процесса


-Департамент государственной политики в образовании


-Департамент государственной научно-технической и инновационной политики


-Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей


-Департамент стратегии и перспективных проектов в образовании и науке


-Департамент международного сотрудничества в образовании и науке


-Административный департамент



Список использованных источников


1. http://mon.gov.ru/


2. http://www.edu.ru/


3. http://www.rg.ru/


4. http://www.znania.ru/



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Государственные закупки в казахстане
Реферат Тенденции современного религиоведения
Реферат Современные формы и методы правового воспитания молодёжи проблемы и цели
Реферат Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления
Реферат Решение задач линейного программирования симплекс-методом
Реферат Локальная вычислительная сеть бухгалтерского отдела
Реферат Сыры
Реферат Технология производства, переработки и хранения продукции животноводства на примере СХПК Пу
Реферат Джунгарское ханство
Реферат 1. Управление социально-экономическим развитием региона: вопросы теории и практики > Перспективные направления развития региональной экономики и управления
Реферат 10 декабря – 190 лет Н. А. Некрасову
Реферат Andrea Del Sarto How Brownings Poetry Can
Реферат Отчет по практике в гостинице РамШторм
Реферат Аналіз фінансового стану підприємства (на прикладі АТЗТ "Мукачівська лижна фабрика "ТИСА")
Реферат Социология Э. Дюркгейма. Концепция социологизма