Реферат по предмету "Государство и право"


Положение детей в современном обществе. Документы, охраняющие права детей

ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА


Происходящие в нашей стране глобальные социально-экономические, политические преобразования, коснувшиеся всех областей общественной жизни, наряду с положительными изменениями привели и к существенному росту негативных явлений. Самыми беззащитными и неподготовленными к этим изменениям оказались дети.


Стремительная трансформация общественного устройства и экономический кризис обусловили рост детской беспризорности и безнадзорности. Приводятся разные показатели численности беспризорных детей в России: от 2,5 миллиона (по данным МВД России) до 4 миллионов (по данным независимых экспертов). Растет число детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. Масштабы этой национальной трагедии еще до конца не осознаны. Рост детской беспризорности и безнадзорности влечет за собой увеличение числа правонарушений со стороны лиц, не достигших возраста уголовной ответственности (14 лет).


В России около 2 миллионов неграмотных детей. Они оказались за пределами школы, а значит, без школьного питания, медицинской помощи и чаще всего пополняют ряды молодых безработных, бездомных, криминальных группировок.


Крайне болезненной является проблема социального сиротства. В настоящее время число детей-сирот доходит до 625 тысяч. Причем следует отметить, что 90% из них имеют родителей.


В России примерно 400 тысяч семей, где дети — с одним отцом, примерно 5 миллионов семей — с матерью без отца (всего семей в стране порядка 12 миллионов); около 300 тысяч детей рождается вне брака; 35—40 тысяч ежегодно бегут из дома.


По данным социальных обследований, до 60% детей раннего возраста имеют проявления рахита, гипертрофии и диатеза, а более 10% — анемии. В школьном возрасте 15—20% детей имеют хронические заболевания, а практически здоровые составляют не более 10—14% всех школьников. Более 4,5% детей страдают различными формами психических заболеваний.


Серьезные нарушения прав ребенка имеются и в области образования. Это и чрезмерные учебные нагрузки, и авторитарные методы воспитания и управления со стороны многих педагогов, и низкое материально-техническое обеспечение учебного процесса, имеющие место необоснованные переводы детей в коррекционные классы, спецшколы и т.д.


Ухудшение и без того тяжелого положения детей, снижение уровня жизни и реальных доходов родителей, обвальное закрытие и сокращение культурно-досуговых, спортивных, творческих и других детских учреждений, сокращение финансирования социальных программ, неисполнение федеральных и региональных законов, направленных на охрану и защиту прав детей, приводит к тому, что у значительной их части формируются антиобщественные взгляды, способствующие росту детской преступности.


Именно антиобщественная установка в процессе формирования личности несовершеннолетнего порождает преступление. Начиная с 1987 г. в России фиксируется непрерывный рост числа несовершеннолетних преступников. Если в 1987 г. их было 117 тысяч, то в 1996 г. уже 202 877 человек, или на 76% больше. Для взрослых этот показатель вырос только на 26%. В целом лицами 14—25 лет совершается более 50% всех преступлений.


Значительно повысилась криминальная активность детей в возрасте до 14 лет — 100 тысяч общественно опасных деяний в год. По различным оценкам, детская преступность уже составляет от 30 до 40% от общего количества преступлений, совершенных в государстве. Около 20% всех правонарушений дети совершают в состоянии опьянения, 14% — повторно. Ежегодно в России 120 тысяч несовершеннолетних за различные правонарушения осуждаются условно.


Все чаще и чаще дети подвергаются не только насилию со стороны взрослых (количество таких преступлений возросло более чем в два раза, так, за год выявляется 25—30 тысяч преступлений, по которым потерпевшими признаны дети до 13 лет, регистрируется свыше 80 тысяч случаев сексуального насилия или развратных действий), но и становятся жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов.


В последние годы дети стали объектом интереса криминальных структур, которые увидели в них свою «смену» и поэтому стали очень активно вовлекать их в свой преступный промысел. И это является одной из главных причин значительного роста правонарушений, совершаемых детьми, не достигшими 14-летнего возраста.


