Реферат по предмету "Государство и право"


Участие прокурора в рассмотрении хозяйственных дел в порядке надзора

Участие прокурора в рассмотрении хозяйственных дел в порядке надзора


надзор судебное постановление прокурор



Пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, — самостоятельная стадия хозяйственного процесса по проверке обеспеченности законности и обоснованности решений хозяйственных судов, осуществляющих рассмотрение дел по первой инстанции, постановлений хозяйственного суда, который пересматривает решения в кассационном порядке, постановления надзорной инстанции.


Исключение составляют постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, которые являются окончательными и пересмотру не подлежат.


Протесты в порядке надзора вправе согласно ст. 301 ХПК приносить:


1) Председатель Высшего Хозяйственного Суда и Генеральный прокурор — на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;


2) заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда и заместители Генерального прокурора — на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиумам и Пленума Высшего Хозяйственного Суда;


Статьей 301 ХПК установлен исчерпывающий перечень и компетенция лиц, имеющих право принесения протестов на вступившие в законную силу постановления хозяйственных судов. Председатель хозяйственного суда области или г. Минска, а также прокурор области или г. Минска такого права не имеют.


Согласно ст.302 ХПК хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, является Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.


Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении постановлений Президиума Высшего Хозяйственного Суда республики Беларусь является Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.


В соответствии со ст. 302 ХПК в системе хозяйственных судов функционируют две судебно-надзорные инстанции - Президиум и Пленум Высшего Хозяйственного Суда. При этом в Президиум Высшего Хозяйственного Суда приносятся протесты на судебные постановления, принятые хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций.


По протестам Председателя Высшего Хозяйственного Суда они могут быть пересмотрены в порядке надзора Пленумом Высшего Хозяйственного Суда, который является последней инстанцией рассматривающей дело.


Компетенция Президиума и Пленума Высшего Хозяйственного Суда, правила подготовки и порядок проведения их заседаний, а также оформление их постановлений устанавливаются ХПК, а также Законом Республики Беларусь от 9 декабря 1998 г. «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» и Регламентом Пленума Высшего Хозяйственного Суда.


В статье 304 ХПК установлены порядок обращения, форма и содержание жалобы о пересмотре судебного постановления в порядке надзора.


Жалоба в порядке надзора направляется непосредственно должностному лицу, имеющему право принесения протеста, а не через хозяйственный суд, принявший постановление, как это предусмотрено в отношении подачи кассационной жалобы (протеста); она должна иметь только установленную ХПК письменную форму и реквизиты; должна быть подписана тем лицом, которое ходатайствует о пересмотре судебного постановления, или его представителем.


Представитель может выступать от имени представляемого на основании надлежаще оформленных документов, в которых должно быть специально оговорено полномочие на обращение с жалобой в порядке надзора (ч. 1 ст. 79 ХПК).


Жалоба в порядке надзора должна содержать перечень документов, которые приложены к ней, надлежащим образом заверенных копий обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу; прилагаются документы, подтверждающие уплату государственной пошлины; направления другим лицам, участвующих в деле, копий жалоб в порядке надзора и приложенных к ней документов; необходимые данные о представителе, если жалоба подписана им, а также документальное подтверждение его полномочий.


Согласно ст. 305 ХПК вопрос о принятии жалобы в порядке надзора рассматривается лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора, не более пяти дней со дня ее поступления в Высший Хозяйственных Суд Республики Беларусь, Генеральную Прокуратуру Республики Беларусь.


Жалоба в порядке надзора возвращается, если:


– не соблюдены требования, предъявляемые ХПК к форме и содержанию жалобы в порядке надзора;


– жалоба в порядке надзора подана по истечении установленного срока и отсутствует ходатайство о его восстановлении;


– до принятия жалобы в порядке надзора к рассмотрению от лица, подавшего жалобу, поступило заявление о ее возвращении;


– лицом, подавшим жалобу в порядке надзора, не исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты в хозяйственных судах апелляционной и кассационной инстанций и причины, по которым не была подана апелляционная или кассационная жалоба (протест), признаны неуважительными.


