Реферат по предмету "Журналистика, издательское дело и СМИ"


Языковые и стилистические особенности жанра "очерк"

Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова Курсовая работа по стилистике и литературному редактированию Языковые и стилистические особенности жанра "очерк"

Выполнила студентка 3 курс филологического факультета отделения журнали-стики Канкулова Сюзанна Оганесовна Научный руководитель кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Недельчо Елена Владимировна кострома 2008 Содержание Введение 1 ГЛАВА. Теоретические основы изучения языковых и стилистических особенностей жанра «очерк» 1. Очерк как жанр публицистического стиля. Сущность и разновид-ности очерка 1.2.

Структурная организация очерка 3. Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика 2 ГЛАВА. Языковых и стилистических особенностей жанра «очерк» 1. Типы речи 2. Языковые средства выразительности 3. Синтаксис Заключение Список литературы Приложения 4 Введение Данная курсовая работа посвящена изучению языковых и стилистических особенностей жанра «очерк».

Понятие «очерк» в качестве названия жур-нали-стских публикаций определенного типа имеет неясное происхожде-ние. Хотя существует мнение, что к его появлению причастен А. М. Горь-кий, ко-торый в одном из своих писем коллеге по словесному ремеслу указы-вал, что исход-ным в определении текста, имеющего известную литератур-ную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать» [1, c. 145]. Точность этого мнения установить трудно.

Однако то, что публикации, которые А.М. Горький называл «очерком», появились отнюдь не в тот мо-мент, когда у него возникла мысль назвать их именно этим «именем», сомне-ния не вызывает. Среди родоначальников отечественного очерка исследователи россий-ской журналистики называют имена В.Г. Короленко («В голодный год»), А.П. Чехова («Остров Сахалин»), Г.И. Успенского («Разорение»), Н.В.Успенского («Без языка») и др.

Немалое число выдающихся мастеров этого жанра про-славили советскую журналистику, например А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г. Н. Бочаров и многие другие. Очерк считается «королем» художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки его он один из наиболее трудоемких. И это действительно так, поскольку написать хороший очерк журналист сможет

только в том случае, если он уверенно владеет разными методами отображе-ния действительности, существующими в его ремесле [2]. При подготовке очерка мало, например, суметь найти подходящий предмет выступления, ус-пешно собрать материал, проанализировать его. Надо еще и соответствую-щим образом переосмыслить информацию и воплотить ее в такую форму, ко-торая будет признана, действительно очерковой, что указывает на актуаль-ность исследования Целью данной работы является изучение язы-ковых и стилистических особенностей

жанра «очерк». Для достижения по-ставленной цели необходимо решить следующие задачи: Осветить сущность и разновидности очерка. Изучить особенности структурной организации очерков различных ви-дов. Описать художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портрет-ная характеристика. Выявить лексические, морфологические, синтаксические особенно-сти жанра Предметом исследования являются языковые и стилистические особен-ности жанра «очерк», а объектом исследования

- жанр «очерк». Методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования; обобщение опыта; общенаучные и специфические или ча-стные методы: анализа и синтеза; сравнительного анализа и др. Источникам исследования послужил проблемный очерк, опубликован-ный в сентябре 1999г в газете «Комсомольская правда», автором которой яв-ляется М. Матвеева. При этом использованы труды таких авторов как

Г.В. Ла-зутина, Р.П. Овсе-пян, В.Ф. Олешко, О.Р. Самарцев, А.А. Тертычный, В.Л. Цвик, Н.Э. Шиш-кин и др. Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 1. ГЛАВА. Теоретические основы изучения языковых и стилистических особенностей жанра «очерк» 1.1 Очерк как жанр публицистического стиля. Сущность и разновидности очерка.

Одним из распространенных жанров публицистики является очерк. Очерк -1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жиз-нен-ных событий (обычно социально значимых). Документальный, пуб-лици-сти-ческий, бытовой очерк. 2. Общее изложение какого-нибудь вопроса. Очерк русской истории. (Толковый словарь) Очерк - 1) В художественной литературе одна из разновидностей рас-сказа, отличается большой описательностью,

затрагивает преимущественно соци-альные проблемы. 2) Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором. (Эн-циклопедический словарь) Итак, опираясь на определения словарей, можно сделать вывод, что ха-рак-терной особенностью очерка является документальность, достовер-ность фактов, событий, о которых идет речь.

В нем называются подлин-ные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышлен-ные места со-бытий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. В очерке, как и в художественном произведении, используются изобразитель-ные средства, вводятся элементы художественной типизации. Очерк - наиболее характерный для публицистики жанр, построен по за-конам драматургии и основан на фактах, он максимально приближается к ху-дожественным жанрам.

Глубина авторского осмысления - отличительная черта очерка. Он не только описывает, комментирует или анализирует факт, но и переплавляет его в творческое сознание автора. Личность автора не ме-нее важна в очерке, чем факт или событие. Сюда можно отнести творческий портрет. Правильный выбор выразительных средств имеет принципиальное значение. К выразительным средствам относятся: стиль; язык; подбор образов, сравнений и эпитетов; композиция

и т.д. Личность в очерке приобретает особое качество литературного героя, она обособляется. Очерк, как правило, строится по жестким драматургиче-ским законам. Очерк полифоничен - в нем много различных линий. Сущность очерка во многом предопределена тем, что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) на-чало. Причем «развернутость» репортажного начала воспринимается как пре-обладание художественного метода,

в то время как упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как домини-ро-вание исследовательского, теоретического метода. Соответственно в ходе их применения создается или преимущественно-художественная, или пре-имуще-ственно-теоретическая концепция отображаемого предмета. И уже в рамках той или иной концепции собираются или «перерабатываются» эмпи-рические факты. Именно непроясненность названного обстоятельства дол-гое время

служила исходным моментом горячих споров о том, относить ли га-зетный (журнальный) очерк к художественным произведениям или же к докумен-тально-журналистским. Преобладание в ходе подготовки очерка того или иного метода зависит прежде всего от цели и предмета исследования. Так, если предметом иссле-до-вания выступает какая-то проблемная ситуация, то целесообразным для ее ис-следования будет теоретический метод. Если же предметом журналист-ского интереса стала личность,

то более подходящим для выявления ее ха-рактера будет художественный метод, позволяющий, так сказать, более есте-ственным путем проникнуть в психологию личности, без представления о которой трудно судить о достоинствах или недостатках любого человека, в том числе и героя очерка. Несмотря на то что во многих случаях (например, в публикациях ши-роко известного в недалеком прошлом талантливого очеркиста извес-тинца Ана-толия Аграновского) аналитическое, исследовательское начало в

очерках яв-ляется ведущим, все же представление об очерке в основном свя-зано с су-ще-ствованием в нем применением художественного метода. Современному очерку чаще всего свойственна документальная насы-щен-ность, часто в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очер-кист, часто настолько драматичен, сюжеты их настолько непредска-зуемы, раскры-ваемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание

читателя и восприниматься им на уровне ин-формации, черпаемой из самых интересных художественных про-изведений. В этом слу-чае потребность в интенсивной художественной пере-работке ис-ходной ин-формации нередко становится излишней. Рассмотрим основные черты наиболее распространенного на сегодняш-ний день типа очерковой публикации (см. приложение 1). Рассматривая приведённую в приложении 1 публикацию, можно отме-тить, что, несмотря на высокую насыщенность ее фактическим материалом, она не превращается, скажем,

в статью или корреспонденцию, а остается очерком. Почему? Прежде всего потому, что журналист действует по «алго-ритму» творчества, присущему именно очеркисту («писателю в газете», как его называли раньше). В чем это проявляется? Во-первых, он избирает в качестве предмета отображения типичный для сегодняшней действительности случай. Причем выбран случай (при всей его типичности) наиболее яркий, показательный, обладающий «набором»

гра-ней, характеризующих самое главное в явлении. На это автор указывает спе-циально: «Если бы я писала учебники для будущих судей, я бы непре-менно целую главу посвятила бы именно этому многотомному делу. По-чему? Да по-тому, что, во-первых, это классическое дело конца 90-х годов, и, во-вто-рых, потому, что в этом деле было все для того, чтобы вынести приго-вор, равно как и все для того, чтобы вернуть дело на дополнительное рас-следова-ние. Все, как всегда, зависит от человека.

