Aдаб Aдаб, оформившееся в 9 в. направление в арабо-исламской культуре, означающее воспитание через литературу «похвального образа поведения», унаследованного от предков. Адиб – это литератор, взявший на себя обязанность заниматься совершенствованием наиболее деятельной части общества. Культура адаба означала выработку свода светских правил, которым должны следовать люди, находящиеся на государственной службе, приближенные к власти и желающие сделать успешную карьеру, т.
е. судьи, учителя, чиновники и т.п. Это определяло форму и содержание «адабной» литературы: сочинения на моральные темы; собрания изысканных стихов, прозаических отрывков, шуток, анекдотов, которые помогают вести легкую, непринужденную беседу. В эпоху расцвета арабо-мусульманской культуры (9–11 вв.), названной ее исследователем А.Мецем «мусульманским ренессансом», и позднее, при дворах некоторых просвещенных халифов и правителей, вечерами проходили встречи ученых, мыслителей, поэтов. музыкантов, в которых участвовали
и их покровители. Культурная и научная жизнь связана была и с «домами науки», одним из которых был багдадский «Дом науки», созданный халифом ал-Мамуном. Здесь была прекрасная библиотека, содержавшая тысячи книг по разным областям знания. Почтительное отношение правителей к знанию повлияло на выработку эталона «светской» культуры, который распространялся и на менее элитарные круги, для которых подспорьем и была литература адаба. Существовала также и специальная профессиональная литература, учебные руководства
для людей, занимающихся интеллектуальным трудом. В основе воспитания, исповедуемого адабом, лежало следование духовным традициям, прежде всего традициям религиозным. Но целью адаба было все же образование светское: адаб – литература не религиозная, а светская, порой весьма пикантная, особенно в той ее части, которая относилась к куртуазной поэзии и прозе. «Легкая» форма адаба, отличающая его от сухих, мудреных, скучных трактатов богословов, ученых и философов, позволяла,
развлекая, просвещать, наставлять широкий круг людей. Адабная литература, особенно учебники, сообщали читателю начальные знания в области математики, грамматики, истории и т.д. Ас-Сиджистани (ум. 888), намекая на отношение к разуму и, в частности, к греческой учености, почитаемой многими адибами, рассказывает о сне, увиденном халифом ал-Мамуном. В этом сне происходит встреча халифа с Аристотелем, во время которой античный философ, отвечая
на вопросы ал-Мамуна, апеллирует прежде всего к разуму, как бы поддерживая своим авторитетом ал-Мамуна в его симпатии к рационалистам-мутазилитам, противникам богословов-традиционалистов. Наиболее яркими предстаквителями адаба были ал-Джахиз, Ибн Кутайба, Абу Хайан ат-Таухиди. Но если с именем ал-Джахиза (ум. 868) ассоциируется образ искателя, новатора, то живший полвеком позже
Ибн Кутайба воплощает скорее стремление к созданию упорядоченной системы, канонизации адабных сочинений, призванных сформировать достойного кади, секретаря, вообще светского человека и хорошего мусульманина. Но интенции, заложенные в творчестве ал-Джахиза, подхватит уже позже, в 10 в его страстный поклонник ат-Таухиди. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |