Реферат по предмету "Государство и право"


Личность и правовая система

Реферат на тему:


Личность и правовая система


Работу выполнил:


Горячев Д.В.


Ульяновск 2010


Введение


Человек является общественным существом. Он не может, да и не хочет жить отдельно от общества. Чтобы выжить люди объединялись друг с другом, создавая общество. Постепенно, в процессе эволюции, были созданы и развиваются государства.


Основное отличие государства от простого сборища людей заключается в установлении определённых правил поведения. Именно благодаря соблюдению правил существует определённый порядок в обществе, позволяющий ему развиваться в определённом, а иногда и в нескольких направлениях. Постепенно во многих государствах были созданы свои правовые системы. Установленные в государстве правила оказывают влияние на жизнь каждого человека, проживающего на территории данного государства. Но некоторые люди способны устанавливать определённые правила поведения, оказывая влияние на общественную жизнь в отдельных государствах. Про таких людей обычно говорят как о сильных личностях.


Так что же такое правовая система? Что такое личность? Каким образом личность может оказывать влияние на правовую систему государства? Автор поставил перед собой цель, заключающуюся в оказании помощи читателю в поисках ответов на поставленные вопросы, а так же в их изложении с позиции автора.


Правовая система, её структура, и функции.


Чтобы точно понять определение правовой системы, необходимо знать то, что означает термин "право".


По мнению Хрюпанюка В.Н. [1]
право - есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.


Лазарев В.В. в своём произведении "Общая Теория Государства и Права" приводит иное определение права: право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.


По мнению С.И. Ожигова, [2]
право - совокупность, устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.


Таким образом, право - совокупность норм, регулирующих общественные отношения, установленных государством и обеспеченных возможностью государственного наказания за их нарушение.


Норма права - признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения[3]
.


По мнению Хрюпанюка В.Н[4]
., система права (или правовая система) - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении на относительно самостоятельные части.


Несколько иное определение правовой системы даёт Лазарев В.В. Система права, по его словам, - это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права, подотрасли и институты права (основные элементы, регулирующие строго определённые отношения), в зависимости от предмета и метода регулирования [5]
.


Институт права[6]
- основной элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.


Подотрасль права [7]
- объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права.


Отрасль права [8]
- основное подразделение системы права, его главный элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой институты права, регулирующие качественно однородную область общественных отношений.


Таким образом, самой мелкой единицей системы права является норма. Институты содержат нормы права, подотрасли включают в себя институты, отрасли - подотрасли, а сами отрасли образуют всю систему права.


Принципы правовой системы


Принципы задают основу содержания, а так же основные направления развития системы права.


Современное право, а следовательно, и система права государства, в котором все члены общества обладают равными правами, по словам Хрюпанюка В.Н., основывается на следующих общих принципах [9]
:


принцип социальной свободы - граждане государства должны быть свободны, но их свобода должна быть ограниченной, то есть свобода выбора и действий человека не должна приносить вред другому члену общества;


принцип социальной справедливости - принцип обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждением преступлением и наказанием;


принцип демократизма находит своё выражение в нормах права, регулирующих отношения между гражданами, работу государственных органов, характер взаимоотношений данных органов с человеком, определяющих его правовое положение, но не лишающих его свободы;


принцип гуманизма - принцип, в основу которого положено гуманное отношение к человеку;


принцип равноправия означает то, что все граждане равны перед законом независимо от их положения в обществе;


принцип единства прав и обязанностей - наличие прав одной стороны должно обеспечиваться наличием обязанностей другой стороны;


принцип ответственности за вину предусматривает наказание за нарушение норм права;


принцип законности выражает неукоснительное соблюдение всего государственного права.


В государстве, в котором нет равноправия его членов, принцип равноправия не действует, могут и не соблюдаться и другие выше приведённые принципы, касающиеся соблюдения прав человека.


Теперь рассмотрим функции системы права.


Хропанюк В.Н. выделяет следующие функции права (системы права) [10]
:


регулятивную;


охранительную.


Регулятивная функция регулирует общественные отношения. Посредству реализации данной функции устанавливается определённый порядок в общественных отношениях.


Охранительная функция обеспечивает соблюдение норм и исполнение наказания для нарушителей, не соблюдающих установленные нормы.


Посредствам реализации данных функций в государстве устанавливается определённый порядок, выраженный в регулировании общественных отношений правовыми нормами и защите правил поведения, установленных государством.


Личность


В литературе существует множество определений личности.


По мнению С.И. Ожегова,[11]
личность - человек, как носитель определённых свойств. Кондратьев В.Ю. и Ильин В.А. [12]
приводят более полное определение личности: личность - сам индивид, активный субъект социальных отношений и целенаправленной активности, а также системное качество индивида, обусловленное его осознанной активностью в системе социальных связей и складывающееся в условиях взаимодействия и общения.


В Толковом словаре Ефремовой данное понятии е трактуется следующим образом: личность - это:


1) совокупность свойств, присущих человеку;


2) Человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения.


Следовательно, личность - человек, обладающий определённым характером, мировоззрением, являющийся частью общества и относящийся к определённому его слою.


Как уже было сказано, правовая система регулирует общественные отношения. Из этого следует то, что личность полностью зависит от правовой системы страны. Система права конкретного государства (организации, верховная власть которой распространяется на всю территорию страны) определяет права (возможности что-либо совершать) и обязанности каждого человека, находящегося на территории её действия. При этом люди разных слоёв общества могут иметь разные права и обязанности. Однако, некоторые личности могут оказывать влияние на формирование правовой системы отдельного государства.


Роли личностей в формировании правовой системы государства


Роли личностей в формировании правовой системы отдельного государства зависят от форм правления, устройства, режима данного государства.


Форма правления - форма представляющая собой структуру высших органов государственной власти. [13]
По данной форме государства делятся на монархии и республики.


Монархия - такая форма правления, при которой власть осуществляется единолично и переходит по наследству.


По мнению Хропанюка В.Н., для монархии присущи следующие черты: [14]


1) существует единая власть в лице одного правителя (Монарха);


2) власть передаётся по наследству;


3) Монарх не несёт юридической ответственности за свои действия.


По степени распространённости власти правителя выделяют следующие типы монархий: абсолютная, ограниченная (конституционная).


При абсолютной монархии власть монарха никем и ничем не ограничивается. В государствах с конституционной монархией - власть ограничивается парламентом и другими государственными органами [15]
.


Таким образом, правитель при абсолютной монархии в издаваемых законах (источниках правовых норм) утверждает, отменяет или изменяет правовые нормы для данного государства. При конституционной монархии монарх может лишь предлагать проекты законов, а утверждает их парламент. В рассматриваемом случае каждый член парламента тоже влияет на структуру системы, голосуя за введение или не введение закона, предлагая проект закона или поправки к нему. В любом случае роль монарха играет значительную роль в формировании правовой системы страны.


Республика - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами[16]
.


Для данной формы правления характерны следующие свойства:


выборность органов;


осуществление государственной власти с разрешения выборщиков (людей, которые выбирают);


юридическая ответственность Главы государства.


В зависимости от устройства государства учёные выделяют[17]
парламентские и президентские, социалистические республики.


В парламентской республике вся власть принадлежит парламенту. Парламент назначает своего представителя на пост правителя государства. [18]


Глава государства обнародует законы, формирует правительство, имеет право на роспуск парламента.


Парламент принимает законы, а правитель может лишь предложить ему законопроект на рассмотрение.


Президентская республика - разновидность республики, при которой наряду с парламентской властью существует власть президента [19]
. Президент является Главой государства. Президент избирается гражданами государства, а не парламентом. Это делает его менее зависимым от данного органа. Президент имеет право роспуска парламента, что в конечном итоге может повлиять на отмену, изменение, ввод правовых норм. Так же, как и Глава государства в парламентской республике, Президент может предложить парламенту законопроект. Следовательно, в Теории Государства и Права различий между полномочиями президента в президентской республике и Правителем в парламентской республики нет. Их влияние в отдельных странах на правовую систему определяется законодательством данных государств.


Социалистическая республика - республика, в которой ведущая роль в управлении принадлежит представительным органам, руководство социальной, культурной, хозяйственной жизни соединено в единый государственный механизм, создаются предпосылки для руководящей роли рабочего класса. [20]
Для данной формы характерно то, что у власти находится только одна партия. Она назначает Правителя. Таким образом, только члены партии могут влиять на правовую систему при данной форме правления.


По форме государственного устройства государства разделяются на федерации и унитарные государства, конфедерации[21]
.


Федерация[22]
- соединённое, союзное государство, представляющее собой союз ряда государств - членов федерации.


Унитарное государство - государство, отличающиеся политическим единством.


Конфедерация - государственное объединение, союз.


Унитарное государство имеет единую законодательную власть и систему государственных органов. Отдельные личности могут влиять на правовую систему, действие норм которой распространяется на всю территорию.


При федеративной форме государственного устройства образуются общие для всей федерации и каждого субъекта государственные (в том числе и законодательные) органы власти и органы управления. Существуют общие федеральные законы и законы субъектов федерации. Законы субъектов федерации распространяются на территорию тех союзных государств или государства, которые ввели их. Общефедеральные - на территорию всей федерации. Некоторые личности при данной форме могут влиять на общефедеральную систему права и систему права субъекта.