Одного человека су-дьи». Во-вторых, драматургия этого произведения строится на классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости, закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другой стороны). Первую сторону этого конфликта представляет судья Чудова, вторую ре-цидивист Боровков и его дружки-бандиты. И хотя конфликт этот в какой-то мере остается «за кадром», поскольку автор акцентирует свое внимание

пре-жде всего на описании преступлений банды, но он в очерке присутствует. И автор дает об этом знать, уже начиная с «врезки», предваряющей текст. В-третьих, автор достаточно скрупулезно, подробно «разворачивает» деятельность банды Боровкова. И делается это не случайно. Именно путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенных эпи-зодов, подробного описания преступлений и действий каждого из банди-тов автор высвечивает

характеры преступников, показывает их бесчеловеч-ность и глубину нравственного падения. Подобного рода задачи характерны именно для произведений художественно-публицистического и художест-венного планов. Портретный очерк. Герой портретного очерка - конкретный человек, обладающий теми или другими достоинствами и недостатками. В портрет-ном очерке автор дает не только портрет в узком смысле этого слова, но и описа-ние обстановки, в которой живет и работает герой очерка, рассказы-вает о его

работе, интересах, увлечениях, о его взаимоотношениях с окру-жаю-щими. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка. На-стоящий портретный очерк возникает в результате художественного ана-лиза личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон (нравст-венной, ин-теллектуальной, творческой и пр.), т.е. в результате выяв-ления ха-рактера ге-роя. Пример портретные очерки

М. Горького. Найти полноцен-ный порт-ретный очерк на страницах современной российской прессы до-вольно не про-сто. Публикации, подобные изложенной в приложении 2, исключительно ха-рактерны для современной российской периодической печати. Они лежат на границе художественно-публицистических и аналитических (или даже ин-формационных) жанров и напоминают собой скорее корреспонденцию, пред-метом отображения в которой является человек, нежели очерк. Художественный анализ качеств героя может приводить автора-

худож-ника к несколько иным выводам, нежели анализ, скажем, с позиции полити-ческих, деловых, интеллектуальных его характеристик. Автор-художник и ав-тор-мыслитель как бы вступают в полемику друг с другом. Художествен-ный метод помогает автору сделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного, наносного, поверхностного, дает возможность вы-явить глу-бинные, духовные начала личности, что не всегда будет совпадать с зада-чами политического, делового, профессионального, экономического или ка-кого-то

иного анализа. Различие в выводах, следующих из художественного анализа и из ана-лиза иного вида (например, профессионального), выступает как различие, су-ществующее между целями нравственно-эстетического и иного (того же про-фессионального) развития людей, общества. Порой это различие может дос-тигать степени конфликта. И в этом случае автор публикации может раз-ре-шить этот конфликт «силовыми» способами, подчинив, например,

художе-ст-венный анализ политическим целям. В этом случае он может спе-циально «выпячивать» какие-то характеристики своего героя, с тем, чтобы использо-вать их для убеждения аудитории, скажем, в нравственности своего полити-ческого вывода. Проблемный очерк. В центре проблемного очерка социально значимые во-просы: политические, экономические, морально-этические и др. Автор очерка пытается вмешаться в решение важных проблем, вступает в поле-мику со своими оппонентами.

В этом жанре публицистического стиля речи могут использоваться порт-рет-ные зарисовки, но главным здесь оказывается не характер того или иного че-ловека, а его отношение к данным вопросам, различные точки зре-ния, раз-личные взгляды. В таком очерке можно встретить и путевые за-метки, зари-совки. Но они тоже служат подтверждением позиции автора в споре, выра-же-нием определенного взгляда, одним из средств доказатель-ства. Очерк та-кого типа носит полемический характер.

По своей логической конструкции проблемный очерк может быть схо-ден с таким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной та-кого сходства выступает, прежде всего, доминирование в ходе отображе-ния про-блемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в про-блем-ном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной про-блемы, пы-тается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения [3, c.

259-269]. В то же время проблемный очерк всегда можно достаточно легко отли-чить от проблемной статьи. Наиболее важное отличие состоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представля-ется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерно-стей или обобщенных суждений, выводов и т.п что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются пре-одолеть вполне конкретные люди с их

достоинствами и недостатками. На по-верхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, про-блема очень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения ин-тересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сути проблемы. При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопро-во-ждается всевозможными переживаниями, как со стороны героев очерка, так и со стороны самого автора.

Пытаясь осмыслить суть происходящего, журна-лист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступ-ления от темы. В очерке это обычное дело, в то время как в проблемной статье они неуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятель-ности, которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубо-кое проникнове-ние в суть дела способно привести автора к точному понима-нию той про-блемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соот-ветствующим образом описать ее в своем очерке [3].

Путевой очерк представляет собой описание неких событий, происше-ст-вий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе сво-его творческого путешествия (поездки, командировки и пр.) Разумеется, хо-роший путевой очерк не может быть простым перечислением или изложе-нием всего, что автор увидел в течение своей поездки. Да и опубликовать все увиденное журналистом вряд ли сможет себе позволить то издание, для ко-торого гото-вится очерк. Так или иначе, но очеркисту приходится отбирать самое инте-

ресное, самое важное. Что посчитать таким самым интересным и важным зависит от того замысла, который складывается у него в ходе пу-тешествия. Разумеется, замысел может возникнуть и задолго до творческой поездки. Ис-ходным материалом для него могут стать как прошлые личные наблюдения журналиста, так и полученная вновь информация из тех же га-зет, журналов, радио и телевидения. Но не исключено, что журналист полу-чит определенное задание от своего редактора или замысел возникнет

под воздействием каких-то иных факторов (скажем, в результате участия журна-листа в какой-то поли-тической акции). Как и в ходе подготовки любого серь-езного и объемного ма-териала (а путевые очерки именно такими и бы-вают), в ходе подготовки очерка, уже на стадии сбора сведений, этот замы-сел может быть скорректиро-ван или даже кардинально изменен все зави-сит от харак-тера той информа-ции, которая попадет в распоряжение журна-листа. Именно на этот полностью сформировавшийся замысел или, как его еще по-иному называют, основную

идею будущего произведения и должны рабо-тать все собранные автором в ходе творческой командировки факты и впе-чат-ления. Если же они выходят за рамки такого замысла, то их прихо-дится оста-вить в журналистском блокноте. Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, че-рез которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как го-су-дарство заботится об инвалидах).

Он может поставить перед собой и цель иного плана, например исследовать, как население разных городов проводит свободное от работы время, какое хобби предпочитает. Может рассказать о том, как сохраняются памятники культуры на том маршруте, которым он сле-дует. Или он может встретиться с проживающими в населен-ных пунктах, че-рез которые проезжает, участниками Великой Отечествен-ной войны, имею-щими звание Героя

Советского Союза или являющимися полными ка-вале-рами ордена Славы. Таких целей существует бесконечное множество. В ре-зультате их реализации могут появиться самые разные по содержанию пу-те-вые очерки. В любом случае журналист должен уметь ис-пользовать те пре-имущества, которые предоставляет ему путевой очерк. 1.2. Структурная организация очерка Специфика структуры газетного очерка вытекает из особенностей

этого жанра, имеющего сложную и многогранную природу. С одной стороны, очерк строится по законам художественной литературы, а с другой - публи-цистики и науки. Говоря о «двойной подсудности» очерка, Е.И. Журбина в свое время писала, что «особенность художественности очерка состоит в том, что пуб-лицистическая мысль в нем акцентирована, поднята, хотя и опирается на изо-бразительные моменты».

По ее мнению, в «очерке должно произойти орга-ничное слияние публицистической мысли и художественного приема» [4, c. 24]http://evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn16. Чтобы достичь такого слияния, автору нужно позаботиться не только о создании очеркового об-раза, но и о его на-сыщении публицистической мыслью. В данном «сцепле-нии» значительная роль отводится различным композиционным приемам.

