Реферат по предмету "Государство и право"


Правовое регулирование отношений в сфере библиотечного архивного и дела

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ БИБЛИОТЕЧНОГО АРХИВНОГО И ДЕЛА



План


1. Понятие и виды информационных ресурсов


2. Пользование информационными ресурсами


3. Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела


4. Правовое регулирование информационных отношений в области архивного дела



1. Понятие и виды информационных ресурсов


Институт информационных ресурсов занимает особое место в системе информационного законодательства. Этим институтом опосредуется ведущая форма организационного выражения документированной информации, которая используется при ее сборе, обработке, хранении и потреблении.


Информационные ресурсы определяются как организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах.


База данных – это совокупность структурированной и взаимосвязанной информации, организованной по определенным правилам на материальных носителях.


Информационная система – это совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств.


В основу понятия «информационный ресурс» положена категория документа, рассматриваемого законодателем в качестве информации, закрепленной на каком-либо материальном носителе. Указанное обстоятельство предопределяет правовой режим информационных ресурсов, который построен по модели документированной информации и базируется на использовании института вещных прав.


Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь, в том числе имеет право:


. назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими;


. устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;


. определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.


Информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. Состав государственных информационных ресурсов, порядок их формирования, а также пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов определяются Советом Министров Республики Беларусь. Порядок формирования негосударственных информационных ресурсов определяется собственниками информационных ресурсов. Государственная регистрация информационных ресурсов осуществляется в целях создания единой системы учета и сохранности информационных ресурсов, создания условий для их передачи на государственное архивное хранение, информирования государственных органов, физических и юридических лиц о составе и содержании информационных ресурсов в Республике Беларусь. Государственная регистрация информационных ресурсов осуществляется Министерством связи и информатизации Республики Беларусь путем внесения сведений об информационных ресурсах в Государственный регистр информационных ресурсов. Порядок государственной регистрации информационных ресурсов и порядок ведения Государственного регистра информационных ресурсов определяются Советом Министров Республики Беларусь. Порядок регистрации информационных ресурсов, формируемых органами государственной безопасности Республики Беларусь, определяется Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь. Обязательной государственной регистрации подлежат государственные информационные ресурсы. Негосударственные информационные ресурсы регистрируются в Государственном регистре информационных ресурсов на добровольной основе.



2 Пользование информационными ресурсами


Право пользования информационными ресурсами является одним из правомочий, составляющих содержание этого права и означающее основанную на законе возможность хозяйственного использования информационного ресурса путем извлечения из него полезных свойств или его потребления. Правомочие пользования тесно связано с правомочием владения. Информационными ресурсами можно пользоваться только при условии фактического обладания ими. Легальной возможностью иметь информационный ресурс располагает только его собственник либо лицо, получившее у собственника соответствующее разрешение. Это разрешение, данное собственником по своей воле или по указанию закона, и следует понимать как юридически обеспеченную возможность доступа к информационным ресурсам или как право на доступ. У собственника или иного титульного владельца информационного ресурса такое право существует изначально и может быть реализовано в отношении принадлежащего ему ресурса. Для третьих лиц, выступающих в роли пользователей, закон устанавливает ряд правовых оснований для реализации права на доступ. Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе:


1) законодательства;


2) уставов органов государственной власти, органов; местного управления и самоуправления, общественных, политических и иных организаций, положений о них;


3) договоров на услуги по информационному обеспечению.


При этом пользователи – граждане, органы государственной власти, органы местного управления и самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации, только если она не отнесена к разряду информации с ограниченным доступом.


Юридически обеспеченную возможность ознакомления с теми или иными документами следует рассматривать как право на ознакомление. Это право в отношении документов, содержащих сведения, затрагивающие права и свободы пользователя, непосредственно закреплено в Конституции Республики Беларусь Таким образом, право пользования информационными ресурсами не сводится к праву на доступ и праву на ознакомление с документами, хотя и тесно связано с ними. Эта связь проявляется в том, что без права на доступ право пользования и право на ознакомление не могут быть реализованы. С другой стороны, невозможно пользоваться информацией из информационных ресурсов без предварительного ознакомления с ней. Поэтому есть веские основания полагать, что стадии реализации права пользования информационными ресурсами должны предшествовать предварительные стадии доступа к информации и ознакомления с ней.


3. Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела


Библиотечное дело рассматривается как отрасль информационной, культурной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек. Институт библиотечного дела – это одно из направлений правового регулирования отношений информационной сферы в области обеспечения реализации права каждого на поиск, получение и передачу библиотечной информации, которое является важнейшим правом человека и гражданина. Субъектами правоотношений этого института являются: библиотеки, государство, гражданин, предприятия, учреждения, организации, физические и юридические лица, поставляющие документы для комплектования библиотек и пользующиеся услугами библиотек. Библиотека — это организация или структурное подразделение организации, которая осуществляет сбор и обеспечивает охрану документов с целью удовлетворения информационных, культурных, научных и других потребностей пользователей библиотеки. Публичная библиотека — библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондами и услугами гражданам независимо от их возраста, пола, национальности, языка, происхождения, должности, материального положения, вероисповедания, политических взглядов и других условий, а также юридическим лицам. Специальная библиотека — библиотека, которая удовлетворяет профессиональные и информационные потребности пользователей библиотеки. Центральная библиотека — библиотека, которая возглавляет сетку библиотек и может создаваться по территориальному, отраслевому и другим принципам. Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.


Классификация библиотек:


1. По форме собственности и порядке учреждения выделяют:


. государственные;


. частные.


2. По назначению библиотеки делятся на:


. национальную;


. республиканскую;


. областные;


. городские;


. районные;


. поселковые городского типа;


. сельские.


3. По содержанию библиотечных фондов библиотеки делятся на:


. универсальные;


. отраслевые.


4. По предназначению:


. публичные;


. специальные.


Право на библиотечное обслуживание достигается:


1) созданием сетки публичных и специальных библиотек;


2) многообразием видов библиотек;


3) организацией доступа к национальным и мировым информационным ресурсам;


4) межбиблиотечным абонементом.


Любое физическое и юридическое лицо имеют право на создание библиотеки на территории Республики Беларусь и за ее территорией в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь. Граждане имеют право участвовать в деятельности попечительских и читательских советов и других объединений пользователей библиотек. Права, предоставляемые пользователям государственных библиотек:


1) бесплатно получать полную информацию о складе фондов библиотеки;


2) бесплатно получать консультационную помощь в поиске источников информации;


3) бесплатно получать для временного пользования документы с фондов библиотеки;


4) получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу;


5) пользоваться другими видами услуг, в том числе платными;


6) несовершеннолетние имеют право на библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание в публичных библиотеках, государственных детских библиотеках;


7) люди со слабым зрением и слепые имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках;


8) физические лица, которые не могут посещать библиотеку по месту жительства по причинам возраста или физических недостатков, имеют право обслуживания через нестационарные формы.


Обязанности пользователей библиотечным фондом: исполнять правила пользования библиотекой; бережно относится к библиотечным фондам; в назначенный срок возвращать документы, полученные с библиотечных фондов.


Основой государственной политики в области библиотечного дела является обеспечение реализации прав граждан на библиотечное и информационное обслуживание. Для этой цели государство:


1) гарантирует финансирование государственных библиотек;


2) создает и обеспечивает деятельность сетки библиотек в соответствии с основными принципами организации библиотечного дела;


3) содействует развитию государственных и частных библиотек независимо от специализации и масштабах их деятельности;


4) обеспечивает подготовку кадров для отрасли библиотечного дела, содействует их переподготовке и повышению квалификации;


5) создает условия для международного взаимодействия библиотек.


Государственное регулирование библиотеками осуществляется государственными органами в соответствии с их компетенцией. Общее управление библиотечным делом осуществляется Министерством культуры Республики Беларусь.


Библиотечные фонды, которые содержат особенно ценные и редкие документы, могут быть наделены статусом историко-культурной ценности и включены в Государственные список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.


Физические и юридические лица, которые владеют частными коллекциями документов, отнесенных в соответствии с законодательством к историко-культурным особенностям, имеют право на государственную поддержку в целях обеспечения сохранности коллекции при условии включения этих документов в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.


Главной универсальной научной библиотекой в Республике Беларусь является Национальная библиотека Республики Беларусь. Как особенно ценный объект историко-культурного наследия фонд Национальной библиотеки Беларуси находится в соответствии с законодательством на особенном режиме охраны.


Национальная библиотека Республики Беларусь выполняет следующие функции:


1) формирует, бережет, постоянно охраняет и предоставляет пользователям библиотеки наиболее полный подбор отечественных документов и научно-значимых иностранных документов, приобретает в первоочередном порядке библиотечные сборы у известных писателей, деятелей культуры и науки, их наследников, а также в букинистических магазинах и на аукционах;


2) организует библиотечный подсчет публикаций о Республике Беларусь;


3) является научно-исследовательской организацией по библиотековедению, библиографоведению и книговедению;


4) является депозитарием материалов ЮНЕСКО и др.


На территории Республики Беларусь разрешено создание библиотек различных форм собственности в порядке, установленном действующим законодательством.


Библиотеки считаются учрежденными и приобретают права юридического лица со дня регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь. Учредителями библиотек могут быть собственники имущества либо уполномоченные ими физические и юридические лица, а также органы культуры.


Библиотека может быть реорганизована или ликвидирована по решению собственника или учредителя, а также в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. При ликвидации библиотеки преимущественным правом приобретения ее библиотечного фонда обладают органы государственной власти всех уровней.