Члены Конфедерации могут не иметь общую систему законодательства, единой системы государственных органов. [23]
Члены конфедерации договариваются об общих правилах. Например, они могут установить единую денежную систему, тарифную систему и т.д. При этом каждое государство, в отличии от унитарной и федеративной форм, имеет свою армию, свои государственные органы.


Государственный политический режим - это совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления государственной власти. [24]


Политические режимы подразделяются на два вида:


1) Антидемократические - режимы, при которых государство контролирует все сферы жизни общества, вводит политическую идеологию, неравноправие членов общества;


2) Демократические режимы - режимы, предоставляющие равные права и свободу всем членам общества, создающие эффективные реальные механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти через избирательную систему, контроль избирателей. [25]
В государствах с антидемократическим режимом реально могут воздействовать на правовую систему только те личности, которые входят в правящие органы государства или одна личность (например при авторитарном режиме).


В государствах с демократическим режимом на правовую систему оказывают влияние не только отдельные личности, но и всё гражданское общество. Это воздействие осуществляется путём проведения честных (не фальсифицированных) выборов в правящие органы или референдумов (голосования по отдельным проблемным вопросам).


Заключение


В работе было раскрыто определение правовой системы как совокупности установленных правил. Была подробно изложена структура правовой системы, указаны принципы построения правовой системы правового государства.


Автор рассмотрел личность как человека, обладающего определёнными характеристиками.


В работе были изложены разные варианты воздействия человека на правовую систему в зависимости от формы правления государства.


Роль личности в формировании правовой системы государства во многом зависит от человеческого общества данного государства.


Список использованных источников


1. Хропанюк В.Н. Теория Государства и Права: Учебник - М., 2002 г


2. Кикоть В.Я., Лазарев В.В. Теория Государства и Права: Учебник - М., 2008 г.


3. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. - М.: ПЕР СЭ, 2007 г.


4. Ожигов С.И. Словарь русского языка. - М: 1990 г.



[1]
Хропанюк В. Н. Теория Государства и Права : Учебник – М: 2002 г., с 171.


[2]
С. И. Ожигов. Словарь русского языка . – М: 1990 г.


[3]
Лазарев В. В. Общая Теория Государства и Права: Учебник – М: Юность, 2001 г.


[4]
Хропанюк В. Н. Теория Государства и Права : Учебник – М: 2002 г., с .290


[5]
Лазарев В. В. Общая Теория Государства и Права: Учебник – М: Юность, 2001 г.


[6]
В. Я. Кикоть, В.В. Лазарев. Теория Государства и Права : Учебник- М., 2008. – С. 364.


[7]
В. Я. Кикоть, В.В. Лазарев. Теория Государства и Права : Учебник- М., 2008. – С. 363.


[8]
В. Я. Кикоть, В.В. Лазарев. Теория Государства и Права : Учебник- М., 2008. – С. 365.


[9]
Хропанюк В.Н. Теория Государства и Права: Учебник – М: 2002 г – С. 216- 218.


[10]
Хропанюк В. Н. Теория Государства и Права: Учебник – М: 2002 г., с 219 - 220


[11]
С. И. Ожигов. Словарь русского языка . – М: 1990 г.


[12]
Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.


[13]
Хропанюк В. Н. Теория Государства и Права : Учебник -М., 2002 г.- С. 100


[14]
Хропанюк В. Н. Теория Государства и Права : Учебник -М., 2002 г.- С. 101


[15]
Хропанюк В. Н. Теория Государства и Права : Учебник -М., 2002 г.- С. 106


[16]
Хропанюк В. Н. Теория Государства и Права : Учебник -М., 2002 г.- С. 107


[17]
Хропанюк В. Н. Теория Государства и Права : Учебник -М., 2002 г.- С. 106 -116


[18]
В. Я. Кикоть, В.В. Лазарев. Теория Государства и Права : Учебник- М., 2008. –С. 187


[19]
Хропанюк В. Н. Теория Государства и Права : Учебник -М., 2002 г.- С. 112


[20]
Хропанюк В. Н. Теория Государства и Права : Учебник -М., 2002 г.- С. 113


[21]
В. Я. Кикоть, В.В. Лазарев. Теория Государства и Права : Учебник- М., 2008. –С. 190 - 191


[22]
В. Я. Кикоть, В.В. Лазарев. Теория Государства и Права : Учебник- М., 2008. –С. 190 - 191


[23]
Хропанюк В. Н. Теория Государства и Права : Учебник -М., 2002 г.- С. 123 – 124


[24]
Хропанюк В. Н. Теория Государства и Права : Учебник -М., 2002 г., - с. 124


[25]
Хропанюк В. Н. Теория Государства и Права : Учебник -М., 2002 г., с. 125



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.