Основные типы композиционных форм должны соответствовать типам связей, характерным для окружающей действительности - временным и при-чинно-следственным. В соответствии с этим выделим следующие типы очер-ковых структур: 1. Хроникальное построение очерка (описание явлений, событий, чело-ве-ческой жизни в их временной последовательности). 2. Построение, основанное на логике причинно-следственных связей (очерк-исследование, анализ, где нет рассказа о событии, явлении или ка-ком-либо отрезке жизни героя «во времени», а все повествование строится

по принципу не временной, а логической последовательности. В основе этих структур лежит не логика изложения, как в первом случае, а логика иссле-до-вания. 3. Так называемая эссеистская, свободная форма построения, основан-ная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях. Эта форма наибо-лее распространена в практике газетного очерка. Она, как правило, со-вмещает в себе элементы обоих предыдущих типов и характеризуется наи-большей по-

лифоничностью, многогранностью, многообразием употребляе-мых компози-ционных приемов и средств [5, c. 75]http://evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn17. Рассмотрим, как же в очерке используются подобные типы связей. Первый тип композиционной структуры очерка - хроникальный - отли-чается наличием событийного ядра. В данном случае очерк выстраивается ис-ходя из последовательной смены различных периодов, эпизодов

и дейст-вий. «Период - способ отражения продолжительного отрезка деятельности героя, когда передаются типичные для этой деятельности действия. Эпизод же - своеобразный крупный план, вырывание момента (ограниченного от-резка) из процесса или события. Единичное действие - отражение такого от-резка дея-тельности, который при нормальных обстоятельствах занимает не-много вре-мени и не развертывается в эпизод» [15, c. 84-85]http://evartist.narod.ru/text/81.h tm - _ftn18.

Существуют два принципа отображе-ния события в очерковом произведе-нии: прямая и смещенная хронология. При прямом хронологическом отображении автор разворачивает пове-ст-вование, последовательно описывая наиболее значительные моменты из жизни героя. При внешней простоте в написании такого очерка журналиста ожидает ряд трудностей. Первая из них связана с компоновкой жизненного материла. Ведь уместить в одном очерке рассказ о всей жизни героя невоз-можно.

Поэтому незначимые периоды опускаются, не нарушая хронологи-че-ского принципа описания. Вторая проблема связана с динамикой повест-вова-ния. Вялотекущее описание биографических данных вряд ли кого-то может заинтересовать. Поэтому желательно, чтобы описание в очерке имело собы-тийную канву. В основу хронологического очерка может быть поло-жена ярко выраженная фабула, за развитием которой

читателю было бы ин-тересно сле-дить. Выдвигая на передний план некое динамичное действие, журналисту легче объединить вокруг этого событийного ядра самые разно-родные эле-менты. Портретный очерк, построенный как хронологическое описание жизни героя, требует от журналиста особого мастерства. Здесь, справедливо заме-чает Т.А. Беневоленская, прежде всего необходим самый тщательный отбор биографических фактов. При этом «очеркиста всегда подстерегает опас-ность увлечься чисто внешними

(которые могут быть яркими, даже сенса-ционными) подробностями быта, перипетиями судьбы в ущерб главному, основному - раскрытию внутренней сути современника, его мироощущения, его социаль-ного лица, без чего нельзя представить социальную роль героя - его профес-сию, его дела» [11, c. 67]http://evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn19. Осо-бенно часто по-добного рода ошибки журналисты допускают в портретных очерках с ост-росюжетным событийным

началом. Увлекшись развитием сю-жета, авторы порой забывают донести до читателя мысли героя, собствен-ные размышления по поводу описываемого события. Хронологический принцип построения произведения присущ не только портретному, но и путевому очерку. В данном случае автор может поде-литься собственными впечатлениями в прямой хронологической последова-тельно-сти. Это могут быть записи «изо дня в день», дневник наблюдений и т.д. Главное при этом - отобразить фрагмент действительности через це-почку по-следовательно сменяемых

друг друга впечатлений. В очерках со смещенной хронологией наряду с событием, отображаю-щим некий фрагмент действительности, может присутствовать и метасобы-тие. Данным термином обозначается «деятельность журналиста по изуче-нию явления действительности». Эпизоды метасобытия могут, по мнению Л.М. Майдановой, «насыщаться элементами метатекста, т.е. пояснениями, почему об этом говорится теперь, а не после или раньше, о чем будет ска-зано в сле-дующих строках и

т.п. При конкретно-чувственной позиции пове-ствователя обилие метатекстовых замечаний приводит к тому, что говоря-щий существует для читателя в двух временных планах: как собеседник в настоящем и как действующее лицо прошлых эпизодов» [15, c. 85] http://evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn20. Благодаря метатекстовым элементам ав-тор может объединить в метасо-бытии очень разнородные по времени впе-чатления. Если в очерке от-сутствует метасобытие, то разные события объе-диняются общей

темой. Второй тип композиционной структуры очерка - логический - основан на логике причинно-следственных связей. В таких произведениях автору важно показать развитие собственной мысли за счет выдвижения системы положе-ний и доказательств. Выявляя различные причинно-следственные связи между явлениями дей-ствительности или исследуя внутренний мир героев, мотивы их поведе-ния и т.п автор строит произведение согласно логике своей мысли. В зави-симости от того, что выступает предметом мысли,

Л.М. Майданова выде-ляет три типа логической схемы. К первой она относит описательную логи-ческую схему. По этому принципу, по ее мнению, выстраиваются портрет-ные очерки и зари-совки. «В тексте этого жанра пишет она важно не просто констатировать, что герой - хороший производственник и славный человек, а выявить отличи-тельную и притом социально важную черту, что и сделает портрет запоми-нающимся, индивидуализированным»

[15, c. 31]http://evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn21. Третий тип очерковой структуры - эссеистская, свободная форма по-строения очеркового материала - требует от очеркиста особого мастерства, так как только на первый взгляд может показаться, что здесь законы компо-зи-ции не действуют. Как отмечают теоретики, «третий тип композиционной структуры наиболее удобен для краткого газетного материала, а потому и са-мый распространенный, соединяет в себе элементы первого

и второго ти-пов, а также множество других форм. Материалы третьего типа отличаются наи-большей полифоничностью композиционных приемов, наибольшей сво-бодой построения и пестротой рисунка. В журналистской практике часто бытуют выражения: веерная, мозаичная, ступенчатая, эссеистская, ассоциа-тивная композиция. Движение мысли соединяется здесь картинкой или эпи-зодом, лирические и философские раздумья с элементами острой фабулы. Это воль-ная цепь ассоциаций по сходству и близости мыслей, образов,

мо-тивов, бли-зости по времени и пространству» [11, c. 75] http://evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn25. Основная трудность в выстраивании подобного рода материалов заклю-чается в необходимости наиболее гармонично расположить в очерке разно-родные содержательные элементы. Чтобы достичь такой стройности, жур-на-листу необходимо:

1) четко продумать замысел произведения; 2) рассмот-реть различные варианты размещения тематических и образных единиц тек-ста; 3) определить, какие связки и отступления будут использованы в очерке; 4) про-думать основные способы монтирования разнородных компо-зиционных эле-ментов и т.д. Все это позволит избежать небрежности в изло-жении, вынуж-денных провалов между различными частями текста, а также фрагментарно-сти повествования. Таким образом, разноплановая компоновка содержательных

элементов зависит в очерке от различных способов тематического развертывания мате-риала. 1.3. Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика Как известно, очерк обладает многими признаками, присущими художест-венным произведениям. Впрочем, вобрав в себя лучшие художест-венные приемы в изображении действительности, очерк отличается наличием собствен-ного инструментария публицистической поэтики.

К художественным средствам изображения, как правило, относят пейзаж, художественную деталь, речевую характеристику, диалог, портрет, и т.д. Их «служебные» функции - выступать в виде своеобразных связующих мости-ков, скрепляющих текст в единое целое. Очеркист, пользуясь разнообразными худо-жественно-выразительными средствами изображения, имеет широкие возможно-сти в показе жизненных явлений, в передаче тончайших состояний человеческой души, в обрисовке внешней среды, в характеристике героев по-средством ярких деталей

и особенностей речи, и т.д. Так воссоздается «кусо-чек» реальности во всех своих многообразных проявлениях. Кроме этого, за-кладываются важные предпосылки для эстетического восприятия действи-тельности читателем. «При-рода художественной выразительности отмечает В.В. Учёнова реализуется главным образом в формировании специфиче-ского эстетического феномена, в вовлечении читателя, слушателя, зрителя в эстетическое переживание, в ком-плекс эстетического восприятия.

Подобное вовлечение в сопереживание предпо-лагает не только знакомство читателя с документально-выразительными фак-тами, не только логически убедительное выяснение их социально полезных и со-циально-негативных связей, но и ис-пользование документальных данных в осо-бой художественной интерпрета-ции. Последняя предполагает стремление и спо-собность автора поставить до-кументальные фрагменты в такой контекст их ав-торского восприятия, в кото-ром эти фрагменты приобретают дополнительный объемный и многозначный

эстетический смысл» [6, c. 161]http://evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn14. Пейзаж в очерковых произведениях применяется не только в качестве ук-рашения или своеобразного фона. Его «служебные» функции очень ши-роки. Пейзаж может использоваться в качестве обрисовки места и обста-новки, жиз-ненной ситуации, разрядки напряженного повествования, поста-новки социально значимых проблем, передачи читателям определенного на-строения и показа внутреннего состояния героя произведения,

наконец, как композиционный эле-мент. Формы и приемы использования пейзажных зари-совок во многом зависят от стоящих перед журналистом целей и задач. В путевом очерке Николая Климонтовича «Румяный город» нет разверну-тых пейзажных зарисовок, но каждый пейзажный штрих имеет в произведении свое конкретное назначение. В первом случае пейзаж использу-ется для обри-совки местности. «День клонится к ранним потемкам, вьется первая поземка, по-рывами налетает ветер, вы стоите

перед запертой гостини-цей, в которой уповали принять горячий душ, и податься вам ровным счетом некуда ; поземка тем вре-менем превращается натурально в метель, мороз под двадцать, дело к пяти, и, озираясь по сторонам в поисках хоть такси, ко-торых здесь, конечно же, не заве-дено, вы замечаете невероятную картину: из всех углов в валенках с галошами, телогрейках и ушанках едут по снежным мостовым люди - на велосипедах » [16]http://evartist.narod.ru/text/79.htm -

_ftn15. Во втором - для передачи непосредствен-ных авторских впечатлений: «Сквозь занавесь на окне низко било солнце, я от-дернул ее. Снегопад стих. Прямо пе-редо мной темнела вода не замершего еще озерного затона, на берегу вверх истертыми днищами одна на другой лежали старые лодки. Напротив - из плотно пригнанных стоймя темных сырых досок забор, переходящий в стену сарая, и стена эта уходила в воду. И прямо в воду же отворялась в этой стене дверца - российская

Венеция». В третьем - для сопос-тавления: «Прежде, в слепцовские времена, Осташков славился раками, снетком и маринованными налимами. В наши дни раков, как и налимов, сделалось мало, им нужна чис-тая вода, зато далеко за пределами окрестностей гуляет слух о не-вероятном обилии в озере угрей». В четвертом - для описания пути: «Обитель - на ост-рове Столобенском, туда ведет живописная дорога, вьющаяся сквозь со-сно-вый бор.

Она ныряет в какой-то овраг, выныривает в каком-то весьма благо-образно глядящемся в снежном покрове селе, огибает его по околице, и, не заме-тив как, вы въезжаете на узкий мост и взбираетесь круто вверх, оказыва-ясь вдруг под монастырскими стенами. Вокруг на соседних островах видне-ются и сям и там запорошенные деревеньки, а монастырь вознесен над озе-ром. Заливчики и заводи уж заморозило, хотя вода на самом озере еще чиста, и в затоне видна одинокая фигура рыбака.

Пейзаж самый умиротворяющий». Эти и другие пей-зажные зарисовки, которые словно золотые россыпи обна-руживаются во многих частях очерка, создают не только своеобразный фон журналистского путешест-вия, но и поэтичность повествования. С помощью пейзажа автор воссоздал кар-тину старинного русского города, его характер-ные черты и особенности, а также обрисовал быт людей. В путевых очерках пейзаж необходим: для географического обозначения места действия; для обрисовки местности,

чтобы читатели могли лучше ознакомиться с при-род-ными условиями проживания людей, с экзотическими красотами и т.п.; для динамичного описания сменяющихся картин путешествия; для запечатления различных явлений природы и т.д. В портретном очерке пейзаж может нести как фоновую, так и смысло-вую нагрузку, раскрывая нечто новое в человеке. Для примера приведем очерк Олега Блоцкого «По лезвию бритвы», в котором рассказывается об из-вестной альпини-стке

Рано Сабировой и о ее рискованном переходе по горам Гиндукуша из Паки-стана через Афганистан в Таджикистан. Ее спутницей была американка Фрида. В первой пейзажной зарисовке описывается опас-ность предпринятого маршрута: «Три дня экспедиция по узенькой тропе под-нималась все выше и выше в горы. Люди шли по маленькому уступчику, по-стоянно прижимаясь к скалам.

Порой он был настолько узок, что стопу при-ходилось ставить на ребро. И если сорвешься, то никто и ничто не поможет» [17]http://evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn16. В следую-щей пейзажной зарисовке эта опасность нагнетается: «На четвертый день экспе-диция вышла под перевал. Начиналось царство льдов и запорошенных трещин. И вот тут-то сплошной чередой, словно неукротимая лавина с гор, пошли неприят-ности».

Здесь уже используются образные сравнительные характеристики. В ходе трудного пе-рехода, рассказывает журналист, Рано Сабирова и ее американ-ская спутница безнадежно отстали от своих проводников. Катастрофическую для женщин ситуацию очеркист передает через описание суровой окружающей при-роды: «Три огромных, неподъемных тюка остались лежать на снегу.

Вокруг во все стороны простирались горы, путь через которые был неизвестен. Связи с внешним миром не было. Шел мокрый холодный снег, порывами дул ледяной ветер, и помощи ждать было неоткуда Дело шло к вечеру. Мороз опустился до 20 градусов. Женщины, разбив палатку, забрались внутрь. Там, обнявшись, они дали волю слезам. Они плакали и абсолютно не стеснялись своих слез.

А ма-ленькая палатка была крохотной цветной капелькой на фоне величествен-ных из-ломов огромных гор, вечных льдов и отвесных пропастей». С помощью подоб-ных контрастных красок очеркисту удалось описать внутреннее состоя-ние аль-пинисток, передать не только страх перед неизвестностью, но и отчая-нье. Обра-щение к природе выводит журналиста на рассуждения философ-ского плана, ко-торые, с одной стороны, характеризуют особенности автор-ского мировосприя-тия, а с другой - характер героев произведения. «Именно

в таких суровых и ве-личественных горах человек с особой остротой начинает ощущать себя микро-скопической песчинкой мироздания, крохотной частицей вечного мира, который он, как ни пыжится, а до конца понять все равно не сможет. И он четко осознает, что с природой шутить нельзя, переоценивая свои силы. Горы за это непременно накажут. Цивилизация осталась где-то да-леко-далеко. А здесь - свои законы». Но альпинистки не сдались. «Все то время пишет автор когда альпинистки, лазая

по горам, отчаянно искали перевал на Афганистан, их объединяла духов-ная нежность». А ведь были мо-менты, когда их дороги могли разойтись. Но они, несмотря на все разногла-сия, шли дальше, подавляя в себе проявления эгоизма, отчаянья и страха Используя пейзажные зарисовки, автору удалось, во-первых, красочно и сочно обрисовать место действия (природный фон), во-вторых, через контраст-ные сравнения передать всю опасность предпринятого альпинист-

ками перехода; в-третьих, выразить их чувства, начиная от горестного отчая-нья и кончая надеж-дой; в-четвертых, показать, как преодоление естественных труд-ностей привело людей к духовному единению; в-пятых, продемонстрировать не только силу их духа, но и характера. Наличие развернутых пейзажных зарисовок в портретных очерках скорее исключение, чем правило. Ведь внимание очеркиста в большей степени на-прав-лено на биографические аспекты жизни человека, на

раскрытие его ха-рактера, на показ его душевных особенностей и т.д. Поэтому пейзажные ком-поненты если и присутствуют в произведении, то обычно выступают в каче-стве фона, характери-зующего место действия. Введение пейзажных элемен-тов в портретный очерк необходимо только в тех случаях, когда без этих вы-разительных средств невоз-можно передать атмосферу происходящего, про-никнуть в суть человеческого мировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру и т.д.

В этом случае пейзаж становится смыслообра-зующим элементом. В портретных очерках пейзаж применяется: в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окру-жающей его природой; как средство в раскрытии человеческого характера; в качестве фона для портрета героя; как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д. В проблемных очерках пейзажные компоненты встречаются крайне редко.