Если жалоба в порядке надзора подана с пропуском установленного срока и содержит просьбу о его восстановлении, вопрос о восстановлении срока на ее подачу решается лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора.


После устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения жалобы в порядке надзора, такая жалоба может быть вновь подана лицом, имеющим право принесения протеста в порядке надзора, в порядке, установленном ХПК.


Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 27 апреля 2001 г. № 22 «О регламентации деятельности прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства в экономической сфере с целью защиты государственных и общественных интересов, прав и законных интересов субъектов хозяйствования» управлению по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, прокурорам областей, г. Минска, Белорусскому транспортному и Белорусскому военному прокурорам, межрайонным, городским и районным прокурорам предписано принять дополнительные меры к организации эффективного надзора за исполнением законодательства в экономических отношениях, о защите прав и охраняемых законом интересов субъектов хозяйствования, законностью и обоснованностью решений по хозяйственным спорам.


В случаях выявления нарушений закона в сфере экономических отношений принимать предусмотренные Законом о прокуратуре меры реагирования с целью их реального устранения и восстановления законности.


При истребовании из хозяйственных судов дел прокуроры должны руководствоваться как нормами процессуального права, так и разъяснением Прокуратуры Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 13 марта 2001 г. №07-12д-2001 и № 03-25/433. В случае отказа в принесении протеста по жалобе участников процесса, иных лиц, права и интересы которых нарушены вступившим в законную силу судебным актом, по результатам изучения хозяйственного дела прокурорам следует составлять мотивированное заключение.


Статья 306 ХПК определяет порядок принятия к рассмотрению жалобы в порядке надзора соответствующим должностным лицом Высшего Хозяйственного Суда или Генеральной Прокуратуры Республики Беларусь. Данный вопрос решается должностным лицом единолично.


Жалоба в порядке надзора, поданная с соблюдением требований, предусмотренных ХПК, должна быть принята к рассмотрению лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора.


Производство в порядке надзора считается возбужденным с момента поступления жалобы в порядке надзора в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Генеральную Прокуратуру Республики Беларусь, если она не подлежит возвращению.


Процессуально принятие жалобы в порядке надзора к рассмотрению ничем не оформляется. Если жалоба не была возвращена, значит, она принята к производству в порядке надзора.


Согласно ст. 308 ХПК жалоба в порядке надзора рассматривается должностным лицом, имеющим право принесения протеста в порядке надзора, в срок не более двух месяцев со дня ее поступления в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Генеральную Прокуратуру Республики Беларусь.


Если имеются сомнения в законности обжалуемого судебного постановления, принимается решение об истребовании дела.


Должностные лица, указанные в ст. 301 ХПК, вправе истребовать дело из соответствующего хозяйственного суда для проверки в порядке надзора и принести протест на вступившие в законную силу судебные постановления только при наличии поводов и оснований, предусмотренных настоящей статьей.


Поводами к истребованию дела, а также принесению протеста являются жалобы лиц, указанных в ст. 303 ХПК, либо представление судьи, участвующего в рассмотрении этого дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение, а также ходатайство судьи по иным основаниям.


Основаниями для истребования дела являются содержащиеся в жалобе, представлении или ходатайстве доводы, вызывающие сомнения в законности судебного постановления.


Решение об истребовании дела излагается в письменной форме и направляется в хозяйственный суд, вынесший обжалуемое судебное постановление, который должен не позднее пяти дней со дня его получения направить истребуемое дело в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Генеральную прокуратуру Республики Беларусь.


Решение об отказе в истребовании дела и принесении протеста принимается, если из жалобы в порядке надзора и представленных документов видно, что доводы, изложенные в ней, не могут повлечь отмену судебного постановления, либо по неуважительным причинам пропущен срок подачи жалобы в порядке надзора, либо по неуважительным причинам не была подана кассационная жалоба (протест).


Решение об отказе в истребовании дела и принесении протеста излагается в письменной форме, подписывается принявшим его должностным лицом и направляется лицу, подавшему жалобу в порядке надзора.


Если в результате истребования дела должностное лицо, имеющее право принесении протеста в порядке надзора, после проверки дела в порядке надзора не найдет оснований для принесения протеста, принимается решение об отказе в принесении протеста, о чем сообщается лицу, подавшему жалобу в порядке надзора.


В ответе на жалобу в порядке надзора должны быть указаны:


– имя должностного лица, принявшего решение;


– время и место принятия решения;


– дело, по которому принято решение;


– имя (наименование) лица, подавшего жалобу;


– основание, по которому отказано в истребовании дела и принесении протеста;


– разъяснение лицу, подавшему жалобу в порядке надзора, права на обжалование принятого по ней решения.


В случае отказа в принесении протеста в порядке надзора жалоба в порядке надзора и копии обжалуемых судебных постановлений остаются в хозяйственном суде надзорной инстанции или Генеральной прокуратуре Республики Беларусь.


Рассмотрение жалобы в порядке надзора является стадией надзорного производства, целью которого является предварительное изучение обжалуемого судебного постановления на предмет обнаружения наличия либо отсутствия оснований для его пересмотра.


К основаниям для изменения или отмены судебных постановлений в порядке надзора ХПК относит существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права.


Нормы материального права считаются нарушенными существенно, если хозяйственный суд не применил закон, подлежащий применению; применил закон, не подлежащий применению; неправильно истолковал закон.


Если при рассмотрении жалобы в порядке надзора прокурор установит названные выше существенные нарушения (ст. 314 ХПК), то он в соответствии со ст. 309 ХПК приносит протест на вступившее в законную силу судебное постановление.


Протест, оформленный в соответствии с требованиями ст. 310 ХПК, вместе с делом направляется в хозяйственный суд надзорной инстанции, в компетенцию которого входит его рассмотрение.


Копия протеста в порядке надзора направляется лицом, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня принесения протеста в хозяйственный суд надзорной инстанции.


Должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе до начала рассмотрения дела отозвать протест с обоснованием причин его отзыва. При этом лица, участвующие в деле, извещаются об отзыве протеста в порядке надзора.


Согласно ст. 311 ХП К хозяйственный суд надзорной инстанции оставляет протест в порядке надзора без рассмотрения, если:


– протест принесен без поводов, предусмотренных ст. 308 ХПК, и (или) к нему не приложены соответственно жалоба, представление или ходатайство;


– протест не отвечает требованиям, установленным ст. 310 ХПК.


Оставление протеста в порядке надзора без рассмотрения по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 311 ХПК, не препятствует после устранения выявленных нарушений повторному принесению протеста.


Статьей 312 ХПК установлены порядок и сроки рассмотрения протеста в хозяйственном суде надзорной инстанции.


Хозяйственный суд надзорной инстанции принимает дело к своему рассмотрению на основании протеста, принесенного в соответствии со ст. 310 ХПК.


Протесты включаются в повестку дня хозяйственного суда надзорной инстанции в порядке очередности их поступлении. Хозяйственный суд надзорной инстанции не вправе рассматривать в судебном заседании дела, не включенные в повестку дня.


Протесты рассматриваются Президиумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в срок не более двух месяцев, а Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь — в срок не более трех месяцев со дня поступления протеста в соответствующий хозяйственный суд надзорной инстанции.


Лицо, принесшее протест, а также лица, участвующие в деле, вправе участвовать в заседании хозяйственного суда надзорной инстанции. Неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению дела в хозяйственном суде надзорной инстанции.


Лица, участвующие в деле, если они были извещены о времени и месте рассмотрения дела и явились в судебное заседание, вправе дать объяснения после доклада дела.


После выступлений лиц, участвующих в деле, и лиц, присутствующих в судебном заседании, хозяйственный суд надзорной инстанции принимает постановление в закрытом заседании.


Порядок рассмотрения протестов в хозяйственном суде надзорной инстанции регулируется Законом Республики Беларусь «О хозяйственных судах в Республике Беларусь», а также Регламентом Пленума Высшего Хозяйственного Суда.