Вместе с тем, и это необходимо отметить особо, Россия, ратифицировав Конвенцию о правах ребенка, начала движение в направлении исполнения ее главной задачи: приоритетное и наилучшее обеспечение прав и интересов ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов.


Признав кризисное положение детей в современном обществе, государство делает последовательные шаги по изменению своей политики в области обеспечения, охраны и защиты прав детей. Создается нормативно-правовая база, обеспечивающая гарантии защиты прав ребенка, она приводится в соответствие с требованиями Конвенции о правах ребенка, создаются механизмы ее реализации, происходит постепенное изменение отношения самого общества к детям.


Так как дети являются самой незащищенной группой населения, для обеспечения защиты их прав требуются дополнительные независимые механизмы. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации поддержал предложение ряда депутатов Государственной думы и неправительственных правозащитных организаций о создании в России института уполномоченного по правам ребенка.


В настоящее время в четырех субъектах и двух городах России такие институты созданы и эффективно действуют. Причем защита детей должна осуществляться при непосредственной и активной поддержке государства, при тесном взаимодействии всех детских и молодежных организаций, так как разобщенность в их деятельности приносит больше вреда, чем пользы.


ДОКУМЕНТЫ, ОХРАНЯЮЩИЕ ПРАВА ДЕТЕЙ


К основным документам, касающихся прав детей в Российской Федерации относятся:


– Конституция Российской Федерации.


– Семейный кодекс Российской Федерации.


– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.


– Федеральный закон об образовании.


– Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.


– Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


– Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.


Так же есть международные документы, охраняющие права детей. Это:


- Декларация прав ребенка.


- Конвенция ООН о правах ребенка.


- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.


Закон – в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила.


Декларация – провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации.


Конвенция – одно из наименований международного договора; заключается на уровне правительств.


Конвенция и закон являются общеобязательными правилами, которые должны выполняться. А декларация является официальным документом – рекомендацией, в которой сообщаются какие-нибудь нужные сведения, но как документ не имеет обязательной силы.


«КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА». ИСТОРИЯ ЕЕ СОЗДАНИЯ И ПРИНЯТИЯ


Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.


История создания


Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.


Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.


К 20-летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка.


Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.


В настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. Только [США] и [Сомали] пока не присоединились к Конвенции (госсекретарь США Олбрайт от имени США в 1995 году подписала Конвенцию, но тогдашний Президент США Билл Клинтон не представил её для ратификации в Сенат).


СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.


В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.


ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ РОССИЕЙ «КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»


К Конвенции по правам ребенка СССР присоединился в 1990. В 1992 Россия, как его правопреемница, представила первый доклад о реализации Конвенции. На его основе Комитет ООН в 1993 сформулировал свои замечания и рекомендации. С того времени были приняты некоторые программные документы и законы, обеспечивающие практическую реализацию требований Конвенции в России. В 1999, после того, как Россия представила второй Доклад, Комитетом были даны новые рекомендации. Однако к 2002 далеко не все из них были выполнены.


Одной из основных причин принятия «Конвенции о правах ребенка» Россией является построение Россией нового правового государства. Поэтому на практике стремится реализовать права человека и детей в том числе.


По мнению известного правозащитника, руководителя общественной организации «Право ребенка» Б.Л. Альтшуллера, «…права детей и семей с детьми у нас повсеместно нарушаются. Речь при этом идет, конечно, не только о насилии и т.п., но и о правах социально-экономических, не только о нарушениях прав ДЕЙСТВИЕМ, но об их нарушении непозволительным БЕЗДЕЙСТВИЕМ государственных органов, когда ребенку или семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обратиться за помощью некуда. Отсюда и сотни тысяч социальных сирот, и миллионы безнадзорных и беспризорных детей».


Из этого следует, что проблема защиты прав детей и обеспечения практического механизма действия Конвенции по правам ребенка на территории РФ имеет сейчас для нашей страны огромное значение. Это другая причина, по которой Россия приняла «Конвенцию о правах ребенка».