Обусловлено это тем, что на первое место здесь выдвигается авторская мысль. Впрочем, пейзаж может использоваться в качестве экспозиции, как, например, это сделано в очерке-расследовании Александра Экштейна «Оргии в городе мертвых». Экспозиция очерка начинается с пейзажной зарисовки: «Весенний та-ганрогский парк был красив той красотой, от которой ни с того ни с сего начи-нают плакать женщины, напиваться мужчины и выть собаки. Понякин, старший инспектор уголовного розыска в славном городе

Таган-роге, и я сидели на скамье не зря. Когда в начале аллеи появились двое моло-дых мужчин, Понякин внут-ренне напрягся, а внешне расслаблено “заотды-хал” и “занаслаждался пейза-жем” » [18]http://evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn17. В данном случае пейзаж несет двойную функцию: с одной стороны, он четко обозначает место и время дейст-вия, а с другой - становится для оперативника, занимающегося слежкой за нар-кодельцами, своеобразным прикрытием для отвода глаз.

В качестве художест-венного средства в постановке социально значимых проблем пейзажные компо-ненты могут применяться в очерках на экологическую тему. В проблемных очерках пейзаж может выступать: в качестве художественного средства в постановке социально значимых про-блем; для воссоздания социальной жизни людей и т.д. Таким образом, пейзаж в очерковых произведениях применяется не только в качестве украшения или своеобразного

фона. Его «служебные» функции очень широки. Пейзаж может использоваться в качестве обрисовки жизненной ситуа-ции, постановки социально значимых проблем, передачи чи-тателям определен-ного настроения и показа внутреннего состояния героя произведения, наконец, как композиционный элемент. Формы и приемы ис-пользования пейзажных зари-совок во многом зависят от стоящих перед жур-налистом целей и задач, а также от вида очерка. Деталь в очерковом произведении является одним из средств художест-

вен-ной типизации. Посредством удачно найденной детали можно передать харак-терные черты внешности человека, его речи, манеры поведения и т.д.; выпукло и зримо описать обстановку, место действия, какой-либо предмет, наконец, целое явление. Конечно, это требует от очеркиста особой наблюда-тельности. Истин-ный художник, отмечал Гоголь, добивается того, «чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крепко в глаза всем» [цит. по: 7, c. 36]http://evartist.narod.ru/text/79.htm -

_ftn18. Именно с целью воссозда-ния таких «мело-чей» многие писатели и журналисты ведут записные книжки, куда заносятся наиболее примечательные детали, которые в даль-нейшем могут быть использо-ваны в очерке. Посредством яркой детали можно заме-нить целые описательные фрагменты, отсекая лишние и заслоняющие суть дела подробности. К основным признакам детали можно отнести ее изобрази-тельную емкость и конкретность. «Конкретные детали показывают жизнь не в абстрактных, а в индивидуальных проявлениях отмечает

Г.В. Колосов Отдельные, пусть даже интересные мелкие наблюдения только тогда находят себе место в очерке, когда их связы-вает сила обобщения. Описание различ-ных картин жизни, определенных черт людей с помощью конкретных деталей дается для раскрытия их внутреннего со-держания, состояния сущности, для выявления психологии и мировоззрения ге-роев. Конкретная деталь способст-вует законченности портрета, делает образ ося-заемым, зримым». И далее: «Живыми герои станут тогда, когда очеркист в лю-бом из них найдет, отметит

и подчеркнет характерную, оригинальную особен-ность речи, жеста, фигуры, лица, улыбки, игры глаз и т.д. Правдивая деталь по-могает полнее изобразить предмет, повышает художественность произведения, конкретизирует его» [7, c. 35-36]http://evartist.narod.ru/text/79.h tm - _ftn19. Деталь служит также эффективным средством типизации очерковых обра-зов. По мнению В.В. Учёновой, «без обращения к детализации, предмет-ности, конкретизации, индивидуализации

элементов бытия попытки создания художе-ственно-образного представления обречены на неуспех» [6, c. 172]http://evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn20. Чтобы деталь заняла в произведении дос-тойное место, стала «ключевой», способствовала созданию художествен-ного об-раза, характеристике героев и художественно-эстетическому осмысле-нию дейст-вительности, журналист должен овладеть различными методами обыгрывания детали.

В.В. Учёнова выделила несколько этапов работы над де-талью. Первый этап - вычленение опорной детали из обилия впечатлений, окру-жающих журналиста в процессе сбора материала. Как может происходить дан-ный процесс? На наш взгляд, многое зависит от использования тех или иных ме-тодов сбора информации, многое в отборе жизненных фактов опреде-ляется пер-воначальным замыслом произведения и, конечно, определенными навыками профессиональной работы [19, c.

28-35]http://evartist.narod.ru/text/79.h tm - _ftn21. Журна-лист, отправляясь на задание, должен четко представлять не только то, ка-кого рода информацию ему необходимо собрать, но и на какие стороны объекта обратить особое внимание. Таким образом, вычленение вы-разительных деталей из обилия впечатлений предполагает не только опреде-ленную зоркость, но и умение соотнести их с замыслом произведения.

Второй этап связан с выбором опорной детали, способной стать сердцеви-ной не только логической, но и художественной концепции произве-дения оп-ределяющий момент художественно-образного решения в журна-листике и мик-родетализацию избранной опорной детали [6, c. 172-173]http://evartist.narod.ru/text/79 .htm - _ftn22. Таковы основные этапы отбора художе-ст-венно-выразительных деталей для публицистических произведений.

Приемы обыгрывания деталей в очерке могут быть самыми разнообраз-ными. В одних случаях детали используются для образной трактовки тех или иных событий, в других - для создания символического образа, в третьих - для ассоциативных связок, в четвертых - для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений. Вот как через опорную деталь-образ с яб-локами обыгрываются в очерке Л. Лейнер различные эпизоды из жизни худож-ницы

Е. Ненастиной: «Однажды зимой она работала во дворике, ук-рывшись от ветра в складочке старого дома, и вдруг окно над ней раствори-лось, из него про-тянулась рука с румяным яблоком, и чей-то голос ласково произнес: “Мерзнешь, художница? Вот тебе яблочко. Я его давно берегу, с лета - оно теплое”. В другом месте тот же мотив с яблоками рассказывается героиней: «А в другой раз, летом, в Васильевке, куда Бунин к брату ездил из своих Озерок, сижу в садике, рисую.

Теплый дождик накрапывает. Смотрю на мольберт, но смутным зрением вижу - какая-то женщина не спеша идет ко мне. Подходит. И вдруг на траву ложатся ог-ромные яблоки - будто падают с неба. Поднимаю голову и вижу лучистые глаза. И это голубое сияние, и запах яблок, и предчувствие надвигающейся грозы за-полнило все пространство кар-тины ощущением счастья!» [20]http://evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn23. Обозначив в сердцевине этих двух примеча-тельных эпизодов деталь с яблоками, автор кроме образной

трактовки событий охарактеризовал необычайно свежее вос-приятие мира своей героини. Интересна и форма передачи данной детали. Она «выхвачена» не из непосредст-венных авторских впечатлений, а из рас-сказов художницы. При этом в одном случае журналист, описывая данную деталь, повествует о случае с яблоками от третьего лица, а в другом - приво-дит прямую речь героини. Деталь-символ использует в своем очерке А. Трохин. «Маленький рых-лый домик

Андреевых примостился на отшибе. За ним - бездонные хвойные дали. Во дворе дюжина разномастных комочков-кроликов, пара рябых несу-шек, банда усатых котищ и несколько дворняг в придачу. Сосенка, посажен-ная отцом в честь рождения сына жгучее напоминание свежей утраты» [21]http://evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn24. Чем примечательна последняя деталь? Находясь в конце второстепенных перечислений, она поражает своей

неожи-дан-ностью и символичностью. Сосенка была раньше символом счастья (ро-дился первенец!), а теперь - напоминанием свежей утраты. Казалось бы, ав-тор привел маленький штрих из судьбы героя, но в нем заложена значимая для конкретного человека смысловая глубина. В очерках используются не только существенные, но и несущественные де-тали. И те и другие, по мнению Г.В. Колосова, «выполняют одинаково важ-ные роли, хотя, на первый взгляд,