В соответствии со ст. 313 ХПК при рассмотрении дела в порядке надзора хозяйственный суд надзорной инстанции проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций на основании материалов, имеющихся в деле.


Рассмотрение дела в порядке надзора осуществляется на основании материалов, имеющихся в деле. Лица, участвующие в деле, вправе представлять в суд надзорной инстанции новые материалы, на которых они основывают свои доводы о незаконности и необоснованности принятых судебных постановлений.


Новые материалы могут быть также приложены к жалобе в порядке надзора или протесту должностного лица, обладающего правом его принесения. Однако, если эти материалы не были предметом изучения хозяйственным судом при рассмотрении дела по существу, они не могут быть положены в основу постановления надзорной инстанции.


В случае если в протесте ставится вопрос о пересмотре судебного постановления в части, хозяйственный суд надзорной инстанции, не связанный доводами протеста, должен рассмотреть опротестованное судебное постановление в целом. В случае же если протест принесен на судебное постановление одной из нижестоящих судебных инстанций, хозяйственный суд надзорной инстанции обязан рассмотреть вопрос о законности и обоснованности всех состоявшихся по делу судебных постановлений, несмотря на просьбу протеста.


Проверка законности и обоснованности судебного постановления осуществляется как в отношении прав и обязанностей лиц, обжаловавших судебные постановления, так и в отношении прав и обязанностей лиц, не обратившихся с жалобой, а также в отношении прав и обязанностей лиц, не привлеченных к участию в деле, если хозяйственный суд разрешил вопрос об их правах или охраняемых законом интересах.


Согласно ст. 315 ХП К хозяйственный суд надзорной инстанции вправе:


– оставить судебные постановления хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорной инстанции без изменения, а протест — без удовлетворения;


– отменить судебное постановление хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорной инстанции в целом или их части и направить дело на новое рассмотрение;


– отменить судебные постановления хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорной инстанции в целом или их части и оставить исковое заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;


– оставить в силе одно или несколько судебных постановлений, вынесенных по делу;


– изменить либо отменить судебные постановления хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорной инстанции и вынести новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального и (или) процессуального права, но все обстоятельства дела установлены полно и правильно и подтверждаются необходимыми доказательствами.


Хозяйственный суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе прекратить производство по делу (ст. 149 ХПК) либо оставить иск без рассмотрения (ст. 151 ХПК) в случае, если обстоятельства, влекущие принятие такого постановления, не требуют проверки в суде первой инстанции. Совершение перечисленных процессуальных действий, влечет процессуальные последствия, указанные в ст. 150,152ХПК.


Хозяйственному суду надзорной инстанции предоставлено право при наличии определенных условий отменить опротестованные судебные постановления и вынести новое постановление. Хозяйственный суд надзорной инстанции вправе вынести новое постановление по делу, не направляя его на новое рассмотрение, в случае если:


1) обстоятельства дела установлены хозяйственным судом полно и правильно, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального и (или) процессуального права;


2) обстоятельства дела основаны на проверенных доказательствах, которым хозяйственный суд первой, апелляционной, кассационной и (или) нижестоящей надзорной инстанций дал надлежащую оценку и остаются неизмененными.


Новое судебное постановление может быть принято хозяйственным судом надзорной инстанции только в том случае, если лицам, участвующим в деле, были обеспечены равные возможности для защиты своих прав, представления своих доводов и возражений при рассмотрении дела в порядке надзора.


В соответствии со ст. 317 ХПК в постановлении хозяйственного суда надзорной инстанции по результатам рассмотрения дела должны быть указаны:


– номер дела, дата и место принятия судебного постановления; состав суда, принявшего постановление, фамилия и инициалы судьи-докладчика; фамилия и инициалы лиц, присутствовавших в заседании, с указанием их полномочий;


– полное имя (наименование) лица, подавшего жалобу в порядке надзора, если протест принесен в связи с такой жалобой;


– полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле;


– краткое изложение сущности дела;


– наименования хозяйственных судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной и кассационной инстанциях, или хозяйственного суда нижестоящей надзорной инстанции, даты принятия и краткое содержание принятых судебных постановлений;


