Реферат по предмету "Государство и право"


Философия права и ее методы

Философия права и ее методы







1. Предмет философии права





Философия исследует ту реальность,
которая не является прерогативой естественных социальных и гуманитарных наук.
Это область предельных оснований бытия мира, которая несет в себе возможность
выявить наиболее общие законы развития мира и принять во внимание их действие в
процессе человеческой деятельности.



Философия берет на себя труд построения
картины мира и формирование соответственной парадигмы (космоцентризма,
теоцентризма, антропоцентризма, панрационализма, иррационализма). При этом
философия может допускать отдельные погрешности, обусловленные, как правило,
историчностью конкретной эпохи.



Но она сродни той мудрости, которая
заключается не в том, чтобы все знать, а в том, чтобы понимать то главное, без
постижения чего человечество неспособно вести осмысленное существование,
обречено на произвол случая и страстей.



Философия права как междисциплинарная
область знания объединяет усилия юриспруденции и философии. Она имеет свою
историю, истоки которой складываются в VI веке до Р.Х.. За 2,5 тысячи лет в ее
судьбе отразились все потрясения и катаклизмы, которые выпали на долю мировой
цивилизации. Она пережила свои подъемы и свои угасания. Драматично складывалась
для философии права обстановка в условиях тоталитарных режимов. Им не нужна ни
философия, ни право, ни философия права в ее истинном предназначении.



Сегодня Философия Права переживает свой
ренессанс.



· 
Во-первых, современная ситуация в мире свидетельствует о
возрастании ответственности людей как за коллективные, так и индивидуальные
поступки. Отсюда повышенный интерес к пограничным проблемам права и морали.



· 
Во-вторых, человечество пребывает в условиях постмодерна, когда
актуализировались проблема смены системы ценностных координат; осуществлен
пересмотр идеи свободы человека. Бытие человека становится все более
ответственным, его свобода проецируется через призму права. Право становится
стержнем практической философии.



· 
В-третьих, право нуждается в философской рефлексии, которая
предполагает рассмотрение вопросов:



- сущность свободной воли, ее пределы и ее
последствия;



- соотношение добра и зла;



- необходимость «другого» для проявления
воли;



- условия человеческого общежития.



Философский интерес к праву проявляется
тогда, когда оно уже состоялось если не в форме законодательства, то хотя бы в
форме обычая. Состоявшееся право требует своей легитимации или другими словами
теоретического и практического оправдания.



Теоретическая легитимация должна обосновать, что
конкретное право не случайно, а необходимо. В условиях античности и средневековья
такую легитимацию могли осуществить только два института: религия и философия.



Если религия освящает обычаи, традиции как
предпосылку становления права, то философия пытается ответить на вопрос:
«действительно ли сущность человека требует права? Возможно ли существование и
развитие человека без насильственного нормирования его свободы?



И в этом смысле философия права выступает
не только инструментом идентификации права, но и средством идентификации
человека, ибо право заявляет о себе как фактор становления и проявления
сущности человека – его свободы.



Таким образом, Философия Права
легитимизирует право, отвечая на вопрос, – зачем оно?



С появлением науки о праве («теории
права») на философию права возлагается дополнительная задача критического и
методологического характера. Это определяется предметом философии права. Тем,
что она исследует предельные основания правового поля, а стало быть,
обеспечивает возможность соотношения общего и единичного в поисках вычленения
особенного, специфического.



Игнорирование философии права в условиях
тоталитарного режима привело к тому, что в праве поселился эмпиризм – путь проб
и ошибок, база для позитивизма.



Позитивизм отбросил проблему
онтологических оснований права, заменив их конвенционализмом. Для позитивизма
не существует и проблемы справедливости права, ибо он придерживается положения,
что «законодатель всегда прав», а субъектом права выступает не индивид, а
институт власти. Позитивизм исключает и необходимость ценностного подхода, ибо
аксиологическая интерпретация права – это уже область метафизики.



Господство позитивизма приводит к тому,
что содержание права подменяется формой, сущность – явлением; закономерность
его осуществления – конвенциональностью. И на пути этой инверсии может стать
только Философия права. И наконец, обращение к Философии права вдвойне
актуально, когда в обществе переходного периода (а таковым является наша
действительность) рушится одно правовое поле и формируется другое. Таким
образом, цель Философии права заключается в том, чтобы вскрыть онтологические
основания права, показать его подлинную сущность и определить его значение в
жизни человека, живущего по привычке и под знаком страха или по убеждению и под
знаком совести.





2. Методология философии права



философия право мораль герменевтика



Право объективно тяготеет к
правопониманию. В противном случае оно носило бы абстрактный характер. Право
заказывает свой метод. Это метод герменевтики, которая заявляет о своей
способности постигать сущее и должное. Истоки метода герменевтики уходят в немецкий
романтизм эпохи Просвещения, где усилиями Ф. Шлейермахера, а позже В. Дильтея
сложился особый метод понимания «что есть что» через вскрытие смысла. Простое
понимание чревато опасностью оказаться заложником одного из идолов (призраков)
сознания (См.: концепцию Ф. Бэкона об идолах сознания - «рода», «пещеры»,
«рынка» и «театра»).