вызывает сомнение утверждение о право-мерности несущественной детали. Основных, характерных деталей подчас бывает недоста-точно. И второстепенная деталь, сама по себе представляющая мало ценности, приобретает в контексте весомость, необходимость и боль-шую значимость» [7, c. 36]http://evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn25. Кроме этого, не-существенные детали могут подспудно подготовить читателя к восприятию опорной

детали, или же создать некий фон, из которого и возникнет целост-ное впечатление об описы-ваемом фрагменте действительности. Именно по-этому нельзя снижать значения несущественных деталей. Как отмечает В.А. Алексеев, «в реальном мире у пред-метов есть множество качеств: главные и второстепенные, основные и несущест-венные, прямые и косвенные. В очерке, если автор взял даже не главные, не ос-новные, а второстепенные, косвенные детали, они становятся основными, глав-ными в художественном образе, по-

тому что на них сосредоточено внимание чи-тателя». При этом он подчерки-вает, что нельзя путать детали реального предмета с художественными дета-лями в рассказе, романе или очерке. «Деталь самого предмета и детали его изображения в художественном повествовании - это раз-ные вещи, хотя они и взаимосвязаны, вернее, детали предмета определяют де-тали художественного образа, так как автор отбирает их из числа существующих в жизни» [2, c.

53]http://evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn26. Рассмотрим, как используются различные детали в очерке Дмитрия Бело-вецкого «Павлиныч, говоришь?». Повествование начинается с описания предме-тов, лежащих на письменном столе вице-мэра Москвы В. Шанцева. Среди раз-личных канцелярских принадлежностей журналист обратил внима-ние на девять маленьких каменных черепашек. «Они выстроились друг за другом ровненькой

шеренгой, смотрят одна другой в попку и связаны между собой черной шелковой бечевой. Можно создавать какие угодно цепи, пере-мещая их в любом направле-нии». Казалось бы, совершенно несущественная деталь. Мало ли какая сувенир-ная игрушка лежит на столе у московского чи-новника? Тем не менее автор раз-ворачивает дальнейшее повествование, от-толкнувшись именно от этой детали: «Мне почему-то кажется, что в этом есть какая-то символика.

Я вспомнил ви-денную в телефонно-информационном справочнике “Москва” за 1997 год схему структурного построения городского органа исполнительной власти: в прави-тельстве Москвы девять заместителей премьера. На схеме черными жирными линиями обозначена их взаимозаме-няемость и взаимоподчиненность. Прямо-угольник с фамилией Шанцева при-давлен только растянутым кеглем - премьер правительства». Девять черных черепашек вызвали у журналиста вполне кон-кретную ассоциацию.

Кроме этого деталь удачно обыграна и в диалоге: «Они за-чем? » - «Да это мне кто-то из Китая привез Как сувенир - Шанцев аккуратно ровняет их по верхнему краю разлинованного, мелко исписанного листа Вот они полностью подо-шли Во-первых, прижимают мой рабочий план, во-вторых, их по-разному можно расставить и вроде каким-то делом занимаешься ». Следующие детали, которые используются в очерке, обрисовывают внеш-ность Шанцева: «На военном параде Шанцева сфотографировали как-то в ар-мейской форме.

Было жутко холодно. Кто-то заботливый принес ему бушлат и фуражку. Потом в газете снимок и к нему подпись: военная форма цвета хаки идет Шанцеву, как кепка - Лужкову. Шанцев обиделся. “Я гово-рит знаю, для чего это делается” “Для чего?” - “Впечатление создать, что я злой, некуль-турный Человек, взгляд которого тяжел, как штанга ”. А мне кажется, что он напрасно обиделся. У Шанцева настороженно-справедливое лицо городового:

Где нарушения Кому помощь нужна? Меня не обведешь вокруг пальца! Да-вайте разберемся! Дела делать надо!» [5]http://evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn27. Здесь, как и в предыдущем фрагменте, опорная деталь («армейская форма») находится в ассоциативной связке с другими деталями («кепка мос-ковского мэра», «взгляд тяжел, как штанга»). С помощью этих деталей автору удалось описать типичные черты столичного городового.

Таким образом, особенность работы журналиста с деталью связана, с од-ной стороны, с тщательным отбором наиболее характерных деталей, а с дру-гой - с искусством их обыгрывания в тексте. Все это позволяет придать опи-сываемой картине выразительность, конкретность и образность. Портретные характеристики. По мнению В.И. Шкляра, «портрет в публи-цистике зачастую выступает в качестве своеобразного аналога харак-тера героя. Он дает возможность наглядно, зримо увидеть героя и в этом плане

он стимули-рует читательское воображение. Другая его функция - по-мочь через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир души чело-века, в мир его эмоций и чувств» [8 c. 44]. http://evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn28Портретная характеристика напрямую связывается с психологическими осо-бенностями личности. Действи-тельно, внешность человека, его манера оде-ваться, привычные позы, жестикуля-ция, мимика и т.п. могут при вниматель-ном взгляде многое сказать о человеке.

Основное требование, которое предъ-является к любой портретной характери-стике - это документальная точность отображения. В данном случае очеркист не имеет права что-то выдумать в обрисовке внешности человека, но не стоит отка-зываться и от показа типиче-ского. Именно сочетание строгого документализма и художественного обоб-щения и рождает полноценный очерковый образ. В портретных характеристиках журналисты активно используют достиже-ния современной психологии.

Например, выяснив, к какому психоло-гическому типу относится тот или иной человек: сангвиник, флегматик, холе-рик или ме-ланхолик, они могут определить, как те или иные качества прояв-ляются в облике и поведении личности. Именно этим методом пользуется Владимир Васильев, пытаясь создать эскиз психологического портрета Евге-ния Примакова. По его мнению, бывший премьер-министр - типичный флег-матик. Что это означает? Определяющим для флегматика является сочетание двух качеств.

Первое - ин-траверсия: обращенность внутрь себя, закрытость от окружающих, склонность воспринимать себя и остальных в функциональном, неодушевленном плане. Второе - низкая эмоциональная возбудимость: спо-койствие, уравновешенность, умеренность переживаний. Исходя из данных положений, автор описывает сво-его героя. «Одежда. Если он стоит или идет, пуговицы всегда застегнуты (за ис-ключением нижней, не застегивать которую

предписывает этикет). Осанка. Только сидя Евгений Максимович позволяет расслабиться: отки-нуться на спинку кресла или, напротив, опереться на руки, положенные на стол. От флегматика бессмысленно ожидать интенсивной жестикуляции, разно-образия выразительных движений. Но информативность жестов чрезвы-чайно высока. Мимика. Наиболее характерное выражение лица - сосредоточенно-напря-женное, отражающее деловую собранность.

Отклонения от этой «нормы» на-блюдается в трех основных вариантах: жесткость, обида и улыбка - каждый из этих вариантов не оставляет сомнений в искренности отражения соответствую-щих эмоциональных переживаний » [22]http://evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn29. Вот так, исходя из определенных психологических характеристик, вос-созда-ется портрет человека. В описании облика используются также различ-ные порт-ретные штрихи.