– доводы, изложенные в жалобе в порядке надзора;


– доводы, изложенные в протесте в порядке надзора;


– объяснения лиц, присутствовавших в судебном заседании;


– ссылки на законодательные и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался хозяйственный суд надзорной инстанции при принятии судебного постановления; доводы, по которым суд не применил законодательные и иные нормативные правовые акты, на которые ссылалось лицо, принесшее протест;


– при изменении или отмене судебных постановлений — мотивы, по которым хозяйственный суд надзорной инстанции не согласился с выводами хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций или хозяйственного суда нижестоящей надзорной инстанции;


– выводы по результатам рассмотрения протеста в порядке надзора, а также жалобы в порядке надзора, если протест принесен в связи с такой жалобой;


– действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и хозяйственными судами, если дело передается на новое рассмотрение.


При заключении сторонами мирового соглашения в процессе рассмотрения протеста хозяйственный суд надзорной инстанции принимает постановление об отмене постановлений хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций или судебного постановления хозяйственного суда нижестоящей надзорной инстанции, утверждении мирового соглашения и о прекращении производства по делу, которое направляется лицам, участвующим в деле.


Статьей 318 ХПК регламентирован порядок принятия постановления хозяйственного суда надзорной инстанции.


Постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь считается принятым, если в совокупности выполняются два условия:


– на его заседании присутствовало более половины членов Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;


– за постановление проголосовало большинство от общего числа присутствующих.


Председательствующий в заседании голосует последним.


Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь считается принятым, если:


– на его заседании присутствовало семьдесят пять процентов членов Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;


– и за постановление проголосовало большинство от общего числа присутствующих.


Председательствующий в заседании голосует последним.


При равенстве голосов хозяйственный суд надзорной инстанции оставляет протест в порядке надзора без удовлетворения, а судебное постановление — без изменения.


Постановление хозяйственного суда надзорной инстанции подписывается Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и соответственно секретарем Президиума или Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.


Постановление хозяйственного суда надзорной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и не позднее десяти дней со дня его принятия направляется лицу, подавшему жалобу в порядке надзора, и другим лицам, участвующим в деле.


В соответствии со ст. 16 и 19 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» председательствует на заседании хозяйственного суда надзорной инстанции Председатель Высшего Хозяйственного Суда или, в его отсутствие, первый заместитель Председателя.


По окончании обсуждения председательствующий ставит на голосование высказанные предложения о постановлении хозяйственного суда надзорной инстанции с учетом полномочий Президиума или Пленума Высшего Хозяйственного Суда, предусмотренных в ст. 315 ХПК, ст. 15,18 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных судах в Республике Беларусь».


Постановления принимаются путем открытого голосования большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума или Пленума Высшего Хозяйственного Суда, которые не вправе воздерживаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним.



Список использованных источников


1. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. в редакции Закона от 6 августа 2004 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.


2. Сухарева, А.Я. Прокурорский надзор [Текст]: учебное пособие / А.Я. Сухарева.– М.: Норма, 2004. – 472с.


3. Кеник А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008 г. – 576 с.


4. Бессарабов В.Г. прокурорский надзор: Учебник – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат A Treasure House of Literature
Реферат Судьба субъективного жанра в контексте европейской культуры XVII - XX веков
Реферат Договорное право 4
Реферат Изучение электрических свойств p-n перехода
Реферат Місце країн – лідерів у світі
Реферат Об єкти і правила впізнавального фотографування
Реферат ЛФК при ліктьових і плечових травмах
Реферат Определение сметной стоимости строительства жилого 9 этажного здания
Реферат Правовые вопросы налогообложения земли
Реферат Україна в системі міжнародних політичних організацій
Реферат Скарбниця людського духу
Реферат Інтеграція І диференціація знань дві невід’ємні й взаємозалежні сторони пізнання, які існують на всіх етапах його історичного розвитку
Реферат 3 августа 1910 года
Реферат Творчество Салтыкова-Щедрина
Реферат Вітаміни Види їх і характеристика Роль їх у житті людини