Герменевтика как метод философии права
уточняет, при каких условиях возможно понимание человеком сущего и должного.
Понимание активно. Решая проблему познания в системе гносеологического
отношения «субъекта к объекту», субъект привносит в чувственно воспринимаемое
представление или рационально-логический образ свои акценты из намерений,
обусловленных своим прежним опытом, формирует смысловую сторону своего
отношения к объекту.



Особенно активно используется герменевтика
при соотнесении языковых выражений норм права с содержанием конкретных
юридических коллизий, когда смысловые нормы и правоотношения неоднозначны. Есть
норма «не убий», а есть убийство со смягчающими обстоятельствами. Ситуация
напоминает рыбацкую сеть, при пользовании которой дыры не менее важны чем
прочность ячеек.



Герменевтике как методу понимания правовой
реальности предшествовали метафизический и социологический методы. В
классической традиции, начиная с Платона, оба метода демонстрировали свои
возможности в режиме неразрывного единства.



Новое время обеспечило разделение единого
метода познания на два самостоятельных. В XIX в. О. Конт, в своей философии
позитивизма, освободил социальное знание от метафизики.



Социологический метод, очищенный от
метафизики заявил о своей рассудочности и прагматичности, пронизанной духом
«фактопоклонства».



Правовые факты рассматривались
исключительно в плоскости социальной детерминации по следующей схеме:



- определенные причины ведут к появлению
определенных правовых фактов;



- факты порождают новую генерацию
социальных построений и т.д.



В теории все просто, ибо неизвестное
объясняется через известное. На практике все обстоит намного сложнее. Остается
открытым вопрос, почему люди ведут себя по-разному в одних и тех же социальных
условиях; почему за любым преступлением высвечивается не только социология, но
и метафизика.



Один из первых, кто обратил на это
внимание, был Ф.М. Достоевский. В «Братьях Карамазовых» Иван Карамазов
выступает в трех ипостасях: социолог, литератор, метафизик.



Как социолог, он любит собирать некоторые
«фактики», используя в качестве источника свидетельства очевидцев, судебные
отчеты, газеты и так далее. В его коллекции фактов три (!) раздела – факты
азиатского происхождения, свидетельства европейского происхождения и факты
отечественные.



И все они (факты) говорят о жестокости
человека, превосходящие разумные пределы. И Ф.М. Достоевский через своего героя
делает выводы:



- цивилизация не в состоянии укротить
агрессивность и жестокость человека;



- факты с готовностью отвечают на вопросы
«что», «где» и «когда», но оставляют открытыми вопросы «почему» и «зачем»?



Второй вывод – это уже не заключение
социолога, а размышление метафизика над вопросом «почему на земле так много
зла, преступлений, страданий и почему люди терзают друг друга»?



Вчерашний выпускник университета отважно
устремляется в сферу «вечных вопросов». Его мысль мучается проблемой
совместимости мудрости первоначала и бессмысленных злодеяний людей. И здесь метафизик
становится литератором. И. Карамазов задается еще одним вопросом: «Если люди
недоделанные существа, то, стало быть, свобода им не под силу»? – И этот вопрос
явно претендует уже на социальное измерение.



Социальные факты, существующие как бы сами
по себе, оказываются включенными в личную картину мира, а знание о человеке
вообще становится знанием о себе, о своем «я». Формируется механизм
саморецензирования в отношении «Я и Я», «Я и другие», «Я и мир». Формируется
способность не только смотреть в мир, но и видеть его сущность.



Из всего сказанного следует вывод о
том, что методология Философии права должна реабилитировать метафизику и
совершенствовать социологию права, дополнив творческий тандем герменевтикой.
Это позволит вывести методологию философии права на новое качество, которое
обеспечит способность преодолевать издержки юридического позитивизма. Правовые
факты нуждаются не только и не столько в объяснении, сколько в понимании их
сути и смысла.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Церковно-государственные отношения в московско-киевский период 1461-1589
Реферат Христианство на Руси Реформа языческого культа
Реферат Образ Козьмы Пруткова.
Реферат Цинское государство в период расцвета конец XVII-XVIII вв
Реферат 105. Анализ возможности безубыточной деятельности должника
Реферат Анализ стихотворений Как тяжко мертвецу среди людей, Ночь, улица, фонарь аптека, Поэты, Друзьям
Реферат Классификатор ТЭСИ
Реферат Современные экономические теории
Реферат Картины родной природы в лирике Н. А. Некрасова
Реферат Теория социокультурных систем english
Реферат Компьютер - это не роскошь, а средство совершенствования творческих способностей человека
Реферат Анекдоты
Реферат Понятие и содержание рационального использования и охраны земель в Республике Беларусь
Реферат Чан Кайши изгнанник и триумфатор
Реферат Приемы работы на токарно-винторезном станке