Они необходимы, когда журналисту нужно под-черкнуть какое-либо психологическое состояние героя, его привычные жесты и мимические ре-акции, наконец, манеру одеваться и держаться с людьми. Художественные средства изображения необходимы не только для обри-совки внешней среды, но и внутреннего состояния человека. В современной пуб-лицистике, как мы убедимся далее, усиливаются психологические начала в по-казе духовного мира личности. 2. ГЛАВА. языковыЕ и стилистическиЕ особенностИ жанра очерка

Данная глава посвящена анализу типа текста, которое обычно относятся к «авторской» или «писательской» журналистике, подчеркивая тем самым их особый характер. Проявляется он, прежде всего, в повышенной требова-тель-ности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщен-ности текстов, глубине авторского обобщения действительности. В силу этого ос-воения искусства написания очерка в художественно-публицистиче-ском жанре считается

наиболее трудной ступенью при восхождении к вер-шинам журналистского мастерства. В данной главе идет подробный анализ языковых и стилистических особенностей жанра «очерк» (типы речи, стили-стические фигуры, синтаксические конструкции предложений), на примере проблемного очерка М. Матвеевой «Служить или выживать?». Данный ма-териал очень ак-туален на сегодняшний день и его структура типична для рассматриваемого мною жанра. 2.1. Типы речи

В своем очерке автор рассуждает над тем, что сегодня служить в России опасно. В данном тексте очерка существует характерная черта очерков. Это смешение типов речи. Автор использует рассуждение, тезис кото-рого можно выделить в 6 предложении, что неуставные отношения и жесто-кость военного начальства, ведет к тому, что служить сегодня в России опасно. Аргументы мы видим в примерах, доказывающих неуставные отношения солдат, в предложениях 10:

«Например, заставляли без конца открывать и закрывать форточку, на-нося при этом всякий раз «духу» удар в солнеч-ное сплетение», 11: «Или за пять се-кунд приносить старшему тапочки и полотенце (за опозда-ние прови-нившийся должен был с разбегу биться головой о стену)», 12: «Просто из-бивали табу-ре-том или гантелей по темени», 13: «Чтобы не оставалось сле-дов, приказывали прикрывать го-лову вывернутыми наружу ладонями («де-лать

лося»)», 14: ««Результат такой «воспитательной работы» весьма пла-чевный: «органиче-ское поражение головного мозга травматического гене-зиса с легким интел-лектуальным снижением и стойким астенодепрессивным синдро-мом», как сказано во врачебном заключении». Заключение, из кото-рого следует, что случаи «дедовщины» не единичны, а наоборот их очень много, заключается в предложениях 19, 20, 21, 22: «Если бы этот случай оказался единичным, можно было бы, возмутившись жестокостью старо-служащих, а также слепо-той, равнодушием

или молчаливым пособничест-вом коман-диров, тем не ме-нее продолжать доверять армии. Действительно, виновные (по крайней мере непосредственные) наказаны; армия вообще - при любой организации службы, в любой стране - не застрахована от прояв-лений насилия между своими же служащими.… Однако таких подобных случаев (даже тех, что раз-бираются в судах) - сотни. Таких, о которых знают только сами солдаты и их родители - во много раз больше»

Так как в тексте сообщается о проблеме «дедовщины» в армии, в его времен-ной последовательности, а на первый план выдвигается порядок про-текания действия, развитие сюжета, то можно сделать вывод, что и тип речи повест-вование тоже присутствует в данном проблемном очерке. Завязку дей-ствия мы видим в 9 предложении («В учебной воинской части № 7527, распо-ложенной в центре Орла, «деды» заставляли мо-лодых солдат - «ду-хов» сти-рать себе исподнее, отбирали деньги и продукты,

развлекались изо-бретением разнообразных «упражнений» для новобранцев»), далее в хроно-логической последовательности идет развитие действия. В 14 предложении («Результат такой «воспитательной работы» весьма плачевный: «органиче-ское поражение головного мозга травматического генезиса с легким интел-лектуальным сни-жением и стойким астенодепрессивным синдро-мом», как сказано во врачеб-ном заключении») кульминация повествования, и в 16 предложении («В конце концов «дедов» наказали») развязка события.

Выра-зительная и изобра-зительная сила данного повествования заключается, прежде всего, в нагляд-ном представле-нии действия, движения людей и яв-лений во времени и про-странстве. По-скольку в данном проблемном очерке сообщается о событиях, особую роль здесь принадлежит глаголам особенно формам прошедшего вре-мени: «за-ставляли», «отбирали», «развлекались», «избивали», «приказывали», «нака-зали». Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, по-могают автору разворачивать

повество-вание 2.2 Языковые средства выразительности Так как данный текст посвящен ар-мейской теме, то здесь встречается лексика, характерная для армейской среды: «призывник», «воин-ская честь», «деды», «духи», «но-вобранцы», «делать лося», «рота», «старо-служащие», «командиры», «сол-даты». Благодаря ним автор доказывает нам свою осве-домленность в про-блеме неуставных отношений в армии, и у чита-теля появ-ляется больше до-верия к данной информации.

Написать проблем-ный очерк, не разбираясь в той сфере деятельности, которая в нем затрагива-ется, невоз-можно. Для более точного эмоционального выражения проблемы «дедовщины» в армии, автор использует иронию: «Результат такой «воспитательной ра-боты»…», «…развлекались изобретением разнообразных «упражнений» для новобранцев». Слова «воспитательная работа» и «упражнения», автор ста-вит в кавычки, что позволяет аудитории искать, обратный, противополо-женный смысл высказывания.

Следовательно, под выражением «воспитательная ра-бота», читатель понимает - издевательства, которые совершали старослужа-щие по отношению к молодым солдатам; а слово «упражнения», означает на-казания, которые пришлось терпеть солдатам-призывникам. Использование антитезы в предложении 3 «Воспитывает ли армия «на-стоящего мужчину» или превращает здорового молодого человека в ка-леку?», противопоставляет понятия «здорового молодого человека» и «ка-леки», что усиливает впечатление и придает тексту трагическую

нотку. Для того, чтобы показать результаты неуставных отношений в армии, то как они могут поменять жизнь молодого человека, автор использует ци-тиро-вание врачебного заключения: «…органическое поражение головного мозга трав-матического генезиса с легким интеллектуальным снижением и стойким ас-тенодепрессивным синдро-мом…», что придает очерку официаль-ный и серьезный тон, и так же показывают читателям осведомленность автора в данной проблеме. Точное место действия: «В учебной воинской части № 7527, располо-женной в

центре Орла…», делает очерк достовернее, так же точные факто-ло-гические данные это главный признак, как проблемного очерка, так и всего публицистического стиля в целом. Для усиления выразительности речи, для придания тексту красочности автор использует различные средства выразительности, благодаря которым текст становится насыщеннее и интереснее. Благодаря градации, с использо-ванием экспрессивно-оценочной лексики: «…слепотой, рав-нодушием или

молчаливым пособничеством…», Матвеева передает нам ат-мосферу жестоко-сти, бесчеловечности командиров к солда-там, которая царит в современной армии. Автор, для того, чтобы показать невыносимое, беспо-мощное состоя-ние простых солдат использует синонимы: «провинив-шийся», «новобранец», «пострадавший». Олицетворение «воспитывает ли армия», «доверять армии», использо-ванное в предложении 3 и 19, одушествляет армию, дает ей характеристику живого существа. Повтор слова «любой» в 20 предложении («Действительно,

виновные (по крайней мере непосредственные) наказаны; армия вообще - при любой орга-низации службы, в любой стране - не застрахована от проявлений наси-лия между своими же служащими.…»), делает речь автора призывнее. Мат-веева дает читателю понять, что проблема «дедовщины» в армии есть не только в нашей стране, а с ней можно столкнуться везде. Это проблема не только Рос-сии. Для того чтобы язык текста был красноречивее, автор исполь-зует харак-терный для проблемного

очерка троп- гипербола. В тексте она встречается часто «…без конца открывать и закрывать…», «…за пять секунд прино-сить…», «Однако таких подобных случаев (даже тех, что разбираются в су-дах) - сотни. Таких, о которых знают только сами солдаты и их родители - во много раз больше». Преувеличения данных фактов, выделяют данную про-блему, проблему дедовщины в армии. Выразительная и изобразительная сила данного повествования заклю-ча-ется, прежде всего, в наглядном

представле-нии действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. По-скольку в данном проблемном очерке сообщается о событиях, особую роль здесь принадлежит глаголам особенно формам прошедшего времени: «за-ставляли», «отбирали», «развле-кались», «избивали», «приказывали», «нака-зали». Они, обозначая последо-вательно сменяющие друг друга события, по-могают автору разворачивать повествова-ние. 2.3 Синтаксис Проблемный очерк М. Матвеевой начинается с каскада риторических во-просов,

которые не требуют ответа, так как ответ найти на них невозможно, и просто вопросительных предложений: «Почему? Воспитывает ли армия «на-стоящего мужчину» или превращает здорового молодого человека в калеку? Какой должна быть ар-мия, чтобы выражение «воинская честь» и «священный долг» не произноси-лись с иронией, а необходимость служить не ка-залась бе-дой?», это позво-ляет заострить и одновременно убедить аудиторию в том, что служит сего-дня в российской армии опасно, и нужно как-то решать эти во-просы, найти ответы.