4. Правовое регулирование информационных отношений в области архивного дела


Организация, хранение, учет и использование архивных документов – одно из важнейших направлений формирования государственных информационных ресурсов. Под архивным фондом понимается совокупность архивных документов, исторически и логически связанных между собой. Архивный документ – это документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости для государства и общества независимо от вида носителя информации, а равно имеющего историческую, научную, художественную, культурную ценность для собственника. Национальный архивный фонд Республики Беларусь – это совокупность документов, созданных в Республике Беларусь в процессе экономической, общественно-политической, социально-культурной и иной деятельности государства на различных этапах его развития и отражающих материальную и духовную жизнь белорусского народа.


Состав Национального архивного фонда Республики Беларусь образуют находящиеся на территории Республики Беларусь архивные фонды и архивные документы независимо от источника их образования, вида носителя информации, места хранения и формы собственности.


Национальный архивный фонд делится на государственную и негосударственную части.


Государственную часть Национального архивного фонда Республики Беларусь составляют архивные фонды и архивные документы:


1) государственных предприятий, организаций, учреждений, структур городского, земского и сословного самоуправления, действовавших на территории Беларуси до 1917 года;


2) Президента Республики Беларусь, государственных органов, государственных предприятий, организаций, учреждений, штабов объединений, мобильных сил, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Республики Беларусь, штабов соединений и воинских частей пограничных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь, войск Комитета государственной безопасности Республики Беларусь и железнодорожных войск, военно-учебных заведений, находящихся на территории Республики Беларусь;


3) государственных предприятий, организаций, учреждений, воинских частей Республики Беларусь, находившихся или находящихся за пределами республики;


4) объединений, предприятий, организаций, учреждений, в уставных фондах которых преобладает доля государственной собственности;


5) общественных объединений и их предприятий, образовавшихся до момента введения регистрации этих объединений и предприятий в установленном законом порядке и принятых на государственное хранение;


6) юридических и физических лиц, поступивших в собственность государства, в том числе из-за рубежа, на основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.


К государственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь также относятся: фамильные архивные фонды, имеющие историческое значение; архивные фонды учреждений религиозных конфессий, образовавшиеся до отделения церкви от государства; копии архивных документов на правах подлинников; копии архивных документов, поступившие в собственность государства из-за рубежа на основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь; художественные, мультипликационные, документальные, научно-популярные фильмы, кино-, фото-, фоно- и видеодокументы, статистическая, научная, технологическая, нормативно-техническая, проектная, конструкторская, картографическая, геологическая, коммерческая и иная документация, научные, литературные, музыкальные и другие рукописи, живописные изображения, рисунки, дневники, мемуары и иные виды документов, изготовленные или разработанные на предприятиях, в организациях, учреждениях, редакциях газет и журналов за счет государственных средств. Они подлежат бесплатной передаче в государственные архивы соответствующего профиля.


Право на создание архивов принадлежит юридическим и физическим лицам Республики Беларусь.


Не допускается создание тайных архивов из документов государственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь, а также из документов негосударственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь, отнесенных в установленном порядке к категории особо ценных, уникальных документов и документальных памятников либо документов, затрагивающих права и законные интересы других физических лиц.


Виды архивов:


1) государственные


2) ведомственные (межведомственные) архивы;


3) архивы негосударственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь.


Государственными архивами в Республике Беларусь являются республиканские, областные, зональные, районные и городские архивы.


Республиканские архивы создаются по решению республиканского органа государственного управления по архивам и делопроизводству, а областные, зональные, городские и районные — соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с республиканским органом государственного управления по архивам и делопроизводству.


Ведомственными (межведомственными) архивами являются архивные учреждения или структурные подразделения государственных органов, государственных предприятий, учреждений и организаций, осуществляющие прием и хранение документов этих государственных органов, государственных предприятий, учреждений и организаций в течение периода времени, установленного указанным Законом.


К архивам негосударственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь относятся:


1) частные архивы физических лиц — комплексы архивных документов, созданные лицом, семьей, родом либо приобретенные ими на законных основаниях и находящиеся в их собственности, а также комплексы архивных документов, созданные на предприятиях торговли и обслуживания, объектах культуры и искусства, находящихся в частной собственности физических лиц, и зарегистрированные в установленном порядке республиканскими органами Государственной архивной службы Республики Беларусь;


2) архивы юридических лиц негосударственной формы собственности, а также религиозных организаций, архивные документы которых созданы после отделения церкви от государства.


Архивные фонды и архивные документы государственных архивов, осуществляющих их постоянное хранение, являются собственностью государства и не могут быть объектами купли-продажи и других сделок по их отчуждению.


Государственные архивы, а также государственные музеи и библиотеки являются владельцами находящихся у них на постоянном хранении архивных документов.