СТРУКТУРА КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА


Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других норм злоупотреблений.


Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.


Первая часть Конвенции


· Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.


· Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.


· Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.


· Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.


· Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.


· Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.


· Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.


Вторая часть Конвенции


· Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.


А также о правах


Третья часть Конвенции


· Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.


ПРАВА РЕБЕНКА, ГАРАНТИРУЕМЫЕ КОНВЕНЦИЕЙ


Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.


В соответствии с этими принципами:


1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.


2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.


3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.


4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.


5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.


6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.


7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.


8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.


9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.


10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.


11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.


12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.


13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.


14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.


15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.


Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности».


МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА


Помимо законов, охраняющих права детей в России, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых — создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа "Дети России", принятая в августе 1994. Она включила в себя ФЦП:


- "Одаренные дети",


- "Организация летнего отдыха детей",


- "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев",


- "Дети Чернобыля",


- "Дети-сироты",


- "Дети-инвалиды",


- "Дети Севера",


- "Планирование семьи",


- "Развитие индустрии детского питания", а также "Безопасное материнство". С 1997 в составе программы "Дети России" еще две ФЦП:


- "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"


- "Развитие социального обслуживания семьи и детей".


С 1999 — ФЦП "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту".


В марте 2001 состоялась первая Всероссийская конференция, посвященная проблемам российских детей — "Гражданское общество — детям России". На конференции был принят проект Концепции первоочередных мер по защите прав ребенка в России. Тут же было принято решение о создании Союза общественных региональных организаций "Гражданское общество — детям России" — совместного инструмента в отстаивании детских интересов на всех уровнях государственной власти. Через год, в апреле 2002, около 500 общественных организаций, деятельность которых так или иначе связана с детьми, собрались в Москве, на Координационный Совет "Гражданское общество — детям России", где утвердили Концепцию и выбрали региональных представителей. Председателем Союза стала Элла Памфилова.


Согласно Концепции, российские некоммерческие организации свою роль в области защиты прав детей видят в систематизации и распространении опыта наиболее эффективных социальных программ и проектов в области защиты прав детей, подростков и молодежи по приоритетным направлениям:


- поддержка семьи в интересах обеспечения здоровья, благополучия и полноценного развития будущих поколений нации;


- продвижение программ здорового образа жизни подростков и молодежи;


- поддержка форм трудовой занятости подростков и молодежи;


- организация досуга детей, подростков и молодежи в рамках культурных, творческих и спортивно-оздоровительных инициатив;


- профилактика детской инвалидности;


- реабилитация детей-инвалидов без отрыва от семьи, содействие развитию интегрированного образования, создание среды, позволяющей человеку использовать свои собственные ресурсы для полноценного развития;


- развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения;


- социальная ре-интеграция выпускников интернатов


- воссоздание в России системы ювенальной юстиции;


- внедрение институтов и механизмов независимого общественного контроля за соблюдением прав детей на федеральном, региональном и местном уровнях — таких, как уполномоченные по правам детей, общественные инспекторы, и др.;


- развитие сотрудничества с государственными органами и структурами, в том числе через систему социального заказа по программам, осуществляемым в интересах детей;


- развитие моделей партнерства с социально ответственным бизнесом;


- продвижение законопроектов, поощряющих благотворительность в интересах детей и в поддержку соответствующих гражданских инициатив.


Таким образом, российские НКО являются перспективным партнером для государства в развитии и совершенствовании механизмов защиты прав детей.


Подводя итоги, можно отметить, что к началу 21 века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкрепленная соответствующими правовыми документами. Что касается России, то основной задачей государства является практическое обеспечение принципов Конвенции о правах детей, выполнение рекомендаций ООН.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Конвенция о правах ребенка – М.1989


2. Декларация о правах ребенка – 1959


3. Онлайн энциклопедия «Кругосвет» www.krugosvet.ru


4. Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» ru.wikipedia.org



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.