Использование предложения с умолчанием- внезапным прерыванием вы-сказывания («Действительно, виновные (по крайней мере, непосредст-венные) наказаны; армия вообще - при любой организации службы, в любой стране - не застрахована от проявлений насилия между своими же служа-щими.…»), предоставляет возможность читателю догадаться, или самому поразмыслить над этим пред-ложением. И все равно автор останавливается на том, что ре-шить такую проблему, как «дедовщина» в армии очень

сложная задача, не только в нашей стране, но и во всем мире. Так как данный текст, написан типом речи - рассуждением, то здесь встречается большое количество предложений с вводными конструкциями (11,13,20,21) помогает аудитории лучше понять идею автора, которую он хо-чет до них донести. Это так же большое количество сложноподчиненных предложений: «Какой должна быть армия, чтобы выражение «воинская честь» и «священный долг» не произносились с иронией, а необходимость служить

не ка-залась бедой?», «Те из потерпевших, кто был в состоянии про-должать службу, продолжали ее в других частях.», «Если бы этот случай ока-зался единичным, можно было бы, возмутившись жестокостью старо-служа-щих, а также слепотой, равнодушием или молчаливым пособничест-вом коман-диров, тем не менее продолжать доверять армии», «Таких, о ко-торых знают только сами солдаты и их родители - во много раз больше». Дробление предложений 10,11,12,13: «Например, заставляли без конца от-крывать и за-крывать форточку,

нанося при этом всякий раз «духу» удар в солнеч-ное спле-тение. Или за пять секунд приносить старшему тапочки и по-лотенце (за опо-зда-ние провинившийся должен был с разбегу биться головой о стену). Просто избивали табу-ретом или гантелей по темени. Чтобы не ос-тавалось следов, приказывали прикрывать го-лову вывернутыми наружу ла-донями («делать лося»)», делают речь автора призывнее, настойчивее, ритмичнее и динамич-нее, так же короткие конструкции предложений

легче воспринимаются ау-диторией. Повторение одной и той же грамматической конструкции в начале пред-ложений - анафора, а так же одинаковое построение рядом стоящих предло-жений - параллелизм предложений («Однако таких подобных случаев (даже тех, что разбираются в судах) - сотни. Таких, о которых знают только сами солдаты и их родители - во много раз больше»), придают заключительному абзацу проблемного очерка настойчивость и незавершенность.

Внимание автора в очерке «Служить или выживать?» сосредоточено на действии, действующее лицо остается в тени, так как оно не важно для М. Матвеевой. В данном тексте подчеркиваются действия и конкретизирующие его дополнения обстоятельства, что и обуславливает наличие в тексте множества неопределенно - личных предложений («Например, заставляли без конца открывать и закрывать форточку, нанося при этом всякий раз «духу» удар в солнеч-ное сплетение. Просто избивали табу-ретом или гантелей по темени.

Чтобы не оставалось следов, приказывали прикрывать го-лову вывернутыми наружу ладонями («делать лося»). Заключение Подобно искусству, публицистика реализует себя в различных жанро-вых формах. Жанр - это относительно устойчивая структурно-содержатель-ная ор-ганизация текста, обусловленная своеобразным отражением действи-тельности и характером отношения к ней творца [9, c. 138]. К жанрам ин-формационной публицистики сегодня принято относить: заметку; интервью; событийный

ре-портаж. К жанрам аналитической публицистики относятся: проблемная статья в печати, проблемный репортаж, корреспонденция, бе-седа, комментарий, обо-зрение в прессе, на радио и ТВ. К жанрам художест-венной публицистики от-носятся: зарисовка, очерк, эссе, фельетон и другие сатирические жанры. Очерк литературный жанр, отличительным признаком которого явля-ется художественное описание по преимуществу единичных явлений дейст-вительности, осмысленных автором в их типичности.

В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка писание с натуры. В других литературных жанрах типизация создается путем обобщения отвлекаемых автором харак-терных черт множества единичных явлений; типическое конструируется здесь при помощи вымысла, фантазии, опирающихся на наблюдения этих яв-лений. В очерке вымысел играет значительно меньшую роль, чем в других жанрах.

Типизация в очерке достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных для явления черт. Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и компо-зиционное его построение. В очерке может совсем отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор очерка часто переходит от одного ха-рак-теризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме наме-чая их зависимость. Не связанный необходимостью наглядно, в образ-ной форме показывать

развитие действия, автор очерка чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица. Это дает очеркисту возможность более свободной группировки материала, возмож-ность многообразных сопоставлений, аналогий и пр. В очерке гораздо большее значение, чем например в рассказе, имеют публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статисти-ческий материал. Язык очерка в большей мере, чем язык любого другого литературного жанра, включает элементы языка публицистического

и научного. Черты очерка как жанра не остаются постоянными. В разные историче-ские периоды и у разных классов выступают и усиливаются то одни харак-терные стороны жанра, то другие; меняется само положение очерка среди прочих жанров. Очерк встречается в истории литературы в самые разнооб-раз-ные эпохи. Но в определенное время очерк получает особенно важное значе-ние, выдвигаясь на передний план литературной

жизни. Это бывает, прежде всего, в период формирования пробуждающимся классом своей ли-тературной идеологии, когда активная позиция класса требует безотлага-тельного вмеша-тельства в новые жизненные условия. Те же обстоятельства обусловливают выдающееся значение очерка и у класса укрепившегося, но резким поворотом истории поставленного перед необходимостью по-новому осознать мир. Являясь одним из жанров литературы и журналистики, очерк своими особыми средствами показом характерных

явлений, типических измене-ний психики людей решает задачу создания стиля реализма. Список литературы 1. Горький M. A O. Жиге.// Собр. соч.: В 30 т М 1953. Т. 30. С. 145. 2. Ампилов В.А. Современный газетный очерк Минск, 1972. 3. Уроки Аграновского М 1976. 4. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жан-ров

М 1969. 5. Беневоленская Т.А. Портрет современника: очерк в газете М 1983. 6. Учёнова В.В. Творческие горизонты журналистики М 1976. 7. Колосов Г.В. Поэтика очерка: Учеб метод, пособие к спецкурсу «Про-блемы советского очерка» М 1977. 8. Шкляр В.И. Публицистика и художественная литература: продук-тивно-твор-ческая интеграция: Автореф. докт. дис Киев, 1989. 9. Кройчик Л. Система журналистских жанров.//

Корконосенко С. Ос-новы творческой деятельности журналиста СПб 2000. 10. Алексеев В.А. Очерк. Спецкурс для студентов заочного отделе-ния Л 1973 11. Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка М 1975. 12. Корконосенко С. Основы теории журналистики СПб 1995. 13. Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма

М 1977. 14. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики М. 1998. 15. Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста (средства вырази-тельного письма) Красноярск, 1987. 16. Климонтович Н. Румяный город.// Общая газета. 1998. 4 нояб. 17. Блоцкий О. По лезвию бритвы.// Литературная газета. 1998. 4 ноябр. 18. Экштейн А.

Оргии в городе мертвых.// Литературная газета. 1999. 16-23 июня. 19. Ким M.H. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналист-ского произведения СПб 1999. 20. Лернер Л. Яблоки с неба.// Общая газета. 1999. 20-26 мая. 21. Трохин А. Вот наш Онъгинъ, сельский житель.// Общая газета. 1999. 20-26 мая. 22. Виноградов И. Парадокс великого затворника.//

Общая газета. 1998. 10-16 дек.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Камбасерес, Жан Жак Режи де
Реферат Уголовное право 6
Реферат Понятие норм морали. Общие черты и отличия норм права и норм морали. Реализация права, формы и стадии реализации.
Реферат Психологические подходы и проблемы эффективной психотерапии, психокоррекции и профилактики нарко
Реферат Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников
Реферат Juror 10 Essay Research Paper Juror 10There
Реферат Использование ГИС-технологий в снеголавинных исследованиях
Реферат 1 Научно- теоретические основы изучения проблемы социально-психологической адаптации учащихся к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы
Реферат Вредное воздействие тяжелых металлов на организм человека
Реферат Сравнительная характеристика налогообложения инноваций в нефтяной отрасли Россия - Норвегия
Реферат Минимизация функции многих переменных Приближённые численные методы Метод Монте-Карло
Реферат Intelligenge Testing
Реферат Frankenstein Essay Research Paper A Tale of
Реферат Место и роль Киевской Руси в мировой истории
Реферат «Мои посмертные приключения» Юлии Вознесенской как современная повесть-притча