Архивные фонды и архивные документы ведомственных архивов, осуществляющих их временное хранение, являются собственностью государства и не могут быть объектами купли-продажи и других сделок по их отчуждению. По истечении установленных сроков хранения эти архивные фонды и архивные документы передаются в государственные архивы на постоянное хранение.


Собственники архивных фондов и архивных документов негосударственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь владеют, пользуются и распоряжаются ими в соответствии с законом. При согласии органов государственной архивной службы документы, имеющие научно-историческую ценность, могут быть приняты на государственное хранение с компенсацией собственником государству расходов по их хранению и использованию. Размер платы за хранение и порядок пользования архивными документами определяются договором между государственным архивом и собственником документов.


Права собственника архива охраняются законом. Ни один архивный документ без согласия собственника либо уполномоченного им лица не может быть изъят иначе, как на основании постановления суда, за исключением случаев временного изъятия, порядок которого устанавливается законам.


Архивы, архивные фонды и архивные документы, находящиеся в незаконном владении, передаются их собственникам в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь.


Комплектование музеев и библиотек, а также архивов общественных объединений, религиозных организаций и архивов физических лиц подлинниками документов государственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь запрещается.


Постоянное хранение документов государственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь осуществляют государственные архивы, государственные музеи и библиотеки.


Особо ценные и уникальные архивные документы, документальные памятники находятся на особом режиме хранения и использования. Собственники этих документов обязаны создавать за свой счет их страховые копии.


Документы государственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь до передачи на постоянное хранение в государственные архивы находятся на временном хранении в государственных органах, на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях для использования в служебных, научных и других целях, а также для обеспечения прав и законных интересов граждан.


Устанавливаются следующие предельные сроки хранения документов в ведомственных архивах:


1) документы Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, министерств и других республиканских органов государственного управления – 15 лет;


2) документы органов иностранных дел, государственной безопасности, внутренних дел, обороны – 30 лет;


3) документы местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, а также предприятий, учреждений и организаций областного подчинения – 10 лет, городского и районного подчинения – 5 лет;


4) записи актов гражданского состояния и нотариальных записей, документов по личному составу – 75 лет.


Использование информации, содержащейся в документах Национального архивного фонда Республики Беларусь, в целях удовлетворения нужд общества архивные учреждения осуществляют путем:


. информирования государственных органов о документах Национального архивного фонда Республики Беларусь, которые могут быть использованы при решении хозяйственных, политических, научных, культурных и иных задач;


. выдачи справок, копий и выписок из документов;


. создания электронных информационных ресурсов на базе архивной информации и предоставления доступа к ним;


. популяризации документов Национального архивного фонда Республики Беларусь в средствах массовой информации;


. издания документальных сборников;


. предоставления документов для изучения и использования;


. издания справочников о составе и содержании документов Национального архивного фонда Республики Беларусь.


Документы Национального архивного фонда Республики Беларусь доступны для пользования со времени поступления их на хранение в государственные архивы.


Физические лица имеют право доступа к архивным документам государственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь для получения полной и объективной информации и несут ответственность при пользовании ими за их сохранность в соответствии с законодательством.


Архивные учреждения обязаны хранить государственную, военную, служебную, коммерческую и иную тайну, содержащуюся в архивных документах и охраняемую законом.


Использование архивных документов запрещается или ограничивается, если имеются основания считать, что это:


1) нанесет вред интересам Республики Беларусь;


2) может нанести вред сохранности архивных документов (в этом случае выдается вместо оригинала копия);


3) нанесет вред личным интересам граждан;


4) повлечет иное нарушение законодательства Республики Беларусь.


Ограничения в пользовании документами Национального архивного фонда Республики Беларусь, содержащими государственную тайну, устанавливаются на срок до 30 лет, а содержащими служебную тайну – до 10 лет с момента отнесения их к государственной или служебной тайне.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Crime Essay Research Paper Aspects of City
Реферат Анализ внешней среды как начальный этап в формировании стратегии предприятия. Функциональные стратегии: типы и общая характеристика
Реферат Физические двигательные качества. Средства и методы и развития
Реферат Crucible Aspects Essay Research Paper Language in
Реферат Реформа П А Столыпина
Реферат AMX Resources Essay Research Paper AMX Resources
Реферат Избирательное право
Реферат Crime And Time Essay Research Paper ANTI
Реферат Чеченский кризис причины эволюция пути решения
Реферат Environmental Activism Essay Research Paper Environmental Activism1
Реферат Процессуальные аспекты проведения налоговых проверок
Реферат Анализ состояния инновационного развития
Реферат Сущность личностно-ориентированного обучения и его отличие от традиционной системы образования
Реферат Crusades Essay Research Paper In the Middle
Реферат Крыж культурных даследавання і жаночых палавых мутацый